Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году

Самое важное в статье: "Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Памятка для педагога, участвующего на допросе несовершеннолетнего
консультация на тему

Первопричиной возникновения проблем с поведением подростка – является нарушение его собственных прав.

В соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом (УПК) РФ при допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, при проведении следственных мероприятий и в судебном заседании должен присутствовать педагог либо психолог.

Вложение Размер
Памятка для педагога, участвующего на допросе несовершеннолетнего 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог на допросе

для педагога, участвующего на допросе несовершеннолетнего

Первопричиной возникновения проблем с поведением подростка – является нарушение его собственных прав.

В соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом (УПК) РФ при допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, при проведении следственных мероприятий и в судебном заседании должен присутствовать педагог либо психолог.

Допрос несовершеннолетнего в ночное время Законом запрещен

Основные задачи социального педагога, психолога попавшего на допрос несовершеннолетнего:

  • выявление социальных, педагогических, психологических причин и условий, приведших ребенка на путь совершения преступления;
  • предоставление своего заключения, на сколько меры пресечения, методы воздействия, способы и объем наказания, способны преодолеть эти причины и условия;
  • оказание помощи в установлении психологического контакта между ребенком и следователем (дознавателем, судьей), педагог должен следить, что бы вопросы формулировались и ставились на привычном ребенку языке, содержали ясные и понимаемые им понятия, были конкретными не содержали двусмысленных, запутанных, трудно воспринимаемых формулировок;
  • помочь несовершеннолетнему преодолеть стресс и переживания в сложной для него ситуации (следствие, судебное заседание).

Педагог на допросе – не защитник и не обвинитель.

Ст. 191, 280 УПК РФ

«Особенности допроса несовершеннолетнего, потерпевшего и свидетеля»

  • допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14-ти лет, а по усмотрению следователя и суда и в возрасте от 14 – 18 лет проводится с участием педагога;
  • при допросе несовершеннолетнего вправе присутствовать его законный представитель;
  • педагог приглашается из учебного заведения, где учится (учился) подросток.

«Допрос несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого»

  • в допросе несовершеннолетнего, подозреваемого, обвиняемого, не достигшего 16-ти лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие социального педагога или психолога – обязательно ;
  • продолжительность допроса не может превышать 4 часов в день, а через 2 часа требуется перерыв;
  • социальный педагог или психолог (с разрешения) вправе задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому, знакомиться с протоколом, делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей;
  • при допросе несовершеннолетнего, достигшего 16-ти летнего возраста и не страдающего психическим расстройством участие социального педагога или психолога может быть инициировано защитником или самим несовершеннолетним.

Педагог не должен:

  • опускать реплики
  • задавать вопросы способные нанести ущерб интересам допрашиваемого и установления истины по делу .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: — Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы.

В памятке раскрыты основные признаки готовящегося самоубийства и даны рекомендации педагогам по оказанию поддержки учащемуся, имеющему признаки суицидального риска.

Памятка для родителей по профилактике правонарушений несовершеннолетними.

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие «синдром профессионального авгорания», рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции.

данная памятка составлена педагогом-исследователем Постниковой Людмилой Васильевной, которая в 2004 году закончила двухгодичную «Школу педагогических инноваций» в Приморском институте повышения квалиф.

Профилактика противоправных действий относительно несовершеннолетних в сети Интернет.

Единая модель оценки (самооценки) деятельности педагога, участвующего в межмуниципальном проекте «Управление созданием системы методической работы&raquo.

Участие педагога в допросе несовершеннолетнего

Вместе с тем, порядок привлечения педагога, его полномочия, обязанности, права, роль в производстве следственных действий, в законе достаточно не раскрыты, (лишь скупо упомянуты отдельные права, в т.ч. право задавать свои вопросы после следователя, оставляя последнему право эти вопросы отвести по своему усмотрению), что и позволяет следователям трактовать упомянутую норму закона весьма произвольно.

Если же вести речь о самих педагогах и психологах, то и они воспринимают свои обязанности или как тягостную формальность, но в большинстве своем склонны помогать следователю, устанавливая контакт с ребенком, а то и вовсе учиняют совместный с следователем перекрестный допрос. Иногда — занимают подчеркнуто отстраненное, равноудаленное и от защитника-адвоката, и от следователя, и от ребенка, положение, что для работы защитника и для интересов подозреваемого несовершеннолетнего представляется наименьшим злом. Бывают, наконец, педагоги, которые бросаются защищать, выгораживать ребенка, помогать ему в возникшей трудной ситуации, смягчить возможные последствия для него. Безусловно, такой вариант, особенно при согласованности действий с адвокатом, представляется наиболее продуктивным для защиты, однако, справедливости ради следует сказать, что и педагоги, избирающие данную тактику, являются редким исключением из перечисленных правил.

Представляется однако, что ни одна из перечисленных тактик поведения педагога не может считаться единственно верной.

Следует также сказать, что поднятая проблема имеет не только сугубо практическое и методологическое значение (как особенности оказания правовой помощи несовершеннолетним), но в последнее время приобрела еще и отчетливое публицистическое звучания в свете крайне эмоциональной реакции современного российского общества на неизбежное внедрение т.н. «ювенальной юстиции» и «ювенального правосудия», также понимаемых обществом весьма расплывчато, что и провоцирует участников этих дискуссий на крайне резкие мнения.

Попробуем разобраться, для чего в уголовном процессе участвует педагог/психолог.

Заметим вначале, что участие педагога в производстве следственных действий не является новацией современного права, и было предусмотрено еще советским законодательством — правда, оговаривалось, что приглашение такого специалиста зависит от усмотрения следователя или прокурора, или же ходатайства адвоката. Участие педагога было возможно при допросе обвиняемого и старше шестнадцати лет, если он был признан умственно отсталым. педагог допрос несовершеннолетний адвокат

Полагаем, что педагог/психолог обязан отражать в протоколе допроса эмоциональное состояние ребенка и вправе требовать прекращения допроса в том случае, если усматривает малейшую угрозу для ребенка, его здоровья, психики, эмоционального состояния, делать соответствующие заявления и дополнения к протоколу.

Читайте так же:  Русский стандарт инвестиционное страхование жизни отзывы в 2020 году

Хотелось бы отметить, что перечисленным действиям педагога/психолога должен активно способствовать адвокат, если робость и неискушенность педагога препятствуют ему в полной мере реализовать свои полномочия.

Подведем краткие итоги поднятых проблем.

Роль педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого выходит далеко за рамки оказания помощи следователю и должно являться дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов ребенка, ограждения его от возможного отрицательного влияния на психику.

Описанные различные точки зрения на проблематику показывают существенные различия подходов к пониманию целей и задач педагога/психолога, участвующих в допросе, и накладывают дополнительную ответственность на профессионального защитника — адвоката, обязывая его искать такие подходы к всем участникам следственного действия, которые бы, не умаляя важности добычи достоверных показаний для следователя, в полной мере обеспечили бы соблюдение прав ребенка, способствовали созданию непринужденной обстановки на допросе, исключающей возможное отрицательное воздействие на детскую психику, поддерживали соответствующее эмоциональое состояния ребенка, и т.д. Это весьма непростая задача, учитывая то обстоятельство, что участники допроса являются процессуальными противниками, преследующими совершенно разные цели.

Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году

Укажите принципы, действующие в уголовном процессе в отношении несовершеннолетних. Ответ за­пи­ши­те цифрами без пробелов.

1) Не­со­вер­шен­но­лет­ние в обя­за­тель­ном порядке долж­ны быть осво­бож­де­ны под под­пис­ку о невыезде

2) Время за­дер­жа­ния по об­ви­не­нию в пре­ступ­ле­нии не может пре­вы­шать 48 часов

3) До­прос несовершеннолетних нель­зя проводить в при­сут­ствии их родителей

4) До­прос потерпевшего до 14 лет про­из­во­дит­ся с обя­за­тель­ным участием педагога

5) Не­со­вер­шен­но­лет­них граждан нель­зя подвергать задержанию

6) До­прос несовершеннолетнего нель­зя проводить в ноч­ное время, за исключением случаев не терпящих отлагательства.

1) Не­со­вер­шен­но­лет­ние в обя­за­тель­ном порядке долж­ны быть осво­бож­де­ны под под­пис­ку о невыезде — нет, неверно.

2) Время за­дер­жа­ния по об­ви­не­нию в пре­ступ­ле­нии не может пре­вы­шать 48 часов — да, верно.

3) До­прос несовершеннолетних нель­зя проводить в при­сут­ствии их родителей — нет, неверно.

4) До­прос потерпевшего до 14 лет про­из­во­дит­ся с обя­за­тель­ным участием педагога — да, верно.

5) Не­со­вер­шен­но­лет­них граждан нель­зя подвергать задержанию — нет, неверно.

6) До­прос несовершеннолетнего нель­зя проводить в ноч­ное время, за исключением случаев не терпящих отлагательства. — да, верно.

Статья 25.6 КоАП РФ — опрос несовершеннолетнего свидетеля не достигшего 14 лет

Содержание статьи

Компетентость инспектора по делам несовершеннолетних

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИНСПЕКТОР МОЖЕТ ОПРОСИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ДО 14-ТИ БЕЗ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

Здравствуйте Наталья! Нет таких случаев, предусмотренных Законом!

Статья 25.3. Законные представители физического лица
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Статья 25.6. Свидетель

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Опрос ребенка

мой сын 17 лет гулял с девочкой ночью , недалеко от них обворовали магазин . Следователь провел опрос по телефону моего сына со без моего ведома Имел ли он на это право .Сын не чего не видел . На следующий день он приехал и попытался с ним поговорить я запретила и отказалась от дачи каках либо показаний на что мне сказали что вызовут повесткой и будет только хуже Имею ли я право проигнорировать повестку если в усной форме следователю объяснили и так что не чего не видели

Проигнорировать не можете, но имеете право присутствовать при допросе. Если же дело не возбуждено. то можете вообще никуда не являться.

Правила отбирания объяснений УПК и иными НПА не
урегулированы. На практике при опросе несовершеннолетних обычно руководствуются правилами допроса, установленными ст.221 УПК, хотя могут этого и не делать.

Статья 221. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля

1. При допросе несовершеннолетних
потерпевшего и свидетеля в возрасте до четырнадцати лет педагог или психолог
участвуют обязательно, а от четырнадцати до шестнадцати лет – по усмотрению
следователя, дознавателя. При допросе несовершеннолетних потерпевшего и
свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители.

Т.е. даже при допросе родитель, по
усмотрению следователя/дознавателя, может участвовать, а может и не участвовать — вне зависимости от возраста допрашиваемого.

Вообще, опасаясь за последствия для ребенка со стороны «разыскиваемых» что можно предпринять? можно ли отказаться от дачи показаний?

Если это именно объяснение — можно, т.к., повторюсь, данный вопрос УПК не урегулирован, а несовершеннолетний
не является участником процесса с вытекающими из этого статуса обязанностями.
Обязанность содействовать органам милиции есть у всех граждан, но она общая и
закреплена в Законе об ОВД. Могут, конечно, попробовать по КоАП привлечь (типа
Статья 24.5.), хотя маловероятно и незаконно.

«При производстве по материалам и
уголовному делу запрещаются действия и решения, унижающие честь и умаляющие
достоинство либо создающие опасность для жизни и здоровья участников
уголовного процесса». Ну, например, психологическую травму ребенок от
контакта с полицией получит.

Особенности проведения очной ставки с участием несовершеннолетних

Производство очной ставки с участием несовершеннолетнего в гл. 50 УПК РФ не предусмотрено, что означает , что это следственное действие должно проводиться по правилам, установленным ст. 192 УПК РФ, однако с учетом особенностей, установленных ст. ст. 425-426 УПК РФ для допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с учетом особенностей, обусловленных участием законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в досудебном производстве.

Принимая решение о производстве очной ставке с участием несовершеннолетних (особенно малолетних), следователь должен прежде всего учитывать особенности их психики и влияние этих особенностей на ход и результаты очной ставки. Помимо пробелов в восприятии, запоминании и воспроизведении спорных обстоятельств, для несовершеннолетних в большинстве случаев характерно отсутствие жизненного опыта, являющегося важным условием правильного понимания событий.

Читайте так же:  Требования к содержанию протокола об административном правонарушении в 2020 году

Как правило, несовершеннолетние еще не имеют твердого мировоззрения, легко попадают под влияние старших, что значительно осложняет проведение очных ставок с их участием. К тому же несовершеннолетним, а тем более малолетним нередко присущи фантазии, преувеличение, иллюзии, воображение, подражание, что служит причиной многих ошибок в их показаниях.

Все это свидетельствует о том, что проводить очные ставки с участием несовершеннолетних следует лишь в тех случаях, когда были использованы и не дали результата другие способы установления истины по спорным обстоятельствам. В частности, представляется целесообразным до проведения очной ставки с участием несовершеннолетнего (особенно малолетнего), на которой последний должен изобличать взрослое лицо или соучастника своего возраста в совершении преступления, попытаться разрешить спорные вопросы путем воспроизведения фонограммы допроса несовершеннолетнего на допросе взрослого лица либо соучастника. Особенно это важно в случаях, когда несовершеннолетние являются потерпевшими от преступления.

Если же возникающие противоречия иным путем устранить не удалось, перед следователем встает необходимость производства очной ставки с участием несовершеннолетнего. С учетом особенностей психики несовершеннолетних, при подготовке к производству очной ставки важное значение приобретает вопрос о выборе места ее проведения. Замечательно, что в ряде случаев официальная обстановка угнетающее действует на психику несовершеннолетнего и препятствует установлению с ним психологического контакта. Такое состояние, характерное обычно для робких, впечатлительных, замкнутых в себе подростков, отрицательно сказывается на правдивости и полноте их показаний. Поэтому в соответствующих случаях очные ставки с участием несовершеннолетних (особенно малолетних) предпочтительнее проводить не прокуратуре и полиции, а в привычных для них местах.

Важным моментом для эффективного проведения следственного действия является правильный выбор конкретного лица из числа законных представителей и педагогов. Уголовно-процессуальный закон не случайно представляет в решении этого вопроса определенную свободу органами расследования. Дело в том, что для установления и поддержания психологического контакта с несовершеннолетним в процессе очной ставки и выяснения истины по спорным обстоятельствам далеко не безразлично, кто конкретно из возможных законных представителей и педагогов будет участвовать в следственном действии. Тщательное выяснение взаимоотношений несовершеннолетних с их родителями, ближайшими родственниками и педагогами позволит определить авторитетных лиц, присутствие которых создает необходимый психологический климат и будет способствовать правильному поведению несовершеннолетнего. Важно максимально использовать эффект присутствия указанных лиц на очной ставке для получения правдивых показаний не только от самих несовершеннолетних, но и от второго участника очной ставки.

В некоторых случаях присутствие на очной ставке знакомых несовершеннолетним участникам процесса лиц не всегда желательно для следователя. Если в очной ставке участвуют несовершеннолетние потерпевшие по делам о половых преступлениях, или несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые), то присутствие близких или знакомых нередко создает своеобразный психологический барьер, затрудняющий получение правдивых показаний. В таких случаях предпочтительнее пригласить на очную ставку незнакомого несовершеннолетним педагога. Нельзя также упускать из виду, что родители или родственники несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) могут иногда попытаться на очной ставке оказать на детей отрицательное влияние, направленное на сокрытие истины.

Участие в очной ставке законных представителей несовершеннолетних, педагогов и адвокатов обязывает следователя всесторонне продумать организацию взаимодействия указанных лиц при разрешении спорных обстоятельств. Необходимо так организовать очную ставку, чтобы максимально использовать помощь названных лиц для получения правдивых показаний от несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых и вместе с тем исключить возможность нарушения теми же лицами порядка очной ставки.

Очень важно, чтобы в постановке вопросов соблюдалась последовательность, чтобы допрашиваемые и присутствующие на очной ставке не мешали друг другу, не перебивали дающего показания вопросами, репликами, замечаниями.

Руководящая роль на очной ставке принадлежит следователю. Перед началом следственного действия он разъясняет законным представителям несовершеннолетних и педагогам их права и задачи каждого из них на очной ставке, а также знакомит с ее порядком. Допрос на очной ставке ведется только следователем, а остальные лица могут с его разрешения задавать вопросы допрашиваемым. Всякие попытки адвокатов, педагогов или родственников несовершеннолетних взять на себя инициативу допроса противоречат предписаниям уголовно-процессуального закона и должны решительно пресекаться следователем. Допрашиваемые должны отвечать на вопросы адвокатов, педагогов, представителей несовершеннолетних лишь после тог, как их вопросы будут повторены следователем и он предложит участникам очной ставки дать показания. Это позволит следователю руководить ходом очной ставки в те моменты, когда указанные лица получат возможность выяснить интересующие их обстоятельства у допрашиваемых.

По окончании допроса следователем, вопросы с его разрешения могут быть заданы участниками друг другу, а также адвокатами, педагогами, родственниками несовершеннолетнего, причем следователь может отвести эти вопросы, но обязан занести их в протокол. Естественно, что без серьезных оснований следователь не может отвести вопросы адвокатов, педагогов и представителей несовершеннолетних, ибо в противном случае будут нарушены их права. Представляется, что следователь не только вправе, но и обязан отвести наводящие вопросы, а также те, на которые допрашиваемыми уже дан вполне определенный исчерпывающий ответ.

В том случае, когда несовершеннолетний обвиняемый дает заведомо ложные показания, порядок допроса на очной ставке может быть изменен. Здесь целесообразнее допрашивать первым добросовестного участника очной ставки, показания которого не вызывают у следователя сомнений. В такой ситуации несовершеннолетнему обвиняемому, дающему ложные показания, будет труднее отстоять свою позицию. Если же ложные показания дает несовершеннолетний свидетель, производить очную ставку следователь только в исключительных случаях, если нельзя избежать ее проведения.

Предварительно, до очной ставки, необходимо попытаться устранить существенные противоречия путем воспроизведения магнитофонной записи показаний правдивого участника на допросе несовершеннолетнего.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проводя очную ставку с участием несовершеннолетнего, следователь должен тщательно продумать расположение допрашиваемых в кабинете с тем, чтобы взрослый участник не мог жестом, мимикой или другим способом влиять на несовершеннолетнего и склонить его к даче ложных показаний. Поэтому нежелательно располагать участников друг против друга, лицом к лицу. Предпочтительнее, чтобы между участниками очной ставки находился педагог или представитель несовершеннолетнего, что будет препятствовать неконтролируемому общению участников очной ставки между собой 140 .

Госдума установила правила участия несовершеннолетних в судебном процессе

Привет, Регфорум! Государственная Дума приняла в первом чтении Законопроект №103372-7, который содержит поправки в ГПК РФ. Они направлены на совершенствование правового регулирования порядка осуществления судопроизводство с участием несовершеннолетних.

Читайте так же:  При многоплодной беременности листок нетрудоспособности выдают на в 2020 году

Правила судопроизводства

Несовершеннолетний, участвующий в рассмотрении дела, должен быть в доступной для него форме проинформирован о существе рассматриваемого дела при условии, что сообщение такой информации не причинит вреда его здоровью и (или) развитию, своих процессуальных правах, включая право на выражение своего мнения по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы, на обращение с ходатайством о назначении адвоката или иного представителя, право на осуществление правомочий стороны в процессе.

Законопроект устанавливает, что процессуальные действия с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет обязательно должен принимать педагог или психолог. При производстве процессуальных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего 16-ти, педагог или психолог приглашается по усмотрению суда.

Согласно законопроекту, участие педагога или психолога в судебном заседании обеспечивается судом.

Ограничения по длительности процесса

Установлены также временные рамки присутствия несовершеннолетнего в таком процессе:

  • с участием детей в возрасте до 7 лет не более 30 минут – без перерыва и не более 1 часа в общем;
  • с участием детей в возрасте от 7 до 14 лет –до 1 часа без перерыва и 2-х часов в день в общем;
  • с участием ли в возрасте от 14 до 18 лет – не более 2-х часов без перерыва, а в общей сложности — более четырех часов в день.

Введение новой статьи

Предлагается дополнить ГПК РФ статьей 179.1 «Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля», которая устанавливает следующее:

  1. При допросе свидетеля в возрасте до 14 лет, а по определению суда при допросе свидетеля в возрасте от 14 до 18 присутствует его законный представитель.
  2. Суд вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего свидетеля его законного представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего свидетеля.
  3. В исключительных случаях допускается удаление из зала заседания лица, которое способно «оказать негативное влияние на несовершеннолетнего».

Запрет на принудительный привод

Также авторы законопроекта считают необходимым установить запрет на принудительный привод для несовершеннолетних лиц, а также для беременных женщин и лиц, которые не в состоянии явиться в суд из-за болезни, возраста или по другим неуважительным причинам.

Инициаторы законопроекта полагают, что «принятие федерального закона позволит обеспечить возможность более полной реализации процессуальных прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве».

Допрос несовершеннолетнего: порядок вызова и проведения

Никто из нас не застрахован от того, чтобы отказаться свидетелем преступления или правонарушения, в том числе и наши дети, младшие сестры и братья, которые не достигли восемнадцатилетия. И чтобы они не растерялись и не паниковали, нам, взрослым, необходимо знать, как должен проходить допрос несовершеннолетних по закону. Что следователи могут спрашивать у подростка и как себя вести. Об этом мы сегодня и поговорим.

Порядок вызова несовершеннолетнего на допрос

Начнем с начала. Как правильно следователь должен вызвать подростка на допрос?

Во-первых, разберемся, кто имеет право вызвать несовершеннолетнего на допрос:

  1. Следователь;
  2. Дознаватель;
  3. Судебная канцелярия.

Во-вторых, в каком качестве подростка могут вызвать на допрос (если это не указано в повестке, подросток имеет право отказаться являться на допрос до тех пор, пока вопрос не будет уточнен):

Если следователь сочтет, что вина подростка доказана, и передаст дело в суд, то в суде несовершеннолетний будет присутствовать в роли обвиняемого.

Повестка на допрос несовершеннолетнего должна быть передана его законным представителям (родители, опекуны) или администрации специализированного учреждения, если подросток живет под их опекой (администрация детдома).

Когда вы получите повестку, обязательно проверьте, что на ней указано:

  1. ФИО, должность и номер удостоверения вызывающего, если нет, то позвоните по телефону и попросите следователя продиктовать их вам. Вы имеете на это право, поэтому не стесняйтесь настоять на получении этих данных, чтобы не нарваться на мошенников или лиц, не причастных к ведению дела;
  2. Качество, в котором вызывают подростка;
  3. Время и дата допроса.

Если каких-то данных нет, лучше сразу позвоните и узнайте точнее.

Как должен прийти вызов на допрос несовершеннолетнего?

В Российской практике используются три основных вида вызова на допрос:

  1. Личный вызов, когда следователь приходит непосредственно к подростку и его родителям и сообщает о необходимости прийти на допрос. Иногда они пытаются вызвать на допрос по телефону, здесь вы можете решать сами: требовать прислать повестку или идти на допрос сразу.
  2. Передача повестки через участкового;
  3. Отправка повестки заказным письмом.

Будьте осторожны, если вас письмо отправлено заказной почтой, то будьте готовы к тому, что, когда вы его получите, почтальон уже распишется за вас в получении. Поэтому явиться на допрос нужно как можно скорее, чтобы вас и вашего ребенка не обвинили в сознательном уклонении от допроса.Особенности проведения допроса: что говорится в законе?

Прежде чем отвести своего несовершеннолетнего ребенка подробно изучите, что говорится в законе. Мы выделили основные нюансы проведения допроса несовершеннолетних:

Кроме того, если речь идет о допросе несовершеннолетнего в зале суда, то после дачи показаний подросток и его родители (законные представители), педагог или психолог имеют право покинуть зал судебного заседания. На то, чтобы покинуть зал нужно получить разрешение судьи. Как правило, суд не препятствует, чтобы судебный процесс не навредил психике несовершеннолетнего.

Особенности допроса несовершеннолетних указаны в статье 424 Уголовного Процессуального Кодекса РФ.

Сколько должен длится допрос несовершеннолетнего?

Поскольку несовершеннолетние подростки еще находится в стадии физического и психологического развития, то и долгие допросы могут негативно повлиять на его психику, да и просто довести до сильного утомления.

Поэтому закон установил временные ограничения для проведения допроса:

  1. Непрерывный допрос несовершеннолетнего – два часа;
  2. Общее количество часов допроса в день – не более четырех часов.

Кроме того, в законе нет прямого указания, но юристы рекомендуют напоминать следователям об окончания времени допроса за 15-20 минут до конца, чтобы подросток успел ознакомиться с протоколом ведения допроса, а также это успел сделать и его педагог.

Права представителя несовершеннолетнего

Не менее важно заранее узнать и права законного представителя несовершеннолетнего на допросе. Ими могут быть педагоги и воспитатели ребенка.

Основные их права на допросе у следователя или в зале суда:

  • Присутствовать на всех допросах несовершеннолетнего;
  • Знакомиться с протоколом допроса, задержания;
  • Знакомиться с постановлением о применении меры пресечения;
  • Участвовать во всех проводимых следствием мероприятиях или процедурах, в которых принимает участие несовершеннолетние.
Читайте так же:  Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ перечень в 2020 году

Кроме того, представитель подростка должен проконтролировать, что подростку понятны:

  1. Значение его показаний для следствия;
  2. Правила проведения допроса;
  3. Его права и обязанности.

А также, проконтролировать, что на подростка не оказывается давление со стороны следователя, прокурора или адвоката обвиняемого.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Права педагога и психолога

Мы уже выше рассказывали об одной из главных особенностей проведения допроса несовершеннолетнего – привлечение к допросу педагога или воспитателя несовершеннолетнего. В ряде случаев могут привлекаться психологи и сотрудники органов опеки и попечительства.

Для того чтобы к допросу привлекли детского психолога, несовершеннолетний должен быть признан:

  1. Отстающим в психологическом развитии;
  2. Находится под наблюдением у психолога;
  3. Страдает психологическим расстройством или неокрепшей психикой.

Если ребенок не достиг шестнадцатилетия, то присутствие психолога обязательно.

Основные функции педагога и психолога:

  • проследить, чтобы на психику подростка не оказывалось давление и другие негативные воздействия;
  • помочь следователю или адвокату установить контакт с несовершеннолетним подростком;
  • Оказать консультативные услуги для должностных лиц, ведущих уголовное дело, по общению с несовершеннолетними детьми и подростками;
  • Устранить любые попытки со стороны дознавателя психического воздействия на ребенка;
  • Оказать любую посильную помощь лицу, расследующему уголовное дело;
  • Контроль за проведением дела, заполнением протокола допроса несовершеннолетнего;
  • Задавать дополнительные вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя или прокурора.
  • Знакомиться с протоколом ведения допроса и проконтролировать, что дознаватель правильно истолковал слова несовершеннолетнего. Если у него имеются замечания к составленному документу, то он должен их оставить непосредственно в протоколе и указать замечания о правильности и полноты ведения допроса.

Кроме того, психолог также должен проследить, что допрашиваемый подросток не испуган, понимает все, что происходит, знает свои права, а также он понимает последствия своих слов.

Обязанность проконтролировать участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетия лежит на:

Если речь идет о судебном заседании, то ходатайствовать о вызове подростка с педагогом или сотрудников опеки и попечительства могут все указанные выше лица и защитник обвиняемого.

О правах педагога и психолога, участвующего в допросе несовершеннолетнего, разъясняет дознаватель (следователь или прокурор), о чем делается пометка в протоколе допроса – часть 5 статьи 425 Уголовного Процессуального Кодекса.

Допуск родителей на допрос несовершеннолетнего

О том, как попасть на допрос несовершеннолетнего, говорится в статье 426 Уголовного Процессуального Кодекса РФ. Согласно нему, родители или другие законные представители несовершеннолетнего (опекуны, приемные родители) имеют право присутствовать на всех следственных мероприятиях, в которых участвуют их несовершеннолетние дети. Для этого им нужно заранее предупредить прокурора или следователя о своем желании участвовать, чтобы те смогли подготовить специальное постановление (ст.426 УПК РФ).

Участие родителей или опекунов несовершеннолетнего должно быть разрешено специальным постановлением следователя, прокурора или дознавателя.

При разрешении (допуске) участвовать в проведении допроса, родителям должны быть разъяснены их основные права, за что они должны расписаться в протоколе ведения допроса. Проверьте, что следователь рассказал вам:

  1. О праве знать, в какой роли участвует несовершеннолетний;
  2. В чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  3. Вправе участвовать во всех следственных мероприятиях с участием вашего ребенка;
  4. Присутствовать при предъявлении обвинений и аресте несовершеннолетнего;
  5. Принимать участие в допросе несовершеннолетнего. Особенно, если он проходил по уголовному делу в качествах: потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Но всегда с разрешения следователя.
  6. Знакомиться с протоколом допроса или иных следственных мероприятий, в которых был задействован несовершеннолетний. Закон дает право также оставлять свои замечания о правильности их проведения, а также о полноте сделанных протоколов.
  7. Заявлять ходатайство, просить отводы, а также высказывать жалобы на действия следственного комитета или прокуратуры;
  8. Представлять доказательства и предлагать своих свидетелей;
  9. По завершении следствия или судебного заседания право ознакомиться со всеми полученными материалами дела, выписывать данные. Ограничений на сведения и их объем закон не устанавливает.

Если по решению прокурора или суда несовершеннолетнему запрещается знакомиться с материалами дела, которые могут оказать на него негативное влияние, то законные представитель обязан самостоятельно изучить их все на полноту и соответствие действительности.

Может ли суд или прокурор отказать в присутствие законного представителя?

В российской практике, такое действительно случается. Закон позволяет следователя, прокурору или суду отказать законного представителю несовершеннолетнего в присутствии на допросе, если его действия могут нанести ущерб интересам, здоровью или психике несовершеннолетнего.

Например, следователь имеет право отказать в присутствии на допросе несовершеннолетнего следующим лицам:

  1. Неоднократно судимым;
  2. Лица, ведущим аморальный и асоциальный образ жизни;
  3. Лицам, которые подозреваются в жестоком обращении с несовершеннолетним и т.д.

Об отказе в присутствии законного представителя на допросе несовершеннолетнего, следователь или другой дознаватель должны вынести соответствующее постановление.

Если законный представитель несовершеннолетнего получил отказ, то присутствовать на допросе может другой представитель.

Например, если отец получил отказ в присутствии, то на допрос несовершеннолетнего ребенка отправляется мать.

Какие документы может запросить следователь?

Поскольку допрос несовершеннолетнего имеет особенный характер и свои нюансы, которые призваны защитить интересы подростка, то некоторые необходимые вопросы следователь может узнать через запрос соответствующих документов:

  1. Психологическая характеристика из учебного заведения ребенка;
  2. Выписка с оценками из школы или другого учебного заведения;
  3. Запрос на использование данных на ребенка, который наблюдается у психолога и т.д.

Основная цель получения подобных вопросов не столько получение истинных сведений, сколько способ уменьшить время на проведение допроса несовершеннолетнего и снизить оказываемое следователем влияние на него.

Основной упор в сборе документов следователи делают на бумаги и иные материалы, показывающие:

  1. Характеристики ребенка;
  2. Получение наиболее частых его поведенческих тактик (например, если ребенок беспокойный, то следователь сможет заранее подготовить тактику ведения его допроса.)
  3. Круг его общения;
  4. Его местонахождение в течение дня и на момент совершения преступления.
Читайте так же:  Узнать собственника недвижимости по кадастровому номеру бесплатно в 2020 году

Кроме того, следователь, в любом случае, до вызова на допрос несовершеннолетнего, опросит его учителей, родителей, воспитатель, тренера, соседей, а также участкового, чтобы подготовиться к будущему допросу. Также он может отправлять запрос в детскую комнату полиции о том, состоит ли данный ребенок или подросток у них на учете.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?

Содержание:

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Нет времени читать статью?

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here