Под запросом котировок понимается способ определения поставщика в 2020 году

Самое важное в статье: "Под запросом котировок понимается способ определения поставщика в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Запрос котировок

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. (Ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Реклама спонсоров: Сравнение видов фасадных панелей для наружной отделки дома. Изоспан в купить в хабаровске стройся строительные материалы купить os27.ru. Гидра без тор подробности здесь.

Статья 72. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ,
от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ,
от 23.04.2018 № 108-ФЗ, от 29.06.2018 № 174-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 03.08.2018 № 311-ФЗ,
от 30.10.2018 № 393-ФЗ, от 27.12.2018 № 502-ФЗ, от 27.12.2018 № 512-ФЗ, от 27.12.2018 № 518-ФЗ)

§ 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

Статья 72. Проведение запроса котировок

1. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

3. Не допускается взимание платы за участие в запросе котировок.

Статья 72. Проведение запроса котировок

Ст. 72 44-ФЗ в последней действующей редакции от 4 июня 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 72. Проведение запроса котировок

1. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

3. Не допускается взимание платы за участие в запросе котировок.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. (Ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Конкурсы:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • закрытый конкурс
  • закрытый конкурс с ограниченным участием
  • закрытый двухэтапный конкурс

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. (Ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Открытый конкурс

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. (Ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Конкурс с ограниченным участием

Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. (Ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Двухэтапный конкурс

Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. (Ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Читайте так же:  Руководитель отдела контроля качества должностная инструкция в 2020 году

Закрытый конкурс

Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 44-ФЗ, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, и победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. (Ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Закрытый конкурс с ограниченным участием

Под закрытым конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом закрытого конкурса с ограниченным участием, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 44-ФЗ, и победителем такого конкурса признается его участник, прошедший предквалификационный отбор и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам такого конкурса. (Ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Закрытый двухэтапный конкурс

Под закрытым двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о проведении такого конкурса и конкурсная документация направляются заказчиком ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 84 44-ФЗ, и победителем такого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса. (Ч. 14 ст. 85 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Как в закупке по 44-ФЗ выбрать метод определения поставщика

В отличие от 223-ФЗ, закон о госзакупках строго регламентирует способы, которыми определяются поставщики. Заказчикам доступны лишь несколько методов, причем некоторые из них пользуются особой популярностью, а к другим прибегают изредка. Расскажем о том, как заказчики выбирают метод закупки.

Статистика закупок по 44-ФЗ говорит о том, что наибольшей популярностью пользуются:

  • электронный аукцион;
  • заключение контракта с единственным поставщиком;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Расскажем о них поподробнее и сравним друг с другом.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Открытый конкурс или электронный аукцион?

Способом, который используется «по умолчанию», закон считает открытый конкурс. Другими словами, если для проведения процедуры иным способом нет оснований, то нужно проводить именно его. Электронный аукцион, в свою очередь, обязательно проводить для закупки товаров из утвержденного Правительством аукционного перечня. Но никто не запрещает закупать им и другие объекты — главное, чтобы предмет закупки можно было четко описать, а заявку оценить лишь по цене. То есть для объектов закупки, не вошедших в перечень, аукцион и открытый конкурс могут чаще всего применяться на равных основаниях.

Однако конкурс сильно проигрывает аукциону в простоте подготовки и оценки заявок, а также в легкости проведения, поэтому пользуется гораздо популярностью.

Другими преимуществами электронного аукциона являются:

  • проведение через ЭТП, что существенно упрощает процедуру для заказчика и поставщиков;
  • прозрачность — весь процесс можно наблюдать онлайн, причем до окончания торгов состав участников неизвестен ни заказчику, ни конкурентам.

Из минусов аукциона отметим такие:

  • возможность технических сбоев, поскольку процедура происходит в электронном виде;
  • оценка заявок осуществляется лишь по одному критерию — по цене (не учитывается качество).

Чтобы минимизировать влияние последнего фактора, рекомендуется тщательно описывать требования к закупаемому объекту.

Таким образом, простота, прозрачность и практическое отсутствие ограничений по объектам закупки делает электронный аукцион гораздо популярнее открытого конкурса.

Кроме открытого существуют двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.
А в некоторых случаях проводится закрытый конкурс. Однако назвать их популярными в силу сложности и ограниченных оснований для проведения нельзя.

Контракт с единственным поставщиком

Если бы заказчикам дали волю, то, наверное, все контракты заключались бы с единственным поставщиком. Однако закон существенно ограничивает их в этом праве. В статье 93 приведен исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях такая процедура запрещена.

Исключение составляют лишь так называемые малые закупки, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 закона. Суть в том, что закупать у единственного поставщика можно любые товары, работы или услуги на сумму не более 100 тыс. рублей в рамках одного контракта. Также установлены дополнительные ограничения на общий объем закупок, осуществленных таким образом.

Преимущества контракта с единственным поставщиком для заказчиков очевидны:

  • не нужно тратить время и другие ресурсы на подготовку и проведение закупки;
  • можно быстро удовлетворить возникшую нужду, не меняя плановых документов;
  • можно работать с проверенным поставщиком.

Минус заключается в том, что метод является неконкурентным, поэтому не всегда способен обеспечить лучшие условия заключения контракта.

Запрос котировок

Запрос котировок также является очень удобным для заказчика вариантом закупить товары, работы или услуги, особенно когда это необходимо сделать оперативно. При этом цена контракта ограничена суммой 500 тыс. рублей, за редким исключением, которое установлено в статьях 75 и 76 закона 44-ФЗ.

Также есть случаи, когда запрос котировок объявить нельзя: если закупка должна проводиться закрытыми методами или посредством конкурса с ограниченным участием.

Из плюсов запроса котировок отметим:

  • высокую оперативность процедуры;
  • возможность оценивать заявки не только по цене, но и по качеству;
  • простоту, а значит, низкий риск нарушений.

К минусам отнесем то, что в запросе котировок:

  • отсутствует обеспечение заявки, что открывает дорогу недобросовестным поставщикам;
  • невозможно выделить лоты.

Подведем итоги

Чаще всего при выборе метода закупки заказчик действует по такому алгоритму:

  1. Определяет, нет ли основания для проведения закупки каким-то конкретным способом, например, посредством конкурса с ограниченным участием или закрытой процедуры.
  2. При отсутствии таких оснований, исходя из суммы контракта, определяет, можно ли провести закупку у единственного поставщика или запрос котировок. Если сумма вписывается в одну из этих процедур, то выбор падает на нее (при условии, что не превышен годовой объем закупок, осуществленных соответствующим образом).
  3. Если провести запрос котировок или закупку у единственного поставщика невозможно, заказчик проводит электронный аукцион, а в некоторых случаях — открытый конкурс.
Читайте так же:  Является ли расписка документом подтверждающим факт оплаты в 2020 году

Статья 72. Проведение запроса котировок

Ст. 72 44-ФЗ в последней действующей редакции от 4 июня 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 72. Проведение запроса котировок

1. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

3. Не допускается взимание платы за участие в запросе котировок.

Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные Неконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный) Закупка у единственного поставщика Аукцион Запрос котировок (в т. ч. и электронный) Запрос предложений (в т. ч. и электронный) Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия. С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины. Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Закрытый с ограниченным участием Закрытый двухэтапный Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением. Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ». Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену. Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия. Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

Читайте так же:  Правила содержания подвальных помещений в многоквартирном доме в 2020 году

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

44-ФЗ: старые и новые способы определения поставщика

Закон 44-ФЗ претерпел кардинальные изменения. Среди прочего, появилось несколько новых способов определения поставщика. Все они электронные. Эти способы носят названия, схожие со знакомыми, и имеют те же основаня для применения. Однако важно помнить, что правила проведения и сроки у электронных и бумажных процедур зачастую разные. И главное — по умолчанию с 2019 года проводятся электронные процедуры.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.

В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.
  5. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Конкурентные и неконкурентные процедуры

В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными, за исключением контракта с единственным поставщиком. Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ. Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей. Кроме того, есть основания для закупки подобным способом у естественных монополий (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.

При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.

Когда применяются закрытые процедуры

Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований:

  1. Объект закупки связан в гостайной.
  2. Данные о государственных нуждах составляют тайну.
  3. Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей — редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
  4. Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
  5. Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс
  • направить предложение
    заключить договор одному
    участнику;
  • принять предложение
    об условиях договора
    только от одного
    участника

Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.

Решение о способе определения поставщика

Если в бюджете прописана общая сумма на поддержание готовности судов к эксплуатации, а в плане-графике эта сумма разбита на несколько закупок, присутствует ли в таком случае нарушение?

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Планирование осуществляется в соответствии с утвержденным бюджетом. В план-график, план закупок заноситься информация о закупках заказчика. Способ закупки определяется в соответствии положениями Закона № 44-ФЗ.

В соответствии ч.5 ст. 24, 44-ФЗ решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком. Таким образом, в данной ситуации, заказчик ничего не нарушает.

Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Комментируемая статья содержит общие положения о способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), т. е. о возможных процедурах, осуществляемых заказчиками, в результате проведения которых заключается государственный или муниципальный контракт.

Частью 1 данной статьи определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 2 комментируемой статьи раскрывает перечень способов определения поставщиков, которые в рамках Закона о контрактной системе являются конкурентными. К указанным способам определения поставщиков относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Понятие конкурса определено в ч. 3 рассматриваемой статьи, под которым понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Читайте так же:  Правила оказания материальной помощи безработным гражданам в 2020 году

Часть 4 анализируемой статьи определяет основное отличие аукциона от конкурса: победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, в то время как цена при проведении конкурса является лишь одним из критериев оценки заявок участников.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком. При этом выбор способа определения поставщика «связан» императивными нормами Закона о контрактной системе, что означает содержащаяся в рассматриваемой норме фраза «в соответствии с положениями настоящей главы». Кроме того, данной нормой установлено, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Следует отметить, что ст. 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требования, установленных Законом о контрактной системе, при принятии должностным лицом заказчика решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 6 рассматриваемой статьи предусматривает возможность выделения лотов при осуществлении закупок путем проведения конкурса или аукциона. Применительно к рассматриваемой норме лот означает выделение партии однородных товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых заключается отдельный контракт по итогам осуществления закупки. Соответственно, в отношении каждого лота при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Необходимость выделения лотов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Конкретные особенности применения способов закупок будут рассмотрены далее.

Закупки путем запроса котировок

Закупки путем запроса котировок совершаются в российской практике с 1997 года. Однако применение такого механизма закупок до сих пор вызывает много вопросов у сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих учреждений-заказчиков. Правила ведения закупок путем запроса котировок с учетом правоприменительной практики разъясняет этот материал.

Александра Симонова, аудитор, консультант по управлению закупками

Запрос котировок как популярный способ закупок

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах (работах или услугах) сообщается неограниченному кругу лиц. Для размещения извещения о проведении запроса котировок используется единая информационная система (извещения размещаются на официальном сайте ). Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Популярность закупок путем запроса котировок обусловлена рядом преимуществ этого способа закупок:

  • меньшая продолжительность процедуры, по сравнению с конкурсом или электронным аукционом, более оперативное обеспечение нужд конкретного учреждения в товарах (работах, услугах);
  • меньшее количество процедур и, соответственно, объема оформляемых документов.

В связи с этим на запрос котировок приходится весьма значительная доля всех закупочных процедур у большинства заказчиков.

«Госзакупки в учреждениях» – первый журнал о госзакупках. Скачайте бесплатно пилотный номер здесь.

Размещение заказа путем запроса котировок впервые было регламентировано в российском законодательстве Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305. С тех пор этот способ закупок неоднократно претерпевал существенные изменения. Возможно, именно из-за обилия изменений заказчики допускают ошибки при совершении закупок путем запроса котировок. Например, заказчик, согласно статьям 28–30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) может установить в извещении о проведении запроса котировок преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Если в заявке на размещение заказа указанные преимущества не будут продублированы и это затронет интересы исполнителей, то учреждение, скорее будет, подвергнуто внеплановой проверке со стороны ФАС России (решение Комиссии Магаданского УФАС России от 18 февраля 2015 г. № по делу № 04-30/06-2015).

Условия использования запроса котировок

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не может превышать 10 процентов объема средств, предусмотренных на все закупки. При этом в рублевом эквиваленте этот объем не может составлять более 100 млн руб. в год, а начальная (максимальная) цена каждого отдельного контракта (НМЦК) может составлять не более 500 тыс. руб.

Другими словами, если у заказчика планируемый годовой объем закупок составляет 10 млн руб., то путем запроса котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 1 млн руб. в течение всего года. По количеству заключаемых контрактов комбинации вариантов могут быть различны, например:

  • 2 контракта по 500 тыс. руб.;
  • 4 контракта по 250 тыс. руб.;
  • 1 контракт на 500 тыс. руб. и 2 контракта по 250 тыс. руб.

Таким образом, заказчику важно определить, какие товары (работы, услуги) на общую сумму 1 млн руб. целесообразнее и приоритетнее закупать в 2015 году именно путем запроса котировок. Для этого необходимо проанализировать закупочный опыт учреждения в предыдущие периоды в разрезе объектов закупки и выявить приоритетные объекты закупок в отношении запроса котировок. Например, учреждение-заказчик выяснило, что в указанных стоимостных пределах ранее закупало канцелярские товары и горюче-смазочные материалы. Если в условиях 2015 года такой возможности у заказчика нет, то необходимо принять решение и разделить объекты закупки на две группы:

  • закупки посредством запроса котировок;
  • закупки иными способами – например, проводимые через электронный аукцион.

Если продолжить пример с канцтоварами и ГСМ, то прежде всего необходимо учесть специфику закупок. Так, в отношении ГСМ сложно прогнозировать объемы потребления и динамику цен в течение года. В свою очередь, канцелярские товары могут быть закуплены на год или полугодие вперед с учетом возможного дальнейшего хранения в случае потребления в меньшем объеме, чем планировалось изначально. Таким образом, заказчику целесообразнее закупать ГСМ путем запроса котировок, а канцелярские товары – по итогам электронного аукциона.

Процедурные особенности запроса котировок

В извещении о проведении запроса котировок заказчик указывает следующие данные:

  • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме;
  • информацию о контрактной службе или контрактном управляющем, которые отвечают за заключение контракта;
  • сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • преимущества, предоставляемые заказчиком для отдельных категорий участников.
Читайте так же:  Получить упрощенное российское гражданство гражданину украины в 2020 году

Заявка подается в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание. При проведении запроса котировок производится вскрытие конвертов. По сути, это процедура публичного оглашения информации, содержащейся в заявке каждого участника. При этом непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок комиссия обязана объявить участникам о возможности подачи заявок. Следовательно, если участник сомневается в добросовестности заказчика, то он имеет право принести конверт с заявкой непосредственно на процедуру вскрытия конвертов.

Несмотря на детальную проработку многих процедур и документов, в Законе № 44-ФЗ до сих пор есть нестыковки норм, и отдельные процедурные вопросы не урегулированы. Например, заказчик обязан вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, но требование о документальном протоколировании процедуры вскрытия отсутствует: протоколируется только рассмотрение и оценка заявок.

На вскрытие конвертов с заявками, их рассмотрение и оценку отводится один рабочий день – следующий за датой окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчика имеет право:

  • внести изменения в извещение о проведении запроса котировок;
  • отменить ранее объявленную процедуру.

Изменение извещения или отмена запроса котировок

При внесении изменений в извещение заказчик имеет право изменить любое условие проводимой процедуры, за исключением непосредственного самого объекта закупки. Например, если предметом объявленного запроса котировок названо оказание услуг информационного характера, то заказчик не сможет заменить, например, информационные услуги на образовательные.

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ). При этом у заказчика возникает обязанность продления срока подачи котировочных заявок. Это связано, прежде всего, с необходимостью корректировки ранее поданных заявок под обновленные условия проводимого запроса котировок.

В законе № 44-ФЗ сроки запроса котировок дифференцированы в зависимости от объявленной начальной максимальной цены контракта. Так, сроки подачи заявок продлеваются:

  • если НМЦК не превышает 250 тыс. руб. – не менее чем на 4 рабочих дня;
  • при НМЦК от 250 до 500 тыс. руб. – не менее чем на 7 рабочих дней.

Если у заказчика отпала необходимость в объявленной закупке, он имеет право принять решение об отмене запроса котировок не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок и в тот же день разместить такое решение на официальном сайте (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). Права участников отчасти корреспондируют с правами заказчика: если заказчик внес изменения в извещение о проведении запроса котировок, то участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку.

Если по истечении установленного в извещении срока подана только одна заявка на участие в запросе котировок, заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 4 рабочих дня. На практике комиссия вскрывает конверт с единственной поступившей заявкой, и по итогам ее рассмотрения принимается решение. В случае положительного решения заключается контракт с единственным поставщиком (но только после согласования с уполномоченным органом контроля в сфере закупок). Если единственная заявка отклонена, срок подачи заявок продлевается. Его увеличение на 4 рабочих дня необходимо также, если подано несколько заявок, но по итогам рассмотрения все они отклонены. При этом заказчик дополнительно персонально информирует о запросе котировок не менее трех потенциальных контрагентов, которые могут произвести поставку необходимого товара, выполнить искомые работы или оказать нужные услуги (ч. 2 ст. 79 Закона № 44-ФЗ).

Требования к участникам запроса котировок

Часть базовых положений Закона № 44-ФЗ относится ко всем способам закупок. Это, например, требования к участникам закупки, извещению, описанию объекта закупки. Вместе с тем, в отношении каждого отдельного способа закупки прописаны и специфические параметры, которые необходимо учитывать при организации и проведении каждой конкретной закупочной процедуры.

В извещении о проведении запроса котировок указываются единые критерии допуска и оценки участников, не зависящие от способа закупки (ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), например:

  • соответствие требованиям законодательства РФ к поставщикам товаров, исполнителям работ или услуг, выступающих предметом закупки;
  • правоспособность участника закупки заключать контракт;
  • отсутствие в отношении участника закупки процедур ликвидации, решения арбитражного суда о банкротстве и открытии конкурсного производства, приостановления деятельности участника в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Особое место среди требований занимает отсутствие у участника закупки недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам в бюджет. При этом в составе долгов не учитываются суммы:

  • в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка, получен инвестиционный налоговый кредит либо проведена реструктуризация;
  • обязанность уплаты которых признана исполненной по действующему решению суда;
  • признанные безнадежными к взысканию.

Кроме того, в счет не идет неуплата за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки не считается должником перед бюджетом и в том случае, если он обжаловал взыскание недоимки или задолженности и решение по его заявлению на дату рассмотрения заявки не принято.

Еще одна группа требований относится к физическим лицам. Так, для руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации – участника закупки недопустимы:

  • судимость за экономические преступления, за исключением погашенной либо снятой;
  • лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью в связи с объектом закупки;
  • дисквалификация.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, потенциальный контрагент допускается к участию в запросе котировок, только если в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не фигурирует информация об этом участнике запроса котировок, его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа или единоличном руководителе.

Если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, участником закупки может быть только обладатель таких прав. Это требование не касается контрактов на создание или исполнение произведений литературы или искусства, а также на финансирование проката или показа национального фильма.

Также смотрите:
– Закупки 2015 : специальная подборка материалов
– Правила закупок 2015
– Открытый конкурс на закупку
– Электронный аукцион
– Расчет совокупного годового объема закупок
– Закупки в Крыму и Севастополе

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here