Переустройство нежилого помещения в многоквартирном доме в 2020 году

Самое важное в статье: "Переустройство нежилого помещения в многоквартирном доме в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

С 8 января перепланировка нежилых помещений в МКД должна проводиться с соблюдением норм Жилищного кодекса РФ

mmaxer/ Depositphotos.com

8 января 2019 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, согласно которым требования жилищного законодательства к организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме применяются в отношении как жилых, так и нежилых помещений в МКД (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме»).

До указанной даты положениями ЖК РФ регулировались лишь вопросы, связанные с переустройством и перепланировкой жилыхпомещений в МКД. Рассматриваемыми же поправками в нормах ЖК РФ, касающихся проведения переустройства и перепланировки, слова «жилые помещения» заменены на «помещения в многоквартирном доме».

Так, например, пунктом 2 ст. 27 ЖК РФ теперь предусмотрено привлечение к ответственности лиц, самовольно осуществивших переустройство и перепланировку помещения в МКД (то есть как жилого, так и нежилого; ранее же в указанной норме речь шла именно о жилом помещении).

В связи с этим отметим, что в декабре 2018 года в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается уточнить ст. 7.21 КоАП РФ, закрепив в ней ответственность за самовольные переустройство и (или) перепланировку любого помещения в многоквартирном доме и распространив эту ответственность на юрлиц и должностных лиц. Данная инициатива обусловлена тем, что действующая редакция ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольную перепланировку именно жилых помещений в многоквартирных домах и только для граждан.

Кроме того, согласно вступившим в силу поправкам, с 08.01.2019 к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД отнесено принятие решений:

  • о переустройстве и перепланировке помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,
  • об определении лиц, уполномоченных от имени собственников на представление документов на согласование переустройства и (или) перепланировки помещения, входящего в состав общего имущества в МКД.

Также установлено требование о необходимости представления в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование проведения переустройства или перепланировки, протокола общего собрания собственников помещений в МКД о согласии всех собственников на проведение переустройства и (или) перепланировки, если такие работы невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в доме.

Помимо этого, рассматриваемыми поправками к полномочиям органов государственного жилищного надзора отнесено предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юрлицами, ИП и гражданами порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирных домах (с правом проведения внеплановой проверки в случае поступления информации о фактах нарушения установленного порядка).

Перевод квартиры в нежилое помещение по-новому. Обзор изменений законодательства

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

С 9 июня вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, уточняющие условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме. Соответствующий закон 29 мая подписал Владимир Путин (Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»). Изменения направлены на защиту прав собственников квартир, которые часто страдают от соседства с нежилыми помещениями. Рассмотрим, что изменится для предпринимателя с указанной даты.

Расширение перечня документов

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ, содержащей перечень документов, дополнена п. 6 и п. 7. Теперь помимо прочих документов, нужно также предоставить:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
  • согласия собственников всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Ранее таких требований не было и достаточно было предоставить:

  • заявление о переводе помещения;
  • правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
  • поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Что должно быть указано в согласии от соседей?

Как уже было указано выше, согласие необходимо получить от собственников помещений, примыкающих к переводимому помещению.

Примыкающими признаются помещения, имеющие общую стену с переводимым помещением или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением (ч. 2.2. ст. 23 Жилищного кодекса РФ)

Согласие оформляется письменно в произвольной форме, позволяющей определить волеизъявление собственников примыкающих помещений.

Если к формулировкам такого согласия требований нет, то к наличию обязательных реквизитов есть. В нем должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению;
  • полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица – собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению;
  • паспортные данные собственника помещения, примыкающего к переводимому помещению, номер принадлежащего такому собственнику помещения, примыкающего к переводимому помещению, реквизиты документов, подтверждающих право собственности этого собственника на указанное помещение.

Ответа на вопрос, необходимо ли делать согласие от каждого собственника в виде отдельных документов или можно подготовить один документ, в котором указать всех собственников в виде списка. Я считаю, что решение остается на усмотрение собственника, подготавливающего документы.

Повторюсь, главное требование содержания согласия – возможность определить волеизъявление собственников примыкающих помещений. При этом какие-либо критерии, по которым собственники примыкающих помещений могут отказать в даче согласия на перевод, на законодательном уровне не закреплены. В итоге, я допускаю, что на практике возможны случаи, когда собственники таких помещений могут злоупотреблять своим правом и без наличия объективных причин – не давать соответствующее согласие. Также не исключаю и вариант наличия коррупционной составляющей, где собственники в обмен на дачу согласия могут потребовать оплату какой-либо суммы. В то же время возможность оспорить бездействие собственников, которые не хотят давать согласие, не предусмотрена жилищным законодательством.

Читайте так же:  Почетная грамота президента рф является государственной наградой в 2020 году

Требования к протоколу общего собрания

Во-первых, для возможности принятия решений о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение, был расширены полномочия общего собрания собственников. Возможность решения такого вопроса предусмотрена п. 4.5 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ.

Во-вторых, для получения согласия на общем собрании был введен новый механизм определения кворума (необходимого количества голосов для принятия решений на собрании).

Так, если в многоквартирном доме больше двух подъездов, кворум будет, если в собрании приняли участие более 50% голосов в доме, включая:

  • более чем две трети голосов от числа голосов, которыми владеют собственники подъезда, где находится переводимое помещение;
  • не менее половины голосов, которые обладают собственники примыкающих к переводимому помещению.

Для принятия решения будет достаточным наличие количества голосов «ЗА» более 50 % от количества принявших участие, но при условии, что «ЗА» принятие указанного решения проголосовали большинство голосов от принявших участие и являющимися, собственниками помещений в подъезде, где находится переводимое помещение (ч. 1.2. ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

Если в доме один подъезд, то для кворума необходимо:

  • более две трети голосов, принявшие участие в собрании от общего количества голосов;
  • не менее половины голосов, которые принадлежат собственникам, примыкающих помещений к переводимому.

А для принятия решения требуется большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании (ч. 1.2. ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

Рассмотренные выше нововведения не коснутся собственников, приобретающих нежилое помещение в многоквартирном доме, которое уже было переведено из квартиры или изначально было в составе дома.

А тем собственникам, которые планировали подавать документы на перевод в ближайшее время, рекомендую поторопиться, и если успеть это сделать до 9 июня, то представлять дополнительные документы не потребуется. Напомню, что жилищное законодательство, как и гражданское не имеет обратной силы, если иное не указано в принимаемом законе (ст. 6 Жилищного кодекса РФ).

В целях сокращения административных барьеров и упрощения подготовки, оформления и выдачи необходимых документов утверждены новые Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах

Правительством Москвы также утверждены:

Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах» в городе Москве;

Требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах;

Требования к ведению журнала производства работ, оформлению актов на скрытые работы и осуществлению авторского надзора.

Признаны утратившими силу некоторые постановления Правительства Москвы, в частности: Постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 года N 73-ПП «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы»; Постановление Правительства Москвы от 22 июня 2010 года N 502-ПП «Об утверждении Регламента подготовки и выдачи Государственной жилищной инспекцией города Москвы в режиме «одного окна» решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений, связанных с передачей в пользование части общего имущества в многоквартирном доме».

Постановление вступает в силу с 1 декабря 2011 года.

Переустройство нежилого помещения в многоквартирном доме в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 января 2017 г. № 2146-АГ/08 О квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело в рамках своей компетенции письмо Минэкономразвития России от 15 декабря 2016 г. № Д23и-6099 о квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства, сообщает следующее.

Понятия «перепланировка» и “переустройство)” и связанные с ними работы отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство» и включают в себя специальные работы, указанные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, ею частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Читайте так же:  Прекращение права пользования жилым помещением судебная практика в 2020 году

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Правила указывают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

При этом следует отметить, что Правила применяются в часта, не противоречащей Кодексу и ЖК РФ.

Таким образом, если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в пункте 14 части 1 статьи 1 Кодекса, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.

В соответствии с Приказом Горкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее — Приказ) при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований — их частичная разборка, повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных), улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Таким образом, если в результате перепланировки нежилого помещения проектно-сметной документацией предусмотрено изменение параметров объекта капитального строительства, то такие виды работ относятся к реконструкции объекта капитального строительства.

На основании изложенного, по мнению Минстроя России, работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

В соответствии с частью 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования ЖК РФ «переводом помещения из жилого фонда в нежилой» является изменение функциональной принадлежности помещения, его основной характеристики — предназначения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

— заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень указанных видов работ утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.

Реконструкция объекта капитального строительства, в том числе нежилого помещения, осуществляется на основании норм Кодекса. Так, часть 1 статьи 51 Кодекса обязывает застройщика получить разрешения на строительство, и в соответствии с частью 2 статьи 55 Кодекса ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство.

Читайте так же:  Оплата труда работника производится пропорционально отработанному времени в 2020 году

Дополнительно сообщается, что разъяснения о порядке подготовки технических планов помещений, документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции даны в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № Д23и-1578.

Директор
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.В. Гришин

Обзор документа

Минстрой России считает, что работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Отмечено, что переводом помещения из жилого фонда в нежилой является изменение функциональной принадлежности объекта, его предназначения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Разъяснена процедура такого согласования.

Также указано, что виды работ по возведению, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность, должны выполняться только ИП или юрлицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.

Реконструкция объекта, в т. ч. нежилого помещения, возможна на основании норм ГрК РФ. Так, застройщик обязан получить разрешение на строительство и ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения уполномоченного органа.

Переустройство и перепланировка помещений МКД в 2019 году

Ежегодно накануне новогодних праздников выходит большое количество нормативных актов с изменением требований в сфере ЖКХ. Как правило, принятые в спешке НПА совершенно не требуют горящего реагирования, «как снег на голову» наваливаются управляющим организациям. Не успев отработать на практике один закон, в него постоянно вносят доработки и дополнения. При этом, часть изменений, действительно, назрели и подтверждаются сложившейся судебной практикой.

В данной статье речь пойдет о Федеральном законе от 27.12.2018 № 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» (далее закон 558-ФЗ), который вступил в силу 8 января 2019 года. Указанным законом были доработаны нормы ЖК РФ, касающиеся проведения переустройства и перепланировки в помещениях МКД.

Поскольку на федеральном уровне порядок проведения перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме (далее-МКД) закреплен не был, суды при рассмотрении споров о перепланировки нежилого помещения в МКД руководствовались аналогией закона и нормами регионального законодательства (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2018 г. по делу № А67-3631/2017 по Делу № А67-3631/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2018 г. по делу № А32-10418/2017 и т.д.)

Законом 558-ФЗ внесены изменения в статью 20 ЖК РФ:

расширено понятие государственного жилищного надзора (к нему относится, в том числе деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных требований порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

дополнены снованиям для проведения внеплановой проверки (основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме).

Кроме того, к полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления, в области жилищных отношений теперь относятся: определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме и согласование переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме (соответственно).

Ярким примером может стать Постановление Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 16.04.2018г. по делу №А56-48206/2017. Управляющая организация пыталась оспорить предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга об устранении нарушений и приведении помещений чердака в первоначальное состояние. В ходе проверки (по заявлению одного из собственников) Инспекция установила нарушение Обществом требований подпунктов «в» и «е» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), а именно: управляющей организацией не обеспечена доступность пользования помещениями общего пользования многоквартирного жилого дома (допущена перепланировка чердачного помещения – возведение ограждающих конструкций); не обеспечено поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома – в парадной, где квартира 17, допущено возведение ограждающих конструкций без документации, согласованной в установленном порядке. Суды трех инстанций признали предписание законным.

В частности суд кассационной инстанции указал: в рассматриваемом деле отсутствуют доказательства, подтверждающие легитимность перепланировки. Судами установлено, что Общество является организацией, в управлении которой находится вышеуказанный многоквартирный жилой дом, в связи с чем, суды сделали правильный вывод о том, что именно на Общество возложена обязанность по обеспечению доступности использования чердачного помещения, а также обязанность по поддержанию архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией.

Если в МКД в Вашем управлении Вы обнаружите незаконную перепланировку (переустройство) – приложите все силы для приведения помещения в первоначальное состояние!

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих организаций и ТСЖ. Сайты отвечают всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Порядок согласования перепланировки и переустройства нежилых помещений в Москве и Московской области

Оказываем услуги по разработке проектной документации и согласованию перепланировки нежилых помещений в жилых многоквартирных домах и отдельно стоящих зданиях в Москве и Московской области.

Разработаем проект перепланировки и техническое заключение на перепланировку нежилых помещений. Заказать проектную документацию по перепланировке Вы можете заказать у нас, в случае, если планируете самостоятельно согласовывать перепланировку. В качестве бесплатного бонуса – подробная консультация по процедуре согласования Вашего нежилого помещения – детально расскажем куда идти и какие должны быть документы для подачи в согласующие инстанции.

Разработаем проектную документацию и осуществим полное согласование перепланировки нежилого помещения «под ключ». Если у Вас нет времени или желания вступать в общение с чиновниками – всю эту процедуру мы возьмем на себя. От Вас потребуется только сделать доверенность и примерно три раза обеспечить доступ в помещение нашего проектировщика и представителей согласующих органов. Результат услуги – предоставление Вам в завершении процедуры или обновленного технического паспорта БТИ (после перепланировки) или новая выписка из ЕГРН с внесенными данными о перепланировке – в зависимости от того, какой конечный результат Вам нужен.

Регламент согласования перепланировки нежилых помещений в жилых домах в Москве

Регламент, отвечающий на вопрос как согласовать перепланировку нежилых помещений в жилых домах в Москве определяется постановлением правительства города Москвы №508 от 25.10.2011 года (актуализированная редакция от 13.02.2018 г.). С текстами нормативных документов по перепланировке можно ознакомиться здесь.

Процедуру согласования перепланировки нежилых помещений в жилых домах условно можно разделить на два варианта:

— если перепланировка еще не сделана или данные о ней не внесены в документацию БТИ (в выписке из технического паспорта на плане помещения отсутствуют красные линии)

— если перепланировка уже выполнена и этот факт зафиксирован в документах БТИ (в техпаспорте есть красные линии).

Как согласовать перепланировку нежилого помещения в жилом многоквартирном доме в Москве, если перепланировка еще не выполнена.

  1. Получение исходного технического паспорта БТИ.
  2. Необходимо разработать проект перепланировки и техническое заключение о возможности перепланировки.
  3. Согласование проекта перепланировки в Роспотребнадзоре.
  4. Подача документации в Мосжилинспекцию и получение решения о возможности перепланировки.
  5. После завершения ремонтных работ проводится «ввод» или «приемка» помещения. Первым ее этапом, является вызов представителя Жилищной инспекции на объект. По результатам его выхода утверждается акт завершенного переустройства.
  6. Заказ технического паспорта нежилого помещения после перепланировки.
  7. Изготовление технического плана
  8. Подача заявления в Росреестр на внесение изменений в ЕГРН.

Как согласовать перепланировку нежилого помещения в жилом многоквартирном доме в Москве, если перепланировка уже сделана.

  1. Заказ в БТИ технического паспорта в «красных линиях» и поэтажного плана с экспликацией в состоянии до перепланировки
  2. Заказать техническое заключение о безопасности и допустимости выполненной перепланировки
  3. Получение заключение Роспотребнадзора
  4. Подать заявление в Жилищную инспекцию на акт завершенного переустройства нежилого помещения и получить этот акт.
  5. Вызвать техника БТИ и получить обновленную техническую документацию в БТИ по результатам перепланировки.
  6. Заказать технический план помещения
  7. Внести изменений в ЕГРН

Если в результате перепланировки нежилого помещения жилого дома затронуты ограждающие конструкции или другое общедомовое имущество.

При затрагивании общедомового имущества (например, организация из окна дверного проема) согласно ст. 36-46 Жилищного кодекса РФ необходимо получить согласие 2/3 собственников жилого многоквартирного дома. Решение общего собрания собственников оформляется Протоколом (Решением) общего собрания собственников и этот документы вместе с бюллетенями, бланками извещений собственников предоставляется в Жилищную инспекцию.

Кроме того, при затрагивании ограждающий конструкций проект перепланировки должен содержать визуализацию фасадов (существующее положение и визуализацию будущего состояния). Жилищная инспекция в рамках внутриведомственного взаимодействия направляет такой проект проект на получение заключения в Москомархитектуру.

Процедура согласования перепланировки нежилых помещений в нежилых отдельно стоящих зданиях в г. Москва

Согласование, если перепланировка еще не выполнена:

  1. Получение технического паспорта помещения в состоянии «до перепланировки»
  2. Разработка технического заключения о возможности перепланировки и проекта перепланировки
  3. Получения заключения Москомархитектуры (если затрагиваются ограждающие конструкции)
  4. Вызов техника БТИ и получение новых документов БТИ после перепланировки
  5. Нужно заказать технический план помещения
  6. Подать заявку на внесение изменений в ЕГРН и получить новую выписку.

Согласование, если перепланировка уже сделана:

  1. Нужно получить технический паспорт БТИ по результатам выполненной перепланировки с «красными линиями» и поэтажный план и экспликацию в состоянии до перепланировки
  2. На основании этих документов разработать техническое заключение о безопасности и допустимости выполненной перепланировки
  3. Получить заключение Москомархитектуры (при затрагивании фасадов)
  4. Обратиться в БТИ и на основании технического заключения убрать красные линии из документации БТИ
  5. Заказать изготовление технического плана помещения
  6. Внести изменения в ЕГРН

Согласование перепланировки нежилых помещений в жилых многоквартирных домах в Московской области.

В Московской области нет единого регламента согласования перепланировки нежилых помещений для всех городов. В каждом городе (районе) действуют свои нормативные документы. Опишем ниже общий примерный порядок, но для конкретного города этот порядок может несколько отличаться.

Как согласовать перепланировку нежилого помещения в жилом многоквартирном доме в Московской области, если перепланировка еще не выполнена.

Как согласовать перепланировку нежилого помещения в жилом многоквартирном доме в Московской области, если перепланировка уже сделана.

Процедура согласования перепланировки нежилых помещений по уже выполненной перепланировке в Московской области в общем примерно такая-же, как и на еще не выполненную. Отличия же следующие:

Вместе с проектом перепланировки нужно обязательно представить техническое заключение о безопасности и допустимости выполненной перепланировки

Представить в администрацию технический паспорт «после перепланировки» и поэтажный план с экспликацией помещения до перепланировки

Вся остальная процедура такая же как описана выше.

Но, нужно обратить внимание – не во всех городах возможно узаконивание перепланировки по факту. В некоторых районах Вам могут отказать и направить в суд.

Согласование перепланировки нежилых помещений в нежилых отдельно стоящих зданиях в Московской области.

Если перепланировка в жилых домах регламентируется жилищным кодексом, то как согласовать перепланировку нежилых помещений в нежилых отдельно стоящих зданиях четко нигде не определено.

Конечно же есть Градостроительный кодекс, но там нет даже такого понятия как перепланировка. Градостроительный кодекс предусматривает только такие виды работ как новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт. Ни под одно из этих определений внутренняя перепланировка не подпадает.

Порядок согласования перепланировки нежилых помещений в нежилых отдельно стоящих зданиях в Московской области определяется индивидуально администрацией каждого города (района). Например, в Химках если Вы провели только внутреннюю перепланировку Вам выдадут разрешение на перепланировку, а если затронули фасадные стены – могут направить в Минстрой на рассмотрение вопроса реконструкции здания.

Законодательство о перепланировке нежилого помещения

В целях улучшения условий пользования многие владельцы и арендаторы прибегают к перепланировке жилых и нежилых помещений. Но только если порядок перепланировки и переустройства жилых помещений предусмотрен законодательством (в частности, Жилищным кодексом Российской Федерации), то для согласования перепланировки нежилых помещений применяется аналогия закона и нормы регионального и местного уровня, что оставляет обширный выбор для осуществления различного рода махинаций с недвижимостью.

Читайте так же:  Сколько действует диагностическая карта техосмотра для страховки в 2020 году

Всё это ведет к тому, что без помощи хорошего специалиста в сфере переустройства не обойтись. Зачастую помогает обращение в согласующий орган, занимающийся этим вопросом (при наличии отзывчивых специалистов), или к частному юристу.

Но гораздо проще и быстрее будет уточнить интересующий вопрос онлайн – с помощью бесплатной юридической консультации, которую возможно получить на нашем сайте.

Нужно только вписать свой вопрос в форму справа внизу.

Что можно назвать перепланировкой?

Для начала нужно разобраться, что такое перепланировка, переустройство, и чем они отличаются от других терминов, выражающих изменение облика недвижимости. В связи с отсутствием чётких определений этих явлений для нежилых помещений в данной статье будут использоваться нормы жилищного законодательства о жилых помещениях, так как, исходя из судебной практики РФ, такой позиции придерживается большинство регионов страны.

Когда гражданин решил изменить внутренний облик своего нежилого помещения в многоквартирном доме, например, возвести несущественную нетяжелую перегородку или сделать проём в некапитальной стене, а также другие изменения, которые надлежит отобразить в техническом паспорте – всё это признаётся перепланировкой.

Как случайно не нарушить закон?

Для того, чтобы не нарушить закон, перепланировка нежилого помещения производится с предварительным ее согласованием. Для этого собственник или доверенное лицо должны обратиться в согласующий орган (в каждом регионе устанавливается внутренним нормативно-правовым актом) или МФЦ с соответствующим заявлением. Помимо этого, нужно представить следующие документы:

  • если право на помещение регистрировалось до 1998 года (до создания в РФ учреждений юстиции – нынешнего Росреестра), нужно предоставить документы, его подтверждающие – или оригиналы, или копии, заверенные нотариусом. Если же право было зарегистрировано уже после указанной даты, то такие документы предоставляются по желанию;
  • созданный по заказу собственника подробный проект перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме или нежилом здании – главный документ-основание для получения разрешения на изменение облика недвижимости;
  • технический паспорт помещения, который подготавливается органами технической инвентаризации – предоставляется также по инициативе заявителя. Но следует учитывать, что, если при запросе согласующего органа в БТИ не окажется тех. паспорта, в оформлении согласия может быть отказано, поэтому лучше заранее запросить такой документ в БТИ, а при его отсутствии – написать заявление о подготовке такого плана.

При предоставлении всех необходимых документов и отсутствии противоречий в проекте переустройства различным СНиПам, ГОСТам и СанПинам вам будет предоставлено разрешение на проведение работ по перепланировке помещения в нежилом здании или многоквартирном доме.

Вообще вся эта процедура производится в срок 45 календарных дней, и еще в течение 3-х рабочих дней направляется документ с содержанием принятого решения – разрешение или отказ.

Читайте так же:  Перепланировка четырехкомнатной квартиры в панельном доме в 2020 году

Только после получения разрешения на перепланировку или переустройство недвижимости в многоквартирном доме или нежилом здании можно начинать проведение работ.

Юридическое признание законности перепланировки

По их завершению нужно обратиться в приёмочную комиссию, которая должна быть создана при соответствующем согласующем органе, но порядок формирования которой, к сожалению, федеральным законодательством никак не урегулирован. Такая приёмочная комиссия должна выявить соответствия или несоответствия предоставленному ранее для согласования проекту перепланировки и, при отсутствии нарушений, выдать разрешительный документ – акт приемочной комиссии. Кроме этого, данный акт должен быть направлен в территориальную подведомственную организацию службы регистрации – кадастровую палату.

Возникает вопрос, как привести в соответствие данные о помещении в кадастре недвижимости и фактические. Для этого необходимо осуществить кадастровый учет изменений помещения в многоквартирном доме или здании. Документы, которые нужно представить:

  • соответствующее заявление и паспорт, а также доверенность, если вы представляете чьи-либо интересы;
  • свидетельство о праве собственности, полученное в Росреестре, приносить нет необходимости;
  • технический план (обратите внимание: в перечне документов, необходимом для получения разрешения от согласующего органа, был указан технический паспорт – абсолютно другой документ), который можно заказать у кадастрового инженера – обязательно в виде электронного документа – xml-схемы;
  • согласие на проведение перепланировки, полученное ранее, и акт приемочной комиссии предоставляются по желанию, так как эти документы могут и должны быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия гос. органов.

Такой учет изменений происходит в срок до десяти рабочих дней и без внесения какой-либо платы.

«Но мы не знали!»

Какими бы бескорыстными намерениями вы ни обладали, а всем известно, что незнание закона ответственность не исключает. За незаконную перепланировку может быть наложен штраф – максимальный его размер установлен за помещение в многоквартирном доме – до 2,5 тысяч рублей. А в особых случаях суд может вынести решение о наложении обязанности проведения работ по приведению перепланированного помещения к тому виду, в котором оно существовало изначально. Поэтому рекомендуется вначале заняться оформлением разрешения, будь то склад или жилой многоквартирный дом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но можно попробовать заняться узакониванием уже произведенных изменений. Для этого нужно удостовериться, соответствуют ли незаконные изменения соответствующим стандартам и требованиям, а затем обратиться в орган, который занимается оформлением разрешений на проведение перепланировки, предоставив ему все документы, который он затребует. Если же таким органом будет решено отказать в выдаче разрешения, то узаконивание будет происходить в судебном порядке, и только грамотные действия помогут избежать затрат на восстановление прежнего облика помещения.

Переустройство нежилого помещения в многоквартирном доме в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here