Передача экономических споров на разрешение третейского суда в 2020 году

Самое важное в статье: "Передача экономических споров на разрешение третейского суда в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Разрешение споров в третейском порядке

Законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т. е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду.

На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств. Причем соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами. Исходя из этого следует различать третейские суды:

  • создаваемые для рассмотрения конкретного спора;
  • постоянно действующие третейские суды.

В первом случае третейские суды создаются самими сторонами и их деятельность прекращается рассмотрением только данного конкретного спора. Во втором случае речь идет о постоянно действующих третейских судах(институциональных третейских судах), которые могут создаваться при торговых палатах, биржах, ассоциациях и т. д. Основное преимущество институциональных судов состоит в том, что они являются организационно оформленными органами, позволяющими разрешить спорную ситуацию даже тогда, когда одна из сторон уклоняется от избрания третейского судьи.

При наличии соответствующего соглашения споры с участием предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений (организаций), созданных на территории России, между собой, с их участниками и их споры с другими субъектами права, а также споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, разрешаются Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате РФ.

При Торгово-промышленной палате функционирует также Морская арбитражная комиссия, которая разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания.

Наличие соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда лишает стороны в будущем возможности обратиться за защитой своих требований в арбитражный суд.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

  • включением в договор, на основе которого строятся отношения между сторонами по выполнению работ, оказанию услуг и т. д., специальной третейской оговорки;
  • заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Подведомственный арбитражному суду экономический спор, вытекающий из административных или иных правоотношений (не гражданских), на рассмотрение третейского суда передан быть не может.

Стороны могут заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда на любой стадии процесса в арбитражном суде, пока не принято решение по делу. Порядок передачи подведомственных арбитражному суду споров на рассмотрение третейского суда установлен федеральным законом.

Решение третейского суда исполняется добровольно. Если решение третейского суда добровольно не исполняется, взыскатель обращается в соответствующий арбитражный суд по месту третейского разбирательства с заявлением о выдаче исполнительных документов.

Разрешение экономических споров третейскими судами

Третейский суд — это негосударственный орган, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться его решению.

Третейские суды представляют собой альтернативный механизм разрешения споров, позволяющий разгрузить государственную судебную систему. Налицо ряд преимуществ третейских судов, к которым можно отнести более высокую степень доверия к назначаемым арбитрам и, как следствие, в большинстве случаев добровольное исполнение вынесенного таким судом решения, простоту и оперативность процедуры третейского разбирательства, сравнительно низкие судебные издержки.

Третейские суды не являются органами государственной власти и не осуществляют правосудие. Они создаются либо негосударственными организациями (торговыми палатами, биржами и т.п.), либо по соглашению сторон из представителей нейтральных, не заинтересованных в деле организаций. Решение третейских судов исполняется добровольно участниками спора в установленный срок. В случае неисполнения ответчиком в установленный срок, арбитражный суд субъекта Российской Федерации, установив наличие соглашения сторон о передаче дела в третейский суд, а также правильность выбора законодательства для разрешения спора, выдает судебный приказ о принудительном исполнении решения третейского суда.

На разрешение третейского суда могут быть переданы хозяйственные споры, подведомственные арбитражным судам в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», международными договорами.

Третейские суды могут быть образованы для разрешения одного конкретного спора (ad hoc) или действовать на постоянной основе. Суды для разрешения конкретного спора создаются сторонами.

Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, биржами, объединениями, а также предприятиями, учреждениями, и организациями, которые информируют арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе.

В настоящее время при Торгово-промышленной палате Российской Федерации существуют три постоянно действующих третейских суда:

  • — Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);
  • — Морская арбитражная комиссия (МАК);
  • — Третейский суд для разрешения экономических споров.

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда заключается между сторонами в любой письменной форме. Это может быть отдельное соглашение, оговорка в договоре, обмен письмами. Соглашение может предусматривать третейское разрешение конкретного спора, отдельных категорий споров или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами.

Третейский суд должен состоять из нечетного количества судей. Если в соглашении сторон или в регламенте постоянно действующего третейского суда не установлено иное, третейский суд включает трех судей, двое из которых выбираются сторонами (по одному от каждой из сторон). Затем назначенные арбитры самостоятельно выбирают третьего.

В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, входят: гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с командировкой судей к месту рассмотрения спора и др. распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения — третейским судом.

При разрешении споров третейский суд руководствуется законами Российской Федерации и иным законодательством, действующим на ее территории, а также международными договорами.

Рассмотренное третейским судом дело должно сдаваться на хранение в арбитражный суд по месту рассмотрения спора не позднее пяти дней с момента вынесения решения.

О рассмотрении корпоративных споров третейским судом

Главный юрисконсульт IPT Group, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 февраля 2017 года многие корпоративные споры могут рассматриваться третейским судом. Новые правила, носят позитивный характер, и закрепляют разумный баланс между интересами государства, предпринимателей, участников корпораций, третейских судей. Последние получат дополнительные доходы от участия в рассмотрении таких споров. Плюсы есть и для бизнесменов. Некоторые из них не любят огласки в разрешении их споров, опасаются за исполнимость решений государственного суда за пределами РФ и влияния госорганов на государственные суды. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …», Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» вводят правовую определенность в вопросе арбитрабельности корпоративных споров, что будет способствовать уменьшению споров об арбитрабельности. Кроме того, многие споры, в частности, затрагивающие интересы государства, по-прежнему относятся к подведомственности арбитражных судов.

Читайте так же:  Судебная практика по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2020 году

Корпоративный спор арбитрабелен, если иное не предусмотрено законом

К корпоративным спорам относятся споры, связанные с созданием, управлением или участием в коммерческой организацией, а также всаморегулируемой организации (НКО) и объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей. Однако, в частности, не являются корпоративными: 1) споры, вытекающие из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги; 2) споры, возникающие в связи с разделом наследственного имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли, паи (ст. 225.1 Арбитражного процессуального кодекса).

Корпоративный спор арбитрабелен, если иное не предусмотрено законом. В соответствии с вышеуказанными законами корпоративный спор можно было передать третейскому суду и до 1 февраля 2017 года, но до указанной даты нельзя было исполнить третейское соглашение (осуществлять администрирование спора и рассматривать спор по существу).

Список неарбитрабельных корпоративных споров

Третейский суд, в частности, не может рассматривать следующие корпоративные споры:

  • о созыве общего собрания участников юридического лица;
  • если на момент возбуждения дела в арбитражном суде или начала третейского разбирательства участником спора является хозяйственное общество, имеющее существенное значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Вышесказанные положения не применяются к спорам, связанным с принадлежностью акций, долей, за исключением случаев, если такие споры вытекают из сделок с акциями, долями, подлежащих предварительному согласованию в соответствии с указанным Федеральным законом;
  • связанные с применением положений глав IX («Приобретение и выкуп обществом размещенных акций») и XI.1 («Приобретение и выкуп более 30% акций публичного общества») Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • связанные с исключением участников юридических лиц, указанных в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ;
  • возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

Требования к третейскому суду

Можно передавать корпоративный спор на разрешение постоянно действующего арбитражного учреждения, но нельзя передавать корпоративные споры на разрешение суда ad hoc (лат. – созданного для разрешения конкретного спора).

С 1 ноября 2017 года право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется актом Правительства РФ.

Такой акт не требуется для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссий при ТПП России.

Такой акт не требуется для иностранного постоянно действующего арбитражного учреждения для осуществления международного коммерческого арбитража, местом которого не является РФ.

Такой акт требуется для иностранного постоянно действующего арбитражного учреждения для осуществления арбитража внутреннего спора, вне зависимости от места разрешения спора, а также для осуществления международного коммерческого арбитража, местом которого является РФ.

Правила арбитража корпоративных споров, форма арбитражного соглашения

Общее правило: корпоративные споры, в том числе косвенные иски участников общества о признании сделки недействительной, должны рассматриваться в соответствии с правилами арбитража корпоративных споров. Правила должны быть приняты постоянно действующим арбитражным учреждением, размещены на его сайте и депонированы в Минюсте РФ.

Закон предусматривает требования к названным правилам:

третейский суд уведомляет юридическоелицо о споре, в отношении которого возник корпоративный спор, и направляет ему копию искового заявления в течение трех дней со дня получения искового заявления. В этот же срок третейский суд размещает на своем сайте информацию о подаче искового заявления.

Юридическое лицо уведомляет о подаче иска всех участников такого юридического лица, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг и (или) депозитария, в течение трех дней со дня получения иска, а также передает им копии иска;

каждый участник юридического лица вправе присоединиться к арбитражу на любом его этапе путем направления заявления в письменной форме постоянно действующему арбитражному учреждению. Постоянно действующее арбитражное учреждения извещает всех участников юридического лица, присоединившихся к арбитражу, о движении дела путем направления им копий заявлений в письменной форме, уведомлений, постановлений и решений третейского суда;

отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения возможны без необходимости получения согласия всех участников юридического лица, присоединившихся к арбитражу, за исключением случая, если какой-либо участник направит возражение в письменной форме в течение 30 дней после получения извещения в письменной форме от постоянно действующего арбитражного учреждения об отказе от иска, о признании иска или заключении мирового соглашения и третейский суд установит охраняемый законом интерес такого участника в продолжении арбитража;

место разрешения вышеуказанных корпоративных споров – РФ.

Закон рекомендует передавать соответствующий спор на основании арбитражной оговорки, включенной в устав соответствующей организации. За нее должны проголосовать участники единогласно. Такая оговорка в соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения. Оно не может быть заключено путем его включения в устав акционерного общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций 1000 и более, а также в устав публичного акционерного общества. Устав организации является публичным документом, данный документ должен быть предоставлен налоговым органом по запросу любого заинтересованного лица.

Теоретически соглашение между участниками организации может быть оформлено и в иной письменной форме. Однако в таком случае встает вопрос о судьбе арбитражного соглашения, если произведено отчуждение акции, доли, пая. Пока соответствующая практика правоприменения не сложилась.

Идеальный вариант: арбитражная оговорка о подведомственности споров одному и тому же третейскому суду, в том числе о признании договора недействительным, закреплена в договоре, в уставах обоих контрагентов.

Об упрощенной процедуре передачи и рассмотрения корпоративных споров третейским судом

Существует упрощенный порядок передачи и рассмотрения следующих корпоративных споров:

Споры об исполнении / изменении / прекращении договоров об отчуждении акций, долей, паев, споров,связанных с обращением взыскания на акции, доли, паи, споры о признании вышеуказанных договоров недействительными (за исключением косвенных исков),споры о праве на акции, доли, паи,споры о выплате начисленных дивидендов, о предоставлении участнику обществом информации о деятельности общества, иные схожие споры о принадлежности акций, долей, паев и реализацией прав и обременений на них, не затрагивающие интересы иных участников организации.

Споры, вытекающие из деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением держателем реестра владельцев ценных бумаг иных прав и обязанностей.

Читайте так же:  Ответственность акционера за деятельность акционерного общества в 2020 году

Такие споры рассматриваются вне правил арбитража корпоративных споров.

Вышеуказанные законы предусматривают и требования к форме арбитражного соглашения. Оно заключается в письменной форме. Арбитражное соглашение может быть заключено путем подписания двустороннего соглашения, включения арбитражной оговорки в текст договора. Оно может быть заключено путем обмена процессуальными документами, в т.ч. исковым заявлением и отзывом на исковое заявление, в которых одна сторона заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не заявляет. Указанные правила нельзя назвать новеллой правого регулирования. Еще 1993 г. аналогичная норма закреплена в ст. 7 Закона РФ от 7 июля 1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». ГК РФ говорит о соблюдении письменной формы договора при наличии письменной оферты и конклюдентных действий, указывающих на акцепт (ст. 438 Гражданского кодекса). Президиум ВАС РФ в Постановлении от 9 октября 2012 г. № 2966/12 указывает на возможность заключения сторонами третейского соглашения конклюдентными действиями, а также о том, что иное толкование норм Закона «О третейских судах в РФ» приводило бы к возможности злоупотребления правом со стороны должника, умалению ст. 17 этого Закона, по смыслу которой после предъявления ответчиком отзыва по существу спора он лишается права заявлять об отсутствии у третейского суда компетенции на его рассмотрение (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 1 ноября 2011 г. № 7605/11, Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. № 6478/11.

Рассмотрение экономических споров третейскими судами

Третейский — суд, избираемый сторонами для разрешения спора.

третейские суды для рассмотрения конкретных споров — образуются сторонами заинтересованными в рассмотрении данных споров: формируются сторонами, которые сами устанавливают процессуальные .правила рассмотрения и разрешения споров, за исключением правил, установленных законодательством;

постоянно действующие третейские суды — органы, которым по соглашению сторон, поручена организация третейского разбирательства конкретных споров; создаются торговыми палатами, биржами, предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с внутренними положениями с направлением уведомления о создании и составе в соответствующий АС.

Соглашение о передаче спора третейскому суду — соглашение сторон о передаче третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорной характер. Соглашение может быть заключено либо в виде отдельного договора, либо в виде третейской оговорки в документе по поводу которого может возникнуть спор. Стороны могут достичь соглашения о передаче спора в третейский суд даже в ходе рассмотрения данного спора АС, вплоть до вынесения решения. Третейский суд сам решает вопрос о наличии или действительности соглашения.

Состав: третейский суд для рассмотрения конкретного спора формируется сторонами: каждая из сторон назначает одного судью, двое назначенных судей избирают третьего; судьи постоянно действующего третейского суда назначаются в порядке, предусмотренном правилами этого суда; сторона вправе определить единоличный или коллегиальный порядок рассмотрения спора.

Порядок возбуждения и рассмотрения дела в третейском суде: дела возбуждаются после подачи искового заявления при наличии соглашения о передаче дела на разрешение третейского суда. Стороны извещаются о времени и месте рассмотрения спора; стороны, обращающиеся в третейский суд, несут расходы по делу (гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате за перевод и за проведение экспертизы и др.). Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии — третейским судом

Принятие решений: решение принимается большинством всех членов третейского суда и обязательно в письменной форме и подписывается всеми членами третейского суда. В решении указывается: дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора; наименования участников спора, фамилии и должности их представителей с указанием полномочий; сущность спора, заявления и объяснения участвующих в рассмотрении спора лиц; обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на основании которых принято решение, законодательство, которым суд руководствовался при принятии решения; содержание принятого решения, распределение сумм гонорара и других расходов, связанных с рассмотрением дела; срок и порядок исполнения принятого решения.

После принятия решения каждой стороне должен быть передан экземпляр решения, подписанный трет. судьями. Если в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. Решение должно исполняться добровольно, или принимаются меры к его принудительному исполнению.

Порядок принудительного исполнения решения: в случае невыполнения ответчиком решения в установленный срок исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдается АС. Заявление о выдаче исполнительного листа составляется лицом в пользу которого вынесено решение, в письменном виде. Заявление подается в постоянно действующий третейский суд, вынесший решение (для направления заявления вместе с делом в пятидневный срок с момента его получения в соответствующий АС), либо непосредственно в АС, на территории которого находится третейский суд (если решение вынесено судом, созданным для рассмотрения конкретного спора). Заявление должно быть подано в течение месяца с момента окончания срока исполнения решения третейского суда, установленного в решении. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда. Заявление о выдаче исполнительного листа оплачивается гос.пошлиной. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения рассматривается единолично судьей АС. По результатам рассмотрения заявления судьей АС выносится определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа. АС вправе отказать в выдаче исполнительного листа если:

соглашение сторон о рассмотрении спора в третейском суде не достигнуто;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

состав суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон

сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства или по другим причинам не могла представить свои объяснения

спор не подлежал рассмотрению в третейском суде

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 г. N 53 «О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Подведомственность дел арбитражному суду: понятие и виды. Передача экономических споров на разрешение третейского суда

правила о подведомственности установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).
Виды подведомственности дел арбитражным суда

Читайте так же:  Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году

подразделяется на специальную и множественную.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ: о несостоятельности (банкротстве);
по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорная подведомственность — определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи:

дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке;
когда федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке.

Подведомственность споров и дел третейскому судуопределяется также наличием третейской оговорки (третейского соглашения или арбитражной оговорки) в договоре, на основании которого разрешается спор в третейском суде. Передача дел из одного третейского суда в другой не предусмотрена. При принятии дела в производство председателем третейского суда выносится определение. По факту рассмотрения дела выносится решение арбитражного учреждениякоторое, в зависимости от оговорки, либо незамедлительно вступает в силу либо может быть обжаловано в государственном суде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9483 — | 7337 — или читать все.

Рассмотрение экономических споров третейскими судами

Экономические споры могут рассматриваться не только арбитражными судами и судами общей юрисдикции, но и третейскими судами которые создаются и действуют согласно ФЗ от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов третейские суды являются особыми правовыми институтами: они не относятся к судебной системе, не осуществляют правосудия, не являются органами судебной власти. И тем не менее третейские суды могут разрешать споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и обеспечивать защиту и восстановление нарушенных прав и интересов предпринимателя.

Исторически в странах рыночной экономики третейские суды создавались сначала для рассмотрения внешнеэкономических споров, возникавших между предпринимателями – резидентами различных государств. А затем третейские суды стали учреждаться для рассмотрения наряду с государственными судами экономических споров, возникающих в сфере внутренних отношений.

Третейскими называют негосударственные самодеятельные суды, избираемые самими участниками правоотношения для разрешения возникшего спора. Стороны спорного правоотношения могут обратиться к определенному специалисту или специалистам с просьбой разрешить спор между ними. В таком случае специалисты, разрешающие один конкретный спор, признаются третейским судом, созданным для одного случая; такого рода третейские суды принято именовать изолированными или судами adhос. Но могут также учреждаться постоянно действующие третейские суды, которые функционируют постоянно и рассматривают различные экономические споры по обращению к ним заинтересованных лиц. Такие третейские суды называют институциональными.

По мере развертывания в России рыночных отношений и объективно связанного с этим процессом роста числа экономических споров стало создаваться достаточно много постоянно действующих третейских судов. И хотя отсутствуют статистические сведения как о количестве самих третейских судов, так и о количестве рассматриваемых ими споров, можно утверждать, что некоторая часть экономических споров разрешается третейскими судами, и тем самым несколько облегчается та огромная нагрузка по количеству дел, которая падает на арбитражные суды в России.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок создания и деятельности третейских судов, является ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Согласно ст. 3 закона постоянно действующие третейские суды могут учреждаться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее активно работают третейские суды при федеральных и региональных торгово-промышленных палатах и иных объединениях. Некоторые законы прямо ориентируют на разрешение соответствующих споров третейскими судами. Так, согласно ст. 15Федерального закона «О рынке цепных бумаг» споры между членами фондовой биржи и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом. Аналогичное по смыслу положение содержится в ст. 30 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле». Биржевая арбитражная комиссия создается товарной или товарно-фондовой биржей как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда по спорам, связанным с совершением биржевых сделок.

Как правило, постоянно действующие суды не являются юридическими лицами. Материальное и финансовое обеспечение им предоставляется их учредителями; третейские сборы вносятся на банковский счет одного из учредителей. То же время постоянно действующие третейские суды могут учреждаться как юридические лица в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации согласно ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Третейские суды могут рассматривать не все виды экономических споров, отнесенных к подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а только такие экономические споры, которые вытекают из гражданских правоотношений. Следовательно, подведомственность третейских судов значительно уже подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений – это имущественные споры между лицами, обладающими автономией воли и имущественной самостоятельностью и действующими относительно друг друга как юридически равные, не подчиненные один другому субъекты. Правильное определение юридической природы спора имеет большое практическое значение, так как иногда третейские суды не исследуют этот вопрос и совершают ошибки; имели место случаи, когда третейские суды рассматривали споры, связанные с приватизацией государственных предприятий, в частности, споры о разделе имущества на основе утвержденного плана приватизации. Поскольку в конечном итоге такой спор неизбежно выливается в оспаривание плана приватизации, он вытекает не из гражданских, а из административных правоотношений, и потому не подлежит рассмотрению в третейском суде.

Спор может быть рассмотрен в третейском суде только при наличии письменного соглашения сторон о передаче возникшего или могущего возникнуть между ними спора на рассмотрение определенному третейскому суду. Соглашение о передаче спора третейскому суду может быть заключено в форме отдельного соглашения либо выражено в виде условия о юрисдикции в заключенном между сторонами гражданско-правовом договоре или ином двустороннем документе. Условие о юрисдикции, именуемое обычно третейской или арбитражной оговоркой. Должно быть сформулировано предельно четко и выражать совпадающее волеизъявление сторон, направленное на передачу спора на рассмотрение данною третейского суда.

Читайте так же:  Пожарная инспекция москвы официальный сайт подать жалобу в 2020 году

Процедуры принятия исковых заявлений, возбуждения дел и их рассмотрения предусматриваются в локальных документах, принимаемых учредителям и третейских судов: положениях, уставах, регламентах. Процессуальные правила третейских судов во многом аналогичны нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Наиболее существенные отличия состоят в том, что, во-первых, спорящие стороны сами выбирают арбитров из списка лиц, являющихся членами данного третейского суда. При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд образуется в составе трех судей: каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего, который председательствует на процессе. По регламенту некоторых третейских судов допускается рассмотрение спора одним третейским судьей, кандидатура которого согласовывается сторонами или назначается с их согласия председателем третейского суда.

Во-вторых, в третейском разбирательстве принцип процессуальной состязательности сторон воплощается в самой высокой степени: все доказательства предоставляются сторонами, только от них самих зависит обоснованность их требований и возражений. Во время третейского разбирательства у представителей сторон имеется возможность переспорить другую сторону, переубедить ее и тем самым судей убедить в своей правоте. В анализе ситуации, проверке аргументов принимают активное участие и третейские судьи. Свободный и полный обмен мнениями приводят к тому, что решение спора становится ясным, как правило, еще до того, как суд удалится на совещание для вынесения решения. Именно в этом – в нахождении правильного разрешения спора общими усилиями – состоит сущность третейского суда как учреждения. Разрешающего экономические споры.

Решение третейского суда должно быть исполнено в порядке и сроки, указанные в решении; если же в решении срок исполнения не установлен, оно подлежит немедленному исполнению.

Отказ обязанной стороны добровольно выполнить решение третейского суда противоречит обычаям делового оборота, этическим нормам предпринимательства и является нарушением принятого на себя обязательства добровольно исполнить решение третейского суда. Тем не менее, возможность отказов от добровольного исполнения решений третейских судов исключить нельзя, как нельзя исключить возможность вынесения третейскими судами ошибочных, несоответствующих законодательству решений. Поэтому предусматривается возможность принудительного исполнения решений третейских судов через арбитражные суды, которые наделены определенными полномочиями относительно решений третейских судов.

Для того, чтобы решение третейского суда можно было принудительно исполнить через арбитражный суд. постоянно действующий третейский суд должен быть аккредитован при арбитражном суде региона или субъекта Федерации, на территории которого расположен этот третейский суд. Аккредитация происходит путем направления в арбитражный суд документов о создании третейского суда и его составе. Третейский суд также информирует арбитражный суд об изменениях в составе третейских судей.

В случае неисполнения решения третейского суда стороне, в пользу которой вынесено решение, предоставлено право обращения с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение. Заявление может быть направлено в арбитражный суд непосредственно либо через третейский суд вынесший решение. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда. Заявление должно быть подано не позднее месяца со дня окончания срока добровольного исполнения решения третейскою суда. Заявление оплачивается государственной пошлиной в пятикратном размере минимального размера оплаты труда. Заявление рассматривается судьей арбитражного суда единолично в месячный срок со дня его получения арбитражным судом. О дне рассмотрения заявления извещаются стороны, которые могут принять участие в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения заявления выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в выдаче исполнительного листа.

Арбитражный суд отказывает в выдаче исполнительного листа по решению третейского суда в следующих случаях: если соглашение сторон о рассмотрении спора в данном третейском суде не было достигнуто; если состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон о рассмотрении спора в данном третейском суде; если сторона, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства в третейском суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения; если спор возник в сфере управления и не подлежал рассмотрению в третейском суде.

При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения третейского суда. Если арбитражный суд придет к выводу, что решение не соответствует законодательству либо принято по неисследованным материалам, исполнительный лист не выдается и дело возвращается на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение. При невозможности повторного рассмотрения дела в том же третейском суде исковое заявление может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсудностью.

Возможность обжалования и опротестования определений арбитражного суда, выносимых в связи с заявлениями о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда, является не только формой государственного судебного контроля над законностью и обоснованностью решений третейских судов, но и надежной процессуальной гарантией прав и интересов тех предпринимателей, которые доверили их защиту третейскому суду.

Вступившее в законную силу определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа по решению третейского суда является актом судебной власти, подлежащим в силу закона исполнению «всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации…».

Третейские суды играют видную роль в разрешении споров, возникающих в сфере внешних экономических отношений. Созданные в различных странах институциональные третейские суды для разрешения внешне экономических споров включают в свой состав известных юристов из разных государств, что обеспечивает им авторитет и необходимое доверие со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Ориентированные на разрешение внешнеэкономических споров третейские суды получили название международного коммерческого арбитража.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Третейский суд действует по новым правилам

Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ (далее — Закон № 382-ФЗ)), а также изменения в отдельные законодательные акты РФ (Федеральный закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ (далее — Закон № 409-ФЗ)) направлены на реформу третейских судов с целью повышения их авторитета и привлекательности как института альтернативного разрешения споров. Проанализируем новое законодательство о третейском разбирательстве

Новый порядок создания третейских судов

Одной из ключевых идей реформы является повышение контроля за деятельностью третейских судов, борьба с так называемыми карманными судами, то есть с теми судами, которые создаются или финансируются одной из сторон третейского разбирательства. Так, ВАС РФ признал необъективными решения третейских судов по спорам, в которых одна из сторон третейского разбирательства являлась одновременно юридическим лицом, создавшим третейский суд, и аффилированным лицом с другой стороной спора (пост. Президиума ВАС РФ от 29.10.2013 № 8445/13, от 22.05.2012 № 16541/11).

По новым правилам (ст. 44 Закона № 382-ФЗ) третейские суды создаются при некоммерческих организациях, которые должны соответствовать обязательным требованиям: иметь разрешение Правительства РФ на право осуществлять функции постоянного действующего арбитражного учреждения и вести рекомендованный список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек, имеющих высокую квалификацию в области права и профессиональную репутацию: не менее трети арбитров должны иметь ученую степень, не менее половины арбитров должны иметь опыт разрешения судебных споров в качестве третейских судей и/или в качестве судей федеральных судов в течение не менее 10 лет (ч. 1, 3 ст. 47Закона № 382-ФЗ).

Читайте так же:  Помощь в получении ипотеки без официального трудоустройства в 2020 году

Наиболее крупные и авторитетные арбитражные центры — Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК), успешно работающие уже более 80 лет, смогут осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения без специального разрешения Правительства РФ (ч. 1 ст. 44 Закона № 382-ФЗ).

Ограничение компетенции третейских судов, образованных сторонами для разрешения конкретного спора

Закон предусматривает (ч. 5 ст. 1 Закона № 382-ФЗ) деление третейских судов на постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, образованные сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc). В связи с невозможностью установления специальных требований к последним их полномочия были существенно ограничены: третейские суды ad hoc не вправе обращаться к государственным судам за содействием в получении доказательств или принятии решения об избрании/отводе арбитров, также такие суды не вправе будут рассматривать корпоративные споры.

Стороны, избравшие арбитраж ad hoc, не смогут заключить соглашение об окончательности арбитражного решения (арбитражное решение может быть отменено путем его обжалования в государственном суде). Такая возможность может быть установлена только в арбитражном соглашении, предусматривающем передачу спора на рассмотрение постоянно действующего арбитражного учреждения. Однако в любом случае, вне зависимости от условий в арбитражном соглашении, решение может быть отменено государственным судом в случаях, если у третейского суда не было компетенции рассматривать спор или вынесенное решение противоречит публичному порядку.

Рассмотрение корпоративных споров в третейском суде

Важным нововведением стало расширение компетенции третейских судов за счет корпоративных споров (ст. 225.1 АПК РФ в ред. Закона № 409-ФЗ). Раньше такие споры рассматривались исключительно государственными арбитражными судами.

Арбитражные соглашения о передаче корпоративных споров в третейский суд могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 года. Указанные арбитражные соглашения, заключенные ранее 1 февраля 2017 года, считаются неисполнимыми.

Для передачи спора, связанного с созданием юридического лица (к которым, в частности, относятся споры, связанные с оспариванием регистрации юридического лица и исключения записи из ЕГРЮЛ; признанием недействительным решения юридического лица о создании регионального отделения в другом субъекте и др.), управлением им или участием в нем, необходимо наличие следующих условий:

  1. арбитражное соглашение должно быть заключено между всеми участниками юридического лица или являться частью устава;
  2. спор должен рассматриваться постоянно действующим арбитражным учреждением, в котором установлены правила рассмотрения корпоративных споров;
  3. местом рассмотрения спора должна быть Российская Федерация.

Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда такие споры: вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью; связанные с созывом общего собрания участников юридического лица, с исключением участников юридических лиц, с приобретением и выкупом обществом размещенных акций, с оспариванием сделок с заинтересованностью.

Третейские судьи

Закон уточнил требования к арбитрам: минимальный возраст третейского судьи — 25 лет; при коллегиальном рассмотрении спора достаточно, чтобы высшим юридическим образованием обладал только один из арбитров (ч. 6-8 ст. 11 Закона № 382-ФЗ) (ранее Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (с 01.09.2016 не применяется, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона № 382-ФЗ)) содержал императивное требование об обязательном наличии высшего юридического образования у председателя суда).

Не менее важные изменения были внесены и в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-I; ст. 1 Закона № 409-ФЗ): теперь судья, пребывающий в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, вправе быть арбитром третейского разбирательства. В процессуальном законодательстве закрепили правило о том, что третейский судья не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства (ст. 56 АПК РФ; ст. 56 УПК РФ; ст. 8, 9 Закона № 409-ФЗ).

Институт содействия третейским судам

С 1 сентября 2016 года функции государственных судов дополнены функциями содействия в отношении третейских судов по вопросам, касающимся отвода, назначения и прекращения полномочий арбитров (гл. 30 АПК РФ дополнена соответствующим § 3; ГПК РФ дополнен новой гл. 47.1). Заявление о содействии подается стороной третейского разбирательства в письменной форме в арбитражный суд субъекта РФ или районный суд. Срок рассмотрения заявления — один месяц. По итогам суд выносит определение, в котором указан состав третейского суда, которым будет рассматриваться спор.

Важно отметить, что стороны, которые избрали для рассмотрения спора постоянно действующее арбитражное учреждение, вправе отказаться от возможности обращаться за содействием к государственным судам, заключив соответствующее соглашение.

Исполнение решений третейских судов

Для исполнения арбитражного решения сторона, в пользу которой оно было вынесено, должна обратиться в государственный суд с письменным заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения. Такое заявление может быть подано в суд по месту нахождения или месту жительства должника; по месту нахождения стороны третейского разбирательства, в пользу которой было вынесено решение, либо в суд, на территории которого было принято решение (ч. 3 ст. 236 АПК РФ). Срок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа с 1 января 2017 года сократится до одного месяца (сейчас это три месяца) (ч. 1 ст. 238 АПК РФ; ч. 6 ст. 13 Закона № 409-ФЗ).

Оценка итогов и дальнейших перспектив

Следует признать, что оценка итогов реформы третейских судов в настоящее время преждевременна. Несмотря на общую положительную оценку перспектив реформы в научном сообществе продолжаются споры по отдельным ее аспектам — начиная от самой терминологии, использованной в законе (Скуратов Ю.И., Кузьминых Н.В. Третейское судопроизводство в России: состояние и перспективы развития // Современное право. 2014. № 10. С. 9-20), заканчивая опасениями о чрезмерном контроле со стороны государства за деятельностью третейских судов (Морозов М.Э., Волосов Д.А. Пять вопросов к реформе третейских судов // Третейский суд. 2014. № 2/3. С. 195-204).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тем не менее авторы полагают, что сама необходимость реформы третейских судов назрела, вопрос же ее результатов — это вопрос практики использования этого института в качестве альтернативного способа разрешения споров участниками гражданского оборота. Уже сейчас авторы рекомендуют учитывать приведенные выше новеллы при заключении арбитражных соглашений, уделяя особое внимание арбитрабельности корпоративных споров и возможности включения в устав соглашения о передаче споров на рассмотрение третейского суда.

Передача экономических споров на разрешение третейского суда в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here