Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году

Самое важное в статье: "Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Старший воспитатель

2019 — 2020 учебный год

Руководство и контроль

Консультации для педагогов

2018 — 2019 учебный год

Руководство и контроль

Консультации для педагогов

2017 — 2018 учебный год

Руководство и контроль

Консультации для педагогов

Консультации в школе молодого педагога

2016 — 2017 учебный год

Консультации для педагогов

2015 — 2016 учебный год

Консультации для педагогов

2014 — 2015 учебный год

Адрес: 632735, РФ, Новосибирская область, Купинский район, г. Купино. Ул. Элеваторская, 52 тел.: 8-383-58-23-697

Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных.

Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства образования и науки РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 11 апреля 2018 г. № ИП-234/09/189 “О Разъяснениях по устранению избыточной отчетности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей”

В целях активизации непосредственной творческой деятельности основных категорий педагогических работников в интересах развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения, снижения административной нагрузки на образовательные организации и, как следствие, снижения необоснованной социальной напряженности в коллективах Минобрнауки России совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации (далее — Профсоюз) направляет (в дополнение к письму Минобрнауки России и Профсоюза от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08 о сокращении и устранении избыточной отчетности учителей) разъяснения по устранению избыточной отчетности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей.

Заместитель
Министра образования и науки
Российской Федерации
И.П. Потехина
Председатель
Профессионального союза работников
народного образования
и науки Российской Федерации
Г.И. Меркулова

Разъяснения по устранению избыточной отчетности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей

Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (часть 6 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Первоначально предполагалось применение работодателями при разработке должностных инструкций профессиональных стандартов, но с 1 июля 2016 г. данное положение утратило силу (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 406 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23»).

В настоящее время профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности (письмо Минтруда России от 6 июня 2017 г. № 14-2/10/В-4361 (по вопросам внедрения профессиональных стандартов)).

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических работников, служат квалификационные характеристики (пункт 3 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638)) (далее — ЕКС, раздел ЕКС).

Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования (далее — Профсоюз) при регулировании трудовых отношений исходят из того, что работодатели в сфере трудовых отношений обязаны руководствоваться ЕКС, содержащим в том числе квалификационные характеристики должностей работников образования, в которых предусматриваются должностные обязанности работников (пункт 4.1.6 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, заключенного Минобрнауки России и Профсоюзом 6 декабря 2017 г. (зарегистрировано в Роструде 22 декабря 2017 г., регистрационный № 28/18-20).

Непосредственными должностными обязанностями воспитателей, связанными с составлением ими отчетной документации, могут являться:

разработка плана (программы) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников;

проведение наблюдений (мониторинга) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм (квалификационная характеристика должности «воспитатель» (подраздел III раздела ЕКС)).

Непосредственными должностными обязанностями педагогов дополнительного образования детей, связанными с составлением ими отчетной документации, могут являться:

составление программ и планов занятий;

оценка эффективности обучения с использованием компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц (квалификационная характеристика должности «педагог дополнительного образования» (подраздел III раздела ЕКС)).

При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями (пункт 3 подраздела I раздела ЕКС).

Кроме того, трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) с педагогом дополнительного образования детей может быть предусмотрено выполнение с его письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (в частности, классного руководства) (пункт 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 (зарегистрирован в Минюсте России 1 июня 2016 г., регистрационный № 42388).

Должностными обязанностями педагогов дополнительного образования детей, связанными с составлением отчетной документации при выполнении на условиях дополнительной оплаты классного руководства, могут являться:

ведение классного журнала;

Читайте так же:  Ответственность за самовольное подключение к электросетям в 2020 году

составление плана работы классного руководителя (методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденные приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 (с учетом приложения к письму Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 21 марта 2006 г. № 06-304)).

Выполнение дополнительной работы может быть поручено работнику с его письменного согласия и за дополнительную оплату (часть первая статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Обзор документа

Разъяснены должностные обязанности воспитателей, педагогов дополнительного образования детей, связанные с составлением ими отчетной документации.

Указано, что при необходимости обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Трудовым договором с педагогом (допсоглашением к нему) может быть предусмотрено выполнение с его письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты.

Должностными обязанностями педагогов, связанными с составлением отчетной документации при выполнении на условиях дополнительной оплаты классного руководства, могут являться ведение классного журнала; формирование плана работы классного руководителя.

Выполнение дополнительной работы может быть поручено работнику с его письменного согласия и за дополнительную оплату.

Должностная инструкция воспитателя

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

Читайте так же:  Прекращение поручительства при банкротстве основного заемщика в 2020 году

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами, а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

§ 4. Педагогические ошибки

Ошибка – это фиксированный (другими словами – его можно зарегистрировать) результат неверных действий. М. М. Кашапов определяет педагогическую ошибку как результат действий учителя, неадекватный поставленной в данной ситуации цели.

Приведем типологию педагогических ошибок, предложенную М. М. Кашаповым:

По генезису следует различать:

ошибки закономерные – обусловленные определенными причинами (спецификой психического развития ребенка, загруженностью учителя);

ошибки случайные – возникающие вследствие импульсивных, спонтанных действий учителя и выражающиеся в форме мгновенной эмоциональной разрядки, срыва.

По источнику возникновения:

ошибки, обусловленные первичными источниками (рефлексивными особенностями учителя);

ошибки, обусловленные вторичными источниками (связанные с реагированием учителя на ситуацию на уровне автоматизированных навыков, стереотипов).

По причинной обусловленности:

ошибки, связанные с личностными качествами учителя: неосознанная вражда, личные, эгоистические интересы;

ошибки, связанные с профессиональными качествами учителя: менторность, эмоциональная сухость, шаблонность, монологизм, непоследовательность, доминантность и др.

ошибки, легко поддающиеся исправлению — такие ошибки связаны с неправильной оценкой ситуации, неадекватными действиями в ней;

ошибки, трудно поддающиеся исправлению — такие ошибки, которые вызывают чрезмерное сомнение учителя, когда анализ конкретных действий и поступков заменяется критикой учащихся.

По педагогическому эффекту:

ошибки масштабные — имеющие широкую зону влияния на педагогическую деятельность;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ошибки локальные — имеющие небольшую зону влияния.

По отношению к этапам решения педагогической ситуации:

ошибки, возникающие на этапе анализа ситуации;

оценки полученного результата.

По мнению М. М. Кашапова, ученики более склонны прощать учителю ошибки, идущие от его ума: непонимание ситуации, ложное мнение, но с гораздо большим трудом прощают ошибки сердца: недобрые намерения, недостойные мотивы, желание закамуфлировать первоначальную ошибку.

Ошибки начинающих учителей описаны в работе американского исследователя А. Дреера. Взяв за основу его работу, мы дополнили реестр педагогических ошибок и систематизировали их.

Педагогические ошибки в общеметодических подходах учителя

Чрезмерная словоохотливость. Порой учителей завораживает звучание собственного голоса. Некоторые педагоги преисполнены чрезмерного энтузиазма в своем стремлении поделиться знаниями. Но чрезмерная словоохотливость учителя подавляет активность учащихся. При этом падает их интерес к обучению. Чтобы избежать этой ошибки, учителю необходимо постоянно заботиться о разнообразии форм и методов обучения, прибегать к приемам, предполагающим большую самостоятельность учащихся, таким, как проблемные вопросы, дискуссии и др. Различные виды активности учащихся на уроке – важное условие поддержания интереса к учебной работе и успешности усвоения материала.

Недостаточная обратная связь. Изложив ту или иную тему, начинающие учителя нередко лишь формально осведомляются: «Все понятно? Есть вопросы? » Если вопросов нет, учитель продолжает урок. Но отсутствие вопросов не обязательно означает, что материал усвоен. Многие ученики стесняются задавать вопросы.

Некоторые считают, что частое обращение к учителю с вопросами свидетельствует о негативных качествах ученика. Вместо адресуемого всему классу вопроса учителю следует установить степень первоначального усвоения материала, обращаясь к отдельным учащимся. Лишь убедившись в понимании изложенного материала, учитель может продвигаться дальше. Если же индивидуальный опрос выявил недопонимание материала, очевидно, требуется дополнительное объяснение и последующее обсуждение.

Читайте так же:  Очередность платежа по исполнительному листу судебным приставам в 2020 году

Неверное проведение опроса. При проведении опроса типичными ошибками учителей являются:

требование дословного воспроизведения материала;

удовлетворение механическим воспроизведением материала. Способность буквально воспроизводить текст не всегда означает его понимание. Учебная работа подразумевает сознательное, а не механическое усвоение материала. Чтобы происходило сознательное усвоение материала, опрос должен включать вопросы, требующие оценки, анализа, сравнений, контрастного сопоставления, обобщения, критического взгляда;

указание фамилии отвечающего прежде, чем задан вопрос; в данном случае размышлять над вопросом будет только тот, кого вызвали;

требование от ученика немедленного ответа. Необходимо дать ученику время, чтобы собраться с мыслями, подумать. Серьезный вопрос требует от ученика собранности и организации мысли, что требует времени. Нередко ученик отвечает: «Я не знаю» по той причине, что не успел обдумать ответ;

диктовка вопросов теста. Это приводит к лишней трате времени и к неверному истолкованию вопросов, не остается времени на размышление над трудными вопросами. Часть учащихся успевает справиться с очередным вопросом, другим не хватает времени. Одни расслышали и поняли вопрос, другие просят повторить. Во избежание данной ошибки каждый ученик должен иметь индивидуальный пакет контрольных тестов или заданий.

Недостаточная наглядность в преподавании. Нередко учителя игнорируют использование наглядности: проводят уроки географии, не пользуясь картой; описывают исторические сражения, не пытаясь изобразить на доске позиции воюющих сторон, и т. д.

Нечеткость учебных заданий. Учителю необходимо предварительно ознакомить учащихся с предстоящим заданием, подсказать, на что следует обращать внимание, связать заданное с ранее пройденным материалом. Необходимо всегда оставлять время для возможных разъяснений по выполнению заданий и ответов на вопросы учащихся. В особенности это касается домашних заданий.

Пренебрежение тренингом. Некоторые учителя считают, что если их класс обогнал другие по темпу прохождения учебного материала, то это свидетельствует о хорошем уровне преподавания и усвоения материала. Хотя на самом деле для прочного усвоения материала необходим тренинг, которым некоторые учителя пренебрегают. Необходимо использовать разнообразные задания (индивидуальные задания по учебнику, на карточках, задания в парах и группах и др.) и в большом количестве, чтобы добиться прочного усвоения знаний.

Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году

С 2020 года аттестация учителей будет проходить по-новому. Слухов и опасений много. Между тем, в 45 регионах проходит апробация новых оценочных материалов и уже понятно, из чего они состоят. Разбираемся, как будет проходить новая аттестация и насколько она будет сложнее.

Что такое ЕФОМ?

Единые федеральные оценочные материалы, разработанные по заказу Министерства просвещения для аттестации педагогов. Сейчас региональные департаменты и министерства сами решают, как проводить аттестацию педагогов: в одних регионах проводят открытые уроки, в других заполняют портфолио. С 2020 года аттестацию будут проводить по единым правилам — здесь и пригодятся ЕФОМы.

Из чего состоят?

ЕФОМ состоят их трех блоков: письменная работа по учебной дисциплине, которую преподает учитель, видеоурок с разбором работ учеников, психолого-педагогическая задача или кейс.

Письменная работа по учебной дисциплине нужна для проверки предметных и методических компетенций. Учитель математики не только будет решать уравнения, но и ответит на вопросы о планировании урока, постановке целей, раскрытии той или иной темы. Во время апробации учителям давали два часа на выполнение этой работы.

Видеоурок нужен для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций. Учителю нужно будет не только составить план-конспект и провести урок, но и предоставить результаты самостоятельной работы ученика на уроке и оценить их. То, как снят урок, оцениваться не будет: достаточно снять его на телефон и загрузить запись в личный кабинет на сайте ЕФОМ. Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Пока критерии такие — качество воспитательной работы, мотивация учеников, формирование УУД, учет индивидуальных особенностей учеников.

С помощью кейса также проверят коммуникативные и психолого-педагогические компетенции. Педагогу нужно будет разобраться в сложной ситуации и предложить свое решение. Например, понять, как работать с классом, в котором происходит травля.

Сколько баллов нужно для прохождения аттестации?

Максимально педагог может набрать 100 баллов. 60 или меньше дадут за работу с ЕФОМ. Еще 40 баллов напрямую от учителя не зависят — до 25 баллов дадут за достижения учеников, до 10 за отзыв работодателя, до 5 за отзывы учеников. Как именно будут будут переводить отзывы и результаты в баллы пока не понятно.

Зачем менять порядок аттестации?

Министерство просвещения видит как минимум три проблемы, связанные с аттестацией педагогов. Во-первых, учителю приходится тратить много сил и времени на сбор справок, сканирование дипломов и опубликованных работ. Во-вторых, учителя в разных регионах проходят аттестацию на разных условиях, поэтому их сложно сравнивать между собой. В-третьих, нынешняя аттестацию никак не влияет на карьерный рост учителя.

Как будет работать аттестация после 2020 года?

Выпускники педвузов, решившие идти в школы или другие образовательные организации, будут сдавать входной экзамен. Точное его содержание неизвестно, но будущий учитель должен будет продемонстрировать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции.

Через два года он должен будет пройти аттестацию на соответствие должности «учитель». Именно для этого этапа готовы оценочные материалы, их и апробируют Министерство просвещения и Рособрнадзор.

Читайте так же:  Юридическая консультация по корпоративному праву в мирном в 2020 году

Дальше педагогу нужно будет через несколько лет подтверждать соответствие должности или расти «вверх» и проходить добровольную аттестацию на первую категорию. Пока термин «категория» остался, но разработчики хотели создавать новую должность «учитель-методист». Для прохождения аттестации нужно будет демонстрировать методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Материалов для оценки пока не разработано.

После можно претендовать на высшую категорию или должность «учителя-лидера». Материалов для оценки пока также не разработано. Также неизвестно, через сколько лет после получения первой категории можно претендовать на высшую.

Министерство просвещения закладывает пять лет на переходный период к новой модели аттестации. Скорее всего, это значит, что через пять лет будут готовы ЕФОМ для всех категорий и будет полностью отработан порядок новой аттестации. До этого аттестация на первую и высшую категорию скорее всего будет проходить по действующей модели.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Ошибки — специфический компонент любой челове­ческой деятельности. Педагогическая деятельность не яв­ляется исключением и протекает отнюдь не безошибочно. Совершение педагогических ошибок — явление далеко не редкое. Несмотря на то, что педагогические ошибки нельзя рассматривать как однозначное зло, при определенных ус­ловиях они могут рассматриваться как диалектический путь познания истины, тем не менее последствия их, как пра­вило, болезненны, а иногда и драматичны для детей.

Коварство педагогической ошибки состоит в том, что факт ее совершения педагогом осознается весьма редко. Это делает процесс устранения ее последствий малоэф­фективным, а извлечение опыта из ошибочной деятель­ности невозможным.

Профессионально-педагогическая ошибка

— это непред­намеренная неправильность конкретных процедур образова­ния, проявляющаяся в несоответствии этих процедур обще­принятым эталонам профессиональной педагогической дея­тельности.

С точки зрения личностно-деятельностного подхода, все разнообразие педагогических ошибок можно разделить на две большие группы:

♦ ошибки стратегии профессионально-педагогической деятельности и

♦ ошибки тактики профессионально-педагогической де­ятельности (рис. 14).

Первая группа ошибок характеризуется тем, что они совершаются на этапе прогнозирования предстоящей пе­дагогической деятельности; ошибки второй группы совершаются непосредственно в процессе педагогического вза­имодействия с учащимися — это ошибочные действия, поступки, реакции.

В первой группе выделим ошибки целеполагания и ошиб­ки планирования.

К ошибкам педагогического целеполагания относятся следующие.

1. Неосознанность педагогом целесообразного характера педагогической деятельности. Любая деятельность но­сит целенаправленный характер, однако цель может быть не осознана субъектом деятельности, а это неиз­бежно ведет к стихийности в работе. В этом случае пе­дагог строит свою работу на основе невыявленных, нео­пределенных, случайных целей, что приводит к неуда­чам, низкой эффективности образования как резуль­тата педагогической деятельности.

2. Ошибки методики целеобразования. Это нарушения, допускаемые педагогом в логике построения, форму­лирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней. Причиной подобных ошибок являет­ся непонимание значимости или неумение педагога трансформировать цели более высокого уровня обоб­щенности в цели собственной практической деятельности. Неумение интериоризировать внешние (глобаль­ные) цели образования во внутренние (цели собствен­ной профессиональной деятельности) проявляется в неграмотных, недиагностируемых формулировках це­лей. Чтобы предупредить совершение таких ошибок, необходимо осознать, что специфика педагогической деятельности требует от педагога личностного приня­тия социальной задачи общества, творческого понима­ния целей и задач, умения учитывать интересы ребен­ка и преобразовывать их при разработке цели учебной деятельности. Для этого необходима специальная ра­бота учителя по освоению методики целеобразования.

3. Ошибки планирования педагогической деятельности. Они тесно связаны с ошибками целеполагания, по­скольку эти два процесса протекают синхронно. Выде­лять их в отдельную группу имеет смысл лишь для бо­лее глубокого понимания этого процесса.

Итак, ошибки планирования чаще всего являются след­ствием ошибочного целеполагания. Во-первых, принятие ошибочной цели ведет к разработке ошибочных способов ее реализации, что, естественно, повлечет за собой оши­бочную практическую деятельность учителя. Во-вторых, неосознанность целей педагогической деятельности при­водит к стихийному планированию. К примеру, в практи­ке деятельности учителей нередко наблюдается парадок­сальный факт, когда учителя сначала разрабатывают план урока, а потом подгоняют, можно сказать, «притягивают за уши» задачи этого урока. При таком подходе, безуслов­но, становятся ясными сетования ряда учителей на необ­ходимость заниматься ненужной работой по «украшатель­ству» поурочного плана расписыванием воспитательных, обучающих и развивающих задач. Бессмысленность по­добного формального подхода очевидна.

Но как же удается учителям создать план урока, мино­вав этап целеполагающего планирования? Сделать это не­сложно. Стихийное планирование предполагает ориента­цию на стереотипы, клише, предлагаемые методически­ми разработками, или перенесение опыта других в опыт собственной деятельности без творческого осмысления, без учета индивидуальных особенностей учащихся, их ре­альных учебно-познавательных возможностей и потребностей, собственных профессиональных возможностей, собственного стиля педагогической деятельности, реаль­ных условий протекания образовательного процесса. Не­гативные последствия стихийного планирования настоль­ко очевидны, что их можно оставить без комментариев, оговорив только, пожалуй, одно: стихийное планирова­ние влечет за собой невозможность для педагога понять причины собственных промахов и достижений и, как след­ствие, — существенное усложнение процесса совершен­ствования педагогической деятельности. Иногда стихийно спланированная педагогическая деятельность приносит по­ложительные результаты, однако это означает лишь то, что учитель случайно не ошибся или интуитивно, подсоз­нательно реализовал процесс целеполагания и планиро­вания грамотно. Так, может быть, в случае развитой педа­гогической интуиции нет смысла в осознании целепола­гания и планирования?

Полагаем, что это не так. Во-первых, деятельность пе­дагога является профессиональной и, следовательно, тре­бует отчета в своей результативности не на уровне ощу­щений, а на основе принятых в науке показателей и кри­териев. Учащиеся (воспитанники) тоже должны быть вклю­чены в процесс целеполагания и планирования собственной учебно-познавательной деятельности. Образовательный про­цесс носит, как известно, двусторонний характер и поэто­му невозможен без активности самих учащихся (воспитан­ников).

Читайте так же:  Огораживание придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Спектр ошибок в методике планирования представлен, в свою очередь:

а) ошибками в оценке соподчиненности и последователь­ности или комплексности реализации целей с точки зре­ния достижения главной цели деятельности учителя;

б) ошибочными представлениями о реальной педагогичес­кой ситуации;

в) рассогласованием системы запланированных мер с за­дачами деятельности, главной целью;

г) отсутствием критериев и показателей успешности пла­нируемой деятельности или просчетами в их выборе или разработке;

д) невнесением своевременных корректив в запланирован­ное вследствие догматического восприятия плана;

е) внесением в запланированное необоснованных изме­нений или изменений, выходящих за рамки компетен­ции и функционала учителя.

Существует категория педагогов-авантюристов (по мет­кому определению В.Н. Сороки-Росинского), которые, ко­нечно же, из благих побуждений стремятся испробовать в своей работе все, что встречают нового и заслуживающе­го, по их мнению, внимания. Подобные педагоги склон­ны самовольно вносить изменения в содержание и мето­дику обучения, стихийно экспериментировать, предъяв­ляя к учащимся требования, например, пользоваться вме­сто учебника их собственными разработками уроков или другими учебниками. В понимании данной группы педаго­гов это и есть педагогическое творчество. Это, по нашему мнению, — педагогический произвол, осуществляемый вследствие ошибочного понимания характера и сути пе­дагогического творчества.

К ошибкам второй группы относятся ошибки организа­ции педагогического взаимодействия, педагогического обще­ния, запредельно-этические ошибки.

Остановимся на краткой характеристике ошибок органи­зации педагогического взаимодействия на примере одной из их разновидностей — ошибок дидактического взаимодействия.

К этой группе ошибок относятся:

а) ошибки в собственной преподавательской деятель­ности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты);

б) ошибки организации и руководства учебно-познаватель­ной деятельностью детей (ошибки педагогического ме­неджмента).

Ошибки в собственной преподавательской деятельно­сти (методические просчеты) проявляются как непонят­ное объяснение темы, ее бессистемное изложение, усложненная наукообразная речь учителя, недостаточная или избыточная эмоциональность изложения содержания учеб­ного материала, раскрытие темы наспех, нерациональное использование времени урока, неумелое и нецелесообраз­ное использование технических средств обучения, ошиб­ки в реализации методов обучения.

Каждой из перечисленных ошибок можно посвятить отдельную статью, поскольку последствия подобного рода настолько значительны, что заслуживают отдельного рас­смотрения.

Ошибки организации и руководства учебно-познава­тельной деятельностью учащихся по их характеру мы квалифицируем также как методические просчеты. Выделение их в отдельную подгруппу обусловлено лишь тем фактом, что первая группа ошибок возникает в деятельности преподавателя по отношению к преподаванию предмета и опосредованно влияет на учащихся. Другая же категория ошибок непосредственно связана с влиянием на детей в процессе обучения. Эти ошибки вызывают эмоциональ­ные поведенческие реакции учащихся, часто конфликт­ного характера.

В книге В.И. Журавлева «Основы педагогической конфтиктологии» данные ошибки учителей описаны с пози­ции учащихся, что дает возможность учителям посмотреть на себя «со стороны» непосредственных и главных участников образовательного процесса.

«К числу осознаваемых школьниками промахов учителя на уроках относятся разнообразные отступления от тре­бований к организации контроля знаний учащихся. Их прямые замечания сводятся к следующему:

♦ несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограмм­ным знаниям в ответах при опросе на уроках, к отступ­лениям учащихся от стандартных моделей ответов на вопросы учителя;

♦ возражения подростков против того, что на уроках не­которых учителей оценку «2» ставят за неподготовлен­ность к занятиям без учета причин этого;

♦ протест против того, что их стыдят или им читают длин­ные нотации за слабые ответы.

Возмущение подростков также вызывают:

♦ контрольные работы, проводимые внезапно, без пре­дупреждения;

♦ крикливые реакции на ответы учащихся невпопад, не­приемлемость элементов шутки учащихся при опросе на уроках, нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать на их вопросы;

♦ проверка того, что не было задано, и др.

Репутация учителя падает из-за нервной реакции на рассуждения подростков, что данный предмет в жизни пригодится не всем и многие могут обойтись без того, на что в школе затрачивается столько времени; из-за неуме­ния распределять темы равномерно, в результате чего в конце четверти начинается спешка. Раздражение у подро­стков возникает, когда они видят, как на уроке педагог занимается посторонними делами, заполняет какие-то бланки, жует. Бывают случаи, когда класс становится сви­детелем межпедагогических (между педагогами. — Т.Ю.) нервных дебатов непосредственно на уроке» с. 81)

Будущие педагоги могут поразмышлять, и, возможно, дополнить этот далеко не полный список ошибок, но по­размышлять не отстраненно, а личностно, и продумать индивидуальные способы предупреждения подобных оши­бок в собственной деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

МКДОУ детский сад «Теремок» Купинского района

Старший воспитатель

2019 — 2020 учебный год

Руководство и контроль

Консультации для педагогов

2018 — 2019 учебный год

Руководство и контроль

Консультации для педагогов

2017 — 2018 учебный год

Руководство и контроль

Консультации для педагогов

Консультации в школе молодого педагога

2016 — 2017 учебный год

Консультации для педагогов

2015 — 2016 учебный год

Консультации для педагогов

2014 — 2015 учебный год

Адрес: 632735, РФ, Новосибирская область, Купинский район, г. Купино. Ул. Элеваторская, 52 тел.: 8-383-58-23-697

Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных.

Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here