Особенности реализации санкции примененной должностным лицом в 2020 году

Самое важное в статье: "Особенности реализации санкции примененной должностным лицом в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Реформа КоАП РФ: каким будет новый кодекс?

Адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга), партнер консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июня 2019 года Правительство РФ представило вниманию общественности концепцию нового КоАП.

Появление этого документа не может не радовать. За 17 лет своего существования действующий КоАП РФ претерпел многочисленные изменения. По приведенным в концепции данным статистики, в него было внесено 4,8 тыс. поправок 621 федеральным законом. В связи с этим, как отмечается и в концепции, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Это создает сложности в правоприменительной практике при защите интересов граждан, ИП и юридических лиц. А отдельные положения делает просто неприменимыми.

В связи с этим первостепенной задачей, которую поставило перед собой Правительство РФ, является приведение законодательства об административной ответственности к стабильности через выявление и урегулирование всех накопившиеся в правовом регулировании проблем.

Среди особо острых обозначены следующие:

  • необходимость постоянного уточнения многих составов административных правонарушений и корректировки полномочий органов по возбуждению и рассмотрению дел по административным правонарушениям в связи с проводимыми нововведения в отраслевом законодательстве в области природопользования, экологии, образования, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, труда, миграции, налогового контроля и других сфер деятельности;
  • отсутствие единообразной и устойчивой практики применения регионального законодательства;
  • несовершенство процессуального законодательства, вызывающее трудности правоприменительной практики при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость менять КоАП РФ назрела уже давно и, анализируя концепцию, ставится понятно, почему она появилась именно сейчас. Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированиемконтрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риско-ориентированного подхода.

Его суть заключается в том, что количество и частота проверок контролирующих органов должна находится в прямой зависимости от отнесения деятельности юридического лица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности. Риск нарушений меньше, значит и проверок меньше. Ожидаемый результат – снижение административного давления на бизнес, и как следствие, экономический рост.

В основу назначения наказания в новом кодексе предполагается заложить принцип дифференциации по степени опасности деяния, который и будет базироваться на основе риско-ориентированного подхода, что согласуется с вышеназванной реформой.

Ясно прослеживается тенденция либерализации законодательства и стремление сократить избыточное государственное принуждение в сфере административных правонарушений. Провозглашено, что наказание теперь не является самоцелью и будет применяться только в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не возымели действие, когда предписания должностных лиц контролирующих органов оставлены проверяемыми лицами без должного реагирования или при грубом нарушении обязательных требований.

Рассмотрим, через какие же конкретные изменения в законодательстве Правительство РФ видит реализацию поставленных целей.

Предполагается, что правовые нормы об административной ответственности будут содержаться в едином законодательном акте соответствующего уровня власти. Подобное положение уже закреплено в действующем КоАП РФ. Так, ст. 1.1. гласит: «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Однако данный принцип реализован не был и в настоящее время нормы, предусматривающие административную ответственность, содержатся в различных источниках. Например, главой 16 Налогового кодекса устанавливаются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а главой 18 виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Также планируется установить закрытый перечень вопросов, по которым могут быть изданы подзаконные акты в сфере административной ответственности Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России и Генеральной прокуратурой РФ, определить требования к ними установить запрет на введение ими административной ответственности и изменение порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Вероятно, в целях не повторения судьбы действующего кодекса и сохранении логической структуры и согласованности норм документа, внесение изменений в КоАП РФ задумано осуществлять только отдельными федеральными законами, принятию которых будет предшествовать анализ правоприменительной практики, данных статистики, в том числе данных о нагрузке на должностных лиц, анализ затрат на исполнение, и получение официального отзыва Правительства РФ.

Неопределенность и отсутствие необходимых правовых норм в сфере разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов при установлении ответственности за административные правонарушения породило противоречивую практику в различных регионах в сфере охраны общественного порядка, пользования общественным транспортом, защиты прав несовершеннолетних, торговли, защиты и охране животных, благоустройства. Решить проблему предполагается следующим образом:

  • установить четкие критерии и конкретные пределы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности,
  • сформулировать предметные основания осуществления субъектов Российской Федерации своих полномочий к конкретным видам и категориям административных правонарушений и санкций к ним,
  • предусмотреть в новом кодексе максимально возможные составы административных правонарушений, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и благоустройство.

В действующем КоАП РФ закреплено только два принципа административной ответственности: равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Авторами концепции предлагается существенно расширить этот перечень, включив такие важнейшие руководящие нормы, как принцип вины, соразмерности, гуманизма, справедливости, законности и др. Это позволит судам, столкнувшись с неурегулированными правоотношениями, применять эти постулаты и принимать справедливые решения.

Концепция не оставила без внимания и проблему определения и назначения справедливого наказания. В качестве наглядной иллюстрации несоразмерности размера штрафа и совершенного противоправного деяния можно привести санкцию за неприменение ККТ, установленную п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за данное правонарушение для юридических лиц установлен не менее 30 тыс.руб., хотя размер покупки может составлять менее 100 руб. И таких примеров в КоАП РФ достаточно много.

Читайте так же:  Расторжение договора гпх по инициативе работодателя образец в 2020 году

В целях обеспечения эффективного и разумного административного воздействия предполагается что:

ИП будут выделены как самостоятельный субъект административных правонарушений, что исключит применяемую практику о приравнивании их к юридическим лицам при определении размера санкций за правонарушение.

Расширится сфера применения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа. Сейчас такая возможность предусмотрена только для граждан и при оплате штрафа за нарушение ПДД. Видится, что такая мера будет мотивировать граждан и других субъектов административной ответственности добровольно исполнять административное наказание.

Должен измениться подход к извещению, уведомлению, а также документообороту при производстве дел об административных правонарушениях с учетом внедрения и использования Интернета, системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, появится возможность более широкого выбора лицам, участвующим в деле, способа получений уведомлений, в том числе посредством СМС и отправлений на электронную почту. Одно единственное условие – наличие технической возможности.

Также предполагается, что:

Правительство РФ не ограничило дальнейшую дискуссию по изменению законодательства об административных правонарушениях и оставило за собой право на изменение провозглашенных в концепции подходов. Вступление в силу нового кодекса ожидается с 1 января 2021 года.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. «Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Читайте так же:  Собственность публично правовых образований на земельный участок в 2020 году

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Административные наказания в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административные наказания 2020

Согласно Российскому законодательству 2020 года все лица, совершившие административные правонарушения подлежат наказанию. Наказание за административное правонарушение — это форма ответственности за совершение действий, которые были направлены против здоровья, экологии, порядка, имущества и других материальных и моральных ценностей. Так же к проступкам и правонарушениям относятся бездействия, например, уклонение от уплаты алиментов или исполнения воинских обязанностей. Любое преступление, правонарушение или проступок имеет свои признаки.

Признаками административного проступка являются противоправность (когда действие противоречит закону) и виновность (человек совершает действие умышленно или по неосторожности, осознавая возможные последствия).

Наказанию подлежат как физические, так и юридические лица. В этом главное отличие КоАП от Уголовного кодекса. Возраст, с которого человек подлежит наказанию, начинается с 16 лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так же в общем порядки подлежат административному наказанию в общем порядке иностранцы и лица не имеющие гражданства.

Правонарушения могут быть совершены как одним лицом, так и группой лиц. В таком случае наказание каждое лицо несет отдельно.

Кодекс об административных правонарушениях, в народе «административный кодекс» предусматривает 10 различных мер воздействия на незаконопослушных граждан. В самом кодексе наказания расположены в порядке «весомости» от самого мягкого к более серьезному.

По общему правилу, судья при вынесении решения не может назначить наказание ниже предусмотренной кодеком границы. Но при особых обстоятельства с недавнего времени судья вправе назначать штрафы в размере 50% от минимального порога. Такие обстоятельства должны быть доказаны в суде и иметь реальное обоснование. Так же при исполнении наказания в виде штрафа предусмотрено смягчение наказания в случае уплаты его в определенный срок. Это значит, что если штраф будет оплачен в срок от 30 дней, то сумма штрафа уменьшается в половину. Такая же «скидка» применяется, если вы оплачиваете штрафы через единый портал государственных услуг.

Суть предупреждения заключается в том, что оно должно иметь официальный письменный вид. В предупреждение дают негативную оценку поведению и предупреждают о невозможности такого поведения в будущем. Такого рода наказание назначается лицам, которые совершили незначительные проступки впервые и неумышленно. Важно: нельзя путать административное пресечение с административным наказанием. Например, когда сотрудник полиции делает предупреждение в устной форме, без вынесения постановления – это не будет являться административным наказанием. В качестве наказания предупреждение обязательно должно быть письменно зафиксировано.

Читайте так же:  Определите нормами какой отрасли права регулируются отношения в 2020 году

Штраф – это денежное взыскание с физического или юридического лица. Мерами определения такого наказания служат минимальный размер оплаты труда, сумма неуплаченных обязательных взносов, например, налогов, стоимость предмета нарушения (имущества).

Минимальный размер такого штрафа – 949 рублей, максимальный целых 60 миллионов. Сумма штрафа зависит от того, кто совершил преступление. Для простых граждан максимальная сумма штрафа ограничена 8000 рублей, для должностных лиц -50000, а для юридических штрафы доходят до десятка миллионов.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — такие предметы изымаются в собственность государства бесплатно. Далее предметы реализуются, с выручки уплачивается ущерб и вычитаются расходы на саму реализацию. Важно понимать, что в случае если изъятый предмет является необходимым для деятельности, которая приносит единственный доход – изъять его не имеют права. Например, у охотника или рыбака не смогут изъять орудия его деятельности, если он докажет, что эти занятия единственный законный источник дохода.

Специальными правами называют не те права, которое дарованы нам конституцией. Эти права получают на законных основаниях. Право на управление транспортным средством, на рыбалку или охоту и другие. Лишить такого права могут лицо, которое превышает полномочия и неправильно использует такие права. Примером служит лишение лицензии на владение оружием. Законом ограничен срок максимального лишения специального права до 3 лет.

Можно констатировать, что административный арест в КоАП является одной из самых суровых видов наказания. Максимальный срок ареста составляет 30 суток и применяется к лицам, совершившим правонарушения в сферах организации митингов, нарушении режима чрезвычайных ситуаций и в тех областях, где задействовано законодательство о наркотиках и психотропных препаратах. Нарушения в иных областях наказывается арестом до 15 суток. Так же законом определена исключительность назначения такого наказания, и лица, к которым оно не может быть применено.

Нельзя назначить арест беременной женщине, сотрудникам с определенными специальными званиями. Не подлежать такому наказанию женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, а также дети от 16 до 18 лет. Так же такое наказание не назначат военнообязанному мужчине, которого призвали на военные сборы или инвалидам первой и второй группы. С момента задержания лица до момента вынесения решения о наказании проходит время. Этот срок учитывается и включается в арест.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Наказание заключается в том, что указанные лица принудительно и под контролем компетентных органов выдворяются за пределы границы государства. В определенных случаях назначается контролируемый, но самостоятельный выезд такого лица. Наказание не применяется к иностранным лицам, находящимся на военной службе. Гарантией исполнения наказания является содержания нарушителя в специальном учреждении до момента его вывоза за пределы страны. Самостоятельный выезд может быть назначен, когда совершается за счет самого гражданина или организации, которая его пригласила.

Дисквалификация — это, по сути, лишение лица права занимать определенные должности, которые несут под собой функции управления. Например, осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в исполнительных органах управления коммерческих организаций, должности государственной гражданской службы.

Этот вид наказания применяется только к лицам, которые на момент совершения преступления уже занимались такого рода деятельностью. Максимальный срок дисквалификации составляет 3 года, а минимальный – 6 месяцев.

Административное приостановление деятельности — это временный запрет на осуществление той же деятельности, за которую предусмотрена дисквалификация. Назначается она к тем же лицам, совершившим правонарушение в меньшей степени тяжкое. Приостановление деятельности может быть применено в случае если возникает угроза здоровью людей и их жизни, например, эпидемии. Так же применяется в сферах незаконных доходов, финансового террора. Федеральным законом в статью были внесены изменения. Согласно им, такое наказание может применяться так же в области реализации документов и билетов на матчи чемпионата FIFA Максимально ограничить деятельность можно до 90 суток. При «исправлении» нарушителя и исправлении последствий правонарушения, судья может возобновить деятельность досрочно.

Не все наказания назначаются судом. В КоАП предусмотрено назначение административного наказания иными должностными лицами. К примеру, штраф может выписать сотрудник правоохранительных органов, а вот арестовать может только суд. Такие виды наказания как выдворение за пределы РФ назначаются в зависимости от места обнаружения правонарушения. Если нарушение зафиксировано при переходе границы России, такое наказании назначают сотрудники таможни, а если нарушение обнаружено позже — судья.

Любое назначенное административное наказание должно быть исполнено. В случае обнаружения факта уклонения от исполнения будет составлен протокол о новом правонарушении. Суд учтет неправомерное поведение повторно и назначит куда более строгое наказание.

В моментах, касающихся назначения административного наказания всегда имеет места принцип индивидуализации нарушителя. При выборе наказания должностными лицами или органами оценивается характер совершенного правонарушения. Его тяжесть, обстоятельства совершения. При назначении штрафа обязательно будет учтено имущественное положение лица, уровень его доходов и расходов.

Существуют и смягчающие обстоятельства. Например, деятельное раскаяние (признание вины, выплата ущерба или исправление испорченного). Так же смягчается наказание для несовершеннолетних, беременных или женщин, имеющих малолетних детей. Некоторые категории наказаний к ним вовсе не применяются, например, арест или обязательные работы. Отягчающими вину обстоятельствами могут стать то, что, совершая правонарушение был привлечен несовершеннолетний, проступок совершен повторно.

Читайте так же:  Основанием для выплаты денежного довольствия сотруднику является в 2020 году

Максимальный срок, в течении которого может быть назначено наказание, по общему правилу три месяца с момента составления протокола.

И конечно, никто не может быть наказан за одно и то же правонарушение, преступление и проступок дважды.

Особенности санкций, применяемых за нарушение норм муниципального права России *

Алексеев Игорь Александрович, докторант ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина», кандидат юридических наук, доцент.

Отрасль муниципального права должна иметь свои механизмы защиты от незаконных действий, лежащих на первый взгляд вне плоскости местного самоуправления, а население муниципального образования должно иметь возможность защитить свое право на самоуправление. Такую возможность предоставляет муниципально-правовая ответственность и набор санкций, которыми этот вид ответственности располагает.

Ключевые слова: санкции, правовая природа, государственный контроль, местное самоуправление, публично-правовой характер, население муниципального образования.

The sector of municipal law must have its own machinery for protecting from legal malpractice, lying out of the field of local governance, and the population of the municipal formation should have possibilities for protecting of their legal interests. Such possibilities are given by the municipal-legal liability and its sanctions.

Key words: sanctions, law nature, state control, local governance, public character, the population of the municipal formation.

Каждый вид юридической ответственности имеет свой набор рычагов (средств, приемов, методов), с помощью которых реализуется ответственность нарушителя правовой нормы.

Муниципально-правовая ответственность располагает на сегодняшний день собственными средствами и приемами, с помощью которых реализуется этот вид публично-правовой ответственности.

Важным элементом механизма муниципально-правовой ответственности являются ее санкции.

Традиционно под санкцией ответственности понимаются установленные законом неблагоприятные последствия, которые вынуждено претерпевать лицо, совершившее правонарушение.

Реализация санкции муниципально-правовой ответственности обусловлена специальным набором негативных последствий, наступающих за нарушение норм муниципального права, закрепленных в законодательстве о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах.

В отечественной юридической литературе к признакам санкций ответственности подходят по-разному.

Во-первых, некоторые юристы противопоставляют санкции принуждения и санкции неблагоприятных последствий . Во-вторых, суммируют эти понятия . В-третьих, авторы считают, что любая санкция представляет собой указание на меру принуждения, осуществляемую в случае правонарушения органами государства. Любые неблагоприятные последствия принудительно возлагаются на правонарушителя органами государства . Иначе говоря, спор идет о существенных признаках, которые характеризуют санкции вообще и муниципально-правовые санкции, в частности. К ним предлагают отнести принуждение, неблагоприятные последствия, негативные оценки субъекта, перед которым наступает ответственность, ущемления материального или юридического характера.

Пиголкин А.С. Нормы советского социалистического права и их структура // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 185.
Самощенко И.С. Охрана режима законности Советского государства. М., 1960. С. 72.
Лейст О.Э. Санкции в советском праве. М., 1962. С. 28.

Рассмотрим указанные признаки санкций муниципально-правовой ответственности, которые обусловливают ряд особенностей санкций.

Прежде всего, необходимо определить понятие «принуждение». Будет ли в наличии принуждение, если санкция исполняется добровольно? В этом случае нельзя говорить об отсутствии какого бы то ни было принуждения, поскольку выполнить обязанность принудительно возлагается на нарушителя норм права .

Муниципально-правовая ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности, несет в себе два начала — это вид государственно-правового принуждения и в то же время это вид принуждения, реализуемый через формы непосредственного народовластия . Кроме того, т.к. муниципально-правовая ответственность подразумевает наступление юридической ответственности одних органов и должностных лиц муниципального образования перед другими, соответственно, нужно вести речь о публично-властном принуждении.

См., н-р: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством: теоретические и конституционно-правовые основы. Ростов н/Д: ООО «Госиздат», 2002.

Соответственно, в санкциях муниципально-правовой ответственности проявляется публично-властное принуждение, основанное на закрепленном в нормативном правовом акте основании наступления ответственности (состава правонарушения), процессуального или процедурного механизма реализации ответственности, конкретном субъекте, перед которым эта ответственность наступает.

Меры публично-властного принуждения по целям могут быть классифицированы на правовосстановительные (компенсационные), предупредительные (превентивные); меры взыскания (штрафные), меры пресечения (пресекательные).

Правовосстановительные меры имеют цель воссоздать нарушенные права, последствием применения которых является восстановление понесенного урона, как правового, так и материального.

Предупредительные муниципально-правовые меры — это меры, которые имеют цель предостеречь субъекта муниципального права об отклонении его поведения от правовых норм, сигнализировать о наступлении в будущем более благоприятных для него последствий, если субъект ответственности не прекратит своего противоправного поведения.

Меры пресечения применяются с целью предотвратить те негативные последствия, которые могут наступить при бездействии органов, правомочных решать вопрос о введении конкретных муниципально-правовых санкций.

Меры взыскания — это наиболее существенный вид муниципально-правовых санкций, т.к. последствия здесь наиболее неблагоприятны для субъекта муниципальных правоотношений. Меры взыскания направлены на наступление правовых лишений для тех, кто не выполняет своих обязанностей, или для тех, кто злоупотребляет своими полномочиями в области местного самоуправления.

В результате применения мер взыскания, таких как отзыв выборного должностного лица, удаление главы муниципального образования в отставку, исполнение органами муниципального района отдельных полномочий поселений и др., для субъекта, к которому применена соответствующая санкция ответственности, наступают специфические последствия неблагоприятного характера.

Учитывая специфику субъектов, к которым применяется муниципально-правовая ответственность, и специфику субъекта, перед которым она наступает, можно утверждать, что неблагоприятные последствия выступают в качестве утраты статуса, прекращения исполнения каких-либо полномочий, прекращения или приостановления действия муниципально-правового акта. У этих санкций нематериальный характер, они могут быть охарактеризованы как ущемления юридического характера.

Читайте так же:  Регистрация сделки купли продажи квартиры через нотариуса в 2020 году

В настоящее время нельзя говорить о применении в системе местного самоуправления муниципальных штрафов, хотя такое предложение нами высказывалось ранее.

Санкции муниципально-правовой ответственности специфичны и в силу субъекта, перед которым наступает ответственность участников муниципально-правовых отношений. Основными субъектами муниципально-правовых отношений выступают население муниципального образования и органы местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» население формирует органы местного самоуправления, которые впоследствии действуют от имени и в интересах населения и от имени муниципального образования.

М.В. Красновский, в частности, отмечает: «Ответственность должностных лиц перед представительными органами местного самоуправления является по существу продолжением контроля населения через избранных им лиц, представляющих интересы граждан-избирателей. Характер ответственности определяется, прежде всего, исключительными полномочиями представительных органов в решении наиболее важных вопросов жизнедеятельности муниципальных образований, а также теми дополнительными полномочиями, которыми они наделяются в соответствии с Уставом муниципального образования» .

Красновский М.В. Проблемы юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления (теоретико-правовой аспект): Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 123.

Субъектом, перед которым наступает муниципально-правовая ответственность, выступают органы местного самоуправления и население муниципального образования. Соответственно, в применении санкции можно увидеть конечную оценку решения, действий или бездействия субъекта правонарушения со стороны не государства, а населения, воля которого может быть выражена на основе одной из форм прямого волеизъявления (например, отзыв выборного должностного лица), либо выборным органом или должностным лицом муниципального образования.

В то же время только негативной оценки решения, действия или бездействия субъекта со стороны населения или действующего в его интересах органа местного самоуправления явно недостаточно для работы механизма муниципально-правовой ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Также согласно ч. 2 ст. 24 указанного выше Федерального закона основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как видно, в отдельных случаях, прямо указанных в федеральном законе, применение санкции муниципально-правовой ответственности опосредовано участием в процедуре органа государственной власти: высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или суда общей юрисдикции.

Самостоятельное решение местным самоуправлением вопросов местного значения нельзя рассматривать как абсолютную автономную и неподконтрольную государству деятельность. Согласно действующему законодательству органы государственной власти вправе осуществлять контроль деятельности органов местного самоуправления. В том случае, если органы местного самоуправления нарушают закон, органы государственной власти не только вправе, но и обязаны вмешаться .

Муниципальное право России / Под ред. А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 20.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит общую норму ст. 77 следующего содержания: «1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов».

Участие органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в процедурах назначения санкций муниципально-правовой ответственности является элементом общего государственного контроля за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Виновность и противоправность деятельности выборного должностного лица местного самоуправления, приведенные в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывают не только на то, что отзыв выборного лица как санкция ответственности не может быть применен без вины, но и на то, что совершенное деяние, возможно, является основанием наступление какого-либо другого вида юридической ответственности.

Например, в случае допущения лицом растраты, присвоения государственного или муниципального имущества, получения или дачи взятки и других уголовно наказуемых действий оно должно в соответствии с законодательством Российской Федерации понести уголовную ответственность.

В то же время отрасль муниципального права должна иметь свои механизмы защиты от незаконных действий, лежащих, на первый взгляд, вне плоскости местного самоуправления, а население муниципального образования должно иметь возможность защитить свое право на самоуправление. Такую возможность предоставляет муниципально-правовая ответственность и набор санкций, которыми этот вид ответственности располагает.

Правонарушение, совершенное выборным должностным лицом муниципального образования, может лежать в плоскости гражданско-правовой, административно-правовой или других видов ответственности.

Население муниципального образования имеет возможность инициировать отзыв выборного должностного лица еще до применения к нему меры уголовно-правового или гражданско-правового воздействия. Соответственно, возникает ситуация коллизии санкций двух видов юридической ответственности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, к особенностям санкций муниципально-правовой ответственности необходимо отнести следующие:

  1. публично-властный характер принуждения;
  2. неблагоприятные последствия нематериального характера;
  3. конечная оценка деяния правонарушителя со стороны населения муниципального образования;
  4. участие в применении санкции органа государственной власти;
  5. контроль государства за назначением санкции муниципально-правовой ответственности;
  6. возможность применения санкции муниципально-правовой ответственности параллельно с санкцией другого вида юридической ответственности.
Особенности реализации санкции примененной должностным лицом в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here