Ограничения после увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году

Самое важное в статье: "Ограничения после увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Сокращение госслужащих в 2020 году

Растущая роботизация и грамотная оптимизация производства все чаще лишают работы людей. Обычно это касается лиц рабочих специальностей, трудящихся руками. В последнее время оптимизация стала касаться управляющего состава различных компаний, в том числе и государственных. Это приводит к уменьшению численности рабочих мест. Сокращение госслужащих в 2020 году в России не «за горами», хотя не все знают, что попадают в зону риска.

Последние новости о реформе в государственной службе

Недавно Минфин анонсировал сокращение госслужащих путем сокращения подразделений федеральных контор и даже целых ведомств. Это заявление привело к многочисленным дискуссиями и яркому осуждению. Последние новости про очередное сокращение вызвали новую волну возмущения и паники у государственных служащих.

О таких планах заявила госпожа Нестеренко, являющаяся первым замом министра финансов. Про ожидаемые сокращения было сказано в рамках выступления на коллегии казначейства. В докладе речь шла о сотрудниках территориальных органов власти, имеющих большую численность сотрудников, дублирующих функции друг друга. Это недопустимо в рыночных условиях, поэтому такую ситуацию необходимо поменять.

Борьба с дублированием функций госслужащих

Ранее высказывались планы, предполагающие сокращение управленческого состава похожих по роду деятельности министерств и ведомств. Пока еще не видны результаты, но работа уже ведется. Начатая в прошлом году реформа еще только набирает обороты. По сути уменьшение количества управленцев должно стать началом массовой оптимизации всей структуры государственных учреждений.

Очередная волна планируемых сокращений тоже будет посвящена объединению работы разных сотрудников, занимающихся деятельностью, близкой к идентичной. Т.е. для государственных служащих будет применяться критерий дублируемости, особенно в части управления.

Если реальную работу конкретный человек не может эффективно выполнять при заметном увеличении объема труда, то руководить с прежним уровнем качества можно и большим количеством подчиненных. Впрочем, бояться сокращения стоит и лицам из разных отделов, занимающимся идентичной работой, например, снабжением в разных сферах, но в одной компании.

В этом и будет проявляться ликвидация дублирующих должностей, т.к. обычно разделение на отделы уменьшает объем работы, деля ее на нескольких сотрудников, хотя она могла бы быть выполнена одним человеком. Теперь же будет проходить обратный процесс — лишние звенья уберут, делегировав их работу в разумных пределах одному сотруднику.

Ожидаемые масштабы сокращений

После публикации планов правительства, касающихся расформирования ведомств, у госслужащих после новостей о сокращении началась некая паника. Люди боятся остаться без работы в самое неподходящее время. К тому же власти достаточно точно высказались о количестве сокращаемых лиц.

Важно! Госслужащим не стоит выяснять будет ли массовое сокращение или нет. Размер в процентах от общей численности работников уже озвучен, а само увольнение будет проходить поэтапно вслед за проведением оптимизации и перераспределение трудовых функций сокращаемых лиц.

Пока нет данных о том когда и как будет происходить увольнение государственных служащих, попадающих под сокращение. При этом на федеральном уровне закреплена корректная процедура увольнения таких сотрудников. Компания, сокращающая людей, обязана выплатить выходное пособие в размере 2 должностных окладов для постоянных работников.

Временным лицам положена оплата лишь в виде 2-недельного оклада, хотя вряд ли их будет много, т.к. в преддверии планируемого сокращения госструктуры не станут набирать дополнительный персонал. Госведомствам и так предстоит сложный выбор между увольняемыми лицами, т.к. в планах чиновников сразу 2 последовательных сокращений в рядах территориальных органов власти:

  1. Уменьшение штата на 5% в 2020 году.
  2. Сокращение еще 10% госслужащих в 2021 году.

Т.е. те, кто избежит увольнения в 2020 году могут «успеть» попасть под сокращение в 2021 году. Причем сотрудникам центрального аппарата повезло меньше — в ближайшее время вместо 5% работников планируют сократить до 10%.

Мнение населения на ожидаемые сокращения

После того как Минфин анонсировал сокращение госслужащих в прошлый раз, в сети появились множественные отклики граждан. Тогда люди предвидели масштабные сокращения, причем увольняли обычных сотрудников, реально занятых работой, а не управляющий персонал, как предполагалось изначально при расформирование государственных ведомств и подразделений.

Сейчас люди закономерно предполагают, что ситуация повторится — количество реально работающих лиц, зачастую самых низших звеньев, сократится, а потери среди руководства будут минимальными. Это при том, что штат начальства и так раздут в различных министерствах и государственных структурах.

Точка зрения! Перед началом сокращений чиновникам стоит разработать некий алгоритм процентного содержания работников различных звеньев в рамках одного ведомства. Т.е. чтобы на одного начальника приходилось определенное количество сотрудников или чтобы на 1 руководящую единицу при малом штате возлагалась часть работы рядовых лиц.

Минфин уже начал задумываться о неком нормировании. Уже в процессе разработки находится проект реестра полномочий государственных органов. После его завершения исключать дублирование станет легче. Также реестр позволит разделять федеральных госслужащих, занимающихся разными отраслями государственной деятельности.

Связь реформы госслужбы с размером заработной платы

Многих федеральных госслужащих обвиняют в излишних заработках, забывая о том, что низшие звенья имеют вполне скромные доходы, сопоставимые с получкой продавца или менеджера небольшой компании. При этом большое количество чиновников, их заместителей и «помощников помощника» возлагает огромную финансовую нагрузку на бюджет, ведь даже небольшая зарплата, помноженная на пару десятков получателей, уже превращается в крупную сумму.

Оптимизация будет затрагивать и этот вопрос. В результате сокращения вместе с работой планируют добавить и оплату за трудовую деятельность. Также сейчас рассматривается вопрос изменения процентного соотношения должностного оклада и стимулирующих выплат различного характера. Поэтому стоит ждать не только сокращений, но и изменения в порядке начисления заработной платы для оставшихся работников.

Сокращение госслужащих в 2020 году в России уже обретает конкретные формы и имеет четкие критерии отбора увольняемых лиц. В некой опасности работники, имеющие дублирующие функции с другими сотрудниками, а также целые отделы, занятые вспомогательной деятельностью.

Минтруд России издал методические рекомендации по трудоустройству бывших госслужащих

Nirat.pix / Shutterstock.com

В целях формирования единообразной практики применения ограничения, налагаемых на бывших госслужащих при заключении ими трудового или гражданско-правового договора Минтруд издал свои методические рекомендации (Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина,замещавшего должность государственнойили муниципальной службы, при заключенииим трудового или гражданско-правового договора с организацией Минтруда России).

Читайте так же:  Срок привлечения к административной ответственности составляет в 2020 году

Так, что по общему правилу работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на оказание услуг с гражданином в течение двух лет после его увольнения с госслужбы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора бывшему работодателю госслужащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). При этом в министерстве поясняют, что это распространяется на бывшего госслужащего вне зависимости от оснований его увольнения с госслужбы.

Особое внимание уделяется также рекомендациям по процедуре получения бывшим госслужащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие потребуется гражданину, если он:

  • занимал должность, в том числе предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, в функции которой входило государственное, муниципальное (административное) управление в отношении организации, в которую он устраивается;
  • он уволился c госслужбы менее двух лет назад на дату трудоустройства (при этом, если в течение двух лет с момента увольнения с госслужбы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, ограничения действуют в отношении каждого случая);
  • заключает трудовой или гражданско-правовой договор о выплате ему месячного вознаграждения более 100 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации ранее пришел к выводу, что при приеме бывшего госслужащего на работу в организацию, выполняющую государственные функции, новый работодатель не обязан направлять уведомление по предыдущему месту работы принятого сотрудника об этом факте.

Ставка федерального госслужащего на 2020 год в РФ

Государственные служащие – это особая прослойка населения, ведь им приходится заниматься довольно специфическими обязанностями, поэтому заработные платы им начисляются по особенной схеме. Они относятся к бюджетникам, соответственно, могут рассчитывать на ежегодный рост доходов.

Однако в прошлом во время кризиса именно на государственных служащих было решено экономить, то есть не поднимать им заработные платы. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос о том, будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2020 году.

Федеральные служащие на госслужбе

Найти чёткое определение того, кто является федеральным государственным служащим можно в ФЗ номер 79, в 10-й статье которого четко описано положение, обязанности и оплата труда данной категории бюджетников. В целом можно сказать о том, что по трудовому договору для данной профессии заработная плата формируется на основе специальной ставки, к которой прибавляются премии и компенсации.

Именно они определяют основной размер заработной платы. Труд госслужащих оплачивается государственным бюджетом и размеры окладов зависят от того, в какой именно сфере занят тот или иной человек.

В федеральном законе о госслужащих сказано о том, что денежное довольствие данной категории граждан состоит из суммы должностных окладов, которая рассчитывается по должности, оклада за чин, а также ежемесячных выплат, к которым могут относиться как материальные премии, так и финансовые стимуляция.

Последние – это премии за качественно выполненную профессиональную деятельность, доплаты за отдельно выполненные дела, премии за хорошие результаты на службе, а также льготы и социальные гарантии.

Новости по теме:

Говоря о том, что будет с зарплатой госслужащего, стоит отдельно обсудить тот факт, что основную часть рабочего оклада составляют дополнительные выплаты, которые могут достигать 200 % от всего оклада.

Обычно устав государственной организации определяет основной оклад сотрудника, а все то, что выплачивается сверх него, рассчитывается и подается на выплату руководством.

Размер премиальных зависит от выслуги лет и стажа, а также здесь играет большое значение регион, в котором работает госслужащий. Средняя заработная плата федерального служащего в разных точках России варьирует от 35 000 рублей до 56 000 рублей в месяц.

Стоит ли ожидать роста окладов?

Если верить последним новостям, то индексация заработных плат федеральных госслужащих в России не предусмотрена, хотя именно индексирование на сегодняшний день является основной методикой повышения заработных плат любой категории бюджетников. Вероятнее всего, заработные платы этой категории служащих останутся такими же, как и в 2019-м году.

Государственный аппарат называет подобную процедуру «временной заморозкой», которая подкреплена рядом нормативно-законодательных актов. Однако на будущее политики смотрят с большем оптимизмом, поэтому считается что 2021-м году рост зарплат данной категории бюджетников может достигнуть сразу 10 %.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что ставка федерального госслужащего на 2020 год в РФ останется такой же, как и в прошлом году. Возможно решение об индексации будет пересмотрено по окончании финансового года и в зависимости состояния государственного бюджета, но пока власти по этому поводу ничего не говорят.

Для справки: наиболее высокая заработная плата зафиксирована в российском правительстве, где чиновники получают 240 000 рублей, после чего идут представители администрации президента, которые зарабатывают примерно 236 000 рублей, а затем депутаты и сотрудники Государственной думы с зарплатой в 158 000 рублей.

На фоне этого можно сказать о том, что отсутствие индексации заработных плат не является критическим моментом для федеральных госслужащих, хотя прибавка для этой категории бюджетников даже в размере 4-5% на фоне инфляции была бы существенной.

Мнение правительства

Власти не могут не отметить тот факт, что на фоне падающих реальных зарплат основного населения, которым не помогли даже увеличения в ходе реализации «майских указов» президента, увеличение зарплаты государственным гражданским служащим могло было бы выглядеть как насмешка.

Данный факт в любом случае вызвал бы недоумение общественности, потому что назвать маленькими заработные платы федеральных чиновников никак нельзя. С региональными ситуация несколько иная, но и они обычно не жалуются на уровень доходов.

Резкий рост заработных плат чиновников относительно средней заработной платы обычного населения был зафиксирован еще в 2013-м году, когда зарплата среднестатистического представителя госвласти росла втрое быстрее, чем у обычного бюджетника. Соответственно, на сегодняшний день прибавка к заработной плате чиновникам федерального аппарата государственной власти не выглядит особенно необходимой.

Реформа системы госслужбы

В 2020-м году начинается масштабная реформа системы государственной службы, в связи с чем возникает вопрос о том, будет ли сокращение федеральных госслужащих в 2020 году.

Сразу стоит сказать, что сокращение будут и они коснутся 5% тех чиновников, которые относятся к территориальным органом власти. Ещё 20% госслужащих, относящихся к центральному аппарату госвласти, могут быть уволены в 2021 году.

Заявление об этом сделала заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко. Она объясняет подобное решение необходимостью освобождения ресурсов для того, чтобы полностью изменить систему оплаты труда. Однако фонд заработных плат не будет меняться, понизится только стимулирующая часть окладов до 40%, которая сегодня, как уже было сказано выше, составляет 60 %.

Читайте так же:  Ходатайство о фальсификации доказательств в гражданском процессе в 2020 году

Мнения экспертов по поводу очередной реформы госвласти и последних новостей о повышении окладов федеральным госслужащим в России довольно противоречивые. Антон Силуанов говорит о том, что реформа должна именно привести к сокращению числа чиновников, однако независимые эксперты опасаются того, что сокращаться будут как раз незанятые ставки, а также технический персонал.

Что предлагают сделать независимые эксперты?

Очевидно, что прибавка к зарплате федеральным госслужащим в 2020 году в России не планируется, но реформа госвласти будет. Она затронет не только сокращение числа чиновников, а также изменение формирования зарплат.

Планируется переведение на плавающую стимулирующую часть, что по мнению авторов данного законопроекта позволит улучшить работу госслужбы. Однако находятся эксперты, которые предлагают поступить следующим образом – привязать уровень зарплаты федеральных госслужащих к средней заработной плате по стране (сегодня её официальный размер достигает 40 000 рублей, что на порядок меньше, чем зарабатывают чиновники).

Держать заработную плату на таком уровне предлагается до тех пор, пока, к примеру, не будет достигнут высокий уровень ВВП.

Нет ничего удивительного в том, что чиновникам хочется получать такие же зарплаты, какими могут похвастаться те же госслужащие Китая или США. Однако никто не отрицает того факта, что в фонде оплаты труда не хватает средств на подобное увеличение.

Выход – снизить количество чиновников, параллельно показывая населению тот факт как активно власти ведут борьбу за качество госаппарата. Однако на фоне всего этого возникает вполне логичный вопрос о том, не является ли все это простой «показухой»? И именно на него предстоит найти ответ в ближайшем будущем.

Итоги года: Государственная гражданская служба и противодействие коррупции

26 декабря 2018

Совершенствование законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации

Основным направлением совершенствования законодательства о гражданской службе в 2018 году являлось повышение объективности и прозрачности процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв.

Так, Правительство России утвердило Единую методику проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов (соответствующее постановление № 397 принято 31 марта 2018 года).

Применение федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации Единой методики способствует обеспечению единства правоприменительной практики формирования кадрового состава и, соответственно, надлежащей реализации принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе Российской Федерации, установленного законодательством.

Кроме того, принят Федеральный закон от 11 декабря 2018 года № 461-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статьи 52 и 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих».

Методическое обеспечение реализации законодательства о гражданской службе

Справочник рекомендуется использовать в работе федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской Федерации при совершенствовании должностных регламентов государственных гражданских служащих в части включения в них квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, сформированных с учетом областей и видов профессиональной служебной деятельности и учитываемых в ходе кадровых процедур для оценки профессионального уровня гражданских служащих (граждан).

Также обновлен Методический инструментарий по формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (Версия 3.0), который конкретизирует подходы по применению Единой методики и включает технологии оценки кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской службы, организации испытания гражданских служащих, рассмотрения индивидуальных служебных споров и другие.

Минтруд России подготовил и рекомендовал государственным органам для апробации Методику формирования и развития профессиональной культуры государственного органа. Реализация положений методики будет способствовать повышению профессионализма и компетентности, честности и беспристрастности при исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, что обеспечит формирование имиджа государственного органа, вызывающего доверие к его деятельности, а также повышение престижа государственной гражданской службы в целом.

В рамках реализации мер по совершенствованию профессионального развития гражданских служащих, повышени ю их профессионализма и компетентности министерством разработаны методические рекомендации по вопросу обеспечения своевременной актуализации дополнительных профессиональных программ для государственных гражданских служащих. Методические рекомендации предназначены для использования в работе сотрудников кадровых подразделений государственных органов, занимающихся вопросами организации обучения гражданских служащих.

Кроме того, с целью формирования системы оценки качества дополнительных профессиональных программ для федеральных гражданских служащих разработаны методические рекомендации по формированию и внедрению системы оценки качества дополнительных профессиональных программ для федеральных государственных гражданских служащих.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для обеспечения формирования комплексной системы привлечения кадров на службу посредством профессиональной ориентации и отбора молодежи из числа студентов и выпускников образовательных организаций Минтруд России разработал Методические рекомендации по вопросам организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на государственной гражданской и муниципальной службе. Методические рекомендации направлены на обеспечение взаимодействия федеральных государственных органов (центральных аппаратов и территориальных органов), государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с профильными образовательными организациями, их студентами и выпускниками по вопросам привлечения перспективных молодых кадров на службу.

В порядке внедрения показателей эффективности реализации единого цикла кадровых процедур на гражданской службе Минтруд России разработал и рекомендовал к применению методику оценки показателей повышения эффективности и результативности работы кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, включая показатели эффективности использования кадровых резервов. Применение методики характеризует уровень организации и эффективности наиболее значимых кадровых процессов, а также обозначает дальнейшие развития деятельности кадровых служб.

Открытое распространение информации о современных кадровых технологиях и консультированию по вопросам их применения на гражданской службе

В рамках содействия внедрению новых форм профессионального развития гражданских служащих в 2018 году Минтруд России организовал проект по обмену опытом и внедрению на государственной гражданской и муниципальной службе современных технологий управления персоналом «Практикум по управлению кадрами».

Для участия в стажировках поступило более 1,35 тыс. заявок от федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые распределены по 31 площадке на территории Российской Федерации, в число которых входят Аппарат Государственной Думы ФС РФ, ряд федеральных министерств, служб и агентств, а также государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В декабре 2018 года состоялся Всероссийский конкурс «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления».

Читайте так же:  Порядок проведения межевания земельного участка по закону в 2020 году

По результатам конкурса ежегодно формируется база данных лучших кадровых практик (размещена на официальном сайте Минтруда России), а также готовятся сборники лучших кадровых практик.

Вопрос о конкурсе лучших кадровых практик на государственной и муниципальной службе в декабре 2018 года рассмотрен на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, по результатам которого одобрена практика проведения Минтрудом России данного конкурса.

Противодействие коррупции

Одним из ключевых направлений деятельности Минтруда России является профилактика коррупции.

Так, в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтруд России на регулярной основе проводит мониторинг и анализ практики применения антикоррупционного законодательства, подготовку методических рекомендаций, разъяснений, обзоров, осуществляет организацию и участие в различных просветительских мероприятиях (совещания, круглые столы, конференции), посвященных вопросам повышения эффективности противодействия коррупции, соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных ограничений, запретов и требований, норм этики. Данные методические и информационные материалы размещаются на официальном сайте министерства и доступны в подразделе «Политика в сфере противодействия коррупции».

С 2009 года Минтруд России на системной основе организует централизованное обучение федеральных гражданских служащих по вопросам, связанным с противодействием коррупции. В 2018 году повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошли 1 465 гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов.

Кроме того, в 2018 году подготовлено положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденное постановлением Правительства России
от 5 марта 2018 года № 228, которым определен порядок включения сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, исключения из реестра сведений, размещения реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Также скорректированы Требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, утвержденные приказом Минтруда России от 7 октября 2013 года № 530н.

В рамках текущей деятельности в 2018 году министерство подготовило:

  • Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2019 году (за отчетный 2018 год);
  • Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
  • Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией;
  • обзоры практики правоприменения в сфере конфликта интересов;
  • информационные письма по вопросам правоприменения отдельных положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации.

В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства
в 2018 году министерство подготовило проекты федеральных законов, которые предусматривают унификацию регулирования вопроса получения подарков для всех категорий лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования, а также устанавливают единый подход к определению антикоррупционных ограничений и обязанностей для различных категорий работников. Законопроекты находятся на рассмотрении в Госдуме России.

Деятельность Минтруда России в пределах компетенции направлена на создание условий для действенного функционирования правовых и организационных механизмов профилактики коррупции.

Правительство реформирует систему оплаты труда и найма чиновников

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2020–2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.

В 2019–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019–2021 годы». По нему до 2020 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы — создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) — оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих — 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных — 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году — 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как госслужащим готовят увольнения и рост зарплат

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. “Ъ” от 19 марта). Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить — запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2020 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий. По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий. «Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными»,— говорит он.

Читайте так же:  Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году

Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников — достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Уведомление о приеме бывшего госслужащего

Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.

Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?

Законодательство обязывает бывшего госслужащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своем последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ).

Такая обязанность распространяется на бывших служащих, чьи должности были включены в перечни, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это, к примеру, перечень, утвержденный Указом Президента от 18.05.2009 № 557, перечень, утвержденный Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38, и даже перечни, утвержденные актами органов власти субъектов РФ (в частности, нормативный правовой акт Рузского муниципального района МО от 16.05.2011 № 18/2011-РР ).

А где работодателю найти перечни профессий госслужащих для уведомления о приеме? Хотя правильнее, конечно, говорить о должностях служащих.

Чтобы работодателю убедиться, что должность бывшего служащего входит в перечни, и, следовательно, такому работодателю нужно подавать уведомление на нового работника, он может (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций, утв. Письмо Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943):

  • ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах;
  • зайти на официальном сайте федерального государственного органа в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции;
  • воспользоваться официальным сайтом органа госвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу;
  • обратиться с запросом в федеральный госорган, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Если должность бывшего служащего в таких перечнях не поименована, представлять на него уведомление работодателю не придется.

В то же время, если ваш работник уже трудился до вас на негосударственной службе (к примеру, в коммерческой организации), подать уведомление придется и вам, если со дня увольнения работника с госслужбы не прошло более 2 лет.

А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?

Если работодатель заключает не трудовой договор, а договор ГПХ с бывшим служащим, это не означает, что представлять уведомление не придется. Однако здесь необходимо учитывать некоторые особенности. Если по служащему, должность которого включена в перечни, и с которым заключается трудовой договор, уведомление представляется всегда, то по договору ГПХ – только при определенных условиях. Уведомление по заключенному ГПД нужно будет подать, если (ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ , п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46):

  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.

Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего

А какие для уведомления о приеме бывшего госслужащего сроки представления?

Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46). К примеру, если договор со служащим заключен 21.03.2018, то уведомление можно подать не позднее 02.04.2018, поскольку последний день срока (31.03.2018) — суббота.

Обращаем внимание, что если бывший служащий принимается на работу на условиях совместительства, то уведомление нужно подать только на внешнего совместителя. Если бывший служащий трудится у одного и того же работодателя как основной работник, а затем еще и принимается как внутренний совместитель, подавать отдельное уведомление на совместителя не нужно (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Оформляем уведомление о приеме государственного служащего

Чтобы правильно составить уведомление о приеме на работу государственного служащего, необходимо обратиться к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.

Уведомление (также часто именуемое сообщением) оформляется на фирменном бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, который подписал трудовой договор или ГПД со служащим. При наличии печати подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29).

В уведомлении должны содержаться следующие сведения (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29):

  • Ф.И.О. бывшего служащего (если изменялись, то указываются прежние данные);
  • число, месяц, год и место его рождения;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращенное наименование организации.

Также, в зависимости от того, заключен трудовой договор или договор ГПХ, в уведомлении нужно указать:

Дополнительные данные, указываемые в уведомлении в зависимости от того, заключен
трудовой договор: договор ГПХ — дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы). — дата и номер гражданско-правового договора;
— срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
— предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
— стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору
Читайте так же:  Оскорбление судебного пристава при исполнении служебных обязанностей в 2020 году

Уведомление направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении) или передается лично (в этом случае необходима отметка о получении на экземпляре работодателя).

Приведем заполняемый при приеме на работу бывшего госслужащего образец уведомления.

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Общие требования к госслужащим

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Запретительные меры для работы

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание. Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема № 1. Запреты по сферам деятельности

Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост. Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство нужно в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015).

Если стоимость подарка неизвестна или же оценена дороже 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Отметим, что дорогостоящий подарок можно выкупить. Для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушение

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Так, госслужащего могут наказать следующими видами взысканий:

  • сделать замечание;
  • объявить выговор;
  • оформить предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольнение с гражданской службы.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К тому же в отношении правонарушителей могут быть назначены и финансовые санкции. Например, возмещение причиненного вреда ( ст. 1069 ГК РФ ) или убытков ( ст. 15 ГК РФ ), административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей — ст. 2.4 КоАП . И это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Ограничения после увольнения с государственной гражданской службы в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here