Объединение поселений в границах одного муниципального района в 2020 году

Самое важное в статье: "Объединение поселений в границах одного муниципального района в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Администрация Хасанского муниципального района

Объединение территорий – шаг к развитию


Глава района Сергей Овчинников провел ряд встреч с жителями северных поселений Хасанского муниципального района – Барабашского, Безверховского и Приморского. Темой встреч стало обсуждение грядущего объединения трех поселений в одно. Глава района объяснил жителям «северного» куста чем продиктована необходимость объединения поселений и ответил на вопросы граждан.

Административное разделение территории Хасанского района на 8 поселений – шесть городских и два сельских – произошло в 2005 году в ходе реализации закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тогда же район получил и свой сегодняшний статус, отображенный в названии – Хасанский муниципальный район.

Целью проведенной тогда муниципальной реформы стало устранение неопределенностей в разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Почему нужно объединиться

Укрупнение и оптимизация поселений в Приморском крае – это путь, по которому пошел субъект федерации в исполнении федерального закона, оставляющего за регионами право на определение механизма формирования органов власти, а также объем их полномочий.

Впрочем, необходимость объединения поселений продиктована не только буквой закона. Она обусловлена целым рядом объективных причин, главные из которых – финансовая целесообразность и эффективность управления.

Сегодня органы местного самоуправления не только в Хасанском районе, но и повсеместно, сталкиваются с такими трудностями, как слабый экономический потенциал, недостаточная финансовая обеспеченность закрепленных полномочий, нехватка квалифицированных кадров. Решение указанных проблем может быть достигнуто на основе совершенствования территориальной организации местного самоуправления – через объединение поселений.

Преимущества объединения

При объединении трех поселений – Барабашского, Безверховского и Приморского — в одно поселение, произойдет объединение бюджета и имущества. Это позволит рациональнее использовать бюджетные средства, направляя их на выполнение первостепенных задач. В настоящее время бюджетные средства «распыляются» по поселениям, их невозможно сконцентрировать для выполнения важных, но финансово затратных работ.

Кроме того, в объединенном поселении будет один орган управления, а значит, потребуется меньше средств на содержание управленческого аппарата. Количество ставок уменьшится за счет сокращения аппаратов местных поселений. Так, к примеру, вместо нескольких глав поселений будет избран один глава, вместо нескольких бухгалтеров – достаточно будет одного либо двух.

В цифрах это выглядит следующим образом. Собственные бюджеты поселений (налоговые и неналоговые доходы) составляют: Барабашское сельское поселение 10,764 млн. рублей; Безверховское сельское поселение – 3,187 млн.рублей, Приморское городское поселение – 7,232 млн.рублей. Из них на содержание органов местного самоуправления и подведомственных учреждений расходуется: Барабашское сельское поселение – 7,290 млн.рублей, Безверховское сельское поселение – 2,771 млн.рублей, Приморское городское поселение – 4,612 млн.рублей. Таким образом, на исполнение полномочий в решении вопросов местного значения поселения имеют: Барабашское сельское поселение – 3,474 млн.рублей, Безверховское сельское поселение – 416 тыс.рублей, Приморское городское поселение – 2,620 млн.рублей.

В случае объединения поселений бюджет объединенного поселения, куда войдут собственные доходы поселения и переданные из районного бюджета средства на исполнение полномочий в решении вопросов местного значения, составит порядка 48 млн.рублей. Имея такой бюджет, объединенное поселение сможет участвовать в госпрограммах по строительству спортивных сооружений, ремонту муниципального жилого фонда, содержанию и развитию культурных формирований и клубных учреждений, ремонту внутрипоселенческих дорог и организации межпоселенческих транспортных маршрутов, строительству полигона бытовых отходов, войти в программу долевого строительства жилья для молодых семей и многое другое.

Специалисты останутся на местах

Объединение поселений не означает, что села останутся один на один со своими проблемами. В каждом населенном пункте, где в настоящее время имеется администрация или специалист администрации, останутся работать только специалисты. По-прежнему на местах сельским жителям можно будет получить необходимую справку или помощь в оформлении документов, решить другие вопросы, которыми сейчас занимаются сельские администрации.

Специалисты, оставшиеся на местах, будут непосредственно работать с людьми, а не заниматься разработкой нормативно-правовых актов, подготовкой ответов различным структурам, на которые в настоящее время уходит основная масса рабочего времени.

Кроме того, в администрации объединенного сельского поселения появится возможность организовать межпоселенческое ЖКХ, ввести ставки юриста, специалиста по земельно-имущественным отношениям и подобрать на эти должности квалифицированные кадры, которые будут грамотно решать вопросы на территории всего поселения. Сейчас у поселений такой возможности нет.

Отдалится ли власть от народа?

В результате объединения поселений власть не отдалится от народа, как это предполагают сейчас многие. Если вновь избранный глава объединенного поселения будет неравнодушным, активным, ответственным человеком, как и специалисты, которых он назначит с учетом мнения граждан каждой территории, население не почувствует, что власть «отдалилась». Кто будет избран главой объединенного поселения, зависит от избирателей. Путем народного голосования также будет избран и Муниципальный комитет объединенного поселения, куда войдут депутаты со всех территорий поселения. Такая организация местного самоуправления в объединенном поселении позволит максимально учесть интересы всех жителей.

«Мы ничего не теряем»

Больше всех от объединения выиграет Приморский. Сейчас поселок носит статус «городское поселения» со всеми вытекающими из этого громкого имени последствиями, которые, в первую очередь, неблагоприятно сказываются на социальной сфере. Речь идет об образовательных учреждениях.

Сегодня в средней школе пгт Приморский учится 152 ученика. При этом фактическая средняя наполняемость классов (а их в приморской школе 11) составляет 13,82 ученика при нормативе для городских школ 25 учеников. Исходя из этого норматива – 25 учеников – школа получает субвенции на 6 класс-комплектов по утвержденному в крае нормативу финансирования в расчете на 1 воспитанника. Таким образом, объем финансирования школы на 2015 год составил 4,666 млн.рублей, что недостаточно для осуществления образовательного процесса.

Читайте так же:  Протезирование зубов это лечение или дорогостоящее лечение в 2020 году

В то же самое время, если бы Приморский носил статус «поселка» и входил в состав сельского поселения, для его школы действовал бы норматив наполняемости классов, предусмотренный для сельских школ – 14 человек. В этом случае объем финансирования сельской школы п. Приморский составил бы 10,415 млн.рублей. Эти средства с лихвой покроют нужды образовательного учреждения.

Таким образом, вопрос «объединяться или нет» для жителей Приморского звучит как «быть или не быть школе и детскому саду в поселке».

Просьба, при копирование материала, оставлять ссылку на первоисточник. Спасибо!

Зампредседателя АОСД Игорь Чесноков о новой реформе МСУ: «Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью»

Укрупнение муниципальных районов и поселений – таков новый тренд. Главная цель новаций – сделать местную власть компетентной и финансово эффективной. Какой же видит очередную реформу заместитель председателя областного Собрания Игорь Чесноков?

Разговор с заместителем председателя областного Собрания, председателем комитета по законодательству и вопросам местного самоуправления оказался несколько неожиданным. В России взят курс на проведение новой реформы местного самоуправления (МСУ) – объединение муниципальных районов и поселений. Каковы цели этих преобразований и коснутся ли они муниципалитетов Архангельской области?

— Каковы цели очередного реформирования МСУ в России?

— 1 мая 2019 года внесены изменения в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Новая трактовка закона дает возможность принимать решения об объединении поселений и района в одно муниципальное образование — муниципальный округ. С одним главой, одним депутатским корпусом, одним бюджетом – то, что у нас, в общем-то, было до введения этого закона в начале нулевых.

Не секрет, что подавляющее большинство поселений и районов испытывают сегодня серьезный дефицит кадров на муниципальной службе, невысокий уровень собственных доходов и нехватку средств на реализацию полномочий. Расходы на содержание администрации поселений нередко уже превышает сумму в 80 процентов от собственных доходов. Эффективность расходования бюджетных средств тоже оставляет желать лучшего, даже когда выделяется значительная финансовая поддержка из регионального бюджета на решение вопросов местного значения. По мнению инициаторов изменений в 131 ФЗ, объединение позволит муниципалитетам повысить эффективность управления территорией, создать единую систему муниципальной власти, понятную населению, обеспечить новые возможности для решения проблем, волнующих жителей.

— И сколько времени дал федеральный законодатель для принятия решения?

— Закон имеет переходный период до 2025 года. Сейчас основная задача, которую предстоит решать региональной и местной власти, — проработать условия объединения (правовые, финансовые), чтобы было понятно, что будет способствовать дальнейшему развитию вновь создаваемого муниципалитета.

Преобразование района и поселений в муниципальный округ не должно стать самоцелью. Убежден, что действовать здесь нужно аккуратно, заранее готовить необходимую нормативную базу. Важно помнить, что решение об объединении должно пройти как процедуру общественного обсуждения в каждом поселении района, так и утверждения на сессиях представительных органов поселений и района. Поэтому необходимы будут весомые аргументы. Люди должны почувствовать конкретные результаты от преобразования муниципалитета, главный из которых — повышение качества жизни на территории.

— Есть ли уже опыт создания муниципальных округов в других регионах России?

— Изменения в законе утверждены совсем недавно, но уже приняты решения о создании 24 муниципальных округов: в Пермском крае (10), Кемеровской области (12), Тверской области (2). Обсуждение данного вопроса идет в Республике Удмуртия, Приморском и Камчатском краях, Орловской, Нижегородской, Челябинской областях и т. д.

Наш комитет совместно с коллегами из исполнительной власти и Совета муниципальных образований внимательно изучает опыт таких преобразований в других регионах страны. Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках.

Так, в начале сентября мне совместно с рядом глав районов и представителями областного правительства удалось побывать в Пермском крае. В этом регионе еще до вступления в силу изменений в 131-й закон шел процесс создания на базе муниципальных районов, имеющих в своем составе хотя бы одно городское поселение, городских округов. В результате, по сравнению с 2006 годом, количество районов за последние пять лет уменьшилось с 42 до 10, а общее количество муниципалитетов — с 363 до 133. В настоящее время в Пермском крае действует 26 городских округов, 10 муниципальных районов, 10 муниципальных округов, 87 сельских поселений.

В октябре в законодательном Собрании края планируется рассмотрение вопроса о преобразовании в муниципальные округа еще двух районов. В одном из них нам удалось побывать, встретиться с рядом глав поселений, представителями депутатского корпуса, общественных объединений, выслушать их позицию по вопросам будущего объединения. Она в основном положительная.

Во многом на это повлиял подход, принятый на региональном уровне. Прежде всего законодательно установленные меры поддержки программ развития преобразованных территорий, в том числе по вопросам ЖКХ, благоустройства, ремонта и содержания муниципальных дорог. Поэтому в ходе встреч не раз приходилось слышать знакомые слова: «Нам без разницы, чьи это полномочия, за кем они закреплены. Важно, чтобы чистились дороги, благоустраивалась территория».

— А как в муниципалитетах Пермского края отреагировали на сокращения части муниципальных чиновников? И осталось ли представительство муниципальной власти в населенных пунктах, которые были административными центрами поселений? Не удалится ли местная власть от людей при ликвидации администраций на уровне поселений?

— Здесь, на мой взгляд, пермяки тоже подошли системно. С одной стороны, на месте администраций поселений образованы территориальные отделы администрации округа. С широким кругом полномочий, в том числе в сфере содержания дорог, жилфонда, благоустройства. Часть теротделов получила статус юридических лиц. Так что власть на территориях осталась. Еще раз напомню, что подобная система управления была у нас в Архангельской области в начале двухтысячных.

С другой стороны, всем муниципальным служащим, попавшим под сокращение, регион предложил пройти программу переподготовки за счет средств краевой казны. Кстати, вся экономия от сокращения расходов на содержание администраций поселений осталась в муниципальном округе. Кроме того, региональная власть удвоила эту сумму, чтобы муниципальные округа могли направить ее на развитие территории. Словом, в Пермском крае было что посмотреть. Думаю, что опыт пермяков будет полезен нашему региону при формировании необходимой нормативно-правовой базы.

Читайте так же:  Установление факта имеющего юридическое значение подсудность в 2020 году

— В Архангельской области активно развивается тосовское движение. На ваш взгляд, усилится ли роль и значение ТОСов в муниципальном округе?

— Думаю, да. Напомню, что ТОС является одной из форм участия населения в местном самоуправлении. Перспективной становится идея создания на территориях бывших поселений объединений ТОС, в том числе со статусом некоммерческих организаций, способных организовать системный диалог между местной властью и жителями, проживающими на территории, закрепленной за ТОСами. Учитывая, что представительный орган останется только на уровне муниципального округа, это было бы серьезным усилением роли ТОСов во взаимодействии с органами власти.

К тому же, 131-й закон дает право ТОСам выполнять и ряд полномочий муниципального образования – но только в том случае, если они зарегистрированы как юрлица. У нас есть примеры по НАО, когда ТОС в качестве некоммерческой организации брал на себя по соглашению ряд полномочий поселений. Такие примеры есть и в других субъектах. Так что для ТОСов тоже есть возможности для развития.

Думаю, что реформа даст возможность по-новому взглянуть на еще один институт местного самоуправления – на сельских старост. У нас в области закон о сельских старостах был принят в прошлом году, но он пока практически не действует.

— Как вы думаете, когда в нашей области начнется процесс объединения районов и поселений в муниципальные округа?

— У нас есть время – переходный период установлен до 2025 года. Но я не исключаю, что в ряде муниципальных районов Архангельской области, в которых к этим изменениям готовы в наибольшей степени, инициатива по объединению поселений в муниципальный округ будет вынесена на обсуждение уже в следующем году.

— А мнение населения будет учтено?

— Безусловно. Это четко определено в федеральном законодательстве. Тот опыт, который сегодня имеется в других российских субъектах, показывает, что органам местного самоуправления перед принятием решения необходимо провести с населением как серьезную разъяснительную работу по планируемым преобразованиям, так и широкое обсуждение предложений по дальнейшему развитию территорий. Именно в муниципалитетах принимается решение объединяться или нет. А задача региональной власти, еще раз подчеркну, — делать такого рода преобразования взвешенно, учитывая опыт других субъектов и определяя при этом главный приоритет – интересы жителей Архангельской области.

О некоторых аспектах образования городских и муниципальных округов путем объединения поселений в составе муниципального района и статуса населенных пунктов в границах объединяемых поселений после их вхождения в состав городского, муниципального округа

1. Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введен новый вид муниципального образования – муниципальный округ и одновременно скорректировано понятие городского округа.

Критериями разграничения муниципальных и городских округов является доля городского населения, доля площади городских территорий и плотность населения.

Совокупность населенных пунктов (как городских, так и сельских) может быть наделена статусом городского округа при условии, что 1) в городских населенных пунктах в его составе проживает не менее двух третей населения, 2) совокупный размер территорий сельских населенных пунктов не превышает в два и более раза площадь территорий городских населенных пунктов, 3) плотность населения в пять и более раз превышает среднюю плотность населения в Российской Федерации (пункт 3.3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Соответственно, статусом муниципального округа может быть наделена территория, объединяющая несколько населенных пунктов в случае, если она не отвечает вышеизложенным критериям.

2. Комитет неоднократно обращал внимание, что действующим законодательством не предусмотрено преобразование муниципальных районов в городской округ. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрена лишь такая форма преобразования муниципальных образований, как объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом (часть 3.1 статьи 13).

Объединение двух и более поселений возможно только при условии, если это не влечет изменения границ иных муниципальных образований, причем это осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ). Таким образом, в этой норме речь идет об объединении нескольких поселений в одно, которое остается в составе того же муниципального района. В случае объединения всех поселений в составе муниципального района в городской округ происходит упразднение муниципального района, т.е. это влечет изменение границ иного муниципального образования помимо объединяемых поселений. Одновременно устанавливаются границы нового (т.е. также «иного», не существовавшего на момент объединения поселений) муниципального образования – городского округа. Кроме того, при этом также полностью упраздняются поселения как вид муниципального образования, вместо создания нового поселения на базе объединяемых. Поэтому объединение всех поселений в составе района в городской округ не отвечает требованиям части 3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ.

По смыслу статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, ее нормами предусмотрен исчерпывающий (закрытый) перечень форм преобразования муниципальных образований. В связи с этим осуществление преобразований в формах, не предусмотренных данным законом, недопустимо.

Таким образом, объединение всех поселений в составе муниципального района в городской округ, по мнению Комитета, не соответствует Федеральному закону № 131-ФЗ.

3. В Федеральном законе № 131-ФЗ отсутствует понятие городских округов с внутригородскими поселениями. Городской округ, в отличие от муниципального района, не имеет в своем составе муниципальных образований — поселений (статьи 2, 11 Федерального закона № 131-ФЗ).

В Федеральном законе № 131-ФЗ предусмотрен городской округ с внутригородским делением – это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования. Частью 1 статьей 16.2 данного федерального закона установлен перечень вопросов местного значения внутригородских районов. Полномочия органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органов местного самоуправления внутригородских районов по решению указанных вопросов местного значения внутригородских районов могут разграничиваться законами субъекта Российской Федерации между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов (часть 3 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ). Законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением и принятыми в соответствии с ними уставом внутригородского района за внутригородскими районами могут закрепляться также иные вопросы из числа установленных частью 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских округов.

Читайте так же:  Образец представление об устранении причин административного правонарушения в 2020 году

Таким образом, вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ, не могут передаваться в ведение городских округов, но полномочия по их решению могут разграничиваться между органами местного самоуправления городских округов и внутригородских районов законами субъекта Российской Федерации.

4. При объединении поселений с городским округом поселения утрачивают статус муниципального образования и входят в состав территории городского округа в качестве населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, если одновременно не осуществлена ликвидация данных населенных пунктов как административно-территориальных образований и включение их в состав территории города (часть 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ).

5,6,7. В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Программы «Земский доктор», «Земский фельдшер» распространяются на медицинских работников (врачей, фельдшеров), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (п. 1 Приложения № 8 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»).

Под сельской местностью в ведомственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий» понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территориях которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, возможность сохранения «сельских» льгот и участия в указанных выше программах для жителей сельской местности зависит от статуса населенных пунктов в составе объединяемых поселений после их вхождения в городской округ. Если они сохранят прежний статус или войдут в состав других населенных пунктов, подпадающих под вышеизложенные критерии, на них по-прежнему будут распространяться приведенные правовые нормы. В противном случае данные преференции будут утрачены жителями таких населенных пунктов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Объединение рабочих поселков и вхождение их в городской или муниципальный округ само по себе не влечет упразднение в них военно-учетных столов.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, переданы федеральным законом органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе»). С учетом статьи 2 Федерального закона № 87-ФЗ данные положения распространяются и на мунциципальные округа.

Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Таким образом, Вопрос организации воинского учета, в том числе размещение военно-учетных столов на территории муниципального образования, решается органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из географических и иных особенностей территории.

9. В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 87-ФЗ до 1 января 2025 года муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа. Таким образом, в части определения величины окладов муниципальных служащих к муниципальным округам должны применяться требования, установленные законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами для городских округов до специального урегулирования этого вопроса на региональном и муниципальном уровне.

10. После объединения поселений органы местного самоуправления в них упраздняются и принятые ими муниципальные правовые акты утрачивают силу. Применению подлежат муниципальные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления муниципального округа. Исходя из необходимости обеспечить единство правового и экономического пространства, равенство прав жителей муниципального округа, на всей его территории должны действовать единые нормативы арендных платежей, налогов и сборов.

Эксперты сомневаются в эффективности объединения малых поселений Удмуртии

Власти Удмуртии планируют объединить малые поселения в муниципальные округа, ссылаясь на сокращение численности сельского населения, снижение расходов и повышение управляемости территорий. Новую систему планируют ввести в 2020-2021 годах, когда закончится срок полномочий действующих органов местного самоуправления. Сохранить нынешнюю двухуровневую систему планируют лишь в крупных муниципалитетах. Эксперты считают, что это может негативно сказаться на качестве жизни селян и наоборот привести к колоссальному увеличению расходов для решения давно назревших проблем.

Читайте так же:  Срок принятия заявления о банкротстве арбитражным судом в 2020 году

На заседании ассоциации законодательных органов власти ПФО председатель госсовета Удмуртии Алексей Прасолов рассказал о планах по объединению малых поселений в муниципальные округа. Он отметил, что существующая система местного самоуправления в республике была сформирована в середине 2000-ых годов. С тех пор, по словам господина Прасолова, изменилась численность сельского населения.

« Есть районы, где за последние 15 лет число жителей сократилось на 20-25%, а в поселениях на 40-50%. Люди переезжают в города и в крупные населенные пункты. Это привело к тому, что у нас некоторые муниципальные районы, особенно отдаленные, по числу жителей стали в несколько раз меньше отдельных сельских поселений»,— заявил Алексей Прасолов.

По мнению спикера регионального парламента, объединение малых поселений в округа позволит более эффективно использовать ресурсы, повысит управляемость территорий, сократит расходы на содержание управленческого аппарата и минимизирует затраты на проведение многочисленных выборов. «Значительная часть сельских поселений по сути живет за счет вышестоящих бюджетов. У большинства до 60% казны расходуется на содержание управленческого аппарата. В среднем по Удмуртии годовой бюджет сельского поселения — 2-2,5 млн руб. При таком финансировании эффективно решать вопросы очень сложно. И в это же время, существенные бюджетные средства вынуждены расходовать на проведение различного рода избирательных кампаний. Практика показывает, что организация выборов одного депутата сельского совета обходится в среднем в 110-120 тыс. руб.»,— добавил он.

Напомним, что в апреле 2019 года Госдума России приняла закон о введении в российскую систему местного самоуправления нового вида муниципального образования. Закон позволяет объединять сельские территории в муниципальные округа. Это позволит местным властям расширить географию объединительных процессов в регионе.

Ввести новую систему в Удмуртии планируют в 2020-2021 годах, когда в основном закончится срок полномочий действующих органов местного самоуправления. При этом будет учтено мнение населения. Сохранить действующую двухуровневую систему хотят лишь в крупных муниципалитетах.

Глава Красногорского района Владимир Корепанов поддерживает такую инициативу.

« Я считаю, что такая форма назрела, потому что сегодня особенно по сельским поселениям у нас довольно большое количество депутатов и очень сложно подобрать кандидатов, поэтому, я думаю, оптимальный вариант, который сегодня есть — это округа. У нас появится возможность выбрать из самых лучших и более квалифицированных людей»,— отметил господин Корепанов.

Также он сообщил, что пока в районе не подсчитывали количество возможных муниципальных округов.

И.о. директора Ижевского филиала РАНХиГС Максим Тенсин считает, что, скорее всего, объединение ничем хорошим для граждан не закончится. «Возьмем, к примеру, Ярский район, МО «Бачумовское», райцентр — Яр, между ними расстояние 15 км. Если мы раньше, например, за справками какими-то ходили в местную администрацию, то теперь надо будет ездить в Яр. А дорог нет, они отвратительные и т.д. Для людей это серьезная проблема, о которой надо будет думать. Необходимо будет решать вопрос о том, чтобы были представительства в населенных пунктах. Но об этом сейчас пока никто не говорит, у них самая главная задача, насколько я понимаю, это финансовая оптимизация. Как это скажется на качестве муниципального управления? Сейчас никто об этом не задумывается»,— подчеркнул господин Тенсин.

Он отметил, что, возможно, «под шумок» дело дойдет и до объединения муниципальных районов, так как это тоже экономия. «Прежде чем начинать такие масштабные изменения, надо просчитать все возможные последствия. Я думаю, что этот тренд на укрупнение неизбежен. Поселения не жизнеспособны сейчас. Ликвидировав местное самоуправление и не дав ничего взамен, наши власти придут к тому, что будет расти социальное недовольство, неудовлетворенность работой органов власти в целом, не только местного самоуправления, но и органов республиканских»,— считает эксперт.

Объединились. Наш район стал округом

Ординский округ – так теперь будет называться наш муниципалитет. Депутаты законодательного собрания приняли закон Пермского края 23 мая, он вступает в силу 8 июня, и округ считается образованным именно с этого дня.

Поселения утратят статус муниципальных образований. В состав нового муниципалитета – округа войдут только населенные пункты общим числом 45, это 12 сел и 33 деревни.

— Социальную поддержку все жители сельского округа как получали, так и будут получать, не нарушены права ни одной категории населения, — пояснил глава района Александр Мелёхин.

Округ остается в границах района, ни пяди земли мы никому не отдали, но и не получили. Село Орда не утратило прежнего положения центра.

Александр Мелёхин рассказал, каким образом пойдет «рождение» Ординского муниципального округа.

— На это потребуется не один месяц. Со дня вступления закона в силу и до 1 января 2020 года действует переходный период образования муниципального округа. В это время мы отрегулируем все вопросы, связанные с новым статусом.

— Поселения, как муниципалитеты, с 8 июня перестают существовать, а вместе с ними и администрации. Безвластия в селах и деревнях не случится?

— Ни в коем случае. Пока не определилась новая структура управления округом, все будет по-прежнему. Специалисты работают на своих местах, пока идет процедура ликвидации поселенческих администраций. Главы поселений тоже никуда не исчезнут, они исполняют свои обязанности ровно до того дня, пока не вступит в должность глава муниципального округа.
До осени остаются со своими избирателями и депутаты поселений. Их полномочия закончатся, как только соберется на первое заседание окружная дума. Депутатов думы мы выбираем в сентябре. Земское собрание отработало определенные уставом пять лет.

— Изменится ли количественный состав окружной думы и система выборов депутатов?

— Нет. Дума состоит из 15 депутатов, выбираются они по мажоритарной системе, то есть избранными считаются те, кто получит большинство голосов в своем избирательном округе.

— Понятно, что новая структура управления муниципальным округом — дело не сегодняшнего дня, но все-таки, кто и как будет представлять публичную власть в селах и деревнях?

Читайте так же:  Средняя численность работников за предшествующий календарный год в 2020 году

— Решение по структуре окружной администрации примет дума. Мы уже сегодня рассматриваем разные варианты о представительстве власти в населенных пунктах. Известно, что это будут территориальные отделы. Сколько их потребуется, с каким штатом сотрудников, какие функции окружной администрации им передадим? Решаем. И лучше, как говорится, семь раз отмерить.

— Главу муниципального округа избирают депутаты думы?

— Да. Желающие подают заявление и документы в конкурсную комиссию, она отбирает не менее двух кандидатов, которых представит депутатам думы. И уже депутаты выбирают главу округа.

— Александр Сергеевич, в чем все-таки преимущества муниципального округа, объединившего поселения?

Окружной путь. Поселения объединяются в муниципальный округ

Госдума, приняв федеральный закон, ввела новый вид муниципального образования – муниципальный округ. В Ординском районе в округ объединяются все пять поселений. Фото: из архива редакции

Наш район в скором времени утратит название «муниципальный район» и будет именоваться муниципальным округом, объединив пять поселений.

Поселения теряют статус муниципального образования, органы местного самоуправления в поселениях, то есть администрации и советы упразднят. Местная власть в районе будет только окружная: исполнительная — администрация и представительная – объединенная дума вместо земского собрания.

Объединительные процессы в Пермском крае идут вот уже два года. Города поглощают приграничные малочисленные районы, и два муниципалитета сливаются в один. Такие территории, как наш район, ждали своего часа, чтобы объединить поселения. 30 апреля президент РФ подписал закон, принятый Госдумой. И район получил законные основания изменить свой статус.

6 мая механизм был запущен. В этот день депутаты районного земского собрания собрались на внеочередное заседание и назначили дату публичных слушаний на тему преобразования сельских поселений. 13 мая слушания состоялись.

Активный житель Орды Владимир Петелин спросил:
— Если поселений не станет, власти там тоже, куда народ пойдет, и кто его услышит?

— В администрации муниципального округа будут созданы новые органы управления, что-то вроде территориальных отделов, — ответил глава Ординского района Александр Мелёхин. – Как бы они не назывались, суть в том, что в крупных населенных пунктах будут работать сотрудники окружной администрации. В небольших селах, возможно, изберут старост. Новые правила предусмотрены и для сходов граждан. Чтобы не просто собираться и поговорить, а собираться с определенной периодичностью, по определенным темам. Так что связь между жителями и властью ни в коем случае не потеряется, не станет хуже, — убежден глава района.

Александр Мелёхин пояснил, почему объединение поселений в один округ назрело, ведь муниципалитеты без финансов теряют смысл своего существования.

— Сегодня сельские поселения значительную часть своих полномочий передали району, потому что в их бюджетах нет денег. И разве жителям лучше от того, когда формальные органы местного самоуправления – глава и депутаты — есть, а сделать что-либо они не в силах.

— Откладывать объединение нецелесообразно хотя бы по причине экономии бюджетных средств, — председатель земского собрания Михаил Шипулин напомнил, что осенью истекает срок полномочий районных депутатов, а обходятся выборы казне почти в миллион рублей. – Потратим деньги, а через год, два снова выбирать окружную думу и снова финансировать выборы.

Что такое муниципальный округ?

Муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

Как образуется муниципальный округ?

Поселения объединяются, и новое муниципальное образование наделяется статусом муниципального округа.

Что произойдет?

* Поселения, входящие сегодня в состав Ординского муниципального района, объединяются только с согласия жителей. Такое согласие может быть получено на публичных слушаниях. Они прошли в районе и в каждом из пяти поселений 13 мая.

* По результатам публичных слушаний решение об объединении приняли депутаты земского собрания и депутаты поселенческих советов 15 и 16 мая.

* Законодательное собрание Пермского края принимает региональный закон. Район приобретает статус муниципального округа. Поселения, как муниципальные образования, утрачивают все свои права и обязанности.

* Избирательная комиссия назначает выборы представительного органа власти муниципального округа – окружной думы (июнь-июль).

* Проводятся публичные слушания по новому уставу муниципального округа (август — сентябрь).

Состоятся выборы депутатов муниципального округа (сентябрь)

* Дума принимает устав муниципального округа, он регистрируется в минюсте (сентябрь).

* Формируется структура администрации округа, образуются новые органы управления в населенных пунктах, что-то вроде руководителей территориальных отделов (ноябрь).

« Заключение о результатах публичных слушаний

по вопросу преобразования Ашапского, Карьевского, Красноясыльского, Ординского, Медянского сельских поселений,

входящих в состав Ординского муниципального района,

путем их объединения в муниципальный округ

В соответствии с решением Земского собрания Ординского муниципального района от 06.05.2019 № 451 «О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Ординского муниципального района, путем их объединения» 13 мая 2019 года в 11:00 в зале торжественных регистраций по адресу: с. Орда, ул. Советская, 12 были проведены публичные слушания по вопросу преобразования Ашапского, Карьевского, Красноясыльского, Ординского, Медянского сельских поселений, входящих в состав Ординского муниципального района, путем их объединения в муниципальный округ.

В ходе проведения публичных слушаний заслушан доклад советника главы Ординского муниципального района А.С. Новокрещенных.

После завершения доклада состоялся обмен мнениями и выступления участников публичных слушаний.

От участников публичных слушаний поступили предложения:

— о проведении референдума, сходов граждан по вопросу преобразования;

— о сохранении штатных единиц специалистов по работе с населением на территориях сельских поселений;

— о доведении через средства массовой информации до населения информации о преобразовании (полномочия, обязанности, структура, ответственность органов местного самоуправления муниципального округа).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В завершении публичных слушаний участники рекомендовали Земскому собранию Ординского муниципального района выразить согласие населения Ординского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Ординского муниципального района, путем их объединения в Ординский муниципальный округ. »

Объединение поселений в границах одного муниципального района в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here