Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории в 2020 году

Самое важное в статье: "Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Разъяснены некоторые вопросы, связанные с ответственностью управляющих компаний за содержание и благоустройство придомовых территорий

В частности, указывается, что вынесение контролирующими органами управляющим организациям предписаний за неосуществление работ или некачественное осуществление работ по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории неправомерно в случае, если в обязанности управляющей организации в соответствии с договором на управление многоквартирным домом и решением общего собрания собственников многоквартирного дома не входит содержание и благоустройство придомовой территории.

Также отмечается, что для осуществления и выполнения работ по содержанию придомовой территории и, соответственно, включения управляющей организацией в стоимость услуг по управлению многоквартирным домом стоимости содержания (уборки, благоустройства) придомовой территории земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен быть сформирован, а управляющей организации необходимо знать его размер (границы).

Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 сентября 2015 г. № 30846-ОД/04 О неправомерности вынесения контролирующими органами управляющим организациям предписаний за неосуществление работ или не качественное осуществление работ по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории, если в обязанности управляющей организации в соответствии с договором на управление многоквартирным домом и решением общего собрания собственников многоквартирного дома не входит содержание и благоустройство придомовой территории

Обзор документа

Минстрой России пояснил, что обязанность управляющей компании по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории возникает на основании договора управления многоквартирным домом и решения общего собрания собственников помещений.

Если такая обязанность не закреплена, то контролирующие органы не вправе выдать предписание управляющей компании, которая не выполняет упомянутые работы.

Для определения обязанности в договоре нужно знать размер и границы земельного участка, на котором расположен дом.

Если такой участок не сформирован, то собственники могут подать соответствующее заявление.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Содержание придомовой территории

Людей, живущих в одном доме, объединяет также и придомовая территория, так как она является их общей собственностью. Соответственно, она должна быть организована таким образом, чтобы все жильцы могли ей пользоваться для удовлетворения своих потребностей: мамы с маленькими детьми — для прогулок на свежем воздухе, подростки – для игры, люди с ограниченными возможностями или преклонного возраста – для отдыха на свежем отдыхе, владельцы автомобилей – для парковки и т.д.

К придомовой территории относится земельный участок возле дома, включающий в себя находящуюся в его пределах инфраструктуру:

  • хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода;
  • площадку для отдыха взрослых;
  • детские игровые и спортивные площадки с необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей;
  • коллективную автостоянку;
  • дорожно-тропиночную сеть с учетом рельефа;
  • придомовые зеленые насаждения.

Границы земельного участка, который является собственностью жильцов многоквартирного дома, закреплены в паспорте БТИ на дом. Эта норма регулируется Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. N 59 “Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах”.

Содержание придомовой территории регулируют части 3.5 – 3.6 раздела III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (в дальнейшем по тексту — Правила), утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170.

В соответствии с Правилами обязанность по содержанию придомовой территории лежит на инженерно-технических работниках организаций по обслуживанию жилищного фонда. Оплачивать выполнение этих работ обязаны собственники многоквартирного дома.

Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.

Летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка или поливка вручную или с помощью спецмашин должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Периодичность выполнения летних уборочных работ в зависимости от интенсивности движения установлена в таблице 3.1 Правил.

Дорожки и площадки зимой должны очищаться от снега, скользкие места посыпаться песком. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада установлена в таблице 3.2 Правил. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах — к местам складирования.

Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать:

  • промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод;
  • систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети;
  • общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега со сбором и удалением мусора.

Сохранность зеленых насаждений на придомовой территории и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда. Вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных, без соответствующего разрешения не допускается.

Читайте так же:  Сколько длится исполнительное производство у судебных приставов в 2020 году

Новости по теме

В Кузбассе общая сумма штрафов, взыскиваемых с управляющих компаний, в этом году увеличилась вдвое — до пятидесяти миллионов рублей. И это связано не столько с «мусорной» реформой, сколько с проблемами, накопившимися в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как пояснили «РГ» в Общероссийском центре общественного контроля в сфере ЖКХ, рейтинг был составлен по собственной методике и на основании своих же данных. Так, были проанализированы обращения граждан, поступившие в региональные центры общественного контроля. К слову, они действуют в 75 субъектах.

Минстрой разработал методику расчета платы за содержание жилого помещения. Документ прошел общественные обсуждения с регионами, экспертами, участниками рынка.

Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Карта-навигатор внутри Если вы в течение последних лет совершали сделки с недвижимостью — эта книга для вас. Мы поможем правильно рассчитать налог на имущество, который вы должны платить. Мы расскажем вам о том, что такое налоговый вычет, как им правильно пользоваться и что сделать, чтобы вернуть свои деньги наиболее быстрым и грамотным способом.

Книга, которую вы держите в руках, направлена на то, чтобы помочь потребителям жилищно-коммунальных услуг разобраться в основах законодательства в этой области и научиться применять их на практике. Она подготовлена высокопрофессиональными юристами — Кичиковым О.В., начальником Государственной жилищной инспекции города Москвы; и Семенниковым.

Как УК должна содержать придомовую территорию

К каждому многоквартирному дому прилегает участок земли, за которым необходим надлежащий уход. Содержание такой территории многоквартирного дома зачастую вызывает у жильцов множество вопросов. Многие собственники не согласны с частотой и качеством уборки участка, предпринимаемыми мерами для ее облагораживания. Других же не устраивает цена за подобные услуги, которую диктует управляющая компания.

Законодательство в России регламентирует нормативы, согласно которым должен осуществляться уход за придомовой территорией. Нормативная база содержит минимальный перечень услуг, которые должна оказывать ответственная организация. Жильцы решением общего собрания могут расширить этот список. Стоит учитывать, что, при включении в минимальный перечень дополнительных услуг, собственникам квартир придется ежемесячно доплачивать определенную сумму.

Участок придомовой территории, как и общие помещения, элементы конструкции здания, относится к совместной собственности жильцов. Распоряжаться этим имуществом и содержать его они должны сообща. Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме вверяют управление общим имуществом юридическому лицу – управляющей компании или ТСЖ. В первом случае заключается договор с компанией, которая полностью возьмет на себя обязанности по обслуживанию дома за плату. Во втором – жильцы решением общего собрания создают специальный орган из числа собственников, который будет заниматься управлением. В любом случае, финансово содержать общее имущество обязаны жильцы.

Поскольку собственники квартир ежемесячно оплачивают квитанции за коммунальные услуги, в число которых входит и содержание придомовой территории, они имеют право контролировать качество предоставляемых услуг и надлежащее исполнение обязательств управляющим органом.

Определение придомовой территории

Придомовая территория – это участок земли, на котором расположено многоквартирное здание и прилегающая к строению территория. Основные характеристики этого объекта содержатся в кадастровом реестре. Узнать их можно, получив выписку из ЕГРН. Так же основные характеристики прилегающей к дому территории прописываются в технической документации земельного участка и здания.

Исходя из данных параметров, организация, осуществляющая управление общим имуществом, рассчитывает затраты на санитарное содержание и облагораживание придомового участка.

Если на придомовую территорию не оформлены документы или при их оформлении были допущены ошибки, обязанность по содержанию такого земельного участка возлагается на администрацию населенного пункта.

Основным законодательным актом, регулирующим использование и владение недвижимостью, в частности многоквартирным домом и участком земли, на котором он расположен, является Жилищный кодекс РФ. Нормы права, регламентирующие эти вопросы, содержатся и в других актах, действующих на территории РФ. В статье 16 закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года определено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные относящиеся к нему объекты, находится в общей долевой собственности владельцев помещений в здании.

Доли каждого такого владельца определяются пропорционально площади принадлежащего ему помещения. Каждая часть земельного участка является неотъемлемой частью придомовой территории и не может быть продана или передана кому-либо из жильцов в единоличное владение.

Придомовую территорию могут составлять следующие объекты:

  • сам земельный участок, на котором расположено здание. Его конфигурацию и основные параметры можно найти на публичной кадастровой карте по кадастровому номеру объекта;
  • конструкции и элементы, облагораживающие и озеленяющие придомовой участок;
  • объекты, которые необходимы для обслуживания дома и комфорта его жильцов.

Площадь земельного участка, который отведен под придомовую территорию, может быть различной. Но по общему правилу она не должна быть меньше, чем площадь здания, расположенного на ней.

Ответственные за благоустройство придомовой территории лица

Придомовая территория нужна, чтобы обеспечить комфортные условия жильцам. Зачастую на этом участке организуются детские или спортивные площадки, парковочные места для автомобилей жильцов и гостей, зоны отдыха.

Ответственность за благоустройство и санитарное содержание возлагается на организацию, которой вверено управление многоквартирным домом и общим имуществом жильцов. Это может быть:

  1. Управляющая компания. Это организация, которая занимается управлением многоквартирными домами по договору и за плату от собственников помещений в здании.
  2. ТСЖ (товарищество собственников жилья). Это юридическое лицо, образованное собственниками помещений в здании специально для управления МКД (многоквартирным домом).
Читайте так же:  Признание результатов межевания недействительными срок исковой давности в 2020 году

Вопрос об образовании ТСЖ жильцы могут решить посредством голосования на общем собрании. В таком случае они будут самостоятельно распоряжаться собранными средствами, осуществлять ремонт и содержание общего имущества, облагораживать и убирать придомовую территорию. Стоит учитывать, что при образовании ТСЖ обязанность финансово содержать свой дом и оплачивать коммунальные услуги у собственников квартир останется, но они смогут сами заключать договора об оказании тех или иных услуг.

Перечень работ и оплата

Придомовая территория должна содержаться надлежащим образом. Перечень работ и мероприятий, которые должны проводиться в рамках этого содержания, регламентированы следующими законодательными актами:

  1. Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 № 290.
  2. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 № 170.

В перечень обязательных работ включены:

  • уборка мест общего пользования;
  • обустройство контейнеров для мусора и мест их расположения, а также своевременный вывоз отходов;
  • посадка растений и уход за ними;
  • обустройство и ремонт мест для отдыха жильцов;
  • очистка и ремонт ограждений, скамеек и других объектов;
  • обеспечение чистоты парковки;
  • дезинфекция;
  • уборка снега, воды;
  • обеспечение безопасности жильцов при определенных погодных условиях. Это может быть очистка от наледи дорожек и ступеней, посыпание песком или иными смесями мест прохода;
  • покос травы на газонах.

Этот перечень не является исчерпывающим. На общем собрании собственников жильцы могут его дополнить, приняв решение на голосовании.

Так же собственники помещений в многоквартирном доме на собрании вправе определять, какие именно мероприятия поручать УК, а какие проводить и оплачивать по мере необходимости, нанимая сторонние организации. Для того чтобы подобное решение было принято, необходимо получить не менее 2/3 голосов участников.

Законодательство разграничивает обязанности по уборке территории в следующем порядке:

  • территорию между МКД, в частности, детские площадки, проезды должна убирать УК;
  • дороги внутри кварталов очищают городские организации;
  • сначала очищаются дорожки и тротуары, потом дороги.

Оплачиваются мероприятия по содержанию придомового участка жильцами. Эта обязанность установлена законодательством РФ, в частности, Жилищным кодексом. Согласно этому нормативному акту собственники недвижимости обязаны содержать ее, а также общедомовое имущество в полном объеме.

С момента постановки земельного участка, прилегающего к дому, на кадастровый учет, территория переходит в долевую собственность владельцев помещений в здании. Финансирование мероприятий осуществляется собственниками, в зависимости от размера принадлежащих им долей.

Если земельный участок МКД не сформирован и администрация населенного пункта не предпринимает никаких действий по исправлению этой ситуации, ответственность за содержание и благоустройство придомовой территории возлагается на нее.

Поскольку в большинстве случаев управление домом осуществляется УК, расходы на содержание придомовой территории включаются в квитанцию на оплату коммунальных услуг.

Санитарное содержание и очистка

Содержание придомового участка – это комплекс мероприятий по поддержанию территории в надлежащем состоянии, регламентированном нормами экологического и санитарно-эпидемиологического надзора. В число обязательных работ входит:

  • уборка мусора из урн;
  • уборка мусора с дорожек, тротуаров, зон отдыха жильцов;
  • своевременный вывоз отходов из контейнеров, установленных в специальных местах;
  • чистка газонов и покос травы;
  • очистка тротуаров, дорожек, лестниц ото льда и снега, посыпание мест общего пользования песком или иными предотвращающими скольжение смесями;
  • уборка опавших листьев;
  • стрижка деревьев, удаление ветвей, мешающих доступу солнечного света или угрожающих здоровью жильцов;
  • иные сезонные работы.

Мусор и отходы, образующиеся по мере проведения санитарных мероприятий, можно складировать только в специально отведенных и оборудованных для подобных целей местах. Если таких зон поблизости нет, мусор должен быть вывезен в течение суток, после переполнения урн или контейнеров.

Санитарная очистка может осуществляться любыми методами, кроме способов, повышающих концентрацию пыли в воздухе.

С введением обязательной платы за капитальный ремонт дома, Правительство РФ способствует обеспечению открытости и прозрачности сведений об управлении МКД. Найти информацию о своем доме можно на официальном сайте «Реформа ЖКХ». В разделе «Мой дом» отражены сведения об УК, о заключенном с этой организацией договоре, о расходах на содержание здания и придомовой территории.

УК не смогла «отбиться» от штрафа за гололед на прилегающей к МКД территории

Ozii45 / Depositphotos.com

Суды всех инстанций признали законным штраф, наложенный на Управляющую компанию за не очищенный от наледи и снега внутриквартальный проезд, прилегающий к придомовой территории Многоквартирного дома; правда, для этого прилегающая территория была объявлена судом придомовой (Определение Верховного Суда РФ от 16 октября 2019 г. № 309-ЭС19-17520).

Штраф был наложен за нарушение правил благоустройства – внутридворовой проезд с асфальтовым покрытием не очищается в полном объеме от снега и наледи до асфальтового покрытия на всю ширину проезда, не обрабатывается противогололедными материалами в местах образования наледи, чем нарушаются установленные сроки проведения уборки территорий населенных пунктов. При этом вмененное УК нарушение описывалось тем разделом местных Правил благоустройства, который регулирует содержание придомовых территорий.

Отметим, что придомовая территория – как ее определяют местные Правила благоустройства, – полностью совпадает с определением из п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса, а именно: земельный участок в установленных границах, в том числе согласно проекту межевания территории, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома объекты.

Таким образом, под придомовой территорией Правила понимают часть общего имущества МКД.

УК пыталась доказать, что спорный «неочищенный» внутриквартальный проезд не относится к общему имуществу, однако не преуспела в этом:

  • спорный внутридворовой проезд, по мнению суда апелляционной инстанции, относится к придомовой территории, ибо служит для подъезда к земельному участку, а возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам и территории само по себе не влечет отнесение их к дорогам общего пользования и не исключает обязанность УК по их содержанию;
  • данная территория относится к придомовой также в силу положений п. 3.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

При этом не исследовалось каких-либо письменных доказательств о принадлежности спорной территории (например, кадастровый план земельного участка).

Доводы УК о том, что проезд относится к муниципальным дорогам, содержать которые должен муниципалитет, также были отвергнуты:

  • исходя из совокупного толкования, данного в п. 1 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ определению автодороги, и приведенной в ст. 5 этого закона классификации автодорог, внутридворовые проезды не могут быть отнесены ни к одному из видов автомобильных дорог и, по сути, автомобильными дорогами не являются;
  • учитывая изложенное, отнесение их к объектам внешнего благоустройства, перечень которых закреплен в Правилах благоустройства, является обоснованным и правомерным.
Читайте так же:  Статья конституции позволяющая не свидетельствовать против себя в 2020 году

Ну а далее суд развивал мысль о том, что придомовую территорию, согласно Правилам благоустройства, обязана содержать УК (при этом избегая ссылок на ЖК РФ, который также обязывает УК содержать придомовую территорию как часть общего имущества МКД; правда, была использована ссылка на п. 24 Минимального перечня работ и услуг по управлению МКД). Против УК были использованы также ее собственные акты о том, что силами данной УК производится уборка снега, в том числе с проезжей части, а также объявления УК для жителей дома с просьбой убрать автомобили с проезжей части дороги и парковочных мест, так как будет проводиться уборка снега на придомовой территории.

В итоге штраф оставлен в силе.

Отметим, что ч. 9 ст. 55.25 Гражданского кодекса разрешает муниципалитетам «перекладывать» на «частников» часть обязанностей, – в том числе в виде финансового участия, – по содержанию муниципальной территории, прилегающей к частным зданиям и частным земельным участкам. Но – в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования. А те Правила, на которые ссылался суд, позволяют привлекать «частников» к содержанию прилегающей муниципальной территории только в том случае, если об этом было достигнуто специальное соглашение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что недавно Верховный Суд РФ уже детально сталкивался со смежной проблемой – о правомерности включения в тариф на содержание МКД также тех сумм, которые покрывали бы расходы УК на содержание прилегающих территорий, не входящих в состав общего имущества МКД. Верховный Суд РФ высказался отрицательно: собственники МКД должны участвовать, в том числе финансово, в содержании чужих прилегающих территорий, но платить за это в составе расходов на содержание общего имущества нельзя (подробнее об этом см. здесь).

Оформление придомовой территории по новым рекомендациям Минстроя

Достаточно часто в управляющую организацию обращаются собственники помещений МКД с вопросами установки шлагбаумов, благоустройства детской площадки и малых архитектурных форм. В таких случаях остро встает вопрос об установления границ придомовой территории.

Как правило, при строительстве нового многоквартирного дома, застройщик заключает с органами местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства МКД.

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» даны разъяснения о том, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.

При этом не редко возникают ситуации, что участок под МКД, построенном 10-20 или даже 30 лет назад не сформирован.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 № 12736/12 по делу № А40-80260/11-9-692, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с ч.3 ст.16 в Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В случае формирования земельного участка, он становится общедомовым имуществом собственников помещений МКД. Это значит, что собственники помещений по решению общего собрания вправе распоряжаться этим земельным участком (поставить забор или шлагбаум, организовать парковку, установить детскую площадку, сдать часть участка в аренду, расположить клумбы и иные малые архитектурные формы в границах земельного участка.

Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон 189-ФЗ) со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

07 марта 2019 г. был издан Приказ Минстроя РФ «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома».

Вышеназванным приказом Минстрой рекомендовал органам государственной власти и органам местного самоуправления целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома,провести следующие мероприятия:

подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее — кадастровые работы);

представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее — орган регистрации прав) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

Под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок. Его рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах.

Читайте так же:  Паспорт планировочного решения и благоустройства территории в 2020 году

Границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка.

При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

Земельные участки рекомендовано образовывать с учетом будущего градостроительного развития территорий на основании проекта межевания и (или) проекта планировки территории.

Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Конечно, рекомендации Минстроя — это всего лишь рекомендации, но их текст нужно выдать рьяным собственникам, жаждующим определиться с границами придомовой территории абсолютно бесплатно. Возможно, этот вопрос в период весеннего обострения переключит внимание особо активных жителей с управляющей организации на органы местного самоуправления.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявку тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Читайте так же:  Получить дубликат исполнительного листа в арбитражном суде в 2020 году

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

УО и благоустройство дворовой территории

Минстрой РФ продолжает работать над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ». На сайте ведомства, в разделе «Документы», можно найти интересную инфографику, в которой представлены принципы благоустройства дворовых территорий.

Предлагаем отвлечься от обсуждения постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 и обратиться к вечному – содержанию общего имущества в МКД.

Земельный участок в составе общего имущества

Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт.

Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство.

Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке.

Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением.

Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФуправляющая организация по договору управления обязуется:

  • выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД,
  • создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан,
  • предоставлять КУ потребителям в МКД,
  • производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе:

  • убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ,
  • собирает и вывозит ТКО и ТБО,
  • ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.

Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков.

Благоустройство дворовой территории

Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:

  • нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
  • не хватает парковочных мест,
  • не настроено освещение,
  • не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
  • не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
  • климатический дискомфорт.

Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.

Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.

Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.

Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.

Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:

  • у входа в дом (5–7 метров),
  • на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
  • у проездов (7 метров).

Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.

На детских площадках должны быть установлены:

  • урны,
  • информационный стенд,
  • живая изгородь,
  • мягкие покрытия,
  • места для сидения,
  • навес,
  • настольные игры,
  • тематические игровые комплексы,
  • элементы для активных игр и т.д.

Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.

Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.

На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.

Экологизация городского пространства

Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.

Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:

  • шума и ветра,
  • солнца,
  • выхлопных газов.

Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.

Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:

  • вначале определяется тип двора,
  • проводится зонирование площадки,
  • вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
  • совместно разрабатывается и утверждается проект,
  • проект реализуется также совместными силами.
Обязанности управляющей компании по содержанию придомовой территории в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here