Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году

Самое важное в статье: "Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Второй иностранный язык перестанет быть обязательным в ФГОС

В новых федеральных государственных стандартах второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.

«Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС — ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию», — сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.

«Мы знаем прекрасно, что во многих школах нет такой возможности. Они вводят этот второй язык, он становится формальным, преподается один-два часа в неделю, в итоге это приводит к лишней нагрузке на детей, эффекта никакого», — добавил замминистра.

Предметы в 5 классе в 2019-2020 году

Все экзамены за 4-й класс сданы, и ваш малыш успешно завершил обучение в младшей школе – самое время узнать, какие обязательные предметы будет учить ребенок в 5 классе и какие дополнительные курсы могут предлагать ученикам школы в 2019-2020 учебном году.

Федеральный базисный учебный план

Все образовательные учреждения РФ составляют свои рабочие планы, опираясь на примерный (базисный) план, разработанный Минобрнауки. В этом документе четко прописывается перечень предметов и количество часов, отводимых для их изучения в том или ином классе.

Примерный учебный план включает в себя:

  1. инвариантную составляющую (список дисциплин, обязательных для изучения во всех школах РФ);
  2. вариативную составляющую (курсы, которые школы могут включать либо не включать в учебную нагрузку в зависимости от профиля обучения);

При планировании нагрузки для учащихся 5-х классов руководство школ и гимназий отталкивается от данных, приведенных в базисном плане для V-IX классов. При этом за образовательными учреждениями РФ закреплено право распределять учебную нагрузку в рамках реализации принципов дифференциации и вариативности при модульном обучении.

При этом обязательно должны быть соблюдены такие соотношения:

  • не менее 75% — федеральный компонент;
  • не менее 10% — национально-региональный компонент;
  • не менее 10% — компонент образовательного учреждения.

Часы, отведенные на национально-региональный и собственный компонент школы, могут быть использованы для введения дополнительных часов по профильным дисциплинам.

Согласно нормам годовая учебная нагрузка в 5-х классах не должна превышать:

Минпросвещения России настаивает на обязательности изучения второго иностранного языка в 5-9 классах

undrey / Depositphotos.com

Минпросвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (письмо Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08-1214). Поясним, что с 15 мая текущего года Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Как пояснили ГАРАНТ.РУ в пресс-службе Минобрнауки России, указанное министерство не занимается вопросами средней школы, так как эта тема относится к ведению Минпросвещения России.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации (школы). А такую программу школа разрабатывает и утверждает самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru).

При этом ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Имеют ли право родители (законные представители) выбирать язык, языки образования? Узнайте из материала «Образовательный процесс» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Любопытно, однако, что к выводу о необходимости изучать второй иностранный язык министерство пришло лишь в текущем году: упомянутый ФГОС был введен в действие в марте 2011 года, и уже тогда второй иностранный язык упоминался в нем в качестве обязательного компонента учебного плана. Сравним:

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература);
  • родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Отметим, что «второй иностранный» не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Новые стандарты и предметы: какие изменения произойдут в школах с 1 сентября

14:02, 20 августа 2019г, Образование 3848

Читайте так же:  Отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам в 2020 году

Фото Андрей КАСПРИШИН

Важные изменения ждут школьников в новом учебном году. Завершается переход всех обучающихся на ФГОС основного общего образования. Будет введен второй обязательный иностранный язык и три предмета по родному языку. Представители регионального министерства образования и науки рассказали «АП», что именно изменится в общем образовании.

Новые стандарты

С 1 сентября все ученики с 1 по 9 классов будут обучаться по новым стандартам. Поясним, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных для основных образовательных программ учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Также около 4 тысяч десятиклассников 110 школ и 800 одиннадцатиклассников 15 школ будут обучать в 2019-2020 учебном году по ФГОС среднего общего образования в пилотом режиме.

Это значит, что в расписании появятся новые предметы. Причем будут они обязательны для изучения. Новыми станут: второй иностранный язык, родной язык, литературное чтение на родном языке и родная литература.

Второй иностранный

Как поясняют в региональном Минобрнауки, школы сами смогут выбирать, какой второй иностранный язык будут преподавать, в каком объеме и что войдет в содержание учебного предмета.

Кстати, в прошлом учебном году второй иностранный уже преподавался в 133 школах, причем 66 из них – сельские. Изучали по два иностранных языка 11,5 тысяч школьников, в том числе 7,2 тысячи – пятиклассники.

В качестве второго иностранного языка обучающиеся выбирали немецкий (73,7%), французский (23,6%) и английский (2,3%) языки. За счет часов внеурочной деятельности около 0,5% старшеклассников 10 – 11 классов изучали китайский язык.

В новом учебном году изучение второго иностранного языка в школах края будет вестись в 5, 7, 8 и 9 классах. Также продолжат обучение шестиклассники 133 школ края, изучавшие второй язык в 2018-2019 учебном году.

Новые предметы

С нового учебного года школьникам предстоит изучать еще несколько новых предметов. Появятся «Родной язык», «Родная литература» и «Литературное чтение на родном языке».

Это сделано для «реализации права учащихся на изучение родного языка из состава языков Российской Федерации», включая и русский. В основном, этот вопрос важен для больших национальных республик.

В Алтайском крае в качестве родного будут преподавать русский язык. Предметы будут введены для обучающихся 2-9 классов.

Кстати, торжественные линейки, посвященные Дню знаний, в этом году в школах региона пройдут не 1 сентября, а 2-го.

По данным Минобрнауки региона, в 2019 – 2020 учебном году к обучению приступят около 275 тысяч школьников. Это на 5 тысяч человек больше, чем в прошлом году. Причем свыше 29,8 тысяч – первоклассники, в столице края – около 8,5 тысяч.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

В соответствии с ФГОС, второй иностранный язык в школе считается обязательной дисциплиной – в 2019-2020 годах расширить перечень изучаемых предметов предстоит тем учебным заведениям, которые еще не присоединились к программе. Министерство образования и науки РФ напомнило об этом образовательным организациям (письмо № 08–1214 от 17 мая 2018 г.).

Новая языковая программа

После внесения 29 июня 2017 года изменений в ФГОС, дополнительный иностранный язык вошел в перечень обязательных для изучения предметов. Из-за дефицита квалифицированных учителей и методических материалов воплотить в жизнь инициативу удалось не везде. Руководство школ, лицеев, гимназий самостоятельно принимало решение о том, будет ли добавлена новая дисциплина в учебный план. Такая практика сохранилась по сей день.

Многие родители выступают против нововведений. Они опасаются, что дополнительный предмет увеличит нагрузку, а его изучение окажется неэффективным. Чтобы этого не произошло, Министерством образования и науки рекомендовано поэтапное обучение. Английский (реже – немецкий) школьники начинают учить с 1 класса. С 5 по 9 классы 2 урока в неделю посвящаются изучению испанского, немецкого, китайского, французского (на выбор). Освоить дополнительную дисциплину ученики должны на базовом уровне.

Достаточно:

  • получить основные грамматические знания, изучить правила речевого этикета;
  • приобщиться к культурному наследию страны;
  • используя полученные знания, уметь устно и письменно излагать свои мысли, осуществлять поиск информации в иностранных изданиях.

Важно! Учащиеся, которые на момент введения новой нормы уже перешли в 6 класс, не попадают под действие программы – она рассчитана на 5 лет.

Проблемы внедрения новых языковых стандартов

Основной проблемой на пути к изучению второго иностранного языка в школе становится отсутствие «окон» в расписании. При пятидневном обучении занятость учащихся 5-9 классов не должна быть больше, чем 29-33 учебных часа. Учитывая насыщенную программу по другим предметам, выделить 2 урока на новую дисциплину проблематично. Особенно сложно обстоят дела в региональных школах, где ученики изучают родной, русский, иностранный языки.

Внедрению новых стандартов препятствует дефицит кадров – испанский или китайский способны преподавать на достойном уровне немногие преподаватели. Лучше обстоят дела с более популярными французским и немецким, но для сельских школ даже в этом сегменте найти хорошего преподавателя сложно.

Препятствием служит недостаточная мотивация учеников – некоторые из них не планируют использовать даже базовый иностранный язык. На фоне высокой загруженности, необходимость получения потенциально «ненужных» знаний становится сильным раздражающим фактором. Это негативно сказывается на нервной системе детей. В случае отсутствия прогресса в обучении возникает необходимость в занятиях с репетитором – это дополнительные траты времени и денег.

Многие родители считают более предпочтительным факультативное изучение. Не все дети имеют предрасположенность к лингвистике, зато делают успехи в точных науках – дополнительная нагрузка не дает сконцентрироваться на области знаний, имеющей перспективное для ребенка значение.

Преимущества изучения дополнительного иностранного языка

Лингвисты говорят о том, что освоение второго и всех последующих языков проходит легче, чем изучение первого – это правило действует даже в случае, если они относятся к разным группам и совершенно непохожи друг на друга. У учащегося пропадает привязка к привычной логике словообразования и построения предложений, ему проще понимать новые правила, применять их на практике. В процессе обучения:

  • улучшается память;
  • расширяется кругозор;
  • развивается способность решать параллельно сразу несколько задач, быстрее приспосабливаться к изменению обстоятельств;
  • повышается точность распознавания звуков – нередко это позволяет достичь успехов в музыке.

Замечено, что билингвы быстро схватывают суть событий, они умеют лучшие концентрироваться на выполняемых действиях.

Реформа ФГОС приносит не только дополнительную нагрузку, но и положительные перспективы. Знатоки языков имеют возможность проходить обучение (стажировку) за рубежом, не испытывают сложностей с коммуникацией при посещении других стран. Часто они получают преимущества при трудоустройстве – особенно ценят современные работодатели знание английского и китайского.

Читайте так же:  Росреестр онлайн сведения об объектах недвижимости бесплатно в 2020 году

В 2019-2020 г. обязательный второй иностранный язык будет введен в программу многими учебными заведениями. Несмотря на то, что далеко не все приветствуют такое нововведение, процесс постепенно охватит все школы.

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Дополнительно информируем, что Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками.

Директор Департамента А.Е. Петров

Обзор документа

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сообщается, что в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Третьим обязательным ЕГЭ с 2020 года станет иностранный язык

В новых федеральных государственных образовательных стандартах для старшей школы появилось положение о третьем обязательном ЕГЭ — это будет иностранный язык. При этом выпускник сможет сам выбрать уровень — базовый или углубленный — на котором будет проводиться экзамен. Это следует из текста новых стандартов.

Накануне их зарегистрировало Министерство юстиции РФ, эту информацию подтвердил замглавы Минобрнауки РФ Игорь Реморенко.

Однако, по его словам, в качестве обязательного ЕГЭ иностранный язык будет повсеместно введен только в 2020 году, когда новые ФГОС для старшей школы охватят все регионы РФ, если не будет принято других решений, что маловероятно.

«Это сигнал тем ребятам, которые в будущем начнут учиться в 10-11 классах. Для меня самого было неожиданным, что группа Михаила Ковальчука предложит согласиться с общественным мнением, что иностранный язык должен стать обязательным для выпускников школ. Но это, по всей видимости, прогрессивная мера», — уверен Реморенко.

Замминистра отметил, что новый стандарт будет вводиться в российских школах «по мере их готовности» к этому. Все старшеклассники будут обязательно изучать русский язык и литературу, математику (алгебра и начала анализа, геометрия), иностранный язык, предмет «Россия в мире» (история), ОБЖ и физкультуру. В стандартах прописано также несколько предметных областей, в каждой из которых ученик обязан выбрать хотя бы один предмет. Среди таких областей — филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физкультура и ОБЖ.

Учебный план, согласно тексту ФГОС, состоит из 9-10 предметов, при этом 3-4 предмета школьникам нужно выбрать для углубленного изучения, а общая длительность занятий не должна превышать 37 часов в неделю. Кроме того, помимо сдачи ЕГЭ, выпускникам предстоит подготовить индивидуальный учебный проект. Введение новых стандартов обучения в старших классах обсуждалось с 2010 года, свои проекты подготовили две группы разработчиков, затем проект разрабатывала рабочая группа под руководством директора Курчатовского института Михаила Ковальчука.

В мае президент РФ Владимир Путин поручил утвердить ФГОС не позднее июля. Проект стандартов подписал еще и.о. министра образования Андрей Фурсенко, а при новом главе Минобрнауки их отправили в Министерство юстиции.

С 1 сентября в бийских школах второй иностранный язык станет обязательным

Выбирать, какой язык начнут осваивать школьники, будет руководство учебного заведения.

Разговоры о введении в расписание школьников еще одного иностранного языка ведутся уже давно. Да и стандартом общего образования, по которому российские школы работают еще с 2015 года, предполагалось обязательное изучение второго иностранного. Если тогда нововведение было не обязательным и приходило в школы постепенно, то в этом учебном году на втором иностранном должны заговорить уже все школьники.

Коснется новый предмет учащихся с 5 по 9 классы, теперь их и без того загруженное расписание дополнят минимум два урока. Выбирать, какой язык начнут осваивать школьники, предоставили руководству учебного заведения. Это решение, конечно, исходит не из личных предпочтений директора школы, а из кадровых возможностей. Факультеты иностранных языков, кстати, сейчас выпускают специалистов уже готовых обучать школьников двум иностранным.

— Наш институт давно ведет подготовку бакалавров по двум профилям, — поясняет Ирина Исаева, директор института гуманитарного образования Бийского педуниверситета. – Поэтому наши выпускники могут преподавать два иностранных языка: английский и китайский, английский и немецкий. Все-таки в наше время любой образованный человек обязан знать несколько языков, и речь о владении английским уже даже не идет.

Требования к уровню, которым должны будут овладеть ученики невысоки. Несмотря на то, что выбор содержания предмета также предоставляется образовательной организации, большинство школ все же ограничатся базовыми знаниями. Детей научат излагать свои мысли на иностранном языке, познакомят с культурными особенностями страны, чтобы в дальнейшем школьник сам мог решить, заинтересован ли он в углубленном изучении языка и хочет ли его продолжать. При этом оценка по новому предмету появится в аттестатах наравнее с другими дисциплинами. Так, уже в 2020 году девятиклассники получат документ об основном общем образовании с отметкой по второму иностранному.

— В нашем учебном заведении с этого года школьники будут изучать немецкий язык, два часа в неделю, — говорит Инна Рыжкова, директор гимназии № 1. – У нас есть учителя, которые владеют помимо английского и немецким языком, поэтому выбор пал на него. Хотя у нас есть и свободные вакансии, на которые мы могли бы взять новых педагогов и ввести изучение другого языка, но, к сожалению, сейчас кандидатов на эти должности немного.

На вопрос о том, какой из иностранных языков освоить школьникам будет проще, специалисты отмечают – немецкий или французский.

— Немецкий язык школьникам, изучающим с начальных классов английский, будет даваться проще всего, — поясняет Ирина Исаева, — эти языки родственные, а потому многое в них, похоже. Также одним из доступных для изучения является французский язык: большое количество английских слов в период после Нормандского завоевания были заимствованы из французского. Поэтому детям, которые уже знают грамматику английского, будет несложно освоить базовый уровень языка, родственной ему группы.

Большинство родителей, которые накануне учебного года активно обсуждают нововведение, пока ко второму иностранному относятся негативно. Основные претензии – и без того большая нагрузка на школьников. Но есть и те, кто возможность выучить еще один язык бесплатно, считают удачей.

Читайте так же:  Требования к бюллетеню заочного голосования собственников в 2020 году

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году: обязательный или нет

в Учёба и образование 26.03.2019 500 Просмотров

Часто население в России не успевает прийти в себя от постоянных реформ в разных сферах. Школьное образование не является исключением — модернизация системы обучения уже стала постоянной и настолько частой, что родители с учителями не успевают запоминать различные новшества, хотя иногда бывают и просто слухи, пугающие людей. Сейчас на очереди второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году, условно обязательный для изучения. Остается понять насколько информация правдива или же это очередной интернет-обман, не требующий реакции.

Текущая ситуация

Разговоры о внедрении второго иностранного языка в школах ведутся давно, с 2010 года. Поэтому сотрудники Министерства образования в своем Письме № 08-1214 от 17.05.2018 г. пояснили, что содержание образовательной программы разрабатывается и согласуется каждым отдельно взятым учебным заведением самостоятельно, согласно ФГОС № 412 от 17.05.2012 г., утвержденному Приказами Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. и № 1897 от 17.05.2012 г.

При составлении учебного плана сотрудники учреждений общего образования обязаны брать во внимание перечень дисциплин, обязательных к изучению школьниками согласно требованиям ФГОС. Академический минимум для образовательных программ в России устанавливается ст. 12 и 28 ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании».

В соответствии с ФГОС к перечню обязательных дисциплин, которые должны преподаваться во всех школах, относятся:

  • русский;
  • родной язык;
  • литература;
  • иностранный;
  • второй иностранный язык;
  • история – всеобщая и России;
  • математика – геометрия и алгебра;
  • обществознание;
  • география;
  • основы духовно-нравственной культуры;
  • музыка;
  • ИЗО;
  • ОБЖ;
  • технология;
  • физическая культура;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия.

Если обратиться к п. 9.3. ФГОС № 413 от 17.05.2012 г. с текущими корректировками от 29.06.2017 г., то можно заметить, что в раздел «Иностранные языки» включены такие предметные результаты освоения школьных дисциплин, как:

  • иностранный;
  • второй иностранный – базового уровня.

Обязательное изучение иностранного языка прописано и в ч. 1 раздела V Стратегии инновационного развития РФ. По результатам освоения программы ученик должен иметь следующие навыки:

  • способности к коммуникации;
  • первичные знания о культурных особенностях стран изучаемых языков и умение выстраивать свое поведение согласно нормам, принятым в иностранном государстве;
  • уметь общаться с носителями на пороговом уровне;
  • использовать навыки поиска информации на англоязычных (или иных – в зависимости от изучаемой программы) ресурсах в образовательных целях.

Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, вплоть да 2019 г. стандарты ФГОС Минобрнауки рассматривались учебными учреждениями как акт, носящий чисто рекомендательный характер. Директора лицеев, гимназий и школ самостоятельно принимали решения о необходимости добавления той или иной программы в учебный план.

Ожидания и прогнозы

Стоит заранее пояснить, чтобы успокоить родителей, взволнованных возможным увеличением нагрузки. Если программа все-таки будет введена в 2019 году, то она не коснется учеников старше пятого класса. Они продолжат учиться по привычному расписанию. Программа рассчитана на шесть лет, с пятого по одиннадцатый класс включительно. Все изменения в учебный процесс будут вводиться постепенно, во избежание неудобств.

На данный момент в качестве второго иностранного языка предлагаются на выбор немецкий, французский, испанский и китайский. Какой именно язык дополнительно вводить в расписание, будет решать Администрация каждой отдельно взятой школы.

На основании письма Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.2018 г. можно строить предположения о том, что второй язык все-таки будет введен в обязательную школьную программу. Это значит, что на те трудности, которые есть сейчас, все-таки смотрят с оптимизмом и надеются их преодолеть.

Тем более, что в настоящее время изучение иностранных языков является приоритетным направлением в образовании. Люди стали чаще выезжать за границу и вступать в общение с носителями других культур и языков. Скорее всего, с течением времени эта тенденция только увеличится. А это значит, что ее нужно учесть и включить в современный стандарт образования.

Предстоит еще долгая и трудная работа. Нужно разработать новые учебные программы, обеспечить школы достаточным количеством учебных материалов, составить обновленное расписание и включить в него дополнительные часы. Кроме этого, необходимо подготовить квалифицированные кадры, создать для них рабочие места и обеспечить им достойные условия труда. Все это займет немало времени. Но процесс уже запущен.

Перемены могут вызывать тревогу, но это нормальная реакция на неизвестность. А перемены необходимы, потому что современный мир слишком быстро меняется. И образование тоже должно идти в ногу со временем.

Плюсы и минусы второго иностранного языка в школе

Самым очевидным преимуществом дополнительных уроков иняза является повышение общего уровня образованности, хотя тут многое зависит от конкретной школы и самого учащегося. К тому же в будущем такие дополнительные знания могут позволить устроиться на более высокооплачиваемую работу.

Читайте так же:  Размещение оборудования интернет провайдеров в многоквартирном доме в 2020 году

Есть и другие плюсы:

  1. Изучение нового стимулирует познавательную функцию.
  2. Заучивание слов и грамматических правил тренирует память.
  3. Знание языков повышает самооценку и положительно влияет на психику.

Можно бесконечно долго перечислять все ситуации, в которых может пригодиться знание второго иняза, а также вспоминать все плюсы изучения языков других государств, только не стоит забывать о жестких реалиях российской системы образования. По факту многие плюсы можно вычеркнуть из-за некачественно обученного преподавательского состава. Учителя в 70-80% не способны научить школьников хоть как-то изъясняться на иностранном языке, даже на одном, а внедрение второго может просто привести к путанице.

С другой стороны было бы некорректно перекладывать вину исключительно на педагогов. В том, что дети никак не могут освоить даже тот же простой английский, есть и вина родителей, и самих школьников, и даже Министерства образования. Сами ученики не стремятся понять логику языка и запомнить несложные правила, часто во много раз более простые, чем в нашей родной речи. Родители сами не знают язык, поэтому не в силах контролировать собственного ребенка или хотя бы изредка общаться дома не на русском.

Что же касается Министерства образования, то именно по их воле в школы попадают поистине неадекватные учебники иностранных языков. Это также связано с незнанием языков, ведь с большинством учебной литературы по другим общеобразовательным дисциплинам ситуация в последние годы налаживается. С пособиями по иностранному языку ситуация пока парадоксальна — некоторые родители, знающие язык, заглянув в учебник, не могут даже понять что и как там связано в последовательность. Т.е. лица, относительно свободно говорящие на другом языке, не понимают материал школьного учебника.

Особенности и сроки внедрения новых уроков

Сейчас в большинстве школ присутствуют уроки только 1 иняза, преподаваемого со 2 класса. При этом второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году станет новшеством не во всех образовательных учреждениях. Ряд школ, гимназий и некоторые лицеи внедрили дополнительный иняз 3 года назад, а в профильных учреждениях такая практика допустима давно.

В остальных школах новую дисциплину начнут учить те, кто на момент ее обязательного внедрения перейдет в 5 класс. Дети, успевшие перейти в шестой и последующие классы, будут освобождены от дополнительных уроков иностранного языка. Также пока в стадии согласования перенос начала изучения иностранных языков со второго в первый класс. Т.е. дети с начала обучения будут учить 2 языка.

Ряд государств уже внедрили в систему образования 3 иняза — с первого класса, со среднего и со старшего звеньев. Наша страна традиционно отстает от мира, внедряя лишь второй язык, как уже много лет делается в развитых государствах.

Второй иняз в школах планируют внедрить в 2019-2020 году, хотя пока нормативная база этого явления неясна. Окончательных законов нет, как и конкретных указаний по выбору языка. Многие пророчат немецкий, ведь Россия за последние несколько десятилетий достигла хороших показателей в германистике, а сейчас идет утрата таких знаний. Впрочем, панику наводить рано, нужно еще немного подождать, чтобы все стало предельно понятным для граждан.

Министр образования Алтайского края заявил о скорой отмене обязательного второго иностранного языка

Министру образования и науки Алтайского края Максиму Костенко пришлось отказаться от своих слов о том, что введение второго иностранного языка во всех школах региона в качестве обязательного не имеет альтернативы. Как заявил чиновник в ходе пресс-конференции, прошедшей 19 августа, обязательное изучение этого предмета скорее всего отменят в этом году. Его слова приводит «Алтайская правда».

Отмена обязательного изучения второго языка, вероятнее всего, произойдет в декабре, вместе с принятием новой редакции федеральных стандартов (ФГОС), заявил министр. «Министерство просвещения говорит о том, что в декабре будет утверждена новая редакция ФГОС, в ней не предполагается обязательное изучение второго иностранного языка. Так что школы будут сами определять, как поступить с этим предметом. Поэтому мы дождемся принятия документов, чтобы организовать работу с нашими образовательными организациями в связи с требованиями», — цитирует министра издание. При этом программу изучения второго иностранного в крае на сегодняшний день реализуют 130 школ, так как предмет должен появиться в аттестатах уже в этом году.

Напомним, еще в начале августа Костенко объяснял, что от изучения предмета никуда не деться: второй иностранный является обязательным в рамках учебного плана в соответствии с приказом федерального профильного министерства. Краевое ведомство в апреле этого года даже разослало письма во все образовательные организации края со своими рекомендациями. Органам управления советовали осуществить подбор, переподготовку и расстановку кадров, обеспечить обучающихся учебниками, организовать информационное сопровождение введения второго иностранного языка.

Любопытно также, что на сайте краевого Минобрнауки акцентировано внимание на том, что ни одна школа в крае не была сокращена, и только некоторые из них получили статус филиалов из-за малого числа учеников. Вероятно, этому вопросу было уделено столь пристальное внимание из-за поднявшейся в СМИ шумихи. В то же время в сообщении говорится о состоявшемся или готовящемся введении в эксплуатацию нескольких новых школ. Из этого следует, что если слова министра верны, и новых закрытий не планируется, то в 2020 году к 1097 действующим объектам должны добавиться еще несколько.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Правительственные дебаты о том, что современный школьник должен изучать сразу два иностранных языка, ведутся не первый год. В 2017-м все школы должны были перестроится на данную «двуязычную» систему, однако этого не произошло, и лишь в 2018 году ситуация стала улучшаться. На сегодняшний день более 60% школ могут предложить ученикам с пятого по девятый класс два иностранных языка на выбор. Изменится ли эта цифра в 2019-2020 учебном году?

Внедрение второго иностранного языка в школах

После корректировок ФГОС, состоявшихся в 2017 году, школьная программа российских общеобразовательных заведений должна в обязательном порядке содержать два иностранных языка — английский + немецкий, французский или испанский на выбор. И если схема преподавания английского зависит от специфики конкретной школы или класса, то второй язык всем учащимся подается на базовом уровне и не требует углубленного изучения. Фактически, по завершению обучения в 9 классе юноши и девушки должны уметь:

  • связно излагать свои мысли на иностранном языке;
  • знать примитивные культурные особенности, географическое месторасположение, а также известные достопримечательности страны, язык которой они изучают;
  • уметь искать информацию на сайтах, используя изучаемый язык;
  • обладать базой коммуникативных и грамматических знаний.
Читайте так же:  Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов в 2020 году

Стоит отметить, что такая школьная программа не являлась обязательной, а лишь была рекомендована Минобрнаукой. А вот с 2019-2020 учебного года данное нововведение будет носить уже обязательный характер!

Новая языковая программа

После внесения 29 июня 2017 года изменений в ФГОС, дополнительный иностранный язык вошел в перечень обязательных для изучения предметов. Из-за дефицита квалифицированных учителей и методических материалов воплотить в жизнь инициативу удалось не везде. Руководство школ, лицеев, гимназий самостоятельно принимало решение о том, будет ли добавлена новая дисциплина в учебный план. Такая практика сохранилась по сей день.

Многие родители выступают против нововведений. Они опасаются, что дополнительный предмет увеличит нагрузку, а его изучение окажется неэффективным. Чтобы этого не произошло, Министерством образования и науки рекомендовано поэтапное обучение. Английский (реже – немецкий) школьники начинают учить с 1 класса. С 5 по 9 классы 2 урока в неделю посвящаются изучению испанского, немецкого, китайского, французского (на выбор). Освоить дополнительную дисциплину ученики должны на базовом уровне.

  • получить основные грамматические знания, изучить правила речевого этикета;
  • приобщиться к культурному наследию страны;
  • используя полученные знания, уметь устно и письменно излагать свои мысли, осуществлять поиск информации в иностранных изданиях.

Важно! Учащиеся, которые на момент введения новой нормы уже перешли в 6 класс, не попадают под действие программы – она рассчитана на 5 лет.

Плюсы второго иностранного языка

В 2018-2019 году с минусами «двуязычной» программы старались активно бороться. Успехи налицо! За последний год увеличилось количество преподавателей иностранных языков, уже разработаны методички и пособия, а учебная программа была пересмотрена и откорректирована так, чтобы ученики не испытывали чрезмерной нагрузки. Так как возникшие трудности являются негативными аспектами данного законопроекта, стоит отдельно прояснить: а какие преимущества получат школьники, изучая сразу два иностранных языка?

Конечно же, положительных моментов довольно много:

  • Знание английского языка сегодня уже почти стало правилом хорошего тона. Данным языком никого не удивишь! Работодатели все чаще отдают предпочтение соискателям, знающих как минимум два иностранных языка (а то и более).
  • Владение несколькими иностранными языками открывает перед учащимися новые возможности, будь то путешествие, образование, работа за рубежом и так далее.
  • Изучение иностранных языков способствует улучшению памяти и развитию усидчивости. Ребенок учится мыслить более обширно. Это может существенно улучшить успехи и по остальным школьным дисциплинам.
  • Кроме того, ученые доказали, что изучение иностранных языков значительно повышает самооценку и положительно влияет на психику человека.

Какой второй иностранный язык лучше выбрать?

Согласно статистике, самым популярным языком на территории Российской Федерации является английский язык, и это не удивительно! Ведь абсолютно каждый школьник, окончивший школу около 10 лет назад, уже может сказать несколько элементарных фраз на данном языке. Сегодня английский преподается абсолютно во всех школах: либо как основной язык, либо как второй по счету. Что касается других языковых дисциплин, самые популярные из них выглядят так:

  • Первое место (разумеется, после английского) занимает немецкий язык. Чтобы заинтересовать россиян этой дисциплиной, Минобрнауки совместно с Гёте-Институтом систематически разрабатывает новые актуальные программы, направленные на повышении мотивации к изучению немецкого языка у школьников.
  • Вторым по популярности является французский язык. Учеников, выбирающих данный язык как второй иностранный, не намного меньше, чем школьников, изучающих немецкий.
  • На почетном третьем месте располагается испанский язык. Всего 3% учащихся выбирают испанский язык в качестве второго изучаемого языка. Скорее всего, это связанно с недостаточной популяризацией данного языка, а также нехваткой педагогов, способных работать в данном направлении.

Проблемы внедрения новых языковых стандартов

Основной проблемой на пути к изучению второго иностранного языка в школе становится отсутствие «окон» в расписании. При пятидневном обучении занятость учащихся 5-9 классов не должна быть больше, чем 29-33 учебных часа. Учитывая насыщенную программу по другим предметам, выделить 2 урока на новую дисциплину проблематично. Особенно сложно обстоят дела в региональных школах, где ученики изучают родной, русский, иностранный языки.

Внедрению новых стандартов препятствует дефицит кадров – испанский или китайский способны преподавать на достойном уровне немногие преподаватели. Лучше обстоят дела с более популярными французским и немецким, но для сельских школ даже в этом сегменте найти хорошего преподавателя сложно.

Препятствием служит недостаточная мотивация учеников – некоторые из них не планируют использовать даже базовый иностранный язык. На фоне высокой загруженности, необходимость получения потенциально «ненужных» знаний становится сильным раздражающим фактором. Это негативно сказывается на нервной системе детей. В случае отсутствия прогресса в обучении возникает необходимость в занятиях с репетитором – это дополнительные траты времени и денег.

Многие родители считают более предпочтительным факультативное изучение. Не все дети имеют предрасположенность к лингвистике, зато делают успехи в точных науках – дополнительная нагрузка не дает сконцентрироваться на области знаний, имеющей перспективное для ребенка значение.

Каких изменений ждать в 2020 году?

В 2019-2020 году изменения коснуться далеко не всех учащихся, а только:

  • первоклассников (ребята с 1 класса начнут изучать первый язык, а второй прибавится лишь в 5 классе);
  • пятиклассников (если ребенок в 2019-2020 году переходит в 6 и последующие классы, то внедрение второго иностранного языка обойдет его стороной, ведь программа рассчитана строго на 5 лет, с 5 по 9 класс).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на все положительные и отрицательные аспекты внедрения второго иностранного языка в российскую систему образования, этот процесс станет неизбежным уже в приближающемся учебном году.

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here