Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году

Самое важное в статье: "Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (подготовлен Минтрудом России 31.05.2019)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить на 2020 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2):

а) выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 50 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

б) строительство (раздел F) — в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

в) торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

г) торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) — в размере 15 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

д) торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

е) торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

ж) торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) — в размере 0 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

з) деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) — в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

и) деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) — в размере 26 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

к) деятельность в области спорта прочая (код 93.19) — в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

2. Установить, что подпункт «б» пункта 1 настоящего постановления распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, за исключением территорий Республики Бурятия, Амурской области и г. Москвы.

3. Хозяйствующим субъектам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2020 г. привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Обзор документа

На 2020 г. планируют установить следующую допустимую долю иностранных работников в различных отраслях экономики.

Для отдельных отраслей будет сохранена допустимая доля иностранцев, установленная на 2019 г. Это прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой транспорт (26%), спорт (25%), розничная торговля в специализированных магазинах алкоголем, включая пиво, и табачными изделиями (15%). Будет сохранен запрет привлекать иностранцев к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах и на рынках, вне магазинов и палаток.

50%-я допустимая доля иностранцев в сфере выращивания овощей затронет все регионы.

80% ограничение доли иностранных работников в строительстве не коснется только Бурятии, Амурской области и г. Москвы.

Самые важные изменения в трудовом законодательстве в 2019 году. Проекты изменений трудового законодательства в 2020

Воронцова Светлана Анатольевна

эксперт-практик по вопросам бухгалтерского и налогового учета , руководитель направления финансового аудита и постановки бухгалтерского учета, преподаватель финансовых дисциплин ЦБО «Мегаполис», бухгалтерского и налогового учета,практикующий главный бухгалтер

Карамышев Николай Петрович

Практикующий юрист, эксперт в области трудового права и охраны труда, консультант по вопросам гражданского, трудового, уголовного и земельного законодательства, а так же права социального обеспечения, судебная практика. Преподаватель правовых дисциплин ЦБО «Мегаполис «

Практические рекомендации работодателю. Семинар дает возможность не только обобщить уже все принятые изменения в трудовое законодательство, но и получить обзор судебной и инспекционной практики 2019 года

Стоимость обучения:

  • 2 дня (1 и 2 часть полностью)16 часов) – 5500 руб.
  • 24 января (1 часть, по оплате труда) — 1500 руб.
  • 24 января — 25 января (2 часть). -4500 руб.

1 день. с 10.00 до 13.00 «Изменение законодательства в сфере оплаты труда и начисления заработной платы»

1. Оплата труда.

  • Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 2020 года — последствия для Работодателей. Приказ Минтруда России от 09.08.2019 № 561н
  • Компенсационные и стимулирующие выплаты. Новое регулирование оплаты «северных» коэффициентов и надбавок. Позиция Конституционного суда. ПП от 28.06.2018 № 26-П.
  • Исключение компенсационных выплаты из МРОТ (законопроект № 722526-7).
  • Оплата труда в выходные и праздничные дни
  • Изменение в расчете социальных пособий, а также среднего заработка для отпускных, командировочных и прочих подобных выплат.
  • Новые требования по предоставлению сведений, связанных с нарушениями в области заработной платы. Основные ошибки и заблуждения, приводящие к штрафам по оплате труда. Скрытые плюсы нововведений для Работодателей.
Читайте так же:  Предупреждение о неполном служебном соответствии военнослужащих в 2020 году

2. Изменение сроков выплаты отпускных в 2020 году

  • Правила выплаты для внеплановых отпусков. Проект о сроках выплаты денег при внеплановых отпусках (Законопроект № 88941).
  • Срок выплаты отпускных поменяется. Изменения предложены Правительством. Проект закона подготовил Минтруд.

3. Новые пособия для родителей

Новые ежемесячные пособия, ребенку до 3х лет (Федеральный закон от 02.08.2019 № 305-ФЗ).

4. Изменения в системе отчетности и справках:

  • Новый отчет ПФР для работодателей. Форма СЗВ-ТД
  • Уведомление о приеме и увольнении работников в Пенсионный фонд: процедура, сроки уведомления, как соблюсти порядок уведомления.
  • Порядок расчета страхового стажа при отмене трудовых книжек.
  • Новая форма ФНС разработала расчета по страховым взносам и порядок его заполнения.

5. Электронный больничный:

Получение и правила информационного взаимодействия при оформлении электронного листка нетрудоспособности при обмене сведениями между ФСС РФ, работодателями и медицинскими организациями. (Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567). Позитивные возможности для Работодателя.

6.Новые коды для платежек

  • В платежке на зарплату надо будет ставить три новых кода (вступит в силу с 1 июня 2020 года в поле 20 платежного поручения на зарплату, пособия и другие выплаты работникам будут указывается новые коды). Соответствующий проект разработал Центробанк.
  • Порядок уведомления работодателя о смене зарплатной карты (реквизитов банковской карты) на которую перечисляется оплата труда.

7. Новые налоговые льготы:

  • Отпуска работникам на территории РФ
  • Оплата прохождения профессионального экзамена.

8. Страховые взносы — 2019-2020

  • Поправки в гл. 34 НК на 2019/2020 гг.
  • Разъяснения ФНС с Минфина, касающиеся обложения взносами различных выплат физлицам, а также представления расчета и применения штрафных санкций.
  • Как правильно начислять взносы и без ошибок сдавать отчетность

9. Детские вычеты в нестандартных ситуациях

  • Стандартные вычеты по НДФЛ
  • Процесс их предоставления вычетов по стандартным схемам.
  • Когда и в каком размере предоставлять детские вычеты работникам в нетипичных ситуациях?

10. Различные удержания из выплат работникам

1 й день с 14.00 до 17.00 , 2й день с 10.00 до 17.00 «Изменения в трудовом законодательстве 2019-2020»

11. Цифровизация трудовых отношений. Электронные трудовые книжки. Новые требования к оформлению кадровых документов и приданию им юридической силы.

  • Поэтапный переход к электронным трудовым книжкам. (Законопроект от 6 июля 2019 года). Действия работодателя и работника при переходе на электронные трудовые книжки. Обязательный порядок уведомления работников.
  • Изменения в локальных нормативных актах работодателя, соглашения и коллективные договоры, обеспечивающие техническую готовность к передаче сведений о трудовой деятельности в электронном .
  • Новые обязанности по выдаче справок при увольнении, ответственность за нарушение сроков выдачи таких справок.
  • Электронный трудовой договор.
  • Юридически значимые сообщения сторон трудового договора (Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ )
  • Взаимодействие с Пенсионным фондом, штрафные санкции. К чему нужно быть готовым.
  • Новый документ вместо СНИЛС (уведомление из ПФР вместо СНИЛС (постановление Правления Пенсионного фонда от 13.06.2019 № 335)).
  • Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ) — перечень обязательных документов при трудоустройстве граждан в связи с отменой СНИЛС.
  • Порядок обмена электронными заявлениями между работниками и работодателем и прочими документами (законопроект № 736455-7).

12. Новые правила уничтожения персональных данных

  • Новые правила уничтожения документов с персональными данными установленные Роскомнадзором. (Законопроект об изменениях в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
  • Приведение системы работы с персональными данными в соответствие с требованиями законодательства с учетом проверок. Типичные ошибки и их исправление.
  • Особенности работы с персональными данными соискателей
  • Ответственность работодателя. 30-кратное увеличение штрафов.
  • Проверки Роскомнадзора — особенности проведения, правила прохождения для работодателей.

13. Изменения в пенсионной системе России 2019 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

  • Льготные категории граждан, имеющие право на досрочную пенсию.
  • Ответственность работодателя за увольнение возрастных сотрудников и в случае необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста. Практические рекомендации.
  • Уголовная ответственность за дискриминацию «предпенсионеров» (ст.144.1 УК РФ). Судебная практика введенной уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
  • Ежегодные выходные дни для диспансеризации (ст.185.1 ТК РФ), установление льгот и преференций гражданам предпенсионного возраста.
  • Дополнительные документы, которые необходимо оформлять при увольнении лиц предпенсионного возраста для защиты интересов работодателя.

14. Штрафы за воинский учет

  • Обязанность работодателей сообщать в военкомат о работниках, которые не встали на воинский учет (законопроект № 620700-7 с 17 февраля 2019 года (п. 1 ст. 4 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
  • Штрафные санкции за непредставление информации для руководителей организаций, которые не подали такие списки.

15. Новая ответственность Работодателей за иностранных граждан.

  • Изменение закона 109-ФЗ «О миграционном учете» с 08.07.2018 новое понятие принимающей стороны и место пребывания иностранца.
  • Процедуры, новшества в связи с изменениями законодательства, правовые коллизии, плюсы и минусы для работодателя.
  • Запрет использование иностранцев в отдельных видах деятельности.
  • Контроль за сроками въезда и прекращения трудовых отношений.
  • Требования по постановке на миграционный учет иностранных граждан.
  • Особенности трудоустройства и уведомлений для граждан из стран Евразийского Экономического (Таможенного) Союза.
  • Новые формы уведомления об иностранцах (приказ МВД от 04.06.2019 № 363). Уведомление об убытии иностранного . Проверочные листы при плановых проверках МВД .по иностранным работникам.
  • Ошибки работодателей в сфере привлечения к труду и использования иностранцев
  • Квота в 2020 г.: разрешение на временное проживание, и квота выдачу разрешений «визовым иностранцам).

16. Диспансеризация работников

  • Федеральный закон № 353-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации».
  • Обязанность работодателей отпускать своих работников на диспансеризацию: порядок организации работы внутри компании, порядок предоставления дней для прохождения диспансеризации
  • Должен ли работник предоставлять отчетные документы?
Читайте так же:  Через сколько снимается обременение после выплаты ипотеки в 2020 году

17. Дополнительные льготы, связанные с предоставлением очередного отпуска.

  • Льготные категории в организации. Права льготных категорий на право на отпуск в любое время.

18. Гарантии и льготы для сельских работниц.

  • Федеральный закон от 12.11.2019 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности».
  • Какие льготы и гарантии для сельских работниц появились в Трудовом кодексе и как они будут действовать?

19. Новые требования к режиму труда и отдыха водителей.

  • Новые требования для работодателя, имеющего автомобили. Как оформить использование автомобиля для работников с разъездным характером работы.
  • Медицинские осмотры для работников с разъездным характером работы и тех, кому автомобиль предоставлен в качестве бонуса
  • Новые требования по перевозке сотрудников.
  • Новые штрафы за переработки водителей (Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ, поправки в статью 11.23 КоАП)
  • Изменение в Законе № 216-ФЗ. (штрафы за использование транспорта без тахографа)
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

20. Специальная оценка условий труда. Практика применения -2019 (ФЗ № 426).

  • Порядок размещения информации о СОУТ и новая практика ГИТ. Внесение результатов спецоценки (Законопроект № 769142-7).
  • Контроль за проведением СОУТ со стороны статистической отчетности.
  • Автоматизированные проверки Минтруда предприятий, которые не провели специальную оценку.
  • Чем грозит отсутствие специальной оценки условий труда? Штраф за отсутствие СОУТ
  • Новая практика ГИТ по проверке СОУТ.

21. Проверки ГИТ 2018-2019 — важные изменения:

  • Проверки ГИТ. Что инспекторы применяли в 2019 и что ждать в следующем году?
  • Расширение полномочий инспекторов Роструда – осуществление надзора по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности.
  • Внесение изменение в статью 360 ТК РФ, увеличение оснований для внеплановой проверки ГИТ.
  • Риск-ориентированный подход, проверочные листы, расширение полномочий инспекторов ГИТ.
  • Установление категорий риска (высокий, средний и низкий) и бальная система (от 1-10) типовых нарушений трудового законодательства.
  • Случаи (вопросы) трудовых отношений, в которые инспектор ГИТ не может вмешиваться и давать предписания — с перечнем судебная практики по успешному оспариванию предписаний ГИТ.
  • Порядок проведения самообследования. Обязанность или право работодателя? Издание локального акта и уведомление ГИТ. Введение ответственных лиц за проведение самообследования соблюдения трудового законодательства и охраны труда. Порядок проведения самообследования. Порядок акцептования результатов самообследования инспекцией труда
  • Защита интересов Работодателя — порядок прохождения проверки, обжалование предписаний и постановлений – судебная практика 2018-19 годов.
  • Как подготовиться к проверке в 2020?

22. Проекты изменений трудового законодательства в 2020. Анализируем изменения.

  • Изменения в порядке оплаты отпускных. Порядок выхода из отпуска по уходу за ребенком
  • Изменения в порядке прекращения срочного трудового договора. Изменения в порядке изменения условий трудового договора. Новые основания для прекращения трудового договора.
  • Изменения в процедуре вынесения дисциплинарного взыскания.
  • Новые квотируемые категории и нормы квот,
  • Новая реформа государственного контроля. Проекты новых проверочных листов.
  • Введение 4 дневной рабочей недели. Возможности использования гибкой занятости.
  • Установленный порядок индексации заработной платы.
  • Проект изменения административных санкций за нарушение трудового законодательства,
  • Новые ограничения по трудовым отношениям с беременными женщинами,

23. Изменения в сфере охраны труда

Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые), путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Так, статьей 21 Федерального закона № 181-ФЗпредусмотрено, что работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Особенности труда молодых специалистов

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При этом статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусмотрены случаи заключения трудового договора с лицами, достигшими 15 и 14 лет. Принимая на работу молодого специалиста, работодатель должен помнить, что для этой категории работников трудовым законодательством установлены определенные особенности их трудовой деятельности. На что следует обратить внимание при использовании труда молодежи, и как обезопасить себя от возможных претензий проверяющих органов, мы постараемся разобрать в этой статье.

Молодежная квота

Некоторые работодатели для выполнения установленного требования о квотировании заключают трудовые договоры по совместительству, тем самым совершая дополнительные правонарушения. Во-первых, в соответствии со ст. 282 ТК РФ, работа по совместительству несовершеннолетних не допускается. А во-вторых, лица, принятые на работу по совместительству из других организаций в списочную численность не включаются (п.10 и 10.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 13 октября 2008 г. N 258), следовательно, не заполняют квотированные места. Избежать вышеуказанных нарушений можно, заключив трудовой договор на неполную ставку.

Читайте так же:  Уменьшение зарплаты работнику по инициативе работодателя в 2020 году

Оформление трудовых отношений

Трудовой договор, заключаемый с несовершеннолетним лицом, ничем не отличается от трудовых договоров с другими работниками, в нем присутствуют все реквизиты и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть оговорено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Это условие не распространяется на лиц, не достигших 18 лет, и лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения (ст. 70 ТК РФ). Следует обратить внимание на совокупность условий, предоставляющих право гражданину устроится на работу без испытания. Так, например, для работника, закончившего институт, не имеющий государственной аккредитации, или устроившегося на работу не впервые, испытательный срок может быть установлен.

Работа только для взрослых

Статья 265 ТК РФ запрещает применение труда несовершеннолетних на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на подземных работах. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 среди них:

  • работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную,
  • горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения,
  • геологоразведочные и топографо-геодезические работы,
  • черная металлургия,
  • добыча и переработка торфа и другие.

Предельно допустимые нормы нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7. Так, например, масса груза, поднимаемого и перемещаемого вручную, постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для юношей 14 и 15 лет — 3 кг, 16 и 17 лет — 4 кг, а для девушек 14 и 15 лет — 2 кг, 16 и 17 лет — 3 кг. При этом в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. Указанные нормативы распространяются на выполнение обязанностей несовершеннолетнего, непосредственно связанных с постоянной профессиональной деятельностью. Следовательно, на лицо, принятое на работу, например, консультантом в торговом (демонстрационном) зале эти требования не применяются, и при необходимости он может помочь клиенту достать с витража увесистый товар.

Также несовершеннолетним запрещается трудиться на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Установленного перечня таких профессий нет, однако законодатель в их число относит игорный бизнес, работу в ночных кабаре и клубах, производство, перевозку и торговлю спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами. Работодатель в своей организации должен самостоятельно определять должности, исключающие указанные неблагоприятные воздействия на несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 298 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет не могут привлекаться к работе вахтовым методом. По условиям ст. 244 ТК РФ с ними запрещается заключать договоры о полной материальной ответственности. Также несовершеннолетние не могут работать в религиозной организации (ст. 342 ТК РФ).

Медицинские осмотры

По требованию ст. 266 ТК РФ, перед тем как принять на работу несовершеннолетнего, работодатель, за свой счет, обязан провести ему предварительный медицинский осмотр, с целью определения соответствия состояния его здоровья поручаемой работе. В рассматриваемой статье, для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предусмотрены ежегодные обязательные медицинские обследования. В соответствии с пунктом 4.1 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90, для проведения медосмотра работодатель обязан своевременно направлять работников на периодические медицинские осмотры, а лиц направляемых на предварительные медосмотры, обеспечить бланками направлений, куда будут внесены результаты медицинских обследований и заключение о возможности выполнения по состоянию здоровья поручаемой им работы.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 213 ТК РФ предварительные и ежегодные медосмотры обязательны для работников в возрасте до 21 года, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83.

Читайте так же:  Продление срока временного пребывания иностранного гражданина в 2020 году

Дополнительные привилегии

Молодым работникам (до 18 лет) положен удлиненный основной оплачиваемый отпуск — 31 календарный день. При составлении графика отпусков следует учитывать, что несовершеннолетний берет дни отдыха в удобное для себя время. При этом отпуск за первый год работы ему может быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывного труда в вашей организации (ст. 122 ТК РФ). Отзыв из отпуска работника до 18 лет запрещен. Если молодой специалист совмещает работу с обучением, ему также положены дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы. Условия и сроки предоставления таких отпусков определены в ст. 173 — 175 ТК РФ.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ, лицам до 16 лет положено работать не более 24 часов в неделю, до 18 лет — не более 35 соответственно. А продолжительность ежедневной работы не может превышать 5 часов для работников в возрасте от 15 до 16 лет, а для работников от 16 до 18 лет — 7 часов (ст. 94 ТК РФ).

Статья 268 ТК РФ запрещает направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключение составляют творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций и цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

Если в процессе трудовой деятельности несовершеннолетний совершит проступок, за который статьей 81 ТК РФ предусмотрено увольнение, либо при намерении сократить этого работника, работодатель, при расторжении трудового договора с ним, помимо соблюдения общего порядка должен получить согласие инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Роман Ларионов,
юрисконсульт компании «Гарант»

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году

В условиях жесткой конкуренции поиск работы становится все более трудной задачей, особенно для граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому есть категории граждан, которые при любой экономической ситуации будут нуждаться в государственной защите — это так называемые социально незащищенные слои населения Собченко О.В. Некоторые правовые проблемы занятости населения в Российской Федерации. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М.: Изд- во МГУ, 2008. С. 13..

К ним, в частности, относятся инвалиды; лица, освобожденные из мест лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей — инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые) п.2. ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 11 июля 2011 г. №205-ФЗ) // СПС «Гарант».

Рассмотрим основные проблемы трудоустройства социально незащищенных слоев населения на примере трудоустройства инвалидов и молодежи.

Особенности трудоустройства инвалидов связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ) предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

— установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

— резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

— создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организация обучения инвалидов новым профессиям ст. 20 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ)// СПС «Консультант плюс».

Но, несмотря на законодательно установленные дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов, кардинально решить проблему их трудоустройства и в настоящее время не получается. Большинство предприятий не стремятся делать инвалидов своими сотрудниками. Владельцы фирм готовы выдумывать все новые способы для того, чтобы обойти законодательство и не принять на работу человека с ограниченными возможностями. Многие компании не хотят принимать на работу инвалидов и потому, что государство не может создать достойные налоговые льготы, которые действительно заинтересуют работодателя.

В числе причин обуславливающих проблему трудоустройства инвалидов также можно назвать и:

— несоответствие большинства зданий и сооружений физиологическим особенностям инвалидов (отсутствие пандусов, лифтов), что делает затруднительным вообще присутствие инвалида на рабочем месте;

— отсутствие достаточного количества специалистов как медицинского, так и педагогического профиля, необходимых для работы с инвалидами;

— недостаточное техническое оснащение инвалидов, обучающихся и работающих на дому;

— практическое отсутствие Центров социальной адаптации и профориентации для инвалидов;

— отсутствие единого информационно-аналитического центра для инвалидов; — незаинтересованность коммерческих организаций в трудоустройстве инвалидов; — неготовность инвалидов к современному рынку труда Орлеанская Э.К. Проблемы трудоустройства // Проблемы местного самоуправления. Интернет — ресурс.

К социально незащищенным категориям населения относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые — т.е. молодежь. Особенности их трудоустройства в частности закреплены в Трудовом Кодексе РФ, а именно, по трудовому законодательству запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, законами субъектов РФ может предусматриваться квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодежи.

Читайте так же:  Основные законы регулирующие предпринимательскую деятельность в 2020 году

В настоящее время молодежь по сравнению с другими возрастными группами населения испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве. Одной из причин сложившейся ситуации является нежелание работодателей принимать на работу молодых людей из-за низкого профессионализма, отсутствия трудовых навыков, необходимого стажа работы. Как показывает статистика, в 2010 году доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составила 42%, каждый шестой из них является выпускником учебного заведения. Наиболее напряженная обстановка сложилась среди выпускников техникумов и колледжей. Так, среднее время поиска работы для данной категории молодежи составляет 3,6 мес., тогда как для выпускников ВУЗов данный показатель равен 2,3 мес.

По оценкам специалистов на рынке труда молодежи на сегодняшний день складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юpиспpуденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг) их молодость, сила и энергичность, а главное — еще не очень большие материальные запросы вполне устраивают работодателей, и часто работодатели в этих областях отдают предпочтение молодежи из-за экономии заработной платы, поэтому оплата их труда является очень низкой Резник Г.А. Актуальные проблемы трудоустройства молодежи // Современное право, 2010. С. 28..

Таким образом, спрос на молодых специалистов на рынке труда остается на сегодняшний день достаточно низким.

Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы

К числу граждан, нуждающихся в особой социальной защите, в ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отнесены: 1) инвалиды; 2) граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; 3) лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; 4) молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; 5) Лица предпенсионного возраста, то есть за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); 6) беженцы и вынужденные переселенцы; 7) граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; 8) одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; 9) семьи, в которых оба родителя признаны безработными; 10) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Данный перечень лиц, нуждающихся в особой социальной защите, не является исчерпывающим. В подзаконных актах, в региональном законодательстве к их числу могут быть отнесены и другие категории лиц, являющихся безработными.

Защита прав перечисленных лиц, осуществляется различными способами. В ст. 13 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к числу таких способов относится квотирование рабочих мест. Под квотированием понимается создание дополнительных рабочих мест для приема на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Например, в ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями установлено правило, согласно которому организации, численность работников в которых составляет более 30 человек, имеют квоту для приема инвалидов от 2 до 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, может происходить путем бронирования рабочих мест. Установление брони на имеющиеся у работодателя рабочие места означает, что на эти места будут приняты лица, нуждающиеся в особой социальной защите. Таким образом, квотирование предполагает создание новых рабочих мест для указанных лиц. Тогда как бронирование означает установление брони для приема этих лиц на имеющиеся у работодателя рабочие места. Квотирование и бронирование рабочих мест влечет возникновение у работодателей обязанности по приему на эти места лиц, нуждающихся в особой социальной защите. Соответственно у названных лиц возникает право поступления на работу на данные рабочие места. При отказе работодателя выполнить обязанность по приему на работу лиц, нуждающихся в особой социальной защите, они могут требовать восстановления нарушенного права в судебном порядке, например, путем предъявления к работодателю иска об обязании заключить трудовой договор в счет квоты или забронированных рабочих мест.

Защита прав лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, может быть осуществлена путем предоставления им преимущественного права на участие в общественных работах. По действующему законодательству таким правом пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев. Однако в региональном законодательстве может быть предусмотрено право приоритетного участия в общественных работах и других категорий безработных граждан. Данному праву должна корреспондировать обязанность органов службы занятости по приоритетному направлению указанных лиц на общественные работы. При невыполнении данной обязанности граждане могут требовать в судебном порядке заключения с ними срочного трудового договора на выполнение общественных работ. Такие требования также могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here