Основным видом деятельности учреждений образования является в 2020 году

Самое важное в статье: "Основным видом деятельности учреждений образования является в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Каким должно стать школьное образование к 2020 году?

22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.

Ярославский образовательный форум, который впервые был проведен в 2012 году, собирает экспертов в области образования со всей России и из-за рубежа. На этот раз было представлено 50 субъектов Федерации. По словам научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, еще три года назад, когда обсуждался вопрос об участии ВШЭ в качестве партнера и организатора форума, главным условием была регулярность его проведения.

На этот раз на форуме обсуждались две ключевые темы: «Неформальное образование — новый объект управления: задачи и возможности» и «Перспективные модели подготовки и повышения квалификации педагогических кадров».

На этот раз на форуме обсуждались две ключевые темы: «Неформальное образование — новый объект управления: задачи и возможности» и «Перспективные модели подготовки и повышения квалификации педагогических кадров». В рамках форума состоялось заседание Межведомственного совета по развитию дополнительно образования, которое провел министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Совет обсуждал перспективы системы дополнительного образования детей: концепция ее развития должна быть принята в июне этого года.

От Высшей школы экономики на форум приехала представительная делегация, члены которой принимали участие в работе пленарных заседаний, почти всех секций и круглых столов. В частности, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов вел секции и круглые столы по проблематике, связанной с повышением профессионального уровня учителей. Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина и директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий отвечали за тему неформального образования, выступали на заседании Межведомственного совета по развитию дополнительного образования. Директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин рассказывал участникам форума — и региональным руководителям, и простым учителям — о магистерских программах института, рассчитанных именно на них и к тому же абсолютно бесплатных.

В своем выступлении на первом пленарном заседании Исак Фрумин рассмотрел концепцию проекта «Новая школа России — 2020» (доклад на эту тему должна была представить первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк, но ее срочно вызвали на заседание комиссии по выполнению указов президента).

Работа над этим проектом сейчас только начинается, и размышления экспертов пока не оформлены в какой-либо документ. Речь идет о том, что после завершения проекта МРСО (модернизация региональных систем образования в 2011-2013 годах), где были поставлены понятные ориентиры трансформации образования, встает вопрос об ориентирах федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года. Несмотря на то, что федеральный центр и регионы имеют множество всякого рода обязательств, связанных, в первую очередь, с выполнением майских указов президента, все это не позволяет точно сказать, куда мы движемся, к какому состоянию системы школьного образования хотим прийти к 2020 году. При том что в странах, с которыми конкурируем, подобные ориентиры разработаны.

Несмотря на то, что федеральный центр и регионы имеют множество всякого рода обязательств, связанных, в первую очередь, с выполнением майских указов президента, все это не позволяет точно сказать, куда мы движемся, к какому состоянию системы школьного образования хотим прийти к 2020 году. При том что в странах, с которыми конкурируем, подобные ориентиры разработаны.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» дает системе множество возможностей, формируя очень широкие рамки, в которых можно двигаться дальше — например, впервые создана база для сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, открытости и прозрачности образовательных учреждений. Есть хорошие заделы, которые становятся основой дальнейшего развития: приоритетный национальный проект «Образование», начавшийся в 2006 году и пока не завершенный, комплексные проекты модернизации образования (КПМО) в отдельных регионах в 2007-2009 годах и МРСО. Для участия в КПМО регионам нужно было победить в конкурсе, а в МРСО должны были участвовать все, и это сравнение ставит вопрос о правильных механизмах реализации федеральной образовательной политики в огромной и разнообразной стране. Может быть, стоит вернуться к механизму, который предполагает появление группы регионов-лидеров, энергичных, мотивированных, а уже потом выстраивать механизмы распространения лучших практик?

Сейчас эксперты обсуждают пять ключевых направлений развития российской школы до 2020 года.

Первое направление связано с укреплением потенциала педагогических кадров.

Второе направление связано с инфраструктурой общего образования. Это сложный «денежный» вопрос, но есть надежда, что после тщательного экономического анализа можно будет поставить реалистичную задачу полного отказа от второй смены в школах если не к 2018, то к 2020 году. Это потребует нестандартных решений, связанных с бурным развитием инфраструктуры.

Третье направление — развитие дополнительного образования, причем особенно важна его интеграция с общим образованием, и это новый подход.

Четвертое направление — так называемое «умное управление», важными элементами которого является обеспечение открытости образования и обратной связи.

Пятое направление — результативный переход на новые образовательные стандарты, и здесь, в том числе, необходимо в рамках второго направления «дотянуть» условия в каждой школе до требований стандартов.

Таким образом, перед системой общего образования РФ стоят масштабные управленческие и экономические задачи. Они обсуждаются в различных рабочих группах, в обсуждениях принимает участие министр Дмитрий Ливанов. Он обратил особое внимание, что когда в том или ином проекте появляется такой раздел, как развитие инфраструктуры, то именно он становится ключевым (так было в проекте МРСО), но этого нужно избежать. Поэтому главной целью проекта должно быть не создание новых школ, не формирование новых систем управления и даже не отчеты об увеличении доли молодых учителей. В новом проекте каждая школа, каждый муниципалитет и регион должны будут сами ответить на вопрос, как мы можем улучшить образовательные результаты наших детей и как мы будем оценивать улучшение эти результатов. И удовлетворенность общества школьным образованием, по мнению Исака Фрумина, будет зависеть, прежде всего, от того, сумеем ли мы создать проект для достижения этой цели.

Читайте так же:  Условия внесения в реестр субъектов малого предпринимательства в 2020 году

Правительство Москвы одобрило проект бюджета на 2020–2022 годы

На заседании Президиума Правительства Москвы одобрили проект закона «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Документ уже внесен в Мосгордуму.

Проект бюджета сформирован в условиях устойчивого роста экономики на два-три процента в год и низких темпов инфляции на уровне 3,7 процента ежегодно. Ожидается, что в 2020 году доходы городского бюджета увеличатся на восемь процентов, а в 2021 и 2022 годах прогнозируется рост на 9,5 процента ежегодно.

Увеличение доходов обусловлено расширением налогооблагаемой базы за счет развития экономики города, а также повышения предпринимательской активности и оплаты труда в частном и государственном секторах.

Опережающими темпами будут расти поступления налогов, напрямую зависящие от результатов экономической деятельности физических и юридических лиц, — налога на прибыль, НДФЛ и специальных налоговых режимов.

Стабильность доходной базы городского бюджета обеспечит глубокая отраслевая диверсификация экономики. В Москве нет бюджетообразующих отраслей, а потому поступления равномерно распределены по широкому спектру видов деятельности.

При этом ежегодно увеличивается вклад отраслей, развитие которых обеспечивается эффектом агломерации и качеством человеческого капитала: финансово-кредитной деятельности, информационных технологий и связи, научных исследований, торговли, транспорта и других.

Кроме того, стабильно растет вклад малого и среднего бизнеса в формирование доходной части бюджета. Ожидается, что поступления этого сектора составят около 25 процентов доходов бюджета, что в 1,6 раза превысит поступления от организаций — крупнейших налогоплательщиков. Для сравнения: в 2011 году вклад субъектов малого и среднего бизнеса составлял около 10 процентов доходов бюджета Москвы.

С точки зрения расходов проект бюджета Москвы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сохраняет преемственность с бюджетами прошлых лет и является программным, социальным и инвестиционным.

Социальный бюджет

Проект бюджета на 2020–2022 годы обеспечивает безусловное выполнение всех социальных обязательств перед москвичами.

Так, расходы социального характера (социальная поддержка, здравоохранение, образование, культура, спорт, а также отдельные мероприятия других госпрограмм) составляют более половины расходов городского бюджета — 53,3 процента, или около 1,7 триллиона рублей в год.

С учетом оплаты медицинской помощи из Фонда обязательного медицинского страхования финансирование социальных расходов в 2020 году составит свыше двух триллионов рублей.

Расходы на государственные программы развития образования вырастут на 25,8 процента, здравоохранения — на 30,4 процента, спорта — на 63,7 процента, социальной поддержки жителей — на 18,4 процента. Это значительно превышает ожидаемые темпы инфляции (3,7 процента).

Программы социальной поддержки москвичей

Непосредственно на оказание мер социальной поддержки москвичей в денежной и натуральной форме (доплаты к пенсиям, льготы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение и многие другие) в бюджете предусмотрено 495,3 миллиарда рублей. По сравнению с 2019 годом эти расходы увеличатся на 19 процентов.

В бюджете учтены ассигнования в объеме 157,4 миллиарда рублей на доплаты пенсионерам, исходя из размера минимальной пенсии в Москве 19 500 рублей в месяц. Такие доплаты получают 2,1 миллиона жителей столицы. В 2020 году планируется индексация на 5,6 процента размеров пособий и компенсационных выплат гражданам старшего поколения. На это в проекте бюджета предусмотрено 22,4 миллиарда рублей.

На финансирование льгот на оплату услуг ЖКХ отдельных категорий граждан в 2020 году планируется направить 25,5 миллиарда рублей. Расходы на выплаты жилищных субсидий семьям с низким уровнем дохода запланированы в объеме 21,9 миллиарда рублей. Льготами на оплату услуг ЖКХ и жилищными субсидиями пользуются более четырех миллионов москвичей.

На финансирование бесплатного либо льготного проезда в общественном транспорте пенсионеров и других льготных категорий граждан в 2020 году выделят более 125 миллиардов рублей. Льготы будут действовать и при пользовании Московскими центральными диаметрами (МЦД). Кроме того, пассажирам будет предоставлена возможность бесплатной пересадки между станциями МЦД, Московского центрального кольца (МЦК) и метрополитена. На программу «Московское долголетие» — кружки и секции для горожан старшего поколения — в 2020 году будет выделено пять миллиардов рублей.

На обеспечение маломобильных жителей техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в 2020 году предусмотрено 2,4 миллиарда рублей из бюджета города Москвы и 2,2 миллиарда из федерального бюджета. Приобретение бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения для льготных категорий граждан в 2020 году будет профинансировано в объеме 7,7 миллиарда рублей — на 85 процентов из городского бюджета (6,7 миллиарда) и на 15 процентов из федерального (один миллиард).

На оказание адресной социальной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации москвичам старшего поколения, ветеранам, инвалидам и семьям с детьми в 2020 году выделяется 6,5 миллиарда рублей.

Повышение доступности и качества медицинской помощи

С учетом средств обязательного медицинского страхования расходы на здравоохранение в 2020 году составят свыше 700 миллиардов рублей. При этом прямые бюджетные расходы по программе «Развитие здравоохранения» вырастут с 306,8 миллиарда рублей в 2019 году до 400 миллиардов рублей в 2020 году (30,4 процента).

Расходы на обеспечение льготников бесплатными либо льготными лекарствами, изделиями медицинского назначения и специализированным лечебным питанием в 2020 году увеличатся до 45 миллиардов рублей.

В проект бюджета также включены ассигнования в объеме 1,3 миллиарда рублей на реализацию новой программы обеспечения современными бесплатными лекарствами граждан, страдающих хронической ишемической болезнью сердца либо перенесших острый инфаркт миокарда.

Предусматриваются средства на продолжение реализации проекта бесплатной общедоступной диспансеризации населения в летних павильонах «Здоровая Москва».

Продолжится работа, связанная с профилактикой инфекционных заболеваний. На приобретение качественных и безопасных вакцин в проекте бюджета на 2020 год выделяется 2,7 миллиарда рублей. По сравнению с 2019 годом будут значительно увеличены закупки вакцин против вируса папилломы человека, менингококковых инфекций и коклюша.

Высокотехнологичная медицинская помощь в 2020 году за счет бюджета города будет профинансирована в объеме 10,9 миллиарда рублей. Это на 2,5 миллиарда, или на 29,8 процента, больше, чем в 2019 году.

Повышение качества и комфорта оказания услуг в учреждениях соцсферы

В проекте городского бюджета запланировано выделение значительных средств на проведение ремонта в образовательных, медицинских и других социальных учреждениях и их переоснащение современным оборудованием. Это позволит заменить устаревшее оборудование, значительная часть которого была установлена 8–10 и более лет назад и выработала свой ресурс.

В учреждениях внедрят новые повышенные стандарты качества предоставления услуг и комфорта обслуживания граждан.

Общий объем расходов на эти цели в 2020 году составит 162,6 миллиарда рублей:

— ремонт и переоснащение современным оборудованием городских больниц и поликлиник — 84,5 миллиарда рублей;

— развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения — 15 миллиардов рублей;

Читайте так же:  Является ли договор безвозмездного пользования договором аренды в 2020 году

— ремонт и переоснащение детских садов и школ — 46,9 миллиарда рублей. Из этих средств 14,2 миллиарда пойдет на оснащение инновационным учебным оборудованием, 3,1 миллиарда — на приобретение современного оборудования для оснащения мастерских в московских колледжах и девять миллиардов — на модернизацию учебных корпусов в рамках проекта «Школа старшеклассников»;

— повышение качества работы и комфорта учреждений культуры — 8,7 миллиарда рублей;

— повышение качества работы и комфорта учреждений спорта — 7,5 миллиарда рублей.

В 2020 году планируется завершить реализацию масштабного проекта по обновлению материально-технической базы московских школ искусств «Искусство — детям». На эти цели будет направлено 3,3 миллиарда рублей. Кроме того, в 2020 году будет продолжен проект «Московские библиоцентры». Его цель — модернизация и обновление внутреннего пространства библиотек. На это в бюджете предусмотрено 500 миллионов рублей.

Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы

Проект бюджета предусматривает ежегодное увеличение фондов оплаты труда учреждений бюджетной сферы, что позволит повышать заработную плату педагогических, медицинских, социальных работников, персонала учреждений культуры, научных сотрудников и иных категорий работников бюджетной сферы выше уровня инфляции.

Продолжатся ежемесячные выплаты врачам, получившим статус «московский врач», а также отдельным категориям медицинских работников (врачам общей практики, врачам и медсестрам, участвующим в реализации программ ведения пациентов старших возрастных групп с множественными хроническими заболеваниями, и другим). В 2020 году на это будет выделено 11,6 миллиарда рублей.

Также учителям продолжат выплачивать специальную надбавку к заработной плате за работу в «Московской электронной школе» («МЭШ») в размере 10 тысяч рублей ежемесячно. Предусмотрены вознаграждения за классное руководство. На указанные цели в 2020 году направляется 18 миллиардов рублей.

Нормативы финансирования дошкольного, общего и среднего профессионального образования будут увеличены в среднем на 10–15 тысяч рублей на каждого обучающегося/воспитанника в год.

Бюджет развития

Расходы на мероприятия развития в 2020 году составят 1278,9 миллиарда рублей, или 40,6 процента расходной части бюджета.

В бюджет развития включены Адресная инвестиционная программа города Москвы (663,9 миллиарда рублей) и мероприятия развития: капитальный ремонт, приобретение оборудования, подвижного состава, мероприятия по комплексному развитию районов, взнос в фонд реновации (615 миллиардов рублей).

По-прежнему основным приоритетом бюджета развития являются расходы на решение транспортных проблем Москвы. На строительство метро, дорог и прочих транспортных объектов планируется направить в 2020 году 435,8 миллиарда рублей, на закупку подвижного состава — 74,1 миллиарда рублей. Всего — 509,9 миллиарда рублей. На финансирование программы реновации в 2020 году выделят 103,3 миллиарда рублей.

В проекте бюджета также предусмотрены средства на продолжение реализации программы «Мой район», задача которой — создание комфортной городской среды в каждом районе столицы.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета на 2020 год составит 351,3 миллиарда рублей, или 12,6 процента к общему объему доходов. В плановом периоде будет обеспечено снижение объема дефицита бюджета (в 2021 году — до 214,1 миллиарда рублей, в 2022 году — до 22,8 миллиарда).

Правительство Москвы своевременно и в полном объеме исполняет обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. Сейчас он составляет 30 миллиардов рублей — один выпуск облигаций, который будет погашен по окончании срока обращения в 2022 году. В 2010 году государственный долг достигал 300 миллиардов рублей.

Реализация программ, финансирование которых предусмотрено проектом бюджета Москвы на 2020 год и плановый период 2021–2022-го, обеспечит:

— повышение уровня социальной защиты москвичей, рост доходов граждан старшего поколения и работников бюджетной сферы;

— повышение качества и комфорта предоставления услуг в образовании, культуре, здравоохранении и сфере досуга;

— повышение комфорта и безопасности городской среды, прежде всего в жилых районах;

— улучшение работы общественного транспорта, снижение времени и повышение комфорта поездок по городу;

— рост деловой активности и инвестиционной привлекательности Москвы.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Льготные ставки по налогу на прибыль для учреждений: новшества-2020

Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.

Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Читайте так же:  Фальсификация протокола судебного заседания в гражданском процессе в 2020 году

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ
Все доходы, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Нулевая ставка по налогу на прибыль для учреждений культуры

Автор: Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль можно будет с 1 января 2020 года. Сделать это смогут только региональные и местные учреждения культуры. Рассмотрим особенности применения льготной ставки.

Возможность применения нулевой ставки учреждениями культуры вводится Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ. В силу его положений ст. 284 «Налоговые ставки» НК РФ с 1 января 2020 года будет дополнена новым п. 1.13: музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, при исчислении налога на прибыль будут вправе применять ставку 0 %.

Нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе для исчисления налога на прибыль, за исключением налоговой базы по доходам в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств.

Особенности ее применения региональными (местными) музеями, театрами и библиотеками устанавливаются новой ст. 284.8 НК РФ. Рассмотрим их.

1. Вид культурной деятельности должен быть включен в установленный перечень.

Право воспользоваться льготной ставкой имеют региональные (местные) музеи, театры, библиотеки, деятельность которых включена в перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством РФ (п. 1 ст. 284.8 НК РФ).

2. Доходы от культурной деятельности должны составлять основную часть всех доходов учреждения.

Нулевая ставка применяется к налоговой базе в случае, если доходы от культурной деятельности учреждения составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 284.8 НК РФ).

3. Право на льготу необходимо будет подтвердить.

В силу п. 3 ст. 284.8 НК РФ для применения налоговой ставки 0 % учреждения культуры в сроки, предусмотренные гл. 25 НК РФ для представления декларации за налоговый период (то есть до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом), должны будут представить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов от культурной деятельности.

Форма представления сведений утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС).

Таким образом, с учетом особенностей применения льготной ставки к 2020 году Правительству РФ следует утвердить перечень видов культурной деятельности, на которые будет распространяться нулевая ставка, а ФНС – разработать форму представления сведений о доле доходов. Право на применение льготы учреждения культуры должны будут подтверждать ежегодно.

Нулевая ставка для учреждений культуры устанавливается в целях реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.02.2019. Введение льготной ставки позволит учреждениям ежегодно экономить значительную часть денежных средств и направлять их на собственное развитие, а также на повышение зарплат сотрудникам. Кроме того, такая мера станет стимулом для частных инвестиций в культурные объекты на местах.

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Проблемы, обозначенные в Концепции

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Модернизация общего и дополнительного образования

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Улучшение материально-технической базы

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет — из федерального бюджета, 64 млрд руб. — из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 — 13 млрд руб. (при реализации второго сценария — в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки — она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Читайте так же:  Продление полномочий генерального директора единственного учредителя в 2020 году

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

11 октября на заседании Правительства будут обсуждать новую госпрограмму “Развития образования на 2013-2020 годы». Оптимистов просим не беспокоиться: в ней решено развивать все те скандальные образовательные реформы, которые критикуются в последние годы.

Вместо обсуждения – красивая завитушка

О новой Госпрограмме никто ничего не слышал, она свалилась, как снег на голову. А потому необходимо было срочно создать имитацию ее общественного обсуждения. Как известно, при каждом министерстве с недавнего времени существуют Общественные Советы, которые теперь, по постановлению Правительства, обязаны давать заключения на все законопроекты и постановления. Этим пришлось заняться и членам вновь созданного Общественного Совета при Минобрнауки. 24 сентября они получили указание в двухдневный (!) срок дать заключение на трехсотстраничный (!) проект Госпрограммы “Развитие образования на 2013-2020 годы». Председатель Совета, лауреат Нобелевской премии, Жорес Алферов, дал на программу отрицательное заключение: проект сырой и неготовый, а потому необходимо его публичное обсуждение. Но, похоже, это не повлияло на ситуацию: 11 октября Программа будет рассмотрена на Правительстве, и, скорее всего, принята. Все это говорит о том, что мнение Совета и академика Алферова проигнорировано. Значит, Общественный Совет создан исключительно как красивая завитушка при Открытом правительстве, которое само – не более чем муляж.

Коллаж из тонны бумаг

Эксперты, которые успели прочитать документ, считают, что это — не программа, а коллаж, склеенный из тонны бумаг, писавшихся Минобром в разные годы по разным поводам. Одна глава может противоречить другой, или повторять другую дословно. Это наводит на мысль, что чиновники владеют компьютерными функциями сopy-paste куда лучше, чем навыками внимательного чтения.

Самые частотные слова в Программе – это «эффективность» и «будут». А как добиться этой самой эффективности и, благодаря чему всё «будет» — не объясняется. Ну, например: пять российских вузов «будут» в мировой сотне. И «лучшие выпускники школ и бакалавриата, стремящиеся получить образование самого высокого мирового уровня, смогут сделать это в России».

Или: все школы «будут» оснащены бассейнами и в школе «будут» работать преподаватели-мужчины. Но ведь там нет ни слова о том, как эти пожелания осуществить. При всей нереалистичности программы, за счет средств федерального бюджета, в нее предполагается вложить пять с половиной триллионов рублей! То есть, намечается очередной распил огромных государственных денег (и денег налогоплательщиков). А сегодня главная цель – распределить, кто чего отхватит от этого пирога. Все остальное – лишь необходимые декларации.

Но самое ужасное в том, что Минобр собирается продолжать, вплоть до 2020 года, все, самые одиозные свои инициативы. Те самые, которые, по мнению учителей и вузовских преподавателей, и ведут наше образование к краху. Не анализируя весь текст, остановимся на главном.

ЕГЭ — наше всё

Среди главных «целевых индикаторов и показателей Госпрограммы» — отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с худшими результатами ЕГЭ. Один этот факт о многом говорит. Мало того, что этот критерий совершенно бессмыслен. По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, если считать, что хороший показатель – это высокий коэффициент, то добиться этого можно так: повышать средний балл ЕГЭ в десяти процентах лучших школ и одновременно понижать его в десяти процентах худших.

Но кроме бессмысленности, в таком показателе заложен огромный вред. Сегодня (и, как теперь понятно, до 2020 года) по результатам ЕГЭ оценивают труд учителя (от этого зависит его зарплата); оценивают школы, регионы. Этот показатель важен и при «аттестации» губернатора. Нужно ли говорить, что в такой ситуации губернатор сделает все, чтобы ЕГЭ в его регионе был на уровне? А его подчиненные охотно закроют глаза на любые нарушения?

И еще: если ЕГЭ введен в качестве главного интегративного показателя, значит, он становится центром школьного образования. По мнению заместителя директора физмат Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, ЕГЭ подмял под себя все цели образования. И в результате система натаскивания, которая была и до ЕГЭ, усилена. А все остальное потеряло смысл и отошло на задний план: и общая культура, и социализация, и гражданские ценности. А, поскольку, в новых образовательных стандартах для старшей школы (а они тоже безоговорочно поддержаны в проекте Программы), начисто отсутствует содержание образования, единственное, что его задает – это ЕГЭ. И все ориентируются только на него. А ЕГЭ, между прочим, меняется. Скажем, в этом году решили дать больше логарифмов, в следующем – больше тригонометрии. То есть, с точки зрения содержания, ЕГЭ – нестабильная система. Получается, что школа дезориентирована.

Все школы должны стать лучшими

А еще новая программа уверена: все школы должны стать лучшими. Все они будут одинаково финансироваться, а значит – не нужно никаких лицеев, гимназий и спецшкол! И в проекте закона «Об образовании в РФ» тоже предусмотрена ликвидация лицеев, гимназий и центров образования.

В программе поставлена задача «обеспечения одинаково высокого качества образования, независимо от типа образовательной организации». Но есть только один способ сделать обеспечение всех людей одинаковым – это равенство в нищете, что и было продемонстрировано при раскулачивании крестьян. Между тем, всем понятно, что работа лучших специализированных школ, выращивающих научную элиту страны, не может финансироваться, как работа обычной школы. И потому, что там должны быть современные лаборатории, и потому, что при нормативно-подушевом финансировании учитель получает зарплату в зависимости от числа учеников в классе. Например, в Московском лицее «Вторая школа» по спецматематике и спецфизике класс обычно делится на две группы, и учитель за работу с половинкой класса получает столько же, сколько он получил бы за целый класс. А теперь, когда введены ученикочасы, это становится невыгодным.

Читайте так же:  Предварительный договор купли продажи с обременением образец в 2020 году

Таким школам обещают: вы не погибнете, потому что у вас будут гранты (их дают лучшим). Но гранты не предоставляют одной и той же школе каждый год, даже если она демонстрирует превосходные результаты, или дают то больше, то меньше. И как им теперь жить: то нанимать учителей, то их сокращать?

Самое удивительное, что с недавнего времени у нас появилась государственная Программа работы с одаренными детьми. При администрации президента работала соответствующая комиссия. А параллельно был написан Колмогоровский проект, в котором эксперты предложили простую схему развития сети школ естественнонаучного направления (таких, как СУНЦ при МГУ или интернат при Новосибирском университете). Но, сейчас – все школы уравняли. Они, якобы, все должны стать самыми-самыми.

Мы победим в PISA

Среди ожидаемых побед от реализации программы – улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA). Как известно, хорошие результаты в них показывают лишь наши младшие школьники, в средней и старшей школе происходит страшный провал, и мы плетемся в хвосте мировых достижений. За счет чего улучшатся эти результаты? Может быть, за счет слияния (укрупнения) школ (тренда нашей образовательной политики), за счет уничтожения сельских школ (таким же способом), или за счет усугубления бумажной отчетности учителей? А, может быть, за счет вынужденного роста учительской нагрузки?

Сейчас от директоров требуют повышения средней зарплаты преподавателей, а это достигается благодаря увольнению всех совместителей и мало оплачиваемых работников, а еще – увеличению учительской нагрузки. А все это — в ущерб качеству образования. Если бы Минобр действительно заботился о благосостоянии учителя, то он повышал бы базовую ставку оплаты труда, оставляя учителю время для повышения квалификации, методической работы и т.д. У нас же гордятся повышением средней зарплаты без дополнительных вложений со стороны государства.

В школу с четырех лет

А еще в программе предлагается увеличить продолжительность образования до 13,5 лет. То есть, приводить в школу четырех и пятилетних детей. Но зачем это делать, если у нас начальное образование и так на приличном уровне? Узкое место – средняя и старшая школа. К тому же, в наших школах просто нет условий для пребывания в них маленьких детей (они, например, должны спать днем), и вообще им лучше не находиться в одном помещении со старшеклассниками. Нет и педагогических кадров для этого. В итоге получится, что маленькие дети изначально возненавидят школу. И привить им любовь к учебе будет почти невозможно.

На самом деле, нужно просто расширять сеть детских садов. Есть и альтернативные варианты: депутат Госдумы Николай Левичев, например, предлагает выплачивать семьям, которые не смогли устроить ребенка в детский сад по пять тысяч рублей ежемесячно. Это уж точно лучше, чем мучить малышей в казенной обстановке.

Палками – в рай?

Программа «Развития образования» рассчитана до 2020-го года. Будет ли она реализована? Это весьма проблематично. Ведь международный опыт буквально кричит о том, что ни одно начинание не реализуется, если его не поддерживают исполнители — рядовые учителя, директора, преподаватели вузов. Если они плохо понимают, почему это хорошо и зачем это нужно, ничего не получится. И наоборот, самые утопичные идеи, если массы в них верят, могут воплощаться в жизнь.

Если говорить о школе, то она начинается с учителя. Но как раз фигуру учителя Программа и обходит стороной. Все остальное – пустые слова, каждое третье из которых – «эффективность», за которым просматривается другое слово «экономия»: принцип экономии управляет всей образовательной политикой. Вот и переход на новую систему оплаты труда во многих школах выразился в задержке зарплаты. Вместо обещанного её увеличения.

Медведев: акцент в школьном образовании до 2020 г сделан на математике

«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев на заседании правительства.

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

«Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев в четверг на заседании правительства.

Глава правительства напомнил, что в настоящее время начальная и средняя школа переходит на новые государственные стандарты. В 2020 году по ним должны будут учиться и старшеклассники, сказал он.

Кроме того, в рамках программы, по словам Медведева, создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

«К 2020 году половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, две трети заниматься в системе дополнительного образования», — сказал премьер.

Говоря о развитии высшего образования, Медведев напомнил задачу по интеграции российских вузов в международную систему образования. В рамках этой задачи пять российских вузов должны войти в сотню лучших мировых учебных учреждений.

«Что бы там не писали, я считаю, что эта цель, в принципе, реалистична, если будут трудиться все, а не только министерство, но и сами университеты. Потому что выход в сотню, первую, вторую, любую сотню — это еще и некая самопропаганда, и этим надо заниматься», — отметил Медведев.

Также глава правительства указал на необходимость создания при вузах кампусов и лагерей, учебных корпусов, лабораторий, которые при этом должны быть приспособлены для инвалидов. По его словам, к 2020 году в вузовских общежитиях должно быть создано более 800 тысяч мест.

Добавить комментарий Отменить ответ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Основным видом деятельности учреждений образования является в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here