Ошибки при составлении протокола об административном правонарушении в 2020 году

Самое важное в статье: "Ошибки при составлении протокола об административном правонарушении в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Ошибки при составлении протокола об административном правонарушении в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Если протокол об административном правонарушении составлен неправильно.

Разъяснено, что уполномоченное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должно выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть устранена при рассмотрении дела, уполномоченное должностное лицо выносит определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. На устранение недостатков отводится не более 3 суток со дня поступления материалов.

Обращается внимание, что определение о возврате протокола об административном правонарушении выносится должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, независимо от того, должностным лицом какого налогового органа составлен протокол.

Публикации

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль.

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе. Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал.

Временной сбой

ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться:

— событие административного правонарушения,

— место и время совершения административного правонарушения.

«Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», — отмечает ВС.

При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому — на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут).

Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной.

Разъяснение прав

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 — при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», — указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», — отмечает ВС РФ.

Понятые и Конституция

Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», — подчеркивает судья.

Извещение правонарушителя

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился.

Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», — считает ВС РФ.

Читайте так же:  Увольнение в связи с закрытием обособленного подразделения в 2020 году

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение. В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.

lawor › Блог › Составление протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении (часть 1)

Водителям важно знать порядок составления сотрудником ГИБДД протокола об административном правонарушении. Эти знания могут быть полезны не только при возникновении необходимости оспорить неправомерные действия сотрудника ГИБДД, но и просто при желании водителя дать грамотное объяснение, заявить ходатайство, представить доказательства или реализовать иные свои законные права.

Чтобы разобраться в том, как сотрудник ГИБДД должен был правильно составлять протокол об административном правонарушении, мы обратимся к Административному регламенту МВД РФ от 02.03.09 года, №185 (далее – Регламент ГИБДД).

Порядок составления протокола об административном правонарушении в соответствии с Регламентом ГИБДД:

Во-первых, в пункте 109 Регламента ГИБДД указано, что основаниями для составления административного протокола ГИБДД будут следующие обстоятельства:

— мнение сотрудника ГИББД о том, что водитель совершил правонарушение, рассмотрение которого относиться к компетенции суда;

— несогласие автолюбителя с мнением сотрудника ГИБДД, что было совершено нарушение;

— несогласие автомобилиста с размером наказания, которое хочет назначить сотрудник ГИБДД (автолюбитель считает, что ему необходимо назначить более мягкое наказание);

— совершение деяния, которое сотрудник ГИБДД считает правонарушением, несовершеннолетним (до 16 лет) или военнослужащим.

Во-вторых, протокол об административном правонарушении может быть составлен инспектором в срок до двух суток. Такой длительный срок может быть связан с тем, что по делу необходимо дополнительно выяснить важные обстоятельства. При этом если будет проводиться административное расследование, то административный протокол ГИБДД может быть составлен через ещё более длительный срок (пункты 202, 203, 204 Регламента ГИБДД). Водитель может использовать данное время для защиты своих прав (например, реализовать любое из своих прав предусмотренное статьёй 25.1 КоАП РФ).

В-третьих, в протоколе об административном правонарушении должны быть отражены сведения, перечисленные в статье 28.2 КоАП и пункте 110 Регламента ГИБДД. Например, в нём должны быть указаны: место и дата составления протокола, подробные данные о сотруднике ГИБДД, сведения об автолюбителе и свидетелях и (или) потерпевших, время и место и событие нарушения (якобы совершенного), статья КоАП, пункт ПДД (другой законодательный акт), а также иные важные сведения.

Если сотрудник ДПС не указал в административном протоколе ГИБДД одно или несколько важных для дела обстоятельств, то производство по делу может быть прекращено. Такое распоряжение дал Верховный суд РФ в одном из своих постановлений. Отсутствие, каких сведений в административном протоколе может привести к прекращению дела можно уточнить в Коллегии автоюристов Самара. За профессиональной юридической помощью автолюбитель может обратиться уже с момента возбуждения дела об административном правонарушении (фактически – с момента остановки автомобиля).

В-четвёртых, как указано в пункте 111 Регламента ГИБДД, в протоколе об административном правонарушении обязательно должны быть указаны сведения о понятых (статья 24.4 КоАП РФ), если они принимали участие в составлении протоколов. При этом сотрудник ГИБДД обязан установить личность понятого (с помощью соответствующего официального документа) и указать сведения о личности понятого в соответствующем протоколе. Недопустимо указывать в протоколах сведения, о лицах которых реально не было или которые не принимали участия в процессуальных действиях а, не разобравшись в ситуации «подмахнули» всё, что им дали на подпись.

Также в пункте 111 Регламента ГИБДД указано, что понятым по делу может быть только незаинтересованное лицо. Если будет подтверждено, что у привлечённого понятого был какой-то «интерес» в деле, то все доказательства, полученные с участием такого (ущербного) понятого, по решению суда будут признаны полученными с нарушением закона. Самих понятых должно быть не меньше двух человек (привлечение одного понятого – нарушение).

В-пятых, пункт 112 Регламента ГИБДД обязывает сотрудника ГИБДД указывать в протоколе об административном правонарушении показания всех специальных технических средств. Помимо этого инспектор обязан указать в таком протоколе также наименование указанного технического средства и его номер. Неисполнение данного требования может породить обоснованные сомнения в том, что именно данное техническое средство (а не другое) применялось сотрудником ДПС. Использование в деле не поверенных, не проверенных, не сертифицированных, не разрешенных средств также может привести к прекращению дела.

В-шестых, в соответствии с пунктом 113 Регламента ГИБДД сотрудник ГИБДД обязан не только приобщить к протоколу все заявленные автолюбителем письменные ходатайства, но и немедленно рассмотреть их (в пределах своей компетенции). Если инспектор посчитает, что водитель заявил якобы необоснованное ходатайство, то он должен вынести письменное определение. При этом водитель имеет полное право отразить своё ходатайство о переводе дела уже в самом административном протоколе ГИБДД. Помимо этого права, у автолюбителя есть также ряд других прав, процедура реализации которых ранее уже подробно обсуждалась на страницах сайта Коллегии автоюристов Самара.

Вторую часть данной статьи можно прочитать, пройдя по данной ссылке (в стадии подготовки).

Рассматривать дело о правонарушении можно в день составления протокола

Рассматривать дело о правонарушении можно в день составления протокола. Это не влияет на права предпринимателя, в отношении которого составлен протокол.

Апелляционный суд установил нарушение требований части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, выразившееся в том, что постановление о привлечении предпринимателя к ответственности было вынесено в тот же день, что и протокол об административном правонарушении.

Суд пришел к выводу, что предпринимателя нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кассационная инстанция с выводами апелляционного суда не согласилась, указав, что действующий КоАП не содержит правовых норм, запрещающих рассматривать дело об административном правонарушении в день составления протокола об административном правонарушении. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.08.2007 г. N А52-63/2007)

Статья 28.2 КОАП РФ. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта вологодской области официальный сайт в 2020 году

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 28.2 КОАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

Читайте так же:  Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в 2020 году

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении ГИБДД

Автовладелец, привлеченный к ответственности за нарушение правил дорожного движения, вправе сделать обжалование протокола ГИБДД. Ведь инспектор Госавтоинспекции может допустить ошибку при установлении факта правонарушения и его последующем оформлении. Даже если водитель убежден в собственной правоте, ему лучше не конфликтовать с сотрудником ГАИ. Нужно дождаться составления надлежащего протокола. Наложение административного взыскания всегда можно оспорить, если автомобилист обоснованно сомневается в правомерности доводов работника ГИБДД.

Вправе ли водитель обжаловать протокол сотрудника ГАИ

Если возникла спорная ситуация, которая позволяет усомниться в справедливости аргументов работника ГИБДД, водитель вправе не согласиться с содержанием протокола. Официальную бумагу, на основании которой гражданину назначают штраф, можно оспорить.

Соответствующее право физлица регламентируется положениями статьи 30.1 КоАП. Автомобилист может правомерно обжаловать как протокол о нарушении ПДД, так и постановление, которое выносится на базе данного протокола.

Положениями статьи 28.2 КоАП регламентируется, что сотрудник Госавтоинспекции должен протоколировать административное правонарушение (нарушение ПДД), четко соблюдая следующие правила:

  1. Указываются ФИО инспектора, его должность, а также место и точное время оформления протокола.
  2. Фиксируются личные сведения и контакты виновного субъекта (водителя), потерпевших граждан, свидетелей.
  3. Четко обозначаются все статьи КоАП, нарушенные конкретным водителем.
  4. Гражданину, привлекаемому к надлежащей ответственности, разъясняются все его обязанности и права.
  5. Потерпевшим, свидетелям и самому водителю-нарушителю предоставляется возможность в письменном виде отразить собственное видение произошедших событий и выразить несогласие с доводами инспектора.
  6. Если запротоколированное нарушение правил дорожного движения стало причиной дорожно-транспортного происшествия (ДТП), к соответствующей бумаге следует приложить схему ДТП и записи видеорегистраторов (при наличии).
  7. Составленный документ обязательно подписывается сотрудником ГИБДД и водителем-нарушителем. Если водитель отказался подписать данную бумагу, в ней делается соответствующая отметка.
  8. Под расписку водителю-нарушителю предоставляется копия оформленной административной документации.
  9. Если водитель, привлекаемый к надлежащей ответственности, отсутствует, административный протокол может составляться без него. Однако водителю-нарушителю на протяжении 3 дней пересылается копия данной бумаги.

Если хотя бы одно из требований, перечисленных выше, было нарушено инспектором, это может стать основанием для обжалования соответствующего протокола через вышестоящее должностное лицо или орган судопроизводства. Если сотрудником ГАИ привлекались понятые, которые являлись заинтересованными лицами, данный факт также следует запротоколировать.

Кто может оспорить протокол работника ГАИ

Такая возможность имеется у следующих субъектов:

  • водитель, который привлекается к надлежащей ответственности за нарушения;
  • уполномоченный представитель (защитник) автомобилиста-нарушителя;
  • потерпевший гражданин (если он присутствует в рассматриваемом деле);
  • уполномоченный представитель потерпевшего гражданина.

Порядок обжалования протокола

Сначала нужно определиться с конкретными причинами, позволяющими оспорить протокол. Гражданин-заявитель может обоснованно ссылаться на серьезные нарушения, допущенные работником ГАИ в процессе оформления происшествия, или, как вариант, предоставить подтверждения собственной невиновности. Такими доказательствами могут являться видеозапись событий, а также свидетельские показания.

Далее необходимо следовать такому порядку:

  1. Составляется письменная жалоба, формируется пакет необходимых бумаг (документальных приложений), достигаются договоренности со свидетелями (если они имеются).
  2. Жалоба направляется вышестоящему руководству Госавтоинспекции в порядке досудебного обжалования.
  3. Если обращение к вышестоящему руководству ГИБДД не дало желаемого результата, водитель-нарушитель вправе пожаловаться в суд.
  4. Жалоба рассматривается по существу, выносится вердикт, при необходимости подается апелляция.

Как оформляется жалоба

Порядок обжалования протокола ГИБДД подразумевает оформление водителем соответствующей жалобы, содержащей следующие сведения:

  1. Вводный раздел. Указываются название инстанции, к которой обращается заявитель, а также ФИО и адрес проживания самого заявителя.
  2. Описательный раздел. Кратко излагаются обстоятельства происшествия. Указываются данные инспектора (ФИО, должность), а также сведения о составленном протоколе (время заполнения, дата оформления, номер). Отдельно приводятся статьи КоАП, вменяемые водителю-нарушителю.
  3. Мотивировочный раздел. Здесь заявитель выражает несогласие с доводами и действиями работника Госавтоинспекции. Приводятся надлежащие аргументы (нарушения при оформлении происшествия, нарушенные требования и акты, имеющиеся доказательства, свидетели, ходатайство о приглашении свидетелей в суд, запрос на проведение экспертизы, иные аргументы и подтверждения).
  4. Заключительный раздел. Формулируются конкретные требования к инстанции, рассматривающей направленную жалобу. Это могут быть уменьшение размера назначенного штрафа, аннулирование протокола, отмена вынесенного постановления, замена одного наказания на другое.
  5. Документальные приложения. Нужно предоставить копии гражданского паспорта физлица-заявителя и протокола ГИБДД.
Читайте так же:  Расторжение договора гпх по инициативе работодателя образец в 2020 году

Срок обжалования

Срок обжалования процессуальных действий работника Госавтоинспекции – 10 (десять) дней, отсчитываемых со дня получения водителем постановления о факте административного правонарушения, что регламентируется пунктом 1 статьи 30.3 КоАП.

Куда подается жалоба

Если водитель считает, что протокол о нарушении ПДД составлен работником ГАИ неправомерно, он вправе оспорить этот документ, действуя следующим образом:

  1. Обращение к инспектору ГИБДД, представляющему группу, ответственную за выполнение административного законодательства. Такой вариант считается целесообразным, если речь идет, например, о несогласии водителя-нарушителя с суммой назначенного штрафа.
  2. Несогласие водителя с действиями сотрудника Госавтоинспекции является основанием для обращения с жалобой к руководителю подразделения ГАИ, в котором этот сотрудник служит.
  3. Главное управление ГАИ – инстанция, в которую есть смысл обращаться при сложных обстоятельствах.
  4. Обращение с надлежащим иском в суд – последний способ, который обычно применяется, если предыдущие варианты не привели к нужному результату. Водитель может изначально воспользоваться судебным порядком, не обращаясь к предыдущим инстанциям. При этом обращаться нужно в районный суд.

Рассмотрение жалобы и вынесение вердикта

Рассмотрение поданной жалобы осуществляется инстанцией (судом, вышестоящим руководством ГАИ) на протяжении 10 дней, отсчитываемых с момента её получения адресатом. При этом исполнение назначенного наказания не прекращается по факту обжалования.

При рассмотрении дела присутствует водитель (его уполномоченный представитель). Если сам нарушитель (его представитель) отсутствует, разбирательство может быть отложено или произведено без участия отсутствующих лиц.

Изучаются все имеющиеся материалы, а также дополнительные свидетельства, предоставленные по ходу разбирательства. По итогам рассмотрения выносится один из следующих вердиктов:

  • не менять постановление, не удовлетворять жалобу;
  • изменить постановление, не ухудшая положение лица, привлеченного к ответу;
  • отменить постановление, прекратить производство по данному делу;
  • отменить постановление, а само дело вернуть для повторного рассмотрения в правомочную инстанцию;
  • отменить постановление, а дело направить в подведомственную инстанцию для рассмотрения, если окажется, что это постановление издано неправомочным органом.

На протяжении 3 дней копия вынесенного вердикта передается заявителю. Решение, которое было принято рассматривающей инстанцией по жалобе водителя, также может быть оспорено через суд (если применялся досудебный порядок) или через вышестоящий орган судопроизводства. Применяются аналогичные сроки и правила. Если вердикт выносится апелляционной инстанцией, он начинает действовать с момента вынесения.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Можно ли пренебречь корректностью данных о времени, месте и событии административного правонарушения при составлении протокола (по следам дела № А56-21697/2017).

С точки зрения прохождения анализируемой административной процедуры неуказание или неверное указание сведений о времени, месте и событии административного правонарушения в рамках рассмотрения дела или пересмотра постановления устранено быть не может, — ни судья, ни должностное лицо, уполномоченное рассматривать подобные дела, не имеют указанных прав. Подтверждением являются правила п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, согласно которому они вправе лишь вернуть протокол для доработки, но лишь на этапе подготовки к рассмотрению дела. Начав его фактически рассматривать, возможности изменить сведения в нем также отсутствуют.

Юридическое значение корректности указания рассматриваемых данных кроется в том, что «исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение выходить за пределы которого недопустимо» (постановлении судьи Верховного Суда РФ от 14.11.2016 по делу № П-АД16-20). Таким образом, являясь элементами описания вмененного правонарушения, данные о времени, месте, событии административного правонарушения являются не просто некими формализмами, через которые можено переступить, а в том числе формируют предмет дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу, выход за пределы которого невозможен.

Подобное толкование не является новшеством. Оно основано на том, что представляя собой этап возбуждения дела об административном правонарушении, протокол составляется лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие конкретного административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ). Выход за пределы обвинения свидетельствует о том, что судья, должностное лицо начинают рассматривать дело о каком-то ином правонарушении — не возбуждашемся или возбужденном в рамках иного производства.

Не должно смущать и то, что в силу вышеприведенных разъяснений в протоколе необходимы данные об объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право на представление которых может быть реализовано лишь по желанию последнего. КоАП РФ предусматривает случаи, когда такие объяснения не даются (например, когда законный представитель лица, в отношении которого составляется протокол, был надлежащим образом уведомлен о его составлении, но не явился, явился, но отказался от представления объяснения и т.п.). Другие перечисленные сведения (например, о лице, составившем протокол) могут иметь собственное юридическое значение (в частности, компетентно ли должностное лицо в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях).

Составление двух протоколов об одном деле не является нарушением

ФАС Центрального округа в Постановлении от 12 декабря 2008 г. по делу N А08-3210/2008-17 признал ошибочным довод о том, что составление двух протоколов об одном административном правонарушении не предусмотрено действующим законодательством и является существенным нарушением.

Из материалов дела следовало, что ранее суд указал, что КоАП не предусмотрено повторное составление протокола об административном правонарушении с целью устранения допущенных в нем неточностей, и признал повторное составление протокола по одному и тому же правонарушению существенным нарушением.

ФАС указал на ошибочность доводов суда, отметив следующие обстоятельства. Протокол об административном правонарушении должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Выполнение указанных требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности. Неправильное составление протокола служит основанием для его возвращения в орган, должностному лицу, которые составили протокол, о чем выносится определение.

Устранение выявленных недостатков в протоколе возможно только путем составления нового документа от новой даты с соблюдением установленных гарантий лица привлекаемого к административной ответственности. Поэтому, заключил ФАС, повторное составление протокола нарушением не является.

Протокол ГИБДД об административном правонарушении

Добрый день, уважаемый читатель.

Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, который может быть составлен сотрудником ГИБДД при выявлении нарушения правил дорожного движения.

По сравнению с постановлением об адмнистративном правонарушении протокол является более сложным документом.

Читайте так же:  Профстандарт заместителя директора по спортивной работе в 2020 году

В этой статье Вы узнаете:

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении?

142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

  • выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
  • оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
  • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
  • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Протокол должен быть составлен в следующих случаях:

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим лишение прав, рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

2. Несогласие водителя с нарушением ПДД. Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

Важное отличие протокола от постановления — наличие поля «объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело». В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле «объяснение лица».

3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами категории М или подкатегории А1.

4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе должны быть указаны:

  • Дата и место составления.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • Данные водителя.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • Объяснение водителя.

Текст протокола заполняется сотрудником ГИБДД (кроме поля «объяснение водителя»). После составления документа водитель должен получить возможность с ним ознакомиться:

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение, а затем подписать протокол. Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

После составления документа водитель получает его копию (статья 28.2 КоАП):

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно. Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Обжалование протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

Однако, если Вы собираетесь обжаловать документ, беритесь за дело сразу же:

Во-первых, собирайте доказательства собственной невиновности. Проводите аудио и видеозапись общения с сотрудником ГИБДД. Сделайте фотографии места нарушения, включающие объекты дорожной инфраструктуры (знаки, разметку), Ваш автомобиль, автомобиль ГИБДД и другие важные детали. Подробнее про сбор доказательств Вы можете узнать, прослушав аудиокурс «Секреты общения с ГИБДД».

Во-вторых, заполните поле «Объяснения водителя». В первую очередь напишите в нем фразу «Не согласен». После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

В-третьих, подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты нормативных документов, относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

Если Вы чувствуете, что самостоятельно обжаловать протокол не получится, то обратитесь за помощью к грамотному юристу или опишите ситуацию на форуме pddclub.ru. Возможно опытные люди смогут обратить внимание на те моменты, которые были упущены водителем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение хочу отметить, что протокол не так уж и сложно оспорить. Главное быть готовым к такому развитию событий и своевременно начать сбор доказательств в свою защиту.

Ошибки при составлении протокола об административном правонарушении в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here