Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году

Самое важное в статье: "Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Изменения в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ в связи с вступлением в силу закона о процессуальной реформе

vectorfusionart / Depositphotos.com

Сегодня, 1 октября 2019 года, начинают работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, Кассационный военный и Апелляционный военный суды, а также Центральный окружной военный суд (информация Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. о территориальной подсудности новых судов, их почтовых и электронных адресах, адресах их интернет-сайтов и номерах телефонов).

Соответственно, также сегодня вступил в силу Федеральный закон, которым внесены существенные изменения в процессуальное законодательство и корреспондирующие – в ряд иных законодательных актов (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Выделим некоторые из нововведений.

  • Введено требование об обязательном высшем юридическом образовании для представителей сторон по гражданским и арбитражным делам. Так, в Гражданском процессуальном кодексе теперь предусмотрено, что представителями в суде общей юрисдикции помимо адвокатов могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Исключение – дела, подлежащие рассмотрению мировыми судьями или районными судами; для них специальных требований к статусу или квалификации представителя законом не установлено. Приведенные требования также не распространяются на законных представителей и на отдельные категории лиц, например, на патентных поверенных в спорах, связанных с правовой охраной интеллектуальной собственности, арбитражных управляющих в делах о банкротстве, профсоюзы, которые защищают в суде интересы своих членов. Схожие требования и исключения установлены и для представителей в арбитражном процессе. А аналогичное требование к наличию высшего юридического образования у представителей, содержащееся в Кодексе административного судопроизводства и до вступления рассматриваемых поправок в силу, теперь дополнено альтернативным требованием – «либо ученую степень по юридической специальности».

Обратите внимание: как недавно разъяснил Пленум ВС РФ, лицо, которое до 1 октября 2019 года начало участвовать в деле в качестве представителя, после 1 октября 2019 года сохраняет предоставленные ему по данному делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности.

Предусмотрено множество иных изменений. Подробнее о нововведениях читайте в специальных Обзорах:

К сведению: на прошлой неделе Госдумой были приняты поправки в ст. 21 Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ, согласно которым, планируется отложить до 30.03.2020 срок вступления в силу требований об указании в иске и заявлении о вынесении судебного приказа (а также в судебном приказе и исполнительном документе) большего количества сведений о гражданах – должниках и ответчиках.

Федеральные арбитражные суды
Российской Федерации

Перечень законов, регламентирующих деятельность арбитражных судов

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами

Статья 2 п.2
Федеральный конституционный закон
от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ
«Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Арбитражные суды в рф: система, структура, полномочия

Арбитражные суды — это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды в России осуществляют судебную власть, защищая нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятий, учреждений, организаций и граждан в области предпринимательской и иной экономической деятельности и в правоотношениях в сфере управления.

Конституция РФ и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» относят арбитражные суды к федеральным судам. Арбитражные суды имеют собственную компетенцию, а порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную АПК РФ. Арбитражный суд является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ.

Система арбитражных судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

Система арбитражных судов четырехуровневая и включает четыре вида арбитражных судов, являющихся самостоятельными инстанциями в арбитражном процессе:

1. арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

2. арбитражные апелляционные суды;

3. арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

4. специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе:

1. президиума арбитражного суда округа;

2. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

3. судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

В субъектах РФ действуют арбитражные суды первой инстанции республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Читайте так же:  Понятие непреодолимой силы в гражданском законодательстве в 2020 году

В составе арбитражных судов РФ могут быть образованы и иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Виды арбитражного судопроизводства в 2019 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Судопроизводство 2019

Арбитражное судопроизводство – определяемый характером и спецификой материального права особый порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах.

Виды арбитражного судопроизводства:

• Исковое производство– основной вид арбитражного производства. В порядке искового судопроизводства рассматриваются дела, в которых имеется спор о праве, две стороны – истец и ответчик, занимающие равное правовое положение в материальных правоотношениях. Дело в исковом производстве возбуждается путем подачи искового заявления;

• Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Возбуждаются путем подачи заявления. Это дела об оспаривании НПА, затрагивающих права или интересы лиц в сфере предпринимательской или иной эк-й деятельности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, и должностных лиц;

• Особое производство – порядок, в котором арбитражный суд рассматривает дела, в которых отсутствует спор о праве, а ставится на разрешение суда вопрос об установлении факта, имеющего юридическое значение.

• Упрощенное производство – упрощенный порядок судебного разбирательства для некоторых категорий дел, прямо установленных АПК РФ;

• Особый порядок рассмотрения дел о банкротстве;

• Особый порядок для оспаривания решений третейских судов и выдачи исполнительных листов; и др.

Арбитражный процесс как наука – система научных знаний и совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Содержание науки составляют – совокупность взглядов, мнений, концепций ученых, направленных на развитие арбитражного процесса.

Арбитражный процесс как учебная дисциплина – система обобщенных сведений об арбитражном процессе как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также процесс изучения арбитражного процесса.

Содержание учебной дисциплины составляют:

• Общая часть (предмет, метод, история, принципы и т.п.);

• Изучение правоприменительной практики.

Источники арбитражного процессуального права – внешняя форма выражения правовых норм, регулирующих деятельность арбитражных судов.

Источниками арбитражного процессуального права являются:

• ФКЗ «О судебной системе РФ»;

• ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

• Принимаемые в соответствии с ними, федеральные законы, непосредственно посвященные вопросам арбитражного судопроизводства.

Принципы арбитражного процессуального права – основополагающие начала, исходные положения, лежащие в основе АПП и выражающие его сущность.

Основными принципами являются:

• Принцип законности – выражается в соблюдении всеми судьями АС и иными участниками правил, установленных законодательством, в правильном применении законов и т.п.;

• Принцип независимости судей – при осуществлении правосудия судьи независимы и подчинятся только КРФ и ФЗ;

• Принцип равенства всех перед законом и судом – правосудие осуществляется независимо от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, религиозных взглядов и т.п.;

• Принцип равноправия сторон – стороны пользуются равными правами при осуществлении правосудия АС;

• Принцип состязательности – каждому гарантируется право предоставлять доказательства, знакомиться с доказательствами другой стороны, высказывать свои доводы, давать объяснения и т.п.;

• Принцип гласности – разбирательство в АС открытое, за исключением случаев, установленных законодательством;

• Принцип языка судопроизводства – судопроизводство ведется на русском языке. Лицам, не владеющим русским языком предоставляется переводчик;

• Принцип разумности – правосудие осуществляется в разумные сроки и др.

Арбитражные процессуальные правоотношения – отношения, возникающие между судом и другими участниками процесса при рассмотрении и разрешении дел в АС.

Объектом арбитражных процессуальных правоотношений является:

• Спорное или оспариваемое субъективное право — по исковым делам, по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений и по делам упрощенного производства;

• Охраняемый законом интерес — по делам особого производства.

Содержание арбитражных процессуальных правоотношений – составляют права и обязанности субъектов данных правоотношений, которые осуществляются путем совершения процессуальных действий.

Данные правоотношения могут возникать, например, между судом и участниками, либо между участником и участников, между арбитражным судом и вышестоящим судом.

Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации

Дата публикации: 02.05.2018 2018-05-02

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Сергунин К. Н. Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 269-270. — URL https://moluch.ru/archive/204/49941/ (дата обращения: 18.12.2019).

В статье рассматривается эволюция системы арбитражных судов Российской Федерации, нормативно-правовые основы деятельности арбитражных судов, а также упразднение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в результате поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2014 г.

Ключевые слова: судебная система, судебная реформа, судоустройство, арбитражные суды, Высший Арбитражный Суд, федеральный закон, поправки к Конституции.

Правовые и экономические преобразования, начавшиеся в России в 90-е годы XX века, вызвали необходимость развития экономического правосудия, способного эффективно разрешать экономические споры и защищать права хозяйствующих субъектов. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что деятельность арбитражных судов заслуживает высокой оценки, а система данных судов доказала свою высокую эффективность. Арбитражные суды Российской Федерации рассматривают и разрешают экономические споры, а также иные дела, отнесенные к их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отметим, что нынешние очертания система арбитражных судов России приобрела далеко не сразу, ее отдельные элементы возникали и упразднялись в течение всего периода проведения судебной реформы.

Система арбитражных судов была сформирована в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-I «Об арбитражном суде» и Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1544-I «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» в результате упразднения системы органов государственного арбитража и была представлена Высшим арбитражным судом РСФСР и высшими арбитражными судами республик, краевыми, областными, городскими арбитражными судами, а также арбитражными судами автономной области и автономных округов. Арбитражные суды осуществляли правосудие в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом 1992 г. [1]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Масштабный изменения в системе экономического правосудия произошли в 1995 г. Был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс [2], а также Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является основным нормативным правовым актом, регламентирующим устройство системы арбитражных судов. В системе арбитражных судов было образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, переименованных [3] в 2014 году в арбитражные суды округов.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за разглашение врачебной тайны в 2020 году

В 2002 г. был принят ныне действующий Арбитражный процессуальный кодекс (третий по счету) [4]. В 2003–2006 гг. в системе арбитражных судов были образованы 20 арбитражных апелляционных судов [5], а в 2013 году начал действовать [6] единственный на сегодняшний день специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам, созданный на основании Федерального конституционного закона, принятого в 2011 г. [7]

После принятия в состав Российской Федерации Республики Крым были созданы Арбитражный суд Республики Крым и Арбитражный суд города Севастополя [8], а также Двадцать первый арбитражный апелляционный суд [9].

С 6 августа 2014 года функции по надзору за деятельностью арбитражных судов перешли к Верховному Суду Российской Федерации, а Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен. В соответствии с Законом о поправке к Конституции [10] ст. 127 Конституции Российской Федерации, устанавливавшая основы правового статуса Высшего Арбитражного Суда, была исключена.

Одной из основных причин реформы высших судебных инстанций называлось стремление к унификации судебной практики, преодоление расхождений по некоторым вопросам, имевшихся в позициях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Сторонники объединения высших судов России полагали, что единый суд обеспечит единство правовых подходов, в этом случае будут гарантированы равенство, одинаковость правовых позиций, их предсказуемость и соответствие закону [11]. Вместе с тем упразднение Высшего Арбитражного Суда неоднозначно оценивается в литературе. Например, Ю. В. Тай полагает, что «в действительности же серьезной проблемы с единообразием между позициями ВС РФ и ВАС РФ не существовало Вдобавок появился новый риск — возможность расхождения позиций отдельных коллегий». [12, с. 66].

К сожалению, расхождения в практике судебных коллегий Верховного Суда встречаются, например, по вопросу о признании сделки недействительной в случае злоупотребления правом Судебная коллегия по гражданским делам считает, что злоупотребление правом не является основанием для признания какой-либо гражданско-правовой сделки недействительной. Коллегия по экономическим спорам, напротив, пришла к выводу, что договор, при заключении которого допущено злоупотребление правом, подлежит признанию недействительным на основании ст. ст. 10 и 168 ГК РФ по иску оспаривающего такой договор лица, чьи права или охраняемые законом интересы он нарушает [11].

Подводя итог исследованию, отметим, что система арбитражных судов России за более чем четверть века прошла большой путь. Сегодня в ее составе функционируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов (кассационные суды) и Суд по интеллектуальным правам. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Судебная коллегия по экономическим спорам, которая не относится по смыслу ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» к системе арбитражных судов, но является второй кассационной инстанцией для пересмотра судебных актов арбитражных судов.

Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства в арбитражном суде

Упрощенное производство в арбитражном процессе производится в соответствии с главой 29 АПК РФ. В целом, такой порядок предусматривается для вынесения судебного акта в более короткие сроки при отсутствии необходимости явки сторон.

По факту, судебное заседание проводится, но при этом инстанция основывается только на имеющихся в деле документации и заявлениях. Результат рассмотрения стандартный — удовлетворение требований истца или отказ, также, при необходимости, возможен перевод дела в обычный процессуальный порядок рассмотрения.

Понятие и особенности упрощённого судопроизводства

Упрощённое производство в рамках арбитражного процесса регулируется положениями главы 29 АПК России. Данный процессуальный порядок предполагает рассмотрение дел в стандартном порядке, но с одной особенностью — стороны не вызываются в процесс. Суд проводит заседание единолично и основывается лишь на письменных заявлениях и приложенных сторонами документах.

Не стоит путать упрощенный порядок рассмотрения дела в арбитражном суде с приказным производством. При вынесении приказа, заседание не проводится вовсе, а должник не имеет процессуальной возможности подать свои возражения.

Суд решает вопрос только на основании поданного заявления и приложенных документов, которые доказывают бесспорность обязательств. В упрощённом же производстве учитывается мнение каждого участника процесса, выраженное документально.

В арбитраже, в упрощённом порядке могут рассматриваться дела, перечисленные в статье 227 АПК РФ:

  1. взыскание средств с организаций до полумиллиона, а с ИП — до 250000 рублей;
  2. оспаривание ненормативных правовых актов о требовании финансовых средств или обращении взыскания на имущество, если сумма составляет до 100000 рублей;
  3. привлечение к административной ответственности, если штраф составляет до 100000 рублей;
  4. оспаривание актов о привлечении к ответственности, если штраф составляет до 100000 рублей;
  5. взыскание обязательных платежей на сумму до 100000 рублей.

В пункте 2 статьи 227 АПК РФ, установлены дела, которые всегда могут быть рассмотрены в упрощённом порядке, независимо от размера требования:

  • по вопросам, основанным на представленной документации, если ответчик не исполняет обязательство, которое ранее полностью признал, то есть факт спора отсутствует;
  • если требование основано на оформленном нотариальном протесте векселя о неплатеже.

Пункт 3 статьи 227 АПК РФ устанавливает, что в упрощённом порядке могут быть разрешены и иные дела, при условии, что истец ходатайствует о применении такого порядка, а ответчик согласен на него.

Когда не допускается использование упрощённого порядка

Законодатель устанавливает, что в некоторых случаях вопрос не может быть разрешён в таком порядке. Так, данные вопросы определены в пункте 4 статьи 227 АПК РФ:

  • корпоративные споры;
  • когда производится защита прав группы лиц.

Суд обязан прекратить производство в упрощённом порядке и перевести его в стандартную процедуру, если в процессе будет подано ходатайство об участии третьего лица, подан встречный иск, который в рамках упрощёнки не рассматривается, рассмотрение дела может привести к распространению гостайны, требуется исследование дополнительных обстоятельств, истребование доказательств.

Порядок рассмотрения и установленный срок

Законодатель определил период времени, в течение которого дело должно быть рассмотрено, в пункте 2 статьи 226 АПК РФ. Решение должно быть вынесено в период, не превышающий 2 месяца со дня подачи заявления.

Дело разрешается в соответствии с общими правилами, принятыми для искового производства, за исключением вызова сторон. Порядок выглядит следующим образом:

  1. истец подаёт заявление в арбитражный суд;
  2. судом выносится определение о принятии иска к производству и устанавливает срок для передачи ответчиком возражений, ходатайств и доказательств. Он не может быть менее 15 дней;
  3. стороны представляют в друг-другу и суду имеющиеся у них доказательства, а также все необходимые возражения;
  4. суд рассматривает дело самостоятельно, на основании поданных сторонами документов, и выносит решение.
Читайте так же:  Содержание общего имущества в многоквартирном доме тариф в 2020 году

Оно размещается не позже, чем на следующий день после вынесения, на официальном сайте суда, который это решение вынес.

Обжалование производится в срок, не превышающий 15 дней со дня его принятия. Если ранее сторона заказывала мотивированное решение, то срок рассчитывается с даты его изготовления (пункт 4 статьи 229 АПК РФ).

Упрощённый порядок рассмотрения арбитражных дел прямо предусматривается действующими нормами АПК РФ. Он был введён для сокращения времени рассмотрения и разгрузки судов, так как вопросы, разрешаемые в данном порядке, могут быть урегулированы и без явки сторон. АПК России устанавливает категории дел, по которым такой порядок допускается, а также отдельно устанавливает, когда именно его применение невозможно.

Реформа арбитражного законодательства в 2019 году

Дата публикации: 24.10.2019 2019-10-24

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Козлова А. Д., Лупанова В. О. Реформа арбитражного законодательства в 2019 году // Молодой ученый. — 2019. — №43. — С. 103-105. — URL https://moluch.ru/archive/281/63299/ (дата обращения: 18.12.2019).

В данной статье рассматриваются основные изменения в арбитражном законодательстве, вступившие в силу с 1 октября 2019 года. Раскрыты изменения в таких институтах как представительство, процессуальные сроки, упрощенное производство, полномочия судей.

Ключевые слова: реформа, арбитражное законодательство, изменения, АПК РФ.

2019 год заканчивается огромными изменениями в процессуальном законодательстве, соответственно арбитражное процессуальное законодательство не стало исключением.

Авторы статьи предпочитают начать с такого важного института как представительство. В связи с изменениями представлять интересы юридического лица или индивидуального предпринимателя теперь может только лицо, обладающее высшим юридическим образованием или как альтернатива — ученой степенью по юридической специальности. Следуя из этого, представитель, приходя в арбитражный суд, должен предоставить не только доверенность, но и документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования (диплом) или ученой степени. Но данные изменения не коснутся патентных поверенных по спорам об охране интеллектуальной собственности, арбитражных управляющих в делах о банкротстве.

Относительно сроков рассмотрения арбитражного дела, предыдущие три месяца сменились шестью. Возможно, такое решение сможет решить проблему с задержками проведения заседаний в судах, но на наш взгляд, в длительных сроках нуждаются более судьи, нежели участники процесса, так как станет больше перерывов и отложенных рассмотрений. Соответственно, будут получены не только повышенные затраты с обеих сторон, но и повысятся риски со стороны истца, так как у оппонента появится больше времени для скрытия своих денежных средств или имущества. Но с другой стороны, это может повлечь рост применения обеспечительных мер.

Теперь срок возмещения судебных издержек составляет 3 месяца. Таким образом, выигравшей стороне необходимо активизироваться, чтобы покрыть свои затраты на юридические услуги.

Еще одним, не менее важным изменением в области сроков является срок для подачи замечания на протокол судебного заседания, который составил 5 дней. Это, несомненно, положительное нововведение, так как теперь сторонам будет намного легче уложиться в срок.

Далее затронем трансформацию в сфере упрощенного производства. Цена иска для юридических лиц возросла с 500 тыс. руб. до 800 тыс. руб., что касается индивидуальных предпринимателей — с 200 тыс. руб. до 400 тыс. руб., по публично-правовым делам — 100 тыс. руб. Больше не рассматриваются в упрощенном производстве дела, связанные с обращением взыскания на бюджетные деньги.

Указанное выше изменение предназначено для разгрузки судебной системы, но для зачинщика процесса это означает, что все требования закона должны быть выполнены «на высшем уровне».

Также возросла сумма требований в приказном производстве — теперь она не должна превышать 500 тыс. руб.

В изменениях, о которых ведется речь, предусмотрели расширение полномочий судей. Так, отвод судьи на сегодняшний день разрешается самим арбитражным судьей, которого стороны желают отвести.

Так же, в числе полномочий сформировалось право судьи на определение продолжительности выступлений сторон в суде. В случае нарушения участником последовательности выступлений, дважды неисполнение требований судьи, использование в речи грубых и оскорбительных выражений, может повлечь ограничение его права на выступление председательствующим.

На самом же деле это будет означать не что иное, как сложности в донесении своей правовой позиции до органа, осуществляющего правосудие. На сегодняшний момент у судей в процессе рассмотрения дел возникает ситуация, когда стороны или представители остаются недослушанными и возражения сторон на такое поведение со стороны судей рассматривается тем же судьей. В итоге это приведет к тому, что достичь успеха в суде станет намного сложнее.

Бывшее коллегиальное рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции заменяется единоличным, за исключением дел о несостоятельности (банкротстве). Вероятнее всего, добиться внесения изменений или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции будет сложнее, в связи с тем, что вызвать противоречие в субъективном мнении одного судьи сложнее, чем у троих. Также при единоличном рассмотрении у судьи «сыграет человеческий фактор» и он не захочет нести ответственность за новое, принятое им решение.

Наложение судебных штрафов также претерпели изменения. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 5 тыс. руб. (ранее 2,5 тыс. руб.), на должностных лиц — 30 тыс. руб. (ранее 5 тыс. руб.), на организации — 100 тыс. руб.

Небольшие изменения произошли в понятийном аппарате: «место нахождения юридического лица» стало «адрес юридического лица»; «подведомственность» стала «компетенцией».

Проанализировав данные изменения, авторы статьи приходят к единому мнению: введенные изменения в арбитражное процессуальное законодательство приобретает все больше и больше сходных черт с гражданским процессуальным.

С 1 октября в системе судов общей юрисдикции заработают новые суды

limbi007 / Depositphotos.com

1 октября 2019 года вступят в силу поправки, направленные на реформирование судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) и судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Так, в системе судов общей юрисдикции появятся пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Как пояснил Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, благодаря выделению апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, действующие в пределах соответствующих судебных округов, рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Ожидается, что это позволит укрепить независимость судебной системы, снизить коррупционные риски и влияние региональных связей при отправлении правосудия.

Читайте так же:  Сумма истраченных денег составляет 25 процентов оставшихся в 2020 году

Напомним, апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. В свою очередь, кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Он будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке, Новосибирске (кассационный военный суд – в Новосибирске), а апелляционные суды общей юрисдикции – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске (апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области) (п. 2.1-2.2 ст. 42 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ) .

Что касается изменений в области судопроизводства для судов общей юрисдикции, то Павел Крашенинников выделил в качестве ключевых следующие:

Сопутствующие корректировки внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, КоАП, в законодательство о военных судах. Они касаются правового статуса помощника судьи, обязательной аудиозаписи судебного заседания, а также автоматизированного распределения дел и т. д.

Перспективы развития арбитражного процессуального права в свете современной судебной реформы в РФ

Арбитражное процессуальное право – отрасль, сравнительно недавно выделившаяся из гражданского процесса и получившая статус самостоятельной с принятием в 1992 году первого российского арбитражного процессуального кодекса.

Однако необходимо помнить, что прототипы арбитражных судов существовали на Руси издревле. Разрешать споры между торговцами не «на кулаках», а с помощью государственной власти решил еще Всеволод Мстиславович, будучи князем в Великом Новгороде. В своей Уставной грамоте, данной общине купцов, он говорил про «суд торговый», что и стало первым упоминанием о судебных органах подобного рода. Далее систему судов такого типа развивал Петр I. Называться они стали коллегиями, помимо них в отправлении правосудия участвовали Бурмистрская палата, Главный магистрат и Сенат (как апелляционная инстанция). Самостоятельные органы, занимающиеся коммерческим правосудием, было решено объединить в систему, что и было сделано в XIX веке. Первые коммерческие суды появились в Одессе в 1808 г. Время правления Николая I можно назвать расцветом экономического правосудия, система которого стала прототипом современной системы арбитражных судов РФ.

Приход советской власти означал прекращение деятельности коммерческих судов. Декретом о суде данные органы были упразднены и надолго позабыты. На их место пришли арбитражные комиссии, которые сменились в 1931 г. государственным арбитражем, просуществовавшим практически до распада Союза .

В Российской Федерации арбитражное процессуальное право окончательно отделилось от гражданского процесса и закрепилось в качестве самостоятельной отрасли. Принятый в 1992 г. АПК РФ был небольшим, но содержательным документом. Недостатки первого в истории России такого правового документа законодатель попытался исправить в АПК РФ 1995-го года, а потом и в действующем АПК РФ 2002-го года. Пока действующем.

Все дело в том, что арбитражное процессуальное право в последнее время развивается по пути, явно направленному на воссоединение с отраслью гражданского процессуального права, унификации законодательства данных отраслей и создания новой системы судоустройства в РФ.

Следует заметить, что начиная с 2002 года отрасль получила значительное развитие и укрепилась в системе отечественного права. Положения современного АПК РФ доработали и усовершенствовали уже имеющиеся институты процессуального права, а также ввели ряд новых, прогрессивных норм. Во-первых, появление нового кодекса окончательно разрешило вопрос о судебных расходах на оплату услуг представителя. Нескончаемый поток исков и жалоб со стороны лиц, в пользу которых принят судебный акт, о невозможности возместить понесенные затраты на представительство был остановлен путем закрепления в ст. 106 АПК РФ положения, согласно которому «расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей)» входят в состав судебных издержек. Судебная практика последних лет показывает, что в рамках арбитражного процесса расходы на услуги юристов могут быть взысканы со стороны в полном объеме и в суммах превышающих десятки миллионов рублей .

Экспериментальное привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел арбитражными судами в 1995 году нашло свое законодательное закрепление в АПК РФ 2002 года. Институт арбитражных заседателей представлялся достаточно прогрессивным явлением для процессуального права того времени. Обеспечение участия граждан в процессе отправления правосудия подтвердило курс государства на демократизацию судопроизводства .

В период с 2002 по 2014 годы арбитражное процессуальное право развивалось стремительными темпами. Среди новелл этого времени следует отметить появление отдельной категории корпоративных споров. Их выделение из общей массы гражданских дел обусловлено существующими реалиями: развитие рыночных отношений, становление малого и среднего бизнеса в России, что активизировало и экономическую деятельность предприятий. Ввиду расширения круга субъектов, вовлекаемых в подобные отношения, сферы влияния и масштабов реализации их деятельности появились новые проблемы, требующие компетентного урегулирования на уровне действующего законодательства .

Еще одним аспектом модернизации арбитражного процессуального права стало введение понятия «коллективный иск». Коллективные, или, как их еще называют, групповые иски стали большим скачком на пути повышения оперативности, эффективности и гарантированности судопроизводства. Применив нормы данного института, сразу несколько лиц могут реализовать свое конституционное право на судебную защиту, а суд повысить результативность свой деятельности за счет единовременного рассмотрения целой группы аналогичных споров.

Вышеизложенные элементы развития процессуального права представляют лишь небольшую часть от общего числа новшеств, включенных в АПК РФ и апробированных в последние годы. В связи с этим, можно смело сказать, что арбитражное процессуальное право было передовым в последние десять лет в плане смелых решений в вопросах реформирования.

Несмотря на все достижения отрасли, представляется, что в ближайшее время арбитражное процессуальное право будет подвергнуто существенным изменениям. Судебная реформа 2014-го года ознаменовала их наступление.

Высший Арбитражный Суд РФ фактически был ликвидирован и его полномочия переданы Верховному Суду РФ, возглавляющему на сегодняшний день как систему судов общей юрисдикции, так и систему арбитражных судов . Следующим пунктом в программе надвигающихся изменений станет, по всей видимости, принятие «единого» Гражданского процессуального кодекса. В настоящее время сформирована комиссия, занимающаяся подготовкой проекта принципиально нового нормативного правового акта, который представит собой синтез АПК и ГПК РФ и, по замыслу авторов, сохранит наиболее удачные наработки существующих кодексов, распространив их на весь гражданский процесс .

Читайте так же:  Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности в днях формула в 2020 году

Масштабность затеянного мероприятия не вызывает сомнений, однако возникают некоторые опасения по поводу качества готовящегося документа, принятого на основе хоть и схожих в части, но разительно отличающихся по некоторым положениям кодексов.

Начать, полагаем, необходимо с самой законодательной инициативы, которая представляется нам несколько сумбурной. На фоне начатых и не законченных изменений ГК РФ, сразу после введения новых институтов в АПК РФ законодатели решили взяться за реконструкцию процессуального права в целом. По факту, планирующиеся изменения просто перечеркнут всю проведенную работу по корректировке действующего законодательства. Говорить об эффективности разрабатываемого в таких условиях кодекса, на наш взгляд, слишком поспешно.

Следующим проблемным моментом является вопрос о том, как будет происходить слияние правовых норм и какой из кодексов будет положен в основу нового акта. Если провести сравнение действующих АПК РФ и ГПК РФ , то нужно справедливо отметить, что в АПК РФ закреплено куда больше прогрессивных норм, нежели в ГПК РФ. В.А. Мусин, один из членов комиссии по разработке нового ГПК РФ, в интервью также отмечает качественное превосходство АПК РФ и выступает за реорганизацию гражданского законодательства на его основе . Проще говоря, АПК РФ и ГПК РФ окажутся на чаше весов, а в чью пользу окажется перевес станет ясно со временем.

Однако объединение правовых норм двух кодексов в принципе кажется нам затруднительным, причем возможные трудности могут носить как технический, так и правовой характер. В АПК РФ на сегодняшний день существуют нормы, касающиеся последних достижений в области техники и обеспечивающие возможность электронной подачи документов и участие в арбитражном процессе посредством средств видеоконференц-связи . В ГПК РФ подобные нормы отсутствуют, т.к. суды общей юрисдикции не обладают достаточной оснащенностью для реализации такого рода установлений. Невозможность применить новеллы, перенесенные из арбитражного процесса в гражданский, и составляет суть технических трудностей реформирования.

Обратимся к проблемам правового характера. В гражданском процессе отсутствует возможность рассмотрения споров непрофессиональными судьями, в то время как в арбитражном процессе существует достаточно продуманный и применяемый в практике институт арбитражных заседателей. Игнорирование возможности участия граждан в процессе отправления правосудия будет свидетельствовать об ограничении их прав и может быть воспринято как отход от принципа демократизма. В обнародованной Концепции предлагается закрепить два варианта коллегиального рассмотрения споров: в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим, или в составе одного профессионального судьи (председательствующего) и двух арбитражных заседателей. Перечень дел, рассматриваемых тем или иным составом суда, также будет прописан. По мнению многих исследователей, критерии подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции на сегодняшний день настолько запутанны и размыты, что приводит к многочисленным ошибкам и понижает авторитет правосудия .

Какой выход из этой ситуации? Пойти на объединение судов? Исследователи предполагали такой вариант развития событий и подвергали его тщательному анализу. Так, И.Н. Поляков считает образование единого суда панацеей от существующих проблем подведомственности .

В.М. Шерстюк, в свою очередь, в статье «Реорганизация судебной системы: а дальше что?» рассматривает два варианта возможной реорганизации системы арбитражного судопроизводства. Первый – включение арбитражных судов в систему судов общей юрисдикции – представляется наименее привлекательным и в плане материальных затрат, и в плане эффективности. Второй – превращение арбитражных судов в систему специализированных судов – допустим, однако, по мнению автора, требует создания Высшего Арбитражного Суда, который будет подчинен Верховному Суду РФ, но получит часть его полномочий, дабы разгрузить последний. Выходит, мероприятия по реформированию высших судебных инстанций оказались не такими уж целесообразными? Напрашивается вопрос: а не случится ли такого и с новым «единым» ГПК РФ в ближайшем будущем?

Все эти внутренние пертурбации имеют и большое общетеоретическое значение. Россия всегда являлась представителем романо-германской (континентальной) правовой системы, и многовековой правовой опыт основан именно на таких юридических традициях. Происходящие сегодня изменения в правовой системе нашего государства все ярче свидетельствуют о постепенном приближении к англо-саксонской модели судопроизводства. Признаки все отчетливее: единый высший судебный орган уже создан, в скором времени реформируется система арбитражных судов, причем не имеет особого значения, превратится она в систему специализированных судов или сольётся с судами общей юрисдикции. По всей видимости приближается то время, когда судебный прецедент официально войдет в систему источников права России. Проводимые реформы судебной системы преследуют в качестве одной из основных целей унификацию толкования правовых норм, устранение противоречий между существующими двумя отраслями процессуального права . На сегодняшний день по факту и АПК РФ, и ГПК РФ уже признает в качестве источника права правовую позицию Верховного Суда РФ, высказанную в постановлениях его Пленума и Президиума .

Подводя итог, приходится констатировать, что перспективы развития арбитражного процессуального права в ближайшем будущем представляются не совсем радужными. По всей видимости в ближайшем будущем арбитражное процессуальное право, как самостоятельная отрасль права, прекратит свое существование, так и не успев накопить многолетний правовой опыт. Но ситуация, складывающаяся в мире, свидетельствует о том, что экономические отношения займут приоритетную нишу среди остальных общественных отношений и их регламентация, а тем более разрешение конфликтов в данной области, потребуют дополнительного регулирования и не исключено, что повлекут за собой мероприятия, противоположные по характеру проводящимся. Достаточно обратиться к началу статьи и вспомнить историю становления арбитражного процессуального права, как становится очевидным, что рано или поздно необходимость его повторного выделения из гражданского процесса возникнет снова.

Литература / использованные источники

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // ИПС Консультант плюс.

2. «Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 № 124(1)) // ИПС Консультант плюс

3. Малинкина Ю.В. Российская модель развития институтов участия народных представителей в осуществлении правосудия // Аналитический вестник № 19 (386). 2009. С. 5-12

4. Поляков И.Н. Институт подведомственности и судебная реформа // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 1. С. 58 – 64

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Потапенко С.В. От концепции единой науки процессуального права до создания нового «единого» Гражданского процессуального кодекса // Российская юстиция. 2014. № 9. С. 2 – 5.

Особенности судопроизводства в арбитражных судах российской федерации в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here