Определение холодного оружия по российскому законодательству в 2020 году

Самое важное в статье: "Определение холодного оружия по российскому законодательству в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Федеральный закон «Об оружии»

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ
«Об оружии»

С изменениями и дополнениями от:

21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 4 марта, 22, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля 2009 г., 29 марта, 31 мая, 28 декабря 2010 г., 5 апреля, 1, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 10 июля 2012 г., 2 июля 2013 г., 12 марта, 2, 20 апреля, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3, 6 июля 2016 г., 28 марта, 1, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 19 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года

Об особенностях оборота оружия в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 469-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

13 декабря 1996 года

Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ.

Регламентированы вопросы приобретения, хранения, применения, продажи, дарения и наследования, торговли, учета, ношения, перевозки, транспортирования, уничтожения, коллекционирования и экспонирования, а также ввоза на территорию РФ и вывоза из РФ оружия и патронов к нему.

Контроль за оборотом оружия осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов. В целях систематизации сведений об оружии, разрешенном к обороту на территории РФ, предусматривается ведение государственного кадастра. Все производимые, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 1997 года.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 июля 1997 г.

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. N 51 ст. 5681, в «Российской газете» от 18 декабря 1996 г. N 241

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2015 г. N 8-П пункт 3 части первой статьи 26 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, предусматривающего аннулирование разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему на основании судебного решения и при предоставлении юридическому лицу возможности исправления выявленного нарушения, позволяет рассматривать несоблюдение юридическим лицом условий, обеспечивающих сохранность, учет и безопасность хранения оружия, в качестве основания для аннулирования выданного ему разрешения на хранение, использование оружия и патронов к нему в административном порядке

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N 16-П положение части десятой статьи 13 настоящего Федерального закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, не конкретизируя срок запрета на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, совершившими правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия, а также вид юридической ответственности, в связи с которой назначается данная административно-предупредительная мера, в силу своей неопределенности, порождающей возможность неоднозначного истолкования и произвольного применения, позволяет рассматривать ее как установленную в отношении таких граждан бессрочно — вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения, а также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или уголовному наказанию

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 января 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 517-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 37-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 523-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Предпринимательство деятельность по оказанию платных консультаций в 2020 году

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 35-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ

О вступлении в силу изменений см. статью 72 названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 4 марта 2008 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июля 2001 г. N 103-ФЗ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 52-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В правовом регулировании оборота антикварного оружия выявлены противоречия

В настоящее время в российском законодательстве, регулирующем оборот оружия, содержится противоречие, касающееся приобретения и передачи старинного (антикварного) оружия. К такому выводу пришли представители органов власти в ходе заседания КС РФ, на котором было рассмотрено дело о проверке конституционности ст. 1, ст. 3, ст. 6, ст. 8, ст. 13 и ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и ч. 4 ст. 222 УК РФ. Заседание состоялось 20 мая текущего года, поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданки Н.В.Урюпиной.

«В 1997 году Урюпина получила в наследство от своего отца два немецких армейских кортика времен Веймарской республики. По ее утверждению, кортики раритетные, являются культурной ценностью, что подтверждается справкой Росохранкультуры. Регистрацию кортиков она не осуществляла, поскольку, по ее словам, вывозить и продавать их не собиралась.

Летом 2005 года Урюпина обратилась в несколько пунктов скупки, предлагавших услуги по оценке антиквариата. Сотрудник одного из них сообщил об этом в органы внутренних дел, и в отношении заявительницы было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 222 УК РФ (покушение на незаконный сбыт оружия). Приговором мирового судьи она была признана виновной в совершении преступления; назначенное наказание – шесть месяцев лишения свободы (условно) с испытательным сроком один год. В 2006 году суд апелляционной инстанции сократил испытательный срок до 6 месяцев, а в 2007 году Урюпина была освобождена от наказания по амнистии, объявленной в связи со 100-летием учреждения Госдумы в России.

Заявительница продолжала настаивать на своей невиновности и обращалась в вышестоящие инстанции, в том числе в ВС РФ. Однако все решения по ее делу были оставлены без изменения. Судьи подчеркнули, что кортики находятся у нее в собственности без законного на то основания, поскольку наследование гражданского оружия производится только в случае наличия у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия (ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ).

Читайте так же:  Ответственность за нарушение законодательства о приватизации в 2020 году

Урюпина считает, что законодательство в сфере оборота оружия содержит ряд пробелов. Во-первых, им не регулируются правоотношения, возникающие при сбыте антикварного оружия, его копий и реплик (за исключением торговли юридическими лицами). Во-вторых, не урегулирован оборот холодного оружия, прямо не запрещенному к обороту. Также заявительница утверждает, что ч. 4 ст. 222 УК РФ устанавливает чрезмерную и необоснованную уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, так как относит к нему антикварное оружие, оборот которого, по ее мнению, не представляет общественной опасности. В связи с этим она просит признать оспариваемые нормы противоречащими Конституции РФ.

Стоит отметить, что в 2012 году в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (далее – закон об оружии) были внесены изменения 1 , направленные на регулирование оборота гражданского оружия, имеющего культурную ценность. В частности, было дано его определение: гражданское оружие, имеющее культурную ценность, – это оружие, включенное в состав Музейного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ либо подпадающее под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие. Под последним понимается огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.

Также этими поправками было установлено, что такое оружие является гражданским, может приобретаться без лицензии, не требует регистрации в органах внутренних дел и хранится без разрешения на хранение оружия.

В то же время, согласно ст. 7 закона об оружии, все производимые на территории России, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ модели гражданского и служебного оружия подлежат обязательному подтверждению соответствия. В 2012 году было уточнено, что обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего его подлинность.

Как отметила в ходе заседания КС РФ советник Генерального прокурора РФ Татьяна Васильева, указанные нормы в отношении Урюпиной не применялись, так как были приняты после завершения рассмотрения ее дела в суде. Также она подчеркнула, что ст. 20 закона об оружии, согласно которой для наследования гражданского оружия у наследника обязательно должна быть лицензия на приобретение оружия, никаких изменений не претерпела, и заявительница, у которой такой лицензии нет, не обладала законным правом на кортики. Кроме того, Васильева напомнила, что право граждан на приобретение и сбыт оружия не является абсолютным и может быть ограничено законодателем, поэтому ряд ограничений, содержащихся в законе об оружии, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Татьяна Васильева, советник Генерального прокурора РФ:

«Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день содержащиеся в законе об оружии правовые нормы, регулирующие порядок приобретения и сбыта гражданами старинного (антикварного) холодного оружия после внесения изменений в 2012 году, на наш взгляд, стали противоречить друг другу. Так, согласно ч. 4 ст. 13 закона об оружии граждане вправе приобретать старинное (антикварное) холодное оружие, даже некоторые виды огнестрельного оружия, без его регистрации в органах внутренних дел и без получения лицензии. В то же время, согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 20 закона любое оружие без исключения, в том числе старинное (антикварное) холодное оружие, может быть передано одним гражданином другому, только если приобретатель имеет соответствующую лицензию и оружие будет перерегистрировано в органах внутренних дел. Данное противоречие фактически означает запрет на любой вид передачи: продажу, дарение, наследование – старинного (антикварного) холодного оружия между гражданами. Изменить сложившуюся коллизию, по нашему мнению, возможно только путем внесения изменений в закон, поскольку разрешение вопроса о том, какие действия с какими видами оружия запрещаются уголовным законом либо ограничиваются определенными правилами, относятся к компетенции федерального законодателя».

Представители от Совета Федерации – Александр Саломаткин, от Минюста России – Елена Борисенко и от МВД России – Гайк Марьян также не стали отрицать наличие указанного противоречия в законодательстве, однако подчеркнули, что оно никак не влияет на оценку обстоятельств дела заявительницы, поскольку необходимых для законного владения оружием действий она не произвела. Также они отметили, что по своему назначению и техническим характеристикам армейские кортики относится, скорее, к боевому колющему оружию и, несмотря на высокую культурную ценность, не теряют своих свойств и могут угрожать жизни и здоровью людей. Наконец, они заметили, что в своем обращении в КС РФ Урюпина утверждает не столько о неконституционности оспариваемых норм, сколько о несовершенстве законодательства и необходимости внесения в него изменений. Внести поправки, устраняющие выявленные противоречия, можно в рамках законодательного процесса.

Представитель Минкультуры России Алексей Богданов сообщил, что министерство уже готовит законопроект об устранении указанной коллизии. Обратил он внимание и на еще одно противоречие: антикварное оружие относится к гражданскому (по закону), однако проведенная экспертиза кортиков заявительницы показала, что по своим характеристикам они должны относиться к боевому оружию. В связи с этим становится неясным, какими же нормами закона об оружии должны регулироваться их покупка и оборот. Также Богданов отметил, что нужно решить вопрос с обязательным подтверждением соответствия ввозимых на территорию РФ моделей гражданского служебного оружия.

«Статья 23 закона о техническом регулировании [Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ – Ред.] устанавливает, что объектом подтверждения соответствия может быть только продукт, выпускающийся в обращение на территории РФ в соответствии с техническим регламентом. В настоящий момент отсутствует технический регламент в отношении антикварного оружия, и по определению такого регламента быть не может. – заявил представитель Минкультуры России. – Антикварное оружие – это старинное оружие. Какой может быть регламент на саблю XV века, на ружье XVI века? Что этот регламент подтвердит?».

В заключение Богданов подчеркнул, что раз нормы закона об оружии противоречат друг другу, они не могут быть однозначно истолкованы, а следовательно нарушают права граждан.

КС РФ примет решение по данному делу в закрытом совещании, о дате провозглашения постановления будет объявлено позднее. Следите за новостями на нашем сайте.

Холодное оружие по законодательству РФ: разрешение на ношение, ответственность за хранение или изготовление

С холодным оружием каждый человек сталкивается ежедневно. Но мало кто знает, что государство выдвигает строгие требования к такому оружию, и при их несоблюдении пользователь может быть привлечен к ответственности.

Определение по закону РФ, характеристики, критерии, допустимая длина лезвия ножа

Холодным оружием считается любое изделие, относящееся к охотничьей, спортивной или военной сфере. При этом, их действие никоим образом не связано с энергоносителями и взрывчатыми веществами, однако при применении, эти изделия способны причинить человеку серьезную рану или стать причиной смерти.

Статья 1 ФЗ-150 дает несколько иное определение. Так, закон устанавливает, что холодное оружие – это изделие, использующееся для поражения цели при тесном контакте с ней с использованием мускульной силы (физическое воздействие).

К этому виду оружия относят разнообразные ножи, кинжалы, сабли и кастеты, стилеты и многое другое. При этом закон не относит в категорию холодного оружия различные бытовые и хозяйственные приспособления, в частности кухонные, садовые и перочинные ножи.

В соответствии российскому правовому принципу, холодное оружие обладает следующими характерными признаками:

  • нужно наличие специальные ограничителей (без них сложно вонзить нож в цель достаточно глубоко и безопасно для орудующего им человека);
  • длина лезвия свыше 9 сантиметров, именно с этого размера нож можно начать считать настоящим оружием; ⇐
  • толщина лезвия – от 0,24 см;
  • угол соприкосновения лезвия с обухом – менее 70 градусов;
  • отклонение при изгибе – 0,9 см;
  • характеристики минимальной твердости металла (стали) – 25 роквелл;
  • глубина проникновения лезвия при поражении цели – более 2 см. Тут самым ярким примером тут является шашка.
Читайте так же:  Штраф за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации в 2020 году

Нужно ли разрешение, кто имеет право на ношение

Правом на ношение холодного оружия по закону обладают следующие категории граждан:

  • сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении служебных обязанностей;
  • граждане, чья деятельность связана с охотничьим промыслом;
  • спортсмены, для которых владение оружием – профессиональная обязанность;
  • военнослужащие, находящиеся на пенсии и использующие холодное оружие, которое имеет статус трофея;
  • граждане, посещающие тематические культурные мероприятия, посвященные оружие (сбыт антиквариата);
  • пользователи, сопровождающие различные грузы при транспортировке и перевозке в качестве предмета самообороны.

Разрешение на холодного оружия потребуется в той ситуации, когда оно не попадает под категорию «гражданское применение». Если конкретный нож обладает параметрами, говорящими о его принадлежности к настоящему оружию, собственнику потребуется получить специальное разрешение.

Запрещенные ножи в России

ФЗ-150 устанавливает ряд функциональных запретов, касающихся оружия.

Категорически запрещены к обороту следующие разновидности вооружения, которое могло бы использоваться в гражданских и служебных целях, и относится к изделиям с повышенной опасностью:

  • электрошокеры с увеличенной мощностью;
  • кастеты;
  • огнестрельные изделия, имитирующие форму других предметов;
  • бронебойные патроны.

Касательно холодного оружия список запрещенных предметов гораздо меньше. Так, полностью запрещены к свободному обращению ножи с автоматическим открыванием, а также предметы с длиной лезвия более 90 мм.

Также запрещенным признается оружие метательного характера (сурикены, бумеранги), и предметы ударно-дробящего действия.

Является ли кастет холодным оружием в России

Согласно действительным положениями российской законодательной базы кастет относят к специальной категории холодного оружия, имеющего ударно-дробящее действие.

Такие предметы запрещены к продаже и ношению на территории РФ, и нарушителей ждет уголовная ответственность! Особенно строгое наказание грозит тем, для кого применение кастета в порядке вещей.

Какой нож можно носить с собой по России по закону, без разрешения

Закон дозволяет носить с собой холодное оружие, длина лезвия которого не превышает 9 см. Если возникнут ситуации, когда потребуется проверка причастности владельца оружия к преступлению, будет проведена специальная экспертиза.

С какого возраста можно носить холодное оружие

Федеральное законодательство устанавливает некие временные ограничения для свободного ношения оружия. Так, если предмет имеет бытовое или хозяйственное применение, носить его можно с любого возраста.

Правда нельзя проносить его с собой в общественные места, аэропорты, общественные площадки с большим количеством людей, парады и прочие культурные мероприятия. Хотя при этом, в случае возникновения проблемных моментов с участием несовершеннолетних, ответственность возлагается на родителей (опекунов).

Что касается предметов, попадающих в категорию холодного вооружения, то носить их можно после достижения 18-летнего возраста и при оформленной лицензии.

Как получить разрешение (лицензию) на хранение и ношение

Для получения разрешения на хранение и ношение оружия потребуется обратиться в ОВД по месту жительства гражданина. Потребуется написать соответствующее заявление и приложить к нему копию паспортных данных и 2 фотографии паспортного типа. Заявитель должен соответствовать только одному требованию – быть совершеннолетним.

После проверки обращения, ОВД принимает решение о выдаче лицензии и производит такую процедуру, как регистрация.

Срок действия разрешения составляет 5 лет, и по завершению пользователь обязан избавиться от опасного предмета, или продлить документ.

Как купить охотничий нож законно

Для граждан, желающих приобрести охотничий нож (запрещенное для широких масс оружие), действует обязательное требование прохождения регистрации опасного предмета и получения соответствующего разрешения от государства.

Использование охотничьего ножа без разрешения является нарушением, и наказывается согласно действительным требованиям государства.

Разрешение на охотничий нож

Закон относит охотничьи ножи к категории предметов повышенной опасности. Получение лицензии для охотничьего ножа сопровождается подачей заявления в ОВД по месту жительства и предоставлением удостоверения личности и личных фотографий паспортного образца. Срок действия разрешения составляет 5 лет. За этот период пользователь вправе купить и хранить нож.

Если речь идет об охотничьем ноже, потребуется также членский билет охотничьего товарищества. Ножу присваивается уникальный персонифицированный номер, который отображается в билете. Кроме того, тут дается подробное описание оружия.

Как правильно носить и хранить

Законодатель не устанавливает особых правил касательно хранения холодного оружия. Рекомендуется держать опасный предмет в специальном защитном чехле и хранить в закрытом месте дома, желательно в сейфе.

Что касается ношения, то здесь требований еще меньше. Обладая лицензией, пользователь может законно носить с собой любое холодное оружие. Исключение составят ситуации, когда он посещает закрытые режимные объекты, аэропорты, общественные мероприятия (парады, концерты и т.д.).

Коллекционирование холодного оружия в РФ и его особенности

Коллекционирование оружия предполагает его приобретение и последующее хранение или продажа. В нашей стране действует положение (ст.10 ФЗ-150), согласно которому для экспонирования коллекционных видов оружия потребуется соответствующая государственная лицензия.

Также стоит обратить внимание, что категорически запрещено собирать запрещенные виды оружия по стандартам ГОСТ (метательные лезвия, сюрикены, ударно-дробящее оружие, кастеты, кистени колющие предметы), а также те изделия, чьи размеры превышают законодательные требование (лезвие более 90 мм).

Как осуществляется перевозка

Особые требования действуют касательно транспортировки, перевозки холодного оружия.

Закон устанавливает, что перевозить опасные предметы надлежит в специальном защитном чехле, а пользователь, занимающийся перевозкой, обязан иметь сопроводительную документацию (нужна лицензия). Кроме того, ему потребуется иметь при себе паспорт, служебное удостоверение, охотничий или военный билет и прочие подтверждения личности.

Изготовление и производство холодного оружия в соответствии с законом

Заниматься производством изделий, относящихся к категории холодного оружия, в России могут только компании, имеющие сертификаты на деятельность подобного характера.

В случае выявления незаконного изготовления, закон устанавливает уголовную ответственность для нарушителей.

Ответственность за незаконное хранение, ношение или изготовление

Касательно нарушений, связанных с хранением, ношением и изготовлением холодного оружия закон предусматривает как административные, так и уголовные меры воздействия.

Административное наказание будет определено, а допустимая ответственность проявится в виде:

  • денежного штрафа 500-5000 рублей (в зависимости от того, какие признаки правонарушения выявлены);
  • изъятия опасного предмета;
  • административный кодекс допускает тщательное расследование обстоятельств получения оружия, а также его возможное причастие к преступным деяниям.

Наказание по Уголовному кодексу куда строже:

  • обязательные работы на 480 часов;
  • исправительные работы на 2 года;
  • ограничение свободы на 2 года;
  • тюремное заключение на 2 года;
  • денежный штраф в сумме 50-80 тыс. рублей или в виде дохода за 6 месяцев.

Нужно установить, что незаконная покупка запрещенного изделия также наказывается.

Скачать текст закона «Об оружии»

Ознакомиться с положениями действующей редакции ФЗ-150 «Об оружии» вы можете, перейдя по этой ссылке. ⇐

В первую очередь рекомендуем прочесть статью №5.

Последние изменения в законе

Внесение правок в федеральное законодательство, посвященное холодному оружию, осуществляется регулярно. Законодатель постоянно ужесточает требования к владельцам опасных предметов.

Среди последних изменений, затронувших ФЗ-150, можно выделить:

  1. Граждане, уличенные в браконьерстве, лишаться лицензий на разрешенные вооружения и будут изгнаны из рядов охотничьего сообщества.
  2. Пользователи, в течении года имеющие более 2-х протоколов по неуплате штрафов за нарушение ПДД лишаться лицензии и столкнуться с изъятием опасного предмета.
  3. Обсуждается возможность лишения разрешения для граждан, имеющих задолженность. Какая именно задолженность – пока не указывается.

Судебная практика

Пример 1.
Гражданин А был задержан сотрудниками правоохранительных органов с ножом, относящимся к категории «холодное оружие».

В соответствии с КоАП, гражданин А был оштрафован на сумму 500 рублей, а кроме того, опасный предмет был изъят. В последующем нож будет продан, а сумма передана владельцу.

Читайте так же:  Ответственность за установку нелицензионного программного обеспечения в 2020 году

Пример 2.
Правоохранителями была выявлена попытка изготовления холодного оружия в кустарных условиях. Кроме того, у подозреваемого были изъят образец незаконного вооружения, которое он изготовил ранее.

Против нарушителя открыто уголовное судопроизводство, ему присужден штраф в 50 тыс. рублей. Поскольку нарушитель является единственным кормильцем семьи, в его отношении была принята мера наказания в виде обязательных работ на 480 часов.

Пример 3.
Гражданина в городе задержали правоохранители с ножом неизвестного происхождения. Опасный предмет был изъят, а нарушителю выписан штраф. Гражданин оспорил действия полицейских и настоял на проведении экспертизы, которая должна определить параметры изделия, критерии и т.д.. Результат тщательного исследования – нож принадлежит к категории бытового использования. Гражданину была возвращена его собственность , и ему предстоит получить назад деньги, уплаченные в качестве штрафа. Административное преследование полностью прекращено.

Определение холодного оружия по российскому законодательству в 2020 году

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Хранение холодного оружия — ответственность и статья УК РФ за ношение холодного оружия

Холодное оружие представляет оружие, которое используется для поражения цели с помощью силы мускулов человека при прямом контакте с поражаемым объектом. Такое оружие может быть колющим, рубящим, колюще-режущим, раздробляющим и тому подобное. Поэтому к холодному оружию можно отнести финские ножи, кинжалы, ножи, шашки, сабли, стилеты, кастеты, кортики и иные предметы, которые специально приспособлены либо прямо предназначены для поражения живой цели.

Оружием не являются изделия, которые обладают сертификацией в качестве изделий производственного, а также хозяйственно-бытового назначения. Это садовые, сапожные, кухонные, перочинные ножи и тому подобное. Следует знать, что существует ответственность за хранение и ношение холодного оружия в 2019 — 2020 году. Это следует учитывать при приобретении изделий из металла колющего или режущего характера. Вопрос о признании определенного предмета холодным оружием решается криминалистической экспертизой.

Отличительные особенности холодного оружия

Холодное оружие обладает следующими отличительными признаками:

1. длина лезвия составляет свыше 90 мм;

2. толщина лезвия составляет свыше 2,4 мм;
3. угол схождения обуха и лезвия составляет не больше 70 градусов;

4. крен клинка составляет не больше 9 мм;

5. твердость стали составляет минимально 25 роквелл;

6. клинок проникает на глубину не меньше 20 мм;

7. имеется выраженный ограничитель для пальцев;

8. кончик лезвия, который удобен для нанесения колющего удара при наличии другого вышеуказанного пункта;

Холодное оружие может быть признано таковым лишь по результатам сертификации или криминалистической экспертизы. Наказание за ношение холодного оружия может наступить при отсутствии разрешения на него.

Какое холодное оружие запрещается

Статья УК РФ о ношении холодного оружия запрещает оборот в качестве служебного, в том числе гражданского оружия бумерангов, сурикенов, кастетов, кистеней, а также иных специально приспособленных для применения в качестве оружия предметов метательного и ударно-дробящего действия. В России согласно статье 6 об оружейном законе запрещен оборот в качестве служебного, в том числе гражданского оружия:

1. ножи и холодное клинковое оружие, лезвия и клинки имеют длину больше 90 мм:

2. извлекаются из рукоятки автоматически нажатием на кнопку либо специальный рычаг, а также фиксируются ими;

3. выдвигаются с помощью ускоренного движения или силы тяжести, а также фиксируются автоматически.

Какое холодное оружие граждане вправе иметь

Правила ношения холодного оружия предполагают наличие лицензии на него.

1. Граждане, у которых есть разрешение на ношение, в том числе хранение охотничьего огнестрельного оружия, обладают правом приобрести охотничье клинковое оружие. При покупке данного оружия в охотничьем билете гражданина продавец отмечает запись. При этом разрешением на ношение данного холодного оружия будет разрешение на ношение охотничьего оружия.

2. Некоторые граждане также могут купить холодное клинковое оружие, используется для ношения с национальными костюмами народностей России, а также казачьей формой. Это кинжалы, ножи, шашки и сабли. Правительство России определяет атрибутику национальных костюмов.

В других случаях носить холодное оружие запрещается.

Ответственность за незаконное ношение или хранение

В настоящий момент за нарушение правил ношения или хранения холодного оружия предусматривается ответственность с привлечением к административной ответственности. До появления закона N 162-ФЗ от 2003 года могла быть задействована статья 222 уголовного кодекса. На гражданина налагается штраф с возмездным изъятием оружия либо без него. Возмездное изъятие предполагает изъятие оружие и продажу в установленном порядке. Вырученные деньги кроме понесенных издержек возвращаются бывшему владельцу.

Статья 222 уголовного кодекса устанавливает лишь ответственность за незаконный сбыт. Статья 223 УК устанавливает ответственность только за изготовление незаконным путем. Это лишение свободы до двух лет, в том числе арест до шести месяцев, исправительные работы.

Определение, хранение и ношение холодного оружия по закону РФ

Ранее в наших публикациях мы довольно подробно затрагивали тему о правилах хранения, ношения, а также об ответственности за нарушение законодательства об обороте огнестрельного, травматического оружия. В законе «Об оружии», который мы подробно проанализировали, содержатся основные требования к владельцам «холодного оружия». Каковы его признаки, виды, какие правила по ношению и хранению – об этом в этой статье.

Что такое холодное оружие

Как и любое другое оружие, это конструкция или предмет, созданное в целях поражение какой-либо цели. Отличием от огнестрельного является применение силы человеком в прямом контакте с объектом поражения.

Условно говоря, оружие считается холодным если поразить цель может только с приложением мускульной силы человека, без использования дополнений в виде пороха, патронов, сжатого газа, травматических пуль и т.д.

Обычно это ручное оружие, реже встречается метательное.

Необходимо отметить, что данный вид оружия довольно редко используется в жизни. В криминальной деятельности преступники чаще используют огнестрельный вариант для угроз или причинения вреда. Нет большого спроса и на охотничье холодное оружие, разве что в отдельных регионах, где сохранены народные традиции. В настоящее время кинжалы, кортики и сабли ассоциируются в большинстве случаев с именными наградами за безупречную службу, достижения в военном деле и т.д.

ХО следует отличать от сувенирной продукции!

Да, если сертификат, который прилагается к таким ножам, содержит информацию о сувенирном, хозяйственно-бытовом назначении. При наличии такого документа, который должен быть приложен в обязательном порядке к проданному предмету, в случае спорной ситуации правоохранительные органы не будут иметь к покупателю претензий.

Существует глубокое криминалистическое учение о холодном оружии, к которому обращаются эксперты-криминалисты при проведении исследований на предмет установления характеристик и вида.

Признаки и классификация холодного оружия

Основными признаками, по которым относят предмет к холодному оружию, являются:

  1. длина клинка;
  2. уровень твердости материала, из которого изготовлен клинок;
  3. размер обуха по толщине.

По мнению специалистов, прежде всего, оружие подразделяется на стандартное и нестандартное. Такое разделение связано с тем, что типов холодного оружия сотни, но все же есть такие экземпляры, которые до настоящего времени не были учтены классификацией. К примеру, если изобретена новейшая конструкция со встроенным мини-оружием – ее нельзя отнести ни к какому виду, поэтому такая единица считается нестандартной. Стандартные – те, которые уже известны классификацией, тщательно исследованы, отнесены к определенному виду.

Есть множество и других разделений по различным признакам, например:

  1. по назначению:
    • боевое — то есть, предназначенное для защиты от опасности, исходящей от другого человека. Оно может быть предусмотрено законодательством для военных, правоохранительных органов (в полиции, к примеру — дубинки), а также быть гражданским –как часть национального костюма.
    • спортивное – шпага, рапира;
    • охотничье – тесак, мачете, копье и т.д.
  2. по способу использования:
    • клинковое – то есть, предмет имеет клин с лезвием, которым при приложении мускульной силы наносится удар, происходит проникновение в тело. Обычно клинковое оружие разделяют на подвиды — с рукояткой (например, кинжалы, керабит), древковое (пика, копье), крепительное (штык к огнестрельному). Клинковое оружие является самым распространенным.
    • метательное – по названию нетрудно догадаться, что целью использования такого оружия является поражение на расстоянии (например, метательный нож, гарпун, арбалет).
  3. по поражающему действию:
    • колющее – кортик, кончар, рапира;
    • колюще-режущее – кинжал, шашка;
    • рубящее – боевой топор;
    • ударные – дубинка;
    • ударно-раздробляющее – нунчаки, кастет и т.д.
Читайте так же:  Отличие федерального закона от федерального конституционного закона в 2020 году

Это не исчерпывающий перечень классификации, есть и другие основания, по которым ту или иную единицу относят к определенному типу оружия.

С точностью определить, является ли предмет холодным оружием, может только эксперт-криминалист. Далеко не все предметы, которые могут быть опасными для здоровья человека, относятся к холодному оружию.

Не относится к видам оружия хозяйственный топор, разделочный нож и т.д. Металлическая цепь также не является ХО, поскольку не предназначена для поражения. А вот если на цепи присутствуют шипы, то эксперт может оценить данное приспособление как оружие.

Необходимо помнить, что в России оборот гражданского и служебного ударно-дробящего, метательного видов запрещен.
Кроме того, запрету подлежит и оборот ножей, у которых клинок и лезвие более 90 мм или с автоматическим извлечением и фиксацией.

Какой нож считается холодным оружием?

Как уже упоминалось, изделия, которые прошли сертификацию предметов для хозяйственно-бытового назначения, не относятся к оружию. При этом для стандартных клинковых, в том числе ножей, существуют четкие критерии по установлению назначения.

Так, холодным оружием признается нож, у которого:

  • длина лезвия более 90 мм.
  • схождение обуха и лезвия составляет угол не более 70 градусов;
  • толщина заточенного лезвия не менее 2,4 мм;
  • проникновение на глубину не менее 20 мм;
  • пальцевой ограничитель и глубина выемки более 4 мм;
  • твердость сплава не менее 25 роквелл;
  • окончание лезвия предназначено для колющего воздействия при наличии любого из вышеперечисленных критериев.

Нож-бабочка запрещен в России только в том случае, если длина клинка более 90 мм.

Правила приобретения, хранения и ношения

Гражданам РФ по лицензии разрешено иметь охотничье (клинковое) или национальное оружие (казачья шашка, сабля). Все остальные виды ХО для оборота запрещены, кроме спортивного или наградного (для законного владения не нужно получать разрешения).

Приобретение холодного оружия в охотничьих целях допускается тем лицам, которые уже имеют разрешение на хранение, ношение гражданского оружия, при этом в охотничьем билете ставится соответствующая запись (на практике – не всегда).

При продаже в специализированном магазине обязательно ведется учет покупателей, покупка регистрируется в особом журнале. Имеющееся разрешение дает право законно хранить и носить единицу холодного оружия в охотничьих угодьях в период открытой охоты (как и в случае с охотничьим ружьем).

Если разрешения нет, его необходимо получить в установленном законом порядке, на основании заявления в разрешительный отдел МВД региона. Такая лицензия действует пять лет и одновременно дает законное право приобретать, хранить, носить.

Как и для покупки охотничьего ружья, заявителю необходимо представить:

  • заявление по установленной форме, образец которого имеется в разрешительном отделе;
  • медицинское заключение;
  • паспорт и его ксерокопия;
  • две фотографии;
  • акт осмотра места, где планируется хранение;
  • квитанция об оплате госпошлины.

После приобретения оружия, официально признанного холодным и имеющим индивидуальный номер, оно регистрируется в ОВД.

Если в течение полугода после получения лицензии на приобретение гражданин так и не купит оружие, ее надлежит сдать в отдел полиции.

Национальное

Что касается приобретения национального оружия как части народного костюма, процедура приобретения несколько отличается. Здесь в заявлении необходимо будет указывать цель приобретения – ношение с национальным костюмом. Подробный перечень, какие именно единицы оружия предназначены для казаков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.09.2001 № 648 – это кинжалы, казачья шашка.

В соответствии с законом, отдельные модели боевого ХО – к примеру, кортики, переданные в качестве наградного оружия военным для ношения с военной формой, могут быть предметом наследовании при наличии у наследника лицензии. При этом полученные по наследству единицы подлежат регистрации в МВД по месту жительства в двухнедельный срок.

Хранение и ношение

Правила хранения и ношения холодного оружия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814:

  • хранение и ношение оружия, в том числе холодного, должно быть безопасным. Более детально закон не раскрывает сути данного правила – по аналогии с огнестрельным, необходимо иметь запирающийся сейф для хранения, рекомендуется скрытое безопасное ношение в специальном чехле;
  • эти же правила распространяются и на наградное оружие;
  • ношение оружия, имеющего культурную ценность, разрешено исключительно одновременно с историческими костюмами во время официальных мероприятий исторического характера, согласованных с Министерством Культуры РФ и ФС войск нацгвардии РФ.

Ответственность за незаконное хранение и ношение холодного оружия – КОАП, УК РФ

Административная

В соответствии с действующим уголовным законодательством, за неправильное хранение и ношение ХО ответственность наступает исключительно в рамках административного законодательства (до 2003 года – была статья за незаконное ношение ножа и других видов с наказанием до 2-х лет лишения свободы).

Так, в соответствии ч. 4 ст. 20.8 КОАП РФ лицу может быть назначен штраф от 500 до 200 рублей или лишение разрешения на срок до 1 года за нарушение правил хранении или ношения.

По уголовному законодательства в соответствии с ч. 4 ст. 222 УК РФ могут привлечь лицо, виновное в умышленном сбыте (продаже, дарении, обмене) оружия, признанного экспертизой холодным. Но и здесь имеются свои нюансы.

Дело в том, что Конституционный суд РФ в 2014 году признал указанную норму частично не соответствующей Конституции РФ. Рассматривалось дело по обвинению гражданки Урюпиной Натальи, признанной виновной приговором суда по ч. 4 ст. 222 УК РФ за попытку сбыть в антикварный магазин двух военных кортиков. Высший суд встал на сторону осужденной, признав эти кортики предметами культуры и искусства с особой исторической ценностью.

Сложившаяся ситуация – следствие несовершенства уголовного закона в части регулирования вопросов по ответственности за оборот оружия.

Многие специалисты высказывают мнение о необходимости декриминализации абсолютно всякой ответственности за любой оборот холодного оружия. Ведь в случаях, когда дед дарит внуку свое наградное оружие, он тем самым тоже совершает незаконный сбыт? По действующему законодательству считается именно так, но по логике — опасности в таком дарении для общества нет, а значит и не должно быть и уголовной ответственности.

Из постановления Конституционного суда следует вывод, что при уголовном преследовании за сбыт ХО нужно в первую очередь исходить из опасности для общества – в случае, если оружие является, прежде всего, культурной ценностью, оно не может быть признано предметом по ст. 222 УК РФ.

В 2019 году по ч. 4 ст. 222 УК РФ за сбыт или по ч. 4 ст. 223 УК РФ за изготовление осужденному могут назначить:

  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • лишение свободы со штрафом до 80000 рублей или без него.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из судебной практики, преступления с использованием ХО совершаются редко. В то же время, довольно много убийств, причинений телесных повреждений, уничтожения имущества с использованием ножей, дубинок и т.д., не признанных холодным оружием.

Определение холодного оружия по российскому законодательству в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here