Ответственность военнослужащих за самовольное оставление части в 2020 году

Самое важное в статье: "Ответственность военнослужащих за самовольное оставление части в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Военная служба по контракту, самовольно покинул часть — какие последствия?

Если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в течение двух месяцев самовольно покинув часть, отказывается продолжать военную службу. Какие могут быть последствия для него в этом случае.

Согласно статье 337 УК РФ, если военнослужащий оставил часть более чем на один месяц, то он может быть лишен свободы на срок до 5 лет (зависит от срока ненахождения в части).

Важно следующее примечание: если военнослужащий совершил данное действие впервые, то он может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Уважаемая Ольга. Вам для сведения ст.337 УК РФ, предусматривающая ответственность за самоволку. Если это не дезертирство, ответственность за которое гораздо тяжелее.

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Статья 337. Самовольное оставление части или места службы

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —

наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Комментарий к Ст. 337 УК РФ

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, ч. ч. 3 и 4 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступлением является самовольное оставление части или места службы, а равно неявка без уважительных причин на службу продолжительностью более двух, но не более 10 суток.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, которые размещаются в казармах, порядок увольнения из расположения части регламентируется ст. ст. 239 — 245 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ.

Оставление воинской части является оставление ее территории. Под территорией воинской частипонимается район казарменного, лагерного или походного расположения воинской части в границах, установленных командованием. Не является самовольным оставлением части, если военнослужащий уходит из казармы, но находится в пределах территории воинской части.

Преступление может быть совершено и путем самовольного оставления места службы. Местом службы военнослужащего считается воинская часть, куда он зачислен для прохождения службы. Поэтому чаще понятия воинской части и места службы совпадают. Но место службы может и не совпадать с расположением воинской части (например, при нахождении военнослужащего в командировке местом службы будет территория части, указанная в командировочном предписании, эшелон, поезд).

Местом службы признается также и место лечения военнослужащего, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или медицинским учреждением иной ведомственной принадлежности.

Большинство судей правильно разграничивают эти понятия. Однако до сих пор имеют место и отдельные ошибки.

Так, при рассмотрении уголовного дела в отношении младшего сержанта С. военным судом гарнизона Безречная было установлено, что виновный самовольно оставил военный госпиталь, в котором находился на стационарном излечении, после чего более одного месяца уклонялся от службы. В дальнейшем он же не выполнил указание военного комиссара о возвращении в госпиталь и более двух месяцев незаконно проводил время по своему усмотрению.

Правильно квалифицировав оба эпизода уклонения по ч. 4 комментируемой статьи, суд в то же время ошибочно расценил содеянное названным лицом как самовольное оставление части.

В данном случае С. самовольно оставил место службы — военный госпиталь, в который он был направлен в установленном порядке для прохождения лечения.

Кроме того, не прибыв в дальнейшем по указанию военного комиссара в госпиталь, С. совершил неявку в срок без уважительных причин на службу, что также должно было найти самостоятельную оценку в приговоре.

Необходимым признаком состава рассматриваемого преступления является самовольный характер оставления воинской части или места службы без разрешения начальника.

Неявка в срок на службу означает, что, оставив воинскую часть или место службы на законном основании, военнослужащий уклоняется от своевременной явки на службу, пребывает вне части или места службы свыше установленного срока. Для неявки в срок на службу характерно уклонение от несения обязанностей военной службы путем преступного бездействия (военнослужащий, находящийся в отпуске, не является в часть к указанному в отпускном билете сроку и продолжает оставаться у родственников).

Читайте так же:  Приказ 804н об утверждении номенклатуры стоматологических услуг в 2020 году

Началом самовольного оставления части является момент оставления военнослужащим расположения воинской части или места службы, концом — время явки военнослужащего в расположение воинской части или место службы либо время его задержания вне пределов расположения воинской части или места службы, если при этом у виновного не было намерения уклониться от военной службы на срок свыше десяти суток. Военнослужащий, совершив самовольное оставление части, может добровольно явиться не в свою часть, а в расположение другой воинской части или в военную комендатуру города. Конечным моментом преступления в этих случаях будет считаться время явки военнослужащего в расположение другой части или в военную комендатуру.

При неявке в срок без уважительных причин на службу начальным моментом преступления следует считать истечение срока явки военнослужащего в часть или место службы, указанного в соответствующем документе (командировочном предписании, отпускном билете, увольнительной записке).

В п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 03.04.2008 N 3 дано следующее разъяснение: «Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 комментируемой статьи, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла».

3. Субъектами преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву. К ним относятся солдаты и сержанты, несущие военную службу по призыву; курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы, т.е. до окончания первого курса обучения; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву и уволенные с военной службы до истечения срока контракта, если они к моменту увольнения не выслужили установленный срок военной службы по призыву и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (ст. ст. 2, 22 — 24, 34 — 36 Закона о воинской обязанности).

Не являются субъектами воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии со ст. 23 указанного Закона подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на военную службу, но были призваны на военную службу в нарушение требований действующего законодательства.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Лицо осознает, что оно самовольно, без разрешения командира (начальника) оставляет расположение воинской части или места службы и таким образом уклоняется от несения обязанностей военной службы, и желает этого. Сознанием виновного охватывается и продолжительность незаконного пребывания вне части или места службы свыше двух суток (в ч. ч. 3 и 4 — соответственно свыше десяти суток или свыше одного месяца). При неявке в срок на службу виновный также сознает, что он находится вне расположения воинской части, без уважительных причин уклоняется от своевременной явки в часть, желает или сознательно допускает продолжения своего незаконного пребывания вне части свыше двух, десяти суток или свыше одного месяца.

Поскольку преступление представляет собой временное уклонение от несения обязанностей военной службы, субъективная сторона характеризуется намерением субъекта лишь временно находиться вне части или места службы и желанием вернуться в часть и продолжить прохождение военной службы. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части (ст. ст. 44, 55 УК). Субъект преступления — лицо, отбывающее наказание в дисциплинарной воинской части. Объективная и субъективная сторона этого преступления аналогична рассмотренным выше.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту.

Правовое положение лиц, проходящих военную службу по контракту, определяется Законом о воинской обязанности. Объективная и субъективная сторона преступления аналогична рассмотренным выше с той лишь разницей, что деяние предполагает более длительное отсутствие по сравнению с установленным сроком. Субъектом преступления, кроме лица, проходящего службу по призыву, является военнослужащий по контракту.

7. По ч. 4 комментируемой статьи квалифицируются указанные в ч. 3 деяния продолжительностью свыше одного месяца.

Примечание к комментируемой статье предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств.

Закон не раскрывает понятия «стечение тяжелых обстоятельств».

Тяжелыми обстоятельствами могут быть признаны такие жизненные ситуации, которые, хотя и не являются абсолютным препятствием для прохождения военной службы, но в значительной степени затрудняют ее несение, обусловливают необходимость незамедлительного нахождения лица по месту жительства родственников, знакомых и др. К ним, в частности, следует относить наличие оснований для предоставления военнослужащим отпусков по личным обстоятельствам, предусмотренных п. 10 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника военнослужащего или лица, на воспитании которого находился военнослужащий; пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника военнослужащего, и др.

Тяжелыми обстоятельствами следует также считать возникновение некоторых оснований для увольнения, предусмотренных Законом о воинской обязанности (например, необходимость постоянного ухода за родственником (подп. «б» п. 1 ст. 24 и подп. «в» п. 3 ст. 51), ребенком (подп. «в» — «д» п. 1 ст. 24), оказание помощи одинокой матери, имеющей малолетних детей (подп. «е» п. 1 ст. 24).

Тяжелыми обстоятельствами служебного характера могут быть неуставные действия со стороны сослуживцев, бытовая неустроенность, материальные трудности, иные неблагоприятные жизненные ситуации, которые хотя и не лишают возможности, но существенно затрудняют пребывание военнослужащего на службе, нарушают его правовой статус, жизненные интересы, честь и достоинство. Вопрос о наличии таких обстоятельств должен решаться индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела.

Читайте так же:  Проводки банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта в 2020 году

Примером правильной оценки всех обстоятельств является дело в отношении матроса Б.

Военный суд Фокинского гарнизона Б. признал виновным в уклонении от военной службы продолжительностью свыше одного месяца по ч. 4 ст. 337 УК. Рассмотрев дело в порядке надзора, военный суд Тихоокеанского флота приговор в отношении Б. отменил, а дело прекратил. Согласно материалам дела у Б. 31 июня 1995 г. умерла мать, в связи с чем ему и был предоставлен отпуск. После смерти матери на иждивении Б. остались его малолетние родные брат и сестра, а также престарелая бабушка. При этом Б. оставался единственным, кто мог ухаживать за ними, чем он фактически до своего задержания и занимался. С учетом изложенного Б. на основании подп. «б» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» подлежал увольнению в запас как единственное лицо, занятое уходом за членами семьи, нуждающимися в посторонней помощи и не находящимися на полном государственном содержании.

При таких обстоятельствах военный суд флота пришел к правильному выводу о том, что преступление Б. совершено вследствие стечения тяжелых обстоятельств, и обоснованно прекратил данное дело на основании примечания к комментируемой статье.

Когда лицо совершает несколько уклонений от военной службы, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью комментируемой статьи, содеянное квалифицируется как единое преступление, совершенное при отягчающих обстоятельствах.

Если уклонения от военной службы предусмотрены разными частями комментируемой статьи, то каждое преступление квалифицируется отдельно и наказание назначается за каждое из них.

Покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку.

Если самовольное оставление части или места службы совершены во время несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, то при наличии признаков соответствующих составов преступлений такие действия помимо комментируемой статьи требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 340 — 344 УК.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления (стр. 2 из 2)

прохождения военной службы

Статья 445 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы военнослужащим срочной службы, либо его неявку без уважительных причин при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения в срок продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток, либо за уклонение от военной службы на тот же срок путем подлога документов или иного обмана.

Преступление считается оконченным, если виновный находился вне части свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ст. 445 УК РБ).

Субъект преступления по ч. 1 данной статьи – военнослужащие срочной службы.

По ч. 2 и 3 ст. 445 УК РБ кроме военнослужащих срочной службы, к уголовной ответственности привлекаются также офицеры, прапорщики и военнослужащие контрактной службы, если самовольное оставление части продолжалось свыше 10 суток, либо свыше месяца. При этом фактическое нахождение вне части влияет на то, по какой именно части статьи 445 наступает ответственность.

В тех случаях, когда лицо оставило часть с намерением уклониться от военной службы на срок свыше 2 суток, но не более 10 суток, либо свыше 10 суток, но не более 1 месяца, либо свыше 1 месяца, однако было задержано до истечения этих сроков, его действия следует квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ст. 445 УК РБ.

Субъектами указанных преступлений могут быть и военнообязанные во время прохождения учебных сборов.

Местом преступления — место расположения воинской части или место службы, где виновный должен выполнять свои обязанности по военной службе.

Субъективная сторона данного преступления: намерение виновного лишь временно уклониться от военной службы с последующим возвращением в часть.

При подлоге документов – военнослужащий предоставляет соответствующему командиру подделанный им самим или по его просьбе другим лицом документ и на этом основании получает постоянное или временное освобождение от обязанностей по военной службе.

Иной обман — сообщение заведомо ложных сведений о фактах, которые служат основанием для освобождения от исполнения служебных обязанностей, случаи подкупа должностного лица (при этом наступает совокупность преступления). По ч. 4 настоящей статьи уголовная ответственность наступает, если действия, предусмотренные ч.1, 2,3 ст. 445 УК РБ совершены в военное время.

Ст. 446 УК РБ предусматривает ответственность военнослужащих за дезертирство, т.е. оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы.

В этом случае виновный совершает указанные действия с целью навсегда уклониться от прохождения военной службы, при этом время фактического нахождения вне части на квалификацию в данном случае не влияет.

Дезертирство считается оконченным уже с момента оставления части или места службы, но оно является длящимся преступлением, длится в течение всего времени, пока не будет прекращено самим виновным, либо с его задержанием.

Добровольный отказ от дезертирства возможен только до момента оставления части.

Дезертирство совершается только с прямым умыслом и с целью уклониться от службы.

Побег с гауптвахты военнослужащего, в отношении которого применена мера пресечения в виде ареста, с целью избежать как содержания под стражей, так и дальнейшего прохождения службы, следует квалифицировать только по ст. 413 УК РБ, т.е. как побег.

Те же действия военнослужащего, содержащегося на гауптвахте в дисциплинарном порядке, перед отправкой в дисциплинарный батальон, либо для отбывания наказания по приговору в виде ареста, в зависимости от направленности умысла — по ст. ст. 445, 446 УК РБ.

Читайте так же:  Предъявление доверенности при отправке почтовых отправлений в 2020 году

Ст. 447 УК РБ «Уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом».

Членовредительство: это искусственное повреждение различных органов или тканей тела. Может осуществляться различными способами: огнестрельным или холодным оружием, путем использования транспортных средств и других механизмов, путем принятия вовнутрь лекарственных или ядовитых веществ. Вред здоровью может причиняться как самим виновным, так по его просьбе и другими лицами.

Симуляция — заключается в приписывании себе несуществующих заболеваний или физических недостатков.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иной обман – сообщение заведомо ложных сведений о фактах, которые служат основанием для освобождения от исполнения служебных обязанностей, случаи подкупа должностного лица.

Отказ от осуществления обязанностей военной службы заключается в открытом заявлении или иным способом выраженном нежелании осуществлять обязанности военной службы и фактическом прекращении их выполнения.

Уклонение признается оконченным с момента фактического невыполнения всех или некоторых обязанностей по службе.

Субъективная сторона преступления: прямой умысел.

Ст. 448 УК РБ предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы в боевой обстановке независимо от продолжительности.

Неявка в срок на службу без уважительных причин в часть военнослужащих, находящихся в боевой обстановке, квалифицируется по ст.ст. 445, 446 УК РБ.

Необходимый элемент : сознание виновным того, что самовольное оставление части или места службы происходит в боевой обстановке.

Ст. 449 УК РБ «самовольное оставление поля боя либо отказ действовать оружием». Виновное лицо наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Примечания к ст. 445 УК РБ гласят, что военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ч. 1, 2, 3 ст. 445 и ч. 1 ст. 446 УК РБ, может быть освобожден от уголовной ответственности, если содеянное явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

Ч.4 ст. 445, ч.2 ст. ст. 446, 447 УК РБ предусматривает уголовную ответственность за уклонение военнослужащего от несения обязанностей военной службы, совершенное в военное время или в боевой обстановке.

Военное время – период фактического нахождения Вооруженных Сил Республики Беларусь в состоянии войны с иностранным государством.

Боевая обстановка — нахождение воинской части или подразделения в непосредственном соприкосновении с противником. Воинская часть может находиться в боевой обстановке и в мирное время: при отражении нападения на воинскую часть, перехвате нарушителя границы Республики Беларусь

В современных условиях, когда армия оснащена коллективными видами оружия и боевой техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умных и согласованных действий многих людей и, когда даже единичные случаи беспечности и недисциплинированности могут привести к тяжелым последствиям, командиры и начальники всех уровней, военные прокуроры, следователи и судьи обязаны активно вести правовую пропаганду, уделять больше внимания предупреждению нарушений воинской дисциплины и уставного порядка, быть нетерпимыми к ним и строго пресекать правонарушения. В данных условиях уголовный кодекс и ответственность за нарушение его норм приобретают особую значимость, что говорит об актуальности рассмотренной темы лекции.

Существующая правовая система вполне может обеспечить строгий уставной порядок и воинскую дисциплину в Вооруженных Силах Республики Беларусь, однако не следует ориентироваться прежде всего на карательные, репрессивные меры со стороны уголовного законодательства, нельзя воспринимать каждое правонарушение как факт, который влечет за собой уголовно-правовые последствия. Необходимо глубже вникать в саму суть, природу преступлений в армейской среде и применять активные меры по их профилактике и предупреждению. Формализм же в профилактической работе влечет за собой рост преступности.

В активе командиров, начальников имеется богатый арсенал мер воздействия (поощрения, взыскания), умело его применять и не допускать правонарушений – вот наша задача.

Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания

1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

2. По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;

неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

нарушение уставных правил несения внутренней службы;

нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

Читайте так же:  Сколько должен отработать главный бухгалтер при увольнении в 2020 году

административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность;

умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), по небрежности;

нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы;

нарушение запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

раскаяние военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

добровольное сообщение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;

предотвращение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Командир или судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

4. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;

совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;

совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.

Судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, в зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка может не признать какое-либо из обстоятельств, указанных в настоящем пункте, отягчающим.

Обстоятельства, указанные в настоящем пункте, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок.

5. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.

§ 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть

Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения является уголовно наказуемым деянием. Военнослужащий, совершивший данное преступление, несет уголовную ответственность по ст. 337 УК РФ. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, совершивший данное деяние продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток, наказывается арестом на срок до 6 месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 1 года. Если это деяние совершено военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, он наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более 1 месяца, совершенное военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если данное деяние длится свыше 1 месяца, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, а также не явившийся в срок без уважительных причин на службу, подлежит розыску и задержанию для привлечения к ответственности в установленном порядке.

В случае неприбытия военнослужащего в срок при его переводе к новому месту военной службы розыск и задержание организует и осуществляет командир воинской части по прежнему месту военной службы, а при расформировании воинской части — то должностное лицо, чьим приказом он был переведен к другому месту службы. Порядок проведения розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, определяется приказами и директивами министра обороны Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком командир воинской части в течение 10 суток осуществляет розыск военнослужащего, самовольно оставившего часть. По истечении указанного срока, если не имеется сведений о месте нахождения военнослужащего, командир воинской части прекращает розыск. Дальнейшие действия и розыск военнослужащего в этом случае производятся по поручению следователя или военного прокурора.

Командир воинской части организует дознание по факту самовольного оставления части военнослужащим, охрану и осмотр его личных вещей в целях выявления мотива и цели самовольного оставления воинской части до прибытия в воинскую часть военного прокурора (следователя). Для получения дополнительных сведений опрашиваются сослуживцы, знакомые и командиры этого военнослужащего.

Розыск и задержание военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, по месту жительства организует начальник гарнизона (военный комендант) совместно с органами внутренних дел и военными комендантами железнодорожных (водных) участков и станций (портов), аэропортов. При отсутствии в данной местности гарнизона розыск и задержание военнослужащего организует районный (городской) военный комиссар.

При оставлении воинской части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командир назначает разбирательство по данному факту. В ходе разбирательства должны быть выяснены место, время и обстоятельства самовольного оставления воинской части военнослужащим, о чем командир воинской части докладывает по команде. Далее командир воинской части организует розыск, сообщает о случившемся в органы внутренних дел, в военную комендатуру по месту постоянной дислокации воинской части, месту призыва (жительства) и по месту возможного нахождения военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, а также уведомляет военного прокурора.

Читайте так же:  Отличие высшего образования от высшего профессионального образования в 2020 году

По истечении 2 суток с момента совершения самовольного оставления части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командир воинской части возбуждает по данному факту уголовное дело, о чем выносит постановление. В постановлении должны быть указаны время, место, кем составлено постановление, повод и основания к возбуждению уголовного дела, статья УК РФ, по признакам которой оно возбуждается, и кому поручено производить расследование по данному уголовному делу.

О возбуждении уголовного дела и начатом дознании командир воинской части обязан немедленно уведомить военного прокурора.

В целях предотвращения случаев уклонения военнослужащих от военной службы в штабах соединений, воинских частей и в гарнизонах заблаговременно разрабатываются и утверждаются соответствующими командирами (начальниками) планы розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, которые согласовываются с отделами ФСБ России, военными прокурорами и местными органами внутренних дел. В воинских частях и гарнизонах разрабатываются инструкции группам розыска и задержания военнослужащих, патрулям, в которых определяются их обязанности, задачи и порядок их выполнения. Указанные инструкции хранятся в опечатанных пакетах у дежурных по воинским частям, дежурного помощника военного коменданта и у оперативных дежурных соединений.

О месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части военнослужащим командир воинской части докладывает по команде, организует розыск, сообщает в местные органы внутренних дел, военную комендатуру по месту постоянной дислокации (базирования) воинской части, месту призыва (жительства) военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, и по месту его возможного нахождения, а также одновременно уведомляет соответствующего военного прокурора.

При совместных действиях групп розыска и задержания военнослужащих воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, органов внутренних дел и органов ФСБ по непосредственному задержанию и обезвреживанию военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, вооруженного огнестрельным оружием, а также в случае совершения им преступления или оказания вооруженного сопротивления общее руководство осуществляет соответствующее должностное лицо местных органов внутренних дел или органов ФСБ. Руководитель розыска и задержания военнослужащего от воинской части или гарнизона в этих случаях является его заместителем.

В первую очередь в места предполагаемого нахождения разыскиваемого военнослужащего в пределах гарнизона и в ближайшие населенные пункты, расположенные за пределами гарнизона, направляется основная часть сил и средств розыска и задержания. Одновременно устанавливается контроль на вокзалах, пристанях, в портах, аэропортах, на автомагистралях и других районах возможного нахождения или появления разыскиваемого военнослужащего. Организуется оцепление и осмотр отдельных участков местности, заброшенных строений, чердаков, подвалов и других мест. При необходимости такой осмотр осуществляется совместно с представителями органов внутренних дел.

Военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть, задержанный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии — в местные органы внутренних дел. О задержании сообщается командиру воинской части — инициатору розыска, а также уведомляется военный прокурор, который дает санкцию на заключение под стражу или принимает решение об освобождении задержанного.

Розыск военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, ведется до его задержания, явки с повинной или получения достоверных данных о его гибели. Похищенное им оружие должно быть найдено и возвращено в воинскую часть.

Сообщая соответствующим органам о самовольном оставлении части военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, командование должно выражать просьбу о задержании данного лица. В этих сообщениях должны быть указаны:

— биографические данные разыскиваемого;

— места постоянного жительства всех членов семьи данного военнослужащего, а также других родственников и знакомых;

— словесный портрет и особые приметы, форма одежды, в которой военнослужащий оставил воинскую часть;

— данные о наличии гражданской одежды, документов; сведения о месте, времени и обстоятельствах самовольного оставления воинской части.

Для розыска и задержания военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть и вооруженного огнестрельным оружием, решением старшего начальника выделяются броневая техника, вертолеты, а также могут применяться розыскные собаки. Личный состав групп розыска и задержания военнослужащего должен быть вооружен огнестрельным оружием, обеспечен специальными средствами, одет в бронежилеты и стальные шлемы, иметь противогазы. Группа розыска и задержания действует, как правило, на бронетехнике. В состав группы розыска и задержания включаются снайперы.

Розыск и задержание военнослужащих, проходящих службу за границей и самовольно оставивших воинскую часть, осуществляется в тесном взаимодействии с отделами ФСБ России. Комплекс оперативно-розыскных мероприятий производится по договоренности военного командования с местными органами власти страны пребывания российских войск.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, самовольно оставивший воинскую часть, задержанный за пределами гарнизона, на территории которого дислоцируется его воинская часть, передается в военную комендатуру, а при ее отсутствии — в местные органы внутренних дел.

В случае избрания в отношении задержанного военнослужащего меры пресечения в виде заключения под стражу он может быть передан на гауптвахту до прибытия конвоя (сопровождающих) от воинской части, в которой он проходит службу. О задержании военнослужащего, самовольно оставившего воинскую часть, командир воинской части обязан доложить по команде, уведомить всех должностных лиц, которым ранее направлялись поручения на розыск и задержание военнослужащего, родственников или родителей военнослужащего, а также военного прокурора.

Направление по месту жительства или призыва разыскиваемого военнослужащего его непосредственных командиров или других лиц является неправомерным.

В своей практической деятельности командир воинской части должен помнить, что согласно УК РФ военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные ст.ст. 337 и 338 (п. 1), может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Все эти обстоятельства выявляются в ходе производства предварительного следствия по данному делу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, согласование организационных мероприятий по предупреждению самовольного оставления военнослужащими воинских частей, разрабатываемых и осуществляемых в штабах соединений, воинских частях и в гарнизонах Вооруженных Сил Российской Федерации, с соответствующими отделами ФСБ России, военными прокурорами и местными органами власти и внутренних дел имеет важное значение в общем контексте профилактической работы по предупреждению уклонений от военной службы.

Ответственность военнослужащих за самовольное оставление части в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here