Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году

Самое важное в статье: "Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Изменения налогового законодательства с 2020 года: новый порядок взыскания недоимки и зачета переплаты

Tiko0305 / Depositphotos.com

Ранее мы уже рассказывали об отдельных изменениях, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ (в части страховых взносов, уплаты и декларирования налогов физлицами, исчисления НДФЛ с доходов от операций физлиц с имуществом, предоставления 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, возврата госпошлины). Сегодня остановимся на некоторых иных поправках, не вошедших в наши предыдущие публикации.

С 1 апреля 2020 года налоговые органы смогут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии у них недоимки или задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование.

  • Единый налоговый платеж физлиц:

С помощью ЕНП граждане смогут уплачивать не только имущественные налоги (транспортный, земельный налоги и налог на имущество физлиц), как сейчас, но и НДФЛ. Эта поправка вступит в силу 1 января 2020 года.

  • Взыскание недоимки, пеней, штрафов и процентов:

Статья 46 НК РФ дополнена новыми положениями, предусматривающими особенности взыскания небольших сумм задолженности. Так, по общему правилу, налоговые органы будут принимать в отношении организаций и ИП решение о взыскании, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. Но есть исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, общая сумма долга, пеней, штрафов так и не превысит 3 тыс. руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока.

Эта норма вступит в силу с 1 апреля 2020 года.

  • Обязанности организаций- плательщиков транспортного и земельного налогов:

С 1 января 2021 года для налогоплательщиков-организаций вводится дополнительная обязанность – они должны будут направлять в налоговый орган сообщение о наличии у них транспортных средств и земельных участков в случае неполучения от налогового органа сообщения о начислении подлежащего уплате налога за период владения данными объектами налогообложения. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Если же организация ранее направляла в налоговый орган заявление о предоставлении льготы по указанным налогам в отношении соответствующего объекта налогообложения, представлять такое сообщение не нужно.

С 1 октября 2020 года будет снято ограничение, предусматривающее, что зачесть между собой можно налоги только одного вида. С указанной даты утратит силу норма, согласно которой зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Еще одно изменение: при проведении камеральной проверки срок принятия решения о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога будет начинать исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем ее завершения, или со дня, когда она должна была закончиться. Если же в ходе проверки будет выявлено нарушение законодательства о налогах и сборах, этот срок будет исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки. Данная норма вступит в силу 29 октября 2019 года.

  • Постановка физлиц на налоговый учет:

Перечень сведений, на основании которых осуществляется постановка на учет физических лиц, дополнен сведениями о рождении, содержащимися в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

  • Информация о клиентах, сообщаемая банками в налоговые органы:

С 1 апреля 2020 года банки должны будут сообщать в налоговые органы информацию о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также о предоставлении права или прекращении права физлица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

С 1 апреля 2020 года налоговые органы будут размещать сведения о принятых ими обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено такое решение. Эти сведения исключены из состава сведений, составляющих налоговую тайну. Нововведение позволит пресечь возможные неправомерные действия с указанным имуществом, в том числе его отчуждение.

Установлена обязанность органов, осуществляющих госземнадзор, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании сельхозугодий по целевому назначению. Это позволит применять к таким объектам повышенную налоговую ставку.

А для предоставления льгот по земельному налогу для многодетных семей уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ или учреждения социальной защиты населения должны будут ежегодно представлять в налоговые органы сведения о лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Оба эти положения вступят в силу 1 июля 2020 года.

Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 декабря 2019 г. № ГД-2-14/[email protected] “О рассмотрении обращения”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Проводимая налоговыми органами работа по учету физических лиц с применением идентификационного номера налогоплательщика (далее — ИНН) осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Читайте так же:  Признание административного иска административным ответчиком в 2020 году

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет физических лиц.

Ведение налоговыми органами в установленном порядке учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица (пункт 7 статьи 83 Кодекса). При этом налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (пункт 10 статьи 83 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 84 Кодекса каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов ИНН.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих код налогового органа (4 знака), порядковый номер записи о лице в ЕГРН (б знаков) и контрольное число (2 знака). Таким образом, ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 84 Кодекса налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику налоговых уведомлениях.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.

При этом применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером. Фамилия, имя и отчество присутствуют во всех документах, независимо от указания или не указания в них ИНН.

Кроме того, сообщается, что согласно подпунктам 2 и 3 пункта 20 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, разработанного в соответствии с пунктом 7 статьи 84 Кодекса и утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 №ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», ИНН физического лица может быть признан недействительным в случаях:

— снятия с учета физического лица в налоговом органе в связи с его смертью;

— обнаружения у физического лица более одного ИНН.

Процедура «аннулирования» ИНН по желанию налогоплательщика не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, учет физических лиц в налоговых органах без присвоения ИНН законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен.

Одновременно сообщается, что в определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2000 N КАС00-273 сказано, что ИНН по своей структуре не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

ФНС сообщила, что учет физлиц в налоговых органах без присвоения ИНН законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.

ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных. Он применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов и ускорения обработки информации в интересах соблюдения прав граждан.

ФНС разрешила налоговым органам не консультировать налогоплательщиков

ФНС прокомментировала обращения налогоплательщиков по вопросу неисполнения сотрудниками налоговых органов своих обязанностей в части предоставления консультационных услуг (заполнения за заявителей налоговых деклараций, трактование норм налогового законодательства).

В письме от 27.12.2018 № ГД-4-19/[email protected] ведомство отмечает, что статья 32 НК РФ обязывает налоговые органы оказывать налогоплательщикам услуги по бесплатному информированию:

  • о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Также данная норма предписывает налоговым органам представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

В рамках бесплатного информирования сотрудник ТНО предоставляет налогоплательщику полную, достоверную, актуальную информацию по интересующему заявителя вопросу.

В отличие от информирования, консультирование представляет собой разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемной ситуации, последствий каждого из них и представление рекомендаций наиболее оптимального варианта решения.

ФНС обращает внимание, что законодательством не предусмотрено предоставление налоговыми органами консультационных услуг налогоплательщикам (заполнение деклараций (расчетов), трактование законодательства о налогах и сборах).

На налоговые органы возложена обязанность предоставлять налогоплательщикам услугу по бесплатному информированию.

Право налогоплательщиков на получение информации о налогах, а также письменных разъяснений о применении налогового законодательства закреплено в ст. 21 НК РФ.

Так, плательщики имеют право получать от налоговиков:

  • бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним НПА;
  • бесплатную информацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • актуальные формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Также плательщики имеют право получать от Министерства финансов РФ финансовых органов субъектов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Что и как сообщить в налоговую с 2020 года: изменения

Иногда закон прямо обязывает налогоплательщика (налогового агента) сообщить в налоговую инспекцию соответствующую информацию, имеющую значение для начисления налогов и иных платежей. И вот что меняется в этом отношении в 2020 году.

Отмена обязанности

С 1 января 2020 года согласно новой редакции подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ, где перечислены основные обязанности плательщиков, больше не нужно сообщать в налоговую об обособленных подразделениях организации без расчетного счета, которые выплачивают работникам доходы и которым переданы такие полномочия – начислять и производить выплаты, вознаграждения.

Если такие полномочия у обособки отобраны, сообщать об этом в ИФНС с 2020 года тоже не нужно.

Отметим, что до 2020 года сообщать надо было обо всех обособленных подразделениях компании, которые начисляли доходы физлицам.

Изменения в НК РФ внесли подп. «б» п. 3 ст. 1 и подп. «а», «в» п. 85 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Читайте так же:  Покупка квартиры по генеральной доверенности риски покупателя в 2020 году

Новая обязанность по налоговому учету физлиц

С 1 апреля 2020 года согласно новому п. 7.4 ст. 83 и новому п. 2.1 ст. 84 НК РФ иностранных граждан без жительства и места пребывания нужно ставить на налоговый учет.

Так, организации и ИП обязаны подавать сведения для постановки на налоговый учет иностранцев, не имеющих статуса ИП, если у таких их сотрудников в России нет:

  • места жительства;
  • места пребывания;
  • недвижимости;
  • транспорта.

По такой информации от нанимателя инспекция ФНС поставит иностранца на учет.

Отметим, что до 2020 года не было оснований ставить таких лиц на налоговой учет.

Механизм такой: ИФНС направляет уведомление работодателю, который обязан передать документ иностранцу. Затем работодатель должен передать инспекции подтверждение того, что сотрудник-иностранец получил уведомление.

Данные нововведения также распространяются на работников, не имеющих гражданства любой страны.

Если у иностранца несколько организаций (ИП) являются для него источниками выплаты доходов, то его ставят на налоговый учет на основании первых сведений, представленных в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ.

Налоговая поставит иностранца на учет в течение 15 дней со дня получения сведений о нём и в тот же срок выдаст (направит) в адрес организации (ИП) уведомление о постановке на учет такого иностранного гражданина.

Указанные изменения в НК РФ внёс подп. «д» п. 25 и подп. «б» п. 26 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Заявлять льготу по транспорту больше не нужно

С 2020 года Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ ввёл порядок предоставления физлицам льгот по транспортному налогу без заявлений от них.

То есть льготникам, владеющим облагаемыми транспортными средствами, больше не нужно обращаться с заявлениями в ИФНС, если у нее уже есть соответствующие сведения, полученные в рамках межведомственного взаимодействия:

  • от ПФР – о пенсионерах, предпенсионерах, инвалидах;
  • от органов соцзащиты населения – о многодетных;
  • от ГИБДД – например, об авто до 70 л.с., освобождаемых от налогообложения на основании закона субъекта РФ о транспортном налоге.

По налогу на имущество физлиц ИФНС ответит через МФЦ

С 2020 года Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ упростил процедуры взаимодействия физических лиц с инспекциями по вопросам налогообложения имущества.

Дополнительно к существующим способам граждане теперь могут направлять ключевые документы в налоговые инспекции и получать ответы через МФЦ («Мои документы»). Таким способом можно подать:

  • заявление на льготу по налогу на имущество физических лиц;
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения, для которых предоставляется льгота по налогу на имущество физлиц;
  • заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физлиц.

Однако для реализации указанных возможностей высший исполнительный орган госвласти региона должен принять решение о возможности оказания таких услуг в МФЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2020 года

Если на дату составления сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов организация не представит заявление о налоговой льготе, то инспекторы рассчитают налоги без учета льгот. Такой вывод следует из письма ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/[email protected]

Напомним, что с отчетности за 2020 год организациям не придется сдавать декларации по транспортному и земельному налогам. При этом компании по-прежнему будут рассчитывать данные налоги, и вносить их в бюджет. Налоговики, в свою очередь, тоже станут определять суммы транспортного и земельного налогов на основании информации, которой они располагают. Сумму налога, а также объект налогообложения, облагаемую базу, налоговый период и налоговую ставку налоговики укажут в сообщении, которое направят организации или ее обособленному подразделению (начиная с 01.01.2021).

Чтобы проинформировать налоговые органы об имеющихся льготах, потребуется подать заявление. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/[email protected] По результатам рассмотрения заявления инспекция направит организации уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе (п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ).

Авторы письма обращают внимание на следующее. В течение года налогоплательщики вносят авансовые платежи по земельному и транспортному налогам, если законом субъекта РФ или нормативным правовым актом муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении года надо перечислить суммы налогов (п. 3 ст. 363 и п. 2 ст. 397 НК РФ). Указанные нормы не связывают уплату авансовых платежей и применение налоговых льгот с обязательной подачей заявления о льготе и получением соответствующего уведомления до окончания срока уплаты авансов за I квартал налогового периода.

В то же время необходимо понимать, что сообщение об исчисленных суммах транспортного и земельного инспекторы составляют на основе информации, имеющейся у налогового органа (в том числе заявления о льготе). В связи с этим, если на дату составления сообщения у налогового органа не окажется информации о предоставленной льготе, налог рассчитают без учета льготы.

Впрочем, получив сообщение, организация сможет в течение 10 дней выразить свое несогласие с величиной налога. Для этого нужно направить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие право на льготу, на пониженную ставку налога и прочие обстоятельства. Налоговики должны изучить пояснения и документы в течение одного месяца (данный срок может быть продлен максимум на один месяц). Если доводы налогоплательщика окажутся убедительными, инспекция направит ему уточненное сообщение с уменьшенной суммой налога. Если же будет выявлена недоимка (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе в предоставлении льготы, но при этом фактически учитывал ее и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговики выставят организации требование об уплате налога.

О порядке предоставления с 2020 года льготы по транспортному и земельному налогам

Согласно новому правилу налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган соответствующее заявление, по результатам рассмотрения которого налогоплательщику будет направляться уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления.

ФНС России сообщает, что нормы НК РФ не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о ее предоставлении до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогам за первый квартал налогового периода.

Кроме того, начиная с 01.01.2021 налоговые органы будут направлять налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах налогов. В отсутствии информации о предоставленной налоговой льготе в сообщение будут включены суммы налогов без учета льготы.

Читайте так же:  Уничтожение вещественных доказательств по административным делам в 2020 году

При этом налогоплательщику предоставлено право в течение десяти дней со дня получения сообщения представить пояснения и документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос: О применении льгот по транспортному и земельному налогам с налогового периода 2020 г.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 декабря 2019 г. N БС-4-21/[email protected]

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО от 21.11.2019 о применении налоговых льгот налогоплательщиками-организациями (далее — налогоплательщики) по транспортному и земельному налогам (далее — налоги) с налогового периода 2020 года и полагает возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 361.1 и абзацем первым пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс, в редакции Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, действующей начиная с налогового периода 2020 года) налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (далее — заявление о льготе).

По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абзац шестой пункта 3 статьи 361.1, абзац второй пункта 10 статьи 396 Кодекса).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о земельном налоге не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают суммы налогов, исчисленные в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 и пунктом 5 статьи 396 Кодекса (пункт 3 статьи 363, пункт 2 статьи 397 Кодекса).

Вышеперечисленные нормы Кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о предоставлении налоговой льготы до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогам за первый квартал налогового периода.

В то же время необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса начиная с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств / земельных участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее — Сообщение).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы.

В дальнейшем в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397Кодекса налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.

Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и принимает установленные законодательством меры по взысканию недоимки (абзац третий пункта 7 статьи 363, абзац второй пункта 5 статьи 397 Кодекса).

Возврат налогов в 2019-2020 годах (заявление и порядок)

Возврат налога в 2019–2020 годах подчиняется тем же общим правилам, что действовали ранее. В данной рубрике собраны материалы, призванные помочь вам в таком не слишком легком деле, как налоговый возврат.

Когда есть право на возврат налога

Всего ситуаций, когда можно претендовать на возврат налога, 3:

  1. Вы переплатили в бюджет.
  2. Налоги неправомерно взыскала ИФНС.
  3. У вас есть право на получение вычета.

В зависимости от ситуации различается и порядок действий по возврату налога. Что предпринять в каждой из них, вам расскажут материалы данной рубрики.

Возврат излишне уплаченного налога

Итак, у вас переплата, и вы хотите ее вернуть. На что следует обратить внимание?

Прежде всего, на дату ее возникновения. На возврат налога Налоговым кодексом отведено 3 года. Исчисляются они с даты возникновения переплаты. И если по обязательным платежам, которые перечисляются только по итогам налоговых периодов, определить эту дату достаточно просто, то по налогам с авансовым механизмом расчетов может возникать вопрос: «Считать срок на возврат налога с даты внесения в бюджет аванса или годового платежа?».

Ответ на этот вопрос ищите в этой публикации. В ней рассмотрен налог на прибыль, но выводы применимы ко всем налогам, которыми мы авансируем бюджет.

Если 3-годичный срок пропущен, на возврат налога можно не рассчитывать.

Если временные рамки позволяют, вам нужно решить, как вы хотите использовать имеющийся излишек. Получить его назад можно не только в форме возврата налога, но и в форме зачета «лишнего» в счет недоимок или будущих платежей. И в том и в другом случае от вас потребуется заявление.

Посмотреть и скачать образец заявления на возврат налога можно в этой статье.

Заявление подано — осталось дождаться решения налоговиков. На решение о зачете у них есть 10 дней, на решение о возврате налога — 1 месяц после получения заявления. За нарушение сроков возврата с ФНС можно получить проценты.

А все спорные вопросы, связанные с налоговой переплатой, вам поможет разъяснить материал «Ст. 78 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Особенности возврата излишне взысканных сумм

Излишне взысканные суммы являются следствием налоговых доначислений, которые впоследствии оказываются незаконными. Например, вас проверили, доначислили налог и пени, а возможно, и штраф. Вы все это уплатили, а затем успешно обжаловали доначисления в суде. У вас есть все основания вернуть то, что взыскано не по закону.

Для возврата налогов в такой ситуации применяются правила ст. 79 НК РФ, которые отличаются от возврата переплаты следующим:

  • Подать заявление на возврат налога вы можете не только в инспекцию, но и сразу в суд.
  • Для возврата налога налогоплательщик подает в налоговый орган заявление – срок для его подачи увеличен с 1 месяца до 3 лет. С какой даты увеличены сроки на подачу заявления, узнайте изпубликации.
  • У налоговиков есть 10 дней с момента получения заявления для принятия решения о возврате излишне взысканного налога.
  • Суммы возвращаются с процентами в любом случае, а не только при нарушении срока возврата.
Читайте так же:  Перечень документов для оплаты обучения материнским капиталом в 2020 году

Форма заявления на возврат излишне взысканных сумм та же, что и для возврата переплаты. О ней читайте здесь.

Возврат налогового вычета

Если в результате применения вычета бюджет остался должен вам некую сумму, вы вправе ее вернуть. Такая ситуация может сложиться у плательщиков:

Возврат вычетов по НДС (его возмещение) происходит по особому сценарию, который прописан в ст. 176 НК РФ.

Ответы на некоторые спорные вопросы по возврату налога на добавленную стоимость можно найти в этом материале.

Если же вам нужны подробности, обратитесь к нашей рубрике «Возмещение НДС».

Аналогичная процедура для вычетов по акцизам предусмотрена ст. 193 НК РФ.

Возврат вычета по НДФЛ зависит от того, где вы его получаете:

  • в ИФНС — в этом случае действуют общие правила ст. 78 НК РФ;
  • на работе — тогда возврат налога должен происходить с учетом ст. 231 НК РФ.

Текст этой статьи и комментарии к ней ищите здесь.

Заявление на возврат налога: образец

Мы кратко рассмотрели все возможные ситуации с возвратом налога. Они разные, но у них есть один обязательный атрибут — заявление.

Документ важен потому, что только посредством его подачи налогоплательщик может потребовать назад суммы, которые переплатил в казну по собственной воле или помимо нее. Не будет заявления — не будет и возврата.

Подача такого заявления запускает возвратный механизм, а также сроки, в которые налоговики должны успеть завершить процедуру, чтобы не навредить бюджету. А значит, от вас требуется правильно его составить и вовремя подать. А помогут вам в этом материалы нашего сайта, например:

Федеральная налоговая служба: Письмо № БС-4-21/[email protected] от 03.12.2019

Вопрос: О применении льгот по транспортному и земельному налогам с налогового периода 2020 г.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО от 21.11.2019 о применении налоговых льгот налогоплательщиками-организациями (далее — налогоплательщики) по транспортному и земельному налогам (далее — налоги) с налогового периода 2020 года и полагает возможным направить следующие рекомендации.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 361.1 и абзацем первым пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс, в редакции Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, действующей начиная с налогового периода 2020 года) налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах, представляют в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (далее — заявление о льготе).

По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абзац шестой пункта 3 статьи 361.1, абзац второй пункта 10 статьи 396 Кодекса).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) о земельном налоге не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают суммы налогов, исчисленные в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 и пунктом 5 статьи 396 Кодекса (пункт 3 статьи 363, пункт 2 статьи 397 Кодекса).

Вышеперечисленные нормы Кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о предоставлении налоговой льготы до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогам за первый квартал налогового периода.

В то же время необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса начиная с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств / земельных участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее — Сообщение).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы.

В дальнейшем в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Кодекса налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.

Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это привело к занижению суммы уплаченного налога), налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и принимает установленные законодательством меры по взысканию недоимки (абзац третий пункта 7 статьи 363, абзац второй пункта 5 статьи 397 Кодекса).

Изменения в налоговом законодательстве с 01 января 2020 года

Добрый день, коллеги!

С 01 января запланировано вступление в силу масштабных изменений налогового законодательства. Часть федеральных законов, предусматривающих указанные изменения, уже опубликована и вступила в силу. Рассмотрим некоторые из положений, вступающих в действие в 2020 году.

На начало 2020 года материал полностью актуален.

Информирование о задолженности посредством СМС

Налоговые органы с 1 апреля 2020 года смогут информировать налогоплательщиков о наличии у них недоимки посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение взыскания небольшой суммы задолженности

Статья 46 НК РФ дополнена новым правилом для взыскания небольшой суммы задолженности, а именно: если общая сумма долга, пеней, штрафов за 3 года не превысит 3 тыс. рублей, решение о взыскании будет приниматься в течение двух месяцев с момента истечения трехлетнего срока, в остальных случаях сохраняет действие общее правило. Указанные положения вступают в силу с 01 апреля 2020 года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Упрощение зачета налога

С 1 октября 2020 года предусматривается возможность осуществлять зачет вне зависимости от вида налогов и сборов, поскольку с указанной даты утратит силу норма, предусматривающая, что зачесть между собой можно налоги только одного вида (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Читайте так же:  Способами приватизации государственного и муниципального имущества являются в 2020 году

Публикация сведений об обеспечительных мерах

С 1 апреля 2020 года на официальном сайте ФНС России будут размещать сведения о принятых налоговыми органами обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов с указанием имущества, в отношении которого вынесено такое решение. Указанная мера направлена на пресечение возможных неправомерных действий с имуществом, в том числе его отчуждения (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новые обязанности организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

С 1 января 2021 года для указанных налогоплательщиков вводится дополнительная обязанность по направлению в налоговый орган сообщения о наличии у них транспортных средств и земельных участков в случае неполучения от налогового органа сообщения о начислении подлежащего уплате налога за период владения данными объектами. За неисполнение этой обязанности установлена ответственность. Другими словами, налогоплательщики будут обязаны сами напоминать налоговым органам о необходимости начисления налога (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по НДФЛ

Сокращение срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: с 01 января 2020 года новый срок сдачи указанных форм — до 1 марта (в настоящее время срок сдачи — до 1 апреля, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Сокращение численности для обязательной сдачи отчетов в электронном виде: с 01 января 2020 года подавать электронные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ должны будут работодатели, которые выплатили доходы 10 или более физическим лицам, в настоящее время электронная отчетность обязательна только для тех налоговых агентов, которые выплатили доходы 25 и более лицам.

Отмена декларации 4-НДФЛ: с 01 января 2020 года налогоплательщики не обязаны подавать декларацию 4-НДФЛ, авансовые платежи по НДФЛ они будут рассчитывать самостоятельно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок уплаты НДФЛ, начисленного при проверке: если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физического лица, но не сделал этого, то организации обязаны будут за счет собственных средств перечислить в бюджет НДФЛ, который им начислили при проверке (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). При этом, уплаченный налоговым агентом за счет своих средств НДФЛ не будет признаваться доходом физического лица. Данное положение вступит в силу с 01 января 2020 года.

Упрощение отчетности для организаций с обособленными подразделениями: если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, то она сможет выбрать одно подразделение, которое будет платить НДФЛ и отчитываться за все подразделения в этом муниципальном образовании. Для реализации данного механизма организация должна не позднее 01 января представить уведомление в налоговый орган и указать, какое подразделение будет отчитываться (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по земельному налогу

Отмена подачи деклараций: с 2020 года организации освобождаются от подачи деклараций, налоговый орган будет присылать сообщение об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Новый порядок получения льготы: с 2020 года организация сможет получить льготу по земельному налогу, если представит в налоговый орган заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected] и приложит к нему документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по транспортному налогу

Отмена подачи деклараций: по аналогии с земельным налогом организации также освобождаются от подачи деклараций, вместо чего налоговый орган сам будет присылать сообщения об исчисленном налоге (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новый порядок для получения льготы: с 2020 года для получения льготы по транспортному налогу организации необходимо подать заявление в налоговый орган (по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]) и приложить документы, подтверждающие льготу (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Новые объекты налогообложения: с 2020 года установлена обязанность оплаты транспортного налога в отношении моторных лодок с двигателем мощностью до 5 л. с. включительно (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение срока уплаты налога: срок уплаты налога изменен на 1 марта следующего года (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения по налогу на имущество

Введена централизованная подача деклараций: с 01 января 2020 года организации, имеющие несколько объектов недвижимости, расположенных на территории разных налоговых органов, смогут подавать единую декларацию по всем объектам недвижимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), по действующим правилам представлять декларацию необходимо было в каждую налоговую по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Отмена авансовых расчетов: с 2020 года организации не будут подавать авансовые расчеты по налогу на имущество (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменение порядка расчета авансовых платежей: при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, авансовые платежи по налогу на имущество будут определяться исходя из новой кадастровой стоимости (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Изменения по УСН

С 01 июля 2020 года вводятся новые ставки по УСН при превышении лимитов, а именно: если доходы превысят установленный лимит (не более 150 млн. рублей в год) не более чем на 50 млн. рублей, а численность не более чем на 30 человек (исходя из лимита не более 100 человек), право на применение УСН сохранится, но налогоплательщик обязан будет применять новые повышенные ставки по налогу: 8% вместо 6 % при УСН «доходы» или 20% вместо 15% при УСН «доходы минус расходы» (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Изменения ПСН

С 2020 года можно будет получить патент на любое количество дней в течение календарного года, при этом, действие купленного патента не может продлеваться на следующий календарный год.

С 1 января 2020 года патентную систему невозможно будет применять при продаже некоторых товаров, подлежащих обязательной маркировке. К ним относятся лекарства, обувь, одежда, шубы и прочие изделия из натурального меха. При этом, даже одна единственная продажа такого товара приведет к автоматической утрате права применять ПСН.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Расширяются полномочия местных органов законодательной власти в части права ограничивать применение ПСН в зависимости от объектов торговли, используемой площади, работающих транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here