Основания для закрытия исполнительного производства судебным приставом в 2020 году

Самое важное в статье: "Основания для закрытия исполнительного производства судебным приставом в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

С 1 января 2020 года участников исполнительного производства с их согласия будут оповещать по SMS

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Кроме того, предусмотрена возможность направления извещений в единый личный кабинет на портале госуслуг. Содержание СМС-извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет на портале госуслуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ. Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 43 настоящего Федерального закона

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ пункт 3 части 2 статьи 43 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 2 статьи 43 дополнена пунктом 7

7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 2 статьи 43 дополнена пунктом 8

8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 9 с 25 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 321-ФЗ

9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 10 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 11 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 12 с 17 марта 2019 г. — Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

12) прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ статья 43 дополнена частью 3

3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Окончание и Прекращение исполнительного производства

Нередко стороны исполнительного производства путают понятия его прекращения и окончания. Хотелось бы разъяснить различие данных понятий, правовую природу, последствия и случаи их наступления.

Исполнительное производство может быть прекращено либо судом, либо судебным приставом.

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2.Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

Читайте так же:  Увольнение при сокращении должности по инициативе работодателя в 2020 году

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Последствия прекращения исполнительного производства:

1. В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.

2. Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

3. Если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

4. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

5. Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Исполнительное производство может быть окончено судебным приставом, в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

6) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

7) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

8) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта.

В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

На заметку должникам: если в отношении Вас было возбуждено исполнительное производство, и оно было окончено, с Вас незамедлительно должны снять все ограничения, аресты счетов, имущества, если таковые имелись. В случае если у Вас возникли проблемы со снятием ограничений, обращайтесь в Бюро «Юрдикт» . Мы оперативно и в короткие сроки поможем разрешить Вашу проблему.

Читайте так же:  Расторжение трудового договора по соглашению сторон компенсация в 2020 году

Приставы окончили производство из-за отсутствия у должника имущества, что делать?

Одним из самых популярных оснований для окончания исполнительного производства, пожалуй, является именно отсутствие у должника имущества, на которое можно обратить взыскание. Это основание используется судебными приставами очень часто и становится удобным способом для сворачивания многих кажущихся безнадежными исполнительных производств. Сайт Odolgah.com подготовил несколько полезных советов для тех взыскателей, кто столкнулся с окончанием исполнительного производства из-за отсутствия у должника имущества.

Каким законом предусмотрено право приставов окончить производство за отсутствием имущества у должника?

Возможность окончить исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества предусмотрена пп.4) п.1 ст.46 и пп.3) п.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

При каких условиях приставы могут окончить исполнительное производство за отсутствием имущества?

  • взыскание по исполнительному листу не производилось или производилось лишь частично;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
  • судебный пристав принял все допустимые законом меры по отысканию имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • все принятые судебным приставом меры оказались безрезультатными;
  • акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, должен быть утвержден старшим судебным приставом или его заместителем.

Все эти условия должны быть в совокупности. Если какое-то из них отсутствует, судебный пристав не может окончить исполнительное производство по данному основанию, то есть вы можете обжаловать его постановление.

Как я могу узнать, что приставы закрыли мое производство?

  1. Приставы пришлют вам почтой постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении исполнительного документа взыскателю, акт о наличии обстоятельств для возвращения исполнительного листа и сам исполнительный лист с отметкой о частичном исполнении.
  2. Если вы ничего не получали по почте, но от приставов уже давно нет никаких известий, вы можете проверить статус своего исполнительного производства по номеру на сайте ФССП (или поискать его по ФИО должника там же). В случае окончания исполнительного производства по данному или какому-то другому основанию вы увидите в таблице ссылку на пп.4) п.1 ст.46.
  3. Также получить информацию о статусе исполнительного производства можно по телефону вашего судебного пристава-исполнителя / отдела судебных приставов или на личном приеме.

Что делать, если приставы окончили производство из-за отсутствия имущества у должника?

  1. Получить постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного листа. В таком случае нередко приходится прикладывать некоторые усилия для розыска своего исполнительного листа. Дело в том, что судебные приставы могут отправить лист простым письмом (без уведомления), которое может потеряться в пути, или выслать лист на адрес суда. Если вам не удалось найти исполнительный лист ни у самих приставов, ни на почте, ни в суде, тогда остается только один вариант: запрашивать его дубликат.
  2. Проверить наличие всех оснований для окончания исполнительного производства. В силу ряда объективных и субъективных причин судебные приставы склонны использовать это основание для скорейшего избавления от «глухарей» — производств, по которым стандартные способы не позволяют взыскать деньги, или должник является «хроническим». По этой причине не исключены ситуации, когда приставы оканчивают такие производства чисто формально. Вам нужно ознакомиться с материалами исполнительного производства (у вас есть такое право по п.1 ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве»), проверить исполнение всех своих ходатайств и предусмотренных законом мер принудительного исполнения, а также поступление ответов на запросы о наличии имущества.
  3. Обжаловать постановление об окончании исполнительного производства — если материалами ИП не подтверждаются все необходимые основания для возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с отсутствием имущества у должника. Подать жалобу вы можете вышестоящему судебному приставу (начальнику отдела судебных приставов) или сразу в суд. Помните, что жалоба должна быть подана в течение 10 дней с даты вынесения постановления (или его получения, если вас не извещали о планах по вынесению такого постановления).
  4. Разыскивать имущество должника. Получение новой информации о должнике и его источниках дохода (например, смене места работы, получении наследства, выигрыша, продаже квартиры и пр.) позволит вам претендовать на скорейшее возбуждение исполнительного производства.
  5. Предъявлять исполнительный лист на исполнение повторно. По общему правилу это возможно через 6 месяцев после того, как было вынесено постановление об окончании исполнительного производства. В случае обнаружения нового имущества вы можете предъявить исполнительный лист снова в любой момент, не дожидаясь истечения 6 месяцев. В заявлении о возбуждении исполнительного производства надо будет указать новые данные об имущественном положении должника.

Учтите, что повторно исполнительный лист можно предъявить к исполнению в пределах общего 3-летнего срока с даты вступления судебного акта в законную силу. Этот срок прерывается, когда вы предъявляете исполнительный лист к исполнению, или когда должник частично производит по нему исполнение. После перерыва срок начинает течь заново, без учета уже истекшей части 3-летнего срока.

Чем плохо окончание исполнительного производства по этому основанию?

  • Отмена арестов и запретов. Оканчивая ИП в связи с отсутствием у должника имущества, судебный пристав должен будет отменить все установленные для должника ограничения (в т.ч. на выезд из РФ, лишение водительских прав, аресты и запреты регистрационных действий). Если должника уже успели объявить в розыск, розыск также отменяется. В отсутствие запретов должник сможет увести все то имущество, которое у него есть и которое не смогли найти приставы.

Лайфхак:
отмена арестов и запретов по п.4 ст. 47 ФЗ об исполнительном производстве не распространяется на производства по обеспечительным мерам. То есть очень полезно будет обратиться в суд за наложением обеспечительных мер (например, в виде ареста имущества) еще до возбуждения исполнительного производства. Инструкцию по принятию обеспечительных мер можно найти тут.

  • Потеря времени. Чаще всего вы можете предъявить повторно исполнительный лист лишь через полгода. За время ожидания у должника могут появиться новые кредиторы, с которыми придется делиться взысканными суммами. Судебным приставам придется заново накладывать аресты и запреты, рассылать в банки постановления об обращении взыскания на счета. То есть фактически получение вами денег с должника отложится на неопределенный срок. В случае обжалования постановления пристава, даже если оно окажется успешным, вы потеряете время, силы и деньги на составление жалоб, участие в суде, привлечение юриста.
Читайте так же:  Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре в 2020 году

Очевидно, что по возможности надо избегать окончания исполнительного производства по пп.4) п.1 ст.46 ФЗ об исполнительном производстве.

Могу ли я как-то помешать приставам закрыть мое производство за отсутствием имущества у должника?

Да, но для этого вам придется быть достаточно активным взыскателем. Нужно постоянно напоминать о себе судебному приставу, регулярно писать ходатайства о совершении исполнительных действий (постоянно просить что-то новое), подавать жалобы на бездействие пристава, если он вовремя не исполняет такие ходатайства. Будет здорово, если вы попробуете своими силами поискать любую информацию об имуществе своего должника, и будете оперативно передавать ее судебным приставам. В таком случае есть шанс, что пристава напугает перспектива обжалования постановления, и он не прибегнет к данному способу окончания исполнительного производства.

Реформа ФССП – принят новый закон о статусе судебных приставов с 1 января 2020 года

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

На основании чего пристав может закрыть исполнительное производство?

Ирина, Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства

[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 5] [Статья 46]

1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:

Читайте так же:  Разъяснение апелляционного определения суда по гражданскому делу в 2020 году

1) по заявлению взыскателя;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.

7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

4. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

5. В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

Реформа ФССП в 2020 году

Государственная служба судебных приставов, являющаяся подразделением федерального уровня, многими гражданами воспринимается негативно. При этом они забывают, что приставы не только обращаются к долгам по кредитам, но и помогают матерям получить алименты и даже частным лицам по суду вернуть собственное имущество. Только многие не знают, что это довольно неблагодарная и трудная работа не всегда достойно оплачивается. Реформа ФССП в 2020 году планирует немного модернизировать в лучшую сторону саму деятельность службы, вероятно, как-то это будет связано и с заработной платой.

Текущая ситуация в работе судебных приставов

Если изучить последние новости, касающиеся системы взыскания задолженностей, то можно заметить постоянное наличие изменений различного плана. Работа приставов сложная, временами опасная, влияющая на психоэмоциональное состояние, требующая выдержки и определенного склада ума, в частности при сохранении человеческих чувств сотрудник должен минимизировать жалость к лицам, у которых изымается то или иное имущество.

Многие лица не выдерживают эмоциональной нагрузки, покидая работу пристава спустя короткое время. В ФССП зарегистрирована максимальный уровень текучки кадров. При этом нельзя сказать, что жалование сотрудников ведомства сильно скромное даже на периферии, хотя и большим доход назвать сложно.

Средний доход приставов в 2019 году был задекларирован до 50 т.р. При этом традиционно наблюдаются реальные перекосы от 25-30 т.р. реальной зарплаты в одном регионе до 70-90 в другом. Поэтому средняя зарплата приставов является неинформативной, т.к. разница в величине жалования может достигать 4-кратного размера.

Наиболее странным в деятельности приставов является многолетнее отсутствие полноценного юридического статуса сотрудников ФССП. По факту судебные приставы (СП) не относятся к стандартным госслужащим в духе чиновников — последние не имеют права применять силу и не носят оружия. При этом приставы не являются полицейскими или военнослужащими. Сейчас решено ситуацию поменять, хотя пока это лишь предположения о том, что ждет приставов.

Наиболее весомые изменения в работе приставов

Первое, что собираются сделать власти — СП получат свою систему назначения званий. По факту они уже не будут относится к гражданским работникам. Отдельно подчеркнут и особую значимость таких сотрудников. В частности те, кто уже будет иметь звание майора в ФССП, автоматически лишится права получать двойное гражданство. В случае такой необходимости, сотруднику придется покинуть службу приставов.

Также весомым станет факт общего расширения полномочий. Их станет немного меньше, чем у действующих полицейских. Помимо прочего, сотрудников ведомства могут в любое время проверить на содержание наркотических веществ в организме, а также СП станут тестировать на наличие заболевания «алкоголизм». Следовательно, наличие проблем со спиртным или с наркотическими веществами приведет к необходимости лечения и отстранения от выполнения рабочих обязанностей.

К этим анализам добавят и дактилоскопию. Все сотрудники ФССП будут обязаны оставить отпечатки своих пальцев в базе МВД. Это лишь часть того, что будут вынуждены сделать судебные приставы в 2020 году. Законопроект могут доработать в любой момент, возлагая на СП дополнительные обязанности, хотя в планах властей компенсировать повышение нагрузки материально.

Читайте так же:  Предоставление информации управляющей компанией собственникам жилья в 2020 году

Ожидаемый средний размер заработных плат и пенсий в ФССП

Созданный законопроект первым делом подразумевает изменение системы оплаты труда судебных приставов. В 2020 году предполагается увеличение дохода почти на 10 т.р. Средние значения 2019 года в 49 тысяч рублей в ближайшее время собираются увеличить до 58,1.

При этом цена вопроса уже озвучена — на увеличение размера оклада во всей системе судебных приставов казна планирует выделить 6,2 миллиарда рублей. Пока не ясны нюансы распределения средств в процентах, т.к. помимо оклада у СП есть и выплаты другого характера. Согласно предполагаемой реформе, теперь на итоговый оклад будет влиять и доплата за звание.

Стоит знать! Новшества в системе начисления жалования в ФССП подразумевают своего рода штрафные санкции. Если в результате неправомерных или иных действий приставов гражданин подаст иск о предоставлении компенсации и выиграет суд, то конкретное лицо, изымавшее имущество и т.д. у этого человека, будет нести материальную ответственность. Впрочем, пока точные максимальные размеры компенсаций в пользу государства от СП неизвестны.

Отдельно стоит отметить вопрос пенсионного обеспечения и новшеств в этой области. Владимир Груздев высказался о планах властей сделать для приставов 20-летнюю выслугу лет, действующую у военных. Следовательно, это повысит престиж профессии, привлекая в службу более качественные кадры. При этом офицерам запаса изначально будут предложены более выгодные условия — имеющееся воинское звание при начале работы в ФССП станет на шаг выше, но в зависимости от занимаемой должности. Этот момент выгоден тем, что планируемая доплата за звание положительно повлияет на итоговый размер жалований.

В будущем такая ситуация качественно скажется на размере пенсии. С учетом досрочного выхода на отдых, плюсов такой работы становится еще больше. Хотя есть уже намеки на дополнительные правила формирования стимулирующих выплат, не способные в будущем повлиять на размер пенсии. Это своего рода вспомогательный бонус в виде потенциальной премии. Только необходимо учесть, что это лишь предложения, еще не утвержденные на законодательном уровне.

Суть их понятна любому человеку:

  1. Необходимо создать новую систему премирования сотрудников по их персональным рабочим достижениям.
  2. Следует создать специализированный вспомогательный фонд стимулирующих выплат, основанный на средствах, положенных за проведение исполнительных работ в процессе взыскания долга.
  3. Разработать систему повышения процентного отношения начислений, положенных от исполнительского сбора.
  4. Формирование более четкой и понятной системы принудительного взыскания задолженностей и ареста дебетовых счетов.

На основании таких разработок повышение зарплаты приставов может пройти абсолютно безболезненно для бюджета страны. Хотя, как было сказано выше, пока закон подобного рода не принят. К тому же есть и иные предложения по внедрению новшеств в систему взысканий.

Предложения руководителя ФССП и нюансы госпрограммы «Юстиция»

Господин Аристов уже неоднократно высказывался о необходимости экстренных изменений в системы работы судебных приставов. Пугающий уровень текучки кадров является «громким звонком» грядущих проблем. Дмитрий Аристов прямо заявляет, что ситуация критична, изменения необходимо вносить в ближайшее время. Дефицит квалифицированных кадров не позволяет ведомству полноценно выполнять свою работу, но предложение о привлечение контрактных работников из частных агентств по возврату займов, пока не утверждено.

При этом согласно госпрограмме «Юстиция» в 2020 году ожидаются вполне конкретные изменения в ФССП:

  1. Создание и внедрение спецсистемы обучения СП в территориальных органах ведомства.
  2. Усиление мер по укомплектованию штата приставов, прямо взаимодействующих с судом.
  3. Разработка и внедрение электронной программы, контролирующей документооборот исполнительного производства.
  4. Создание и запуск программы электронного документа оборота между частью подразделений МВД РФ и ФССП в области получения постановлений, приказов и исполнительных бумаг.

Впрочем, наличие электронной системы документооборота во всероссийском масштабе пока условно. В 2020 году процесс начнет охватывать крупнейшие города страны, но будет реализовываться довольно медленно по причине необходимости больших материальных затрат. Только уже сейчас безо всякой системы понятно, что ужесточение работы СП заметно, особенно после рейдов по автомобильным дорогам.

Недавно в Краснодарском крае и других регионах были проведены исполнительные работы прямо на оживленных федеральных трассах. Эффективность рейдов оказалась ошеломляющей — с учетом предоставления права приставам изымать водительские удостоверения при наличии долгов по исполнительным листам более 10 т.р. желающих все выплатить оказалось очень много. Вероятно это новшество сподвигло власти на мысли об уменьшении штата региональных отделений службы приставов.

Оптимизация, эффективность работы и ожидаемые сокращения

Деление штата на категории — это нечто новое в ФССП, производимое во благо оптимизации рабочих процессов. Подразумевается, что 3 категории сотрудников будут работать эффективнее, если им точно определят границы их деятельности. Речь идет о группах дознавателей, стандартных приставов и СП по ОУПДС.

При этом, несмотря на имеющийся дефицит кадров, власти планируют организовать сокращения персонала с последующим распределением рабочих обязанностей на оставшихся сотрудников. Подразумевается, что в ряде регионов ведомство СП осуществляет деятельность неэффективно, имея большой штат друзей, знакомых и т.п., фактически не работающих, а лишь присутствующих на своих местах. Такая категория лиц первой пойдет под сокращение — будет оценена квалификация, эффективность работы, наличие жалоб от граждан и иные критерии.

При этом власти подчеркивают, что масштабы сокращений в разных регионах будет отличаться по численности в первую очередь по причине отсутствия у сотрудников профильного образования, хотя для эффективных работников с большим стажем сделают исключение. На руководящие же должности теперь будут требовать высшее юридическое или экономическое образование.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Реформа ФССП в 2020 году подразумевают множество различных новшеств, касающихся размера жалований, выслуги лет и даже появления званий. Зарплату хотя поднять, но и работать придется больше. Также кому-то стоит бояться и потери рабочего места, т.к. помимо увеличения доходов планируется оптимизация деятельности ведомства, ведущая к сокращениям.

Основания для закрытия исполнительного производства судебным приставом в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here