Оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей в 2020 году

Самое важное в статье: "Оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Статья 193. Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 61-ФЗ в статью 193 настоящего кодекса внесены изменения

Статья 193. Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг

Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога по отношению к должностному лицу или общественному работнику, примененная в целях прекращения служебной или общественной деятельности или изменения ее характера в интересах угрожающего, а равно такая же угроза по отношению к гражданину в связи с его участием в предупреждении, пресечении преступления или антиобщественного поступка, —

наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.

Нанесение легкого телесного повреждения, побоев или совершение иных насильственных действий в отношении должностного лица или общественного работника в связи с его служебной деятельностью или выполнением общественного долга, а равно гражданина в связи с его участием в предупреждении, пресечении преступления или антиобщественного поступка, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Должностных лиц предлагается наказывать за оскорбления, совершенные при исполнении служебных обязанностей

gstockstudio / Depositphotos.com

Сегодня депутат Александр Старовойтов внес в Госдуму законопроект, предусматривающий дополнение Уголовного кодекса новой статьей 286.2 «Оскорбление, совершенное должностным лицом».

Речь идет об оскорблении, совершенном должностным лицом при исполнении им своих служебных обязанностей, в отношении другого лица. За такое деяние планируется ввести уголовную ответственность в виде штрафа в размере 500-800 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до полугода.

Повышенные санкции (начиная от штрафа в сумме 1-2 млн руб. и заканчивая лишением свободы на срок до года) предусмотрены за то же деяние, совершенное в ходе публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или в СМИ. В случае одобрения инициативы, если преступление совершит лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно глава органа местного самоуправления, ему будут грозить штраф в размере 2-3 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Еще более суровые меры ответственности (лишение свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет) предлагается ввести за оскорбления, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, с причинением тяжких последствий.

Автор инициативы 1 считает несправедливым, что УК РФ предусматривает уголовную ответственность гражданина за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), но не содержит норм об ответственности должностных лиц за оскорбление гражданина. Парламентарий уверен, что предлагаемые им поправки позволят «уравнять» правовое положение субъектов публичной власти и граждан в части сбалансированного действия уголовной ответственности за оскорбительные высказывания, восстановив тем самым социальную справедливость.

Ответственность за оскорбление представителя власти

Каждый гражданин понимает, что безнаказанным оскорбление в адрес представителя власти или должностного лица, не останется. Если же такой инцидент произошёл по стечению обстоятельств и в силу несдержанности гражданина – он, как правило, рисует самые мрачные мысли. Поэтому всегда полезно быть проинформированным о возможных правовых последствиях того или иного поступка. С одной стороны – во избежание, с другой стороны – для определения оптимального выхода.

Неприязнь к представителям власти можно излагать исключительно в корректной форме, невзирая на степень вашего недовольства действиями того или иного лица. Даже если таковой нанёс вам вред, выраженный в наступивших серьёзных последствиях – выражаться неприлично в его адрес вы не имеете права.

Вы должны обжаловать его неправомерные действия в порядке, установленном законом, вплоть до судебного разбирательства. Но оскорблять его недопустимо.

Представитель власти – часть государственного механизма, управляющего государством. Это особая идеологическая сфера. Оскорбление должностного лица, соответственно, является оскорбление системы.

Этот момент вполне справедлив, если учесть, что установление специальной моральной и законодательной защиты может нанести вред должностному лицу, авторитет которого может подвергаться повсеместными непристойными выпадами, что будет чревато последствиями в виде нарушения системы управления в целом. Ответственность за оскорбление представителя власти предусмотрена статьей 319 УК РФ. Если субъект, подвергшийся оскорблению, является должностным лицом, а не представителем власти, за его оскорбление вменяется ответственность в силу статьей 130 УК РФ. Состав преступления Преступность деяния заключается в применении, выраженных в устной или письменной форме, неприличных или бранных выражений в адрес представителя власти (должностного лица). Даже в том случае, когда виновный высказал или выразил письменно правдивую информацию о пострадавшем, но она имела вид оскорбления – в таких действиях обнаруживается состав преступления. Смысл ответственности за это деяние определён тем, что кроме оскорбления личности, которое недопустимо ни при каких обстоятельствах, оно отягчается направленностью в адрес власти, которую представляет лицо.

Когда полицейский не при исполнении служебных обязанностей или на отдыхе, то его оскорбление по общим правилам будет рассматриваться в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ. Штраф за оскорбление сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей составляет от 1 до 3 тысяч рублей. Хотя в некоторых случаях, если оскорбление было нанесено в свете ранее исполняемых обязанностей, то есть в их контексте – оно может быть уголовным. Дифференциация должна производиться из того что является мотивом: противодействие системе порядка; личная неприязнь.

Непубличное оскорбление представителя власти при исполнении

Статья 319 УК РФ подразумевает уголовное преследование только за публичное оскорбление представителя власти. Есть ли состав преступления, если оскорбить представителя власти тет-а-тет, без третьих лиц? Следователь будет обязан доказывать «публичность» оскорбления путем поиска свидетелей, в глазах которых унижена личность потерпевшего, или деяние в общественном месте — это уже достаточно для возбуждения дела?

Читайте так же:  Права арендодателя по договору аренды транспортного средства в 2020 году

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Если нет публичности — нет и состава преступления, если ему наедине сказать, что он — сын говна (что чаще всего так оно и есть).

Статья закона подразумевает именно публичное оскорбление.

Публичными признаются такие оскорбления, которые сознательно осуществляются в присутствии граждан с целью нарушения нормальной деятельности сотрудников полиции или ущемления их авторитета, унижения чести и достоинства конкретного представителя правоохранительных органов.

Таким образом, факт оскорбления становится известным третьим лицам, и виновный это осознает.

Оскорбление может осуществляться не только в присутствии оскорбляемого, но и в его отсутствие.

При этом публичность, как обязательное условие, может выражаться не только в словесном высказывании оскорблений в обществе, но и в публикации информации в СМИ, на общедоступных ресурсах в Интернете, печатных изданиях.

Исходя из вышесказанного, следователю необходимо доказывать факт публичности и умысла со стороны обвиняемого лица.

За оскорбление милиционера можно получить штраф в 9 миллионов

— Легко отделалась, могла бы и больше получить, — комментируют пользователи байнета решение по делу блогера Лены Стоговой . Напомним, в суд на блогера подал прапорщик УВД метрополитена Игорь Дунько. На страницах своего блога девушка разместила его фотографию и текст «Кое-что о моей ментовской стране». В ней она высказала свои эмоции по поводу того, что ее приняли за пьяную и не пустили в метро.

Прапорщик, фотографию которого опубликовала Стогова, посчитал себя оскорбленным. В итоге девушку оштрафовали на 3,6 миллиона. При этом статья предусматривает максимальное наказание в 50 базовых величин, а это девять миллионов рублей.

Это не первое громкое дело по оскорблению сотрудников милиции. К примеру, в прошлом году за оскорбительные материалы про милиционеров уголовное дело возбудили в отношении блогера Олега Желнова . На своем сайте он негативно отзывался о милиционерах. Что и послужило возбуждению уголовного дела по статье 369 «Оскорбление представителя власти» ему максимально может грозить до трех лет лишения свободы.

Штраф почти в тысячу долларов два года назад получил белорусский драматург Андрей Карелин . Мужчина оставил нелестный комментарий сотрудникам милиции, с которыми он столкнулся. Потерпевшими тогда суд признал сотрудников РУВД Фрунзенского района. Драматурга судили по двум статьям Административного кодекса: по статье 9.3 «Оскорбление» и по статье 23.5 «Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий». Деньги на штраф ему собирали тогда всем миром.

Два миллиона рублей за оскорбление заплатил и житель Полоцка . После приезда к нему милиции, он снял ролик-пародию на действия сотрудников РОВД . В нем спорили трое мужчин, один из которых переодет в милицейскую форму. В какой-то момент один из спорящих нецензурно ругается в адрес милиционера. Действия мужчины отнесли к статье 23.5 КоАП РБ, а также к статье 369 Уголовного кодекса «Оскорбление представителя власти».

КОМПЕТЕНТНО

— Дела по оскорблениям — это дела частного обвинения. Поэтому, если вас оскорбили, нужно обращаться в суд, — рассказал « КП » старший помощник прокурора Минска Сергей Балашев. — Оскорбление может подпадать, как под административную, так и под уголовную ответственность. Правда, тут есть нюансы. К примеру, на первый раз человека привлекли за оскорбление к административной ответственности. Но если в течение года оскорбление повторилось, то это уже наступает уголовная ответственность. Если оскорбление нанесли в публичном выступлении или в СМИ, то уголовное дело может быть сразу возбуждено. Также гражданин имеет право требовать извинения и возмещения причиненного морального вреда.

В Беларуси существует отдельная ответственность за оскорбление представителя власти (это статья 369 Уголовного кодекса). Максимальное наказание по ней — лишение свободы на срок до трех лет.

ОТКЛИКИ С САЙТА KP.BY

white_aster:

А я вчера почитала ее блог. Понравился, кстати. Интересные посты про Минск, не ожидала даже, фото вообще отличные. Самооценка у девушки, конечно завышенная, но это лучше, чем заниженная. Так что 3,6 миллиона за пиар — недорого, я считаю.

ПухЪ:

Адвокат Стоговой привел убедительные доводы в пользу подзащитной. А на чем основано решение суда? Если посмотреть на видео, то не видно, что девушка была выпившей. К тому же освидетельствование проведено не было. Да и что, собственно, могла сделать плохого эта девушка? Не верю, что от нее пахло.

Гость №5966:

Я — за решение суда. В следующий раз блогерша подумает, что писать и как. И желательно без оскорблений. Страна ей не нравится — пусть уезжает в Канаду .

Гость №9209:

Даже представить не могу такую ситуацию. Страж закона, взрослый мужчина приходит в суд и жалуется, что его в интернете девчонка обозвала? О, времена, о, нравы!

Валентин Лепешев:

Нет закона, запрещающего фотографировать! Я изучил Гражданский, Уголовный и Административный кодексы, именно по вольной фотографии. А вот девушка пусть зайдет и запишет в книгу замечаний в метро, что ее не пропустили трезвую.

Еще больше материалов по теме: «Минск: новости»

Оскорбление представителя власти по ст. 319 УК РФ: термины и специфика

Далеко не всем людям подвластно искусство цивилизованного общения. Во многих случаях люди оказываются не в состоянии справиться с эмоциями или просто подобрать аргументы. И тогда переходят на оскорбления.

Относительно недавно было неважно, на кого именно направлялось такое деяние: за оскорбление любого человека могла наступить уголовная ответственность. Сейчас УК наказывает только в тех случаях, когда потерпевшим становится представитель власти.

Особенности злодеяния

Этому преступлению посвящается 319-я статья Уголовного кодекса. Она даже не делится на части, однако для полного понимания смысла придётся вникнуть в некоторые тонкости.

О понятии оскорбления должностного лица на рабочем месте и представителя власти при исполнении расскажут статьи УК РФ и следующий раздел.

О том, как выглядит оскорбление представителя власти, вы можете судить по следующему видео:

Понятие и правовая характеристика

319-я статья не раскрывает смысла слова «оскорбление». Для толкования необходимо прочесть статью 5.61 КоАП.

Таким способом можно узнать: унижение чести и достоинства плюс неприличная форма этого поступка в сумме и дают оскорбление. А что следует считать неприличной формой? По сути, всё, что не соответствует правилам приличия, которые приняты в обществе.

Читайте так же:  Размер госпошлины при подаче иска неимущественного характера в 2020 году

Однако 319-я статья носит специфический характер. Ведь речь идёт о преступлении в отношении не любого гражданина, а представителя власти. Общественная опасность состоит в:

  • посягательстве на нормальную работу тех или иных органов власти;
  • подрыве авторитета таких организаций;
  • унижении достоинства и/или чести представителей определённой категории людей.

Про состав, мотив преступления при оскорблении представителя власти расскажем ниже.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Продолжим рассматривать специфику преступления.

  • Объективную сторону оскорбления представителя власти составляет, собственно, оскорбление.
  • Потенциальный субъект оскорбления представителя власти является лицо старше шестнадцати лет и вменяемое.
  • Умысел может быть только прямым, в этом субъективная сторона.

Ещё один особенный момент. Потерпевший в момент преступления должен исполнять непосредственные обязанности. Вариант – оскорбление должно быть как-то связано с указанными обязанностями.

Виды нарушений

Какой-либо конкретики по этому поводу в 319-й статье или комментариях нет. Важна лишь публичность злодеяния. Это предполагает некую аудиторию – слушателей, читателей. Публичное оскорбление представителя власти может содержаться в тексте листовки, заметки в СМИ, в устной речи (повседневной, на митинге).

Что именно скажет, сделает преступник, не важно. В этом плане не существует никакого словаря, перечня жестов. Преступление считается оконченным, как только произойдёт некое оскорбление.

Далее будет рассмотрена методика расследования оскорбления представителя власти.

Методика расследования

Чаще всего старт следственным действиям даёт заявление оскорблённого человека. Это может быть (в том числе) рапорт потерпевшего собственному начальству. Также не исключается, что оскорбитель явится с повинной.

Необходимо изучение всех материалов, которые позволяют конкретизировать состоявшееся злодеяние, правильно квалифицировать его. Это могут быть записи официальных и любительских видео, материалы СМИ.

Если оскорбление было сделано устно и/или при помощи жестов, особенно необходимо как можно более достоверно воссоздать события. Только в этом случае следователь сможет оценить происшедшее с правоохранительной точки зрения. Уголовное дело возбуждают, когда для этого наберётся достаточно веских оснований.

Акт о таком преступлении

Какой-то специальной, утверждённой чьим-то приказом формы, образца акта об оскорблении должностного лица не существует. Для подобных ситуаций можно использовать универсальный план. Вот сведения, которые должны быть в акте:

  • место, время, основные обстоятельства злодеяния;
  • кто преступник (подозреваемый);
  • какие именно действия – оскорбительные.

Затем необходимо изложить просьбу о привлечении виновных. О том, предусматривает ли уголовную ответственность оскорбление представителя власти и должностного лица при исполнении, расскажет следующий раздел.

Наказание и ответственность

319-я статья предполагает три карательных меры:

В первом случае речь идёт о сумме в 40 тысяч рублей или меньше, либо о доходе за срок в пределах трёх месяцев. Второе и третье наказания могут быть назначены максимум на 360 часов или один год соответственно.

Об историях оскорбления представителя власти в судебной практики расскажет следующий раздел.

Судебная практика по ст. 319 УК РФ об оскорблении представителя власти

Пример 1. А. В. решил «отовариться» спиртным в магазине на АЗС. Будучи уже подшофе, поссорился с продавцом, тот вызвал полицию. Приехавшие двое полицейских в ответ на свои требования услышали матерную речь, на одного из полицейских А. В. набросился. Впрочем, серьёзного вреда здоровью нанести не успел.

Приговор вынесли сразу по двум статьям, 318-й и 319-й. В первом случае наказанием стало условное лишение свободы на полгода с годовым испытательным сроком, во втором – 5000 рублей штрафа.

2. Сразу четыре преступления в течение нескольких часов совершил Н. Н. Три из них – по 319-й статье УК. Одно – при задержании, два – уже в полицейском отделении. Четвёртое преступление было квалифицировано по 318-й статье. Н. Н. не только нецензурно обругал нескольких полицейских, но и буквально кидался на них.

Позднее Н. Н. раскаялся. Это несколько смягчило приговор, который мог быть довольно суровым из-за рецидивирующего характера преступления. За каждое из трёх однотипных преступлений были назначены исправительные работы сроком 8 месяцев. Четвёртое преступление решено было покарать лишением свободы. Более суровое наказание поглотило более мягкое. В итоге Н. Н., которого относительно недавно уже осудили условно, отправился в колонию строго режима на 2,5 года.

Сейчас Госдума занимается особым законопроектом. Он предполагает защищать от оскорбления не просто должностное лицо при исполнении служебных обязанностей, а Президента России. Подобный закон существовал в СССР, поэтому идея может быть воплощена достаточно скоро.

Следующий видеосюжет расскажет вам о еще одном случае из судебной практики по оскорблению органа власти:

БрестСИТИ. Новости

Главное за неделю

Прислать новость

Брестская область

Городские заметки

Рубрики новостей

Транспорт Бреста

Что посмотреть в Бресте?

Оскорбительные комментарии. Что делать?

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
21 апреля 2003 г. № 194-З, с изменениями

Статья 9.2. Клевета

Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 9.3. Оскорбление
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, —
влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Статья 9.22. Нарушение законодательства о языках
Публичное оскорбление, порочение государственных и других национальных языков, создание препятствий и ограничений в пользовании ими, проповедь вражды на языковой почве —
влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

Статья 23.5. Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий
Оскорбление должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 июля 1999 г. N 275-З, с изменениями

Статья 188. Клевета
1. Распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление, —
наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Статья 189. Оскорбление
1. Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету, —
наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, —
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Читайте так же:  Характеристика на медико педагогическую комиссию 3 класс в 2020 году

Статья 193. Организация либо руководство общественным объединением, религиозной организацией, посягающими на личность, права и обязанности граждан
1. Организация либо руководство политической партией, иным общественным объединением, религиозной организацией, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами, или с причинением им телесных повреждений, или с иными посягательствами на права, свободы и законные интересы граждан, или с воспрепятствованием исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же действия, связанные с организацией либо руководством политической партией, иным общественным объединением, религиозной организацией, указанными в части первой настоящей статьи, не прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 193.1. Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности
Организация деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации или приостановлении их деятельности, а равно организация деятельности либо участие в деятельности политической партии, иного общественного объединения, религиозной организации или фонда, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, —
наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них
1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления, —
наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 367. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь
1. Клевета в отношении Президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за клевету или оскорбление, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 368. Оскорбление Президента Республики Беларусь
1. Публичное оскорбление Президента Республики Беларусь —
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное лицом, ранее судимым за оскорбление или клевету, либо соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 369. Оскорбление представителя власти
Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, —
наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 369.1. Дискредитация Республики Беларусь
Предоставление иностранному государству, иностранной или международной организации заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь или ее органы власти (дискредитация Республики Беларусь), —
наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оскорбление сотрудника полиции при исполнении

Публичное грубое высказывание в адрес сотрудника полиции (оскорбление) в момент присутствия его на службе и исполнения обязанностей является уголовно наказуемым деянием.

Опасность этого правонарушения в том, что виновник посягает на деятельность органов власти, их авторитет, честь и достоинство полицейского. УК РФ предусматривает за это ответственность в статье 319-ой.

Состав и описание преступления

Под ответственность попадает лицо, которому на момент совершение преступления исполнилось 16 лет (субъект преступления). Как правило, нецензурные высказывания в адрес сотрудников полиции совершаются всегда с прямым умыслом, а основными мотивами являются обида, месть, нежелание выполнять законные требования полицейского и самое обычное хулиганство. В большинстве случаев лица, которые ведут себя грубо с полицией, находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, нередки ситуации, когда оскорбление стражей порядке происходит подростками, которые не отдают отчет своей дерзости.

  1. Объект преступления – авторитет органов госвласти или местной администрации. Дополнительный объект – честь и достоинство представителя власти (в описанном случае – сотрудника органов внутренних дел).
  2. Объективной стороной состава преступления является унижение чести и достоинства. При этом необходимым признаком объективной стороны является публичность совершения злодеяния.
  3. Состав преступления считается формальным. Преступление является оконченным в момент публичного произнесения виновным оскорбительных слов, независимо от наступления последствий деяния.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27
(Москва и регионы РФ)

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

При этом публичность, как обязательное условие, может выражаться не только в словесном высказывании оскорблений в обществе, но и в публикации недостоверной информации в СМИ, на общедоступных ресурсах в Интернете, печатных изданиях.

Читайте так же:  Страховое свидетельство по смешанному страхованию жизни выплата в 2020 году

Наказание за оскорбление сотрудника полиции по статье

Обратим внимание, что санкции ст. 319 УК РФ могут быть применены только при нанесении оскорбления в момент нахождения потерпевшего на службе, либо они имеют прямую связь с его деятельностью (к примеру, касаются проведения оперативных мероприятий по уголовному делу).

Когда оскорбление происходит в условиях, не связанных с работой (вне несения службы, на отдыхе или быту), то действия виновного будут квалифицированы по статье 130 УК РФ или подпадут под административную ответственность по 5.61 КоАП РФ и могут быть рассмотрены в гражданском порядке.

Внимание! Нужна защита? Задайте вопрос в форме, перейдите на страницу юридической помощи, переходите, сегодня бесплатно!

Согласно ст.319 Уголовного кодекса за оскорбление сотрудника полиции в публичном месте, в период нахождения его на службе, либо связанное с исполнением им должностных обязанностей, виновному лицу может быть назначен значительный штраф (до 40 тысяч рублей), либо из расчета из заработной платы за период до 3 месяцев, исправительные работы сроком до 1 года, либо обязательные работы — до 360 часов.

Оскорбление сотрудника ГИБДД

Любой из водителей транспортного средства, когда был остановлен сотрудниками Госавтоинспекции, хотя бы раз, но был не согласен с их действиями. Зачастую автолюбители не скупятся в эмоциях и не пытаются сдержать негативные порывы. Но лучше не забывать об уголовной ответственности, которая грозит за оскорбление работников ДПС, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Поэтому если Вы не согласны с их действиями, либо они вымогают взятку, лучше сообщить об этом по телефону службы ГИБДД и не пытаться спорить с представителями закона.

ВАЖНО: Недовольство, выраженное в корректной форме, например, словами «Вы некомпетентный сотрудник ГИБДД» не будет являться оскорблением.

Нужно осознавать, что при общении с сотрудниками полиции, необходимо вести себя корректно, спокойно и не допускать словесных выпадов в их адрес. Если даже кажется, что действия служителей правопорядка в отношении Вас неправомерны, необходимо позвонить по горячей линии МВД и оставить жалобу, можно обратиться непосредственно к вышестоящему начальству полицейского, а также в прокуратуру.

Кстати, по статистике, именно сотрудники ДПС чаще всего сталкиваются с выражением грубости в своей адрес.

Какие могут быть смягчающие и отягчающие обстоятельства?

Дела об оскорблениях полицейского при исполнении рассматриваются с учетом смягчающих обстоятельств, в качестве которых могут выступать следующие:

  1. нарушитель ранее не был замечен в привлечении по статье 319 УК РФ и других подобных административных противодеяниях;
  2. поведение нарушителя спровоцировано неквалифицированными действиями полицейского;
  3. оскорбления случилось после того, как полицейский превысил служебные полномочия.

Обращаем внимание! Возможен вариант избежать наказания — примириться с потерпевшей стороной. То есть вы можете попросить прощения у полицейского, и уголовное дело будет закрыто по договоренности обеих сторон.

Конечно, помимо смягчающих, суд также учитывает отягчающие обстоятельства. Например, таковым могут считаться высказывание оскорблений сотруднику полиции в алкогольном состоянии или с целью поразвлечься.

Какое наказание назначают за превышение должностных полномочий?

Должностное лицо, занимающее в системе трудовых и общественных отношений определённое место, выполняет соответствующие функции, являясь элементом государственной системы.

Когда все элементы работают согласованно – государственная машина движется в том направлении, которое ей задано системой управления.

Этот оптимальный режим деятельности общества будет оставаться утопией до тех пор, пока против государственной власти будут совершаться преступления.

Каждое преступление этой категории ставит под удар развитие общественных, политических и экономических отношений внутри государства, а также – с её внешними партнёрами.

Преступное превышение должностных полномочий связано с действиями должностного лица, которые не входят в круг его непосредственных обязанностей, но которые он, тем не менее, выполнил, что повлекло негативные последствия.

Должностные обязанности лица, которые он намеренно исказил, выполнил произвольно, с нарушением компетенции, квалификации и должностных инструкций, предусматривали определённый результат.

Виновный обязан был предусмотреть, что выполняемые им обязанности могут нанести существенный или иной вред, но проигнорировал это.

К негативным последствиям может быть отнесён как моральный, так и материальный ущерб, нанесённый отдельным лицам, группе лиц, предприятию или обществу.

От масштаба нанесённого ущерба будет, в определённой степени зависеть квалификация преступления.

В особом режиме рассматриваются преступления этой категории в том случае, когда они совершаются:

  • С применением насилия;
  • С незаконным удержанием;
  • В отношении несовершеннолетнего.
  • Преступление вменяется исключительно в соответствии с занимаемой должностью.

    Поэтому определение факта преступления основано на рассмотрении должностного статуса лица.

    Важную роль играют его должностные инструкции и функциональные обязанности. Если он проводил соответствующие действия в соответствии с вменяемыми обязанностями, состав данного преступления исключается.

    К категории виновных по этому преступлению не могут относиться простые рабочие, обслуживающий персонал и другие специалисты, которые не наделены специальными полномочиями.

    В случае нарушений, им вменяется уголовная ответственность по другим параметрам.

    Превышение должностных полномочий считается оконченным с момента наступления деструктивных последствий в отношении граждан или общественного благополучия.

    При этом данное преступление рассматривается отдельно от наступивших последствий, если они повлекли деяние, предусматривающее ответственность по другим статьям УК.

    Виды и формы

    Превышение должностных полномочий имеет два вида:

    1. Преступное действие, превышающее должностные полномочия;
    2. Преступное бездействие, совершаемое умышленно, в целях достижения целей, которых должностное лицо не имело права ставить.

    Кроме этого, превышение должностных полномочий различается по формам:

  • Должностное лицо совершает такие действия, которые входят в компетенцию другого должностного лица и ему не вменяются в соответствии с функциональными обязанностями;
  • Единолично принимает такие решения, которые имеют право быть принятыми, исключительно коллегиально;
  • Совершает действия, которые предусматриваются его функциональными обязанностями в крайних, исключительных случаях. Однако он совершает их, без наличия обозначенной необходимости;
  • Совершает действия, которые в принципе недопустимо совершать.
  • Уголовно-правовая характеристика преступления

    Преступление считается совершённым лишь в том случае, если при превышении должностных обязанностей, произошли последствия, нанёсшие соответствующий урон.

    В том случае, если превышения полномочий осуществились, например, при исполнении должностным лицом функций другого должностного лица – то ему могут вменить дисциплинарное взыскание, если это не повлекло каких-либо последствий.

    Кроме этого, преступные последствия, которые наступили в результате превышения должностным лицом, своих полномочий, необходимо логически связать.

    Без этой взаимосвязи, состав преступления определён не будет.

    Для определения уголовно-правовой характеристики преступления используются методы сравнительного анализа и синтеза с целью констатации фактов:

  • Входило ли совершённое действие в должностные обязанности лица;
  • Имел ли виновный статус должностного лица;
  • Действительно ли им было совершено деяние;
  • Стало ли совершённое деяние причиной наступивших тяжких (или иных) последствий, или последствия, наступили по другим, не связанным с деянием, причинам.
  • Криминалистическая характеристика

    Так как основой преступления является материальный состав, то криминалистическая экспертиза, в некоторых случаях, может носить характер правоустанавливающей базы при сборе доказательств, которые могут состоять из фактов нанесённого материальным объектам, ущерба.

    Читайте так же:  Признание договора займа незаключенным судебная практика банкротство в 2020 году

    Кроме этого, криминалистические характеристики важны в случаях насилия, которые совершались должностным лицом, а также – в случаях незаконного удержания.

    Представленные криминалистами улики могут сформировать более чёткую картину преступления и определить причинно-следственную связь между деянием должностного лица и причинённым этим деянием, непосредственным вредом.

    Состав преступления

    Преступление рассматривается в общем контексте преступлений, совершаемых против государственной власти.

    Государственная власть распределила должностные полномочия между ответственными лицами, с целью подведомственного контроля, за их исполнением.

    Нарушая установленный порядок, должностное лицо совершает преступное деяние, если оно повлекло деструктивные последствия.

    Объект преступления родовой – общественные отношения в интересах государственной власти.

    Объект преступления видовой — предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность:

    1. Государственных органов;
    2. Органов местного самоуправления;
    3. Государственных и муниципальных учреждений;
    4. Вооружённых сил РФ.

    Их деятельность регламентируется чётким номенклатурным производством, в соответствии с поставленными целями и задачами, имеющими приоритетное развитие для государственной власти.

    Они должны осуществляться на законной и справедливой основе, а её представители обязаны сверять все свои действия с интересами граждан и общества в целом.

    Субъект преступления (специальный) – должностное лицо, которое распространило незаконно свои полномочия за его пределы, что привело к нанесению вреда.

    Субъективная сторона определяется прямым умыслом и нежеланием предвидеть опасность совершаемого им, деяния.

    Доказательство превышения должностных полномочий

    Как доказать превышение должностных полномочий?

    В случае проведения следственных мероприятий, доказательством превышения должностных полномочий, будут, в первую очередь, считаться несоответствия действий должностного лица с его функциональными обязанностями.

    Доказать это можно при тщательном рассмотрении и изучении трудового договора или контракта, должностных инструкций и функциональных обязанностей.

    К доказательствам вреда, который произошёл по причине неправомерных действий должностного лица, могут относиться справки, счета о расходах, заключения независимой экспертизы.

    Доказательство причинно-следственной связи между действиями виновного и наступившими последствиями устанавливаются путём выстраивания цепочки действий: от деяния должностного лица – к нанесённому этим деянием, ущербу.

    К ним могут относиться как документальные подтверждения, так и свидетельские показания.

    Для того чтобы подать жалобу в прокуратуру, вам необходимо собрать только те документы, которые подтверждают наличие причинённого вреда.

    Неправомерность действий должностного лица, вы изложите в заявлении. Все остальные факты и соответствия – в компетенции прокурорского расследования.

    Скачать образец заявления (жалобы) о превышении должностных полномочий.

    Особенности квалификации

    Квалификация преступления зависит от тяжести наступивших последствий в результате деяния с превышением должностных полномочий.

    Квалифицирующими признаками в соответствии со 2 и 3 частями, считаются:

  • Деяния, совершённые лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ;
  • Деяния, совершённые главой местной администрации;
  • Насилие: удары, побои, нанесение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • Незаконное лишение свободы.
  • Отягчающим основанием будет применение предметов насилия: наручников, резиновых дубинок и других специальных средств.

    Кроме этого, к ним будут относиться угрозы, в том числе угроза расправой, с демонстрацией оружия.

    Последним квалифицирующим признаком будет являться:

    Каждый этап усиления квалификации преступления будет отягчаться, если жертвой преступления стал несовершеннолетний.

    Сегодня к руководителям детских садов, школ, специальных детских учреждений привлечено особо пристальное внимание.

    Превышение должностных полномочий в этой сфере вменяет серьёзную ответственность, при наступивших последствиях вреда для психического или соматического здоровья ребёнка.

    Отграничение от смежных составов преступления

    Данное преступление по составу очень близко преступному злоупотреблению должностными полномочиями, за которое вменяется ответственность в соответствии со ст. 285 УК РФ.

    Они идентичны в том, что в обоих случаях служебное положение используется незаконно. Тем не менее, в них просматривается существенное различие.

    Злоупотребление должностными обязанностями не предусматривает выхода за пределы функциональных обязанностей должностного лица, оно осуществляется в рамках предусмотренных полномочий, но искажает, гипертрофирует их функции, нарушает правомочность их применения.

    При злоупотреблении должностные полномочия не превышаются, но используются не по назначению.

    Рассмотрим примеры. Следователь в рабочее время проводит следственные мероприятия по своему личному вопросу, по просьбе друзей и т.п.

    При этом, используя своё служебное положение, он может допрашивать граждан или совершать иные незаконные действия. Но эти действия были бы законны в том случае, если бы он выполнял их в отношении служебного задания.

    Если следователь незаконно удерживает гражданина на основании собственных подозрений – он превышает свои полномочия, так как в данном случае подменяет функцию судьи, который имеет исключительное право на вынесение приговора о лишении свободы.

    Наказание за превышение служебных полномочий:

    В соответствии с частью 1:

    1. Штраф – до 80 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 6 месяцев;
    2. Право занимать определённые должностисроком до 5 лет;
    3. Арест на срок от 4 до 6 месяцев;
    4. Лишение свободысроком до 4 лет.

    В соответствии с частью 2:

    1. Штраф от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период от 1 года до 2 лет;
    2. Лишение свободы сроком до 7 лет, с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет.

    В соответствии с частью 3 – лишение свободы сроком от 3 до 10 лет, с лишением (или без) права занимать определённые должности на срок до 3 лет.

    Примеры из судебной практики

    Следователь отдела по борьбе с экономическими преступлениями задержал подозреваемого в мошенничестве, который нанёс одной из компаний, крупный материальный ущерб.

    На основании следственного материала, он заключил его в следственный изолятор, после чего передал материалы в суд.

    В течение судебного разбирательства, до момента вынесения судебного приговора, виновный находился в заключении в следственном изоляторе незаконно, в общей сложности в течение трёх месяцев.

    Капитан торгового судна РФ уличил одного из членов экипажа в краже. Он заключил его под арест и стал проводить дознание и следственные эксперименты.

    Он имел такие полномочия в условиях, которые исключали доступ к органам правосудия. Но судно неоднократно заходило в порты российских городов, где он обязан был передать виновного в соответствующие органы.

    В связи с длительным заключением в ненадлежащих условиях, здоровью матроса был нанесён значительный вред и он получил инвалидность.

    В заключение необходимо отметить, что должностные преступления против государственной власти отличаются несанкционированной деятельностью, с использованием служебного положения.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Должностное лицо проявляет преступную недальновидность, действуя вопреки организованной системе, которая движется в своём развитии благодаря слаженной деятельности.

    Оскорбление должностного лица при исполнении служебных обязанностей в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here