Объяснение свидетеля по делу об административном правонарушении в 2020 году

Самое важное в статье: "Объяснение свидетеля по делу об административном правонарушении в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Содержание

Приложение N 3. Объяснение (рекомендуемый образец)

Приложение N 3
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

>
N 4. Протокол об административном правонарушении (рекомендуемый образец)
Содержание
Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

СТ 26.3 КоАП РФ

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу (см. комментарий к ст. 25.1 КоАП РФ). Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновности.

2. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе, в частности, давать объяснения (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ). Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

3. В своих объяснениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший в своих показаниях вправе затрагивать любые вопросы, которые, как они считают, имеют значение для дела. Они могут, в частности, сообщить данные о смягчающих (потерпевший — отягчающих) обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Объяснения (показания) могут касаться характеристики потерпевшего (лица, в отношении которого ведется производство по делу), свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными, по поводу каждого факта должен указываться источник осведомленности о нем.

4. При оценке доказательств необходимо исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу.

5. В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении вызываются лица, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

6. Показания свидетеля также являются источником доказательств по делу. Они должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить их правдивость, возможность свидетеля объективно воспринять обстоятельства дела. В частности, свидетелю в случае необходимости должны быть заданы вопросы о его взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, другими свидетелями, с должностными лицами, материалы которых послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Если свидетель в своих показаниях ссылается на информацию, полученную от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, необходимо рассказать, при каких обстоятельствах и где он встретился с этими лицами, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.

7. Если объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей изменились, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность их изменения.

8. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, в других предусмотренных Кодексом протоколах о применении мер обеспечения производства по делу (если они составляются), а также в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом. В случае необходимости эти объяснения и показания могут записываться отдельно и приобщаться к делу.

Статья 25.6. Свидетель

СТ 25.6 КоАП РФ

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя в 2020 году

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Комментарий к Ст. 25.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Показания свидетелей являются таким источником доказательств, отсутствие которых невозможно восполнить никакими другими доказательствами. Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, нарушениями Правил дорожного движения, неповиновением законному распоряжению сотрудника полиции и др.

2. Законодатель исключил положение, ранее существовавшее в КоАП РСФСР, о том, что в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, обладающее соответствующей информацией. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 комментируемой статьи это конституционное положение, законодатель определил в примечании к рассматриваемой статье круг близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки). Статьей 51 Конституции России установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В то же время закон не запрещает вызывать в качестве свидетелей супругов и близких родственников; их нельзя лишь заставлять давать свидетельские показания. Если же они сами желают выступать в качестве свидетелей, родственные связи не могут служить основанием для отказа от привлечения данных лиц к производству по делу.

3. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении, являются фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, значимые для дела (данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др.).

4. В качестве свидетелей могут быть вызваны работники полиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, задержали лиц, в отношении которых ведется производство по делу, произвели личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства, а также присутствовавшие при этом понятые (например, в связи с пробелами в соответствующих протоколах). Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания подростка.

5. По правилам комментируемой статьи может быть опрошен и потерпевший, хотя в таком положении нам видится серьезное законодательное противоречие (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ).

6. При наличии перечисленных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств специалисты, эксперты или переводчики подлежат отводу (см. комментарий к ст. ст. 25.12 и 25.13 КоАП РФ). Между тем, если указанным лицам известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, они также могут быть опрошены в качестве свидетелей.

7. В необходимых случаях свидетелями могут быть и несовершеннолетние, а в исключительных случаях — малолетние (младше 14 лет). При этом, однако, должны быть выяснены степень их развития, другие данные (вплоть до психологической экспертизы), необходимые для правильной оценки их показаний. Малолетних свидетелей рекомендуется опрашивать в привычной для них обстановке, делая частые перерывы. При опросе свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.

8. Комментируемой статьей не установлен запрет на привлечение в качестве свидетелей лиц, имеющих психические заболевания или расстройства. Вопрос о возможности правильного восприятия ими конкретных обстоятельств и дачи адекватных показаний в случае необходимости решается с помощью психиатрической экспертизы.

9. Требования к свидетелю, содержащиеся в ч. 2 комментируемой статьи (явиться по вызову, дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы), относятся к случаям вызова его как к судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, так и к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении. Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. Если свидетель в своих показаниях ссылается на сведения, полученные им от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, он должен сообщить в своих показаниях, при каких обстоятельствах и где встретился с ними, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. (см. также комментарий к ст. 26.3 КоАП РФ).

10. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке, которым владеет. Свидетелю, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, бесплатно предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (см. комментарий к ст. 25.10 КоАП РФ).

11. Свидетель вправе делать замечания по поводу правильности записи его показаний в протокол, должен удостоверить (своей подписью) правильность занесения этих показаний. Это относится как к протоколу об административном правонарушении (если туда заносятся свидетельские показания), так и к протоколу рассмотрения дела коллегиальным органом. Свидетельские показания могут быть также оформлены отдельно от указанных протоколов, подписаны свидетелем и приобщены к делу.

12. Свидетеля вызывают повесткой, в которой указывается, куда, когда и к кому он должен явиться для дачи свидетельских показаний. Повестка вручается свидетелю под расписку, а в случае его отсутствия — членам семьи, администрации по месту жительства, работы, учебы либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вызываются через родителей или иных законных представителей.

13. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Такая ответственность наступает по ст. 17.9 КоАП РФ. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, свидетель несет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. Заявление свидетеля о том, что он ничего не знает об обстоятельствах рассматриваемого дела, не может расцениваться как отказ или уклонение от дачи показаний. Если будет доказано, что это заведомая неправда, свидетель может быть привлечен к административной ответственности за дачу ложных показаний.

Статья 26.3. КоАП РФ. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Ст 26.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Читайте так же:  Уведомление о приостановлении предварительного следствия в 2020 году

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комментарий к статье 26.3. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья конкретизирует положения ст. 26.2, раскрывая содержание одного из видов доказательств по делу об административном правонарушении. Процессуальное положение лиц, чьи объяснения имеют отношение к делу, определяется ст. 25.1 (лицо, в отношении которого ведется производство по делу), ст. 25.2 (потерпевший), ст. 25.6 (свидетель). Указанные лица вправе давать объяснения и пояснения по делу, делать замечания по поводу правильности занесения их показаний в протокол. Свидетель обязан дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу.

2. Объяснения и показания перечисленных выше лиц являются прямыми доказательствами по делу, имеющими важное значение для объективного рассмотрения дела. Поэтому в ч. 2 комментируемой статьи перечислены источники такого рода доказательств: протокол о применении соответствующих мер обеспечения производства по делу (гл. 27 Кодекса), протокол рассмотрения дела (ст. 29.8). В случаях, когда протокол рассмотрения дела не ведется, важное значение имеют приобщение к делу письменных объяснений или показаний лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, свидетеля, данных в ходе рассмотрения дела, а также фиксация устных объяснений и показаний, имеющих значение для обоснования постановления по делу, лицом, рассматривающим дело.

В связи с введением протокола осмотра места совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ (см. ст. 28.1.1 Кодекса), данный протокол также имеет важное значение для рассмотрения дела, поскольку может содержать объяснения участников производства по делу.

К сожалению, ст. 29.8 Кодекса предусматривает обязательность ведения протокола рассмотрения дела только коллегиальным органом. На наш взгляд, следовало бы закрепить в Кодексе правило о ведении протокола рассмотрения дела во всех случаях. Представляется в этой связи целесообразным, чтобы судьей, должностным лицом, рассматривающими единолично дело об административном правонарушении, велась краткая запись хода рассмотрения дела, что дало бы возможность фиксировать наиболее важные для дела доказательства (см. по этому вопросу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.)).

—>Автоюрист Лезин А.В. Самара, +7(846)221-61-26 —>

Свидетель привлечён с нарушением

Сотруднику ГИБДД запрещено получать доказательства с нарушением закона. В статье 26.2 Кодекса РФ об административном правонарушении установлен запрет на использовании при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательств полученных с нарушением требований закона. Свидетель также может быть привлечён к участию в деле с грубым нарушением законодательства.

Таким образом, водитель который не хочет опростоволоситься в своём деле должен привлечь своих свидетелей без нарушений. Также он должен проверить сотрудника ГИБДД на предмет получения показаний (его) свидетелей с нарушением закона.

Какие советы можно дать автомобилисту?

Во-первых, нужно знать законный порядок привлечения к участию в деле. Свидетель, чьи показания учитываются при вынесении постановления, он должен быть предупреждён об ответственности, ему должны быть разъяснены прав. Если это требования не выполнены, то «пиши пропало». Показания таких лиц должны быть исключены из доказательной базы. В таком случае никого не волнует, то, какие классные показания они дали и их регалии.

Во-вторых, не нужно щелкать клювом при составлении протокола об административном правонарушении сотрудником ГИБДД. Обязательно указывайте своих свидетелей в данном протоколе.

В противном случае вы вообще можете остаться без свидетелей. Например, вам откажут в их опросе по причине того что они не указаны в административном материале.

Если вы говорите инспектору, что у вас есть свидетели и просите внести их в протокол, а он говорит что они, дескать, не свидетели вовсе, так как являются вам троюродными братьями или сёстрами, то сами смело вносите их в протокол в графу «объяснение ЛВОК». По сути, все мы друг другу братья и сестры, но это не значить, что свидетелем по делу будет выступать только тот, кого хочет послушать сам сотрудник ГИБДД (обычно: напарник и какой-нибудь ангажированный свидетель или понятой).

В-третьих, ваши свидетели должны быть опрошены. Если в ответ на ваши ходатайства об опросе свидетелей вас кормят завтраками и ужинами, то впору призадуматься об объективности ведущегося расследования административного дела. Если будете хлопать ушами, то постановление будет вынесено без учета ваши доказательств. Навряд ли такое решение будет в вашу пользу.

В-четвёртых, внимательно следите за тем, кто проходит по вашему делу свидетелем или понятым (имеется в виду те люди, которых вы не знаете, но которые указаны в протоколах). Были случаи, когда понятой прямо под видеокамеру угрожал автолюбителю, на которого составлялся протокол, сломать ноги. С учётом того, что в законе указано, что понятым может быть только незаинтересованное лицо, сложно назвать такого человека не заинтересованным. Такое видео будет хорошим подспорьем, чтобы признать незаконными все действия, проведённые с участием такого «ломателя».

Вышеуказанное само по себе является основанием для прекращения дел, отмены протокола или постановления. Отдельной оценке также подлежат действия (точнее – бездействие) инспектора, который не среагировал (в том случае) на такие выпады участника производства по делу.

Как поступить водителю, который обнаружил вышеуказанные нарушения в своём деле?

Чтобы ответить на данный, а также другие вопросы, связанные с привлечением свидетелей к участию в деле, автозащитник подготовил видеоролик. Просмотрев полезное видео, водитель сможет отменить незаконный протокол (постановление) составленный (вынесенное) с нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В видео опытный автоюрист подробно рассказывает, в каких случаях по закону будет считаться, что полученные свидетельские показания будут считаться недопустимыми. Также юрист по автоделам рассказывает, как добиться прекращения такого дела об административном правонарушении. Просмотрев вышеуказанное видео, автолюбитель сможет самостоятельно защитить свои права в названных случаях.

Автомобилистам стоит также не забывать, что грамотный автозащитник ведет ежедневный личный приём граждан. Если Ваши права при составлении протоколов нарушены, то наш опытный автоюрист поможет их восстановить. При этом будут оказаны необходимые юридические услуги: представительские услуги (личное участие в судебных заседаниях и разборе дела в ГИБДД, составление жалоб и объяснений, устные юридические консультации и т.д.).

Из судебной практики:

Бюллетень судебной практики Московского областного суда за первый квартал 2016 года (извлечения)

1. Постановления (решения) по делу об административном правонарушении, в основу которых положены объяснения потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, полученные без предварительного разъяснения им их прав и обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, подлежат отмене, как не основанные на надлежащих доказательствах

Читайте так же:  Относится ли протезирование зубов к дорогостоящему лечению в 2020 году

извлечение из постановления по делу №…

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Постановлением судьи … городского суда . был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами сроком на один год.

Решением судьи … областного суда от … постановление оставлено без изменения.

Постановлением заместителя председателя …. областного суда с направлением дела на новое рассмотрение отменены постановление судьи … городского суда … области и решение судьи … областного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении . по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Обстоятельства совершения правонарушения подлежат выяснению.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, является получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

. привлечен к ответственности за то, что в . около д. … на ул. … области, управляя автомобилем, в нарушение п.п. 6.2 и 6.13 ПДД РФ, выехал на регулируемый пешеходный переход на запрещающий (красный) сигнал светофора, совершив столкновение с . пересекавшим переход на велосипеде. В результате ДТП . причинен легкий вред здоровью.

Действия . квалифицированы по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

В постановлении по делу об административном правонарушении судья … городского суда пришел к выводу о доказанности совершения . вмененного ему правонарушения материалами дела, в том числе показаниями потерпевшего . данными на стадии досудебной проверки и в судебном заседании, показаниями лиц, опрошенных в качестве свидетелей.

При этом указанные объяснения предметом судебной оценки на соответствие их процессуальным требованиям КоАП РФ не были, и судом не принято во внимание, что имеющиеся в деле объяснения потерпевшего . а также всех свидетелей, опрошенных на стадии досудебной проверки, получены с процессуальными нарушениями, т.к. . при их получении не были разъяснены положения ст. 25.2 КоАП РФ, а свидетелям – ст. 25.6 КоАП РФ, определяющих их правовой статус по делу и наделяющих определенными правами и обязанностями. В судебном заседании потерпевший . был опрошен без разъяснения ему ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.2 КоАП РФ, протокол судебного заседания не велся.

Судьей … областного суда при рассмотрении дела по жалобе защитника указанные обстоятельства также во внимание приняты не были и был сделан безосновательный вывод о том, что все имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о виновности . в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ и не противоречат действующему законодательству.

При таких обстоятельствах заместитель председателя … областного суда пришел к выводу о том, что постановление судьи … городского суда … области и решение судьи … областного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении . подлежат отмене, как постановленные с существенными процессуальными нарушениями, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ, дело направлено на новое рассмотрение в … городской суд.

ВС РФ: письменное объяснение инспектора ДПС не является допустимым доказательством по делу об административном правонарушении

Rudmer Zwerver / Shutterstock.com

Верховный Суд Российской Федерации прекратил дело против автомобилиста, лишенного водительских прав за выезд на полосу встречного движения, из-за отсутствия достаточных доказательств совершения правонарушения (постановление ВС РФ от 29 мая 2017 г. № 5-АД17-17).

Cуд указал, что письменные объяснения инспектора ДПС не могут считаться допустимым доказательством в силу того, что они написаны инспектором собственноручно и были получены от самого себя. Ведь инспектор предупредил об ответственности за дачу заведомо ложных показаний самого себя и сам себе же разъяснил права, предусмотренные Конституцией РФ и КоАП.

ВC РФ выразил позицию, что объяснения должностного лица ГИБДД не могут быть признаны в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении. В то время как нижестоящие суды выносили по этому делу решения о лишении водительских прав на основании объяснения инспектора ДПС, протокола об административном правонарушении и видеозаписи нарушения. Указанные доказательства также были отклонены ВС РФ.

Какие замечания вправе внести водитель в схему ДТП, составленную инспектором ГИБДД? Узнайте из материала «Фиксация доказательств на месте ДТП» в «Домашней правовой энциклопедии»

интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Также, отметил Суд, в протоколе об административном правонарушении не было указано, какие именно требования ПДД были нарушены и какие запрещающие выезд дорожные знаки действовали в месте совершения правонарушения. Отсутствовали сведения и о том, в каком порядке была получена фигурировавшая в деле видеозапись, была ли она произведена специальным техническим средством, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, работающим в автоматическом режиме.

Письменное объяснение по делу об административном правонарушении

Письменное объяснение по делу об административном правонарушении

Читайте так же:  При утере социальной карты пенсионера московской области в 2020 году

В Судебный участок №1 /данные изъяты/ района, /данные изъяты/ области
от /данные изъяты/ , проживающего по адресу: /данные изъяты/

Письменное объяснение по делу об административном правонарушении

Для чего нужен образец

Необходимость обращения в суд возникает тогда, когда право физического либо юридического лица нарушено и у этого лица отсутствует иной способ для его защиты помимо обращения в суд, если законом не предусмотрена альтернатива.

Вы решили обратиться в суд. У вас есть два варианта: первый найти специалиста; второй составить исковое заявление (заявление) в суд самостоятельно. В первом случае все достаточно просто, нужно оплатить работу специалиста и получить юридическую услугу в виде готового искового заявления. Во втором случае сложнее.

Написание искового заявления в суд потребует от вас не только владение терминами права, но и еще знание действующего законодательства. Если у вас этого нет, то вам понадобятся образцы, шаблоны, типовые формы, имеющиеся на нашем сайте.

Как правильно пользоваться образцом

Надо помнить, что образцы исковых заявлений бывают разного содержания. Одни могут быть изготовлены в форме шаблона (типовой формы), другие в виде реальных исковых заявлений. Шаблон искового заявления, как правило, не содержит детального описания обстоятельств, послуживших для обращения в суд. Эти обстоятельства составителю заявления предлагается вписать в содержание искового заявления самостоятельно. Однако сделать без соответствующей подготовки это не просто. В случае если вам не удается правильно составить исковое заявление на основе шаблона, то вы ищите образцы исковых заявлений с готовым содержанием. Имеющиеся на сайте образцы актуальны как для начинающих, так и для профессионалов. Образцы составлены с учетом действующего законодательства. Часть образцов можно использовать без значительного редактирования. В содержание такого образца нужно только внести свои конкретные обстоятельства и подписать его. Нужно помнить, что не правильно оформленный документ будет оставлен без рассмотрения из чего следует, что только вдумчивый подход к его заполнению станет гарантом того, что поданное вами заявление не будет оставлено без внимания.

Правила скачивания информации

Сеть интернета позволяет не только смотреть разнообразную информацию, но и «забирать» ее себе. Вы можете найти нужные материалы и потом загрузить себе на диск компьютера. В этом случае информация стала вашей. Это выгодно, так как в любой момент вы можете открыть ее без сети интернета, переместить на флешку или на диск. Возможно даже передать ее по электронной почте или по скайпу. В том случае если из сети интернета эта информация удалена, то у Вас она по-прежнему будет открываться в «неизменном» виде. Такое действие«забирание» из сети принято обозначать скачиванием. Напоминаем, что скачать можно как текстовые данные, так и видео, музыку, фотографии и компьютерные программы. Проблема при скачивании может заключается в том, что для загрузки каждого типа данных существует свой вариант или даже несколько вариантов скачивания. Текст «скачиваем» одним способом, видео или музыку другим, фотографии третьим и т.д. К сожалению, не существует одной универсальной инструкции в каждом случае она своя.

Вы можете скачать образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD

Вы можете заказать выбранный образец в форматах: TXT, DOC, DOCX, WORD из архива сайта. Оформить заказ.

Статья 26.3 КОАП РФ. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комментарии к ст. 26.3 КОАП РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует положения ст. 26.2, раскрывая содержание одного из видов доказательств по делу об административном правонарушении. Процессуальное положение лиц, чьи объяснения имеют отношение к делу, определяется ст. 25.1 (лицо, в отношении которого ведется производство по делу), ст. 25.2 (потерпевший), ст. 25.6 (свидетель). Указанные лица вправе давать объяснения и пояснения по делу, делать замечания по поводу правильности занесения их показаний в протокол. Свидетель обязан дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу.

2. Объяснения и показания перечисленных выше лиц являются прямыми доказательствами по делу, имеющими важное значение для объективного рассмотрения дела. Поэтому в ч. 2 комментируемой статьи перечислены источники такого рода доказательств: протокол о применении соответствующих мер обеспечения производства по делу (гл. 27 Кодекса), протокол рассмотрения дела (ст. 29.8). В случаях, когда протокол рассмотрения дела не ведется, важное значение имеют приобщение к делу письменных объяснений или показаний лица, привлекаемого к ответственности, потерпевшего, свидетеля, данных в ходе рассмотрения дела, а также фиксация устных объяснений и показаний, имеющих значение для обоснования постановления по делу, лицом, рассматривающим дело.

В связи с введением протокола осмотра места совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ (см. ст. 28.1.1 Кодекса), данный протокол также имеет важное значение для рассмотрения дела, поскольку может содержать объяснения участников производства по делу.

К сожалению, ст. 29.8 Кодекса предусматривает обязательность ведения протокола рассмотрения дела только коллегиальным органом. На наш взгляд, следовало бы закрепить в Кодексе правило о ведении протокола рассмотрения дела во всех случаях. Представляется в этой связи целесообразным, чтобы судьей, должностным лицом, рассматривающими единолично дело об административном правонарушении, велась краткая запись хода рассмотрения дела, что дало бы возможность фиксировать наиболее важные для дела доказательства (см. по этому вопросу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.)).

Протокол об административном правонарушении

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Правонарушения

Статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов юридической силы протокола об административном правонарушении не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.

Статья 28.6 предусматривает возможность назначения административного наказания без составления протокола. Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. Если же лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, на месте совершения административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.

Читайте так же:  Оформление сделки дарения недвижимости близкому родственнику в 2020 году

В любом случае, в протоколе об административном правонарушении указываются:

• дата и место его составления,
• должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

• фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие),
• место, время совершения и событие административного правонарушения,
• точное указание статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ (а не абстрактная цифра, никому не понятная), предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение,
• объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, если они имеются,
• иные необходимые сведения.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём делается запись в протоколе. Соответственно, если Вам не разъяснили Ваши права, то это существенное нарушение законодательства.

В случае отсутствия правонарушителя (например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец и нет самого предпринимателя) протокол об административном правонарушении, как правило, составляется позже, при вызове предпринимателя в полицию или иной контролирующий орган.

Предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, предпринимателем или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нём делается соответствующая запись.

Без лишней нужды не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или не подписание документов не имеет существенного значения для правовой оценки результатов проверки, но сильно раздражает проверяющих. Кроме того, суд при рассмотрении материалов дела и установлении факта необоснованного отказа от подписания каких либо документов оценит это скорее негативно. В случае если Вы по каким-либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку «не согласен» («не согласна»). Если готовы чётко и правильно изложить своё несогласие, то излагайте на отдельном листе, который приложите к протоколу, если же Вы растеряны либо не готовы дать объяснения сразу, то не конкретизируйте своё несогласие, впоследствии Вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. Проверяющему же объясните, что из-за волнения не можете чётко сформулировать своё несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже.

Давая объяснения (сразу или впоследствии), всегда помните положение Конституции, статья 51 которой гласит:

«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному.

С Вашим правом давать объяснения корреспондируется соответствующая обязанность определённого должностного лица принять у Вас эти объяснения. Необоснованный отказ Вас выслушать или принять у Вас письменные объяснения по какому-либо вопросу не допускается. Также недопустим и отказ от принятия объяснений, мотивированный тем, что «сейчас некогда», «я Вас выслушаю позже» или же требование «давайте только сейчас, потом будет поздно».

При подписании важно проверить, чтобы все графы были заполнены, особенно графа «свидетели». Если их нет, то проследите, чтобы там был поставлен прочерк в форме буквы «Z» и невозможно было дописать что-либо. Иногда свидетелей вписывают после Вашей подписи на протоколе. Особенно этим грешат сотрудники ГИБДД, но встречаются такие моменты и у контролёров, проверяющих предпринимателей.

Указание в протоколе ниже перечисленных сведений будет выгодно для Вас:

• личные сведения: место жительства, семейное положение, количество иждивенцев и т.д. Необходимость фиксации указанных сведений обусловлена тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;
• сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством.

Физическому лицу, предпринимателю или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении.

Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные КоАП.

На практике, в случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки только продавец и нет самого предпринимателя, протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган. При этом важно помнить, что, согласно статье ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Срок, указанный в данной статье, является пресекательным, что значит исключение возможности вынесения постановления по делу об административном правонарушении и привлечение Вас к ответственности по истечении указанного срока.

Объяснение свидетеля по делу об административном правонарушении в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here