Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом в 2020 году

Самое важное в статье: "Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

ВС РФ: управление автомобилем по устному поручению собственника может считаться использованием ТС на законном основании

tommaso79 / Shutterstock.com

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля.

Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях. Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016).

Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины. Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л. автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э. – отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3).

По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым.

Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина»).

Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено.

В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него.

С 24 ноября 2012 года управлять чужим автомобилем можно без доверенности

Правительство РФ издало Постановление от 12.11.2012 N 1156 (далее — Постановление), которым были внесены изменения в ПДД. Оно вступит в силу 24 ноября 2012 г. С указанной даты для управления чужим автомобилем больше не потребуется наличие доверенности, выданной собственником транспортного средства. Кроме того, увеличится срок, в течение которого нужно зарегистрировать автомобиль в ГИБДД.

Чтобы управлять чужим транспортным средством, водителю не нужна доверенность

В соответствии с Постановлением из ПДД [1] исключен абз. 4 подп. 2.1.1 п. 2.1, в котором была установлена обязанность водителя транспортного средства (далее — ТС, автомобиль) иметь при себе помимо прочих документов на автомобиль доверенность на право управления им. Под последней понимается документ, подтверждающий право лица, которое не является собственником, на владение, пользование или распоряжение ТС, а при наличии прицепа — соответствующее право в отношении прицепа. Теперь, с момента вступления в силу соответствующих поправок, сотрудник ГИБДД не сможет потребовать у водителя доверенность.

Читайте так же:  Президиум верховного суда республики крым официальный сайт в 2020 году

Интересно, что вопрос об обязанности водителей предъявлять доверенность на управление автомобилем был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ [2] . В деле оспаривалась указанная выше норма абз. 4 подп. 2.1.1 п. 2.1 ПДД как незаконно устанавливающая названную обязанность для водителей. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении заявления. Он отметил, что исходя из смысла действующего законодательства все водители транспортных средств, участвующие в дорожном движении, обязаны иметь и предъявлять для проверки документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения управляемым ими транспортным средством.

С 24 ноября водитель автомобиля по общему правилу должен иметь при себе водительские права или временное разрешение на право управления ТС, свидетельство о регистрации ТС (прицепа), технический паспорт, а также полис ОСАГО.

Однако сама доверенность на право управления ТС остается. В некоторых случаях она по-прежнему будет необходима.

Например, как известно, оформить полис ОСАГО вправе владелец автомобиля, которым может быть не только его собственник, но и другое лицо, владеющее им на любом законном основании. Одно из таких законных оснований — наличие доверенности на право управления ТС, выданной его собственником (абз. 4 ст. 1 Закона об ОСАГО [3] ).

Зарегистрировать автомобиль в ГИБДД или снять его с учета может собственник либо иной владелец. Последний может подтвердить свои законные права на ТС доверенностью на право управления им.

В связи с принятием Постановления высказываются опасения по поводу того, что отмена обязанности иметь автодоверенность на практике может вызвать трудности. Ведь водитель без доверенности не сможет подтвердить своего законного права на управление ТС. Однако, с другой стороны, наличие доверенности еще не означает ее подлинности. Сотрудники ГИБДД не могут проверить факт подлинности подписи владельца автомобиля. Поэтому даже наличие у водителя доверенности не во всех случаях может означать наличие у него законного права на управление ТС.

Срок постановки автомобиля на учет в ГИБДД составит 10 дней

В соответствии с Постановлением увеличивается срок, в течение которого необходимо зарегистрировать в ГИБДД транспортные средства (в том числе прицепы) после их приобретения или таможенного оформления. Теперь этот срок составит 10 дней. Напомним, что до настоящего времени ТС (в том числе прицепы) необходимо было ставить на учет в ГИБДД в течение 5 суток.

Такое нововведение вызвано необходимостью привести срок регистрации ТС, указанный в Постановлении Правительства РФ N 938, в соответствие со сроком, отведенным на оформление полиса ОСАГО, установленным Законом об ОСАГО. До настоящего времени существовала некоторая несогласованность в этом вопросе. Дело в том, что на основании п. 2 ст. 4 Закона об ОСАГО владельцу автомобиля предоставлен 10-дневный срок на оформление полиса ОСАГО, без предъявления которого невозможно поставить ТС на учет в ГИБДД. Таким образом, владельцы ТС были вынуждены проходить техосмотр (ч. 4 ст. 15 Закона о техосмотре [4] ) и оформлять полис ОСАГО в течение 5 дней с момента приобретения (таможенного оформления) автомобиля, чтобы не нарушить срок его постановки на учет в ГИБДД.

Вопрос по ответственности владельца авто

Собственник vs Владелец — различия Не мое .
===
Вопрос: Я передал свой автомобиль по доверенности другому лицу. Могут ли меня привлечь к имущественной ответственности, как собственника автомобиля, если новый владелец, управляя по доверенности, совершит ДТП?

Вопрос об имущественной ответственности возникает всякий раз, когда кому-либо причиняется вред либо непосредственно источником повышенной опасности, либо при их взаимодействии.
Обратимся к ст. 1079 ГК РФ, которая определяет лиц, ответственных за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064 ГК РФ).
На первый взгляд, вроде бы все ясно — вред возмещает владелец автомобиля. Однако порой трудности возникают из-за неправильной «бытовой» трактовки термина «владелец». У большинства людей понятие «владелец» тождественно понятию «собственник». В действительности же это не всегда так, владение может появляться вне всякой связи с правом собственности. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет ничего общего с владением. Обратимся к содержанию права собственности, приведенному в п.1 ст. 209 ГК РФ:
«1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.»

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им. Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т. д.).
Таким образом, собственнику одновременно принадлежат все указанные правомочия, набор которых носит абсолютный характер и дает возможность собственнику и только ему определять судьбу принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство».

Между тем, эти правомочия могут принадлежать и не собственнику. Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Именно на такое понимание термина «владелец источника повышенной опасности» ориентирует нас Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении ? 3 от 24 марта 1993 года: «Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством, в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности и т.п.).»
Причем перечисление законных оснований владения идет через запятую, и понимать их следует так: «: в силу принадлежащего им права собственности ИЛИ права хозяйственного ведения ИЛИ оперативного управления ИЛИ по другим основаниям (по договору аренды ИЛИ по доверенности на управление транспортным средством ИЛИ в силу распоряжения компетентных органов: и т.п.)».
Поэтому в случае причинения вреда автомобилем, как источником повышенной опасности, никакой ни солидарной, ни субсидиарной ответственности собственник автомобиля, по своей воле передавший правомочия владения своим автомобилем другому лицу, нести те будет.

Читайте так же:  Основания для получения гражданства рф иностранным гражданам в 2020 году

Правда, из этого общего правила есть несколько исключений:

Так, в соответствии с п. 19 Постановления не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственность за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (шофер, машинист, оператор и др.).
Также владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности (п.2 ст. 1079 ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 1079 ГК РФ, владельцы транспортных средств, т.е. их фактические обладатели и пользователи, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате их взаимодействия (столкновения и т.п.) третьим лицам (пешеходам, стоящим автомашинам, постройкам и т.п.). Следовательно, потерпевшие вправе предъявить иск о возмещении ему вреда в полном объеме к любому из владельцев вне зависимости от их вины в столкновении. Однако, владелец, удовлетворивший требования потерпевшего, имеет право предъявить регрессный иск к виновнику столкновения.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
Итак, по общему правилу (за редкими исключениями, указанными выше), ответственность за причиненный вред несет тот, кто фактически, на законном основании и в своих интересах управлял автомобилем.

Re: > Виновник аварии управлял автомобилем по доверенности (рукописной), есть подозрения, что будет косить от выплат по суду. Можно ли в таком случае подать исковое заявление на владельца авто?
===========
Можно.

Другими словами несет ли владелец авто отвественность за ущерб причиненный его автомобилем?
===========
Да, несет ответственность, но не «как собственник», а как ссудодатель, передавший автомобиль во временное безвозмездное пользование, если только собственник не докажет факт получения денег за автомобиль. Сия ответственность предусмотрена статьей 697 ГК РФ.
Но для начала надо убедиться, что полис ОСАГО у виновника отсутствовал.

697 не встречался с таким подходом.

а как же решается конфликт норм? Статья 1079. специальная.

Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом в 2020 году

В каком случае считается, что лицо управляло автомобилем без законных оснований а значит, не являлось на момент ДТП законным владельцем? Кто отвечает в этом случае за причиненный вред, должна ли произвести страховую выплату по ОСАГО страховая компания? Что если автомобилем завладел нетрезвый знакомый, который, пока я спал, тайно взял ключи от моего автомобиля и совершил на нем ДТП. Кто отвечает за причиненный вред?

Страховая компания обязана произвести страховую выплату даже в случае если лицо, управляющее транспортным средством не было вписано в полис обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению, или если транспортное средство использовалось в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, однако, при условии, что данное лицо являлось законным владельцем управляемого транспортного средста.

  • собственник транспортного средства;
  • лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  • лицо, владеющее транспортным средством на ином законном основании:

— право аренды;
— доверенность на право управления транспортным средством;
— распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства;
— иные основания, например, на основании договора хранения с правом пользования транспортным средством.

Риск ответственности лица, управляющего транспортным средством в отсутствии указанных выше оснований является незастрахованным и отвечать за причиненный в результате ДТП ущерб будет либо сам непосредственный причинитель вреда, либо законный владелец, по вине которого автомобилем завладели третьи лица.

Согласно п. 2 статьи 1079 ГК РФ, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Как видно из указанной нормы права, ответственность за причиненный вред будет нести лицо, противоправно завладевшее транспортным средством (например, при угоне). Однако, в том случае, если будет установлено, что действия (бездействия) владельца способствовали завладению автомобилем третьими лицами, то ответственность за причиненный вред может быть возложена как на владельца, так и на лицо, неправомерно завладешее транспортным средством. Например, владелец автомобиля оставил ключи в замке зажигания или в месте, доступном для третьих лиц.

Разъяснения Верховного Суда РФ

Вопрос 25: Подлежит ли взысканию со страховщика страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.)?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в редакции от 21 июля 2005 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Следовательно, исходя из вышеуказанной нормы, по договору обязательного страхования является застрахованной ответственность только владельца транспортного средства.

Читайте так же:  Справка об отсутствии административных правонарушений где брать в 2020 году

При этом в соответствии с абз. 4 ст. 1 этого же Закона владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.); не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Учитывая вышеизложенное, лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако такое лицо не освобождается от гражданско-правовой ответственности. При возложении ответственности за вред, причиненный транспортным средством, на лицо, управлявшее автомобилем без законных оснований, необходимо выяснить обстоятельства, при которых произошло выбытие автомобиля из обладания законного владельца, и исходить из положений п. 2 ст. 1079 ГК РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год).

Из судебной практики

«. Доводы представителя ОСАО «Россия» об отсутствии обязанности страховщика возместить причиненный вред в связи с тем, что ДТП произошло по вине водителя управлявшего автомобилем, не имея законных оснований на управление им и не включенного в страховой полис ОСАГО в качестве лица допущенного к управлению этим транспортным средством, по мнению суда несостоятельны.

Так в судебном заседании установлено, что Б.И.С. не имеет водительского удостоверения.

К доводам С.И.А. о том, что он не разрешал Б.И.С. управлять своим автомобилем, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, поэтому не мог воспрепятствовать действиям Б.И.С., суд относиться с должной критической оценкой и расценивает их, как способ защиты уйти от ответственности.

При этом суд принимает во внимание, что в момент совершения Б.И.С. ДТП собственник автомобиля ВАЗ – 21043 С.И.А. находился в указанной машине на переднем сидении, что подтверждается объяснениями К.В.П., Б.И.С. данными сотруднику милиции в день совершения ДТП и не оспаривается самим С.И.А. При этом, С.И.А. не сообщил о том, что автомобиль выбыл из его владения в результате противоправных действий Б.И.С., не заявлял в милицию об угоне автомобиля.

Таким образом суд приходит к выводу, что Б.И.С. управлял автомобилем ВАЗ – 21043 по добровольному волеизъявлению собственника С.И.А., т.е. на законных основаниях.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ «Об ОСАГО» наступление гражданской ответственности за причинение вреда лицом, не имеющим права управления транспортным средством (водительского удостоверения) и не названным в договоре обязательного страхования в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, из страховых рисков по обязательному страхованию не исключается.

Последствия несоблюдения страхователем установленного в договоре ограничения предусмотрены ФЗ «Об ОСАГО» и одновременно являются гарантиями прав страховщика на предъявление регрессного требования.

В том числе статья 14 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в соответствии с ФЗ «Об ОСАГО» обязанность по выплате страхового возмещения потерпевшему К.В.П. в размере 112510 руб. 27 коп. должна быть возложена на ОСАО «Россия» в г. Мурманске» (Решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 14 мая 2009 года по делу № 2 – 477/09).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Две машины одного хозяина: ВС защитил владельца авто в споре со страховой

Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК). Совпадают ли они в случае, если один и тот же человек является одновременно потерпевшим, претендующим на выплату по ОСАГО, и владельцем машины, при использовании которой причинен ущерб? Суды двух инстанций неправильно отвечали на этот вопрос, пока на помощь не пришел Верховный суд.

Произошло ДТП с участием трех машин, две из которых принадлежат одному человеку – Олегу Чижову*. За рулем одной из них был сам Чижов, за рулем второй – Оксана Новик*, третья машина управлялась и принадлежала Виктору Шурыгину*. Виновной в ДТП признана Новик, которая превысила скорость, – из-за нее автомобиль под управлением Чижова был поврежден. Гражданская ответственность Новик застрахована в СК «Гелиос». Чижов обратился в эту страховую с заявлением о выплате возмещения по ОСАГО. СК «Гелиос» отказала Чижову – страховая посчитала, что он не может быть признан потерпевшим в ДТП, так как является одновременно собственником поврежденного автомобиля и автомобиля, причинившего ущерб.

Чижов обратился в суд с иском о взыскании суммы страхового возмещения, неустойки, штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда. Решением Кировского районного суда г. Иркутска, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды пришли к выводу, что обязательства должны быть прекращены на основании ст. 413 ГК, так как должник и кредитор совпадают.

Тогда Чижов подал кассационную жалобу в ВС. Тот признал Чижова потерпевшим, поскольку его имуществу был причинен вред со стороны Новик. Последняя, как указывает ВС, владела автомобилем в момент ДТП, ее гражданская ответственность была застрахована. ВС обратил внимание: отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций не указали каких-либо норм ГК, закона об ОСАГО и других актов, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица. Поэтому ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в Иркутский областной суд (№ 66-КГ17-12).

Все юристы поддержали позицию ВС. «На мой взгляд, ВС правильно отменил решения нижестоящих судов, поскольку причинителем вреда был не сам собственник автомобиля, а лицо, которое им управляло, – в связи с этим совпадения должника и кредитора не произошло. Если бы собственник авто был виновником ДТП, то есть причинил вред своей же машине, то отказ в удовлетворении требований был бы законным, – причинение вреда собственному имуществу не считается страховым случаем», – считает старший юрист, адвокат DS Law Анна Лаврухина. «В рассматриваемой ситуации факт принадлежности двух транспортных средств, попавших в ДТП, одному лицу не влияет на обязанность страховой выплатить возмещение», – согласна старший юрист Отдела коммерческой практики ЮБ «Падва и Эпштейн» Маргарита Сидорова. «Позиция ВС в полной мере соответствует как букве, так и духу закона. Конечно, недобросовестные собственники на основе этой позиции могут претендовать на получение неосновательного обогащения. Однако наличие подобных рисков вряд ли может выступить оправданием для отказа в возмещении ущерба в отсутствие признаков недобросовестности пострадавшей стороны», – уверен партнер Dentons, к. ю. н. Роман Зайцев.

Читайте так же:  Стояки водоснабжения в многоквартирном доме зона ответственности в 2020 году

При этом юристы сомневаются, что указанное дело станет прецедентом. «Ситуация довольно редкая», – отметил Зайцев. «Это юридический казус, который имеет специфичную фактическую составляющую», – добавил партнер «Первой Юридической Сети» Павел Курлат.

* имя и фамилия изменены редакцией

Собственник автомобиля и лицо без водительских прав, которому он передал управление, вместе отвечают за ущерб в случае ДТП

К такому выводу пришел ВС РФ, исходя из следующих обстоятельств дела (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 22 ноября 2016 г. № 41-КГ16-37). Гражданин С. обратился в суд с иском о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП. В качестве ответчиков он определил страховую компанию, гражданина А., управлявшего автомобилем, который допустил столкновение с истцом, а также гражданина Ф., который являлся собственником автомобиля.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что собственник автомобиля передал его гражданину А. добровольно, следовательно, последний управлял транспортным средством на законном основании. А значит, по оценке суда, у истца не возникло право солидарного требования – и к собственнику, и к гражданину, который фактически управлял автомобилем и допустил ДТП. При этом, как поясняется, суд исходил из обратного – определил, что доказательств, подтверждающих противоправное выбытие автомобиля из владения гражданина Ф. (собственника), не представлено.

В связи с этим суд первой инстанции удовлетворил требования истца к гражданину А. и к страховой компании, а вот требования к гражданину Ф. оставил без удовлетворения. С таким выводом согласился суд апелляционной инстанции, но не ВС РФ.

Можно ли по тосолу из разбитого радиатора, потекам масла из поврежденных маслопроводов, следам тормозной жидкости из разорванных трубопроводов определить место столкновения в ДТП с абсолютной точностью? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По мнению последнего, суды предыдущих инстанций допустили нарушения материального и процессуального права. Он напомнил, что обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности (в данном случае – автомобилем) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). В том числе это может быть доверенность на право управления транспортным средством.

ВС РФ отметил, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии у гражданина А. полномочий на использование автомобиля, принадлежащего гражданину Ф. Суд подчеркнул, что наличие в договоре ОСАГО указания на то, что автомобилем вправе управлять неограниченный круг лиц, недостаточно, дополнительно к этому необходимо оформить передачу полномочий надлежащим образом. Кроме того, Суд установил, что у гражданина А. не было водительского удостоверения.

В итоге ВС РФ пришел к выводу о том, что законный владелец автомобиля, передавший полномочия по владению им лицу, не имеющему права управлять транспортным средством, в случае причинения вреда будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке в зависимости от вины. Указано, что суды предыдущих инстанций должны были исследовать вопрос о вине собственника автомобиля, передавшего транспортное средство лицу, не имеющему водительского удостоверения.

Как заключил Суд, вывод предыдущих инстанций о том, что исковые требования подлежат удовлетворению только за счет гражданина, который фактически управлял автомобилем, является преждевременным. Дело направлено на новое рассмотрение в порядке апелляции.

Нужна ли доверенность на управление машиной в 2020 году?

Нередко автомобиль приобретают для семейного пользования. Права могут быть у мужа, жены, подросших детей, родственников. Однако транспортное средство регистрируется только на одного человека. Остальные водители обязаны доказать присутствие полномочий для управления машиной. Обычно для передачи прав на выполнение каких-либо действий с имуществом оформляется доверенность. Однако в перечне документов, которые водитель обязан предоставить сотруднику ГИБДД в 2020 году в соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД РФ, доверенность на управление автомобилем отсутствует. Это вызывает ряд вопросов.

Чтобы понять, нужно ли оформлять доверенность на управление машиной в 2020 году, если за рулем находится третье лицо, необходимо детально разобраться в теме.

Когда нужна доверенность на управление машиной в 2020 году?

Оформление доверенности регламентируют статьи 185-189 ГК РФ. Здесь говорится, что название носит письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства. При этом точный перечень ситуаций, когда необходима бумага, в законодательстве не указан. В ГИБДД разъяснили, когда потребуется доверенность, если речь идет о транспортном средстве. В список вошли следующие ситуации:

  • третье лицо будет совершать регистрационные действия с машиной;
  • осуществляется прохождение техосмотра без участия хозяина авто;
  • автовладелец не может самостоятельно забрать машину со штрафстоянки и передоверяет процедуру другому лицу.

Владимир Кузин, замглавы ГИБДД России, заявил, что доверенность нужна, если планируется осуществление действий с машиной, как собственностью. В документе должен быть изложен перечень прав, которые владелец предоставляет третьему лицу. Это может быть:

  • продажа машины;
  • постановка автомобиля на учет;
  • снятие с регистрации.

Когда речь идёт о прохождении техосмотра, регистрации, получении машины со штрафстоянки, потребуется рукописный документ. Заверять бумагу у нотариуса не нужно. Если лицу будет доступен полный спектр действий с авто, необходима генеральная доверенность. Она требует нотариального заверения.

Нужно ли показывать доверенность на управление автомобилем инспектору ГИБДД?

Ранее в список документов, которые водитель обязан предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД, входила доверенность. Однако Правительство РФ отменило потребность в её предоставлении, издав Постановление №1156. В 2020 году водителя не могут привлечь к ответственности из-за отсутствия доверенности на управление машиной.

Оформлять доверенность на управление автомобилем в 2020 году не нужно в случае, если выполняется только езда на автомобиле. Когда планируется совершение юридических действий с транспортным средством другого лица, бумага потребуется.

Какие документы должен передать водитель инспектору при управлении чужим автомобилем?

Список документов, которые водитель обязан демонстрировать при остановке сотрудником ГИБДД в 2020 году, отражен в пункте 2.1.1 ПДД РФ. Инспектор имеет право проверить:

Иногда требуется разрешение на осуществление деятельности по перевозке багажа и пассажиров, а также документы на груз. Если установлен знак «Инвалид», нужны бумаги, подтверждающие факт присутствия ограниченных возможностей здоровья.

Требуется ли доверенность, если водитель вписан в ОСАГО?

В соответствии с положениями пункта 2.1.1 ПДД РФ, предоставлять доверенность на управление автомобилем в 2020 году не нужно. Если гражданин вписан в полис ОСАГО, лицо имеет право управлять транспортным средством, принадлежащим другому человеку. Готовить дополнительную документацию не нужно. Отсутствие доверенности не выступает поводом для привлечения к ответственности.

Читайте так же:  Профстандарт специалиста по управлению персоналом минтруда россии в 2020 году

Если водитель не вписан в полис ОСАГО

Если водитель не вписан в полис ОСАГО, гражданин не может выехать на дорогу. Исключение составляют ситуации, когда страховка неограниченная. Процесс ее оформления регулирует Положение ЦБ РФ №431-П. Такой полис стоит дороже, однако позволяет управлять машиной любым лицам, имеющим водительское удостоверение нужной категории.

Если водитель в ограниченный ОСАГО не вписан, доверенность не поможет. В случае выявления факта нарушения человека привлекут к ответственности по статье 12.37 КоАП РФ. Размер денежного взыскания составит 500 руб. Если полис на транспортное средство отсутствует вовсе, штраф возрастет до 800 руб.

Нужна ли доверенность на управление автомобилем в 2020 году от ООО?

Юридические лица занимаются коммерческой деятельностью и нанимают водителей для выполнения определенных задач. Чтобы человек смог принимать участие в перевозках, он должен иметь при себе пакет документов, отраженных в пункте 2.1.1 ПДД РФ. Доверенность в перечень бумаг также не входит. В 2020 году она не нужна для управления автомобилем. Достаточно наличия неограниченной страховки или внесения водителя в список лиц в ОСАГО, имеющих право управлять автомобилем. Сотрудники ГИБДД не имеет право требовать какие-либо документы, кроме тех, что отражены в пункте 2.1.1 ПДД РФ (водительское удостоверение или временное разрешение на управление авто соответствующей категории, регистрационные документы, разрешение на перевозку пассажиров и багажа, путевой лист, лицензионная карта и документы на груз, бумаги, подтверждающие факт присутствия инвалидности, если на машине установлен опознавательный знак «Инвалид», страховой полис или его распечатанная версия).

Однако доверенность на автомобиль от юридического лица всё же может понадобиться. Машина считается источником повышенного риска. Ситуацию на дороге предугадать сложно. Подготовив доверенность, юридическое лицо передаст решение вопросов, касающихся транспортного средства, в ведение сотрудника. Водитель сможет:

  • контролировать техническое состояние автомобиля и своевременно отправлять его в ремонт;
  • проходить техосмотр;
  • забирать транспортное средство со штрафстоянки.

Точный перечень полномочий зависит от содержания доверенности. Нотариальное заверение в 2020 году не требуется. Достаточно составить документ от руки. Компания избавит себя от необходимости ежедневно заполнять путевые листы. Рекомендуется подготовить бумагу, если водитель отправляется на транспортном средстве организации в другую страну или регион.

Скачать образец доверенности на автомобиль от юридического лица можно здесь.

Выезд за границу на чужом автомобиле

В 2012 году, когда произошла отмена доверенности на управление машиной, представители ГИБДД заявили, что документ не нужен при езде на территории РФ, но он может понадобиться при пересечении границы. Однако в нормативно-правовых актах отсутствует требование, предписывающие оформление бумаги.

На практике сложилось неоднозначная ситуация. В большинстве случаев удается пересечь границу без доверенности. Однако известны ситуации, когда путешественника останавливали и возвращали в РФ из-за отсутствия документа. Решение можно попытаться оспорить. Однако это потребует много времени. Чтобы не столкнуться с подобным, проще заранее подготовить нотариально заверенную доверенность.

Выезжая за границу в 2020 году, нужно ознакомиться с законодательством той страны, в которую лицо направляется. Если в государстве требуется доверенность для езды на чужом автомобиле, документ обязательно нужно подготовить. В иной ситуации лицо рискует столкнуться с проблемами при передвижении.

Способы оформления доверенности на машину

Выделяют три классических способа оформления доверенности на машину в 2020 году:

  1. Самостоятельная подготовка. Метод не связан с затратами. Для оформления необходим лист бумаги и ручка. Составитель обязан указать перечень полномочий, передаваемых третьему лицу, а также вписать гражданина, который будет выполнять операции с автомобилем. Внизу проставляется подпись. Недостатком метода выступает риск возникновения ошибок или противоречий в готовом документе.
  2. Использование услуг юридических компаний. Метод позволяет снизить риск возникновения ошибок. Дополнительно лицо сможет получить консультацию и узнать все нюансы. Обычно услугами юристов пользуются организации, желающие подготовить доверенность на водителя.
  3. Обращение к нотариусу. Заполнение бумаги контролирует специалист. Он заверяет документ, подтверждая, что доверенность подготовлена правильно, и обстоятельства, препятствующие её оформлению, отсутствуют. Услуги специалиста оплачиваются в соответствии с тарифами. Сумма меняется в зависимости от региона.

Если человек самостоятельно готовит доверенность на машину, можно оформить её произвольно. Используется лист формата А4. Важно придерживаться правил, отраженных в статьях 185-189 ГК РФ, и соблюдать общепринятые нормы делопроизводства. Доверенность, подготавливаемую для пересечения границы, лучше заверить у нотариуса.

Требования к оформлению

Подготовка и использование доверенности на автомобиль должна осуществляться с соблюдением норм статей 185-189 ГК РФ. Документ можно составить в печатном или рукописном виде. В 2020 году оба варианта считаются действительными. Дополнительно стоит учитывать следующие требования:

  1. В бумаге фиксируется дата выдача доверенности. Информация вносится прописью. Если сведения отсутствуют, документ признается недействительным.
  2. Одновременно владеть автомобилем могут несколько лиц. Имена каждого из них нужно включить в доверенность.
  3. Рекомендуется прописать срок действия документа. Он не может превышать 3 года. Если информация не указана, подразумевается, что доверенность действует в течение 1 года с даты выдачи.
  4. Доверенность на машину можно оформить на несколько человек. Допустимо вписание любого количества лиц. Возможность используют организации, подготавливающие документ в отношении сотрудников.
  5. В доверенность вносят сведения, идентифицирующую автомобиль. Данные должны соответствовать информации, отраженной в документах (ПТС, СТС).
  6. В бланке не должно быть исправлений или зачеркиваний. Их наличие сделает доверенность на автомобиль недействительным. Если допущена ошибка, документ нужно полностью переписать.
  7. Лицо, на которого оформляется бумага, не всегда может присутствовать в процессе подготовки документа. В 2020 году допустимо выполнение процедуры без этого гражданина.
  8. Если информация на доверенности печатается, в конце бланка нужно поставить подпись от руки.

В доверенности на автомобиль в 2020 году предстоит отразить обязательные сведения. Необходимо внести:

  • данные о доверителе и поверенном;
  • информацию, идентифицирующую транспортное средство (марка, модель, государственный номер, vin номер, номер кузова, название инстанции, оформившей техпаспорт, цвет транспортного средства)
  • дата предоставления документа;
  • перечень передаваемых полномочий.

Подготовка доверенности на машину в 2020 году требует наличия ряда документов. Нужны паспорта доверителя и поверенного лица, ПТС автомобиля и СТС. Желая подготовить доверенность, лучше использовать готовый образец. Это снизит риск возникновения ошибок.

Скачать бланк для заполнения доверенности на управление автомобилем можно здесь.

Если планируется выезд за границу, рекомендуется заранее связаться с консульством страны, в которую хочет въехать лицо, и узнать, нужна ли доверенность на машину. Выяснить сведения можно в процессе подготовки договора автострахования.

Обычно доверенность в переводе не нуждается. Большинство европейских стран не требует наличия бумаги. Чтобы не столкнуться с проблемами на российской таможне, лучше вместе с доверенностью предоставлять ПТС и свидетельство о регистрации.

Выдавать доверенность на машину имеет право не только собственник автомобиля, но и гражданин, на которого оформлена бумага. Возможность появляется, если автовладелец предоставил соответствующие полномочия. Однако не все граждане хотят, чтобы третье лицо передавало машину неизвестным людям. Право удастся исключить. Для этого на бланке документа фиксируется надпись «без права передоверия».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Доверенность необходима при заказе дубликатов номерных знаков. Достаточно рукописного документа.

Ответственность собственника автомобиля при управлении третьим лицом в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here