Основания увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году

Самое важное в статье: "Основания увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 33 внесены изменения

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П содержащееся в пункте 4 части 1 статьи 33 и подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 37 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона);

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

Для федеральных гражданских служащих, уволенных в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 до дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ, сохраняется право на пенсию за выслугу лет при наличии иных условий, предусмотренных абзацами первым и третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ

Информация об изменениях:

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

>
Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ограничения для граждан после увольнения с государственной гражданской службы Российской Федерации

Специфика государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.

Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила.

Установление таких правил (специальных требований) обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы. Часть правил предусматривает действие таких ограничений даже после увольнения гражданина с государственной гражданской службы.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы указанного требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Минфин объявил о сокращении госслужащих начиная с 2020 года

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к сокращению числа госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА Новости первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа. Сначала численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15%.

Читайте так же:  Соглашение об уплате алиментов единовременной суммой образец в 2020 году

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

По ее словам, если не произвести сокращение, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Отметим так, что 19 сентября подписан указ президента о повышении зарплат госслужащих на 4,3%.

В конце июня президент подписал указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы». Одним из основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы названы внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

Правительству необходимо до 1 января 2020 года обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих; завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.

Суммарная доля государственных гражданских и муниципальных служащих в численности занятого населения России составляет сейчас около 1,7%. По данным на 1 июля, в стране порядка 855 тысяч государственных гражданских служащих. Из них 603 тысячи человек — федеральные гражданские служащие, 252 тысячи — гражданские служащие регионов. В органах местного самоуправления работают еще 395 тысячи муниципальных служащих.

К «чиновникам» у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, но и всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 миллиона человек.

Получается, на 10 тысяч населения России приходится 163 «чиновника». Это 3,3% от численности занятых в экономике.

Обновлено 23 сентября 13.30 мск. Позже в понедельник пресс-секретарь Дмитрия Медведева назвал преждевременными заявления о сокращении госсектора. «Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно. Никаких окончательных решений по реформированию госслужбы, сокращению количества госслужащих и повышению зарплат в госсекторе на данный момент нет», — сказал Осипов. Он пояснил, что «сейчас идет обсуждение разных концепций и подходов к реформированию».

Пенсия для госслужащих: повышение возраста, индексация в 2020 году, правила расчёта

Размер пенсии для каждого отдельного человека рассчитывается индивидуально, это зависит от множества факторов.

Стандартное пособие, которое будет назначено обычному работнику, вычисляется по всем известным правилам. А вот алгоритм начисления пенсии для отдельных категорий лиц, в том числе и бывших госслужащих, требует разъяснений.

Кого относят к государственным служащим?

Госслужащим называют лицо, работающее в органах гражданской власти, к примеру следующие структуры:

  • Аппарат президента;
  • Органы местного самоуправления;
  • Прокуратура;
  • Суд;
  • Министерство;
  • Различные государственные корпорации.

Отличительным признаком государственного служащего является факт получения заработной платы из бюджета страны.

Повышение пенсионного возраста для госслужащих в 2020 году

Несмотря на кажущееся привилегированное положение в обществе, госслужащие такие же люди, как и все. Поэтому их также коснулся вопрос повышения пенсионного возраста.

При согласовании с более высокими инстанциями чиновник может продлить срок службы до 70 лет.

Постепенное увеличение происходит периодами раз в полгода. В 2020 году пенсионный возраст госслужащих составит:

  1. 62 года для мужчин.
  2. 57 лет для женщин.

Со временем эти цифры сравняются с общими критериями по России. Постепенное увеличение возраста выхода на пенсию продлится до 2028 года для мужчин и 2034 года для женщин.

Требования к гражданам, претендующим на получение пенсии по выслуге лет

Чтобы стать получателем пенсионного пособия по выслуге лет чиновник должен иметь стаж к 2020 году не менее определенного времени.

Пенсия по выслуге для госслужащих по новому закону с 2020 года начинается при достижении стажа 17 лет. Из них как минимум 10 должно быть отдано службе на государство.

Если госслужащий достигает соответствия указанных условий, то ему назначается доплата за выслугу. Достигнутый порог необходимого стажа не дает права на досрочный отдых, однако стаж «сверхвыслуги» может сильно повлиять на размер будущего пенсионного пособия.

Какие периоды засчитываются в пенсионный стаж?

В стаж для чиновника включаются периоды замещения каких-либо должностей, связанных с работой на правительство любого уровня. Перечень таких должностей закреплен в Указе Президента №1574.

Также в стаж чиновника будут засчитываться следующие периоды:

  1. Время, затраченное на приобретение знаний и навыков необходимых для работы.
  2. Если человек работал на правительство СССР, то это время также необходимо учитывать.
  3. Период прохождения воинской службы по призыву.

При этом также учитывается срок службы на аппарат, который был упразднен или переформирован по каким-либо причинам.

Что не будет включаться в стаж работы?

Не все виды службы на государственную систему дают право на особое начисление пенсионного пособия.

Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019–2021 годы

Президент подписал Указ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы».

В целях дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации постановляю:

1. Установить, что основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы являются:

а) совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие);

б) стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;

в) внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;

Читайте так же:  Сколько стоит приватизация гаража в гаражном кооперативе в 2020 году

г) ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

2. Правительству Российской Федерации:

а) до 1 января 2020 г.:

создать нормативно-правовую базу, необходимую для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы;

обеспечить внедрение единой методики прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти;

представить в установленном порядке предложения по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы;

обеспечить совершенствование на основе единых методологических подходов порядка проведения аттестации гражданских служащих;

обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих;

завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;

б) до 1 января 2021 г.:

обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам;

обеспечить совершенствование методов оценки (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе;

завершить создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва на гражданской службе;

обеспечить возможность проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими, в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации;

в) в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путём поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет;

г) в месячный срок утвердить план мероприятий («дорожную карту»), направленных на реализацию настоящего Указа;

д) ежегодно, до 1 апреля, информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Указа;

е) обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению плана мероприятий («дорожной карты»), предусмотренного подпунктом «г» настоящего пункта.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при организации мероприятий, направленных на развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, учитывать предусмотренные пунктом 1 настоящего Указа основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Увольнение государственного служащего при выходе основного работника

В случае временного отсутствия сотрудника, занимающего государственную должность, его обязанности выполняет лицо, привлеченное к работе на основании срочного служебного контракта. В статье разберем, как оформляется увольнение государственного служащего при выходе основного работника.

Госслужба на условиях срочного служебного контракта: законодательные нормы

Замещение госслужащих, временно отсутствующих на рабочем месте в связи с декретным отпуском, длительной болезнью, прочими причинами, а также в порядке ротации, осуществляется путем привлечения к работе другого сотрудника и заключения с ним срочного трудового договора.

Порядок заключения срочного служебного контракта госслужбы и условия его расторжения – в таблице ниже:

№ п/п

Основания для заключения Выполнение определенного задания Контракт прекращает действие после выполнения госслужащим определенного задания, после чего сотрудник увольняется с госслужбы Замещение временно отсутствующего сотрудника Ротация (перевод госслужащего на другую должность в целях повышения эффективности госслужбы и противодействия коррупции) Увольнение государственного служащего при выходе основного работника: пошаговая инструкция

Увольнение государственного служащего при выходе основного работника

В соответствие с п.3 ст. 35 закона №79-ФЗ, а также на основании ст. 79 ТК РФ, срочный контракт с сотрудником, привлеченным к работе для замещения временно отсутствующего сотрудника, расторгается по факту возвращения основного работника.

Порядок документального оформления увольнения госслужащего при выходе основного работника описан в инструкции ниже.

Шаг #1. Уведомление госслужащего об увольнении

При освобождении от замещаемой должности временный работник должен быть уведомлен не менее чем за 7 дней до момента фактического прекращения трудовых отношений.

Рассмотрим пример. Госслужащий Сидоров отсутствует на рабочем месте в связи с необходимостью ухода за нетрудоспособным родственником. На период отсутствия Сидорова на его должность принят Лукьянов на условиях срочного служебного контракта – с 01.09.2020 по 01.11.2020.

25.10.2020 года представитель нанимателя (руководитель госоргана) предоставил Лукьянов уведомлении о прекращении служебного контракта с 01.11.2020 года.

01.11.2020 года Лукьянов уволен с госслужбы, 02.11.2020 года приступил к выполнению должностных обязанностей.

Возможны случаи, когда служебный контракт расторгается ранее установленного срока в связи с досрочным возвращением к работе основного сотрудника. В таком случае также соблюдается общий порядок уведомления временного работника – за 7 дней до увольнения. Если основной сотрудник оформил заявление о досрочном возвращении к работе позже 7-дневного срока, то временный работник уведомляется об увольнении по факту поступления нанимателю такого заявления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрим пример. Госслужащий Петренко принят на работу на условиях срочного контракта в целях замещения сотрудника, находящегося в декретном отпуске. Срок окончания отпуска по уходу за ребенком – 08.11.2020 года, на следующий день (09.11.2020) основной работник должен приступить к выполнению должностных обязанностей.

01.10.2020 года сотрудник, находящийся в декрете, подал заявление о досрочном возвращении к служебным обязанностям – с 05.10.2020 года. На основании заявления ответственный сотрудник госоргана составил уведомление о прекращении срочного контракта с 04.10.2020 года.

Уведомление направлено Петренко 01.10.2020 года, 04.10.2020 года Петренко уволен в связи с окончанием срока действия контракта, 05.10.2020 года основной работник приступил к выполнению служебных обязанностей.

Уведомление о прекращении срочного контракта оформляется в свободной форме с указанием следующей информации:

  • ФИО, должность временно замещающего должность;
  • дата, номер срочного служебного контракта;
  • дата прекращения трудовых отношений и освобождения госслужащего от должностных обязанностей.

Уведомление составляется в письменном виде и передается сотруднику для ознакомления под роспись («Ознакомлен», ФИО, дата).

Шаг #2. Издание приказа об увольнении

Основанием для освобождения сотрудника от государственной должности является приказ, оформленный в общем порядке, с соблюдением требований ГК РФ.

Читайте так же:  Требования пожарной безопасности к детским игровым комнатам в 2020 году

Приказ оформляется на бланке исполнительного органа государственной власти с указанием следующей информации:

  • наименование документа, дата, место составления;
  • ФИО, должность увольняемого госслужащего;
  • номер, дата служебного контракта, подлежащего расторжению;
  • основание для увольнения (по окончанию срока действия служебного контракта в соответствие со ст. 35 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года);
  • дата увольнения;
  • информация о компенсациях, подлежащих выплате на основании приказа об увольнении (компенсация неиспользованного отпуска, при ротации – 4-х месячный оклад).

Приказ, подписанный уполномоченным лицом госоргана, передается увольняемому сотруднику для ознакомления.

Шаг #3. Расчет зарплаты

При увольнении госслужащего при выходе основного работника наниматель выплачивает увольняемому работнику выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и законом «О госслужбе в РФ».

В день увольнения наниматель выплачивает увольняемому зарплату за фактически отработанное время.

При расчете зарплаты учитывается:

  • оклад;
  • надбавка за выслугу лет;
  • доплата за работу в опасных условиях, с засекреченной информацией, т.п.
  • премия за выполнение особо важных государственных заданий.

Рассчитывая зарплату, выплачиваемую при увольнении работника, наниматель суммирует общую сумму вознаграждения, после чего определяет сумму выплаты пропорционально отработанному времени, с учетом ранее выданного аванса.

Рассмотрим пример. Зарплата сотрудникам комитета при муниципальном госоргане выплачивается дважды в месяц – 15-го числа текущего месяца и 5-го числе следующего месяца.

Госслужащий Зубров уволен 22.10.18 в связи с выходом основного работника.

Оклад Зуброва – 15.000 руб., надбавка за выслугу – 1.500 руб., доплата за условия труда – 3.000 руб.

15.10.2020 Зуброву выплачен аванс за октябрь в размере 50% от общей суммы месячного вознаграждения – 9.750 руб.

При увольнении Зуброва бухгалтер рассчитал сумму выплаты в следующем порядке:

  1. Общее количество рабочих дней в месяце – 23.
  2. Количество отработанных Зубровым дней – 16.
  3. Зарплата за фактически отработанный период – 13.565,22 руб. ((15.000 руб.+ 1.500 руб. + 3.000 руб.) / 23 дня * 16 дней).
  4. Выплата в день увольнения за вычетом аванса – 3.815,22 руб. (13.565,22 руб. – 9.750 руб.).

Шаг #4. Расчет компенсаций

В течение срока действия служебного контракта на госслужащего распространяются общие нормы трудового законодательства, в том числе, право на получение ежегодного отпуска сроком 30 дней, а также право на дополнительный отпуск исходя из периода выслуги. В случае если на момент увольнения отпуск госслужащим использован не полностью, наниматель выплачивает увольняемому компенсацию в размере среднего заработка за каждый день отдыха.

Компенсацияотпуск = СрЗар * КолДн,

где СрЗар – среднедневной заработок, рассчитанный на основании общего дохода, полученного госслужащим в течение расчетного года;
КолДн – количество календарных дней неиспользованного отпуска.

Дополнительно к компенсации госслужащему может быть выплачена материальная помощь, назначаемая при оформлении отпуска в общем порядке. Предельный размер материальной помощи – 3-кратный оклад госслужащего.

Прекращение срочного служебного контракта с госслужащим не является основанием для выплаты выходного пособия.

При этом компенсация в размере 4-месячного оклада выплачивается в случаях, когда сотрудник освобождается от временной должности, на которую назначен в порядке ротации. Согласно п.5 ст. 35 закона №79-ФЗ, установленная сумма выплачивается при условии, что договор расторгнут на основании письменного отказа госслужащего от предложенной должности.

Шаг #5. Запись в трудовой книжке

Увольнение государственного служащего при выходе основного работника отражается в трудовой книжке следующей записью:

«Уволен(а) в связи с окончанием срочного служебного контракта на основании п. 3 ст. 35 закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О гражданской службе в РФ».

Кого коснется сокращение госслужащих в 2020 году в России: как пройдет сокращение чиновников-бюджетников

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

Читайте так же:  Смена налоговой инспекции при смене юридического адреса в 2020 году

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10% численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10%, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Выходное пособие госслужащему при увольнении

Право госслужащего на получение выходного пособия при увольнении зависит от оснований расторжения служебного контракта, а также локальных нормативных документов, определяющих особенности оплаты труда в госоргане. В статье разберем, при каких условиях выплачивается выходное пособие госслужащему при увольнении, а также рассмотрим пошаговую инструкцию расчета и выплаты пособия при прекращении служебного контракта с госслужащим.

Читайте так же:  Срок подачи промежуточного ликвидационного баланса в налоговую в 2020 году

Выходное пособие госслужащему при увольнении: размер, когда выплачивается

Порядок расчета и выплаты компенсаций при увольнении госслужащего регламентируются положениями закона №79-ФЗ «О госслужбе». Данный закон не содержит положений, касающихся права госслужащего на получение выходного пособия при увольнении, но при этом содержит условия, согласно которым государственный служащий вправе на получение компенсационных выплат при увольнении. Таким образом, можем сделать вывод, что компенсации госслужащим при увольнении являются аналогом выходных пособий, выплачиваемых сотрудникам в общем порядке согласно ТК РФ.

На основании закона №79-ФЗ, госслужащий вправе на получение компенсации при увольнении по одному из нижеследующих оснований:

№ п/п

Основание для увольнения госслужащего Особенности расторжения служебного контракта

Размер компенсации при увольнении

Пп. 8.1 п. 1 ст. 37 закона №79-ФЗ Призыв на военную службу Призыв госслужащего на военную службу либо его направление на альтернативную гражданскую службу является основанием для досрочного расторжения служебного контракта.

2-недельное месячное содержание

Пп. 8.2, 8.3 п. 1 ст. 37 закона №79-ФЗ Отказ от перевода В случае отказа госслужащего от перевода в другую местность, на другую должность, отказ от работы в связи с существенными изменениями условий служебного контракта, такой контракт считается расторгнутым.

2-недельное месячное содержание

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пп. 8 п. 1 ст. 33 закона №79-ФЗ

от перевода на другую должность, предложенную нанимателем по состоянием здоровья госслужащего, служебный контракт расторгается.

4-месячное денежное содержание

Подчеркнем, что нормы закона №79-ФЗ определяют выплаты при увольнении госслужащего в качестве компенсации, но не в качестве выходного пособия. В частности, п. 3.1 ст. 37 закона №79-ФЗ содержит требование о выплате компенсации в размере 4-месячного денежного довольствия при увольнении госслужащего в связи с ликвидацией госоргана или сокращением госдолжностей. При этом, согласно п. 3.1 ст. 37 закона №79-ФЗ, выходное пособие при увольнении по данным основаниям не выплачивается.

Расчет и выплата выходного пособия госслужащему при увольнении: пошаговая инструкция

Компенсация, выплачиваемая госслужащему при увольнении, рассчитывается на основании размера денежного содержания, действительного на момент расторжения служебного контракта.

Особенности расчета и выплаты компенсации государственному служащему при увольнении описаны ниже.

Шаг #1. Определение права госслужащего на компенсацию

На первом этапе представитель нанимателя (как правило, бухгалтер госоргана) определяет право госслужащего на получение компенсаций, в соответствие с основаниями для увольнения.

Перечень оснований служебного контракта, в соответствие с которыми госслужащему выплачивается пособия, описан в таблице выше.

Если госслужащий увольняется по общим основаниям, при которых согласно закону ФЗ-79 выплата компенсации не осуществляется, то в день расторжения служебного контракта наниматель выплачивает сотруднику:

  • зарплату за фактически отработанное время в текущем месяце;
  • компенсацию неиспользованного отпуска.

В частности, выплата компенсации не производится при увольнении по собственному желанию, по согласию сторон, при расторжении служебного контракта с связи с утратой доверия и прочими действиями сотрудника в части нарушения служебных обязанностей.

Шаг #2. Расчет компенсации госслужащему

При расчете выходного пособия и компенсационных выплат сотрудникам коммерческих фирм и производственных предприятий работодатель применяет нормы ТК РФ, в соответствие с которыми размер выплаты определяется на основании среднего заработка за расчетный период – 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения.

Расчет компенсации при увольнении госслужащего существенно отличается от описанного порядка. В отличии от расчета компенсации по ТК РФ, компенсационная выплата при расторжении служебного контракта рассчитывается на основании размера денежного содержания, действительного на дату увольнения.

При определении размера денежного содержания госслужащего наниматель учитывает:

  • оклад;
  • надбавку за выслугу, классность;
  • доплату за условия труда, ненормированный рабочий день, т.п.;
  • премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Формула для расчета компенсации увольняемому госслужащему имеет следующий вид:

Компенсациягосслужащему = ДенежСодерж * Коэфф,

где ДенежСодерж – размер денежного содержания, действительный на дату расторжения служебного контракта;
Коэфф – коэффициент, применяемый при расчете компенсации в зависимости от оснований увольнения.

Показатель коэффициента при расчете компенсации при увольнении госслужащего устанавливается в следующем порядке:

  • Коэфф = 4 – увольнение в связи с ликвидацией госоргана, сокращением, отказом от перевода по состоянию здоровья, отсутствием на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью в течение более 4-х месяцев подряд;
  • Коэфф = 0,5 – расторжение служебного контракта в связи с призывом на военную службу либо на основании отказа в переводе в другую местность, на другую должность при существенных изменениях условий контракта.

Шаг #3. Выплата зарплаты и компенсации при увольнении госслужащего

Выплата компенсации при увольнении госслужащего производится не позже дня расторжения служебного контракта.

Помимо выплаты компенсации, наниматель в день увольнения обязан:

  • выплатить госслужащему зарплату за отработанное время и компенсацию неиспользованного отпуска;
  • выдать сотруднику трудовую книжку с отраженной в документе записью об увольнении.

Рассмотрим пример. 10.10.2020 года госслужащий Курочкин уволен в связи с упразднением госоргана.

Размер денежного содержания Курочкина состоит из:

  • оклада – 19.020 руб.;
  • надбавки за выслугу лет – 4.220 руб.;
  • доплаты за ненормированный рабочий день – 3.060 руб.

В октябре 2020 года – 23 рабочих дня, из которых Курочкин отработал 8 дней (с 01.10.2020 по 10.10.2020 включительно).

На момент увольнения за Курочкиным числится 2 дня неиспользованного отпуска, за которые наниматель обязан выплатить сотруднику компенсацию согласно среднедневному размеру денежного довольствия – 933 руб.

Также Курочкину положена компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в связи с увольнением по ликвидации госоргана.

Рассчитаем выплаты Курочкину в день увольнения:

  1. Зарплата
    (19.020 руб. + 4.220 руб. + 3.060 руб.) / 23 дня * 8 дней = 9.147,83 руб.
  2. Компенсация отпуска
    933 руб. * 2 дня = 1.866 руб.
  3. Компенсация при увольнении в связи с ликвидацией госоргана
    (19.020 руб. + 4.220 руб. + 3.060 руб.) * 4 = 105.200 руб.

Общий размер выплат Курочкину в день увольнения составил 116.213,83 руб. (9.147,83 руб. + 1.866 руб. + 105.200 руб.)

Основания увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here