Освобождение от обязанностей налогоплательщика действует в 2020 году

Самое важное в статье: "Освобождение от обязанностей налогоплательщика действует в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Для освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС вводятся две новых формы уведомления

Утверждены две формы уведомлений — общая, для большинства налогоплательщиков, и отдельная форма для налогоплательщиков, применяющих ЕСХН (это связано с тем, что статья 145 НК РФ предусматривает специальные условия освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС для указанных лиц).

Уведомление представляется не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Применение АУ ставки 0% по налогу на прибыль: новшества с 2020 года

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210‑ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.

Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020.

В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210‑ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение в этом году исчисляет налог на прибыль по ставке 0 %, то при желании и наличии оснований оно может продолжить это делать и в 2020 году. При этом представлять заявление в налоговый орган не нужно.

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Подробнее об использовании ставки 0 % учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, читайте на стр. .

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, преду­смотренных ст. 284.5 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464‑ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210‑ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам – нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020.

С 01.01.2020 ст. 284 дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0 % с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ

Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ

Например, за 2020 год расходы музея составили 350 000 руб., внереализационные доходы – 40 000 руб. При этом доходы от деятельности, включенной в перечень, равнялись 500 000 руб., что составляло 92,6 % в общем объеме доходов (500 000 / (500 000 + 40 000)). Ставка 0 % будет применяться ко всей облагаемой базе (с учетом внереализационных доходов), равной 190 000 руб. (500 000 + 40 000 ‑ 350 000 руб.).

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Согласно ст. 289 НК РФ театры, музеи, библиотеки, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют декларацию по налогу на прибыль только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 2) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019 — 2020 годах?

Кто освобождается от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Начнем с того, что освобождение от НДС, получаемое в порядке ст. 145 НК РФ, применяется в отношении всей деятельности налогоплательщика, а не в отношении отдельных видов бизнеса или операций. В то же время оно не освобождает от уплаты ввозного и агентского НДС (п. 3 ст. 145, ст. 161 НК РФ).

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации ТРУ (без НДС) за 3 предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В расчет нужно включать выручку только от облагаемых НДС операций (письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/[email protected], постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12).

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».
Читайте так же:  Последствия оставления искового заявления без рассмотрения гпк в 2020 году

На освобождение также могут претендовать вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы, когда у них еще нет 3-месячной выручки (см. письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах

Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

О последствиях пропуска срока подачи уведомления читайте в статье «Не затягивайте с подачей документов на освобождение по ст. 145 НК РФ».

Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.

О применении освобождения при ЕСХН с 2019 года читайте в этой статье.

Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из книги продаж.

Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.

Как применять освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ

Применение освобождения от НДС носит уведомительный характер, поэтому разрешения от инспекции не требуется.

Также освобожденный от обязанностей НДС-плательщика не обязан:

  • исчислять и уплачивать НДС, кроме случаев, когда он выставляет счет-фактуру с выделенным налогом (п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 26.05.2015 № 03-07-14/30264);
  • сдавать НДС-декларацию (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]);
  • вести книгу покупок (письмо ФНС России от 29.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected]).

ВАЖНО! Начав использовать данное освобождение от НДС, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ), по истечении которых вы должны подать в ИФНС:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые 3 последовательных календарных месяца не превышала 2 млн руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС:

  • Не освобождается от выставления счета-фактуры покупателю. В счетах-фактурах НДС не выделяет, а делает надпись: «Без НДС» (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Должен вести книгу продаж (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
  • Не имеет права на вычет НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171, подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Включает НДС, предъявленный поставщиками, в стоимость товаров, работ, услуг (подп. 3 п. 1 ст. 170 НК РФ).
  • Обязан восстановить принятый к вычету НДС со стоимости товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, которые будут использоваться в период освобождения. Восстановление нужно произвести в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала или, если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то в том же квартале, когда началось применение освобождения (п. 8 ст. 145 НК РФ).

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить, а именно в случаях, когда (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • выручка за какие-либо 3 месяца превысит 2 млн руб.;
  • начнется реализация подакцизных товаров.

Кто освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ

Освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ применяется не по деятельности организации или ИП в целом, а в отношении отдельных операций. Указанная статья содержит полный и закрытый перечень таких операций. Например, к ним относятся:

  • реализация некоторых отечественных и зарубежных медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация медицинских услуг (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, ценных бумаг (подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ) (см. также«Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?»);
  • банковские операции (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • операции займа, включая проценты (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) и др.

Помимо собственно перечня необлагаемых операций ст. 149 НК РФ содержит также условия применения данного освобождения от НДС для некоторых из них, например наличие лицензии или комплекта необходимых подтверждающих документов.

Подчеркнем, что специальным образом получать данное освобождение от НДС или уведомлять о его применении налоговиков не нужно. Достаточно, чтобы соблюдались установленные ст. 149 НК РФ условия.

По операциям, указанным в п. 3 ст. 149 НК РФ, кодексом предусмотрена возможность отказа от применения освобождения от НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). Такой отказ может быть выгоден, так как позволит плательщику применять вычеты НДС и не вести раздельный учет. Чтобы этой возможностью воспользоваться, не позднее первого числа налогового периода, с которого вы намерены отказаться от освобождения от НДС или приостановить его, в ИФНС нужно подать соответствующее заявление.

Отказаться от освобождения от НДС можно в отношении:

  • всех операций из п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • отдельных операций из п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • одной из операций п. 3 ст. 149 НК РФ.

Отказ возможен на срок не менее 1 года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

С образцом заявления об отказе от освобождения от НДС по ст. 149 НК РФ можно ознакомиться в материале «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС».

Итак, подытожим. Налоговым кодексом РФ предусмотрено 2 вида освобождения от НДС:

  1. Освобождение от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ).
  2. Освобождение от НДС для отдельных операций (ст. 149 НК РФ).

Первое применяется в отношении всей деятельности хозяйствующего субъекта и требует уведомления налогового органа. Второе распространяется только на конкретные виды операций и применяется без какого-либо оповещения налоговиков. При этом применение каждого из них требует соблюдения определенных условий.

Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 373-ФЗ

Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 373-ФЗ

1. Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в настоящей статье — участник проекта), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанными федеральными законами.

Читайте так же:  Протокол о назначении председателем гаражного кооператива в 2020 году

Предусмотренное настоящей статьей освобождение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 475-ФЗ в пункт 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2. Если иное не установлено пунктом 2.1 настоящей статьи, участник проекта утрачивает право на освобождение в случае, если:

утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;

совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 475-ФЗ статья 145.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г. и действующим до 31 декабря 2021 г. включительно

2.1. Участник проекта — исследовательский корпоративный центр утрачивает право на освобождение в случае, если:

утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;

совокупный размер прибыли исследовательского корпоративного центра, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли;

доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, определяемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, составили менее 50 процентов в общей сумме его доходов, с 1-го числа налогового периода, за который полученный исследовательским корпоративным центром доход от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составил менее 50 процентов в общей сумме его доходов.

Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта, и (или) в котором имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, и (или) в котором указанная доля дохода составила менее 50 процентов в общей сумме доходов, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с исследовательского корпоративного центра соответствующих сумм пеней.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ пункт 3 статьи 145.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2010 г.

3. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 6 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту своего учета в качестве участника проекта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого участник проекта намерен отказаться от освобождения.

Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых участником проекта операций.

Не допускается освобождение или отказ от него в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, оно повторно не предоставляется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 475-ФЗ в пункт 5 статьи 145.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

5. По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, представляет в налоговый орган:

документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от освобождения.

В случае, если участником проекта не представлены документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, или представлены документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 2 или 2.1 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 373-ФЗ

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 5 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

документы, подтверждающие статус участника проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Начиная с года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей, участник проекта также должен представлять в налоговый орган одновременно с документами, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, предусмотренный пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей.

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящей статьи, участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые участником проекта к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после направления в налоговый орган участником проекта уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед направлением в налоговый орган уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Читайте так же:  Постановление по делу об административном правонарушении объявляется в 2020 году

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным участником проекта, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным им после утраты указанного права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Применение АУ ставки 0% по налогу на прибыль: новшества с 2020 года

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор: Ермошина Е.Л., эксперт журнала

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;

предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.

Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020.

В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение в этом году исчисляет налог на прибыль по ставке 0 %, то при желании и наличии оснований оно может продолжить это делать и в 2020 году. При этом представлять заявление в налоговый орган не нужно.

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Подробнее об использовании ставки 0 % учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, читайте на стр. .

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, преду­смотренных ст. 284.5 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464-ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам – нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020.

С 01.01.2020 ст. 284 дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0 % с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ

Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ

Например, за 2020 год расходы музея составили 350 000 руб., внереализационные доходы – 40 000 руб. При этом доходы от деятельности, включенной в перечень, равнялись 500 000 руб., что составляло 92,6 % в общем объеме доходов (500 000 / (500 000 + 40 000)). Ставка 0 % будет применяться ко всей облагаемой базе (с учетом внереализационных доходов), равной 190 000 руб. (500 000 + 40 000 — 350 000 руб.).

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Согласно ст. 289 НК РФ театры, музеи, библиотеки, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют декларацию по налогу на прибыль только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 2) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Изменения налогового законодательства с 2020 года

Масштабные изменения налогового законодательства с 2020 года ожидают всех бухгалтеров. Нововведения коснутся почти всех основных налогов, включая прибыль, имущественные, страховые взносы, НДФЛ и др. Кроме того, с 1-го января утвердят новые бланки и сроки подачи отчетности. Некоторые законы уже прошли окончательное утверждение, другие находятся на рассмотрении в Думе. Посмотрим, какие планируются изменения налогового законодательства с 2020 года – таблица с обзором в нашей статье.

Основные изменения налогового законодательства в 2020 году

Летом и осенью 2019 г. законодатели приняли ряд НПА, которые вносят поправки в НК РФ. Речь о следующих законах – № 147-ФЗ от 17.06.19 г., № 210-ФЗ от 26.07.19 г., № 325-ФЗ от 29.09.19 г., № 211 от 26.07.19 г. и др. Какие произойдут изменения в налоговом законодательстве с 01.01.2020 года? Обзор наиболее важных поправок представлен в таблице.

Изменения налогового законодательства с 2020 года – таблица

Вид налога Какие изменения в НК с 2020 года внесены Нормативное основание для утверждения правок
НДС Возможность получения льготы по налогу предусмотрена для региональных операторов в части услуг по обращению ТКО (твердые коммунальные отходы) – при условии использования с 2020 г. единых тарифов.

· Проезд в пункт отдыха и обратно специалистам, которые проживают в РКС и МКС (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

· Оплата за допвыходные, которые предоставляются в целях ухода за ребенком с инвалидностью.

Читайте так же:  Сроки проведения заочного голосования в многоквартирном доме в 2020 году

· Выданные на раньше 2019 г. по случаю рождения детей выплаты в любой форме – натуральной или денежной

№ 147-ФЗ от 17.06.19 г. При списании безнадежного долга гражданина вводится новый порядок расчета его доходов. НДФЛ начислять не требуется, если физик не признается взаимозависимым с его кредитором, а погашаемый долг не признается матпомощью или не является встречным исполнением обязательств. Кроме того, должник не должен состоять с кредитором в трудовых взаимоотношениях № 210-ФЗ от 26.07.19 г. При продаже объекта, который является единственным жильем, вводится в действие новая льгота. С 2020 г. платить налог с реализации такого жилья не требуется, если срок его владения составляет не меньше 3 лет.

Эта же норма действует в случае продажи одного объекта и приобретения нового. Льгота применяется, если новое жилье куплено в срок до 90 дн. до регистрации перехода права собственности на старый объект

№ 210-ФЗ от 26.07.19 г. Меняется электронный регламент представления форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. С 1-го января 2020 г. сдавать эти отчеты за 2019 год через интернет обязаны те работодатели, которые выдали вознаграждение 10 физлицам и более. В настоящее время данный показатель составляет 25 чел. № 325-ФЗ от 29.09.19 г. Отменяется обязанность по подаче ф. 4-НДФЛ для предпринимателей о величине предполагаемых доходов. Рассчитывать авансы нужно самостоятельно, без представления декларации № 63-ФЗ от 15.04.19 г. Упрощается порядок уплаты налога организациями с ОП (обособленные подразделения), которые расположены в одном МО (муниципальное образование). Для уплаты налога и централизованной подачи отчетности за все ОП такие компании вправе выбрать одно ответственное подразделение.

О своем выборе организация должна заявить в ИФНС до 1-го января. Смена ответственного подразделения в середине года не допускается

№ 325-ФЗ от 29.09.19 г. Страховые взносы Повысятся предельные базы по пенсионным взносам – до 1290000 руб., по социальным ВНиМ (временная нетрудоспособность и материнство) – до 912000 руб. ПП № от 1407 от 06.11.19 г. Перечень регионов-участников пилотного проекта ФСС расширяется. С 2020 г. в него войдут:

· Респ. Саха (Якутия).

· Саратовская обл.

ПП № 1459 от 01.12.18 г. Меняется электронный регламент представления расчета РСВ. С 1-го января 2020 г. сдавать эти отчеты через интернет обязаны те работодатели, которые выдали вознаграждение 10 физлицам и более. В настоящее время данный показатель составляет 25 чел. № 325-ФЗ от 29.09.19 г. ЕНВД Запрещается работать на вмененном режиме при реализации маркированных товаров № 325-ФЗ от 29.09.19 г. ЕНВД планируют отменить с 2021 г. До этого момента нужно определиться, на какой режим перейти № 178-ФЗ от 02.06.16 г. Налог на имущество Отменяются авансовые расчеты. С 2020 г. уплачивать авансы нужно по-прежнему, но отчетность подается только по итогам года. № 63-ФЗ от 15.04.19 г. Вводится в действие централизованная подачи отчетности – с 2020 г. отчитываться можно в одну ИФНС по всем объектам организации. Норма действует при следующих условиях:

· Недвижимость расположена в территориях, подведомственных разным налоговым органам, но в одном регионе.

· Расчет налога по объектам расчет ведется из среднегодовой стоимости.

· Отсутствует обязанность по распределению суммы налога по нормативам, установленным для местных бюджетов.

· 8 % вместо 6 % – для объекта «Доходы».

· 20 % вместо 15 – для объекта «Доходы минус расходы».

Работать на упрощенке с расчетом налога из повышенных ставок смогут те, чьи доходы превышают максимально допустимые (150 млн. руб.) не более, чем на 50 млн. руб. Показатель численность не должен отличаться от максимального (100 чел.) больше, чем на 30 чел. в сторону увеличения.

№ 325-ФЗ от 29.09.19 г.

Это основные изменения в налоговом законодательстве с 2020 года. Есть и другие. Следите за изменениями на нашем сайте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Летние поправки в отношении налога на прибыль, которые вступят в силу со следующего года

Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В летнюю сессию законодатели приняли два закона, которыми внесены изменения в отдельные главы ч. II НК РФ, в том числе в гл. 25 НК РФ:

Федеральный закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ (далее – Закон № 211-ФЗ);

Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ (далее – Закон № 210-ФЗ).

Предусмотрены льготы для операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами

Для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, предусмотрена льгота.

Статья 284 НК РФ дополняется п. 1.12, согласно которому для указанных налогоплательщиков законами субъектов РФ может устанавливаться ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, в размере 0%.

В случае принятия субъектом РФ такого решения ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, также устанавливается в размере 0%.

Указанные налоговые ставки применяются к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Положения п. 1.12 ст. 284 НК РФ применяются к базе по налогу на прибыль, исчисляемой начиная с 01.01.2020.

Названные изменения предусмотрены Законом № 211-ФЗ.

Отметим, что данным законом установлены также льготы по НДС для региональных операторов по обращению с ТКО (п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 36) и для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, приобретающих услуги у этих операторов (внесены дополнения в пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Расширен перечень внереализационных расходов

С 01.01.2020 к внереализационным расходам будут относиться расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

Пункт 7 ст. 272 НК РФ дополнен пп. 11, согласно которому датой осуществления указанных расходов является дата передачи в государственную или муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры.

Изменения внесены Законом № 210-ФЗ.

Ставка 0% по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек

С 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, где говорится, что к налоговой базе, определяемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.8 НК РФ (также вводимой с указанной даты).

Для целей применения ст. 284.8 НК РФ деятельностью учрежденных субъектами РФ или муниципальными образованиями музеев, театров, библиотек признается деятельность, включенная в Перечень видов культурной деятельности, который должно установить Правительство РФ.

Налоговая ставка 0% применяется ко всей налоговой базе в случае, если доходы от «культурной» деятельности вышеназванных налогоплательщиков составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Отметим, что указанные налогоплательщики, применяющие ставку 0%, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Напомним, что согласно ст. 289 НК РФ театры, музеи, библиотеки, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют декларацию по налогу на прибыль только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 2) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0% вышеуказанные налогоплательщики, в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для подачи сведений будет утверждена ФНС.

Читайте так же:  Отражена стоимость недостачи выявленной при инвентаризации в 2020 году

То есть, если за 2020 год музей, театр или библиотека, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, получили от деятельности, поименованной в специальном перечне, не менее 90% от всех полученных доходов, то они вправе применить ставку 0% ко всей облагаемой базе.

Например, за 2020 год расходы музея составили 700 000 руб., внереализационные доходы – 80 000 руб. При этом доходы от «деятельности из перечня» равнялись 920 000 руб., что составляло 92% в общем объеме доходов (920 000 / (920 000 + 80 000)). Ставка 0% будет применяться ко всей базе, равной 300 000 руб. (920 000 + 80 000 – 700 000 руб.).

Не позднее 28.03.2021 музей должен представить декларацию по налогу на прибыль и сведения о доле доходов, подтверждающие право на применение им ставки 0%.

Изменения внесены Законом № 210-ФЗ.

Бессрочно сохраняется ставка 0% для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность

В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Названные выше нормы (согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ) должны действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 2 Закона № 210-ФЗ – указанные организации могут применять ставку 0% бессрочно.

Если организация не применяла ставку 0% и хочет сделать это с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ей, согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

Если организация в 2019 году применяла ставку 0% и желает продолжить это делать в 2020 году (при наличии оснований), то представлять заявление в налоговый орган ей не нужно. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 27.12.2011 № 03-03-06/4/151.

Если организация ранее применяла ставку 0%, а затем перешла на общую ставку, ей надо учесть следующее. В пункте 8 ст. 284.1 НК РФ закреплено, что организации, перешедшие с нулевой на общую ставку (в том числе в связи с несоблюдением условий, прописанных в п. 3 указанной статьи), не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0% в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на использование общей налоговой ставки. Так, начать применять ставку 0% с 2020 года вправе организации, которые перешли на применение ставки 20% с 2015 года и ранее.

Бессрочно сохраняется ставка 0% для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.5 НК РФ.

Названные выше нормы (в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464-ФЗ) должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Закона № 210-ФЗ – указанные организации могут применять ставку 0% бессрочно.

При этом надо помнить следующее. Если организация:

не применяла ставку 0% и хочет сделать это с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ей, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 ст. 284.5 НК РФ;

в 2019 году применяла ставку 0% и желает продолжить это делать в 2020 году (при наличии оснований), то представлять заявление в налоговый орган не нужно;

ранее применяла ставку 0%, а затем перешла на общую ставку (в том числе в связи с несоблюдением условий), она, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0%.

Внесены уточнения в порядок применения ставки 0% резидентами ТОСЭР либо свободного порта Владивосток

В силу п. 1.8 ст. 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ либо статус резидента свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ, ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0% и применяется в порядке, закрепленном в ст. 284.4 НК РФ.

Для указанных лиц законами субъектов РФ может предусматриваться пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты этих субъектов, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения о ведении деятельности соответственно на ТОСЭР либо на территории свободного порта Владивосток, согласно положениям ст. 284.4 НК РФ.

Законом № 210-ФЗ внесены уточнения в ст. 284.4 НК РФ.

Например, действующая редакция пп. 1 п. 2 данной статьи гласит, что одним из условий для применения льготных ставок является соблюдение 90%-го соотношения доходов от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений о ведении деятельности на указанных территориях, к сумме всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

С нового налогового периода эта норма дополнена словами: «без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренной п. 11 ст. 250 НК РФ». То есть положительная курсовая разница не будет участвовать при расчете 90%-го соотношения.

И еще. Пунктом 3 ст. 284.4 НК РФ предусмотрено, что льготная налоговая ставка для резидентов ТОСЭР и резидентов свободного порта Владивосток применяется в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений о ведении деятельности на указанных территориях.

Данный пункт с 01.01.2020 дополняется абзацем, где уточняется, что считать первой прибылью для целей применения упомянутой статьи. Это положительная разница между доходами и расходами, исчисленными нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов ТОСЭР либо в реестр резидентов свободного порта Владивосток до окончания налогового периода, в котором данная разница становится положительной. Разница между указанными доходами и расходами определяется на последний день каждого налогового периода, пока данная разница не станет положительной. Для исчисления этой разницы учитываются доходы и расходы, признанные с даты включения налогоплательщика в названные реестры, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения о ведении деятельности, без учета положительных и отрицательных курсовых разниц.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пунктом 3 ст. 4 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что положения п. 3 ст. 284.4 НК РФ применяются налогоплательщиками, которые не получили первую прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения о ведении деятельности на указанных территориях в соответствии с редакцией этой статьи, действовавшей до 01.01.2020.

К сведению: Законом № 210-ФЗ также внесены изменения в ст. 286.1 НК РФ, о чем вы сможете прочесть в материале Е. Л. Ермошиной «Инвестиционный налоговый вычет: изменения, которые вступят в силу 01.01.2020».

Освобождение от обязанностей налогоплательщика действует в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here