Общедомовые счетчики воды обман жителей многоквартирных домов в 2020 году

Самое важное в статье: "Общедомовые счетчики воды обман жителей многоквартирных домов в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Стоимость и обслуживание «умных счетчиков» включат в тариф поставщиков услуг

До введения новых приборов учета осталось несколько месяцев

К середине 2020 года в России будет закончена работа по созданию нормативной базы, которая позволит установить «умные счетчики» в каждом доме и каждой квартире. Как мы уже рассказывали, счетчики, способные дистанционно передавать показания, уже в будущем году начнут устанавливать во всех новых домах, а затем их поставят и в остальном жилье. Утверждается, что с переходом на новые счетчики оплата за электричество и услуги ЖКХ станет понятнее потребителям.

Отвечать за работу «умных счетчиков» будут основные энергосбытовые компании регионов (для многоквартирных домов) и электросетевые компании (для всех остальных). К 2023 году все этим компании должны установить у потребителей «умные» приборы учета под угрозой крупных штрафов.

Также эти расходы могут быть включены в оплату за подключение к сетям новых потребителей. В тариф могут включаться и расходы на содержание счетчиков, сбор и обработку данных.

Нормативная база разрабатывается. До середины следующего года мы должны успеть все.

Пока обычные счетчики не заменили на «умные», на FORUMHOUSE можно обсудить вопросы по их выбору, эксплуатации и ремонту.

МКД на «прямых договорах»: обязанность ставить общедомовые приборы учета остается за УК

Nomadsoul1 / Depositphotos.com

Если жители МКД перешли на прямые отношения с РСО, то обязанность устанавливать ОДПУ все равно остается за лицом, которое управляет таким МКД. А если ОДПУ нет (но есть техническая возможность для его установки), то РСО вправе установить штрафной повышающий коэффициент за ресурс, потраченный на содержание общего имущества и определенный по нормативу. На это указал Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу УК по спору с РСО (Определение Верховного Суда РФ от 1 июля 2019 г. № 306-ЭС19-9233).

Ранее РСО применила повышающий коэффициент к плате за общедомовые нужды по водоснабжению в МКД без ОДПУ:

  • договор между РСО и УК был заключен на отпуск холодной воды в объеме, соответствующем превышению объема холодной воды на ОДН над объемом холодной воды на ОДН, рассчитанным по нормативам потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды,
  • а объем этого сверхнормативного потребления на ОДН – согласно договору – определялся по ОДПУ,
  • при этом у спорного МКД не было ни ОДПУ, ни акта об отсутствии технической возможности его установки.

В ответ УК сослалась на следующие доводы:

  • исполнителем коммунальных услуг жителям – в данном случае – является РСО, вот пусть она и ставит счетчик, если ей нужно;
  • установка ОДПУ – это часть работ, которые проводятся при капитальном ремонте. А УК отвечает только за текущий.

Однако суды всех уровней обратили внимание на следующее:

Верховный Суд РФ, ознакомившись с жалобой УК, оснований для пересмотра дела в СК по экономическим спорам ВС РФ не усмотрел.

Отметим, что свежими поправками в Правила предоставления коммунальных услуг внесена норма, которая обязывает именно УК, а не РСО, ставить ОДПУ в МКД, перешедший на «прямые договоры», однако только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения.

В старых многоквартирных домах устанавливать счетчики необязательно

potatushkina.gmail.com / Depositphotos.com

Старые дома (с износом более 70%), не попавшие в региональную программу капремонта, а также дома «под реновацию» освободили от обязанности ставить счетчики воды, электричества, тепла и газа (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 241-ФЗ). Речь и об общедомовых приборах учета, и об индивидуальных.

Поправки в Закон об энергосбережении вступили в силу 6 августа 2019 года.

Документы по теме:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Нижегородские антимонопольщики разбираются с ценами на общедовомые счетчики

Почти 700 тысяч рублей за общедомовой счетчик и еще миллион за его установку. Жители некоторых многоквартирных домов Нижнего Новгорода шутят — приборы учета для них сделали из золота. Хотя на самом деле жильцам не до смеха. Цены за счетчики оказались завышены во много раз. И теперь владельцам квартир нужно их оплачивать.

Нижегородец Андрей Нефедов спустился в подвал взглянуть на недавно установленный общедомовой счетчик тепла и горячей воды. Сделать это он решил отнюдь не из праздного интереса. Судя по цене, прибор сделан из золота. «661 тысяча рублей. Цена пятой части космического корабля. Я, конечно, шучу, но цена получается действительно космическая», – говорит Андрей Нефедов.

Поскольку жильцы этого дома сами не установили коллективный прибор учета до 1 июля 2012 года, как предписывал закон об энергосбережении, позже это должна была сделать ресурсоснабжающая организация. Компания обязанность выполнила. Но людей насторожило то, что в соседнем доме такого же типа жители приобрели коллективный счетчик всего за 180 тысяч рублей. «Цена завышена в три раза, мы возмущены. Нам не нужны такие счетчики. Это обман населения», — говорит Татьяна Дараева.

А жильцы этого дома должны возместить компании за установку счетчика и того больше — свыше одного миллиона рублей. Сумму распределили между всеми собственниками пропорционально занимаемым площадям. Вышло примерно по 5-6 тысяч на квартиру. Возвращать деньги можно в течение пяти лет. Но жители все равно не согласны. «Неужели счетчик может стоить 1 миллион рублей с лишним? Мы его не видели, нам его не показывали. Не может быть. Из чего он, из платины что ли?» – возмущается Галина Благова.

Читайте так же:  Подтверждение гражданства гражданина российской федерации в 2020 году

В теплоснабжающей компании считают, что жители должны только радоваться установленным ценам. «Оплата за установленные общедомовые приборы учета тепла и горячей воды в расчете за 1 квадратный метр может считаться одним из самых низких по сравнению с другими регионами», — сказала Майя Чумаченко, заместитель финансового директора по работе с потребителями ОАО «Теплоэнерго».

Анализ, проведенный Управлением федеральной антимонопольной службы, показал: цены общедомовых приборов учета, установленных ресурсоснабжающей организацией, значительно превышают среднерыночную. В некоторых случаях — в шесть раз.

«По Канавинскому, Московскому, Сормовскому и т.д. районам максимальная цифра совпадала с точностью до рубля: 2 млн. 137 тысяч 646 рублей. Я думаю, всем понятно, что так не бывает. По нашему мнению, к невидимой руке рынка присоединилась еще какая-то рука», — отметил руководитель УФАС по Нижегородской области Михаил Теодорович.

В действиях ресурсоснабжающей организации усмотрели признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбуждено четыре дела. Не исключено, что их будет больше. На данный момент в ведомство поступило уже более 50 жалоб от нижегородцев, связанных с завышением стоимости общедомовых приборов учета.

Дарья Иванова, Роман Серебренников, Приволжское бюро «ТВ Центра». Нижний Новгород.

Как обманывают «управдомы» и как снизить оплату ЖКУ вдвое

Россияне платят за ЖКУ в два раза больше, чем полагается, раскрыл гражданам глаза руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Чтобы решить проблему переплаты за услуги ЖКХ, ФАС подготовила законопроект об основах тарифного регулирования, который сейчас проходит согласование в правительстве.

Председатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова разъяснила читателям «Ридуса», кто и как обманывает жителей и как с этим бороться прямо сегодня, не дожидаясь вмешательства ФАС, правительства, войск ООН, гостей из будущего.

Товарищества жулья

Та сумма, которая в вашей коммунальной платежке указывается в окошке «Итого», складывается из двух частей: тарифов и ставок, поясняет эксперт.

Если тарифы — величина, определяемая на региональном уровне, и с ней вы ничего сделать не сможете, не проводя социалистическую революцию, то в том, что касается ставок, бал правят органы местного самоуправления, управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) и прочие организации, непосредственно обслуживающие жилой фонд.

В отличие от тарифов, ставки не регулируются никакими нормативами и целиком отданы на откуп обслуживающим структурам. При этом предполагается, что оплата коммунальных услуг должна полностью покрывать расходы УК и приносить некую прибыль, делающую существование «управдомов» экономически целесообразным.

И вот в этой части можно быть уверенным, что управдомы (как бы они ни назывались) себя точно не обидят. Еще Карл Маркс писал, что нет такого преступления, на которое капитал не пошел бы за 100% прибыли.

Как делают деньги из воздуха, а также воды и тепла

Упрощенно говоря, ставки по коммунальным услугам (отопление, вывоз ТБО, нормы расходования газа ) управляющие компании вычисляют, исходя из нормативов потребления на одного жильца.

Объем таких услуг определяется либо исходя из показаний измерительных приборов, либо — где их нет — по какому-то усредненному уровню.

И это — клондайк для управляющих компаний, потому что норматив потребления они могут установить любой, какой подскажет им фантазия и жадность, говорит эксперт.

Сотрудники пермской управляющей компании „Свой дом“ выставили одному из жителей счет за оказанные в феврале 2019 года коммунальные услуги в размере двух миллионов рублей, ошибочно „прописав“ в помещении 4000 человек. Собственнику квартиры принесены извинения и „произведена корректировка начислений“.

Там, где установлены счетчики и потребители коммунальных услуг стараются экономить, там поставщики этих услуг беззастенчиво завышают стоимость кубометра воды, гигакалории тепла и тонны мусора.

Там, где счетчиков нет, устанавливается «усредненный» норматив, плата за который идет с надбавкой 50% — по сути, просто за факт отсутствия счетчиков (и как стимул для жильцов к установке таковых).

Глава ФАС Игорь Артемьев указал как раз на это, когда заявил, что в соседних деревнях стоимость услуги водоснабжения может отличаться в 50 раз.

Бумажный потолок

На самом деле полет фантазий управляющих компаний и поставщиков ЖКУ ограничен определенным потолком, который устанавливается на региональном уровне.

Но существует этот потолок почти повсеместно только на бумаге. Потому что подавляющее большинство домохозяйств не имеют доступа к информации о том, какой объем услуг им на самом деле предоставляется, говорит Юнисова.

Да, все гениальное просто: поставщики и менеджеры услуг ЖКХ пользуются тем, что в обычных многоквартирных домах их жильцы не имеют физического доступа к общедомовым приборам учета. Эти приборы установлены либо в техподвалах, либо в мансардах, и подход к ним преграждают металлические двери, часто опечатанные полосками бумаги с печатью УК.

Жильцы многоквартирных домов могут контролировать показания этих приборов — и, соответственно, справедливость начисляемой им платы за ЖКУ — только если в подъезде установлена система «Умный дом», которая в режиме реального времени показывает объемы потребления воды, тепла, электроэнергии каждой подключенной к системе квартиры.

Но такие случаи единичны. Чтобы дом стал умным, надо, чтобы таковыми сперва стали все, в нем проживающие.

Золотой ключик и тайная комната

«Стать умными» — то есть пресечь возможность УК наживаться на неосведомленности жильцов — все российские квартировладельцы и квартиросъемщики могут в любой момент.

Для этого нужна самая малость — сорганизоваться хотя бы в масштабе своего подъезда (если это тяжело сделать в масштабе дома, в котором 16 подъездов), советует Юнисова.

Жильцы подъезда должны написать заявление в свою УК с просьбой (требованием, мольбой) предоставить свободный доступ к «тайным комнатам», где установлены общедомовые приборы учета. Такой доступ технически осуществляется тем, что каждый собственник квартиры в этом подъезде получает ключик от заветной дверцы в подвал или в мансарду, куда может зайти в любое время (как правило, это время будет совпадать с датой получения очередного счета на квартплату).

Отказать управляющая компания не имеет права, если будет решение общего собрания жильцов. А ключик от тайной комнаты может оказаться золотым почти в буквальном смысле этого слова, говорит эксперт.

С очень большой долей вероятности (и не меньшим удивлением) жильцы выяснят, что объемы поставляемых им ЖКУ, указанных в жировках, сильно отличаются от тех, которые зафиксированы на приборах учета. Причем — surprise, surprise! — в пользу УК.

Как подвести УК под УК

Поэтому то, как УК отреагирует на требование жильцов открыть доступ к таким приборам, является само по себе индикатором честности или нечестности данной компании.

Читайте так же:  Список документов для оплаты обучения материнским капиталом в 2020 году

Если УК под любыми предлогами постарается отказать жильцам в доступе (ссылаясь на безопасность, коммерческую тайну, указание высшего начальства ) — это верный знак того, что компании есть что скрывать.

В феврале 2019 года один из жителей Соликамска зашел в свой личный кабинет на сайте ресурсопоставляющей компании и обнаружил, что на нем числится долг в 17 млн рублей. Сотрудники компании объяснили ошибку сбоем в работе программы.

Если жильцы будут настойчивыми, то тут возможны два варианта развития событий, предсказывает Юнисова.

Первый: понимая, что дело пахнет керосином, поставщики ЖКУ могут добровольно пересчитать суммы, начисленные «по ошибке» за все годы существования этой управляющей компании, и либо вернуть жильцам 50% от этих сумм наличными, либо отнести их в графу «переплата» (то есть, по сути, взять у жильцов на эту сумму кредит и погашать его за счет ежемесячной оплаты своих же счетов за ЖКУ). Именно так поступили в пермской УК «Свой дом», упомянутой выше.

Второй: если компания будет упорствовать (что, как сказано выше, служит верным симптомом того, что за присвоенные деньги жильцов можно получить реальный срок), жильцам надо подавать коллективный иск в суд. Юнисова прогнозирует, что такой иск будет удовлетворен почти со стопроцентной вероятностью, а дальше — см. пункт 1.

Почему плата за отопление начисляется круглый год без учета показаний общедомового счетчика (ОДПУ)?

В некоторых регионах жители многоквартирных домов задаются вопросом: почему при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ) его показания не учитывают при расчете, а плата за отопление начисляется круглый год?

Кроме того, летом такая услуга, как отопление, вообще не предоставляется, а плата за неё все равно ежемесячно начисляется. Насколько это правильно?

Начнем с того, что законодательством, а именно п. 42(1) Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила) предусмотрено, что плата за отопление может осуществляться одним из двух способов – в течение отопительного периода, то есть при наличии на МКД общедомового прибора учета, по его фактическим показаниям, или равномерно в течение календарного года (12 месяцев).

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению принимается органами государственной власти конкретного субъекта РФ.

Именно поэтому в одном регионе расчет размера платы за отопление производится только в отопительный период, по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а другом регионе плата за отопление начисляется равномерными платежами, но в течение всего года.

Показания общедомового прибора учета все также имеют значение, так как Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление при оплате в течение года в соответствии с фактическими показаниями общедомового учета. Корректировка размера платы должна производиться в 1 квартале года, следующего за расчетным годом.

То есть, если при наличии на Вашем доме общедомового прибора учета, плата за отопление Вам в течение 2019 года начисляется ежемесячно, равномерными платежами, в 1 квартала 2020 года исполнитель коммунальной услуги по отоплению (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, другой кооператив или ресурсоснабжающая организация) должны произвести корректировку начисленной Вам за 2019 года платы в соответствии с фактическим показаниями общедомового прибора учета, установленного на Вашем доме.

За основу начисления платы в течение года берутся среднемесячные показания общедомового прибора учета за предыдущий год, если показания общедомового прибора учета за предыдущий год отсутствуют, например, общедомовой прибор учета был недавно установлен, для расчета размера платы применяется норматив коммунальной услуги по отоплению.

С июля 2020 года РСО начнут устанавливать в МКД «умные» счётчики

В июле 2020 года в России начнётся введение системы интеллектуального учёта электричества. В том числе в МКД старые ИПУ будут массово менять на «умные», которые смогут автоматически передавать показания и ограничивать подачу света неплательщикам. Плату за новые приборы РСО включат в тариф.

Россия переходит на «умные» счётчики электричества с июля 2020 года. Соответствующий Федеральный закон от 27.12.2018 № 522-ФЗ подписал президент РФ Владимир Путин. «Умные» счётчики будут автоматически передавать показания в РСО и смогут ограничить подачу электричества должникам. Кроме того, новая система интеллектуального учёта света будет надежнее, чем прежняя, защищена от мошенников. Дистанционный обмен данными начнётся с 2021 года.

Ещё одно новшество: ответственность за установку счётчиков снимут с потребителей электричества и возложат на РСО. Плату за ИПУ компании включат в тариф. При этом Минстрой РФ намерен растянуть плату за новые счётчики во времени, чтобы потребители электричества не почувствовали резкого повышения тарифа.

Специалисты Минстроя РФ уверены, что интеллектуальный учёт электричества позволит сделать плату за свет более честной и снизит потери в сетях. По мнению министра энергетики РФ Александра Новака, это позволит сэкономить до 80 миллиардов рублей в год.

Технология «умных» счётчиков уже применяется в некоторых городах России. Например, такая система работает в Казани, в Москве и в Хабаровском крае их планируют установить в ближайшее время. Власти Хабаровского края, кстати, уверены, что установка подобных счётчиков позволяет существенно снизить расходы управляющих организаций. Больше информации о плюсах и минусах «умных» счётчиков вы найдёте в нашем материале.

Жильцы не должны оплачивать услуги по водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии в доме коллективных приборов учета

ВС РФ разъяснил, что услуги по водоотведению в отношении общедомовых нужд не могут быть включены в платежный документ, если в многоквартирном доме не установлен общедомовой прибор учета водоотведения (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

ВС РФ напомнил, что положение, предусматривающее расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, было исключено из законодательства 1 июня 2013 года (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344). Это означает, что ресурсоснабжающие компании могут взимать стоимость услуги по водоотведению на общедомовые нужды только в том случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик сточных вод. В противном случае стоимость услуги по водоотведению должна рассчитываться только отдельно для каждой квартиры – по показаниям приборов учета или (в случае их отсутствия) по нормативу (п. 42, п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом Суд отклонил довод ресурсоснабжающей компании о том, что при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод допустимо осуществление коммерческого учета расчетным способом (объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения) (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Дело в том, что правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, поэтому законодательство о водоснабжении в данном случае применяться не должно.

Читайте так же:  Соглашение о расторжении в части неисполненных обязательств в 2020 году

К слову, с 28 декабря 2015 года вступили в силу нормы об установлении ответственности для ТСЖ, управляющих и ресурсоснабжающих компаний за завышение в платежных документах стоимости оказанных коммунальных услуг (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ). Конкретный размер санкций за этот проступок, по словам заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрея Чибиса, обсуждается в настоящее время в правительстве. Предполагается, что размер штрафа за данное правонарушение составит 50% от излишне начисленной суммы, а за предоставление некачественной услуги или перебои в ее оказании – 30% от стоимости услуги.

В каких домах не ставят общедомовые счетчики закон 2019-2020 г.г.

Изменения в законе: добавлены дома, в которых не обязательна установка общедомовых приборов учета воды

Старые дома (с износом более 70%), не попавшие в региональную программу капремонта, а также дома «под реновацию» освободили от обязанности ставить счетчики воды, электричества, тепла и газа (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 241-ФЗ). Речь и об общедомовых приборах учета, и об индивидуальных.

Поправки в Закон об энергосбережении вступили в силу 6 августа 2019 года.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 241-ФЗ
«О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 18 июля 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года

Внести в часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 29, ст. 4288; 2015, N 1, ст. 19; N 27, ст. 3967; 2016, N 27, ст. 4202; 2017, N 31, ст. 4745, 4766, 4828; 2018, N 53, ст. 8448) изменения, исключив из нее слова «до 1 января 2013 года» и дополнив ее словами «, на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет».

Президент Российской Федерации

26 июля 2019 года

Подробнее. В каких домах можно не устанавливать счетчики воды и электроэнергии?

Требования об обязательном оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов не будут распространяться на все многоквартирные дома с большим износом. Таким образом, расширяется перечень домов, в которых необязательны счетчики энергоресурсов. Туда включаются многоквартирные дома, в которых основные конструктивные элементы изношены более чем на 70 процентов. Речь о зданиях, не включенных в региональную программу капремонта.

По данным Росстата, таковых домов 111 тысяч по всей России, пояснил автор проекта, депутат Борис Гладких.

По действующему законодательству, требования оснащения приборами учета не распространяются на ветхие, аварийные дома, подлежащие сносу или капремонту до 1 января 2013 года. Законопроект снимает это ограничение, распространяя данную норму на изношенные дома независимо от срока их сноса или капремонта.

Во втором чтении депутаты собираются прописать оговорку — в отношении дома должно быть вынесено решение о расселении или сносе. Также предполагается уточнить критерии износа основных конструктивных элементов и назначить орган, который будет определять степень износа.

Напомним, в настоящее время счетчики воды и электроэнергии можно не ставить лишь в том случае, если дом признан аварийным. Еще одно основание – отсутствие технической возможности установить прибор учета.

Во всех остальных случаях собственники квартир, не оборудованных приборами учета воды и электроэнергии, платят по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента 1,4.

По какому Закону и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь — с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении…»).

Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении…») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.

Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.

Комбинаторы от ЖКХ. Как нас обманывают управляющие компании

На что следует обратить внимание, глядя в платежку, и как грамотно и без проблем сменить управляющую компанию (УК), если прежняя вас разочаровала

Почти каждый из нас, достав из почтового ящика свежую коммунальную платежку и заглянув в заветную графу «Итого», хоть раз да задумывался: и откуда только берет управляющая компания столь красивые, впечатляющие для среднестатистического кошелька суммы? Не являюсь ли я, получатель услуг, объектом надувательства и мошенничества? Как проверить, указана ли в квитанции стоимость оплаты реально сделанных работ – или цифры, срисованные продуманными дельцами с потолка?

Читайте так же:  Прописка несовершеннолетнего ребенка отдельно от родителей в 2020 году

Сегодня мы с этими вопросами разберемся. А заодно и вспомним, как грамотно, по закону сменить управляющую компанию, если прежняя вдруг разочаровала недобросовестностью или оказалась нечиста на руку.

Самые популярные способы обмана

Прежде всего давайте выясним, какие механизмы используют игроки коммунального рынка, чтобы выманить больше денег у доверчивых граждан. Этих механизмов немало, но некоторые определено используются чаще других.

  1. Один из самых популярных видов мухлежа – завышение тепловых расходов. Как правило, в многоквартирных домах сейчас уже установлены общедомовые счетчики тепла (как, кстати, и воды), но не все жильцы знают об этом. По умолчанию УК устанавливают оплату за тепло по нормативу за каждый квадратный метр жилплощади. Не в меру дотошным жильцам при этом могут заявить, что приборы учета пока не опломбированы, и значит, их еще номинально использовать нельзя.

Секрет в том, что сами УК позднее расплачиваются с ресурсоснабжающими организациями как раз по показаниям счетчиков, которые, разумеется, значительно ниже «квадратно-тарифных». Разница идет на карман дельцам. Обычная пятиподъездная девятиэтажка таким образом может в месяц приносить «дохода» на сто тысяч рублей. Десять таких домов – уже миллион.

Не отходя далеко от кассы, скажем по этому поводу, что у жильцов есть право пересчета платежек. Один раз в год можно подать письмо-прошение в саму УК или в жилищную комиссию. Результаты могут вас приятно удивить. Возвращенные таким образом несколько тысяч рублей позволят вам, де-факто, в следующие пару месяцев не тратиться на квартплату.

Еще несколько «относительно честных» способов отъема денег у жильцов

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Некоторые УК включают в платежки графу «За капитальный ремонт». Это незаконно. Плату за ремонт – и капитальный, и текущий – уже содержит в себе графа «За содержание и ремонт жилого помещения».

То же самое касается строк «За обслуживание приборов учета» в квитанциях. Регламента на такую услугу просто не существует по закону. «Обслуживанием» в данном случае именуется банальное сдувание со счетчиков пыли.

Лифты и мусоропроводы в доме могут не работать, а плата за их обслуживание все равно взимается. Особенно часто такое нарушение встречается в новых домах, где тот же лифт, например, еще не успели запустить.

Собранные с жильцов средства могут расходоваться в завышенном объеме на закупку канцтоваров, горюче-смазочных материалов и прочих расходников. Типичная схема «задирания» сумм при закупках, доказать которую может только ревизия или аудиторская проверка.

Наконец, временами УК вступают в сговоры с компаниями-установщиками домофонов. Жильцам выгоднее платить за разовые случаи обслуживания домофона, за ремонт каждой конкретной поломки. УК же включает в квитанцию ежемесячную абонентскую плату за домофон, независимо от качества его работы, а перед этим получает «откат» от установщика.

Как проверить цифры в платежке

Вы скажете: все это, конечно, знать хорошо и полезно. Но как лично Я могу проверить, обманывают ли меня?

На этот вопрос недавно ответила Федеральная служба РФ по тарифам. Она открыла сайт fas.gov.ru, на котором можно узнать стоимость всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги для всех российских регионов, и, соответственно, рассчитать собственные суммы, которые вы должны ежемесячно платить за воду, свет, газ и тепло.

Разработанная для этого программа так и называется – «Калькулятор ЖКХ». В ней нужно указать свой населенный пункт (у каждого региона, как известно, на разные ресурсы свои тарифы); метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан (от этого тоже зависит размер оплаты коммуналки). Калькулятор покажет вам даже номер муниципального постановления, по которому с вас взимается плата за ту или иную услугу.

Если данные, полученные вами в программе, сильно разнятся с указанными в платежке – это повод разобраться в вопросе более тщательно, и принять меры. Возможностей несколько: можно для начала обратиться с претензией в саму управляющую компанию; в более серьезных случаях в помощь вам будут жилинспекция и прокуратура.

Денег дам, но уже не вам

Если УК вас разочаровала, вы имеете полное право ее сменить, выбрав для своего дома другого управленца. Для этого, как гласит регламентирующая процедуру 162-я статья Жилищного кодекса, не нужно даже никаких специальных оснований. Достаточно простого недовольства качеством работы.

Правда, при смене УК все-таки имеются определенные нюансы. Во-первых, участвовать в процедуре могут только законные владельцы квартир, то есть обладатели приватизированного жилья. В случае с неприватизированными квартирами их хозяином считается муниципалитет, – соответственно, он и будет принимать решение.

Во-вторых, решение об отказе от услуг УК необходимо принять, прежде чем истечет срок договора с организацией. Если опоздать, договор будет пролонгирован и процедура может затянуться на многие месяцы.

Решение о переходе в другую УК или смене управления на ТСЖ, по закону, жители должны принять на общем собрании, где составляется соответствующий протокол. О проведении собрания жильцов необходимо оповещать в письменном виде.

Отказаться от услуг УК может и один конкретный собственник; правда, если вы решили стать таким собственником – готовьтесь самостоятельно искать своим управленцам замену и аналогичным образом заключать договор с новыми.

Напоследок – совет всем, кто задумался о смене УК: прежде чем выбрать новую компанию для обслуживания дома, хорошенько изучите отзывы о коммунальщиках, работающих в вашем районе и городе. Это поможет не нарваться на новых мошенников.

Плюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиков

Расчёты за коммунальные ресурсы должны вестись исходя из показаний приборов учёта. Но жители домов не обязаны передавать исполнителю услуг данные счётчиков, и это негативно влияет на корректность расчётов, в том числе за ресурсы на содержание общего имущества. Читайте о новых счётчиках, которые помогут решить эту проблему.

Обязанности исполнителя КУ в отношении приборов учёта

Если в доме установлены индивидуальные и общедомовые приборы учёта, то расчёт платы за соответствующие ресурсы должен вестись исходя из показаний таких приборов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). При этом жители многоквартирного дома не обязаны передавать показания счётчиков исполнителю услуг – это только их право (пп. «к(1)» п. 33 ПП РФ № 354).

Те, кто таким правом не пользуется, получают счета, где объём ресурса за период равен среднемесячному потреблению, а спустя 3 месяца после передачи последних показаний объём рассчитывается исходя из норматива потребления (пп. «б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Читайте так же:  Организационно правовые формы существования некоммерческих организаций в 2020 году

Отсутствие показаний ИПУ и определение индивидуального потребления жителей расчётными методами влияет на объём ресурса, потреблённого домом на содержание общего имущества многоквартирного дома, который оплачивает в РСО управляющая домом организация.

Также, если потребитель в течение полугода не передаёт показания, исполнитель КУ должен сам снять данные со счётчика, что требует дополнительных трудозатрат (п. 84 ПП РФ № 354).

Чтобы снизить нагрузку на исполнителя КУ по снятию и проверке показаний ПУ, а также устранить зависимость корректности расчётов за коммунальные услуги от воли потребителей, Минстрой РФ предложил обязать застройщиков оснащать новые дома «умными» счётчиками с удалённой передачей показаний, а в старых домах при наличии технической возможности – устанавливать их после капитального ремонта.

Поговорим о том, с какими плюсами и минусами работы системы встретились исполнители КУ и собственники после установки интеллектуальных систем, автоматически передающих показания приборов учёта коммунальных ресурсов.

Автоматически передают показания

Интеллектуальные приборы учёта – это счётчики, оснащенные специальными радиомодулями, которые автоматически передают показания по беспроводной сети дальнего радиуса действия. Индивидуальный или общедомовой приборы учёта транслируют свои данные инфосистеме, которая может принимать информацию от сотен тысяч датчиков в радиусе до нескольких десятков километров.

Все поступившие от ПУ данные в автоматическом режиме направляются исполнителю коммунальной услуги; потребитель может отслеживать показания, но их передача для расчётов производится без вмешательства человека со всех приборов учёта в доме в установленный день и время.

Снижают трудозатраты и объёмы КР на СОИ

Положительно скажется установка таких приборов и на деятельности управляющих организаций. Ведь «умный» счётчик – это удобно. Жителям многоквартирного дома не придётся ежемесячно выписывать и передавать показания ИПУ. А УО не нужно будет проводить обход домов и сбор данных – биллинг. Это позволит управляющей организации снизить трудозатраты и сэкономить.

К тому же при автоматическом сборе показаний потребители не могут повлиять на данные об объёме потребления, занизить их, тем самым увеличив объём КР на СОИ. Как правило, при этом потребление ресурсов на содержание общего имущества стремится к нулю: занизить индивидуальное потребление невозможно, потери отсутствуют. При возникновении утечек они легко выявляются при сравнении показаний за разные периоды.

Способствуют прозрачности расчётов и сокращению хищений

Интеллектуальная система позволяет сделать расчёты за ресурсы прозрачными: как в отношениях между исполнителем КУ и потребителем, так и между УО и РСО. Каждая из сторон имеет возможность отслеживать показания приборов учёта и видеть реальные объёмы потребления. Исчезнет проблема, с которой сталкиваются многие УО при прямых договорах, – сложность получения показаний от РСО. Информация будет доступна онлайн всем сторонам отношений.

«Умные» приборы учёта способствуют снижению уровня хищения ресурсов: вмешаться в работу такого прибора учёта сложнее, да и скрыть резкое снижение потребления в квартире не получится, ведь данные направляются прямо к исполнителю КУ. При росте объёмов КР на СОИ управляющая организация легко может проверить и сравнить данные по каждой квартире и обнаружить, где они резко снизились.

Устанавливаются за счёт собственников помещений

Подобные автоматизированные системы сбора данных давно используются электросетевыми компаниями и поставщиками электроэнергии. «Умные» счётчики воды, газа и тепловой энергии только начали широко внедрять, но уже сейчас выявлен ряд проблем, связанных с их применением.

Главная – кто должен платить за установку таких приборов учёта в старом жилфонде. Если в новостройках за установку счётчиков отвечает застройщик, то в уже построенных домах, скорее всего, заплатить за модернизацию старых ИПУ и ОДПУ придётся собственникам помещений, ведь счётчики – их имущество.

А работать система будет только в том случае, если все помещения в доме оснастить «умными» счётчиками и связать их с общедомовым прибором учёта. В таком случае, чтобы установить новые приборы, управляющая организация должна провести общее собрание собственников, получить их согласие на работы и утвердить источник их финансирования за счёт целевых взносов собственников или средств капитального ремонта. Принятое в соответствии со ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ на ОСС решение будет обязательно для всех собственников помещений в доме.

Должны быть во всех помещениях дома и не сбоить

Опыт установки подобных систем показал, что в первые шесть месяцев новое оборудование может давать сбои и ошибаться при передаче показаний. В таком случае исполнитель коммунальной услуги может получить претензии от потребителей и делать множество перерасчётов.

Как уже было сказано, работать система будет только в том случае, если все приборы учёта в доме будут «умными»: тогда они обеспечат одновременный съём показаний и передачу их исполнителю коммунальных услуг. И если хотя бы один собственник откажется менять старый ПУ на «умный», то требуемый эффект от работы автоматизированной системы достигнут не будет.

Даже при решении ОСС заставить несогласного жителя заменить или модернизировать установленный в квартире счётчик будет непросто: собственник имеет законное право не пускать никого в принадлежащее ему помещение.

Как УО перевести дом на систему автоматической передачи показаний ПУ

На законодательном уровне не закреплено, что потребители обязаны оснащать свои квартиры «умными» счётчиками. Нет такой обязанности и при проведении капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома.

Но если управляющая домом организация или ТСЖ пришли к выводу, что внедрение в доме автоматизированной системы учёта ресурсов поможет существенно снизить объёмы КР на СОИ и бороться с хищением ресурсов, то ей следует:

1. Подготовить информацию для собственников помещений в доме:

  • о плюсах для собственников от установки такой системы,
  • о стоимости работ,
  • о возможных источниках финансирования.

2. Организовать и провести общее собрание собственников согласно ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ.

Если ОСС приняло положительное решение, то УО следует на всех этапах работы информировать жителей о происходящей и напоминать о пользе внедрения «умных» счётчиков и правилах обращения с ними.

По завершению работ и при получении первых итогов работы системы УО обязательно нужно отчитаться перед собственниками, особенно если были сбои в работе новых приборов учёта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Положительные результаты внедрения таких ПУ стоит донести до жителей всех многоквартирных домов, находящихся в управлении у организации. Возможно, это сподвигнет их жителей также сделать шаг к smart-технологиям. А провести общее собрание собственников и решить вопрос об установке в доме «умных» счётчиков в многоквартирном доме поможет сервис «ОСС на 100%».

Общедомовые счетчики воды обман жителей многоквартирных домов в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here