Основные принципы государственной политики в сфере образования в 2020 году

Самое важное в статье: "Основные принципы государственной политики в сфере образования в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Правовые аспекты государственной политики в области образования

Вопросы к семинару:

1. Общие принципы государственной политики в области образования.

2. Специальные принципы государственной политики в сфере профессионального образования.

3. Образовательная доктрина Российской Федерации.

4. Модернизация образования.

5. Эксперименты в сфере образования.

6. Новеллы законодательства об образовании.

7. Гармонизация российского и европейского законодательства об образовании.

8. Федеральная программа развития образования.

Задание 1

Проанализируйте и раскройте содержание принципов государственной политики в области высшего образования. Ответ представьте в виде таблицы:

Принцип государственной политики Содержание принципа государственной политики

Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте основные Государственные гарантии прав граждан РФ в области образования.

Задание 3. Проанализируйте теорию и практику законодательного закрепления принципов государственной политики в сфере образования.

Задание 4. Решите тестовые задания:

Принципы государственной политики в сфере образования

Государственная политика в сфере образования

1.1. Общие положения государственной политики в сфере образования

1.1.1. Фундаментальные основы государственной политики в сфере образования в настоящее время в российском образовании осуществляется переход на этап инновационного развития. Всесторонняя поддержка педагогических стратегий по созданию инновационных программ и сред воспитания как наукоемкая и стратегическая задача, обозначенная:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2015 г. № 683).

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761).

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы».

5. План реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утвержден распоряжением правительства РФ от 29 июля 2014 г. N 1420-р).

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р)

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

9. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. N 722-р). 10. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р).

11. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утверждена заместителем председателя правительства РФ О. Голодец 28 мая 2014 г. N 3241п-П8).

12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).

15. Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р).

Принципы государственной политики в сфере образования

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, внедрение инновационных технологий, решение проблемы кадрового обеспечения позволили значительно модернизировать эту сферу, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования.

Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования. К 2020 году:

• обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

• расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;

• институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;

• предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку

• получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет. По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы

Общая характеристика сферы реализации государственной программы РФ «Развитие образования». Рассмотрение приоритетов государственной политики в сфере образования на период до 2020 года. Характеристика основных мероприятий государственной программы.

Рубрика Государство и право
Вид книга
Язык русский
Дата добавления 05.02.2014
Размер файла 25,5 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Читайте так же:  Ответственность комиссионера перед покупателем автомобиля в 2020 году

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Особенности реализации государственной политики в образовательной сфере. Роль государственной политики в жизни общества. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Саратовской области: повышение образовательного уровня общества.

дипломная работа [143,4 K], добавлен 21.01.2015

Понятие и правовые основы высшего образования, рассмотрение его роли в современных условиях. Современные реформы и опыт реализации государственной политики Российской Федерации в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

дипломная работа [68,9 K], добавлен 03.07.2012

Процесс формирования государственной службы со времен Киевской Руси до советского периода, её виды (гражданская, военная, правоохранительная). Цели и задачи Программы реформирования государственной службы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы.

реферат [27,7 K], добавлен 23.02.2014

Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования и состояние работы органов муниципального управления в современной Российской Федерации. Анализ деятельности органов самоуправления в городе Новочебоксарске Чувашской Республики.

дипломная работа [522,1 K], добавлен 13.07.2011

Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Система образования Российской Федерации. Уровни общего и профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования.

презентация [142,5 K], добавлен 27.12.2013

Характеристика молодежи и молодежной политики. Принципы государственной молодежной политики Российской Федерации, возникновение программы «Молодежь России». Недостатки в развитии и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

дипломная работа [72,5 K], добавлен 26.02.2012

Организационно–правовые и социально–экономические основы государственной политики в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования в регионе. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления образованием.

дипломная работа [423,7 K], добавлен 12.05.2018

Право на жилище — одно из конституционных социальных прав граждан. Государственная жилищная политика. Направления Государственной программы «Строительство жилья» на 2016-2020 годы. Совершенствование нормативной правовой базы в области жилищной политики.

презентация [487,1 K], добавлен 08.11.2016

Институциональный подход к определению понятия «государственная служба». Результаты законодательной работы в сфере государственной службы. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013).

курсовая работа [48,2 K], добавлен 10.12.2013

Социально-политические и концептуальные основы государственной политики в сфере среднего общего образования. Видология и порядок реализации образовательных программ. Гражданско-правовые и общественные инструменты регулирования качества образования.

курсовая работа [62,9 K], добавлен 25.05.2014

Модернизация Российского образования

Автор: Гоголева Лариса александровна

Гоголева Л.А – учитель-логопед

МБДОУ детский сад «Берёзка»

г. Бор Нижегородской области.

Модернизация Российского образования

Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых ха­рактеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность полити­ческих, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направ­ленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.

Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностиче­ского характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного соци­ально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модерниза­ции системы российского образования.

Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ра­нее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».

Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современ­ном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2012), получившее название «дорожной карты».

В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стра­тегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Читайте так же:  Свидетельство о применении упрощенной системы налогообложения в 2020 году

Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача — формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы направлена на:

формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

Развитие профессионального образования;

Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;

Вовлечение молодёжи в социальную практику;

Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;

Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон «Об образовании», принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. Новый закон «Об образовании», прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом «Об образовании», но и подзаконными нормативными документами (например, «Типовое положение о ВУЗе» или «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), то сейчас все нормы и положения «собраны» в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.

. В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование — если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда «экспериментальных» в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие «учебное заведение» упразднено — вместо него появилось понятие «образовательная организация»). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе «Об образовании» программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Сущность государственной политики в области образования

Государственная образовательная политика — в узком смысле, это система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования. В более широком плане включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», принятым в 1992 году, современная государственная образовательная политика базируется на следующих принципах:

  • 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • 5) свобода и плюрализм в образовании;
  • 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Читайте так же:  Среднее техническое образование это техникум или училище в 2020 году

Основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации сформулированы в ряде документов стратегического характера, включая:

  • 1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • 2) «Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года»;
  • 3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»;
  • 4) «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года»;
  • 5) «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 года)»;
  • 6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ.

Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в выступлениях Президента РФ на заседаниях Государственного совета РФ по вопросам развития образования, ряде основополагающих документов — Законе РФ «Об образовании», принятом в 1992 году (с последующими дополнениями); концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 года), документах Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; государственной программе «Комплексная модернизация образования, как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы»; Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»; Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Новым и значимым акцентом государственной политики, том числе в сфере образования, является введение понятие «инновационное развитие экономики». Система образования должна быть модернизирована в соответствии с потребностями общества. Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации.

Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного профессионального педагогического образования, как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», предполагает решение следующих приоритетных задач:

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

  • — создать при университетах подготовительные отделения, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;
  • — сформировать и развить механизмы дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;
  • — сформировать систему работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, создать систему интернатов для талантливой молодежи, обеспечить проведение летних научных лагерей и школ, развить систему конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.
  • 4) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Для решения этой задачи предполагается осуществить ряд практических мер:

  • — сформировать образовательную инфраструктуру, позволяющую человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации;
  • — создать открытый национальный депозитарий образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;
  • — содействовать формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;
  • — содействовать повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;
  • — повысить эффективность механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования;

Подчеркнем, что решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов — до более высокого уровня, что, с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования, требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Как зафиксировано в проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,6% ВВП (в 2006-2007 годах) до 5,5-6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы — с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10-14% в год до 2020 года.

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

До 2012 года: переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;

Успешность деятельности педагога в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы образования. Одним из значимых факторов является восприятие педагогом ценностей, целей, приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации.

Государственная образовательная политика основывается на Конституции РФ, российском законодательстве в области образования. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Читайте так же:  Росгосстрах страхование мобильной техники и электроники в 2020 году

В соответствии с государственной политикой российская общеобразовательная школа, как часть российской системы общего образования, должна сегодня выполнять свою функцию как основного инструмента социализации подрастающего поколения, то есть создавать условия для развития и воспитания учащихся, в качестве граждан России на основе богатейшего российского культурно-исторического наследия, которое является неотъемлемой частью общемирового культурного наследия. Эта приоритетная задача российской системы образования, связанная с воспитанием молодых граждан России, может быть выполнена при условии построения эффективной системы общего образования в целом и системы исторического образования в частности. Подчеркнем, что именно система школьного исторического образования является важным инструментом формирования исторического сознания молодежи и преемственности поколений.

Основные приоритеты государственной образовательной политики России в области модернизации школьного образования были сформулированы в выступлении второго Президента РФ В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 года. Приоритетами государственной образовательной политики в России в начале ХХI века стали: восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая, всесторонняя и комплексная модернизация системы образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с проведенной административной реформой государственная образовательная политика в Российской Федерации в настоящее время (с середины 2004 г.) разрабатывается и осуществляется тремя органами управления — федеральным Министерством образования и науки (Минобрнауки), федеральным Агентством по образованию (Рособразование), федеральной Службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Государственная образовательная политика Российской Федерации направлена на сохранение Россией её места в ряду ведущих стран мира, её международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

2.2. Приоритеты государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период до 2020 года, цели, задачи, показатели (индикаторы) и результаты реализации подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»

Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации Программы является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:

увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей;

качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;

модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности;

внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;

формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;

омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;

формирование демонополизированной и персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;

поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей;

внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;

развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей (0 — 3);

существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).

Важнейшим приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Вложения в сферу дошкольного образования признаны сегодня в мире наиболее эффективными с точки зрения повышения качества последующего образования, выравнивания стартовых возможностей. Многие развитые страны сделали дошкольное образование обязательным или стремятся к максимальному охвату детей этими программами.

Необходимо ликвидировать очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечить к 2016 году стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады).

Последнее предполагает качественное изменение роли и масштаба негосударственного сектора услуг дошкольного образования, что потребует обеспечения практической реализации получившего закрепление в законодательстве принципа равенства доступа к бюджетному финансированию организаций всех форм собственности, а также модернизации системы государственного регулирования (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и других). Для обеспечения максимальной эффективности данного направления необходимо провести сравнительный анализ российских регулирующих норм в отношении развития инфраструктуры с опорой на лучшие международные примеры. Данный анализ позволит создать условия для обновления системы требований к новой инфраструктуре дошкольного образования, а также для создания современных экономически эффективных и гибких сред для раннего развития детей.

В общем образовании приоритетом первого этапа реализации Программы является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех российских школах современных условий обучения. Данная задача должна быть решена как за счет мероприятий по реконструкции и ремонту зданий, закупке современного оборудования, так и путем реализации региональных программ формирования эффективных территориальных сетей образования и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию организаций различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.

Существующие различия между субъектами Российской Федерации по уровню доступности образовательных услуг и развитию инфраструктуры потребуют использования инструментов выравнивания в сочетании с мерами стимулирования развития и усиления организационно-управленческого потенциала. В совокупности это должно обеспечить единство образовательного пространства в Российской Федерации, при котором в любом месте проживания ребенок имеет равные возможности доступа к образовательным ресурсам.

Наряду с созданием базовых условий обучения, должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).

Читайте так же:  Что нужно украинцу чтобы получить российское гражданство в 2020 году

Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов), сформирован прозрачный механизм приема в школы с повышенным уровнем обучения.

Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации.

Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ должны быть реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты.

Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающего принципиально новые требования к образовательным результатам. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству. Новые федеральные государственные образовательные стандарты старшей школы должны обеспечить для каждого школьника возможность выбора профиля, соответствующего склонностям и жизненным планам подростков из не менее чем 5 профилей обучения.

Параллельно введению федеральных государственных образовательных стандартов следует продолжить работу по поиску, разработке и распространению новых эффективных средств и форм организации образовательного процесса на базе школ — инновационных площадок и их сетей. Особое внимание должно быть уделено, с одной стороны, обновлению содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (технология, иностранные языки, социальные науки), с другой стороны — поддержке областей потенциального лидерства (математическое образование, обучение чтению).

Безусловным приоритетом является переход от административно-командного управления системой образования к «умному» управлению, основанному на доверии и обратной связи. Для этого уже реализуются меры по укреплению академической и организационно-финансовой самостоятельности школ, укреплению участия общественности в управлении образовательными организациями и территориальными сетями, по поддержке инициатив, инноваций и экспериментов. Хорошей должна считаться постоянно развивающаяся, обновляющаяся школа.

Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения. С этой целью необходимо осуществить передачу субъектам Российской Федерации полномочий по финансовому обеспечению дополнительного образования детей (предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета), обеспечить обновление спектра программ за счет модернизации организационных моделей и введения механизмов стимулирования конкуренции.

В государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей до 2020 года должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов федеральных государственных образовательных стандартов, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.

Достижение нового качества дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого уже в ближайшие годы предусматривается комплекс мер, включающий:

доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней по экономике субъекта Российской Федерации;

доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации

доведение заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования (включая педагогов спортивных школ и школ искусств), квалификация которых сопоставима с квалификацией педагогических работников общеобразовательной школы, до уровня зарплаты педагогических работников общеобразовательных организаций;

введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных организаций и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации;

формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития;

поддержка создания и деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций в сфере образования;

развитие механизмов привлечения на работу в организации общего образования и дополнительного образования детей лучших выпускников вузов (в том числе — непедагогических) и талантливых специалистов.

Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации.

Необходимо преодолеть существующее отставание в масштабе сектора сопровождения раннего развития детей и поддержки семейного воспитания (центры диагностики и консультирования, информационно-просветительские сервисы для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и др.).

Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования. Это потребует выхода на новый уровень развития дистанционного образования, распространение тьюторства и информационно-консультационных сервисов (навигаторов).

В ситуации появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Ответом на данный вызов должно стать включение в сферу государственной образовательной политики неформального (вне организаций дополнительного образования детей) и информального образования (сеть Интернет, кино, телевидение), в том числе — поддержка медийно-социальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей.

Развитие сектора неформального образования будет обеспечиваться за счет механизмов государственно-частного и социального партнерства, использования потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций инновационного сектора и творческих индустрии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Будут разработаны рекомендации по развитию территориальных социокультурных сред для социализации и развития детей и подростков (мультицентры дополнительного образования детей, эксплораториумы и другие).

Основные принципы государственной политики в сфере образования в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here