Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия в 2020 году

Самое важное в статье: "Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Статья 296. Право оперативного управления

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в статью 296 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

Статья 296. Право оперативного управления

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 296 ГК РФ

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий см. Указ Президента РФ от 18 октября 2002 г. N 1205

Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Читайте так же:  Является ли устное предупреждение административным наказанием в 2020 году

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Право муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:

представительными (выборными органами);

органами местного самоуправления;

муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Особенности муниципального имущества.

1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).

3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).

Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

Право оперативного управления имуществом

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Оперативное управление

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права юридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.

Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.

Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.

Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.

Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственника возникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.

Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Читайте так же:  Решение комиссии принятое в нарушение требований настоящего в 2020 году

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как учитываются в бухгалтерском учете муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) расходы на государственную регистрацию имущества, имущественного права?
Учитывается ли на балансе МУП недвижимое имущество, переданное в оперативное пользование, но не имеющее государственной регистрации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
До момента регистрации права оперативного управления стоимость объектов недвижимости не может отражаться на балансе унитарного предприятия ни на счете 01, ни на счете 08.
В данном случае для учета указанных объектов можно использовать забалансовый счет.
Государственную пошлину за регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости в бухгалтерском учете следует учесть в составе прочих расходов.
При этом заметим, что ввиду отсутствия у нас необходимой информации (распоряжения органа местного самоуправления о передаче в хозяйственное ведение Вашему унитарному предприятию имущества, от кого конкретно получается имущество) дать однозначный ответ не представляется возможным. Поэтому ответ дается с позиции общих норм гражданского и бухгалтерского законодательства.

Обоснование позиции:

Учет объектов имущества, полученных в оперативное управление

Расходы на государственную регистрацию

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления государственным и муниципальным имуществом

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 12

Бюджетные учреждения являются основными участниками бюджетного процесса при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, выступая в роли получателей бюджетных средств. Эффективное использование бюджетных средств напрямую зависит от их работы. Поэтому на современном этапе реформирования бюджетного процесса изучение механизма функционирования бюджетных учреждений является для бухгалтеров важнейшей задачей.

Правовую основу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений составляет право оперативного управления. Изучению этого гражданско-правового явления посвящена данная статья.

В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования вправе создавать юридические лица, передавая им имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с гражданским законодательством к таким юридическим лицам относятся унитарные предприятия и учреждения. Унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям и могут быть созданы как на праве хозяйственного ведения, так и оперативного управления. Учреждения являются некоммерческими организациями и создаются на праве оперативного управления.

Учреждением признается некоммерческая организация, образованная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона N 175-ФЗ в ГК РФ внесены изменения, определившие понятия частного и государственного или муниципального учреждения. Частным является учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом. Государственным или муниципальным является учреждение, созданное соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Согласно внесенным изменениям государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным и автономным. Бюджетное учреждение относится к государственным или муниципальным организациям, так как может быть создано соответственно РФ, ее субъектом или муниципальным образованием. В силу п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

В соответствии с Законом N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение не является бюджетным, поскольку его деятельность не финансируется учредителем. Последний возмещает автономному учреждению только расходы на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходы на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также на финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» вступает в силу по истечении 60 дней с момента официального опубликования.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним учредителем на праве оперативного управления. Режим оперативного управления распространяется также на особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ст. ст. 2, 3 Закона N 174-ФЗ).

Однако автономное учреждение может владеть на праве собственности имуществом, в том числе недвижимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Указанным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться без согласия учредителя, за исключением внесения денежных средств или иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (п. 6 ст. 3 Закона N 174-ФЗ). Распоряжение имуществом, принадлежащим автономному учреждению на праве собственности, осуществляется с учетом установленных Законом N 174-ФЗ условий о размере суммы сделки и заинтересованности в ее совершении.

Читайте так же:  Список обязательных к применению нормативных документов в 2020 году

Право оперативного управления автономного учреждения распространяется только на недвижимое имущество, закрепленное за ним учредителем, или особо ценное движимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Таким образом, режим оперативного управления является системой правоотношений, возникающих между собственником — учредителем учреждения и учреждением по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению. Право оперативного управления представляет совокупность правомочий учреждения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником имущества.

Право оперативного управления относится к вещным правам (ст. 216 ГК РФ), для которых характерны следующие свойства:

  • они предоставляют субъектам гражданских правоотношений полномочия по владению и пользованию имуществом, но ограничивают право распоряжения им;
  • могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества;
  • их защита от нарушений осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ, а именно субъекты права оперативного управления могут истребовать имущество из чужого незаконного владения и требовать устранения нарушений правомочий пользования переданным имуществом, в том числе от его собственника.

Право оперативного управления на движимое имущество возникает с момента его передачи учреждению (п. 1 ст. 299 ГК РФ), на недвижимое имущество — с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 22.07.1997 N 122-ФЗ). Передача имущества учреждению осуществляется при его создании.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления прекращается по правомерному решению собственника имущества об его изъятии у предприятия или учреждения. С учетом того, что указанное вещное право принадлежит учреждению, прекращение его связано с реорганизацией или ликвидацией данного юридического лица. Поэтому под решением собственника об изъятии имущества у учреждения следует понимать решение собственника о реорганизации или ликвидации учреждения.

Право оперативного управления также прекращается по общим основаниям, за исключением случаев перехода права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся во владении учреждения, к другому собственнику, когда право оперативного управления сохраняется за указанным учреждением на переданное ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Признаки вещного права характерны как для права оперативного управления, так и для права хозяйственного ведения. Различия между ними заключены в их содержании. Чтобы раскрыть содержание права оперативного управления, его необходимо сравнить с правом хозяйственного ведения. В таблице представлены их сравнительные характеристики.

С учетом установленных различий права хозяйственного ведения и оперативного управления следует отметить, что первое предоставляет больше прав предприятию по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, чем второе. Юридические лица, созданные на праве оперативного управления, не могут распоряжаться переданным им имуществом без согласия его собственника. Данное правило не является исключением и для нового вида учреждения — автономного (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Различия в указанных вещных правах, на наш взгляд, объясняются тем, что государственное и муниципальное имущество в первую очередь предназначено для выполнения государственных задач. Поэтому РФ, ее субъекты и муниципальные образования, обладая имуществом разного государственного значения, создают юридические лица либо на праве хозяйственного ведения, предоставляя широкие правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, либо оперативного управления, оставляя за собой право распоряжения имуществом.

Оперативное управление имуществом

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Оперативное управление

Оперативное управление имуществом как вещное право предоставляется Гражданским кодексом РФ государственным казенным учреждениям и предприятиям. Данное право используется и в сфере государственной, и в сфере частной собственности.

Характеризуется оперативное управление имуществом такими чертами. Это право осуществляется казенными учреждения в рамках закона в соответствии с конкретными целями деятельности и назначением имущества. В отличие от собственника имущества полномочия носителя этого права имеют рамки. Их может определять собственник, который вправе распоряжаться им по собственному усмотрению или вообще изъять имущество у носителя права оперативного управления.

Субъекты, которым отводится оперативное управление имуществом, могут обладать разными статусами и быть наделены разными задачами. В связи с этим Гражданским кодексом определяются разные нормы этого права.

Как правило, государство создает казенные предприятия в наиболее важных сферах и направлениях экономической деятельности. Поэтому оно напрямую заинтересовано в том, чтобы имущественная база этих предприятий сохранялась за ними и способствовала осуществлению возложенных на них задач. Именно поэтому оперативное управление имуществом жестко регламентируется Гражданским кодексом и во многом ограничивается строгими рамками.

Собственник имущества может изъять имущество из оперативного управления в случае его нерационального использования и передать его другому предприятию по собственному усмотрению. При этом собственник имущества обладает правом определения основных направлений деятельности казенного учреждения, а также распределения получаемого им дохода.

Отчуждать и распоряжаться переданным ему на праве оперативного управления имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Самостоятельно оно может лишь реализовать произведенную продукцию.

Учреждения могут быть не только государственными, но и частными.

Поэтому режим права оперативного управления должен отражать особенности осуществляемых предприятием функций, возможности распоряжаться доходами и пр.

Учреждения, имеющие имущество в управлении, не может им распоряжаться самостоятельно. Однако собственники имущества несут ответственность за возможные последствия их вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, которым передают в управление имущество. Выражается это в установлении субсидиарной ответственности по обязательствам казенных, бюджетных и частных учреждений в случаях недостаточности их собственного имущества.

Кроме этого, существует и право хозяйственного ведения имуществом. Оно, как и оперативного управления, принадлежит юридическому лицу. Заключается оно в наделении полномочиями по распоряжению чужим имуществом. Назначением этих прав является создание возможностей для самостоятельного участия юридических лиц, не владеющих собственным имуществом, в гражданском обороте.

Читайте так же:  Решение суда о приостановлении исполнительного производства в 2020 году

Субъектами-обладателями права хозяйственного ведения выступают государственные и муниципальные предприятия. Хозяйственное ведение имуществом и оперативное управление имуществом отличаются содержанием и объемом правомочий, получаемых их обладателями от собственников имущества.

Право хозведения – это возможность владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом, переданным собственником, в пределах, которые устанавливает закон. Права самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом оно не дает, но при этом решения по поводу движимого имущества могут приниматься без согласия собственника. Собственник сохраняет за собой право на создание, ликвидацию или прочие подвижки в деятельности предприятия, право контроля за его имуществом, а также право получения части прибыли. Другими словами, право оперативного управления позволяет владеть и распоряжаться имуществом в соответствии с заданием собственника и назначением передаваемого в ведение имущества.

63. Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав собственника и не могут, как и любые другие ограниченные вещные права, существовать в отрыве от основного права. Спецификой отличаются как субъекты, так и объекты права хозяйственного ведения и оперативного управления. Субъектами этих прав могут выступать только юридические лица, и притом не любые, а лишь унитарные предприятия и учреждения.

Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные за соответствующими юридическими лицами и остающиеся в собственности их учредителей. Наряду с недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть закреплены и движимые вещи.

Например, за государственным образовательным учреждением собственник закрепляет, как правило, не только здание, но и оборудование и инвентарь.

Вещный характер прав хозяйственного ведения и оперативного управления проявляется в сохранении их действия в случае смены их собственника (ст. 300 ГК).

Право хозяйственного ведения— это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Подобного рода предприятия создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законодательством (ст. 295 ГК РФ).

Так, унитарное государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Право оперативного управления— это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Правом оперативного управления имуществом наделяются только специальные субъекты — казенные предприятия и учреждения, финансируемые собственником. Правомочия, составляющие право оперативного управления, имеют строго целевой характер. Собственник-учредитель наделен правом изъять у казенного предприятия и учреждения излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Хотя и казенное предприятие и учреждение наделяются имуществом на праве оперативного управления, тем не менее имеются различия в содержании их правомочий по распоряжению имуществом собственника, а также в условиях привлечения собственника к субсидиарной ответственности по долгам учрежденного им субъекта.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. В соответствии с законом (п. 1 ст. 19 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта РФ вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ (п. 1, абз. 2, ст. 19 того же Закона). Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ).

Отношения по поводу имущества между государственным или муниципальным образовательным учреждением и собственником имеют определенные особенности, которые нашли отражение в Законе «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Читайте так же:  Соглашение об изменении содержания закладной госпошлина в 2020 году

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: сравнительный анализ их содержания.

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты вещного права

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 114, 294 ГК РФ)

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия) и учреждения (частные учреждения, бюджетные и автономные государственные или муниципальные учреждения) (ст. ст. 115, 120 ГК РФ)

2. Собственник имущества

РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 114 ГК РФ)

РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 115 ГК РФ), а также физические и юридические лица (ст. 120 ГК РФ)

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества

Распоряжение движимым имуществом без согласия его собственника. Распоряжение недвижимым имуществом с согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ)

Распоряжение имуществом с согласия его собственника. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ)

4. Права собственника в отношении имущества

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Собственник вправе распределять доходы казенного предприятия (только для казенных предприятий) (п. 2 ст. 297 ГК РФ)

5. Ответственность собственника

Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана действиями собственника переданного ему имущества, то на него в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 7 ст. 114 ГК РФ)

Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Указанное правило не распространяется на учредителей автономного учреждения

Унитарные государственные и муниципальные предприятия

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

сохранением права собственности на имущество за учредителем;

закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

единоличными органами управления.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных: на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы); на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы)

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Такое предприятие не вправе продавать переданное ему собственником недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим государственному предприятию, оно распоряжается самостоятельно.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего государственному предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия;

казенные государственные унитарные предприятия

Унитарное предприятие на праве оперативного управления (казённое предприятие) создаётся, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с решением правительства РФ.

Казённое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих казённое предприятие возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Порядок распределения и использования доходов казённого предприятия также определяется собственником и фиксируется в его уставе. Избрание и освобождение на должность руководителя осуществляется федеральным органом правительства, утвердившим его устав. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой расходов, утверждаемой собственником его имущества.

Собственник имущества, закреплённого за казённым предприятием на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казённое предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но при его недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несёт Российская Федерация.

Казённое предприятие не имеет права учреждать иные предприятия, входить в состав других юридических лиц и, что существенно сокращает его возможности, заниматься последующим внедрением и развитием научных разработок или иным образом участвовать в рыночных отношениях;

учреждения, созданные собственником

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. Если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Оперативное управление имуществом и хозяйственное ведение различия в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here