Что означает государственная регистрация ограничения обременения права в 2020 году

Самое важное в статье: "Что означает государственная регистрация ограничения обременения права в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Новые ограничения и требования закона о регистрации компаний и ИП

Добрый день, коллеги!

12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377–ФЗ, дополняющий Федеральный закон № 129–ФЗ «О государственной регистрации». Рассмотрим основные нововведения.

С 12.11.2019 года вступают в силу следующие изменения:

Статья 7.1. «Порядок опубликования сведений»:

    Пункт 7 «сведения, подлежащие обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс)» дополняется подпунктами «н.4»–«н.7». С 12 ноября у юридических лиц появляется обязанность публиковать в отношении себя сообщения на Федресурсе о продаже предприятия или передаче его в аренду, ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала. В случае не опубликования сведений налагается штраф в размере от 5 000 рублей до 50 000 рублей (ст. 14.25 КоАП РФ). За публикацию сообщения необходимо заплатить государственную пошлину в размере 860 рублей.

Вводится пункт 8.1., наделяющий нотариусов возможностью публиковать вышеназванные сведения в Федресурсе от имени юридических лиц.

  • Вводится пункт 8.3., обязывающий органы, осуществляющие государственную регистрацию юрлиц, самостоятельно вносить в Федресурс сведения, предусмотренные подпунктами «а»-«и» статьи 7 (о создании юрлица, о нахождении компании в процессе реорганизации, ликвидации, об исключении из реестра, об уменьшении уставного капитала, назначении или снятии с должности единоличного исполнительного органа, о недостоверности сведений, о смене местонахождения и адреса).
  • С 01.04.2020 года вступают в силу следующие изменения:

    Статья 7.1 «Порядок опубликования сведений»:

      Пункт 8.4., конкретизирующий содержание сведений о физических и юридических лицах, вносимых в Федресурс: в отношении физлиц – ФИО, место рождения, страна проживания, ИНН; в отношении юрлиц – полное и сокращенное наименование, ИНН, ОГРН.
  • Вводятся пункты 12-15, в которых отражаются сведения, которые юридическое лицо может сообщить в Федресурс по своему желанию (о поручительстве, об ограничениях прав по договору, и т.д.). Пунктом 15 предусматривается возможность запроса выписки из Федресурса.
  • С 01.09.2020 года вступают с силу следующие изменения:

    Статья 5 «Содержание государственных реестров»:

      Изменяется редакция подпункта л) пункта 1: в ЕГРЮЛ будут отображаться данные о юрлице, выступающем в качестве единоличного исполнительного органа. В случае, если полномочия действовать без доверенности от имени компании переданы нескольким лицам, в отношении каждого из них (физического лица или юридического лица) будет отображаться соответствующая информация вместе со сведениями о совместном или независимом действии друг от друга;
  • Изменяется редакция подпункта л) пункта 2: в ЕГРИП будут отображаться сведения о дате и способе прекращения деятельности ИП (по заявлению, в связи со смертью, банкротством, исключением из ЕГРИП, решением суда).
  • Статья 21.1. «Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»:

      Изменяется редакция пункта 4. В новой редакции указано, что в случае внесения записи об исключении юрлица, заинтересованные лица, чьи права затрагивает исключение, могут направить заявления в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня опубликования сообщения регорганом. Если заявления успевают поступить в указанный срок, решение об исключении не принимается.
  • Абзац первый пункта 4 дополняется ограничениями для ИП: в качестве ИП не может регистрироваться физическое лицо в случае, если не истек год с момента принятия судом решения о принудительном прекращении деятельности ИП, если не истекли три года со дня исключения ИП по решению регистрирующего органа.
  • Глава VII .1 дополняется статьей 22.4 «Исключение индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа»:

      ИП признается прекратившим деятельность при одновременном соблюдении следующих условий: истекли 15 месяцев с даты окончания действия патента, ИП в течение 15 месяцев не предоставлял отчетность, сведения о расчетах и ИП имеет недоимку и задолженность по налогам и сборам.

    Решение о предстоящем исключении вносится регистрирующим органом в реестр в течение 3х рабочих дней.

    Индивидуальный предприниматель, его кредиторы и иные лица, чьи интересы затрагиваются исключением, могут направить соответствующие заявления в регистрирующий орган в течение месяца со дня опубликования решения об исключении. Если заявления не будут направлены, ИП исключают из реестра.

  • Решение об исключении ИП может быть обжаловано в течение года с момента, когда заинтересованные стороны узнали или должны были узнать о нарушении исключением ИП своих прав.
  • На основании вышеперечисленных изменений мы можем сделать вывод, что законодательство, регулирующее регистрацию, все больше ужесточается. С сентября 2020 года продолжится массовая «очистка» реестра, начатая еще с 2016 году. На этот раз планируется исключать «недействующих» предпринимателей. Для ИП, которые забросили свой бизнес или не хотят продолжать свою деятельность, это, несомненно, плюс, так как можно дождаться внесения записи об исключении и не подавать документы на закрытие, но для предпринимателей, которые случайно попали под критерии исключения, это риск не только все потерять, но и не зарегистрировать бизнес снова в течение последующих трех лет. Компании обязывают направлять о себе данные в сторонний реестр, по существу дублирующий находящиеся в открытом доступе данные ЕГРЮЛ и Вестника государственной регистрации, а для того, чтобы разместить сообщение, необходимо настроить рабочее место, заплатить государственную пошлину, что само по себе финансово затратно.

    Обременение права

    Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

    Вернуться назад на Обременение

    Понятие ограничения (обременения) дано в п. 1.ст.1 закона о государственной регистрации прав. Это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. В качестве примеров приводятся следующие ограничения (обременения) прав: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества. П. 2 ст.6 и п.2 ст.13 данного закона к ограничениям (обременениям) права на недвижимость отнесены также сделки, подлежащие государственной регистрации.

    Следует отметить, что правовая природа ограничений и обременений права различна, хотя эти различия условны. Ограничение стесняет субъекта вещных прав в основном при осуществлении правомочий распоряжения недвижимостью. Обременение, не ограничивая возможности реализации правомочий распоряжения недвижимостью, связано с объектом права и при отчуждении объекта переходит к новому правообладателю.

    Читайте так же:  Проведение капремонта многоквартирного дома со своим спецсчетом в 2020 году

    Ограничением права является арест, который состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования имуществом (ст. 134 ГПК РСФСР, п.2 ст.51 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Определенно ограничивают права зарегистрированные договоры купли-продажи квартиры или мены жилых помещений (п.2 ст.558 ГК РФ). Заключение договора купли-продажи квартиры связывает продавца обязательствами по передаче квартиры.

    Заключение второго договора купли-продажи этой же квартиры, в принципе, возможно, но продавец в договоре должен указать наличие прав требования первого покупателя в соответствии с п.1 ст.460 ГК РФ. Если это не будет сделано, то в государственной регистрации второго договора купли-продажи будет отказано по основанию, предусмотренному абз. б п.1 ст.20 закона о государственной регистрации: «Лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указанных условий».

    Стесняет правообладателя в распоряжении недвижимостью и ипотека, как в силу договора, так и в силу закона. По общему правилу распоряжение заложенным объектом возможно только с согласия залогодержателя (п.2 ст.346 ГК РФ). В случае распоряжения недвижимостью, переданной по договору пожизненного содержания с иждивением, необходимо согласие получателя ренты (ст. 604 ГК РФ). Существенно ограничивает права и доверительное управление, учредитель которого лишается правомочий по пользованию, владению, а также по распоряжению недвижимостью в соответствии с договором (ст.1012 ГК РФ).

    Вместе с тем залог одновременно и обременяет недвижимость, поскольку в случае ее отчуждения залог сохраняется, а приобретатель недвижимости становится на место залогодателя (ст. 353 ГК РФ). Обременяют недвижимость рента (ст. 586 ГК РФ), ссуда (безвозмездное пользование) (п.1 ст.700 ГК РФ), аренда (п.1 ст.617 ГК РФ). Они не ограничивают правомочий по распоряжению недвижимостью, но к приобретателю недвижимости переходят обязательства по данным договорам.

    Хотя гл.17 Гражданского кодекса не введена в действие, в силу абз.5 п.1 закона о государственной регистрации в отношении земельных участков и другой недвижимости возникает такое вещное право, как сервитут. Частные и публичные сервитуты как права ограниченного пользования чужой недвижимостью обременяют ее и сохраняются при переходе права.

    После принятия Земельного кодекса РФ учреждения юстиции должны будут регистрировать также решения государственных органов об изъятии земельных участков (п.4 ст.279 ГК РФ). Принятие такого решения не ограничивает собственника в правах пользования, владения и распоряжения землей, но он сам и возможный покупатель несут риски убытков в случае нового строительства или реконструкции до изъятия земельного участка (ст. 280 ГК РФ).

    Существенно обременяют жилое помещение права лиц, сохраняющиеся при его отчуждении. К таковым относятся такие субъекты вещных прав на жилье, как члены семьи собственников жилых помещений (ст.292 ГК РФ), и получатели, получающие право пожизненного пользования жилым домом в силу завещательного отказа (ст. 538 ГК РСФСР 1964 г.), а также имеющие на жилье обязательственные права наниматели (ст. 675 ГК РФ).

    Однако ни указанные вещные права, ни договоры найма не подлежат государственной регистрации в учреждениях юстиции, их права регулируются семейным, жилищным и наследственным законодательством, а перечень таких лиц является существенным условием договора купли-продажи жилого помещения (п.1 ст.558 ГК РФ).

    Не являются ограничениями (обременениями) права собственности самостоятельные вещные права: хозяйственное ведение и оперативное управление имуществом, пожизненное наследуемое владение и постоянное бессрочное пользование земельным участком (ст. 216 ГК РФ). Объем правомочий, принадлежащих субъектам данных прав, устанавливается законом, а не соглашением с собственником. Поэтому данные права регистрируются во II подразделе раздела ЕГРП, и предварительная регистрация права собственности соответствующего публичного собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) не требуется.

    Следует отметить, что права собственности и иные вещные права могут быть ограничены помимо воли правообладателей только федеральными законами (п.2 ст.1 ГК РФ), в этом смысле перечень ограничений прав на основании закона или актов органов государственной власти является закрытым.

    Что касается ограничений (обременений) права по воле собственника, то он вправе делать это по собственному усмотрению в соответствии с содержанием права собственности (п.1 ст.209 ГК РФ).

    Исчерпывающий перечень обременений законодательством не установлен, поэтому по заявлению собственника может быть зарегистрировано любое обременение вещного права.

    Что значит государственная регистрация ограничения права?

    Что это — государственная регистрация ограничения (обременения) права

    Определение понятия «ограничение (обременение) права» было дано в ст. 1 закона «О государственной регистрации…» от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ныне утратившего силу в связи с началом действия закона «О государственной регистрации недвижимости» от 03.07.2015 № 218-ФЗ, далее — закон № 218-ФЗ). Это наличие запретов и условий, стесняющих определенного правообладателя конкретной недвижимости в ходе пользования объектом или осуществления иных правомочий.

    Такие условия и запрещения появляются:

    • по прямому указанию, содержащемуся в законодательных нормах;
    • на основании соглашения субъектов;
    • по инициативе уполномоченных органов.

    В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ ограничения прав нуждаются в государственной регистрации:

    • для недвижимости — в обязательном порядке;
    • для движимых вещей — в случаях, определенных законом.

    Кроме того, в той же норме имеется положение, согласно которому кроме общей госрегистрации для некоторых видов недвижимого имущества может вестись отдельный (специальный) учет. Например, учет жилищного фонда в соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственном учете…» от 13.10.1997 № 1301.

    Как и любые правила, порядок регистрации ограничения прав подразумевает исключения. Так, не регистрируется обременение коммерческим наймом жилого помещения, если такое соглашение заключено на срок меньше года.

    Вывод! Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует определение понятия «обременение права», но полагаем, что использование старого определения не будет противоречить реальной практике.

    Виды ограничения (обременения) прав

    Основными видами ограничения прав собственника являются:

    • сервитут;
    • ипотека;
    • доверительное управление;
    • аренда;
    • концессионное соглашение;
    • арест имущества и др.

    Все они имеют разную правовую природу:

    • сервитут — это ограничение вещного права;
    • ипотека — обеспечение исполнения обязательств;
    • доверительное управление, аренда, концессионное соглашение — договорные обязательства.

    Что касается ареста, то это мера процессуального характера, принимаемая должностным лицом, направленная на полное, можно сказать, всестороннее ограничение прав собственника. Собственник ничего не может сделать со своим имуществом, поэтому в юридической литературе арест нередко называют обременением в чистом виде.

    Читайте так же:  Основания признания детей оставшимися без попечения родителей в 2020 году

    Способы установления ограничения прав также различаются. Так:

    • для предоставления кредитору преимущественного права на погашение задолженности должником из стоимости заложенного имущества заключается договор об ипотеке (который регистрируется в Росреестре);
    • для получения права использовать чужой земельный участок для прохода или проезда заключается соглашение между соседями или принимается соответствующий судебный акт.

    Важно! В любом случае в результате принятия мер по ограничению прав права собственника имущества сжимаются, а у правомочных лиц появляются ограниченные права — вещные или обязательственные.

    В юридической литературе по объектам ограниченных вещных прав выделяют 4 группы:

    • право на использование чужих земель и других природных ресурсов;
    • право на использование чужих помещений;
    • обеспечительные права;
    • право на хозяйствование с имуществом собственника.

    В них входят все виды ограничения прав, указанные в ГК РФ и других законах.

    В некоторых случаях наличие обременения остается даже тогда, когда собственник имущества меняется (например, ст. 586 ГК РФ).

    Признаки ограниченных вещных прав

    Анализ нормативных актов и юридической литературы позволяет выделить следующие признаки ограниченных вещных прав:

    1. В отношении имущества ограничить могут только вещные права.
    2. Появляющиеся у правомочного лица возможности всегда ограниченные, узкие.
    3. Ограниченные вещные права могут появиться, только если будет право собственности на эту вещь. Сами по себе они возникнуть не могут, но могут продолжать действовать при смене собственника.
    4. Характер и содержание обременения и ограниченных вещных прав определяются только законом.
    5. Действует принцип публичности — обязательная регистрация прав, их ограничения и т. д. на недвижимое имущество. Всю эту информацию может получить любой обратившийся.

    Вывод! Таким образом, в целях защиты прав и интересов участников гражданского оборота вопросы обременения (ограничения) прав регулируются исключительно на законодательном уровне.

    Когда госрегистрация ограничения прав обязательна

    Госрегистрация ограничения прав на недвижимость обязательна в случаях, определенных законом:

    1. Установление сервитута (ст. 274 ГК РФ).
    2. Заключение договора найма жилого помещения на срок больше года (п. 2 ст. 674 ГК РФ).
    3. Заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п. 4 ст. 91.1 Жилищного кодекса РФ).
    4. Заключение договора об ипотеке (ст. 19 закона «Об ипотеке…» от 16.07.1998 № 102-ФЗ).
    5. Заключение договора лизинга на транспортное средство (п. 48 приказа МВД РФ «О порядке…» от 24.11.2008 № 1001).
    6. Ограничение прав на воздушное судно (п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
    7. Заключение концессионного соглашения (ч. 15 ст. 3 закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ) и т. д.

    Основания для госрегистрации ограничений прав

    В соответствии с п. 6 ст. 1 закона № 218-ФЗ основаниями для госрегистрации ограничений прав служат:

    • акты органов государственных и муниципальных властей;
    • договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества.

    Кроме того, основаниями для госрегистрации ограничений прав могут служить (ст. 14 закона № 218-ФЗ):

    • свидетельства о приватизации жилых помещений;
    • свидетельства о праве наследства;
    • судебные акты, в т. ч. третейских судов;
    • наступление обстоятельств, указанных в законе;
    • другие документы и акты.

    Документы, представляемые для госрегистрации ограничения прав, требования к ним

    Согласно ст. 18 закона № 218-ФЗ для госрегистрации обременения прав в Росреестр представляются следующие документы:

    • заявление по установленной приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920 форме на бумажном носителе или в электронном виде;
    • документы, являющиеся основаниями для проведения госрегистрации ограничения прав (в 2 экземплярах);
    • доверенность, если документы подает не заявитель, а его доверенное лицо.

    В зависимости от способа представления вышеуказанный список документов может быть дополнен копией паспорта.

    Если документы отправляются по почте, то их подлинность, в т. ч. подлинность подписи заявителя, заверяется нотариусом (п. 12 ст. 18 закона № 218-ФЗ).

    В случаях, которых обременение накладывается не по воле собственника имущества, для проведения его госрегистрации будет достаточно получения:

    • постановления судебного пристава-исполнителя, если обременение возникает в целях исполнения исполнительного документа;
    • судебного решения, если одна из сторон уклоняется от проведения такой госрегистрации.

    Обратите внимание! Все документы должны соответствовать требованиям российского законодательства, должны быть написаны разборчиво, с полными реквизитами заявителей, не иметь подчисток, приписок и зачеркнутых слов.

    Особенности регистрации ограничения прав

    Особенности регистрации ограничения прав изложены в отдельных положениях закона № 218-ФЗ.

    1. Каждая запись об обременении прав идентифицируется с помощью неизменяемого и неповторяющегося номера регистрации.
    2. Запись об обременении прав содержит в себе информацию об основаниях возникновения и виде ограничения права, дату и номер проведенной регистрации ограничения, о лицах, у которых появляются ограниченные вещные права.
    3. Если обременение возникает в связи с принятием соответствующего акта органом госвласти или местного самоуправления, то он (орган) в течение 5 дней после принятия такого решения должен направить в Росреестр заявление о проведении госрегистрации с приложением документов (п. 2 ст. 19 закона № 218-ФЗ).
    4. Вместо совместного заявления от займодавца и заемщика о регистрации обременения жилого помещения, если выданный/полученный заем является целевым, такое заявление может быть подано нотариусом (п. 3 ст. 59 закона № 218-ФЗ).
    5. Госпошлина за госрегистрацию ограничений прав устанавливается НК РФ. В настоящее время для физических лиц ее размер составляет 2 000 руб., для организаций — 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Как узнать о государственной регистрации ограничения прав

    До начала действия закона № 218-ФЗ Росреестр должен был уведомлять собственников о проведенной госрегистрации ограничения их прав, если это произошло не по их воле (приказ Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 802, утративший силу). Сейчас такой обязанности у него нет.

    Зная о вероятности наложения обременения на имущество, собственник может направить в Росреестр запрос на получение сведений, содержащихся в ЕГРН (подробнее об этом читайте в нашей статье Как заказать и получить выписку из ЕГРН (ЕГРП)?).

    Информацию о состоянии дел в отношении своей недвижимости правообладатель получает по личному выбору: в виде выписки или получения доступа к ФГИС ЕГРН.

    Выписка может быть сформирована и отправлена в бумажном виде или электронной форме.

    Предоставление доступа к ФГИС может осуществляться в виде направления уведомлений об изменении информации, содержащейся в ЕГРН (подп. 3 п. 16 порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968).

    Читайте так же:  Уголовная ответственность за преступления против личности в 2020 году

    Вывод! Таким образом, предоставление сведений, в т. ч. уведомление о проведенной госрегистрации обременения недвижимости, возможно только заявителям.

    Еще раз вернемся к вопросу, что это — регистрация ограничения (обременения) права? Определение этого понятия дается в п. 3 ст. 1 закона № 218-ФЗ и звучит так: это юридический акт признания и подтверждения ограничения прав и обременения имущества.

    Условия и запрещения, ущемляющие права собственника какого-либо имущества, в частности недвижимого, и их госрегистрация осуществляются только в порядке и формах, установленных законом. Основаниями для госрегистрации являются акты госорганов и должностных лиц, договоры и иные документы.

    В зависимости от вида обременения и оснований внесения информации о нем заявление в Росреестр подается правообладателем, правоприобретателем, органом госвласти, должностным лицом.

    Глава 3. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельные участки

    В соответствии со ст. 20, 21 Кодекса о Земле, ограничения (обременения) прав на земельный участок возникают с момента государственной регистрации их возникновения, их создание удостоверяется свидетельством о государственной регистрации, выдаваемым организацией по государственной регистрации, в котором указываются сведения о наличии указанных ограничений в соответствии с данными кадастровой карты в отношении соответствующей территории и сведения, содержащиеся в представленном схематическом плане земельного участка [6].

    К свидетельству о регистрации прилагается земельно-кадастровый план земельного участка с указанием границ, кодов и площадей земель с ограничениями в использовании и изготавливается перечень ограничений в использовании земель, содержащий сведения о разрешенном режиме использования земельных участков. В специальной литературе украинским юристом Н.В. Черкасской предложен порядок установления ограничений прав на земельный участок [9]. Однако данный процесс, как мы полагаем, включает ряд действий, которые можно сформировать в определенные стадии в зависимости от того, когда они устанавливаются.

    Ограничения прав на земельные участки могут быть установлены вместе с предоставлением земельного участка и, соответственно, подлежат одновременной регистрации земельный участок, права на него и ограничения прав, при установлении границ земельного участка (в данном случае и выявляются ограничения, подлежащие государственной регистрации) и при необходимости осуществления определенных мероприятий, направленных на обеспечение государственных нужд. В каждом случае можно выделить определенные стадии установления ограничений:

    1. Одновременно с предоставлением земельного участка:

    подача заявления о предоставлении земельного участка;

    разработка, согласование и утверждение земельно-кадастровой документации;

    принятие решения об установлении ограничений прав на землю с указанием конкретного содержания их объема государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель;

    регистрация установленных ограничений прав на землю;

    При установлении границ имеющегося в пользовании земельного участка:

    подача заявления об установлении границ земельного участка (в случае, если инициатором установления границ является иной субъект, данная стадия может и отсутствовать);

    установление границ земельного участка и выявление ограничений в пользовании;

    разработка, согласование и утверждение земельно-кадастровой документации;

    принятие решения об установлении ограничений прав на землю с указанием конкретного содержания их объема государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    регистрация установленных ограничений прав на землю.

    При удовлетворении определенных государственных нужд либо осуществления иных необходимых потребностей, предусмотренных законодательством (при проведении изыскательских работ, строительства линейных сооружений, размещения геодезических пунктов):

    выдача разрешения на проведение работ на земельных участках в соответствии с п. 31 Указа Президента от 27 декабря 2007г. № 667 [5];

    разработка, согласование и утверждение земельно-кадастровой документации; акта выбора места размещения земельного участка – в случае строительства (реконструкции, капитального ремонта) подземных линейных сооружений, осуществляемого в границах охранных зон этих сооружений; утверждение технических проектов или смет на производство геодезических работ;

    принятие решения об установлении ограничений прав на землю с указанием конкретного содержания их объема государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель.

    Стоит заметить, что законодательством не оговорен порядок выдачи разрешений на проведение работ, в связи с осуществлением которых ограничиваются права землепользователей. Кроме того, в законодательстве об ограничениях прав на земельные участки предусмотрен лишь заявительный принцип регистрации ограничений прав на земельные участки. Это значит, что в случае, если участок уже был предоставлен, а обстоятельства, в связи с которыми могут быть установлены ограничения, возникли позже, такие ограничения могут быть не выявлены и, соответственно, не зарегистрированы [8].

    Без поступившего заявления либо решения исполнительного и распорядительного органа определенные территории могут использоваться, хотя могут быть, например, включены в состав природоохранных. Данное обстоятельство говорит о том, что необходимо регламентировать четкий контроль за использованием и охраной земель тем, чтобы сохранить как земельные, так и иные природные ресурсы, а также обеспечить иные цели ограничений прав на земельные участки.

    В отношении обременений не имеется ни теоретических разработок, ни надлежащей правовой регламентации в законодательстве. Верным представляется утверждение о том, что «собственность на природные объекты и ресурсы включает не только владение, пользование и распоряжение, но и обязательства перед обществом». К таким обязательствам, на наш взгляд, в определенной степени относятся обременения в отношении земельного участка.

    Обременения прав на земельные участки устанавливаются на основании положений нормативных правовых актов, которые содержат в себе обязательства, обязательные к применению, решениями государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель либо договором или постановлением суда. Кроме того, обременения прав на землю могут быть указаны в договоре (договор аренды, договор залога земельного участка и др.). Невыполнение требований, содержащих в себе обременения в отношении земельного участка, в том или ином случае, может повлечь за собой определенные негативные последствия: либо санкции, установленные законодательством (в первом случае) либо меры ответственности, предусмотренные в договоре [9].

    В соответствии со ст. 65 Кодекса о Земле, ограничения (обременения) прав на земельные участки прекращаются в случае отсутствия оснований для их сохранения в том же порядке, в каком они устанавливались: по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель либо по постановлению суда [6]. Такое указание, как «отсутствие оснований для их сохранения» является нечеткой для решения вопроса об их прекращении, что дает свободу усмотрения государственным органам.

    Читайте так же:  Характеристика рабочего места для мрэк образец беларусь в 2020 году

    Поскольку законодательством не названы основания их прекращения, а вышеуказанная норма говорит об отпадении оснований, послуживших причиной их установления, значит, на наш взгляд, следует руководствоваться основаниями установления, предложенными автором. При установлении такого положения в ч 1. ст. 65 Кодекса о Земле, необоснованно упущены оказались обременения прав на земельные участки. Вернее, они указаны вместе с ограничениями, но следует обратить внимание на то обстоятельство, что согласно ст. 1 Кодекса о Земле обременения устанавливаются также и на основании договора, а прекращение либо истечение срока договора как основание прекращения обременений не предусмотрено нормой ст. 65 Кодекса о Земле, что является пробелом законодательства. Cоответственно, редакция данной статьи нуждается в уточнении о том, что обременения, указанные в договоре, прекращаются в связи с его расторжением либо истечением срока действия [6].

    Представляющим интерес в рамках рассматриваемого вопроса является следующий аспект. В качестве субъектов, принимающих решения о прекращении ограничений (обременений) прав на земельные участки, выступают государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, а также суды. Вместе с тем в качестве основных принципов земельных отношений закреплен принцип защиты прав землепользователей, в связи с чем можно прийти к выводу, что землепользователи также должны иметь возможность ходатайствовать перед государственными органами о прекращении ограничений прав на земельные участки в случае, если нет оснований для их сохранения.

    Специфика обременения как правовой категории заключается в том, что оно неразрывно связано с конкретным земельным участком, а потому субъектами, инициирующими установление обременений являются участники договорных отношений – землепользователи и иные субъекты земельных отношений в зависимости от того, что выступает предметом заключаемого договора (например, банки и небанковские кредитно-финансовые организации в случае установления обременения посредством договора ипотеки).

    Таким образом, разработанные основания установления ограничений и обременений выступают как научно обоснованные показатели, составляющие неотъемлемый элемент прав на землю и правовой режим земель, которыми следует руководствоваться при вынесении решения об установлении ограничений и обременений прав на земельные участки. Кроме того, должен быть более четко непосредственно в Кодексе Республики Беларусь о земле решен вопрос об основаниях ограничений и обременений прав на земельные участки, как мы полагаем, посредством закрепления в правовых нормах, что, несомненно, положительно сказалось бы на правоприменительной практике [6].

    При наличии ограничений в использовании земель к государ­ственному акту или удостоверению приобщаются в виде приложе­ния: сведения о наличии ограничений в использовании земель, пе­речни ограничений в использовании земель в охранных зонах соот­ветствующих объектов.

    Перечни ограничений в использовании земель в охранных зонах инженерных сетей и других объектов, территорий природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначе­ния, а также ограничений в использовании земель, подвергшихся ра­диоактивному загрязнению, устанавливаются согласно утвержден­ным правилам, положениям и проектно-планировочной документации соответствующих объектов, решениям органов, утверждающих охра­няемые территории. В сведения о наличии ограничений в использова­нии земель и в их перечень включаются также ограничения, установ­ленные решениями исполнительных и распорядительных органов, предоставивших земельные участки для соответствующих целей [10].

    На экземпляре сведений об ограничениях в использовании земель, прилагаемом к государственному акту или удостоверению, храняще­муся в исполнительном и распорядительном органе, землевладелец, землепользователь или собственник земельного участка расписыва­ется в получении этих сведений вместе с государственным актом или удостоверением.

    На плане границ земельного участка также даются описание смежных земель, перечень других землепользователей, землевладельцев собственников, имеющих земельные участки в границах этого участ­ка, их номера на плане и площади. Масштаб плана границ земельно­го участка выбирается в зависимости от его размера и конфигурации, с таким расчетом, чтобы он соответствовал формату государственного акта или удостоверения [2].

    На плане границ земельных участков, переданных гражданину в частную собственность для строительства и (или) обслуживания жилого дома и для ведения личного подсобного хозяйства, отобража­ется граница между этими земельными участками целевого назначе­ния и выписываются раздельно площади земель каждого.

    23. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с недвижимым имуществом

    Ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотрен­ном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

    Государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе земельные участки:

    ипотека на основании договора и в силу Закона об ипотеке;

    аресты, запрещения заключения сделок;

    права требования в судебном порядке;

    обязательства по сохранению объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры);

    решения органов государственной власти и местного самоуправления об изъятии земельного участка и жи­лого помещения для государственных, муниципальных нужд;

    ограничения права возведения зданий, строений, сооружений и проведения мелиоративных работ в связи с резер­вированием земель для государственных, муниципальных нужд.

    Решения об изъятии не ограничивают прав собственника участка или жилого помещения пользоваться и распо­ряжаться ими по собственному усмотрению, в том числе отчуждать участок и жилое помещение иным лицам. Но в слу­чае нового строительства, расширения и реконструкции объекта, иных работ, существенно увеличивающих стоимость недвижимости, понесенные после этого затраты не будут включены в выкупную цену при изъятии. Кроме того, неизбеж­ность прекращения права на подлежащий изъятию объект недвижимости составляет существенную особенность его пра­вового режима.

    ЗК РФ предусмотрена регистрация публичных сервитутов и иных ограничений прав на землю.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным пра­вовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необхо­димо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

    Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

    — прохода или проезда через земельный участок;

    — использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

    Читайте так же:  Поддержание прокурором государственного обвинения отказ от обвинения в 2020 году

    — размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

    — проведения дренажных работ на земельном участке;

    — забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    — прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    — использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

    — временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    — свободного доступа к прибрежной полосе.

    Законом о приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрены следующие ограниче­ния (обременения), сохраняемые при переходе прав:

    — обязанность использовать приобретенное имущество по определенному назначению;

    — обязанность содержать неприватизированные, но связанные местом нахождения, техническими характеристи­ками и назначением с приватизированным имуществом объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного, коммунально-бытового и мобилизационного назначения.

    Регистрация ограничений (обременений) возможна по общему правилу только при наличии государственная ре­гистрация государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП (о которых можно заявить од­новременно с заявлением о регистрации ограничения (обременения). Регистрация может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Может производиться по заявлению обеих сторон, если ограничения (обременения) установлены соглашением или осуществляться по инициативе органов государственной вла­сти и местного самоуправления, установивших ограничения (обременения) в публичных интересах. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, обязательно уведомление правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

    Ограничения (обременения) могут регистрироваться как самостоятельно, так и одновременно с другими реги­страционными действиями – регистрацией прав или сделок.

    Государственная регистрация сделок

    Юридический результат государственной регистрации сделки – признание ее за­конности государством и определение момента ее заключения. При этом право собственности на приобретенное имуще­ство возникает с момента регистрации права, а не с момента регистрации сделки. Государственная регистрация сделки производится посредством записи о сделки в ЕГРП, при этом указываются обе стороны договора.

    Подлежащие регистрации сделки можно условно разделить на четыре группы:

    1)сделки об отчуждении (влекущие переход права на недвижимость);

    2)сделки, не влекущие перехода прав;

    3)дополнительные сделки к ранее зарегистрирован­ным сделкам (акцессорные);

    4)смешанные договоры, содержащие элементы сделок, подлежащих регистрации.

    Сделки об отчуждении направлены на передачу недвижимости в собственность. К ним относятся:

    договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (доли в праве общей соб­ственности на указанные объекты недвижимости), в том числе соглашение о приобретении заложенного жилого поме­щения залогодержателем;

    договоры мены жилых домов, квартир и их частей (доли в праве общей собственности на них);

    договоры дарения недвижимости (доли в праве общей собственности на них), в том числе пожертвования;

    договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ренты, в том числе договоры пожизненного содержа­ния с иждивением;

    договоры аренды с выкупом;

    договоры продажи предприятия как имущественного комплекса.

    При совершении сделок об отчуждении производится два регистрационных действия: регистрация самой сделки (удостоверяется штампом на договоре) и регистрация права собственности приобретателя (удостоверяется свидетель­ством о регистрации права и вторым штампом на договоре). Регистрация перехода права сопровождается погашением записи о праве предыдущего правообладателя.

    Сделки без отчуждения направлены, как правило, на передачу недвижимости в пользование или залог и тем са­мым порождают не прекращение, а ограничение(обременение) права. К ним относятся:

    — зданий, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, в том числе лесных участков на срок не менее одного года;

    — предприятий как имущественных комплексов;

    — договоров субаренды, к которым применимы вышеуказанные правила о договорах аренды;

    2) договоры безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок не менее года;

    3) договоры о залоге недвижимости, в том числе залог права аренды недвижимости;

    4) договоры участия в долевом строительстве.

    Передача имущества в залог не влечет прекращения права собственности. Если должник не исполнил обязатель­ства, обеспеченного залогом, заложенное им имущество может перейти к залогодержателю только на основании новой сделки, например соглашения о приобретении заложенного жилого помещения, но не на основании договора о залоге.

    Договоры участия в долевом строительстве, строго говоря, не являются сделками с недвижимостью, поскольку на момент заключения договора объект долевого строительства как объект недвижимости отсутствует. Договор обреме­няет право собственности (или аренды) застройщика на земельный участок ипотекой в пользу заключивших договор участников строительства либо банка, предоставившего кредит на строительство до привлечения первого участника. По­этому договор регистрируется в разделе ЕГРП, открытом на предоставленный для строительства земельный участок.

    При заключении указанных сделок производится одно регистрационное действие – регистрация сделки (удосто­веряется штампом на договоре).

    Дополнительные (акцессорные) сделки – это сделки, заключенные для изменения правоотношений по зареги­стрированным сделкам:

    уступка требования по зарегистрированной сделке, в том числе по договору участия в долевом строительстве;

    перевод долга по зарегистрированной сделке;

    передача прав и обязанностей по договору аренды (перенаем);

    соглашение об изменении зарегистрированного договора, в том числе договора участия в долевом строитель­стве;

    отказ одаряемого принять дар (возможен только до передачи дара или по договору дарения в будущем).

    Отметим, что если договор подлежит регистрации, то соглашение об его изменении или расторжении не всегда требует регистрации. Например, в случае заключения соглашений об изменении и дополнении условий договора об ипо­теке в регистрационную запись об ипотеке вносят изменения и дополнения, что является иным регистрационным дей­ствием, нежели регистрация сделки. Соглашения о расторжении зарегистрированных договоров не требует регистрации, в этом случае должно производиться погашение регистрационной записи о сделке и основанном на ней ограничении (обременении). Однако если соглашение о расторжении договора содержит условие о возврате полученного по расторга­емой сделке имущества, то необходима регистрация перехода права к лицу, которому возвращается недвижимость.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В силу принципа свободы договора стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различ­ных договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом. Если договор содержит в себе элементы сделки, подлежащей государственной регистрации, то он в целом также подлежит регистрации.

    Что означает государственная регистрация ограничения обременения права в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here