Общедолевая собственность на земельный участок сельхозназначения в 2020 году

Самое важное в статье: "Общедолевая собственность на земельный участок сельхозназначения в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Общедолевая собственность на земельный участок сельхозназначения в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 апреля 2018 г. N 8435-ВА/Д23и Об отсутствии различий между понятиями «земельная доля» и «доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения»

Направляются для учета и руководства в работе постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 октября 2017 г. N Ф10-4435/2017 по делу N А35-12777/2016 и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2018 г. N 310-КГ17-21995, в которых делается вывод, что Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит различий между понятиями «земельная доля» и «доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения».

Ранее направленные письма Минэкономразвития России от 9 декабря 2016 г. N 38045-ВА/Д23и, от 3 ноября 2016 г. N ОГ-Д23-12603, а также письма Росреестра от 26 декабря 2016 г. N 14-исх/18080-ГЕ/16, от 23 ноября 2016 г. N 14-исх/16214-ГЕ/16, от 21 октября 2016 г. N 14-исх/14890-ГЕ/16 в дальнейшей работе учету не подлежат.

Приложение: на 6 л.

В.В. Абрамченко

Обзор документа

Сообщается, что Закон об обороте земель с/х назначения не содержит различий между понятиями «земельная доля» и «доля в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения».

Вывод сделан с учетом сложившейся судебной практики.

Ранее изданные письма Минэкономразвития России по этим вопросам учету не подлежат.

Новое регулирование оборота земли сельхозназначения: чего ждать участникам долевой собственности, членам КФХ и арендаторам

Минсельхоз России подготовил ряд поправок в законодательство, направленных на совершенствование регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Поправки предлагают повысить кворум общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, возложить на должностных лиц муниципальных органов обязанности по организации и проведению общих собраний собственников земли, а также ряд других изменений.

Сложившаяся на сегодняшний день правоприменительная практика выявила ряд недостатков действующего регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. В частности, можно выделить следующие проблемные моменты.

Во-первых, в законодательстве установлен достаточно низкий кворум общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. Так, согласно п. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собрание признается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20% их общего числа. На практике это означает, что решения по вопросам владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельхозназначения, находящимся в долевой собственности, могут приниматься без учета мнения большинства участников долевой собственности.

Во-вторых, в законе отсутствует запрет на проведение нескольких общих собраний по схожим вопросам, что на практике нередко приводит к тому, что собственники земельных долей принимают несколько противоречащих друг другу решений.

Кроме того, на сегодняшний день федеральное законодательство не определяет минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельхозназначения — их определяют законы субъектов РФ. Таким образом, усложняется доступ граждан и фермерских (крестьянских хозяйств) к земельным ресурсам. В рамках существующих процедур предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, представляющие собой преимущественно семейные хозяйства, не могут конкурировать с крупными сельскохозяйственными организациями, созданными как крестьянские (фермерские) хозяйства.

Также на практике возникают проблемы с заключением договоров аренды находящихся в публичной собственности земельных участков на новый срок — нередко исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления включают в договоры аренды земельных участков, заключаемые на новый срок, условия, существенно ухудшающие положение арендаторов.

Чтобы урегулировать перечисленные вопросы и устранить обозначенные недостатки действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельхозназначения, Минсельхоз России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (опубликован на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/04-17/00064434). В нем, в частности, предлагается следующее.

Во-первых, повышение кворума общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. В проекте общее собрание будет считаться правомерным, если на нем присутствуют:

участники долевой собственности, владеющие более чем 50% долей в праве общей собственности на земельный участок, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены в виде простой правильной дроби, или

не менее чем 50% от общего числа участников долевой собственности, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены иным способом.

Если первое общее собрание признано несостоявшимся в связи с недостаточным количеством участников для кворума, повторное собрание будет считаться правомочным при условии, что на нем будут присутствовать:

участники долевой собственности, владеющие более чем 30% долей в праве общей собственности на земельный участок, если размеры земельных долей участников долевой собственности выражены в виде простой правильной дроби, или

не менее 30% общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок.

Кроме того, в проекте предлагается возложить обязанность по организации и проведению общего собрания на уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Такое лицо предлагается наделить в том числе полномочиями:

удостоверять полномочия присутствующих на собрании лиц;

председательствовать при открытии и ведении общего собрания;

подписывать протокол общего собрания;

участвовать в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

Другой важной новеллой, которую предлагает закрепить проект, является установление ряда ограничений на формирование повестки общего собрания, в частности:

общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания, а также изменять повестку дня общего собрания;

в повестку дня общего собрания не допускается включение вопросов, решение по которым принято менее трех месяцев назад;

Читайте так же:  Процедура регистрации договора аренды нежилого помещения в 2020 году

решение общего собрания, отменяющее и (или) изменяющее ранее принятые решения общего собрания, должно содержать указание на такие решения.

Разработчики проекта отмечают, что целью введения этих ограничений является исключение случаев принятия собственниками земли противоречивых решений путем проведения нескольких общих собраний по схожим вопросам.

Также в проекте уточняются нормы о возможности выдела земельного участка в счет земельной доли в случае, если земельный участок передан в аренду. Так, участник долевой собственности, не выразивший на общем собрании несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, сможет выделить земельный участок в счет своей земельной доли при наличии письменного согласия арендатора.

Еще одно важное изменение, предлагаемое Минсельхозом России, — дополнение п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, закрепляющего перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов положением о том, что при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок должны сохраняться прежние условия договора аренды.

Ряд изменений предполагается внести и в Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В частности, в нем предлагается закрепить понятие максимального размера общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве ‎у лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Этот размер должен будет устанавливаться законом субъекта РФ. Земельные участки, приобретение которых привело ‎к превышению максимального размера общей площади земельных участков, установленного законом субъекта РФ, подлежат отчуждению собственником. Если собственник не произведет добровольного отчуждения земельных участков, орган государственной власти субъекта РФ в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельных участков на торгах (конкурсах, аукционах).

Кроме того, законопроектом предусматриваются изменения, согласно которым минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельхозназначения, которые устанавливаются законами субъектов РФ, не могут быть более устанавливаемого законами субъектов РФ предельного минимального размера земельных участков, находящихся в публичной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

До 26 мая 2017 г. проект проходит публичные обсуждения.

Долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения

Перераспределение долей в праве общей собственности на участки земли из угодий сельскохозяйственного назначения регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Земельным кодексом РФ.

Землями сельскохозяйственного назначения считаются территории, расположенные за границами поселений, предоставленные и используемые для потребностей сельского хозяйства. Эти земли обладают особым статусом и их оборот строго регламентирован.

Под общей долевой собственностью понимается имущество во владении и использовании двух или более лиц с установлением доли для каждого из участников. Применительно к земельным угодьям в качестве имущества выступает земельный участок, состоящий из земельных долей, понятие которых закреплено в ст. 15 Закона об обороте сельскохозяйственных земель. Статья определяет, что земельные доли должны быть получены гражданами по итогам приватизации сельхозугодий.

Оценка этой нормы позволяет сделать заключение, что понятие «земельная доля» совпадает с понятием доли в праве общей собственности, т.е. земельная доля – это часть земельного участка, при этом местоположение не определено, нет индивидуализирующих признаков, но эта часть может быть объектом сделок.

Каждый из участников общей долевой собственности вправе получить во владение пользование часть земельного участка, соразмерного его доле. Если сособственник произвел неотделимые улучшения земельного участка с/х назначения из собственных средств, он вправе требовать увеличения его доли в соответствующем размере (ст. 245 ГК РФ). Между собственниками происходит соразмерное распределение доходов от общего земельного участка, плодов, выращенных на нём либо произведенной продукции. Иной порядок распределения может быть закреплен в дополнительном соглашении между собственниками. Расходы по содержанию земельного участка распределяются в той же соразмерности, что и получение доходов — в зависимости от величины доли.

Часто в качестве синонима к понятию «земельная доля» используется понятие «земельный пай». Пай — это доля, но с четко выраженным экономическим подтекстом, вносимая одним из участников в общее дело для извлечения прибыли. В законодательстве применительно к земельным угодьям с/х назначения понятие «пай» не употребляется.

Определение земельной доли

Земельная доля может исчисляться в виде дроби, гектарах или баллах — любое определение будет считаться юридически значимым. Размеры долей необходимо определять одинаковым способом с соблюдением следующих условий:

  • за основу принимается площадь участка, указанная в выписке ЕГРН;
  • размеры земельных долей не должны уменьшаться при изменении способа их определения (то есть площадь не должна изменяться, если перевести дроби в гектары или баллы);
  • земельные доли, выраженные в баллах или гектарах, определяются с учётом региональных коэффициентов для сельскохозяйственных угодий;
  • если некоторые земельные доли отражены в виде простой дроби, то и все остальные доли должны выражаться в ней же.

Право общей собственности

Образование права общей собственности на участки земли с/х назначения может происходить несколькими путями.

Приватизация земельных участков — передача земли пользователю, что влечет за собой возникновение частной собственности на неё. Условия, на которых земля предоставляется, определены в Законе об обороте сельскохозяйственных земель.

При создании крестьянско-фермерского хозяйства граждане могут получить землю в аренду в соответствии с условиями Закона о КФХ. Данные участки могут быть впоследствии выкуплены участниками фермерского хозяйства с возникновением общей долевой собственности на них.

Общая долевая собственность на участки земли с/х назначения появляется в результате гражданско-правовых сделок. Участок земли может быть куплен сообща несколькими лицами. Часто общая долевая собственность образуется во исполнение договора дарения. При наследовании по закону или завещанию земельный участок может перейти к двум или более наследникам.

Оборот земельных долей

К сделкам, совершаемым с земельными долями, применяются общие правила ГК РФ. Если количество сособственников земельного участка пять и более, то общие правила применяются с учетом особенностей, закрепленных в Законе об обороте сельскохозяйственных земель.

Без выделения земельного участка собственник может осуществлять следующие сделки:

  • отказаться от права на долю (необходимо написать ходатайство в орган регистрации прав);
  • завещать долю;
  • внести земельную долю в уставной капитал сельскохозяйственной организации, которая осуществляет использование данного земельного участка;
  • передать долю в доверительное управление;
  • осуществить продажу или дарение доли. Эта норма распространяется только на других участников долевой собственности либо на организацию (или гражданина, являющегося её членом), которая осуществляет сельскохозяйственную деятельность на данном земельном участке.
Читайте так же:  Содержание права частной собственности на земельные участки в 2020 году

Другими способами гражданин может распорядиться земельной долей исключительно после выделения участка в натуре.

Документы, подтверждающие право на земельную долю

Перечень таких документов включает:

  • Свидетельство о праве на земельную долю. Оно выдавалось до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость от 21.07.97 г. Формы Свидетельства утверждались Постановлениями Правительства РФ №177 и №1767.
  • Выписка из решений местной администрации о приватизации сельхозугодий.
  • Выписка из ЕГРН.

Невостребованные земельные доли

Невостребованными считаются доли, собственники которых в течение трёх и более лет не отдали их в аренду или не пожелали распорядиться иным образом, не фигурируют в решениях органов самоуправления о приватизации либо умерли, не оставив наследников.

Орган местного самоуправления формирует список долей, подпадающих в категорию невостребованных, и публикует его в СМИ, сети Интернет и на информационных щитах. Данный список передается собранию участников долевой собственности, и с момента его утверждения земельные доли, перечисленные в нём, считаются невостребованными. Далее местная администрация может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Если суд признает это право, то в дальнейшем эту землю можно будет выкупить. Информацию о таких землях и возможности её приобретения можно узнать на сайте местной администрации.

Аренда доли и участка земли сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности

В 1992-1994 годах жизнь страны ознаменовала земельная реформа. Прошла реорганизация, суть которой заключалась в том, что 115 миллионов гектаров сельскохозяйственной земли колхозов и совхозов передали в общую долевую собственность почти 12 миллионам граждан. В качестве подтверждающего право собственности документа эти граждане получили Свидетельства о праве собственности на земельную долю, но юридическими собственниками земли они не стали.

Причин этого было несколько:

  • неочерченость границ земельных массивов ни в натуре, ни на карте;
  • земля не состояла на кадастровом учёте (учтите, что правила занесения недвижимости в кадастр с этого кода изменились, кадастрового паспорта больше не существует, вместо этого есть единый документ — выписка из ЕГРН);
  • часть земель, а именно около 10% от всего количества, зачислили в фонд, который перераспределяет земли района;
  • часть земли использовалась сельскохозяйственными организациями, чаще всего без выплат арендной платы собственникам.

Правительство приняло ряд изменений в законодательстве, чтобы разрешить ситуацию с долевой собственностью.

  1. Принята поправка в пункте 15 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сх назначения» с 30 июля 2005 года. С помощью этой поправки органы власти получили право возвращать в свою собственность через суд земельные доли, которыми не распорядились собственники в течение трёх лет. Под «распорядились» подразумевается либо внесение в уставной капитал, либо передача в доверительное управление, либо продажа, либо дарение, либо выделение для передачи в аренду.
  2. Был установлен срок, за который договора аренды земельных долей, что не были зарегистрированы в земельных палатах, должны были привести в соответствие, определив границы, поставив на учёт и получив новое свидетельство о праве собственности на земельную долю, сдав участок в аренду.
  3. Важно понимать, что до 2003 года Земельный кодекс и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения ещё не действовал. Вместо этого действовал Указ Президента 1996 года «О реализации конституционных прав на землю», который разрешал сдавать доли земли в аренду.

Мы поговорим, как сдать долевой участок сх земли в аренду сейчас, когда эти законы уже приняты и вступили в силу.

Как осуществляются сделки с долями сейчас?

Сделки с долями, которые находятся в праве общей собственности на сельскохозяйственный земельный участок совершаются в рамках Гражданского кодекса а также Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Если участников долевой собственности более пяти человек, то сделка осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Важно, что сдать в аренду земельную долю нельзя. Сдать в аренду возможно только сформированные участки земли, которые прошли государственный учет.

Чтобы сдать долевой участок в аренду, нужно принять положительное решение на общем собрании долевых участников. В этом случае договор аренды подписывает уполномоченное лицо собрания.

В случае, когда один из числа долевых собственников не согласен сдавать землю в аренду или его не устраивают условия договора, то Закон об обороте земель предусматривает вариант выделить земельный участок в счет принадлежащей ему доли или долей, распоряжаться которым он может по собственному усмотрению.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если долевой собственник принял решение выделить участок из земли, которая сдаётся в аренду, то договор аренды прекращает своё действие. Согласие арендатора или залогодержателя права аренды насчет выдела земельной доли или долей не требуется. Для того, чтобы изменить условия аренды участка в долевой собственности по причине выделения участка в счет земельной доли проведения общего собрания не нужно. А от имени долевых собственников заключают допсоглашение к этому договору аренды. Заключает его уполномоченное собранием лицо.

А в случае, когда договор аренды земельных долей был заключен до вступления в силу Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, то договор аренды должен быть приведён в соответствие с Гражданским Кодексом. Причем сделать это нужно в течение 8 лет с того дня, когда Федеральный Закон вступил в силу.

Привести такие договора в соответствие можно на основании доверенности. Доверенность должен выдать один участник долевой собственности другому участнику или иному лицу. Доверенность должна быть удостоверена должностным лицом органа местного самоуправления или нотариусом.

Земля сельхозназначения как объект для инвестиций

Автор: Ольга Романова, управляющий партнер ООО «Юридическая группа „РАТУМ“»

Почему не работает этот инструмент?
Всем известно, что земля является не возобновляемым ресурсом, и с каждым годом будет становиться только дороже. Больше земли не становится, а та, что уже многие годы используется для сельхозпроизводства, обедняется и оскудевает от применения гербицидов и пестицидов, использования под коммерческие культуры без учета севооборота.

Согласно данным Минсельхоза России, по состоянию на 1 января 2010 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 400 млн га. В сравнении с предыдущими годами площадь сельхозугодий уменьшилась на 2,3 млн га.

Сокращение происходит по причине перевода земель в другие категории: под застройку и расширение градостроительных территорий, под расширение территорий предприятий промышленности, транспорта, строительство газопроводов и иных линейных сооружений, расширения заповедников и др.
Не смотря на то, что все любят повторять цитату Уильяма Питта Амхерста «в плохие старые времена было три легких способа разориться: самым быстрым из них были скачки, самым приятным – женщины, а самым надежным – сельское хозяйство», инвестиции в сельское хозяйство России продолжаются, а одним из наиболее привлекательных объектов для инвестирования становятся земли сельскохозяйственного назначения.

Читайте так же:  Перенос срока составления протокола об административном правонарушении в 2020 году

Любимые проекты инвесторов (по данным 2010 года, материалы ФИМИП)
1. Недропользование, нефть и газ
2. Энергетика
3. Девелопмент
4. Банковское дело
5. Химия и нефтехимия
6. Телекоммуникации
7. Транспорт и логистика
8. Инновационные технологии
9. Деревообрабатывающая промышленность
10. Сельское хозяйство

Почему же одним предприятиям удается привлечь инвестиции, используя земельные активы, а другим нет. Попробуем разобраться
В результате земельной реформы начала 1990-х годов собственниками земельных долей (паев), общая площадь которых составила примерно 110 млн га, стало более 12 млн человек.

По состоянию на начало 2011 года лишь около 12,5 % дольщиков осуществили государственную регистрацию своих прав на землю; сформировано земельных участков по требованиям действующего законодательства около 18,5 млн га от земель, находящихся в общей долевой собственности (данные юридической группы «РАТУМ» на основе анализа информации Росреестра, Минсельхоза, РБК, ИКАР).

Если проанализировать сведения об организациях-землевладельцах, которые они публикуют на своих сайтах и в различных рейтингах, то окажется, что по сути они не являются землевладельцами с точки зрения права. Используемые ими земли находятся под контролем (термин «под контролем» был употреблен в рейтингах РБК и означает, что земли не имеют юридического статуса в отношении данной сельхозорганизации, находятся в стадии оформления или используются без оформления юридических документов).

Эффективное использование сельхозугодий определяется не только организацией процессов производства, но и зависит от юридической состоятельности правообладателей земельных участков.

Большинство земель, используемых аграрными компаниями, не выделено на местности, не имеет границ и точно установленных размеров, или же процедура оформления выдела участков произведена с нарушением действующего законодательства, о чем свидетельствует рост судебных споров, связанных с признанием недействительными сделок с землями сельскохозяйственного назначения.

По оценкам Государственного университета по землеустройству, в настоящее время около 80 % организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции, до сих пор не оформили свои права на земельные участки (доклад Министерства сельского хозяйства РФ).

Указанные проблемы не позволяют в полной мере развивать механизм земельной ипотеки и привлекать инвестиционные ресурс под залог участков, ограничивают права на получение дотаций и субсидий.

Ипотека земельных участков сельскохозяйственного назначения. Условия кредитования
Условия кредитования под залог земельных участков из состава земель сельхозназначения в части требований к документам и правовому статусу участка практически одинаковы во всех банках.

Залогодателями таких земельных участков могут выступать только собственники. «Россельхозбанк» также выдает кредиты на приобретение участков категории земель сельскохозяйственного назначения под их залог.

Дефекты права владения
Механизм принудительного взыскания для банков отсутствуют Права собственности/аренды не оформлены должным образом, или оформлены с нарушениями, которые влияют на действительность сделки Не допускается внесудебное обращение взыскания на земельный участок из состава земель сельхозназначения (ст. 349 ГК РФ, пп. 5 п. 5 ст. 55 ФЗ «Об ипотеке») Не выработан порядок работы с залогом права аренды Получить ипотеку под залог земельного участка в долевой собственности практически невозможно (п. 1 ст. 7 ФЗ «Об ипотеке»), при этом участник долевой собственности может заложить свою долю без согласования с другими собственниками

Таблица 2. Цена на землю по регионам, евро/га, с учетом затрат на юридическое оформление прав

Регион Общая долевая собственность Частная собственность на земельный участок Публичная собственность (фонд перераспределения и т. п.) Право долгосрочной аренды (от 10 до 49 лет) Курск 160–200 375–500 Мораторий до 01.01.2020 100–160 Липецк 160–250 425–500 Мораторий до 01.01.2029 175–230 Белгород 200–300 500 На основании оценки. Рыночная 225–250 Воронеж 160–250 440–500 20 % от кадастровой стоимости, после 3 лет аренды 200–210 Тамбов 150–250 290–450 На основании оценки. Рыночная 150 Рязань 150–200 400 10 % от кадастровой стоимости, после 3 лет аренды 135–150 Орел 110–180 375–425 Устанавливается правительством Орловской области, но не ниже кадастровой 75–175 Tula 135–160 360–425 На основании оценки. Рыночная 75–175 Penza 95–160 225–400 На основании оценки. Рыночная 90–130 Samara 95–160 225–400 Мораторий до 01.01.2015 110–120 Краснодар 300–400 625–1400 Мораторий до 2051 года 225–250

Резюмируя, можно сказать, что основное требование банков – право собственности на земельный участок, его фактическое использование по целевому назначению. Для того чтобы участок мог выступать в качестве залога, необходимо, чтобы он имел фиксированные границы, которые описаны и удостоверены в установленном порядке, местоположение, правовой статус и уникальный кадастровый номер.

Основная причина, сдерживающая ипотечное кредитование, – не оформленные должным образом права собственности на земельные участки. В качестве оправдания предприятия указывают две причины, почему они не оформили свои права:
• сложность и длительность процедуры оформления прав на земли сельхозназначения;
• финансовые затраты на оформление.
Если проанализировать финансовые затраты, связанные с оформлением прав на земли, и последующую возможность привлечения под них инвестиций, то расходы уже не покажутся такими высокими.

Более того, сегодня многие крупные аграрные холдинги возобновили активную работу по приобретению прав на земельные активы, в том числе на покупку земельных долей, и фактически выдавливают фермеров и небольшие сельскохозяйственные организации с участков, которые использовались ими без оформления документов.
Потратив от 600 до 2 тыс руб/га на оформление земель, вы сможете увеличить их стоимость в 10–15 раз и использовать для привлечения финансирования.

Специальные программы кредитования под залог земли предлагают Сбербанк и Россельхозбанк, с крупными заемщиками также работает Внешторгбанк.
Не смотря на то, что банки требуют отчет оценщика, в большинстве регионов за основу берется кадастровая стоимость земли, которая в среднем по России составляет от 10 тыс до 90 тыс руб/га.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения и закон об ипотеке также предусматривают принятие в качестве залога не только земли, оформленные в собственность, но и находящиеся в долгосрочной аренде. Многие компании арендуют земли, находящиеся в общей долевой собственности, муниципальные земли.

Однако банки неохотно принимают арендованные участки в качестве обеспечения по кредиту, так как не выработан порядок работы с залогом права аренды. Новая редакция закона об обороте земель сельхозназначения дает возможность участникам общей долевой собственности выйти из договора аренды и выделить земельный участок. При этом согласия арендатора или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей не требуется, и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного участка прекращается (п. 5 ст. 14 Закона об обороте земель сельхозназначения).

Читайте так же:  Получить упрощенное российское гражданство гражданину украины в 2020 году

Особенности пользования землей общего пользования

Общая долевая и общая совместная собственность земельных наделов устанавливается в случае множественности правообладателей участков. Указанные варианты являются формами частной собственности и могут возникать на основании гражданских сделок, распорядительных актов властных органов или по судебному решению. В этой статье можно узнать ключевые нюансы общего пользованию землей, а также особенности распоряжения такими участками.

Что это такое

При общей собственности владение, пользование и распоряжение земельным объектом недвижимости осуществляется одновременно несколькими правообладателями – гражданами или юрлицами. Ключевое различие между совместной и долевой формами обладания наделом заключается в наличии или отсутствии у каждого правообладателя определенной доли. При этом участок на общем праве характеризуется следующими нюансами:

  • предметом права выступает единый земельный надел с определенными границами, а при долевой форме могут устанавливаться и границы отдельных долей;
  • при совместном обладании землей любые формы распоряжения (продажа, дарение, аренда и т.д.) могут осуществляться только при единогласном решении всех правообладателей, при этом каждый собственник должен быть участником сделки;
  • при закреплении долевой собственности возможно распоряжение отдельными долями, однако при возмездном отчуждении нужно соблюдать порядок уведомления всех дольщиков и предоставление им права преимущественного выкупа.

Возникновение общего права на участок происходит в случаях, когда приобретателями выступает несколько лиц. Для этого подается общее заявление во властные органы, либо в договор купли-продажи надела включает несколько покупателей. Важно учитывать, что режим совместной собственности в любой момент может быть изменен на долевую форму, для этого достаточно заключить добровольно соглашение о распределении долей, либо добиться принудительного выделения долей через судебную процедуру.

Рассмотрим основания возникновения совместной и долевой формы владения землей, а также особенности распоряжения общими участками.

Совместная собственность

Получение или приобретения в совместное владение земли происходит без указания доли, отведенной каждому из правообладателей. Это означает, что каждый законный владелец несет равные права и обязанности в отношении участка, вправе получать свою часть доходов от эксплуатации участка и нести расходы на его содержание.

Правовой режим совместной собственности может возникать в следующих случаях:

  • если по гражданской сделке земельный объект приобретают супруги, в этом случае надел признается совместно нажитым имущественным активом;
  • если выделение земли из государственного или муниципального фонда осуществляется в пользу всех членов семьи или группы граждан;
  • если земля была предоставлена в общее пользование и эксплуатацию некоммерческим товариществам садоводов, огородников и т.д.

В перечисленных случаях для подтверждения права необходимо пройти регистрационную процедуру в отношении единого участка. Межевой план на земельный надел, который будет являться основанием для регистрационных действий в службе Росреестра, будет содержать определенные границы без указания отдельных частей участка для каждого правообладателя.

Совместное пользование землей подразумевает следующие особенности:

  1. каждый правообладатель обязан соблюдать разрешенный вид пользования землей (например, участок сельхозназначения может использоваться только для соответствующих целей, а возведение на нем производственного объекта запрещено для каждого владельца);
  2. в любых формах распоряжения землей принимают участие все законные владельцы – выступают в качестве продавцов, дарителей, арендаторов и т.д.;
  3. для изменения характеристик участка (например, категории земли или вида разрешенного использования) требуется единогласное решение всех правообладателей;
  4. эксплуатация земли осуществляется на равных основаниях, а при возникновении споров может утверждаться порядок пользования участком в документальной форме (при разногласиях между правообладателями порядок пользования может утверждаться в судебном порядке).

Изменение правового режима совместного владения может происходить по требованию любого владельца. Необходимо учитывать, что каждый правообладатель может потребовать фактического выдела своей части земли, при этом для остальных собственников может сохраняться совместная форма. Для выделенного участка будут определены собственные границы, он будет поставлен на кадастровый учет в ЕГРН в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

В случае если третьими лицами предъявляются претензии, связанные с пользованием земельным наделом, ответчиками будут выступать одновременно все собственники. Например, если речь идет о компенсации расходов окружающей среде, вызванных нарушением правил землепользования, штрафные санкции будут взысканы в солидарном порядке со всех правообладателей.

Долевая собственность

Возникновение долевой формы владения может происходить напрямую при получении или приобретении надела, либо в процессе совместного владения. Из совместного пользования доли отдельных собственников могут формироваться следующим образом:

  1. при совершении сделки купли-продажи покупатели вправе сами определять размер долей для каждого будущего владельца, это условие указывается в договоре и будет зафиксировано в ЕГРН;
  2. при заключении соглашения о распределении долей, они устанавливаются в равном размере, если иное не решат сами правообладатели по обоюдному согласию;
  3. отступление от принципа равенства долей может происходить в случаях, если один из владельцев производит существенные вложения денежных средств в улучшение характеристик и свойств земли.

Для определения размера каждой доли требуется проведение кадастровых работ и изготовление межевого плана. Эти полномочия принадлежат профессиональному кадастровому специалисту – инженеру, а в ходе межевых работ границы долей определяются исходя из соглашения сторон, условий договора купли-продажи, резолютивной части судебного акта. После распределения долей или приобретения земли в такой форме, возникающее право подлежит регистрации в службе Росреестра.

Каждому дольщику выдается правоустанавливающий документ – выписка из госреестра ЕГРН. При возмездном распоряжении землей, на которую установлен долевой режим, соблюдается правило о предварительном уведомлении каждого дольщика. Другие собственники могут воспользоваться правом преимущественного выкупа на условиях, предусмотренных договором продажи (изменение этих условий после направления уведомления не допускается, в том числе в отношении стоимости доли).

После этого договор отчуждения долей должен был удостоверен в нотариальной конторе, без этого регистрационная процедура завершиться вынесением отказа. После регистрации отчуждения доли новый владелец приобретает полноценное право пользование в пределах своей части участка.

Невостребованные земельные доли: что это

Невостребованные земельные паи признаются таковыми на основании изменений, внесенных в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Закон освещает ситуации, по причине которых доли земли могут обрести подобный статус и оговаривает моменты, когда участку можно вернуть утраченную значимость.

Что такое невостребованный пай

В 1991 году правительство страны приступило к выделению прав на владение земельными участками, передавая таковые работникам колхозов и иных сельскохозяйственных предприятий. Подобные доли и получили название земельных паев.

Процедура проводилась всего один раз, и передача паев осуществлялась на безвозмездной основе из общего земельного массива. При этом гражданин не получал в пользование надел, обозначенный границами, а фактически становился обладателем прав на владение таковым. Иными словами, людям вручались определенные размеры будущего участка, расположенного на конкретной территории, а также его оценка в денежном эквиваленте. Использовать подобное право, так же как и эксплуатировать участки, предполагалась в сельскохозяйственных целях, учитывая при этом интересы и желания других пайщиков.

Читайте так же:  Страховая компания благосостояние официальный сайт возврат страховки в 2020 году

Что касается невостребованных земельных паев, здесь речь идет о тех долях в праве коллективной собственности на конкретный участок, которые на протяжении определенного времени пустовали и не подвергались эксплуатации со стороны владельцев.

Основания для признания земельного пая невостребованным

На данный момент самого термина о невостребованной земельной доле не существует, поскольку он исчез из законодательства после внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Вместо термина о невостребованности пая, появился свод правил, согласно которому долю можно причислить к землям данной категории.

Важно уточнить — новая редакция закона предупреждает о том, что земельный пай не может являться невостребованным, он может лишь считаться таковым, в случае если он никоим образом не эксплуатируется и не передается в аренду долевым собственником в течение 3-х лет подряд с момента получения прав на владение землей.

Кроме того, земельная доля обозначается как невостребованная в следующих дополнительных случаях:

  1. Если собственник доли земли умер, а наследники отсутствуют, также как и завещание.
  2. Если после смерти собственника земельный пай отвергается и не признается наследниками, при этом не передается ими другим наследникам.
  3. Если возможные наследники отстранены от права наследования в порядке, установленном Законодательством.
  4. Если в момент приватизации сельхозугодий в решении, принятом органами местного самоуправления, будет отсутствовать информация о собственниках этого земельного пая. Иными словами, если владелец земельного пая неизвестен и о нем не найдено никакой информации.

На основании предыдущей редакции упомянутого закона, признать земельный пай невостребованным было невозможно, поскольку владелец, он же наследодатель, так или иначе, распоряжался принадлежащей ему собственностью. После внесения поправок возможность признания пая невостребованным стала реальной.

Кроме того, в случае если земельная доля передана в аренду, ее собственник скончался, а наследники тянут со вступлением в права наследования, пай на законных основаниях можно причислить к невостребованным землям.

Процедура признания земельного пая невостребованным

На основании существующих правил для признания земельных паев невостребованными, производится процедура официального причисления земель к таковым.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Составление администрацией конкретного региона официального списка лиц, чьи земельные паи можно отнести к невостребованным на основании того, что указанные граждане не распорядились таковыми на протяжении 3-х лет.
  2. Формирование отдельного списка всех земель, подходящих под категорию невостребованных согласно дополнительным правилам, прописанным в законе.
  3. Публикация списка невостребованных паев земли в СМИ местного значения либо на официальном сайте администрации в сети интернет, если таковой имеет место быть. Предоставление списка на всеобщее обозрение должно быть осуществлено не менее чем за 3 месяца до сборана совещательное собрание всех партнеров долевой собственности.
  4. Обсуждение и утверждение списка на общем сборе долевых собственников.

В случае если перечень невостребованных земельных паев не будет утвержден собранием владельцев долей земли в течение 4-х месяцев с момента его официальной публикации, он получит законную силу с разрешения органов местной администрации.

Как вернуть востребованность земельной доле

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.

Также владелец земельного пая, признанного невостребованным, может написать заявление о несогласии, адресованное администрации того территориального региона, где расположен надел.

Для удачного решения спорного вопроса рекомендовано использовать оба метода одновременно – выразить несогласие на собрании собственников и подать опровержение статуса невостребованности в письменном виде в органы администрации.

Нередки случаи, когда собственник пропускает период, установленный для оспаривания признания его земельной доли невостребованной. В подобных ситуациях отчаиваться не стоит, а следует нанести визит в судебные органы. Как показывает практика, такого рода споры чаще всего выигрывает пайщик, потерявший земельную долю, поскольку суд становится именно на его сторону.

Как невостребованными долями распоряжается муниципалитет

Земельные паи официально признаются невостребованными со дня утверждения соответствующего перечня. После чего местные органы самоуправления вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием передать им право собственности на указанные земли. В случае положительного решения и последующей регистрации наделов в качестве владений муниципалитета, последний вправе выставить земельные доли на продажу.

После оформления прав собственности на паи, вошедшие в категорию невостребованных, органы местного муниципалитета обязаны в течение 30 дней ознакомить население с информацией относительно данных земель, поскольку последние могут быть приобретены гражданами в частное владение. Цена земли данной категории будет составлять около 15% от ее кадастровой стоимости, при этом сумма остается неизменной, поскольку устанавливается законодательством.

Сведения о том, что невостребованные доли выставлены на продажу, должны быть размещены в СМИ для оповещения потенциальных покупателей. Вариант огласки информации может быть любым — распечатка на специальных щитах, расположенных на территории муниципалитета либо выкладка объявлений на официальном сайте, если таковой запущен в работу.

В данном случае преимуществом в приобретении наделов обладают фермерские, сельскохозяйственные и иные организации, пользующиеся землей, находящейся в долевой собственности на протяжении 6 месяцев после момента перехода невостребованной доли в распоряжение местной администрации.

Если по истечении полугода покупатель не будет согласован, участок должен быть определен органом местной власти как часть собственных земельных долей на основании принципа о минимальных размерах земельных площадей. После завершения процедуры, участок полностью выставляется на продажу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Признание земельных паев невостребованными осуществляется на основании правил, изложенных в законодательстве. Процедуру активируют органы местного самоуправления посредством создания перечня невостребованных долей, а также списка лиц, чьи земли подходят под такого рода определение. Утверждение списка происходит на общем собрании владельцев, при этом несогласные со статусом земельной доли вправе выразить опровержение как устно, так и письменно.

Общедолевая собственность на земельный участок сельхозназначения в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here