Обстоятельства исключающие привлечение к административной ответственности в 2020 году

Самое важное в статье: "Обстоятельства исключающие привлечение к административной ответственности в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Порядок, особенности и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

Виды административной ответственности

Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

  • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
  • с исполнением правил природопользования по главе 8;
  • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
  • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
  • с информационной сферой по главе 13;
  • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
  • со сферой воинского учета по главе 21;
  • с таможенной сферой по главе 16;
  • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
  • со сферой порядка управления по главе 19.

Меры административного наказания

Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

Читайте так же:  Предвзятое отношение начальника к подчиненному статья кодекса в 2020 году

В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

  • отсутствие состава нарушения;
  • невменяемость физлица;
  • истечение сроков давности;
  • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
  • объявленная амнистия;
  • смерть должностного лица;
  • прочие ситуации.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Особенности привлечения к ответственности

Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

  1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
  2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
  3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
  4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ответственности. Обстоятельства, исключающие привлечение к юридической

Обстоятельства, исключающие привлечение к юридической

Принципы юридической ответственности

Содержание юридической ответственности базируется и осуществляется на определенных принципах, основополагающих идеях:

принцип законности

– в процессе реализации юридической ответственности должны соблюдаться и исполняться законы;

принцип обоснованности –

предусматривает установление факта совершения конкретным лицом конкретного правонарушения, всесторонность и объективность исследования обстоятельств дела и доказательств, наличие всех элементов состава правонарушения, доказанность вины правонарушителя, выявление смягчающих и отягчающих вину обстоятельств;

принцип справедливости

, т.е личная ответственность виновного правонарушителя, недопустимость применения мер наказания, унижающих человеческое достоинство, соразмерность правонарушения назначаемому наказанию, недопустимость привлечения к юридической ответственности дважды за одно и тоже правонарушение, запрет обратной силы закона, отягчающего положение виновного;

принцип целесообразности

– соответствие вида юридической ответственности, наказания целям кары, степени общественной опасности;

принцип неотвратимости

– выражает неизбежность наказания и привлечения к юридической ответственности;

принцип гуманизма

– запрет при привлечении к юридической ответственности пыток, унижающего человеческое достоинство обращения.

1. Необходимая оборона – самостоятельная оборона человеком своих прав, свобод, жизни, а также прав, свобод и жизни других граждан от преступного посягательства.

2. Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам личности, общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

3. Невменяемость – неспособность лица понимать значение своих действий и руководить ими вследствие психического заболевания. Устанавливается невменяемость в результате специальной медицинской экспертизы. Только суд может объявить лицо недееспособным.

4. Малозначительность – отсутствие реальной общественной опасности деяния, что исключает его противоправность в отношении юридической ответственности.

5. Обоснованный риск – основание для освобождения от юридической ответственности, если вред причинен ради достижения общественно полезной цели.

6. Выполнение приказа (распоряжения) обязательного для исполнения.

7. Казус (случай) – это причинение вреда в результате обстоятельств, которые лицо не могло предвидеть и предотвратить.

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 231 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Кодекс об административных правонарушениях станет более гуманным по отношению к предпринимателям

Проект общей части Кодекса об административных правонарушениях находится на рассмотрении в Госдуме. По мнению авторов проекта, предлагаемые поправки усовершенствуют отечественное законодательство и позволят более эффективно решать задачу предупреждения различных правонарушений.

Читайте так же:  Расчет неустойки пени за просрочку исполнения обязательства в 2020 году

Так, поправками вводится новый вид наказания — ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за грубые административные правонарушения. В частности, ликвидация будет назначаться за отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО.

Предусматривается разделение всех административных нарушений на грубые, значительные и менее значительные. Ответственность по ним будет зависеть от категории преступления. Например, штрафы для ИП за грубые правонарушения будут достигать 400 тыс. руб., а для юрлиц 60 млн руб.

Денежное взыскание за грубые и значительные правонарушения может выражаться в размере, превышающем однократную величину правонарушения (в стоимостном или суммовом выражении), но не превышающем его трехкратной величины. Авторы считают такой подход к определению размеров штрафов более разумным.

Минимальная давность привлечения к административной ответственности увеличена до одного года (вместо нынешних двух месяцев), по делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства – до двух лет, по делам о налогах и сборах — до трех лет, по антимонопольным делам – до четырех лет, а по делам о противодействии терроризму и коррупции – до шести лет.

В новой версии КоАП к принципу равенства перед законом и презумпции невиновности добавляются принцип вины, принцип законности, принцип справедливости и соразмерности, принцип гуманизма, принцип неотвратимости административной ответственности, принцип недопустимости повторного наказания за одно нарушение и принцип обеспечения защиты.

Одной из нужных новелл является перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении административного правонарушения. К таким обстоятельствам будет относиться принятие компанией всех возможных мер, направленных на предупреждение этого нарушения. Письменные разъяснения законодательства со стороны органов власти лицу, привлекаемому к административной ответственности, также могут служить своего рода «индульгенцией» для предпринимателя.

Как вы прокомментируете основные нововведения в общую часть КоАП РФ? Станет ли законодательство более гуманным?

Как вы прокомментируете основные нововведения в общую часть КоАП РФ? Станет ли законодательство более гуманным?

Законодательство, как и общественные отношения, должно находиться в постоянном процессе совершенствования и безусловно нуждается в периодической корректировке. Это нормальный процесс развития. когда законодательство должно, если и не идти впереди, то, по крайней мере, не отставать от того уровня общественных связей, которые оно обслуживает. Таким образом, настало время провести серьёзную ревизию статей ныне действующего Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), введённого в действие почти 15 лет назад.
Что же нового предлагает законодатель в плане совершенствования действующих норм административного кодекса?
Прежде всего предлагается повысить значение неотвратимости наказания путём увеличения сроков минимальной давности привлечения к административной ответственности.
Следующее — особое внимание уделить градации ответственности, что влечёт за собой более объективную соизмеримую квалификацию административного правонарушения в зависимости от того, кем оно было совершено и при каких обстоятельствах.
Ну и, наконец, законодатель обратил внимание на обстоятельства, исключающие привлечение к административной ответственности.
Всё выше перечисленное позволяет сделать однозначный вывод о гуманной направленности всех предлагаемых изменений КоАП РФ.

47.Основания административной ответственности.

Основания ответственности — это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение

. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу.

Говоря другими словами можно сказать, что:

1. Нормативное основание административной ответственности это то, чем установлена ответственность и не просто ответственность, а именно юридическая, и именно административная;

2. Фактическое основание административной ответственности, это те юридические факты, а именно виновные деяния (действия и/или бездействия) субъекта ответственности, за которые он может понести административную ответственность;

3. Поскольку ответственность это правоотношение, где с одной стороны субъектом выступает нарушитель, а с другой стороны уполномоченные органы государства или должностные лица, — процессуальные основания это те действия уполномоченных органов и должностных лиц, обличенные в форму правоприменительного акта, которые они должны совершить, чтобы конкретное лицо понесло конкретное наказание за конкретное правонарушение.

48.Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Читайте так же:  Сокращенная продолжительность рабочего времени медицинских работников в 2020 году

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

3. В случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее. К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

§ недостижение установленного законом возраста;

§ невменяемость лица, совершившего правонарушение. В соответствии со ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

§ крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Лицо в состоянии крайней необходимости предупреждает общественно опасные последствия посягательств на публичные интересы либо пресекает длящееся противоправное деяние в тех случаях, когда ущерб (вред) уже причинен;

§ необходимая оборона — противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

В соответствии со ст.2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к административной ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, отягчающим ответственность за административные правонарушения, законодатель в ст. 4.3. Кодекса об административных правонарушениях относит:

§ продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на это лиц прекратить его

§ повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

§ вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

§ совершение правонарушения группой лиц;

§ совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельствах;

§ совершение нарушения в состоянии опьянения. Однако в данном случае необходимо учитывать, что орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации.

А также необходимо учитывать, что перечисленные в п. 1 ст. 4.3. КоАП РФ обстоятельства не могут учитываться в качестве отягчающих, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность и освобождающие от административной ответственности

В процессе привлечения к административной ответственности встречаются случаи, когда отношения ответственности прекращаются или когда она реализуется без применения административных наказаний, то есть речь идет об обстоятельствах, исключающие административную ответственность и освобождающих от административной ответственности

Обстоятельства, исключающие административную ответственность— установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают. К числу таких следует отнести: недостижение возраста административной ответственности – 16 лет на момент совершения административного правонарушения, крайняя необходимость, невменяемость.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права. При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред должен быть менее значим, чем вред предотвращенный.

Под вредом, причиняемым охраняемым законом интересам, имеются в виду различные действия, образующие состав административного правонарушения, влекущего административную ответственность. При совершении таких деяний в состоянии крайней необходимости отсутствует признак вины.

Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Не будет крайней необходимости, если угроза указанным охраняемым интересам может возникнуть в будущем. На это прямо указывают слова текста статьи «для устранения опасности, непосредственно угрожающей».

Читайте так же:  Оформление документов при покупке гаража в собственность в 2020 году

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы – наводнения, пожары, землетрясения и др., дикие или домашние животные, например при их нападении на человека; источники повышенной опасности, например неисправная автомашина; человек, причиняющий или угрожающий причинить вред правоохраняемым интересам.

В КоАП РФ приводятся два условия, при наличии которых лицо, находящееся в состоянии крайней необходимости, не рассматривается как совершившее административное правонарушение. Первое из них – невозможность устранения возникшей угрозы правоохраняемым интересам иными средствами, второе – причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Причинение вреда правоохраняемому интересу можно признать оправданным, если у субъекта не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны изыскиваться правовые пути предотвращения или устранения такой угрозы. Если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес, т.е. совершаться такие действия, которые образуют наименее опасные правонарушения. Вопрос о том, являлся ли использованный для предотвращения вреда способ единственно возможным, решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость характеризуется двумя критериями – юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим), которые, в свою очередь, имеют несколько признаков.

Юридический критерий невменяемости включает указание на отсутствие у физического лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (интеллектуальный признак) или руководить ими (волевой признак).

Для признания лица невменяемым необходимо наличие хотя бы одного признака юридического критерия в сочетании с хотя бы одним признаком критерия медицинского (алкогольный психоз, алкогольный галлюциноз, реактивный психоз и т.д.). При этом установление факта невменяемости имеет строгие временные границы – она устанавливается только на момент совершения административного правонарушения.

Невменяемость является юридическим (правовым) понятием, и окончательное решение о невменяемости физического лица, совершившего административное правонарушение, является компетенцией органа, уполномоченного рассматривать дела о таких правонарушениях. Поскольку для решения этого вопроса требуются специальные познания в области психиатрии, соответствующие органы должны использовать заключения экспертов-психиатров. Эксперты устанавливают наличие и характер болезненного расстройства психики лица и определяют глубину поражения его психических способностей в связи с таким расстройством, а орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, решает вопрос о том, подлежит ли это лицо административной ответственности.

Обстоятельства освобождения от административной
ответственности
— установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Признание деяния малозначительным (ст.2.9 КоАП РФ) предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности. При признании правонарушения малозначительным согласно положениям обязательно следует учитывать и субъективную сторону совершенного правонарушения.

При умышленном совершении административного правонарушения вряд ли можно говорить о малозначительности правонарушения. В ситуации, когда виновное лицо желало причинить существенный вред, но по независящим от него причинам не смогло этого достичь, деяние также не может считаться малозначительным. Оценивая субъективную сторону совершенного правонарушения, нельзя забывать и о роли правонарушителя.

Таким образом, малозначительность деяния может быть констатирована только при совпадении субъективного и объективного моментов: стремления к наступлению незначительных последствий и реального причинения таких последствий или при полном отсутствии общественной опасности деяния.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано [44] .

Давностный срок привлечения к административной ответственности – это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев или трех месяцев, если дело рассматривается судом. За отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ, а также за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей [45] .

Читайте так же:  Ушакова елена владимировна петропавловск камчатский 27 лет в 2020 году

Следует обратить внимание, что в Общей части КоАП РФ не нашли закрепление все обстоятельства освобождающие от административной ответственности за исключением малозначительности деяния (ст. 2.9 КоАП РФ). Оставшиеся обстоятельства перечислены в IY разделе КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях» в качестве обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), что нельзя признать оправданным [46] .

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение лимита кассы составляет 2 месяца

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Юлии (г. Санкт-Петербург)

У нас ООО на УСН. Зарегистрированы в 2009 г. В январе ген.директор внес денежные средства в кассу и они постепенно выдавались ему в подотчет на закупку оборудования, соответственно остаток денежных средств в кассе был не нулевой.

С 1 марта начали хозяйственную деятельность и установили лимит кассы. Расценивается ли остаток денежных средств в кассе до 1 марта как превышение лимита? Если да, то существует ли срок давности по такому нарушению или все же переделывать всю кассовую книгу.

Статья 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которое может выражаться в том числе в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. За такое правонарушение установлен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (для должностных лиц) и от 40 000 до 50 000 руб. (для юридических лиц).

В настоящее время применяется Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47) (далее — Положение).

Согласно п. 2.2 Положения наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе (п. 2.6 Положения).

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков (п. п. 2.4, 2.5 Положения).

Аналогичные правила предусмотрены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40 (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18).

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности ставится в зависимость от характера административного правонарушения. Привлечение к административной ответственности допускается в пределах двух месяцев, а для отдельных правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, — в пределах одного года со дня совершения правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Под длящимся правонарушением понимается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, предусмотренных законом, иным нормативным правовым актом или правовым актом ненормативного характера (абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Как следует из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к ответственности для правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, составляет два месяца. Правонарушение, выражающееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, не является длящимся: его следует считать оконченным в момент фактического превышения лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.11.2004 N Ф03-А51/04-2/2970).

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которое выражается в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст. 15.1 КоАП РФ), составляет два месяца с момента фактического превышения лимита остатка наличных денег в кассе.

В случае когда с указанного момента истекло более двух месяцев, привлечение к административной ответственности за совершение указанного правонарушения не является законным, поэтому, если в данной ситуации постановление все-таки вынесено, рекомендуется оспорить его в суд.

Поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), постановление о привлечении к административной ответственности должно быть признано недействительным.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Обстоятельства исключающие привлечение к административной ответственности в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here