Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году

Самое важное в статье: "Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году

Статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
При этом законодатель определил особенности привлечения к ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста: с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Такие меры определены Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и выражаются в проведении органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.
Совершение административного правонарушения несовершеннолетним в силу статьи 4.2 КоАП РФ признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
В обязательном порядке о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, извещается прокурор; родители, усыновители, опекуны или попечители осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по их месту жительства (статьи 25.3, 25.11, 29.5 КоАП РФ).

Частью 2 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 23.2. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вынесенное в отношении несовершеннолетнего постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту нахождения данной комиссии.

Постановление, вынесенное должностным лицом (в случае если дело не передавалось в комиссию) обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Правила обжалования постановлений общие: в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска данного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Одним из важнейших принципов демократического правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)).

Статьей 2.3 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

При этом, следует знать, что несовершеннолетний, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (с 16 лет), несет ответственность на равных основаниях со взрослыми. К нему могут быть применены все виды наказаний, предусмотренные КоАП РФ, за исключением административного ареста.

О совершении несовершеннолетним административного правонарушения уполномоченными на то должностными лицами составляется протокол об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ). В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Должностным лицам подразделений органов внутренних дел предоставлено право административного задержания несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ст. 27.3 КоАП РФ). Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях органов внутренних дел не более трех часов. Следует отметить, что несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).

Об административном задержании составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

По окончании разбирательства несовершеннолетние должны передаваться их родителям либо иным законным представителям.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может использоваться в тех случаях, когда несовершеннолетний отрицает факт употребления спиртных напитков, наркотических средств. Медицинское освидетельствование не может производится принудительно. Лица, не достигшие 16 лет, освидетельствуются на состояние опьянения только с согласия родителей (законных представителей).

Читайте так же:  Расторжение договора аренды квартиры по инициативе арендодателя в 2020 году

В соответствии со статьей 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители).

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями несовершеннолетнего, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Законные представители несовершеннолетнего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемого ими лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник (статья 25.5 КоАП РФ).

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Прокуратура Дорогобужского района

24.12.2013 16:30 Просмотров: 76 Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ каждый гражданин, в том числе несовершеннолетний, обязан соблюдать Конституцию РФ и законы.

В Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность подростков за совершение ряда правонарушений и наступает в зависимости от их возраста, общественной опасности проступка и его последствий. Порядок привлечения лиц, не достигших 18 лет, к ответственности, условия применения к ним мер принуждения и назначения наказания отличаются от тех же процедур, применяемых в случае привлечения к ответственности взрослых лиц.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства ребенка.

Статьей 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе несовершеннолетнее), вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается с участием виновного лица.

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законными представителями подростка являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 25.3 КоАП РФ). При рассмотрении административного материала в отношении ребенка обязательно присутствует прокурор.

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ к несовершеннолетнему может быть применены мера обеспечения производства по административному делу – административное задержание.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица (не более 3 часов), может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений. В большинстве случаев подростки несут наказание за:

— появление в состоянии опьянения, а равно распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ);

— мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);

— нарушение правил дорожного движения (глава 12 КоАП РФ);

— нанесение надписей, рисунков на объекты, находящиеся на остановках общественного транспорта, на стены домов, на памятники и другие объекты, расположенные на территориях общего пользования, на транспортные средства, а также внутри них, размещение рекламы и объявлений с нарушением установленного органами местного самоуправления порядка (ст. 18 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— уничтожение цветов на газонах, клумбах, цветниках, а также других зеленых насаждений (деревьев, кустарников, иных многолетних растительных культур) на территориях общего пользования в городах и иных населенных пунктах без соответствующего разрешения уполномоченного его выдавать органа или должностного лица (ст. 20 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— загрязнение территорий городов и других населенных пунктов бытовыми отходами (ст. 21 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 26 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время с 22.00 до 06.00 (ст. 27 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

Читайте так же:  Сколько делается прописка в паспортном столе новорожденного в 2020 году

— нарушение общепринятых норм нравственности, выразившееся в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах, подъездах жилых домов и в иных не отведенных для этого местах (ст. 30.1 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области») и др.

Кроме того, ст. 31 указанного областного закона установлена административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за пребывание на улице и в других общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 22.00 до 6.00 часов без родителей (лиц, их заменяющих).

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего 18 лет, и назначении ему наказания учитывается требование п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которому совершение административного правонарушения в несовершеннолетнем возрасте признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и учитывается при назначении подростку административного наказания.

К подросткам, как правило, применяются виды наказаний: предупреждение и штраф (взыскивается с виновного, но в силу ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей).

Согласно ст. 3.9 КоАП РФ к лицам, не достигшим 18 лет, не может применяться административное наказание – административный арест.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В частности, статьей 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав 1967 года предусмотрена возможность применения следующих мер взыскания к несовершеннолетним правонарушителям, не относящихся к видам административного воздействия:

— сообщение родителям или иным законным представителям;

— возложение обязанности принести потерпевшему публичное или в иной форме извинение;

— направление правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение;

— исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом, указанные меры взыскания можно применять и в отношении несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, до достижения возраста 16 лет, то есть когда подросток не подлежит административной ответственности в силу недостижения возраста ее наступления.

Рассмотрением дела об административном правонарушении либо иного материала в связи с совершением подростком антиобщественного деяния не заканчивается работа с несовершеннолетним правонарушителем. В последующем он попадает в поле зрения органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 – ст. 7 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные органы проводят индивидуальные профилактические мероприятия, в том числе в отношении несовершеннолетних: безнадзорных или беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

С несовершеннолетними правонарушителями проводят работу следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, образовательные, медицинские и социозащитные организации и учреждения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

При этом указанные органы и учреждения вправе без согласия несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (законных представителей) ставить их на профилактический учет, посещать по месту учебы и жительства с целью беседы и проверки их поведения, вызывать для дачи объяснений, оказывать медицинскую, психологическую, педагогическую и материальную помощь, помощь в трудоустройстве, обучении, организации досуга и отдыха и т.д.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами, прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия «ответственность».

ПАМЯТКА для несовершеннолетних (Административная ответственность несовершеннолетних)

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

С 14 лет до 16 лет:

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

С 16 лет до 18 лет:

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Читайте так же:  Оформление договора купли продажи недвижимости у нотариуса в 2020 году

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Согласно ст.2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Кроме того, несовершеннолетним распитие пива, согласно ст. З ФЗ №11-05 г., не допускается в любых общественных местах.

Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов в общественных местах (улица, стадион, сквер, парк, транспортное средство общего пользования, другие общественные места).

Ст. 20.20 ч.З КоАП РФ.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, также в других общественных местах.

Ст. 20.21 КоАП РФ.

Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Ст. 20.22 КоАП РФ (на родителей).

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта)

4.1 – с 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 100 рублей.

4.2 – на родителей детей до 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

По общему правилу ответственности за совершение преступления или административного правонарушения подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК, ст. 2.3 КоАП РФ). Устанавливая минимальный возраст ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы сознавать характер своих действий, их общественную опасность и запрещенность.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

лишение права заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних

К сожалению, дети иногда совершают проступки и нарушают закон. По конституции, они являются полноценнымигражданами страны, значит, обязаны следовать установленным правилам. Однако, административная ответственность для несовершеннолетних имеет свои особенности. Поэтому поговорим о привлечении к административной ответственности несовершеннолетних.

Допустимый возраст

Согласно законодательству гражданин считается взрослым и способным отвечать за совершаемые им преступления в 16 лет (статья 2.3 в КоАП РФ). Бывают исключения, когда арестовываются, затем отбывают наказание подростки и дети помладше. Это относится лишь к уголовным преступлениям.

Административную ответственность могут нести лишь 16-летние граждане. Однако, с 14 лет провинившегося можно обязать выплатить пострадавшему материальную компенсацию, назначенную судом. Если сам обвиняемый необходимой суммы не имеет, платят родители. Например, произошла драка, вследствие чего пострадавший получил определенные физические увечья. Тогда родители виновника оплачивают жертве лечение и моральную компенсацию. Суммы и порядок возмещения определяет суд.

Виды правонарушений

Список отражен в тексте статьи 11.18 КоАП, включая размер штрафа и иных карательных мер, налагаемых на правонарушителя.

Статья 23.2 данного кодекса описывает работу комиссий, занимающихся несовершеннолетними и их правами.

Главной инстанцией, которую полиция уведомляет о факте совершенного подростком административного преступления (кроме родителей) является комиссия по делам несовершеннолетних. Сотрудники изучают обстоятельства дела, собирают данные о самом нарушителе. Дальнейшее течение расследования идет уже в присутствии представителя комиссии. Он защищает права несовершеннолетнего, следя, чтобы при назначении наказания возраст нарушителя был учтен.

§7. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

В соответствии со ст. 12 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. В случае совершения какого-либо деяния, запрещенного КоАП, несовершеннолетним моложе 16-ти лет, к административной ответственности могут быть привлечены его родители или лица, их заменяющие.

Читайте так же:  Транспортный налог при лизинге на балансе лизингополучателя в 2020 году

К лицам, совершившим административные правонарушения в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, как правило, применяются меры воз действия воспитательного характера, предусмотренные ст. 24 КоАП. К таким мерам относятся: обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего, предупреждение, выговор или строгий выговор, передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам их заменяющим, педагогическому или трудовому коллективу с его согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.

В отдельных случаях несовершеннолетние в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут нести административную ответственность на общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения правил дорожного движения, мелкого хулиганства, стрельбы из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции и нарушение правил обращения с огнестрельным оружием). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных ст. 24-1 КоАП, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить эти меры. Данное правило не распространяется лишь на лиц, совершивших злостное неповиновение, которые всегда несут административную ответственность на общих основаниях.

Существуют некоторые особенности наложения административных взысканий на несовершеннолетних, когда они несут ответственность на общих основаниях. Так, совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность. К несовершеннолетним не применяется самое строгое взыскание — административный арест.

§8. Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого выясняются все обстоятельства совершения правонарушения, собираются и исследуются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.

Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором). В нем отражаются существо и обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются в орган (должностному лицу), уполномоченный рассмотреть дело о данном правонарушении, если такое право не предоставлено самому лицу, составившему протокол.

В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за бесплатный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если нарушитель оспаривает налагаемое взыскание, протокол должен быть составлен и производство осуществляется на общих основаниях.

Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать и решать многие органы и должностные лица: административные комиссии, исполкомы поселковых и сельских советов, районные (городские) суды (судьи), должностные лица органов внутренних дел (милиции), государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного надзора, природоохранных, таможенных органов и др.). Дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. В случае необходимости могут быть приглашены свидетели, потерпевшие, эксперт, переводчик. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего может представлять адвокат.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслуживает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (а если правонарушение длящееся — со дня его обнаружения) и в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность нарушите ля, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Принятое по делу решение оформляется в виде постановления, в котором отражаются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим, а так же опротестовано прокурором. Постановление суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жало бы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.

Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. К примеру, штраф должен быть уплачен нарушителям в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социальной защиты для удержания суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случае невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из названых видов дохода постановление направляется государственному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество. Исполнением постановления производство по делу об административном правонарушении завершается.

Читайте так же:  Рекомендуется в должностной инструкции иметь следующие разделы в 2020 году

Административная ответственность — это применение к лицам, совершившим административные проступки, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия морального, имущественного или личностного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права

Административный проступок- посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Административное взыскание — мера административной ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами

Взыскания личностного характера:

б) административный арест

Взыскания имущественного характера:

б) конфискация предмета или денег;

в) возможное изъятие предмета;

г) исправительные работы

Взыскания организационно-правового характера:

а) лишение специального права;

б) административное выдворение за пределы Украины иностранцев’ и лиц без гражданства;

Нормативные акты и рекомендуемая литература

1. Конституція України. — К., 1996.

2. Закон Украины «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Украины. — 1991. — № 34. — Ст. 451.

3. Кодекс Украины об административных правонарушениях.

4. Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг. редакцією А.Т. Комзюка. — X., 2001.

5. Адміністративне право України: Підручник / За редакцією Ю.П. Битяка. -X., 2000.

6. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. — К., 1999.

Административная ответственность несовершеннолетних

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here