Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть в 2020 году

Самое важное в статье: "Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Снятие обременения с земельного участка

Подбирая для покупки земельный участок, не спешите подписывать договор купли-продажи.

Сначала проверьте землю на наличие возможных обременений, которые будут ограничивать пользование участком.

О том, что такое обременение и как его снять с земельного участка, расскажем далее.

Что такое обременение земельного участка?

Под обременением земельного участка понимается наложение на участок различных ограничений, которые ограничивают его возможное использование владельцем (залог, аренда, арест, сервитут и др.). Эти ограничения остаются даже при смене владельца участка посредством дарения, купли-продажи или наследования.

Снять обременение новому собственнику непросто, поэтому стоит проверять участок на возможное наличие обременений перед совершением сделки.

Способы установления обременений описываются в ст. 11.8 Земельного кодекса РФ. На местах правовые нормы ЗК РФ относительно обременений земельных наделов дополняются региональными и муниципальными законодательными актами.

Обременения накладываются на участок на основании:

  • нормативного акта, устанавливающего ограничения на эксплуатацию земли той или иной категории;
  • договорных отношений между владельцем и третьим лицом (например, ипотека или долгосрочная аренда);
  • судебного решения (наложение ареста или установление сервитута).
  • Ограничение, налагаемое на участок, может быть связано не только с самим участком, но и с объектом, который на нём расположен. Второй случай относится к охраняемым государством объектам (заповедники, памятники архитектуры, культурно-исторические объекты и пр.). Кроме того, ограничение может быть связано с долгами прошлого владельца.

    Нередки случаи нескольких перепродаж участка, с которого не были сняты обременения. Именно поэтому перед покупкой любого объекта недвижимости, в том числе и земли, приобретателю рекомендуется запросить выписку из ЕГРН, в которой предоставляется вся необходимая информация об этом объекте. Все обременения регистрируются Росреестром.

    Виды обременений

    Какие бывают обременения? Если не учитывать обременения, связанные с охраной государственных объектов, то существует 6 основных видов обременений земельного участка. Каждый из них характеризуется своими требованиями, обстоятельствами для наложения и порядком снятия. Рассмотрим их далее.

    По земельному участку можно заключить договор аренды сроком от 1 года (максимальный срок не ограничен законом). Долгосрочный договор не является препятствием для наследования и продажи, а после сделки купли-продажи не происходит расторжения договора.

    Если новый владелец владелец купит участок, арендованный третьим лицом, то, обнаружив на своей собственности другого человека, он не сможет расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке.

    Придётся договариваться с арендатором или ждать окончания срока аренды, причём в некоторых случаях очень долго. Землю можно арендовать на 50 и более лет.

    В отличие от ипотечных договоров на покупку жилья, у земельных участков имеются свои особенности, а именно:

    1. Приобрести в ипотеку можно не только право собственности, но и соглашение о долгосрочной аренде. Правда, такая сделка требует обязательного согласия собственника участка.
    2. Площадь участка не должна быть менее установленной для землепользования нормы.
    3. Невозможно оформить ипотеку на земельные участки, находящиеся в собственности государства и муниципалитета. Единственное исключения — это приобретение участка, специально предназначенного для постройки жилого дома. В этом случае в ипотечном договоре обязательно прописывается цель приобретения земли — «под строительство жилого дома».

    Под сервитутом понимают ограниченное право пользования чужим земельным участком. Земельный надел можно приобрести вместе с сервитутом, который может быть выражен в таких ограничениях, как:

    • прокладка коммуникаций, например, водопровода, газопровода, электричества, канализации и т.д.;
    • право прохода или проезда через участок;
    • право пользования участком с целью мелиорации.

    Сервитут может быть наложен для одного конкретного лица, например, для владельца участка (так называемый частный сервитут) и в отношении нескольких собственников (это уже публичный сервитут). Во втором случае неограниченное количество лиц вправе пересекать участок, пасти скот, косить сено и пр.

    Публичный сервитут может налагаться исключительно через документ, выданный федеральными или местными органами власти. Наложение частного сервитута осуществляется с помощью договора или по решению суда (в случае возникновения конфликта).

    Это, пожалуй, наиболее понятное и самое распространённое ограничение на земельный участок. Арест, как правило, связан с наличием каких-либо долгов у собственника, а его наложение производится на основании исполнительного листа, выданного судом.

    Если земля находится под арестом, её нельзя продать или сдать в аренду. Законодательство запрещает совершение любых сделок с земельным участком, который находится под арестом.

    Такую сделку Росреестр просто-напросто не зарегистрирует. Арест также ограничивает права владельца на раздел, перерегистрацию образованных после раздела участков, увеличение его площади, объединение с соседним, независимо от прав владения другим участком. С таким земельным участком невозможно проведение любых операций вплоть до момента снятия ареста.

    Такое ограничение, как концессия, используется, как правило, в отношении зданий или строений, и только в некоторых случаях накладывается на земельные участки. Согласно данному ограничению, собственник или арендатор участка передаёт право пользования концессионеру исключительно с целью получения им прибыли.

    Например, с земельного участка можно получить прибыль путём добычи ископаемых или использования других ресурсов участка. Помимо того, концессионер вправе возвести на этой земле коммерческие здания или сооружения.

    Доверительное управление

    Данный вид ограничения подразумевает под собой передачу имущества другому лицу на неопределённый срок по договору доверительного управления.

    Лицо, получившее имущество по этому договору, обязано управлять им с соблюдением интересов учредителя или выгодоприобретателя.

    Сведения по такому виду ограничения также вносятся в базу Росреестра, благодаря чему заинтересованное лицо может запросить в Росреестре и получить информацию по доверительному управлению определённым участком.

    Как узнать, есть ли обременения на участке?

    Если в отношении какого-либо участка действуют некие обременения, то отметка об этом должна быть внесена в ЕГРН (Единый государственный реестр прав на недвижимость). Ответственность за ведение данной правовой базы несёт Российский реестр (Росреестр). Сведения из ЕГРН являются открытыми; их вправе получить любое заинтересованное лицо.

    Проверяйте участок на наличие обременений перед заключением сделки купли-продажи. Сведения о наличии обременений можно найти на Публичной кадастровой карте Росреестра.

    Чтобы их получить, просто введите в поисковую строку кадастровый номер интересующего вас земельного надела. Однако имейте в виду, что полученная здесь информация подходит только для личных целей. Официальным документом, подтверждающим факт наличия ограничений, служит выписка из ЕГРН или справка об отсутствии обременений.

    Читайте так же:  Разрешение на строительство многоквартирного дома перечень документов в 2020 году

    Оба этих документа можно получить одним из следующих способов:

    1. Обращение в региональное отделение Росреестра.
    2. Обращение в МФЦ.
    3. Подача запроса онлайн через сайт Росреестра или по почте.

    Оформление запроса в Росреестр любым из способов подразумевает подачу заявления на получение выписки из ЕГРН с указанием кадастрового номера участка.

    К заявлению прикладываются:

    • копия паспорта заявителя;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    Если запрос подаётся дистанционно, то загружаются сканы документов.

    Выписку можно получить в электронном или бумажном формате. Последний вариант получения выписки подразумевает посещение МФЦ или Росреестра.

    Выписка из ЕГРН содержит актуальную информацию о кадастровом учёте и правоустанавливающие сведения. Помимо того, в ней указываются все действующие обременения, наложенные на участок.

    Как снять обременение с земельного участка в 2019 году?

    Процедура снятия обременения предполагает обращение в Росреестр, а порядок её проведения зависит от вида обременения. К примеру, чтобы снять обременение аренды с участка, прежний или новый собственник может расторгнуть договор аренды досрочно. Однако арендатор, заключивший договор с прежним собственником, может на это не согласиться, в случае если договор заключён на длительный срок.

    Что делать новому собственнику? Если не удалось договориться с арендатором, то можно подать на него в суд. Но здесь тоже не всё просто: суд на практике зачастую принимает сторону добросовестного арендатора. В этом случае новому собственнику земли придётся ждать окончания срока действия договора аренды.

    Снять обременение в виде сервитута можно одним из трёх способов:

    • обратиться в суд;
    • договориться с гражданином, пользующимся сервитутом;
    • дождаться, когда закончится действие сервитута (подходит в случае временных сервитутов с небольшим сроком действия, к примеру, до момента окончания строительных работ).

    Чтобы снять обременение в виде ипотеки или залога, необходимо погасить имеющуюся задолженность. Процедура проводится следующим образом:

  • Вносится долг по кредиту.
  • В банк подаётся заявление о снятии обременения с участка (или дома с участком).
  • Сотрудник банка предоставляет владельцу необходимые документы для снятия обременения с земельного участка в Росреестре.
  • Владелец подаёт заявление в регистрирующий орган.
  • Собственнику выдаётся выписка из ЕГРН с отметкой о снятии обременения с участка земли.
  • При обращении в Росреестр собственник, помимо заявления, подаёт:

    • бумаги из банка, подтверждающие погашение задолженности;
    • копию паспорта;
    • договор с банком;
    • закладную с пометой о погашении обязательства (при наличии);
    • правоустанавливающие документы;
    • чек об оплате госпошлины за выдачу выписки.

    Снятие ареста происходит только по решению суда после разрешения спорной ситуации, например, выплаты алиментов, погашения долга, спора о праве владения участком и др. Остальные ограничения (концессия, доверительное управление) могут быть отменены только собственником путём расторжения соглашения или через суд.

    В заключение хочется ещё раз напомнить потенциальным покупателям земельных участков: проверяйте интересующий вас земельный объект на наличие обременений ещё до момента подписания договора купли-продажи, чтобы не столкнуться с трудностями снятия ограничения после его приобретения.

    Спецификация обременения земельного участка

    Обременение земельного участка — это юридическое ограничение, наложенное на определенную территорию или недвижимость (дом, квартиру) в отношении любого вида ее эксплуатации — аренды, сервитута, продажи и пр. Регулирует проведение сделок Земельный кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ряд нормативно-правовых актов, определяющих порядок возникновения обременительных отношений и сопутствующие этому факту обстоятельства. Заключается договор об ограничении участка в письменном виде, по четко регламентированному образцу.

    Обременительными считаются соглашения:

    о сдаче земли в залог или аренду на платной/безвозмездной основе;
    о наложении на участок ареста с целью возмещения ущерба или расходов, а также дальнейшей его реализации;
    о юридическом ограничении права пользования территорией третьими лицами.
    По сути, хозяин надела не может в полной мере распоряжаться своим земельным имуществом, но остается законным его владельцем, сохранения соответствующие права собственника. Наибольшее же неудобство в отношении действия нормы ограничения доставляют проведение различных финансовых и правовых сделок, непосредственно связанных оборотом обременного участка. Продавать такую землю довольно хлопотно и долго. Поэтому, прежде, чем покупать угодье, целесообразно проверить его на наличие или отсутствие обременительного характера.

    Виды земельного обременения

    В соответствии с ЗК РФ выделяют несколько категорий обременений на земельный участок:

    Представляет собой ограничительную меру пользования чужого угодья. Обременение земельного участка сервитутом актуально в отношении приобретения возможности (права) проезда, прохода или осуществления иного рода действий — прокладывания коммуникации, водопровода, сетей электросвязи и др. — через соседскую территорию. При этом, право собственности, распоряжения и пользования участком за владельцем сохраняется.

    Обременения земельного участка делят на виды:

    Частный. Предполагает наложение обременения на землю соседствующих сторон через добровольную инициативу или судовое решение. За использование территории взимается определенная плата.
    Публичный. Защищает национальные интересы на региональном или федеральном уровне. Налагаются ограничения как общегосударственным так и местным органом исполнительной власти.
    В случае продажи такой территории, обременения с земельного участка не снимаются и переходят к новому владельцу. Все виды сервитутов подлежат обязательной госрегистрации. Налог на оформление обременения составляет 500 руб. для физлиц и 2 тыс. руб. для юридических лиц.

    Подразумевает определенные ограничения в праве свободного распоряжения землей, находящейся под ипотечным залогом у банка. Используется участок для удовлетворения соглашений по кредитным договорам, займу, обязательствам, возникшим вследствие аренды или покупки земли. В отношении ипотечной территории действуют те же правила, что и при залоге недвижимости, но с небольшой оговоркой:

    Читайте так же:  Признание срочного трудового договора бессрочным судебная практика в 2020 году

    Объектом ипотеки может вступать не только право собственности, но и долгосрочная аренда при условии личного согласия владельца.
    Участок по площади обязан соответствовать установленной норме для конкретного случая эксплуатации земли.
    Введение ипотеки категорически недопустимо в отношении муниципальных и государственных территорий. Лишь для строительства жилья или инфраструктурное обустройство, под которое взят кредит, предусмотрено исключение.
    Покрывается ипотечное обязательство в случае подачи заемщиком и кредитором совместного обращения или принятия судом надлежащего решения.

    Носит временный характер и регулируется Земельно-гражданским кодексом РФ. Заключается только в письменной форме. Несоблюдение этой нормы чревато правовой несостоятельностью сделки и ее аннулированием. Аренда может быть:

    Краткосрочной. Не требует госрегистрации и приобретает юридическую силу с момента подписания договора. Арендовать землю можно до 1 года.
    Долгосрочной. Нуждается в утверждении компетентными госорганами. Предполагает сплату пошлины тарифом в 500 руб. для лиц физических и 7500 руб. для юридических. Период пользования составляет от года и больше.
    Важным и непреложным условием оформления аренды является предоставление кадастрового плана земли с четким определением ее границ. Сервитут такого типа отношений действителен лишь до окончания срока аренды.

    Единственный обременяющий договор, лишающий законности всех видов сделок. Применяется в качестве карательной меры при самых разных спорных ситуациях, решение которых возможно осуществить только в судебном порядке. Продавать, дарить или распоряжаться произвольным образом арестованной землей запрещается. Также недопустимо ее разделение или укрупнение путем слияния с соседними участками.

    Доверительное управление

    Предполагает управление территорией доверенным лицом (экономом) в интересах как собственника, так и указанного им субъекта. Нуждается в официальной регистрации ЕГРП.

    Специфический тип соглашения относительно земельной эксплуатации за некоторую плату. Заключается с конкретным намерением — например, для постройки сооружения с целью получения нее в будущем прибыли.

    Право требования

    Возникает из-за спора собственности на определенном земельном участке при задействовании суда. Имеет кратковременное действие.

    Изъятие земли

    Касается санитарно-защитных и заповедных зон. Используется крайне редко и является исключительной правительственной мерой.

    Запрет на отчуждение

    Относится к участкам, состоящим в непосредственной близости к спецобъектам и зонам — водоочистным и водозаборным сооружениям, местам оздоровления, природоохраны или повышенного уровня экологического риска и пр. Определяется район характером, расположенных на территории, сооружений.

    Порядок регистрации обременения

    Оформляется сервитут через регистрацию договора в ЕГРП и внесение в кадастровый список соответствующей информации о земельном участке. Это дает право на проведение различных сделок, связанных с землей, в соответствии с положениями закона в каждом отдельно взятом случае. Например, любая продажа земельного участка с обременением невозможна без выписки из госреестра о его фактическом статусе. Осуществляться регистрация обязана по требованию правообладателя. Без его инициативы такое действие считается незаконным.

    Документы для получения справки об отсутствии обременений на земельный участок
    Определяющий момент полноценного и неограниченного пользования угодьем — это обременение земельного участка. Поэтому, получение выписки из ЕГРП является рациональным и уместным вариантом защиты владельца собственных прав. Такой отчет дает всестороннюю информацию о наличии обременения и сведения об общей площади участка, его хозяине, кадастровом номере, списке ограничений, если они есть, а также точном адресе объекта. Сверить данные полученной выписки на предмет их достоверности можно на сайте Росреестра.

    Особенности продажи участка с обременением

    Продается земля с сервитутом посредством подписания текстового (бумажного) соглашения купли-продажи. Заявление пишется правообладателем угодья, которым может выступать сосед по участку, кредитор или государственная власть. В ином случае необходимо его уведомление или же сделка признается недействительной. Длится продажа территории с ограничениями довольно долго, из-за чего рекомендуется устранения сервитута. Составляется договор купли продажи земельного участка с обременением в соответствии с видом сервитута. Чаще всего это касается займа или ипотеки.

    Возможные ограничения прав на земельное обременение

    Положение об ограничениях угодья регламентируются нормами закона, выступающего гарантом соблюдения государственных и общественных интересов. В связи с этим выделяют общие и специальные ограничения обременения прав на земельные участки:

    Общие — ответственность за использование угодья и сохранность его качественного показателя, запрет на эксплуатацию земли в случае причинения ей, окружающей среде или здоровью человека вреда и т. д.

    Специальные — ветирование права на осуществление определенного рода деятельности в связи с риском нанесения природе, экологии, ресурсам и пр. непоправимого ущерба.
    В области правового регулирования обременения имеют вид конституционного ограничения, архитектурного, земельно- и эколого-правового сервитута.

    Снятие с земли обременения

    Аннулирование сервитута должно осуществляться только квалифицированным специалистом, который хорошо разбирается в специфике дела и точно знает как снять обременение с земельного участка. Одним из главных условий прекращения действия ограничений является предоставление в ЕГРП соответствующего пакета документов и правовых оснований на осуществления процесса. Поводом для аннулирования обременения участка выступает:

    Банкротство финучреждения и невозможность передачи кредитных обязательств другому банку.
    Полное погашение всех долгов.
    Предоставление альтернативного залогового имущества, например, недвижимости.
    Таким образом, выбирая для покупки подходящий земельный участок, не стоит пренебрегать его проверкой на предмет сервитута или иного вида обременений. Своевременная предусмотрительность убережет вас от нежелательных юридических проблем и финансовых расходов, связанных с такими угодьями.

    Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

    Информация об изменениях:

    Статья 23 изменена с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

    Статья 23 . Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

    См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 ЗК РФ

    1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

    Читайте так же:  Примеры регистрация иностранного гражданина по месту жительства в 2020 году

    2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

    3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

    4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

    3) проведения дренажных работ на земельном участке;

    4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

    5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

    Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

    6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

    7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

    Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

    Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

    9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

    10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

    11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

    12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

    13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

    16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

    17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

    18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

    19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Обременение права собственности земельным сервитутом

    Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, — праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

    Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов — частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд — обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

    Читайте так же:  Получено положительное заключение государственной экспертизы в 2020 году

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

    В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

    • прохода или проезда через земельный участок;
    • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    • проведения дренажных работ на земельном участке;
    • забора воды и водопоя;
    • прогона скота через земельный участок;
    • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
    • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
    • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    • свободного доступа к прибрежной полосе.

    В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

    Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности — собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

    Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

    Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

    Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом — ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

    Читайте так же:  Справка об отсутствии судимости и административных правонарушений в 2020 году

    Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

    Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть в 2020 году

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута»

    Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

    Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

    Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

    сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

    публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

    В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

    Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

    Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

    сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

    сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

    Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

    При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

    Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

    Обзор документа

    Минэкономразвития разъяснило, что публичный сервитут не подлежит госрегистрации, но сведения о нем вносятся в реестр границ ЕГРН.

    Если земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах сервитута, то орган регистрации прав должен выполнить действия по образованию данной части и внести сведения в кадастр недвижимости.

    Кадастровый учет таких частей и госрегистрацию ограничений прав или обременений участков, расположенных в границах сервитута, закон не предусматривает.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ведомство отметило, что в границах сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

    Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here