Ознакомление с материалами надзорного производства в прокуратуре в 2020 году

Самое важное в статье: "Ознакомление с материалами надзорного производства в прокуратуре в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Конституционный Суд РФ признал законным порядок ознакомления с материалами надзорного производства в органах прокуратуры и выдачу заявителю копий необходимых документов

Определением от 24 декабря 2013 г. N 2146-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы Подъячева А.А. на неконституционность статьи 5 «Права гражданина при рассмотрении обращения», статей 10 «Рассмотрение обращения» и 11 «Порядок рассмотрения отдельных обращений» Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также статьи 10 «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений» Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

Подъячев А.А. неоднократно обращался в органы прокуратуры с заявлениями о предоставлении возможности ознакомиться с документами из надзорного производства и о выдаче их копий. Письмами органов прокуратуры ему разъяснялся порядок ознакомления с документами. Полагая, что со стороны соответствующих должностных лиц имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении документов, Подъячев А.А. многократно оспаривал это бездействие в суде. Отказывая в удовлетворении его требований, суды указывали, что органами прокуратуры не допущено нарушений при рассмотрении обращений заявителя, а его обращения в суд осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу, и являются формой злоупотребления правом.

По мнению заявителя, названные законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют сотрудникам прокуратуры отказывать гражданам в ознакомлении с материалами надзорного производства и выдаче их копий.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемые заявителем нормы конкретизируют положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, и, следовательно, по своему содержанию не направлены на ограничение конституционных прав и свобод граждан. Кроме того, представленные в Конституционный Суд Российской Федерации материалы свидетельствуют о том, что Подъячеву А.А. на его обращения в органы прокуратуры был разъяснен порядок ознакомления с документами, а судами установлено, что 29.02.2012 в канцелярии Мытищинской городской прокуратуры он был ознакомлен с материалами надзорного производства.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что оспариваемыми нормами нарушены конституционные права заявителя в указанном им аспекте не имеется.

Ознакомление с материалами надзорного производства в прокуратуре в 2020 году

СУДЬИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РАБОТНИКИ АППАРАТА ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ТУРНИРЕ ПО СТРЕЛЬБЕ

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСОВ «ВАША ЧЕСТЬ» И «ЛУЧШИЙ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ»

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД ОСТАВИЛ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЕ О ВОЗЛОЖЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ ВЫПОЛНИТЬ РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ, ВЗЫСКАНИИ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА, ШТРАФА

СТАТИСТИКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД ИЗМЕНИЛ ПРИГОВОР В ОТНОШЕНИИ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ, ВИНОВНЫХ В ПОКУШЕНИИ НА НЕЗАКОННЫЙ СБЫТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КРУПНОМ РАЗМЕРЕ

Школу проверяет прокуратура

Полномочия прокуратуры достаточно широки. Она может проверять любую деятельность школы. Поэтому руководителю учебного заведения необходимо знать о правах и обязанностях прокуратуры при исполнении ею надзорных функций. О процедуре проведения проверки в школе и ее возможных результатах — в статье.

Основания для проведения проверки

Повод для проверки в школе — информация о фактах нарушений, требующих принятия мер прокурором. Она может поступать в виде заявлений, жалоб и ходатайств любых лиц. Это родители учеников, органы власти, коммерческие и общественные организации и иные лица.
Отметим, что существует практика планирования Генпрокуратурой РФ регулярных тематических проверок исполнения школами законодательства в масштабах всей страны. Поэтому проверка может также выполняться по поручениям генерального и иных вышестоящих прокуроров.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура осуществляет, в частности, надзор за соблюдением:
— Конституции РФ и всех законов, действующих на территории РФ;
— прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанные полномочия органов прокуратуры приведены в статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1).
При этом прокуратура действует независимо от каких бы то ни было органов власти (федеральных, местных или муниципальных), общественных объединений. И свои функции она должна выполнять в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Основание — пункт 2 статьи 4 Закона № 2202-1.
Таким образом, прокуратура может проверить, к примеру, как конкретная школа исполняет законодательство и соблюдает права и свободы учеников.

Что могут проверять
Проверке подлежат, например, вопросы соблюдения:
— прав школьников;
— законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и здоровье населения;
— законодательства о противодействии терроризму или экстремизму.
При этом прокуратура не подменяет собой другие контролирующие государственные органы. Она не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Однако прокуратура может уполномочить провести проверку деятельности школы иные государственные органы. Для этого, как правило, направляется обязательное для исполнения поручение. Так, если проверка касается вопроса использования бюджетных средств, ее по указанию прокуратуры может осуществить контрольно-ревизионное управление Минфина России. А если имеется информация о возможном совершении экономического преступления — служба по линии БЭП МВД России.

Права прокурора при проведении проверки
Прокурор при выполнении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения учреждения;
— иметь доступ ко всем документам и материалам;
— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— требовать проведения проверок и ревизий деятельности учреждений;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Основание — пункт 1 статьи 22 Закона № 2202-1.

Читайте так же:  Получение категории педагогов дополнительного образования в 2020 году

Как проходит проверка
Уполномоченный прокурор на основании указания вышестоящего прокурора, планового задания или поступившего заявления лица направляет руководителю школы письмо. Оно оформляется на официальном номерном бланке. В этом письме прокурор сообщает о проведении проверки со ссылкой на ее основания.
При этом чаще всего он истребует объяснения и необходимые документы, поручает совершить определенные действия либо провести проверку по определенным фактам. Кроме того, в своем письме прокурор вправе обязать сообщить к установленному сроку о результатах предписанных действий либо вызвать к определенному времени и дате на прием.
При необходимости прокурор согласовывает время и дату посещения школы и личного ознакомления с интересующими его документами. По сложившейся практике при подобном визите он представляется, предъявляет служебное удостоверение и документ, являющийся основанием для проведения проверки. Хотя специально данные действия прокуроров законодательством не регламентированы.

Обязанности работников прокуратуры
Прокурор и следователь имеют право не давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов и не представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Исключение — случаи, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в пункте 2 статьи 5 Закона № 2202-1.
Тем не менее прокурорские работники обязаны осуществлять свою деятельность гласно. Они должны предоставлять возможность получения в законных пределах сведений о деятельности прокуратуры. Кроме того, при проведении проверок следует исключить случаи истребования лишних документов и сведений, не относящихся к предмету проверки.

Как отсрочить выполнение требований
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При этом статистическая и другая информация, любые справки, документы и их копии представляются безвозмездно.
Неисполнение законных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут наложение на виновное лицо денежного штрафа. Такая ответственность предусмотрена статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но может так случиться, что школа не успевает в установленный срок представить затребованные документы или провести проверку. Тогда необходимо обратиться к прокурору с просьбой о продлении сроков.

Результаты проверки
Если в ходе проверки нарушения не обнаружены, об этом сообщается ее инициаторам и заинтересованным лицам.
В случае же выявления нарушений действующего законодательства прокурор:
— приносит протест об отмене незаконного правового акта;
— вносит представление об устранении выявленных нарушений, их причин и условий;
— выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица;
— направляет предостережение о недопустимости нарушений закона, которые могут произойти;
— возбуждает уголовное дело при выявлении признаков преступлений, предусмотренных законодательством;
— направляет и поддерживает иски в суде в защиту прав и свобод граждан (в случае если нарушение закона приобрело особое общественное значение).

Лицо, издавшее соответствующий правовой акт, должно рассмотреть протест в течение 10 дней с момента его поступления. Затем либо удовлетворить требование, либо оспорить его в суде.
А вот представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений. О результатах следует сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение в целях предупреждения возможных нарушений закона исполняется в установленный прокурором срок. Иначе должностное лицо, которому оно было направлено, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Решение можно оспорить
Принятые в результате проверки решения и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы в суде. То же самое касается и незаконных действий (бездействия) прокурора.
Кроме того, школа в случае несогласия с требованиями, решениями и действиями проверяющих вправе обратиться к вышестоящему прокурору вплоть до генерального прокурора РФ.

Уголовный надзор в прокуратуре

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Уголовный надзор

Согласно ст. 25 УПК надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили.

В зависимости от стадии уголовного процесса, на которой были допущены либо выявлены нарушения закона, прокурор наделен различными полномочиями по применению мер прокурорского реагирования. Так, на досудебных стадиях прокурор вправе самостоятельно отменить незаконные процессуальные решения органа дознания, следователя, признать неза-конными их действия или действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 100, 227 УПК).

Содержание прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное расследование, заключается в деятельности по соблюдению:

— прав и свобод человека и гражданина;
— установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
— установленного порядка проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и досудебное следствие.

Прокуратура осуществляет на всех стадиях уголовного процесса надзор за соблюдением гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов досудебного следствия и дознания, особое внимание прокуроры уделяют правовому и фактическому положению потерпевших.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством определен круг постановлений следователя, на которые должна быть получена санкция прокурора:

— о препровождении разыскиваемого обвиняемого по этапу к месту производства следствия (ч. 3 ст. 139 УПК);
— о проведении обыска, за исключением обыска жилища и иного владения лица (ч. 3 ст. 177 УПК);
— о выемке документов, содержащих государственную или банковскую тайну (ч. 3 ст. 178 УПК);
— об отстранении обвиняемого от должности (ст. 147 УПК);
— о применении личной охраны, охраны жилища и имущества, использования технических средств контроля и прослушивания телефонных и других переговоров в отношении лиц, которым обеспечивается безопасность (ст. 17 Закона «Об обеспечении безопасности лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве»);
— о замене документов, изменении внешности и переселении в другое местожительство лиц, в отношении которых применяются меры безопасности (ст. 13 Закона «Об обеспечении безопасности лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве»).

Читайте так же:  Срок действия предварительного договора купли продажи квартиры в 2020 году

Кроме того, подлежат утверждению прокурором следующие постановления следователя либо органа дознания:

— о передаче дела следователю от органа дознания (ст. 104 УПК);
— об эксгумации трупа (ст. 192 УПК);
— об установлении срока для ознакомления обвиняемого или его защитника с материалами уголовного дела (ч. 5 ст. 218 УПК);
— о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер ме-дицинского характера (п. 1 ст. 418 УПК);
— обвинительное заключение по уголовному делу (ст. 229 УПК).

Прокурор также дает согласие на следующие постановления следователя:

— об отмене, изменении меры пресечения (кроме взятия лица под стражу), избранной самим прокурором или по его указанию (ч. 4 ст. 165 УПК);
— об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст. 7 УПК), деятельным раскаянием (ст. 7), в случае, если необходимо срочно изолировать лицо, совершившее в возрасте от 11 до 14 лет общественно опасное деяние, подпадающее под признаки деяния, за которое УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше 5 лет (ч. 3 ст. 7 УПК);
— о примирении обвиняемого с потерпевшим (ст. 8 УПК);
— о применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера (ст. 9 УПК);
— о передаче на поруки (ст. 9 УПК), истечением срока давности;
— о направлении дела в суд в части доказанного обвинения (ч. 3 ст. 156 УПК);
— на представления следователя об освобождении лица от уголовной ответственности в связи с актом амнистии;
— об избрании к лицу меры пресечения — содержания под стражей, и о продлении срока содержания под стражей (ст.ст. 155, 156 УПК);
— о производстве обыска, принудительной выемки и осмотра в жилище и ином владении лица (ст. 177, 178, 190 УПК);
— о снятии информации с каналов связи, о наложении ареста на корреспонденцию, осмотре, выемке и исследовании данной информации (ст. 187, 187-1 УПК).

Прокурор вносит представление в суд о прекращении уголовного дела в связи с декриминализацией деяния.

Прокурор вправе возбудить уголовные дела о всех преступлениях, в том числе и в исключительных случаях — частного обвинения (ч. 3 ст. 27 УПК).

Прокурор имеет право на продление срока предварительного расследования (ст. 120 УПК).

В целях соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и досудебного следствия органы прокуратуры совершенствуют формы взаимодействия органов дознания, досудебного следствия для своевременного раскрытия преступлений, изобличения виновных, установления объективной истины по делу.

Прокуроры района, города, военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организуют, обеспечивают и осуществляют постоянный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и досудебного расследования требований УПК, законодательных нормативных правовых актов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

Проверки исполнения требований законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях проводятся систематически (не реже одного раза в месяц) в органах внутренних дел, налоговой полиции, органах государственной безопасности, а при наличии сведений о нарушениях закона – безотлагательно.

Особое внимание при проведении проверок прокурором обращается:

— вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц;
— сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков;
— достоверности документов и результатов проверки сообщений.

Проверки начинаются с материалов, находящихся в производстве, с целью устранения возможной волокиты, обеспечения принятия законного, обоснованного решения. Прокурорские работники обязаны оперативно реагировать на выявленные нарушения законности.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов досудебного следствия.

В рамках осуществления надзора за исполнением законов органами дознания прокурор уполномочен обеспечивать своевременную проверку законности процессуальных решений органов дознания по каждому сообщению о преступлении. Признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и с указаниями возвращает начальнику органа дознания, устанавливая конкретный срок их исполнения.

В пределах имеющихся полномочий в целях обеспечения своевременного раскрытия преступления прокурор дает письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

Прокуроры обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении мер пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Во всех случаях выявления нарушений прокуратура принимает меры для восстановления законности и разрешает вопросы об ответственности виновных лиц.

Прокуратура обеспечивают надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам. Если дознавателем допущены нарушения требований УПК, которые могут повлиять на ход дела, прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования. При наличии достаточных к тому оснований прокурор вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности.

При реализации рассматриваемой функции прокуратуры, должны своевременно приниматься меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения:

— проверяется законность задержания подозреваемых по уголовным делам;
— принимаются меры к выявлению и устранению нарушений порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, обстоятельствам происшедшего;
— незамедлительно проверяются жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных.

Прокурор принимает обязательное участие в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. В каждом случае прокурором, участвующим в судебном заседании, составляется письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства для приобщения к рассмотренным судом материалам и надзорному производству.

Читайте так же:  Является ли расписка документом подтверждающим факт оплаты в 2020 году

Прокурор рассматривает жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа. Для этого тщательно проверяют изложенные в обращении заявителей доводы и при необходимости истребуются уголовные дела и материалы доследственных проверок. Выявив в результате проверки данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, прокурор выносит мотивированное постановление.

Как ознакомиться с материалом надзорного производства в прокуратуре, если я нахожусь далеко?

Добрый день! Петр Вы можете направить запрос, чтоб Вам предоставили копии документов по почте, так как Вы не имеете возможности явиться для изучения материалов дела (причину почему не можете явиться подробно описать).

Или же оформить доверенность на лицо, который вместо Вам сходит в прокуратуру ознакомиться с материалами дела (произведет фото или видео фиксацию).

Личное присутствие доверенного лица не обязательно.

Представьте нотариусу его/ее паспортные данные, лучше — копию паспорта.

185-189 ГК РФ ПРИСУТСТВИЕ ТАКОГО ЛИЦА НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.

Прокуратуры РФ

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.

Механизмы реализации гражданами конституционного права на обращение регламентированы Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 №59-ФЗ, а также иными федеральными и федеральными конституционными законами в зависимости от характера обращений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так, в ст. 5 названного Закона прописаны права, которыми пользуются граждане в рамках обращений. Думается, не лишне напомнить посетителям нашего сайта, какими правами пользуются граждане при рассмотрении их обращений государственными органами, органами местного самоуправления или их должностными лицами.

Итак, граждане имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения его обращения.

Кроме того, они вправе ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Так, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если, к примеру, в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка в связи с тем, что федеральным законодательством охраняется тайна усыновления (удочерения).

Можно привести множество других примеров, препятствующих исполнению Закона в этой части.

Что необходимо сделать гражданину, чтобы получить доступ к материалам, связанным с его обращением, рассмотренным, скажем, в органе прокуратуры?

Гражданин обращается с письменным заявлением, в котором он просит дать ему возможность ознакомиться с материалами и документами, находящимися в надзорном (наблюдательном) производстве и связанными с его обращением. При этом он указывает о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Он вправе предоставить своему представителю возможность ознакомиться с материалами и документами единолично, указав об этом в своем заявлении.

Необходимо помнить, что представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).

Надо заметить, что гражданин вправе ознакомиться с одним или несколькими документами, которые, по его мнению, в данный момент представляют для него определенный интерес, о чем он также указывает в своем заявлении.

Может ли при этом гражданин требовать от компетентного должностного лица органа прокуратуры изготовления для него копий материалов и документов или копий отдельно взятых документов?

Согласно положению пункта 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 №45, заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если с соблюдением вышеуказанных запретов, которых установил федеральный законодатель, ему или им предоставлены материалы и документы для ознакомления.

Новое в блогах

В прокуратуре знакомимся с надзорным производством по обращению

При предоставлении мне возможности ознакомления с материалами надзорного производства по моему обращению прокуратура закрывает полностью листы объяснений должностных лиц в отношении которых она проводит проверку по моим обращениям. Мотивирует это тем, что исполняет закон о защите персональных данных.

В итоге, я оказываюсь лишен возможности понимать причины и мотивы действий провинившегося должностного лица, чтобы оценить обоснованность принятого в его отношении дисциплинарного наказания.

Какие будут соображения понудить прокуратуру предоставить возможность ознакомления с этими объяснительными ? Например, подать заявление с требованием ознакомить, закрыв информацию, относящуюся к персональным данным.

Дело № 2-42/2012

Именем Российской Федерации

гор.Яровое 30 января 2012 года

Яровской районный суд в составе :

Председательствующего судьи Кромма В.А.

С участием пом. Славгородского межрайонного прокурора Хижняк О.Е.

При секретаре Трепаловой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконными действий должностного лица заместителя Славгородского межрайонного прокурора,

С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия должностного лица заместителя Славгородского межрайонного прокурора Алтайского края.

Читайте так же:  Отчет об использовании контрольных идентификационных знаков в 2020 году

Заявление обосновано тем, что Славгородской межрайонной прокуратурой проводились проверки по ее жалобам на действия подразделения судебных приставов. По итогам проверки в удовлетворении жалоб было отказано. На ее предложение об ознакомлении с материалами надзорного производства № с использованием цифрового фотоаппарата для снятия фотокопий ей было дважды письмом отказано за подписью заместителем Славгородского межрайонного прокурора Девятко Н.В. по причине отсутствия указания такого права в Инструкции №.

Заявитель считает, что имеет право знакомиться с материалами проверок любым способом, в том числе снятием копий необходимых документов. Просит суд признать незаконными действия заместителя Славгородского межрайонного прокурора Девятко Н.В. в части отказа использовать при ознакомлении с материалами надзорного производства цифровой фотоаппарат для снятия копий. Обязать должностное лицо в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу предоставить возможность ознакомиться в здании прокуратуры с материалами надзорного производства № с использованием цифрового фотоаппарата для снятия копий.

Заместитель Славгородской межрайонной прокуратуры Девятко Н.В. в представленном письменном возражении, требования заявителя С. не признает, считая их необоснованными и незаконными, в удовлетворении которых просит отказать. В качестве обоснования такой позиции приведены доводы о том, что заявитель не указала в заявлении, какие непосредственно ее права нарушены подобным отказом. Пункт 4.15 Инструкции « О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» №, определяет только перечень должностных лиц органов прокуратуры, принимающих решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами, а также порядок оформления работником прокуратуры проведенного ознакомления. Имевший место отказ заявителю, не нарушает и другие федеральные законы и Конституцию РФ.

Она желает ознакомиться с надзорным производством № с использованием цифрового фотоаппарата для снятия копий, так как не желает длительное время находиться в тесном кабинете с другими лицами и вручную снимать нужные ей копии материалов, для этого существует современная техника. Снятием копий таким способом, она не нарушает права и интересы других лиц. Копии документов, которые ей возможно будут нужны, другим путем получить она не может, как и не может держать в памяти все документы, с которыми ознакомлена. Считает, что ей незаконно созданы препятствия в ее праве получения информации любым путем, в том числе копирования нужных документов, с которыми имеет право знакомиться, и в ознакомлении с которыми ей не отказано.

Свои требования уточняет в той части, что просит не чинить ей препятствий должностными лицами прокуратуры при ознакомлении с материалами надзорного производства с использованием фотоаппарата для снятия копий необходимых документов.

Должностное лицо заместитель Славгородского межрайонного прокурора Девятко Н.В. в судебное заседание не явилась, по ее поручению в деле участвует помощник прокурора. Согласно выраженной позиции, заявитель не лишена возможности ознакомиться с материалами надзорного производства в полном объеме и без всяких ограничений снимать с него копии, в том числе с применением технических средств, кроме прямого копирования, к которому относится фотосъемка. В обоснование запрета приводится названная Инструкция, где такое право лица не предусмотрено. Надзорное производство, с которым желает ознакомиться С., не содержит закрытой информации для доступа или ограничений для ознакомления. Предоставленное С. право ознакомиться с надзорным производством не нарушает право С. на получение информации, которым она не воспользовалась по своему усмотрению. Предоставление С. копий документов, имеющихся в надзорном производстве, также не предусмотрено Инструкцией, а потому последняя не может получить копии материалов. В заявлении С. просит отказать.

Заслушав заявителя С., помощника Славгородского межрайонного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

-нарушены права и свободы гражданина;

-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из существа заявленных заявителем требований следует, что она не ограничена кем либо в доступе к интересующей ее информации, но заместителем Славгородского межрайонного прокурора создаются препятствия, связанные с ограничением ее прав на ознакомление с материалами надзорного производства выбранным ею способом, с использованием цифрового фотоаппарата, для снятия копий необходимых ей материалов, копии которых она получить иным способом не может.

Выбранный способ ознакомления с материалами надзорного производства, заявитель объясняет тем, что подобное применение современных технических средств фиксации экономит ее время, исключает неудобства, и к этому отсутствуют какие либо официальные запреты.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В ч.2 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Пунктом 2 ст. 5 ФЗ от 02.05.2006г.№59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну.

Пунктом 4.14 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ № установлено, что по окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Читайте так же:  Уведомление о непрохождении испытательного срока образец в 2020 году

Порядок такого ознакомления изложен в п.4.15 Инструкции, в соответствии с которым письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре РФ- Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, заместители Главного военного прокурора, начальники главных управлений, управлений, в том числе Главного военной прокуратуры, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах — соответствующие прокуроры, их заместители, начальники управлений и отделов. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.

Как следует из материалов дела, 10.01.2012 года заявитель С. в обратилась в Славгородскую межрайонную прокуратуру с письменным заявлением, в котором просит ознакомить ее с материалами надзорного производства по ее жалобе. При этом также выражает просьбу снять при необходимости копии документов собственным цифровым фотоаппаратом. ( т.1. л.д.38 ).

Письменным уведомлением, подписанным заместителем прокурора, С. разрешено ознакомиться с материалами надзорного производства по ее жалобе за № без каких либо ограничений. Этим же уведомлением С. разъяснено, что Инструкцией не предусмотрена возможность снятия копий ( в том числе цифровым фотоаппаратом) с документов и материалов, касающихся рассмотрения ее обращения, т.е. отказано ( т.1 л.д.40 ).

На повторное письменное обращение С. в Славгородскую межрайонную прокуратуру от . с ходатайством дать ей возможность ознакомиться с материалами надзорного производства с использованием цифрового фотоаппарата, письменным уведомлением заместителя прокурора ей вновь в этом отказано по тем же основаниям. ( т.1 л.д. 41).

Из анализа письменных ответов заместителя Славгородского межрайонного прокурора Девятко Н.В., представленных ею в суд возражений, а также позиции участвующего в деле прокурора следует, что основанием к отказу в даче разрешения на использование заявителем цифрового фотоаппарата для снятия фотокопий с материалов надзорного производства по жалобе заявительницы, является отсутствие указания об этом в ранее указанной Инструкции. Других препятствий или запретов к копированию содержащихся в надзорном производстве материалов не имеется. При этом заместителем прокурора обеспечено право гражданина на получение им необходимой информации, что заявителем не оспаривается.

В соответствии с ч.4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.02.2000 г.№3-П по делу о проверке конституционности п.2 ст.5 ФЗ « О прокуратуре Российской Федерации», ограничение права, вытекающего из ч.2 ст. 24 Конституции РФ, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой режим не подлежащей распространению информации, обусловленной ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальные сведения, связанные с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью.

Из приведенных правоприменительных норм прямо следует, что право гражданина на получение информации затрагивающей его права и интересы, может быть реализовано любым способом и на усмотрение гражданина, в том числе право гражданина на получение копий документов за свой счет с использованием личных технических средств копирования. Такое право может быть ограничено не иначе, как на основании федерального закона.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ №, не содержит какого либо запрета в отношении граждан, которым разрешено знакомиться с материалами надзорного производства в полном объеме, по копированию необходимых ему документов, содержащихся в надзорном производстве, за свой счет и своими техническими средствами. Иное толкование Инструкции должностным лицом будет противоречить вышеуказанным конституционным нормам, как содержащим ограничения не предусмотренных федеральным законом и препятствующие осуществлению прав гражданина на получение и фиксацию информации, затрагивающей его права и интересы любым удобным для него способом. Не содержат таких запретов и другие вышеназванные федеральные законы.

С учетом изложенного действия заместителя Славгородского межрайонного прокурора, запретившего заявителю С. получать фотокопии материалов надзорного производства, с которыми заявителю разрешено знакомиться в полном объеме и которые не содержат какой либо предусмотренной законом запретной информации, ограничивают права и законные интересы заявителя, а потому не могут считаться законными и подлежат устранению.

Заявление С. подлежит частичному удовлетворению в части изменения способа устранения нарушенных прав. На Славгородского межрайонного прокурора или его заместителя не может быть возложена обязанность по принуждению к ознакомлению С. с материалами надзорного производства, так как такое право является добровольным волеизъявлением гражданина.

Руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд

Заявление С. о признании незаконными действий должностного лица заместителя Славгородского межрайонного прокурора, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия заместителя Славгородского межрайонного прокурора Девятко Н.В. в части отказа С. в использовании цифрового фотоаппарата для снятия фотокопий материалов дела при ознакомлении с материалами надзорного производства № как не соответствующими закону.

Обязать Славгородского межрайонного прокурора устранить допущенное нарушение путем не препятствования при использовании С. при снятии фотокопий письменных материалов, за свой счет и своими техническими средствами, при ознакомлении с материалами надзорного производства № по дате и времени, согласованными сторонами, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 3 февраля 2012 года.

Ознакомление с материалами надзорного производства в прокуратуре в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here