Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления в 2020 году

Самое важное в статье: "Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

    Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

    См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

    1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    2. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

    Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

    Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

    2.1. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

    3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 62-ФЗ в часть 4 статьи 24 настоящего Федерального закона внесены изменения

    4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 и частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.

    5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

    6. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

    7. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

    Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления в 2020 году

    Честно говорю — вопрос не теоретический, а очень даже практический
    Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

    Вообщем несколько вопросов:
    1. Закона субъекта нет — значит только ФЗ и Устав
    2. как сопоставить абзацы первый и второй пункта 2 — то есть — могут ли быть ИНЫЕ основания не указанные в п.2 но указанные в уставе

    Ну и самый главный вопрос — КАК ВСЕЖ ДЕПУТАТА ОТОЗВАТЬ?

    Ну вообщем можно ли просто по желанию избирателей создавших инциативную группу

    ЗЫ: Чуть не забыл — энто 131-ФЗ об общих принципах организации МСУ

    Инициативную группу создать, зарегистрировать ее в избиркоме муниципального образования, собрать необходимое кол-во подписей для проведения голосования, бюллетени, подписные листы, все дела, сроков много по избирательному праву. ФЗ «Об основных гарантиях прав граждан . «, 131-ФЗ.

    По желанию избирателей созжавших группу нельзя отозвать депутата, это одна из форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (голосование), тока голосование как на референдуме и подведение итогов, принятие решения — избиркомом.

    Решение инициативной группы имеет такую же юр. силу как решение на собрании граждан — рекомендательную, пожелательную, т.е. никакую.

    1. Да.
    2. ИМХО В Уставе может быть прописаны конкретные основания для отзыва но только с учетом абз. 2 п. 2, ИНЫХ быть не может. Например, конкретное основание — трехкратное нарушение действующего зак-ва РФ. А конкретное нарушение (вынесение муниципального акта н-р) и судебный порядок признания относятся ко всем случаям отзыва по Уставу.
    3. Регистрацией Уставов МО занимается ФРС , управления по федеральным округам и отделы по субъектам. Кому как не Вашим коллегам знать ответы на эти вопросы. Поинтересуйтесь.

    Читайте так же:  Официально предупредить нарушителя спокойствия о возможности выселения в 2020 году

    А вообще процедура отзыва сложная и для простых граждан почти невыполнимая.

    Юмористу,
    1. Уставы мун. образований регят не ФРС, а Минюст

    2. В у ставе насчет отзыва (оснований для отзыва) написано БУКВАЛЬНО то же самое что и в 131-ФЗ

    Тут мысли есть — если через референдум — ну типа отзыв депутата «Ж».
    но ИМХО не катит — закон ограниченный.

    Долмат, вся проблема в том что в 131-ФЗ про главу то все более менее прописано, а вот про депутатов.

    ИМХО, млин, даже в устав внести иные основания не сможем — кроме противоправных.
    🙁

    Регит Минюст согласен.

    А в чем разница в прописании в 131-ФЗ про отзыв главы (выбор должн лица) и депутата ?

    На мой взгляд, нет разницы. ст. 24 131-ФЗ и для тех и для других.

    А у вас в Уставе получается отсутствуют конкретные основания отзыва. Вариант -пусть прокуратура пришлет протест на данное отсутствие. Пусть вносят изменения.

    А вообще — «Ж» со всей затеей. Дорогое удовольствие.

    Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

    4.4. Отзыв депутата и должностного лица

    Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления — это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

    Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

    Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

    Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

    Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

    Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

    1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

    2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

    3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

    4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

    Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

    Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

    Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

    Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

    Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

    Читайте так же:  Сколько дают больничный после лапароскопии кисты яичника в 2020 году

    Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

    Возможен ли отзыв населением (избирателями) главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса?

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрен институт отзыва выборного должностного лица местного самоуправления.

    — основанием для отзыва может быть решение либо действие (бездействие) выборного лица, ставящее под сомнение доверие к нему населения, но не общая негативная оценка его деятельности без ее обоснования подлежащими проверке фактами; в ином случае могли бы произвольно ставиться под сомнение результаты выборов;

    — во избежание необоснованного отзыва должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала отзыва – не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах;

    — процентные показатели, определяющие минимальное число голосов избирателей, необходимое для осуществления отзыва, должны гарантировать от необоснованного противопоставления голосования по отзыву волеизъявлению избирателей на муниципальных выборах: за отзыв должно проголосовать по крайней мере не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.

    Рассмотрение практики законодательного регулирования механизма отзыва выборного лица позволяет сделать вывод, что отзыв является «зеркальным отражением» механизма выборов. Из этого следует, что лишить полномочий выборное лицо в случае возникновения предусмотренных законом оснований могут только избиратели посредством прямого волеизъявления, поскольку указанные полномочия этому лицу были делегированы путем прямых выборов.

    Согласно действующей редакции Федерального закона № 131-ФЗ, помимо муниципальных выборов глава муниципального образования может избираться представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (п. 1 ч. 2 ст. 36). Такое избрание главы муниципального образования в понимании и Федерального закона № 67-ФЗ, и Федерального закона № 131-ФЗ муниципальными выборами не является. Соответственно на них институт отзыва не распространяется. К указанным глава могут применяться иные меры ответственности, установленные ч. 6 1 ст. 36, ст. 74 и ст. 74 1 Федерального закона № 131-ФЗ.

    Аналогичной позиции придерживается и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что каких-либо норм, однозначно указывающих, что в отношении этих лиц невозможно применить институт отзыва, в Федеральном законе № 131-ФЗ нет. В связи с этим Комитет в настоящее время прорабатывает вопрос о возможном внесении в Федеральный закон № 131-ФЗ соответствующих изменений.

    Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица

    Отзыв — форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.

    Правовые основы голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Основания и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.

    Ранее этот вопрос в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практически не регулировался. В статье 18 Закона закреплялось, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

    Анализ уставов муниципальных образований показывает, что в большинстве из них содержится бланкетная норма, указывающая на необходимость урегулирования этого вопроса в законе субъекта Российской Федерации, Такие законы приняты примерно в 40 субъектах Российской Федерации. Можно выделить несколько типов законов субъектов, содержащих нормы, непосредственно регулирующие механизм отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления:

    • — законы субъектов РФ о порядке отзыва и депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица органа местного самоуправления (например, Архангельская, Брянская, Вологодская, Оренбургская области);
    • — законы субъектов РФ о порядке отзыва только депутата представительного органа местного самоуправления (например, Республика Чувашия, Красноярский край, Калининградская, Кировская, Челябинская области);
    • — законы субъектов РФ о порядке отзыва только выборного должностного лица местного самоуправления (например, Республика Чувашия, Тамбовская, Челябинская области);
    • — избирательные кодексы или законы субъектов Российской Федерации о выборах (например, Алтайский край, Белгородская, Воронежская области).

    В статье 48 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривалось, что ответственность должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определялись уставами муниципальных образований.

    Поэтому в региональных законах устанавливались такие основания

    • 1) утрата доверия избирателей (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);
    • 2) совершение проступков, порочащих звание депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица (Алтайский, Красноярский края, Белгородская область);
    • 3) систематическое, без уважительных причин, невыполнение обязанностей, возложенных на депутата законом о статусе депутата представительного органа местного самоуправления (Алтайский край);
    • 4) грубое нарушение выборным должностным лицом Конституции РФ, федеральных и краевых законов, устава муниципального образования (Алтайский край).
    Читайте так же:  Приказ по электронным листкам нетрудоспособности образец в 2020 году

    Следует отметить, что термин «утрата доверия» весьма расплывчат и не всегда четко определялся. Например, утрата доверия избирателей рассматривалась в Алтайском крае как невыполнение предвыборной программы, отказ от ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений и т. п.; в Белгородской области — как самоустранение от выполнения своих обязанностей; в Красноярском крае и Воронежской области — как невыполнение депутатских обязанностей, нарушение Конституции РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ или устава муниципального образования.

    Кроме того, много вопросов вызывало и такое основание отзыва, как грубое нарушение Конституции РФ, действующего законодательства. Фактически речь идет о наличии в действиях выборного лица местного самоуправления признаков правонарушения. Может ли население, которое и решало вопрос о внесении предложения об отзыве депутата или выборного должностного лица, самостоятельно определить, есть ли элементы состава правонарушения в действии (бездействии) выборного лица?

    Сейчас этот вопрос решен достаточно корректно. На основании статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

    Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

    ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Как точно отметил русский классик: «строгость русских законов смягчается необязательностью их исполнения» [1], и как бы нам ни хотелось опровергнуть это высказывание, мы вынуждены согласиться с тем, что проблема реализации законодательных закреплений существует в Российской Федерации и на сегодняшний день. Исходя из самой логики существования законов в государстве, они создаются не только для того, чтобы иметь место быть, а с целью практического применения в случаях, ради которых они и выработаны. Если нормативные предписания закрепляются только ввиду создания видимости реальных гарантий обеспечения интересов граждан, общества и государства, то их действительная ценность способствует не только нивелированию значения законодательства, но и потери доверия общества к государству.

    Рассмотрим проблему функционирования на практике института отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (далее — отзыва депутата), закрепленного Федеральным законом от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 24 данного ФЗ предусматривает в качестве одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления голосование по отзыву депутата. Основанием для инициирования и проведения данной процедуры предполагаются конкретные противоправные действия (бездействия) или принятые решения должностного лица, установленные в судебном порядке [2].

    Инициирование данной процедуры изначально представляет собой значительную сложность, поскольку для неё установлены правила, предъявляемые для проведения местного референдума. В соответствии со статьёй 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для того, чтобы создать предпосылку проведения местного референдума необходимо преодолеть значительное количество стадий от создания инициативной группы не менее 10 человек и регистрации её в избирательной комиссии до сбора подписей и, если всё-таки их удастся собрать, это абсолютно не гарантирует успех при проведении самого голосования, так как для разрешения вопроса в пользу инициаторов необходимо, чтобы за отзыв высказались не менее половины граждан, пожелавших осуществить своё волеизъявление [3].

    Особенности проведения местного референдума не входят в предмет рассмотрения нашей работы, поэтому следует ограничить приведенные выдержки из закона подведением следующего итога: процедура инициирования и проведения голосования по отзыву депутата является излишне громоздкой, в связи с чем создаются объективные препятствия в виде огромного количества бюрократических формальностей, для осуществления населением соответствующего муниципального образования права применить к конкретному должностному лицу, избранному на соответствующую должность благодаря волеизъявлению этого же населения, меры ответственности.

    Несмотря на то, что законодательство субъектов Российской Федерации также, как и федеральное, содержит положения о возможности реализации рассмотренной нами формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, в частности ст.16 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 N 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» [4], ст.11 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 N 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» [5], Закона Волгоградской области от 3 июля 2000 N 425-ОД «Об отзыве депутата Волгоградской областной Думы» [6], установленные гарантии так и остаются призрачными, не создавая достаточных условий для реального функционирования установленного механизма.

    Отметив существование проблемной ситуации в рассматриваемой области необходимо задаться вопросом: в чем причина недееспособности института отзыва. Казалось бы, ответ прост, именно его в большинстве случаев принято применять в ситуациях, когда законодательные положения не способны функционировать не практике — низкая правовая культура населения в целом и на уровне муниципального образования, в частности.

    Прецеденты инициирования населением процедуры отзыва в Российской Федерации существуют, однако до своего логического завершения, во всяком случае до сегодняшнего дня, они не доходили. Так попытка инициирования отзыва депутата Волгоградской областной думы по Красноармейскому одномандатному избирательному округу яркое тому подтверждение [7]. Причем избирательная комиссия инициативную группу зарегистрировала, но дальше этого этапа процесс не пошёл: Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области от 1 июня 2011 года № 117/791 было отказано в назначении даты голосования по отзыву в связи с недостаточным количеством собранных подписей [8].

    Итак, основная проблема отсутствия реальной способности функционирования института голосования по отзыву депутата заключается именно в объективных предпосылках, установленных законодателем — сложностью, многоступенчатостью самой процедуры. Единственный выход в сложившейся ситуации — ожидание того момента, когда законодатель сам осознает необходимость упрощения существующей процедуры и внесет соответствующие целесообразные и необходимые изменения.

    Читайте так же:  Основания отмены постановления о возбуждении исполнительного производства в 2020 году

    Процедура отзыва депутата представительного органа местного самоуправления в современном российском законодательстве: специфика Самарской области

    член Избирательной комиссии

    Самарской области с правом совещательного голоса

    Построение гражданского общества невозможно без взаимной ответственности граждан и избираемой ими власти, в том числе депутатского корпуса муниципальных образований, который выступает в роли проводников и защитников интересов своих избирателей. Вместе с тем, в современном российском законодательстве о выборах недостаточно эффективно прописана процедура отзыва депутата, которая, по сути, превратилась в спящую норму права.

    Исследуя процесс становления и развития местного самоуправления в России, можно смело утверждать, что отзыв депутата (особенно на местном уровне) тесно связан с идеей народного представительства1. Отзыв является элементом депутатского мандата. Хотя ряд экспертов считают эту процедуру атавизмом и даже антидемократичной2.

    Общие параметры отзыва депутата представительного органа регламентируются Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.
    К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения голосования по отзыву депутата (п. 5 ст. 17 №131-ФЗ).
    Основания для отзыва депутата и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования (п. 2 ст. 24 №131-ФЗ). При этом основаниями для отзыва депутата могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

    В главе 10 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. При этом законодатель не указывает конкретные основания и сам порядок привлечения к ответственности, а лишь обязывает муниципальные образования самостоятельно определять их в своих уставах, но в соответствии с положениями закона.
    На практике это привело к тому, что в муниципальных образованиях весьма неодинаково регламентируются как формы контроля за деятельностью органов местного самоуправления, так и основания и порядок привлечения к ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления4.

    Рассмотрим эти основания на примере муниципальных образований Самарской области. Так в Уставе г.о. Самара5 содержатся следующие основания для отзыва депутата:
    а) систематическая неявка депутата Думы городского округа Самара на заседания Думы городского округа Самара без уважительных причин;
    б) осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
    в) систематическое нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан;
    Устав г.о. Тольятти6 не содержит конкретных оснований для отзыва депутата, ограничиваясь перечнем ограничений, налагаемых на депутата в соответствие с федеральными законами.
    Устав г.о. Сызрань7 в качестве оснований для отзыва депутата в прошлых редакциях упоминал:
    1) систематическое нарушение депутатом настоящего Устава, решений по вопросам деятельности Думы городского округа;
    2) совершение депутатом деяний (действий или бездействия), повлекших за собой массовое нарушение прав жителей городского округа.
    Но с 2012 года с переходом на смешанную систему избрания Думы г.о. Сызрань, пункты, регламентирующие процедуру отзыва депутата, были исключены из городского Устава.

    Анализ уставов муниципальных образований свидетельствует в целом о незначительном разнообразии перечня оснований отзыва выборных лиц. Все это свидетельствует о нормативной и теоретической неразработанности института отзыва депутатов. При этом очевидна разница подходов в отношении рассматриваемого вопроса в муниципальных образованиях, в том числе и противоречие уставов п. 2 ст. 24 № 131-ФЗ.
    Ключевым здесь является понимание и трактовка нормы, содержащейся в п. 2.1 ст. 24 упомянутого закона, которая гласит «в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется». То есть в отношении данных депутатов в принципе отсутствует возможность отзыва населением, а лишь прекращение полномочий по собственной инициативе или ввиду нарушения ограничений, установленных в отношении депутата федеральными законами.

    Очевидно, что те муниципальные образования, которые исключили возможность отзыва депутата в своих уставах, трактуют это пункт закона как относящийся ко всему депутатскому корпусу, а не в отношении его представителей, избранных по партийным спискам, что, по меньшей мере, является дискуссионным.

    Отдельно следует упомянуть возможность применения процедуры отзыва в отношении депутатов представительных органов муниципальных районов, сформированных путем делегирования депутатов от поселений. Согласно уставам8 муниципальных районов Самарской области отзыв в отношении указанных депутатов может применяться только опосредованно. В данном случае такой депутат может быть отозван избирателями в соответствии с уставом поселения муниципального района, в котором он был избран. Таким образом, автоматически прекращаются и полномочия данного лица и в качестве депутата, либо главы муниципального района.

    Процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва9.

    Голосование по отзыву депутата осуществляется исключительно по инициативе населения, в порядке определенном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»10 и Законом Самарской области «О местном референдуме Самарской области»11.

    Внесение подобных дополнений в федеральный закон позволит унифицировать основания для отзыва депутатов, исключив их двоякое толкование, но в тоже время сохранит право муниципальных образований устанавливать иные основания в соответствие с местной спецификой.
    Другой нормой, требующей уточнения в Федеральном законе, является распространение процедуры отзыва на депутатов, избранных по партийным спискам. Наличие необоснованной неприкосновенности в отношении данной категории депутатов предоставляет им дополнительные гарантии и права, по отношению с депутатами представительных органов, избранных по мажоритарной системе. При проведении голосования об отзыве такого депутата уместно заручиться согласием выдвинувшей его политической партии. Само голосование может быть организовано как на части внутригородской территории, соответствующей части списка, по которой был избран депутат, так и на территории избирательного округа, который закреплен за депутатом решением представительного органа. При этом отзыв депутатов-одномандатников в смешанных представительных органах следует проводить на общих основаниях.

    Читайте так же:  Распространение действия договора на ранее возникшие отношения в 2020 году

    Существенным условием, затрудняющим проведение голосования по отзыву депутата, является установленная в Федеральном законе норма о том, что решение об отзыве должны поддержать более половины избирателей12, зарегистрированных в округе. Это условие тем более выглядит неуместным, ввиду того, что для избрания депутата отсутствует как порог явки избирателей, так и необходимый процент голосов для признания его победителем.

    Тема 11. Отзыв выборных лиц МСУ.

    Отзыв — форма ответственности выборных лиц МСУ перед избирателями, выражающаяся в досрочном прекращении властных полномочий по решению избирателей на основе прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.

    «Выборное учреждение только тогда может считаться истинно демократическим и действительно представляющим волю народа, когда у избирателей есть право отзыва своих представителей» (В.И.Ленин. 1917 год. Декрет ЦИКа «О праве отзыва делегатов»).

    Конституции 1918, 1925 годов было закреплено право избирателей в любое время отозвать делегатов и провести новые выборы. Конституция 1937 — механизм отзыва (по решению большинства). 1933 год — отозвано более 13000 депутатов местных советов. Закон СССР «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» 1959 года (2 основания: утрата деверия избирателей; совершение действия, недостойного высокого звания депутата). Депутат считался отозванным, если «за» проголосовало большинство. 1959-1991 годы — отозвано 13 депутатов Верховного Совета; 140 депутатов Верховных Советов союзных республик; 2500 депутатов местных советов.

    1 критерий — обязательность. Институт отзыва не обязателен (если предусмотра мкена законом субъекта или уставом МО) Обязательный институт. Он должен закрепляться в уставе
    2 критерий — основание отзыва. Утрата доверия избирателей. Противоправные деяния, установленные судом.
    3 критерий — практика. 1996-1998 — отзыв выборных лиц иницировался в 20 субъектах; отзыв депутата — 8 голосований; состоялось 2 отзыва; по отзыву главы МО — проведено 24 голосования; состоялось 13 отзывов. Как правило, голосований по отзыву не проводятся; как правило, 0 отзывов.
    4 критерий — подведение итогов голосования. Как правило, большинство от пришедших. Большинство от зарегистрированных избирателей в данном МО или в данном избирательном округе.

    1) большинство от зарегистрированных. Позиция КС РФ 2002 год: «за отзыв должно проголосовать по крайней мере не меньшее число граждан, чем то число, которым отзываемое лицо когда-то было избрано»; «вместе с тем данная процедура не д.б. облегчённой, чтобы не приводить к злоупотреблению ею, а также с точки зрения необходимости обеспечения непрерывности осуществления функций публичной власти». Всё предыдущее законодательство об отзыве — также содержало норму о большинстве избирателей, пришедших на участок. Модельный закон «О порядке отзыва депутата МСУ» 1998 года: «депутат считается отозванным, если за его отзыв подано более половины голосов участников и при условии, что это число не меньше числа голосов, поданных когда-то за его избрание».

    2) если депутатские мандаты в представительном органе замещаются депутатами, выдвинутыми полит. партиями, то отзыв к этим депутатам не применяется. В большинстве своём применение отзыва исключается на уровне муниципального района и городского округа, т.к. они выбирают избирательную пропорциональную систему для выборов депутатов представительных органов.

    3) основания отзыва. Позиция КС РФ 2002 год. Кто должен инициировать разбирательство? Если депутат голосует систематически вопреки воле избирателя, его отозвать невозможно, то он утрачивает статус нашего представителя. Закон #131 содержит след. норму: «. основания и порядок отзыва предусматриваются в уставах МО». Анализ уставов позволяет сделать след. выводы:

    — большинство уставов просто дублирует положения ФЗ #131

    — многие же уставы наоборот подробно расскрывают содержание противоправных деяний (например, совершение двух и более нарушений, повлёкших нарушение прав и свобод граждан; неисполнение полномочий по занимаемой должности; совершение противоправных поступков, порочащих статус депутатов и умаляющих авторитет власти; возникновение обстоятельств о противоправной деятельности депутата, открывшихся после его избрания, если данные обстоятельства м.б. существенными или решающими при определении выбора избирателей.

    — многие уставы до сих пор содержат формулу утраты доверия избирателей в качестве основания отзыва (Устав МО «Город Архангельск»: «неудовлетворённость избирателей деятельностью депутата (мэра), связанная совокупно или по отдельности с такими причинами, как невыполнение ими предвыборной программы, отказ от встреч с избирателями, от проведения приёма, от рассмотрения жалоб, совершение поступков, грубо нарушающих нормы морали, и вызвавших негативный общественный резонанс у избирателей «), однако КС РФ признал эту формулу не соответствующей Конституции РФ применительно к закону субъекта РФ. Учёные (Авакьян, Краснов) пишут о том, что именно формула «утрата доверия» в большей степени отражает взаимосвязь избирателей и выборных лиц. Формула «утрата доверия» позволяет отграничить ответственность перед населением от ответственности перед государством.

    — многие уставы содержат одинаковые основания отзыва и для глав, и для депутатов, а некоторые уставы разделяют их.

    — систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, связанных с участием в заседании представительного органа. Как жители могут доказать неучастие депутата в заседании?! (в некоторых уставах данное основание является единственным).

    — инициатива от граждан

    — регистрация инициативной группы в избирательной комиссии

    — сбор подписей в поддержку

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    — назначение голосования представительным органом по отзыву

    Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here