Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году

Самое важное в статье: "Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Семейное образование, самообразование и экстернат

С учетом потребностей и возможностей личности общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
  • в форме семейного образования;
  • в форме самообразования (только среднее общее образование).

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Форма получения общего образования определяется родителями, при этом должно учитываться мнение ребенка.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования этими детьми. Если родители выбрали семейное образование, то они должны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Семейное образование — организация образования в семье силами родителей, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование — самостоятельное освоение образовательных программ.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

При выборе для ребенка формы семейного образования родители (законные представители) заключают договор с образовательным учреждением на организацию семейного образования.

Образовательное учреждение обязано:

  • предоставлять родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;
  • обеспечивать в соответствии с договором методическую и консультативную помощь;
  • осуществлять по заявлению родителей промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;
  • предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;
  • выдать ребенку, прошедшему итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
  • подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах;
  • при возникновении у ребенка академической задолженности создать ему условия для ликвидации задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Если задолженность не была ликвидирована в срок, то ребенок продолжает получать образование в образовательной организации.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Как указано в части 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Если обучающийся допущен в установленном порядке до ГИА, порядок проведения ГИА с его участием соблюден, но по итогам ГИА обучающийся получил неудовлетворительные результаты, основания для привлечения образовательной организации к административной ответственности отсутствуют.

Перечень административных правонарушений, обобщенно сформулированных в ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, исчерпывающим образом раскрывается в статье 5.57 КоАП РФ «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций» и в статье 19.30 данного Кодекса «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса». Данные законоположения не содержат такого административного правонарушения, как неудовлетворительные результаты обучающегося на итоговой аттестации.

Утверждение о том, что данная ситуация свидетельствует о реализации не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, противоречит законодательству об образовании.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющий годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за соответствующий учебный год (учебные годы) не ниже удовлетворительных (ч. 6 ст. 59 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России 25 декабря 2013 г. № 1394, п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400). Выполнение учебного плана и наличие годовых отметок по всем учебным предметам учебного плана не ниже удовлетворительных как раз и подтверждают реализацию образовательной программы в полном объеме.

Обратим внимание на важную терминологическую деталь. В контексте Федерального закона № 273-ФЗ под реализацией образовательной программы следует понимать деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а под освоением образовательной программы (получением образования) – деятельность самих обучающихся.

Также отметим, что согласно правилу презумпции невиновности лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (умысел, неосторожность). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Образовательные отношения определяются Федеральным законом № 273-ФЗ как общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30 ст. 2). В обязанности обучающихся входит, в частности, добросовестное освоение образовательных программ, а в обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся — обеспечить получение детьми общего образования (п. 1 ч. 1 ст. 43, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Заметим, что освоение образовательных программ обучающимися может осуществляться и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 17, п. 2 ч. 3 ст. 44, ч. 2 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ).

Читайте так же:  Отсутствие события и состава административного правонарушения являются в 2020 году

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Таким образом, обучающийся не зачислен в образовательную организацию на постоянной основе, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по всем предметам учебного плана для обучающиеся, получающих образование в форме семейного образования или самообразования) и государственную итоговую за курс основного или среднего общего образования. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией.

Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. Экстерн, принятый в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, является обучающимся и имеет все академические права, предоставленные обучающимся в соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона.

Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Письмо Министерства Образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N нт-1139/08, ст.29 и 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В локальном нормативном акте школа устанавливает формы аттестации (тесты, собеседование, контрольная работа, защита реферата и пр.), одинаковые для всех. Права обучающегося по семейной форме образования не могут быть ущемлены по сравнению с правами других обучающихся школы.

Согласно Письму Министерства Образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N нт-1139/08 об организации получения образования в семейной форме», основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).

Из письма Министерства Образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N нт-1139/08 также следует, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка. Это указывается в заявлении, подаваемым родителями (законными представителями).

В этом заявлении должна содержаться информация о том, что для ребенка была выбрана форма получения общего образования в форме семейного образования и что родители уведомили об этом орган управления образования. Рекомендуется приложить к заявлению копию экземпляра уведомления с пометкой о входящей корреспонденции или копию ответа о получении уведомления. В заявлении содержатся просьбы: 1. Зачислись ребенка в соответствующий класс в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации. 2. Организовать аттестацию ребенка экстерном.

Договор cобразовательной организацией может быть заключен на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года. Также стоит обратить внимание на то, какой период школа считает временем прохождения аттестации. В случае, если им считается весь учебный год, то ребенок зачисляется на все это время.

Таким образом, если не стоит вопроса о дальнейшей смене образовательного учреждения для прохождения промежуточной аттестации, и если такой вариант предусмотрен локальными актами образовательного учреждения, то в заявлении и в договоре о прохождении промежуточной аттестации возможно определить образовательную организацию на весь период получения общего образования.

В Госдуме опровергли слухи о профстандартах с 2020 года

Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина опровергла информацию о том, что россияне не смогут работать не по специальности с 2020 года. По её словам, новые поправки оговорят лишь отдельные требования в каждой конкретной сфере деятельности.

После введения поправок, связанных с профессиональными стандартами, россияне всё же смогут работать не по профессии. Об этом заявила председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольга Баталина, сообщает ТАСС.

«Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. То есть, к каждой профессии, по которой объективно необходимо принятие таких требований, их вырабатывают профессионалы в конкретной сфере деятельности. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности», — сказала Баталина.

Вместе с тем, она подчеркнула, что в стране и сегодня существуют профессии, требующие специального образования: «Из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. Есть специальности, которые в обязательном порядке требуют специального образования, например, учителя, пилоты, целый спектр рабочих специальностей. Без медицинского образования, например, нельзя работать врачом. В то же время есть специальности, где требования к образованию не такие жесткие. Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели. Некоторые из них были сформированы 20, 30 лет назад. Понятно, что такая ситуация не отвечает потребностям современной экономики».

Баталина также отметила, что новые поправки призваны модернизировать экономику и сблизить потребности рынка труда с образовательной системой: «Система профстандартов в государстве, по сути, должна стать одним из главных инструментов модернизации экономики и сближения потребностей рынка труда с системой образования. У нас сегодня в этом вопросе существует колоссальный разрыв. Люди получают образование, которое в дальнейшем не позволяет им работать, поскольку требования к специальностям не определены. Также существует значительный разрыв между теми требованиями, которые предъявляет работодатель при приеме на работу по конкретной специальности и теми образовательными стандартами, по которым готовят этих специалистов в образовательных учреждениях».

Читайте так же:  Организация осуществляющая управление многоквартирным домом в 2020 году

Она также пояснила, что экономика должна получать подготовленные кадры: «Поэтому обязательным следствием внедрения профстандартов является и пересмотр образовательных стандартов, для того, чтобы экономика получала подготовленные кадры. Особенно это касается технических и рабочих специальностей, поэтому задача профстандартов, с одной стороны, показать человеку, к каким требованием он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности, с другой — это выравнивание и повышение качества трудовой деятельности».

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что до конца декабря 2014 года Госдума может принять поправки в Трудовой кодекс касательно введения обязательного применения профессиональных стандартов, предусматривающих определённый набор требований к работникам по уровню образования, рабочему стажу и перечню умений.

Поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профессиональных стандартов в госсекторе были внесены на рассмотрение парламента ещё в июне 2014 года, а приняты они были в первом чтении в сентябре 2014 года.

Как отмечается, Трудовой кодекс получит новую статью — 195.2, в которой будут описаны применения профессиональных стандартов работодателями. Такие стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более половины которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года.

В Министерстве труда пояснили, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и что именно с него надо начинать. Таким образом, применение профессиональных стандартов работодателями начнётся с 1 января 2020 года. Порядок стандартизации действующих сотрудников не поясняется.

Чиновники Минтруда рассказали, что Министерство юстиции ещё летом зарегистрировало 199 профессиональных стандартов, среди которых — «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ», а к концу 2014 года их должно стать 350. Стандарты корреспондента и редактора делятся на два типа: представители первого обязаны заниматься «работой над содержанием публикаций» (начиная с выбора тем и заканчивая редактированием), иметь опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Представители второго типа обязаны заниматься «организацией работы» редакции (начиная с разработки проектов и заканчивая «установлением и поддержанием контактов с внешней средой») и иметь за спиной опыт репортерской или редакторской работы сроком не менее трёх лет. Вместе с тем, репортёры имеют те же самые требования по опыту работы и образованию (последнее должно быть высшим). Однако в каждом случае имеется указание на «необходимый» перечень «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Для корреспондентов это «достоверные источники информации» и «правила охраны труда».

Позднее замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил, что ведомство выступает против поправок в Трудовой кодекс, по которым журналистов можно будет брать на работу лишь по профессиональным стандартам.

«Минкомсвязь до прояснения ситуации с изменениями в Трудовой кодекс приостанавливает процесс согласования любых профессиональных стандартов в медиа отрасли. А если изменения, о которых сейчас говорится, будут приняты, то министерство потребует пересмотра уже принятых профессиональных стандартов, так как применить их в качестве обязательного инструмента невозможно», — сказал Волин.

По его словам, изначально с разработчиками поправок была достигнута договорённость о том, что пункты о профессиональных стандартах будут необязательными, и станут больше ориентирами, нежели требованиями: «Мы уверены, что не дело государства определять критерии сотрудников для приема на работу в частные компании. Мы также уверены в том, что главный редактор государственного СМИ лучше Минкомсвязи, Минтруда и всех иных ведомств вместе взятых знает, кто ему нужен и кто не нужен для работы».

В качестве примеров успешных журналистов Волин привёл сотрудников СМИ, которые не имеют профессионального журналистского образования.

О применении профстандарта «Педагог» разъясняет Минпросвещения России

Минпросвещения России направило в регионы для использования в работе письмо от 28.03.2019 года №ТС-817/08, в котором даны согласованные с Минтрудом разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профстандартом «Педагог». Они касаются не только вновь принимаемых на работу педагогов, но и тех, кто уже работает.

Обратим внимание на следующее в разъяснениях.

1. Об образовании и повышении квалификации

Согласно разъяснениям, требования профстандарта о наличии высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности учитель как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность.

Условие получения этой категории лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.

2.О повышении квалификации

« Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету », — говорится в разъяснениях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3.За чей счёт проводится повышение квалификации

Согласно ТК РФ, обязанность работодателя проводить профобучение или ДПО работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

4.Об увольнении педработника при внедрении профстандарта

«Внедрение профстандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с со ст.74.ТК РФ», — резюмируется в письме.

Примечание. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г №584 профстандарты в части требований к квалификации работника должны внедряться поэтапно в соответствии с утвержденными в организации планами, срок реализации которых — не позднее 1 января 2020 года.

О применении профстандарта «Педагог» разъясняет Минпросвещения России : 14 комментариев

Здравствуйте. Я 7 лет работаю в сельской школе педагогом — организатором и воспитателем группы продленного дня. Имею среднее специальное педагогическое образование по специальности «Учитель начальных классов», прошла переподготовку по специальности «Педагог — организатор», аттестована на 1 квалификационную категорию. В 2020 году будет введен новый профстандарт педагога и директор школы меня предупредил об увольнении, т.к. у меня нет высшего пед.образования. Законно- ли это?

Добрый день, Елена! Ответы на ваши вопросы даны в статье «О применении профстандарта «Педагог» разъясняет Минпросвещения России» в нашем сайте и в письме Минпроса. Из разъяснений следует, что действия вашего директора не законны. Его действия вы можете обжаловать в прокуратуре либо в Госинспекции труда.

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя в 2020 году

Добрый день! У меня 41 год педстажа и среднее педагогическое образование. Из них 37 лет проработала в дошкольном детском дом -1978-1986( воспитатель),1986-1992(методист), 1992-2003( старший воспитатель), 2003-2015 (заместитель директора по воспитательной работе). В 2015 году детский дом реорганизовали, перевели работать в школу-интернат старшим воспитателем.В настоящее время предупредили, что в этой должности не смогу продолжать работать, потому что нет высшего образования. Прошла курсы повышения квалификации в сентябре 2018 года, курсы переподготовки(ноябрь 2016- ноябрь 2017 по диплому»Учитель -дефектолог»).Законны ли действия администрации?

Добрый день! По образованию я » педагог валеолог» работаю в дет саду воспитателем 12 лет имею высшую квалификационную категорию, нужно ли мне проходить переподготовку на дошкольное образование?

Добрый день!Может ли выпускник педколледжа и он же уже студент 1 курса впо по специальности английский язык работать в 10 и 11 классах.

Добрый день, Татьяна! Вероятно, это связано с дефицитом специалиста — хоть чему-то да научит. Скоро это будет закреплено законом — разрешено работать специалистам со средним профессиональным образованием и студентам. За расстановку кадров и качество обучения несет ответственность директор школы. Вы вправе обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа.
Кстати, порой педколледж даёт более качественную подготовку, чем бакалавриат.

Я — учитель физической культуры преподавал 5 лет, кроме основного предмета, ещё основы безопасности жизнедеятельности. В этом учебном году директор объявил, что я не имею права преподавать ОБЖ, так как я не прошёл переподготовку. О необходимости такой переподготовки директор 5 лет мне не говорил.

Добрый день, Александр! Минпросвещения России направило в регионы для использования в работе письмо от 28.03.2019 года №ТС-817/08, в котором даны согласованные с Минтрудом разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профстандартом «Педагог». Они касаются не только вновь принимаемых на работу педагогов, но и тех, кто уже работает. В нём вы найдёте ответы на все ваши вопросы. Советуем почитать его внимательно и ознакомить с ним вашего директора. Письмо можно найти по ссылке https://onf.ru/sites/default/files/attachment/ts-817_08.pdf

Я преподаю 30 лет математику и 6 лет информатику. В новом учебном году директор школы заявил мне, что я не имею права преподавать информатику, так как я по специальности учитель математики.

Экстернат в России: правовые аспекты и правила перехода

Рассматриваем экстернат сквозь призму действующего закона об образовании и объясняем, как окончить школу экстерном.

Правовой статус экстерната

Согласно Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.

Экстернат как форма обучения с 2013 года упразднён. Но это не значит, что нельзя учиться по своей программе, не посещая школу.

Историческая справка
Школьный экстернат был введён в 1935 году. В СССР он являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Перешагивать через классы было нельзя, к выпускным экзаменам из восьмилетки допускались только лица, достигшие 16 лет, а из десятилетки — 18 лет. Ускорять обучение разрешили в 1985 году. В приоритете по-прежнему оставалась классно-урочная система, но допускалось не посещать занятия каждый день и аттестоваться сразу за несколько классов. В 1992 году этот механизм полностью легитимизировали, обновив закон об образовании. В 1990-е и 2000-е экстернат считался прерогативой одарённых детей, которым не терпелось поступить в ВУЗ. С принятием в 2012 году нового Закона об образовании экстернат стал доступен всем, начиная от спортсменов и заканчивая детьми с проблемами со здоровьем.

В настоящее время в России действует две формы получения образования:

  • в образовательном учреждении (очное, очно-заочное или заочное обучение);
  • вне образовательного учреждения (с 1 по 9 класс — семейное обучение; 10–11 классы — самообразование).

Благодаря этому соблюдается баланс между государственными гарантиями на основное общее образование и индивидуализацией обучения.

Каждый гражданин обязан окончить хотя бы 9 классов и получить знания не ниже тех, что заложены в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Однако закон предоставляет выбор: если не нравится школьная система, вы вправе перейти на семейное образование и подстраивать обучение под интересы и особенности ребёнка.

Чтобы подтвердить, что знания ребёнка не ниже госстандартов, он должен сдавать промежуточные и итоговые аттестации. Для этого дети зачисляются в аккредитованные школы и на время аттестации становятся экстернами.

Права и обязанности экстернов

Экстернат даёт возможность учиться так, как нравится. Можно выбрать готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

Какое бы образовательное учреждение для прохождения промежуточной и итоговой аттестаций вы ни выбрали, у ребёнка-экстерна будут те же права, что и у обычного школьника:

  • ребёнок на экстернате может получать учебники и справочную литературу в школе, куда зачислен на аттестацию;
  • он может ходить на практические и лабораторные занятия;
  • экстерн перед аттестацией вправе получить консультацию по каждому предмету;
  • он может участвовать в олимпиадах, конкурсах и внеурочных мероприятиях.

К обязанностям экстернов относятся своевременная сдача аттестаций и (при наличии) ликвидация академических задолженностей. Если ребёнок не справится, его вернут в обычную школу.

Переход на экстернат

Чтобы в России перевести ребёнка на экстернат, необходимо поменять форму получения образования. Для детей с 1 по 9 классы это будет семейное образование, для старшеклассников — самообразование.

Пакет документов для экстерната

  1. Уведомление в органы местного самоуправления о выборе семейного образования (самообразования).
  2. Заявление о переходе на семейное образование и отчислении из школы (если хотите сменить школу для аттестаций).
  3. Заявление о зачислении в образовательное учреждение для прохождения аттестаций (при смене школы).
  4. Договор об организации и проведении промежуточной и(или) государственной итоговой аттестации (по желанию).

Все эти документы составляются произвольно, по общим правилам делового оборота. Унифицированных требований к ним нет. Но не лишним будет подкрепить своё волеизъявление ссылками на статьи Федерального закона, касающиеся семейного образования.

  1. Экстернат никуда не исчез. Просто в действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» он является формой аттестации, а не обучения.
  2. Учиться на экстернате могут не только вундеркинды, но и обычные дети, которым по каким-то причинам не подходит школа.
  3. У экстернов те же академические права, что и у остальных школьников, но гораздо больше свободы.
  4. Для перехода на экстернат достаточно уведомить органы местного самоуправления и найти школу для сдачи аттестаций.
Читайте так же:  Получение выплаты, взыскание по страховке при дтп в 2020 году

Как видите, всё довольно просто. Самое сложное в экстернате — организовать обучение. Не все дети способны заниматься самостоятельно, и не все родители могут контролировать это. Отличным подспорьем для экстернов являются онлайн-школы, где при сохранении гибкого графика образовательный процесс отлажен, как часы.

Приглашаем вас в «Экстернат Фоксфорда»! Гибкое расписание позволит сочетать учёбу со спортом, творчеством и другими увлечениями. Есть программа «два класса за один год». Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Программа позволяет изучать нужные предметы на углублённом уровне, готовиться к экзаменам и олимпиадам. Учебную мотивацию поддерживают персональные кураторы.

СМИ: С 2020 года в России вводится обязательное применение профстандартов

Обязательное применение профессиональных стандартов планируется ввести ко всем работникам с 2020 год. Уже зарегистрированные стандарты касаются, в том числе, сотрудников СМИ, часть которых не сможет работать без профильного образования.

По данным «Коммерсанта», в трудовом кодексе появится отдельная статья, описывающая применение работодателями стандартов, которые описывают необходимую квалификацию работников. Для государственных внебюджетных фондов и государственных и муниципальных учреждений они станут обязательными с 1 января 2016 года. А с 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели.

В частности, летом уже были зарегистрированы стандарты «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ». Всего Минюст зарегистрировал 199 профстандартов, к концу года их должно стать 350.

Профессии сверят с дипломами

Как стало известно «Ъ», Госдума до конца года может принять поправки к Трудовому кодексу (ТК) о введении обязательного применения профессиональных стандартов — то есть требований к работникам по уровню образования, стажу работу и набору умений. С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники госсектора, а с 2020 года — все остальные. Уже зарегистрированные стандарты касаются, в том числе, сотрудников СМИ, часть которых не сможет работать без профильного образования.

О том, что профстандарты (описывают необходимую квалификацию работников) «должны стать обязательными для государственных организаций», заявил 9 декабря 2013 года Владимир Путин. В июне 2014 года правительство внесло в Госдуму поправки в гл. 31 Трудового кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профстандартов в госсекторе. В первом чтении они были приняты в сентябре. Глава комитета по труду и соцполитике Ольга Баталина заявила «Ъ», что «проект был существенно доработан комитетом и будет рассмотрен ко второму чтению на следующей неделе».

В ТК появится отдельная статья 195.2, описывающая применение работодателями профстандартов. Они станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года. В Минтруде это объясняют тем, что «госсектор стандартно во всех сферах первый», и с него нужно начинать вводить новые требования. С 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели. В каком порядке будут приводить в соответствие со стандартами действующих сотрудников, в проекте не уточняется.

По словам чиновников Минтруда, сейчас Минюст зарегистрировал 199 профстандартов, к концу года их должно стать 350. Летом уже были зарегистрированы стандарты «корреспондент СМИ» и «редактор СМИ». Последние делятся на два типа. Одни должны заниматься «работой над содержанием публикаций» (от выбора тем до редактирования), у них должен быть опыт «не менее шести месяцев работы корреспондентом» и степень бакалавра «в области СМИ». Второй тип должен заниматься «организацией работы» редакции (от разработки проектов до «установления и поддержания контактов с внешней средой») и иметь трехлетний опыт репортерской или редакторской работы. К репортерам же требований по опыту работы и образованию (кроме того, что оно должно быть высшим) нет. Но во всех случаях есть указание на «необходимый» набор «трудовых действий», «необходимых» умений и знаний. Так, для корреспондента это «достоверные источники информации», «правила охраны труда».

На ВГТРК официально комментировать введение профстандартов отказались. Источники «Ъ» в холдинге говорят, что большинство корреспондентов и редакторов имеют законченное высшее образование по специальности «журналистика». Заместитель гендиректора Общественного телевидения России (учреждено автономной общественной организацией по распоряжению правительства РФ) Игорь Найговзин также заверил «Ъ», что у большинства сотрудников «профильное образование». Главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев (закончил геологоразведочный и литинститут) заявил «Ъ», «что последние пять-шесть лет» почти не берет людей с журналистским образованием. Он надеется, что норма изменится до вступления в силу: «Почему государство должно решать, кто должен писать, что писать и как писать?».

Профстандарт также предлагается учитывать при определении системы оплаты труда, говорит эксперт по трудовому праву Павел Сутулин. Работодатель, опасается он, «может лишиться возможности определять уровень зарплаты у разных категорий работников, если по стандарту у них один уровень квалификации» как у корреспондента и работающего над публикациями редактора. Уполномоченный по правам студентов Артем Хромов отмечает, что «количество выпускников вузов, которые не могут найти работу по специальности, довольно велико», но четкой статистики не существует. Но Минобрнауки готовит исследование трудоустройства выпускников: ведомство собирается соединить базу данных выданных дипломов с информацией Пенсионного фонда. В 2005 году портал Superjob выяснил, что около 55% пользователей работали не по специальности. Глава сервиса Алексей Захаров отмечает, что «в определенных областях» и так есть жесткие требования: «Ты не можешь стать врачом или летчиком, если у тебя нет соответствующего диплома. Что касается госслужбы — у нас был министр обороны без военного образования (Анатолий Сердюков, министр обороны в 2007-2012.— «Ъ»), но убрали его не за это».

Законопроект концептуально поддержали государственно-правовое управление президента, ФНПР и РСПП. Однако РСПП предложил учитывать «значимые при оценке профпригодности» личностные характеристики работника.

Ответственность субъектов образовательных правоотношений

Ответственность образовательного учреждения

Согласно п. 3 ст. 32 Закона об образовании установлено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

  • 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
  • 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
  • 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • 5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Читайте так же:  Организационно правовые формы предпринимательской деятельности в россии в 2020 году

К наиболее характерным и значимым правонарушениям в сфере образования, влекущим за собой административную ответственность образовательных учреждений (административная ответственность — это ответственность образовательного учреждения перед государством, которое, осуществляя надзор в сфере образования, тем самым гарантирует права и законные интересы своих граждан в этой области), можно отнести следующие:

  • 1. Отказ в приеме или отчисление (исключение) из образовательного учреждения по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также нарушение порядка приема граждан в образовательные учреждения, отчисление (исключение) граждан и перевод граждан из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение.
  • 2. Нарушение требований к содержанию образовательных программ, организации образовательного процесса, качеству образования, установленных законодательством об образовании (например, реализация не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, нарушение установленных законодательством нормативных сроков освоения образовательных программ в образовательных учреждениях (организациях), нарушение установленных требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и т.д.).
  • 3. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, предусмотренных законодательством об образовании (например, нарушение или ограничение права на получение бесплатного образования, выбор формы получения образования; нарушение права на доступ к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ общего образования;

подделка (фальсификация) результатов государственной (итоговой) аттестации, в том числе единого государственного экзамена, олимпиад школьников; применение в образовательном процессе методов воспитания и обучения, имеющих антигуманный характер, связанных с физическим и (или) психическим насилием по отношению к обучающимся и воспитанникам, опасных для жизни или здоровья обучающихся и воспитанников; использование в образовательном процессе учебных пособий и материалов, способствующих разжиганию расовой, национальной, этнической, религиозной или социальной розни, оскорбляющих нравственность и человеческое достоинство обучающихся и воспитанников;

нарушение прав педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с утвержденной образовательной программой, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, на сокращенную продолжительность рабочего времени и т.д.).

4. Нарушение порядка выдачи документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, связанное с выдачей документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации: образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации; аккредитованными образовательными организациями по неаккредитованным образовательным программам.

И недавно Госдума установила административную ответственность за нарушение законодательства в области образования. Палата приняла в первом чтении правительственный законопроект, которым предложены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в закон «Об образовании».

В частности, за незаконный отказ в приеме в образовательное учреждение или отчисление из него предусматривается штраф на должностных лиц от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2-х лет, а на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. рублей.

В то же время за нарушение прав педагогических работников на выбор и использование по своему усмотрению методик обучения и воспитания, учебных пособий и методов оценки знаний обучающихся и воспитанников предусмотрены предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 до 20 тыс. рублей, а на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.

Вводятся штрафные санкции «за выдачу образовательными учреждениями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования или квалификации либо документов по образовательным программам, которые не прошли госаккредитации, а также за умышленное искажение результатов госаттестации и олимпиад школьников». За эти нарушения устанавливается штраф на должностных лиц от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3-х лет, а на юридических лиц — от 100 тыс до 500 тыс. рублей.

Дополнительный анализ законодательства об административных правонарушениях показал, что в нем содержатся правовые нормы, помимо вышеперечисленных, устанавливающие ответственность за правонарушения, характерные также и для сферы образования. В их числе представляется целесообразным выделить следующие:

1. Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)). Эта статья направлена на обеспечение реализации конституционного права граждан на информацию, затрагивающую их права и свободы.

Предусмотренное данной статьей правонарушение допускается как при принятии граждан в образовательные учреждения, так и в процессе обучения, и выражается в непредоставлении гражданам информации об образовательном учреждении, об образовательном процессе, о наличии у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации и т.д.

Кроме того, КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за невыполнение обязательных требований должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль и надзор. Так, предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4), невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5), непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6), непредставление сведений (информации) (ст. 19.7). Данные нормы КоАП РФ позволяют привлечь к ответственности виновных лиц и организации за воспрепятствование законной деятельности государственных органов и должностных лиц при осуществлении ими полномочий по контролю и надзору в сфере образования, невыполнение обязательных для исполнения требований и предписаний об устранении нарушений.

Говоря о том, кто должен следить за исполнением закона в образовательных учреждениях, нужно сказать, что Законом «Об образовании» установлено, что «федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием» (п. 6 ст. 30).

Это положение создаёт правовую основу для инспектирования, которое должно обеспечить исполнение законодательства, защищать права граждан на образование. Инспектирование ведётся на федеральном и региональном уровнях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ответственность юридический образование педагог учащийся

Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here