Перечень должностей подлежащих обязательному медицинскому осмотру в 2020 году

Самое важное в статье: "Перечень должностей подлежащих обязательному медицинскому осмотру в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Кто и Как Может Расширять Перечень Профессий, Подлежащих Обязательным Медицинским Осмотрам!

Приветствую, уважаемые друзья! Всем, кто занимается организацией проведения медицинских осмотров в соответствии с приказом 302н, последующая информация будет интересна. Давайте приступим.

Не так давно Роспотребнадзор в своём письме сообщил, что в случае необходимости, на основании его (Роспотребнадзора) предложений, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Само по себе письмо не большое, поэтому приведу его текст целиком, а ниже можно будет скачать это же письмо в формате MS Word.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 7 ноября 2017 г. № 09-23004-17-16

О ПРОВЕДЕНИИ
МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И НАЛИЧИИ ЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КНИЖЕК

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассмотрев обращение по вопросу оформления личных медицинских книжек у работников, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, сообщает.

В соответствии с п. 6.2 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 322 Роспотребнадзор вправе давать физическим и юридическим лицам разъяснения лишь по вопросам в рамках установленной компетенции.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры, данные о прохождении которых подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров изложен в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ № 302н).

Результаты медицинского осмотра, в том числе работников торговли вносятся в личные медицинские книжки согласно п. 15 Приложения № 2 к Приказу № 302н.

На основании изложенного сообщаем, что официальные разъяснения относительно применения положений Приказа № 302н можно получить, обратившись в Министерство здравоохранения Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, Рахмановский пер., д. 3/25, стр. 1, 2, 3, 4).

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право расширять перечень профессий, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, данные о которых заносятся в медицинские книжки.

Начальник Управления санитарного надзора И.Г. ШЕВКУН.

Очень интересно узнать для общего развития, есть ли здесь руководители и специалисты из таких субъектов Российской Федерации, где перечень профессий, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, был расширен. Если такие товарищи присутствуют, то отпишитесь в комментариях. Спасибо за участие!

На этом всё. Если информация была актуальна, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек 😉

Составляем список контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам

Предварительные и периодические медицинские осмотры являются одним из важнейших мероприятий, направленных на сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Их цель — установить пригодность человека выполняемой работе, или условиям, в которых придется трудиться, своевременно провести профилактику профессиональных заболеваний и предотвратить несчастные случаи.

Внимание! Ответственность за организацию проведения и финансирование обязательных медосмотров несет работодатель, который в случае невыполнения установленной процедуры может быть привлечен к административной ответственности.

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта), проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры.

Еще одной категорией лиц, проходящих предварительное освидетельствование в обязательном порядке, являются работники пищевой промышленности, общественного питания торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Медосмотр – это мероприятие, регламентированное законодательством, сопряженное с оформлением обязательной документации.

Один из документов, который должен быть разработан при подготовке к медосмотрам – это список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра. Это локальный нормативный акт организации, который содержит информацию о профессиях (должностях) работников, которые обязаны проходить медицинские осмотры.

Его форма законодательством не утверждена, п.20 Приказа от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)…» (далее Приказ № 302н) оговорено только какие обязательные данные в нем указываются.

И так, в контингенте работников, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, указываются:

Читайте так же:  Ответственность за видеосъемку без разрешения снимаемого лица в 2020 году

1. наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию.

Выше мы рассмотрели, какие работники подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам.

Важно! Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. Поэтому если у Вас есть должности/профессии, на которых заняты лица в возрасте до 21 года, так же не забудьте включить их в список.

Так же обращаю внимание, что медосмотрам, подлежат не только основные работник, но и совместители.

2. наименование вредного производственного фактора.

Напомним, что в приложении 1 к приказу №302н приведены вредные факторы, при воздействии которых работник, должен проходить медосмотр, в приложение 2 – виды работ, при выполнении которых работники так же должны проходить медицинский осмотр.

Обратите внимание! вредный производственный фактор, устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (с 2014 г. действует специальная оценка условий труда), а так же

— в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности,

— производственного лабораторного контроля,

— используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Кроме обязательной информации, предусмотренной приказом №302н, Вы можете включить и другую информацию (наименование подразделения, кол-во работников в организации, кол-во работников, занятых на работах с вредными условиями труда). В приложении приведено несколько форм списка контингента лиц, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра.

Список контингентов разрабатывается и утверждается один раз, до каких либо изменений в организации (реорганизация, ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, улучшение условий труда). Поименные же списки на основании контингента будут разрабатываться ежегодно.

С 01.01.2012 процедура согласования контингентов и поимённых списков с органами Роспотребнадзора не предусмотрена, при этом за работодателем закреплена обязанность в 10-дневный срок с момента утверждения списка контингентов, направить его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя. Таким образом, Вы лично можете передать список контингентов в Роспотребнадзор, при этом на Вашем экземпляре представитель Роспотребнадзора должен поставить отметку, что один экземпляр им получен, либо отправить его заказным письмом. В этом случае письмо отправляется с уведомлением, и уведомление хранится у Вас в качестве подтверждения, что требования Приказа №302н Вами выполнено.

В завершении хочется напомнить, что документы о периодических медосмотрах должны храниться в организации 3 года (п. 691, «Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» (утв. Главархивом СССР 15.08.1988) (ред. от 31.07.2007)).

Список контингента лиц, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования)

Руководитель
ООО «____________________»

Перечень должностей подлежащих обязательному медицинскому осмотру в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Все ли работники при поступлении на работу проходят предварительный медицинский осмотр? На основании какого документа устанавливается перечень таких работников? Как определить перечень работников, которым необходимо проводить периодические медицинские осмотры?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

17 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Читайте так же:  Существенные условия договора купли продажи земельного участка в 2020 году

На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

Читайте так же:  Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году

Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).

Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

7 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н О медицинских осмотрах

На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по охране труда: Перечни вредных и/или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда.

Дополнительные сведения о документе:

  • Утверждён приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (Приказ 302н)
  • Приказ 302н зарегистрирован в Минюсте РФ 21.10.2011 г. за номером 22111
  • Изменения внесены приказом Минтруда России № 62н, Минздрава России № 49н от 06.02.2018 г.
  • Действует в новой редакции с 16.03.2018 г.

Область применения:

Приказ 302н устанавливает правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Приказ Минздравсоцразвития России
от 12.04.2011 г. № 302н
«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2009, № 3, ст. 378), приказываю:

1. Утвердить:
перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению № 1;
перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению № 2;
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению № 3.

2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

Читайте так же:  Приказ о создании нового структурного подразделения образец в 2020 году

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Ниже вы можете оставлять свои комментарии (вопросы) касательно применения этого документа на практике.

Медицинские осмотры внешних совместителей в 2020 году

У работника может быть только одно основное место работы. Он вправе в свободное от основной работы время выполнять другую работу – на условиях совместительства. Совместительство может быть как по основному месту работы (внутреннее совместительство), так и другого работодателя (внешнее совместительство). Работа по совместительству – регулярная оплачиваемая работа на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Трудовые отношения с совместителем оформляются так же, как с другими работниками, то есть отдельным трудовым договором.

Совместительство – работа в свободное от основной работы время.

Прохождение работниками медицинского осмотра

Работодатель, согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров. При этом закон не делает исключений для совместителей или основного персонала.

Цель проведения медицинских осмотров:

1) определение соответствия состояния здоровья поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний. Такие осмотры проходят работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2) охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Такие осмотры касаются работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

3) определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и спортивного травматизма для спортсменов.

4) установление психического состояния работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной, а также работающих в условиях повышенной опасности. Виды деятельности и работы, при выполнении которых нужно проходить психиатрическое освидетельствование.

Кто проходит медицинские осмотры (список):

  • работники, занятые на тяжелых работах и во вредных условиях труда,
  • работники, связанные с движением транспорта,
  • работники пищевой промышленности, общественного питания и торговли,
  • сотрудники водопроводных сооружений,
  • служащие детских и медицинских учреждений,
  • сотрудники, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера из других местностей,
  • молодые люди, не достигшие 18 лет.

Работники – совместители, которые попадают в указанный список, должны пройти медосмотр.

Медицинские осмотры работников-совместителей

В работе для совместителей имеются ограничения, лица, занятые по основной работе с вредными и опасными условиями труда, могут работать по совместительству при условии, если выполняемая работа по совместительству не связана с такими же условиями, то есть вредными и опасными. Поэтому работодатель вправе потребовать справку о характере деятельности по основному месту работы, при приеме совместителя на вредную работу. Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить обязательные периодические медицинские осмотры для определения их пригодности к работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

В случае, если у работника основная должность и должность по совместительству совпадают, нет необходимости в прохождение повторного медосмотра. Достаточно предоставить копию заключения с прошлого медосмотра, которое подтвердит, что совместитель для этой работы годен.

Если работник будет совмещать разные должности, необходимо определить, будут ли воздействовать на него новые вредные факторы. В зависимости от этого определить, к каким специалистам отправить сотрудника. Проходить весь медосмотр заново необязательно.

Нельзя принять на вредную должность совместителя, который уже трудится во вредных условиях на основной работе.

Организация предварительного медицинского осмотра

Для того, чтобы провести предварительный медосмотр, необходимо определиться, кому он нужен: составить список работников. Выбрать медицинское учреждение, имеющее лицензию и право проводить предварительные и периодические медосмотры, в которое отправятся работники. Работодатель выдает сотруднику направление для прохождения медосмотра. Направление подписывается руководителем организации или уполномоченным лицом. В направлении обязательно указывают следующие данные:

– вид медицинского осмотра (предварительный или периодический),

– личные данные работника, место работы и должность,

– вредные и опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем списком работников, подлежащих медосмотрам.

Работодатель должен вести учет выданных направлений. Медицинская организация, по окончании медосмотра оформляет заключение. Оно составляется в двух экземплярах: один выдается работнику, второй прикрепляется к амбулаторной карте сотрудника.

Совместители, не связанные с вредностью, могут предъявить копию заключения действующего медосмотра, чтобы не проходить всех врачей заново.

Порядок проведения периодического медосмотра

Работодатель Работник Медицинская организация
Разрабатывает и утверждает список работников, для которых обязателен периодический медосмотр В назначенную дату пребывает в медорганизацию с направлением, паспортом Составляет план медосмотра, согласовывает его с работодателем и утверждает с руководителем медорганизации
С медорганизацией согласовывает дату начала медосмотра, направляет список работников Формирует врачебную комиссию
Проходит медосмотр Оформляет медицинскую карту и проводит медосмотр
Знакомит работников с графиком прохождения медосмотра Оформляет заключение по результатам медосмотра
Оформляет направления на медосмотр и выдает их работникам Обобщает результаты медосмотра, составляет заключительный акт и направляют работодателю

Последствия не прохождения работником медосмотра

Согласно статье 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.
Работник, поступающий на работу, не прошел обязательный предварительный медосмотр (отказался от его прохождения) либо были выявлены медицинские противопоказания, в результате осмотра на основании медицинского заключения, работодатель должен ему отказать в приеме на данную должность.

В случае, если работодатель не организовал прохождение обязательного предварительного медосмотра и оформил прием на работу (допустил к ней) без медицинского заключения, то он может быть привлечен к административной ответственности при проверке контролирующими органами. Трудовой договор прекратится вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом правил его заключения.

Читайте так же:  Ответственность за отсутствие водительского удостоверения в 2020 году

Нужен ли медосмотр при приеме на работу по ТК РФ в 2020 году

Соискатель не должен отчитываться перед потенциальным работодателем о состоянии своего здоровья. Однако, при трудоустройстве на некоторые должности, а также в отдельных случаях, наниматель имеет право и даже обязан потребовать от кандидата на должность прохождения первичного медицинского осмотра. Давайте выясним, когда назначается обязательный медосмотр при приеме на работу, а когда прохождение медицинского освидетельствования не обязательно.

Кто и для чего должен проходить обязательный медосмотр при приеме на работу

Если в локальном нормативном акте компании сказано, что сотрудники обязаны проходить первичный медосмотр при приеме на работу, соискатель должен будет предоставить справку о состоянии здоровья.

Обязательный медосмотр при приеме на работу проводится с целью:

  • охраны здоровья;
  • обнаружения опасных/сложных болезней на стадии развития;
  • выяснения факта соответствия состояния здоровья потенциального сотрудника его будущей должности и профессиональной деятельности.

Закон также обязывает следующих представителей особых категорий работников проходить обязательный медосмотр при приеме на работу:

  • соискателей в возрасте до 18 лет;
  • кандидатов на место, связанное с вредным и опасным производственным процессом;
  • на предприятие общественного питания или производства/обработки/переработки/упаковки/доставки продуктов питания;
  • на предприятие торговли;
  • в учреждения здравоохранения;
  • в учреждения, где предстоит работать с детьми;
  • для выполнения работ в экстремальных условиях;
  • вахтовым методом;
  • на должность, предполагающую осуществление трудовой деятельности, связанной с движением транспортных средств;
  • спортивного характера;
  • в парикмахерскую;
  • в области косметологии;
  • судьей;
  • на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях;
  • в полицию;
  • в Министерство чрезвычайных ситуаций;
  • в прокуратуру;
  • в учреждение вневедомственной охраны.

Обязательный медосмотр при приеме на работу: права и обязанности работодателя

Поскольку услуги по проведению медицинского осмотра не предоставляется гражданам бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, оплатить работу медицинского учреждения должен руководитель предприятия. Если же потенциальный работник оплатил медицинскую услугу из собственных средств, работодатель обязан компенсировать ему затраты.

Уговорить нанимателя принять сотрудника на работу без прохождения обязательного медицинского освидетельствования не получится – предприниматель не станет рисковать. За подобные действия ему грозит административная ответственность, а именно:

  • 5000 рублей штрафа для должностного лица (например, сотрудника отдела кадров);
  • 5000 рублей штрафа или временная приостановка работы фирмы на срок до 90 дней для индивидуальных предпринимателей;
  • до 50 000 рублей штрафа или закрытие компании на срок до 90 дней для юридических лиц;
  • прекращение деятельности на 1-3 года в случае выявления повторного нарушения.

Обязательный медосмотр при приеме на работу: права и обязанности работника

Соискатель имеет право отказаться от прохождения медицинского освидетельствования в случае, если он пытается занять должность, не входящую в перечень должностей, для которых прохождение медосмотра является обязательным.

Однако, если в компании действует внутренний нормативный акт о непременном прохождении медицинской комиссии всеми соискателями, придется либо обратиться в медицинское учреждение за справкой, либо отказаться от трудоустройства. Наниматель в такой ситуации будет прав, оформив отказ на основании того, что претендент на должность отказался от соблюдения требований.

Обязательный медосмотр при приеме на работу: прохождение медкомиссии

Чтобы оформить справку о состоянии здоровья, необходимо следовать инструкции:

  1. Взять у нанимателя направление на прохождение медицинского освидетельствования.
  2. Обратиться ко всем специалистам, которых наниматель перечислит в направлении (окулисту, ЛОРу, хирургу, невропатологу, терапевту, гинекологу для женщин), а также пройти лабораторные исследования (анализ мочи, крови – общий анализ и на сахар) и флюорографию. Врачи должны записать свои наблюдения в санитарную книжку или справку.
  3. Получить справку по форме 086/У или заполненную санитарную книжку с печатями медицинского центра.
  4. Предоставить результаты исследований нанимателю.

Законодательные акты по теме

ст. 213 ТК РФ Про обязательный медосмотр при приеме на работу
ст. 69 ТК РФ Про обязательный медосмотр при приеме на работу несовершеннолетних
ст. 298 ТК РФ Про обязательный медосмотр при приеме на работу вахтовым методом
пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Про обязательный медосмотр при приеме на работу в детские образовательные учреждения
ст. 212 ТК РФ Об обязанности работодателя оплатить прохождение медосмотра соискателем

Типичные ошибки

Ошибка: Соискатель самостоятельно оплатил проведение медицинского осмотра при приеме на работу.

Комментарий: Трудовое законодательство обязывает работодателей оплачивать первичные и регулярные медкомиссии сотрудников.

Ошибка: Соискатель отказался от прохождения медицинского осмотра, хотя требование о его прохождении содержится во внутренних нормативных актах фирмы, куда он собирался устроиться на работу. Претендент на должность ссылается на то, что подобная должность не предусматривает обязательного прохождения медкомиссии.

Комментарий: Если у нанимателя имеется локальный нормативный акт, регламентирующий прохождение медосмотров при приеме на работу, соискатель обязан подчиниться или отказаться от трудоустройства.

Ответы на распространенные вопросы про обязательный медосмотр при приеме на работу

Вопрос №1: Потенциальный работодатель направил меня пройти медицинский осмотр в центр медицинских комиссий, с которым он когда-то заключил договор о проведении медосмотров сотрудникам. Обязан ли я идти именно в эту клинику? Если я выберу другое учреждение, оплатит ли наниматель стоимость услуг?

Ответ: Работодатель обязан оплатить прохождение первичного медосмотра, а за соискателем остается право выбора между клиникой, предлагаемой нанимателем, и медицинским центром по месту жительства.

Вопрос №2: На протяжении какого срока справка 086/у является действующей? Как долго можно предъявлять работодателям результаты флюорографии?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответ: Срок действия данной справки составляет 6 месяцев. Флюорография должна проводиться единожды в год.

Перечень должностей подлежащих обязательному медицинскому осмотру в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here