Что такое оперативное управление муниципальным имуществом в 2020 году

Самое важное в статье: "Что такое оперативное управление муниципальным имуществом в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Что такое оперативное управление муниципальным имуществом в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 4 октября 2019 г. N 02-06-10/76360 Об особенностях отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств и о налогообложении налогом на имущество организаций объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев письмо (далее — запрос) о применении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства», Стандарт), в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.

Кроме того, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.

Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен СГС «Основные средства».

Пункт 7 Стандарта определяет основные средства как материальные ценности, являющиеся активами, независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Изменение правил бухгалтерского учета по объектам, ранее принятым к бухгалтерскому учету, осуществляется только в случае, когда это предусматривается нормами переходных положений федеральных стандартов.

Переходными положениями СГС «Основные средства» не предусмотрено изменение правил бухгалтерского учета по объектам нефинансовых активов, ранее принятым к бухгалтерскому учету в составе основных средств в качестве инвентарных объектов.

Аналогичные позиции также отражены в Методических указаниях по применению СГС «Основные средства» (письмо от 15.12.2017 N 02-07-07/84237) (далее — Методические указания).

Так, согласно положениям раздела 3 Методических указаний применяемый до 2018 года (до перехода на СГС «Основные средства») порядок отражения в бухгалтерском учете находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами, и соответствующих критериям активов, не изменился.

По вопросу отражения в бухгалтерском учете информации об объектах бухгалтерского учета (объектах недвижимости, право оперативного управления на которые возникло в 2019 году), ранее учитываемых на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» с отражением суммы капитальных вложений на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество», сообщаем следующее.

В запросе не содержится информация о периоде, когда указанные объекты были созданы (получены), в связи с чем в настоящий момент не представляется возможным предметно сформировать позицию Департамента по рассматриваемой в запросе ситуации.

Вместе с тем обращаем внимание, что отражение объектов недвижимости в составе основных средств на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета с уменьшением забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» возможно посредством переноса сформированного объема капитальных вложений со счета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество» или (в случае закрепления на праве оперативного управления имущества, составлявшего государственную (муниципальную) казну в 2019 году) посредством оформления передачи объекта из государственной казны Российской Федерации в рамках расчетов с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по счету 1 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Передача нефинансовых активов, формирующих основные фонды, из государственной казны Российской Федерации отражается у передающей стороны с использованием подстатьи КОСГУ 281 «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», у получающей стороны — с использованием подстатьи КОСГУ 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора».

В части вопроса обложения налогом на имущество организаций объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (до 1 января 2019 года — движимое и недвижимое имущество) (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

В силу указанной нормы Кодекса, если недвижимое имущество учитывается на балансе организации в соответствии с установленным для ведения бухгалтерского учета порядке в качестве основных средств, то эти активы признаются объектами обложения налогом на имущество организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, налоговая база определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

При этом в силу нормы подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса объект недвижимого имущества подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.

Читайте так же:  Постановление о привлечении специалиста в исполнительном производстве в 2020 году

Следовательно, на организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве оперативного управления, положения статьи 378.2 Кодекса не распространяются.

Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления и учитываемых на балансе в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета в качестве основных средств, налоговая база по налогу на имущество организаций при исчислении налога на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (как до 1 января 2018 года, так и в 2018 и 2019 гг.).

Заместитель Директора Департамента бюджетной
методологии и финансовой отчетности в государственном
секторе
С.В. Сивец

Обзор документа

Порядок отражения в бухучете находящихся у субъекта учета на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами и соответствующих критериям активов, не изменился.

В отношении недвижимости, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления и учитываемой в качестве основных средств, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется исходя из остаточной стоимости (как до 1 января 2018 г., так и в 2018 и 2019 гг.).

Также Минфин ответил на вопрос об отражении в бухучете информации об объектах недвижимости, право оперативного управления на которые возникло в 2019 г., ранее учитываемых на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» с отражением суммы капвложений на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество».

Статья 8. Передача муниципального имущества в оперативное управление

Статья 8 . Передача муниципального имущества в оперативное управление

1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее — Учреждения и казенные предприятия).

2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление.

3. Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника.

Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.

Согласие собственника на распоряжение транспортными средствами, самоходными машинами и иными видами техники, прицепами к ним, подлежащими государственной регистрации, для муниципальных казенных учреждений и казенных предприятий выносится в форме постановления Администрации города независимо от их стоимости.

5. Передача движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью до 50000 рублей от муниципального казенного учреждения или казенного предприятия другому казенному учреждению или казенному предприятию осуществляется на основании согласия Собственника в форме приказа Управления при наличии согласования соответствующего отраслевого (функционального) органа Администрации города, в ведении которого находится данное муниципальное казенное учреждение или казенное предприятие.

6. Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений определяется Администрацией города.

7. Имущество, находящееся в оперативном управлении, отражается в бухгалтерском учете Учреждения и казенного предприятия в порядке, установленном законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения.

9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.

10. Руководитель Учреждения и казенного предприятия несет ответственность за целевое использование и сохранность имущества, находящегося в оперативном управлении.

11. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного в оперативное управление, осуществляет Управление.

>
Порядок организации и проведения выездных проверок с целью осуществления контроля за целевым использованием и сохранностью.
Содержание
Решение Нижнетагильской городской Думы Свердловской области от 19 ноября 2015 г. N 39 «Об утверждении Положения о порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Что такое оперативное управление муниципальным имуществом в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 января 2016 г. № 1055-АЧ/04 О возможности закрепления на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями такого вида государственного и муниципального имущества как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства

По вопросу возможности закрепления на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за государственными и муниципальными унитарными предприятиями такого вида государственного и муниципального имущества как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (далее — объекты коммунальной инфраструктуры), Минстрой России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон № 115-ФЗ) объектами концессионного соглашения являются в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.

Читайте так же:  Получение разрешения на строительство объекта капитального строительства в 2020 году

Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее — объекты водоснабжения и (или) водоотведения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектом водоснабжения и (или) водоотведения, который введен в эксплуатацию более чем за 5 лет до даты опубликования извещения о проведении конкурса, осуществляется только по концессионным соглашениям за исключением предоставления указанных нрав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.

Частями 1 и 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ) аналогичные нормы предусмотрены для объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом являются вещными правами лиц, не являющихся собственниками.

Отношения по передаче прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры по договору аренды или концессионном) соглашению регулируются главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом № 416-ФЗ, Законом № 190-ФЗ и Законом № 115-ФЗ, тогда как право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом устанавливаются в соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и не являются предметом правового регулирования Закона № 115-ФЗ.

Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.

Статьей 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

С учетом изложенного, Минстрой России считает возможным закрепление объектов коммунальной инфраструктуры за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, установленных Законом № 131-ФЗ, до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению.

Вместе с тем, Минстрой России обращает внимание на необходимость неукоснительного исполнения подпункта «а» пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 августа 2015 г. № Пр-1608 о реализации в установленные сроки графиков передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

А.В. Чибис

Обзор документа

Даны разъяснения о возможности закрепления на праве хозведения (оперативного управления) за ГУПами и МУПами государственных (муниципальных) объектов коммунальной инфраструктуры. Речь идет об объектах тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованных системах горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектах таких систем.

По мнению Минстроя России, это возможно до передачи таких объектов концедентом концессионеру по концессионному соглашению в случае возникновения угрозы безопасности теплоснабжения, нарушения обеспечения надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения при решении вопросов местного значения.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оперативное управление имуществом – понятие, которое используется в правовом поле только в странах бывшего СССР. В самых общих чертах, это ограниченное вещное право. Государство имеет в собственности некое имущество (неважно, движимое оно или недвижимое). Оно передает его во владение определенной государственной организации, чтобы оное имущество могло быть использовано. Однако право собственности все равно остается именно у государства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-89-42 . Это быстро и бесплатно !

Понятие и виды вещных прав

Вещные права обосновываются частью Гражданского Кодекса. Конкретно, это второй его раздел, включающий статьи от 209-й по 306-й включительно. Этот раздел носит название «Право собственности и другие вещные права».

С самого начала стоит разобраться именно в том, что собой представляют вещные права.

Итак, гражданский кодекс делит права каждого гражданина на вещные и обязательственные. Вторые нам не особенно интересны, по крайней мере, в отношении этого вопроса.

Сосредоточимся лишь на их отличиях, которые выделяют вещные права:

  • Вещное право = абсолютное право. По сути, человеку, владеющему каким-то имуществом, противопоставляются все, кто может покуситься на указанное имущество. Закон обязует этот очень широкий спектр лиц не нарушать прав владельца.
  • Вещные права могут быть признаны только в том случае, если они являются частью норм того государства, в гражданском праве которых применяются. Такое положение вещей еще называют замкнутым кругом вещных прав.
  • Объект вещного права – строго одна вещь, независимо от её размеров, формы, содержания и поля возможного применения.

Вещные права не ограничиваются исключительно владением определённым имуществом как таковым. Сюда относится множество других пунктов, например, право залога, пожизненного наследования земли, сервитута, право управления доходами и многое другое.

Читайте так же:  Состав земель промышленности и иного специального назначения в 2020 году

Ограниченные вещные права – это тема, которая рассматривается в данной статье. Оно отличается от права собственности широтой правомочий.

Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).

Право хозяйственного ведения

Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.

Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.

Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:

  • Продавать имущество;
  • Сдавать его в аренду;
  • Использовать в качестве закладных средств капитал.

Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.

Одна из особенностей хозяйственного ведения в том, что созданные субъекты, подпадающие под статьи этого закона, не могут быть поделены на различные части или паи. То есть, возможность передавать подобные права от собственника к исполнителю, доступна только для унитарных предприятий.

Ответственность за имущество, переданное по закону о хозяйственном ведении, лежит на том, в чьем управлении оно находится. То есть, оно зачисляется на баланс того предприятие, которое будет владеть им от имени собственника.

Хозяйственное ведение и оперативное управление

Названные пункты относятся к тем учреждениям и компаниям, которые получили имущество от собственника в управление. По сути, здесь нет фактической передачи прав на собственность – владелец не меняется, однако правом распоряжаться собственностью наделяется другое лицо (юридическое) или же круг лиц.

Главное в этих правах то, что существовать они могут только в связи с правами собственности на имущество. Соответственно, учреждение, занятое оперативным управлением или хозяйственное ведением обязаны подчиняться тому, кто владеет правом собственности.

Собственником в обоих случаях является исключительно государство, то есть Российская Федерация, или же определенный муниципальный орган.

Право оперативного управления

Несмотря на то, что ограниченные вещные права в целом оставляют владельцу очень узкий спектр правомочий, по сравнению с собственником, оперативное управление представляет собой наиболее ограниченное право.

  • Под оперативное управление подпадают только казенные предприятия, которые используют в качестве базы имущество, собс твенником которого является государство, неважно, прямо или же посредством муниципальных органов власти.
  • Владелец оставляет за собой право распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться.
    Однако пределы этих манипуляций сильно ограничены законом. Все контролируется той областью, в которой действует созданное казенное предприятие.
    Иногда, корреляция происходит за счет целей, которые ставит перед учреждением собственник.
  • Ограничение проявляется в основном в невозможности распоряжаться любым имуществом без прямого согласия собственника. Единственная возможность, которая остается открытой, это реализовать произведенную на предприятии продукцию.
    Последнее определяет только владелец, однако и это может измениться при наличии прямых указаний собственника.

Функции оперативного управления

Функций, которые исполняет оперативное управление достаточно много.

Основные же из них таковы:

Задачи оперативного управления

Задач, которые должно реализовывать оперативное управление почти так же много, как и функций. Все они служат одной-единственной цели – сделать производство прибыльным.

Некоторые основные задачи указаны ниже:

  • Определять объем продукции (товаров или услуг), который предприятие может производить без потери ка
    чества;
  • Выбирать места расположения производства, руководствуясь соотношением времени, цены и получаемого качества продукта;
  • Координировать все заказы, которые поступают на производство на всех его этапах;
  • Выдавать наряды на будущие работы по заказам;
  • Устанавливать разумные сроки как производства товаров или услуг, так и доставки их заказчику;
  • Контролировать соблюдение установленных правил и сроков производства;
  • Обеспечивать максимальную эффективность рабочего процесса на всех уровнях;

Цель оперативного управления

Целью оперативного управления как такового является обеспечение эффективного процесса производства товаров или услуг.

В основном же, деятельность оперативного управления направлена на то, чтобы производство было максимально прибыльным, и приносило как можно меньше затрат.

Проблема заключается в том, что любое понижение качества или же эффективности работы приведет к определенным последствиям – начиная от простого лишения права управления собственностью, и заканчивая реальным судебным преследованием.

Аренда имущества в оперативном управлении

Возможность аренды имущества, которое находится под оперативным управлением, сильно затруднена, поскольку сам владелец не является собственником, а обладает только делегированными полномочиями, что достаточно очевидно из всего вышеописанного.

Все аспекты сдачи имущества, подпадающего под оперативное управление, высветлены в методических письмах Роспотребнадзора.

В первую очередь такую возможность, как вопрос сдачи в аренду, следует обсуждать с собственником, точнее, с его представителями, раз речь идет о государстве.

Процедура здесь следующая:

  1. На имя собственника составляется прошение, о возможности сдать в аренду помещения, которые временно не задействованы в предприятии. Действующим признается только заявление за подписью руководителя учреждения.
  2. К прошению прикрепляется по яснительная записка.
    В ней должны быть указаны:
  • Характеристика зданий или помещений;
  • Расчеты, показывающие целесообразность аренды;
  • Расчеты влияния аренды на работу предприятия;

Далее владелец получает разрешение от собственника, если того все устраивает. На этом этапе уже можно заключать или пролонгировать договор аренды помещений.

Средства, которые учреждение получает от сдачи помещений в аренду третьим лицам, проходят в качестве дополнительных средств бюджетного финансирования.

Направляться полученные таким образов деньги, могут только на развитие материально-технической базы, но уже без учета прописанных в договоре об оперативном управлении сумм.

Движимое имущество в оперативном управлении

Однако согласно существующему законодательство, эта категория достаточно велика. Определять, является ли движимое имущество особо ценным, будут муниципальные органы управления, которые являются собственниками данного имущества.

Категоризация происходит согласно следующим параметрам:

  • Особо ценным движимым имуществом считается такое имущество, чья стоимость превышает установленные договором об оперативном управлении предприятием рамки бюджет на сумму от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
  • Особо ценное движимое имущество – это то имущество, без которого процесс производства товаров или услуг ограничен, или даже невозможен.
Читайте так же:  Свидетельство о расторжении брака выдается обоим супругам в 2020 году

Порядок передачи имущества в оперативное управление

  1. Для получения возможности оперативного управления, необходимо составить Акт приема-передачи. Правила оформления этого документа не меняются, относительно основных требований.
  2. Заверить изготовленный акт должны обе стороны, а после бумаги регистрируются в порядке, который прописан в действующем государственном законодательстве.
  3. По заключению такого договора, помещения и/или здания переходят на баланс учреждения, которое занимается оперативным управлением.

Налог на имущество в оперативном управлении

Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза. Это своеобразный пережиток прошлого.

Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное. Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству. Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.

Предприятие или учреждение под оперативным управлением облагается налогами на прибыль и на имущество, в зависимости от того, занимается ли оно коммерческой или исключительно уставной деятельностью.

Учет имущества в оперативном управлении

Все имущество, которое находится под оперативным управлением должно учитываться. Однако, никаких особенностей, если сравнивать с обычным учетом, не существуют.

Есть только одно «но» — особенности появляются в том случае, если средства получены, потрачены, или перемещены в рамках коммерческой деятельности. Естественно, если для учреждения или предприятия, наличествует необходимость реализовать товары/услуги, нужно учитывать некоторые нюансы в учете.

Предприятие под оперативным управление, с точки зрения закона, является налогоплательщиком. То есть, любая передача имущество или же даже его перемещение, могут возникать различные неочевидные налоговые обложение различного статуса.

Заключение

Из всего вышеописанного мы можем сделать такой вывод – системы оперативного управления в сегодняшней редакции Гражданского Кодекса, являются устаревшими, хотя и продолжают активно действовать.

Хозяйственное ведение и оперативное управление – это механизмы контроля созданными государством или муниципальными органами предприятий/учреждений, направленные на получения адекватного дохода, с сохранением эффективности производства.

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-89-42 (Москва)
+7 (812) 385-56-34 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Вы из другого региона?
Задайте вопрос онлайн →

Оперативное управление имуществом

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Оперативное управление

Оперативное управление имуществом как вещное право предоставляется Гражданским кодексом РФ государственным казенным учреждениям и предприятиям. Данное право используется и в сфере государственной, и в сфере частной собственности.

Характеризуется оперативное управление имуществом такими чертами. Это право осуществляется казенными учреждения в рамках закона в соответствии с конкретными целями деятельности и назначением имущества. В отличие от собственника имущества полномочия носителя этого права имеют рамки. Их может определять собственник, который вправе распоряжаться им по собственному усмотрению или вообще изъять имущество у носителя права оперативного управления.

Субъекты, которым отводится оперативное управление имуществом, могут обладать разными статусами и быть наделены разными задачами. В связи с этим Гражданским кодексом определяются разные нормы этого права.

Как правило, государство создает казенные предприятия в наиболее важных сферах и направлениях экономической деятельности. Поэтому оно напрямую заинтересовано в том, чтобы имущественная база этих предприятий сохранялась за ними и способствовала осуществлению возложенных на них задач. Именно поэтому оперативное управление имуществом жестко регламентируется Гражданским кодексом и во многом ограничивается строгими рамками.

Собственник имущества может изъять имущество из оперативного управления в случае его нерационального использования и передать его другому предприятию по собственному усмотрению. При этом собственник имущества обладает правом определения основных направлений деятельности казенного учреждения, а также распределения получаемого им дохода.

Отчуждать и распоряжаться переданным ему на праве оперативного управления имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Самостоятельно оно может лишь реализовать произведенную продукцию.

Учреждения могут быть не только государственными, но и частными.

Поэтому режим права оперативного управления должен отражать особенности осуществляемых предприятием функций, возможности распоряжаться доходами и пр.

Учреждения, имеющие имущество в управлении, не может им распоряжаться самостоятельно. Однако собственники имущества несут ответственность за возможные последствия их вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, которым передают в управление имущество. Выражается это в установлении субсидиарной ответственности по обязательствам казенных, бюджетных и частных учреждений в случаях недостаточности их собственного имущества.

Кроме этого, существует и право хозяйственного ведения имуществом. Оно, как и оперативного управления, принадлежит юридическому лицу. Заключается оно в наделении полномочиями по распоряжению чужим имуществом. Назначением этих прав является создание возможностей для самостоятельного участия юридических лиц, не владеющих собственным имуществом, в гражданском обороте.

Субъектами-обладателями права хозяйственного ведения выступают государственные и муниципальные предприятия. Хозяйственное ведение имуществом и оперативное управление имуществом отличаются содержанием и объемом правомочий, получаемых их обладателями от собственников имущества.

Право хозведения – это возможность владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом, переданным собственником, в пределах, которые устанавливает закон. Права самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом оно не дает, но при этом решения по поводу движимого имущества могут приниматься без согласия собственника. Собственник сохраняет за собой право на создание, ликвидацию или прочие подвижки в деятельности предприятия, право контроля за его имуществом, а также право получения части прибыли. Другими словами, право оперативного управления позволяет владеть и распоряжаться имуществом в соответствии с заданием собственника и назначением передаваемого в ведение имущества.

Оперативное управление имуществом

Не всегда собственник имущества обладает возможностью и желанием использовать его в производственной или иной деятельности. Но несомненно, что оставлять его в бездействии нерационально. Для таких случаев предусматривается вариант передачи имущества в оперативное управление. Понятие это вошло в законодательство еще при советской власти как необходимость создания предприятий, использующих государственную собственность в государственных же интересах. С тех пор многое поменялось, но до сих пор оперативное управление остается актуальным и применимым в экономической действительности.

Определение в законодательстве

Понятие права оперативного управления имуществом возникло в начале прошлого века в СССР. Сформулировал его известный ученый Н. Венедиктов. Необходимость в нем возникла для организации работы государственных учреждений с использованием собственности государства. То есть, чтобы организовать работу предприятия, в его управление передавались здания, оборудование, денежные средства. В 1961 г. понятие оперативного управления имуществом вошло в законодательство как ограниченное вещное право. Вещное право в данной формулировке определяет, что имущество может использоваться с целью получения выгоды.

В ГК РФ порядок использования оперативного управления приведен в ст. 296:

«1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.»

Читайте так же:  Регистрация сделки купли продажи квартиры через нотариуса в 2020 году

Ст. 297 – 298 определяют порядок использования переданного в управление имущества казенными предприятиями, частными, автономными и бюджетными учреждениями. В ст. 299. приводятся правила приобретения и прекращения права оперативного управления.

В чем суть

Если отвлечься от юридических терминов и определений, то под оперативным управлением понимается передача собственником имущества тем организациям, которые могут использовать его для получения определенной выгоды. Осуществляться это может как с коммерческими, так и некоммерческими целями. В зависимости от устава предприятия, получающего имущество в оперативное управление, и договора с собственником, получаемая прибыль может распределяться между собственником и управителями. При таком построении отношений имущество не передается в аренду и не становится собственностью управляющей компании, но она вправе использовать его для поставленных целей.

Самым типичным примером, пришедшим из советских еще времен, являются государственные медицинские, общеобразовательные учреждения, детские сады и спортивные комплексы. В оперативное управление всем этим организациям передается федеральная или муниципальная собственность для ведения их хозяйственной деятельности с правом собственника имущества определять вид деятельности и контролировать процесс использования имущества. То есть к разряду учреждений с оперативным управлением относятся все казенные и бюджетные учреждения, использующие государственное имущество для выполнения поставленных государственными или муниципальными властями задач в области образовательной, культурной, социальной, экономической, медицинской, спортивной и других видов деятельности.

В качестве субъектов оперативного права могут выступать исключительно юридические лица, такие как:

  1. Казенные учреждения и предприятия.
  2. Автономное учреждение.
  3. Бюджетное учреждение.
  4. Частное учреждение.

Объектом оперативного управления является передаваемое имущество.

Виды передаваемого имущества

В оперативное управление, чаще всего, передается недвижимое имущество. Это могут быть здания, предприятия, комплексы. Для осуществления запланированной деятельности передаваемые предприятия могут быть уже оснащены необходимым оборудованием, инвентарем. В качестве имущества могут выступать и денежные средства, передаваемые с целью обеспечения основной деятельности предприятия, в том числе и покупки необходимых материалов, оборудования, выплаты заработной платы и т. д.

При передаче в оперативное управление вводится понятие «особо ценного движимого имущества». Конкретизировать, что входит в его список, имеют право федеральные и муниципальные органы, в чьей собственности данное имущество находится. Прежде всего, к данной категории относят движимое имущество, призванное обеспечить производственный процесс предприятия.

Права и ответственность сторон

При передаче имущества в оперативное управление основные права остаются за собственником имущества:

  1. Устанавливать цели и задачи создаваемого предприятия (учреждения), назначать руководство.
  2. Решать вопрос распределения прибыли, получаемой от основной и коммерческой деятельности.
  3. Изымать имущество в случае его неиспользования или использования не по назначению.
  4. Вводить ограничения в права субъекта по оперативному управлению.
  5. Составлять смету на расходование выдаваемых предприятию денежных средств.

При этом собственник не вправе изымать переданное имущество, используемое для организации основной деятельности предприятия. Он несет субсидиарную ответственность в случае, если у субъекта окажется недостаточно средств и имущества для исполнения имеющихся обязательств и погашения задолженности.

Субъект оперативного управления имеет право на:

  1. Использование переданного имущества для выполнения поставленных задач.
  2. Составление оперативных планов и осуществление оперативного управления при выполнении основной деятельности предприятия.
  3. Осуществление коммерческой деятельности, если это не противоречит уставу предприятия и существующему законодательству.
  4. Получение части прибыли от коммерческой деятельности и возможность распоряжаться ей по своему усмотрению.
  5. Решать вопросы реализации произведенной продукции.
  6. Получать право на собственность, купленную за счет получаемой доли прибыли.

Субъект не имеет право:

  1. Отчуждать или передавать право собственности на имущество, находящееся в оперативном управлении, либо приобретенное на средства собственника для выполнения основной деятельности.
  2. Расходовать выделенные собственником средства вне утвержденной сметы.
  3. Решать вопрос о нецелевом использовании переданного имущества.

Самостоятельная ответственность субъекта по обязательствам ограничена имеющимися у него имуществом и денежными средствами.

Процесс передачи и прекращения права

Возникновение и прекращение права оперативного управления имуществом регламентируется ст.299 ГК РФ, в котором говорится, что оно происходит при передаче указанного имущества, если нет дополнительных условий, установленных правовыми актами или решением собственника.

Оформляется право оперативного управления составлением договора. В нем указываются основные параметры передаваемого имущества, его стоимость, условия использования, срок действия договора и условия досрочного расторжения. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи имущества. При передаче недвижимости прилагается план здания в целом или передаваемой части.

При передаче в оперативное управление недвижимости в обязательном порядке проводится регистрация права по совершаемой сделке в Росреестре. При подаче заявки в ЕГРП необходимо представить документы, подтверждающие право собственности и основание для его передачи. Основанием в данном случае является договор, оформленный и подписанный сторонами по существующим правовым нормам. На его основании регистрируемое имущество вносится в Единый реестр и выдается свидетельство регистрации. Полученный документ позволяет поставить недвижимость на баланс предприятия и производить амортизационные отчисления.

Прекращение действия договора на оперативное управление имуществом происходит в соответствие со ст. 299 ГК РФ и другими правовыми актами, при истечении срока действия договора, а также по решению собственника и условиям досрочного расторжения договора. Гражданским кодексом РФ в ст.300 предусмотрено, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении, к другому государственному или муниципальному собственнику, действие договора оперативного управления не прекращается, а сохраняется за предприятием до истечения срока договора либо его досрочного расторжения.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 350-84-13 доб 680
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Автор: Оксана Петрова

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Бизнес-тренер, Создатель онлайн-школы по управлению личными финансами

Что такое оперативное управление муниципальным имуществом в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here