Чем отличается высшее образование от высшего профессионального в 2020 году

Самое важное в статье: "Чем отличается высшее образование от высшего профессионального в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование
  • — и уровни высшего профессионального образования:
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Читайте так же:  Увольнение сотрудника в отпуске по собственному желанию в 2020 году

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Стратегия-2020 для профессионального образования: сбудутся ли прогнозы?

Нам обещают прикладной бакалавриат и ваучерную систему вместо контрольных цифр приема

В Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ) состоялась II Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты и государство». Ключевой темой обсуждения стала стратегия развития профессионального образования до 2020 года, о которой рассказал один из разработчиков данного документа, ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

В числе основных проблем современного профессионального образования в России Я.Кузьминов особо выделил две: низкий престиж начального и среднего профессионального образования и низкий уровень подготовки студентов вузов.

Это создает перекосы в структуре подготовки кадров и не отвечает потребностям экономики.

Так, если сегодня на рынок труда ежегодно приходят 1,4 млн выпускников вузов, 420 тыс. человек со средним специальным образованием и 490 тыс.– с начальным профессиональным, то к 2020 году выпускников техникумов и ПТУ станет в 1,5–2 раза меньше.

Вместе с тем от 30 до 40 процентов рабочих мест в различных отраслях предназначено именно для квалифицированных исполнителей, а не для «белых воротничков».

По словам Я.Кузьминова, мы имеем дело с «навесом» высшего образования в обществе, о чем красноречиво свидетельствует статистика: охват молодежи ВПО за последние 10 лет увеличился с 50 до 90%! Это значит, что все эти люди по окончании вуза не смогут найти достойную работу, что, по опасениям ректора НИУ-ВШЭ, может привести к политической нестабильности в стране.

Проблема неравномерного распределения учащихся по уровням образования усугубляется неудовлетворительным качеством их подготовки.

Так, в течение последних 40 лет, как считает ректор ведущего экономического вуза, осуществляется устойчивый неблагоприятный отбор в ПТУ и техникумы: по его словам, «туда попадают люди, которые не хотят и не могут учиться, а не те, которые предпочитают работать руками».

«Эта деформация оказывает очень плохое влияние на качество нашей обрабатывающей промышленности, строительства и других отраслей, и чем более сложными становятся технические регламенты, тем больше отстает Россия от других стран», – констатирует Я.Кузьминов.

Привлечение мигрантов не решает проблему, поскольку они не имеют возможности долго работать на одном месте и не заинтересованы в повышении квалификации.

«Они не владеют никакими навыками и не желают работать по профессии»

На фоне резкого падения престижа НПО и СПО катастрофически снижается качество подготовки студентов вузов. В своем докладе Я.Кузьминов отметил лишь несколько тенденций, которые характеризуют общую неблагополучную картину.

От 80 до 90 процентов абитуриентов, поступающих на некоторые технические специальности, – троечники, если судить по результатам ЕГЭ; многие из них не владеют никакими навыками и не желают работать по профессии; по опросам работодателей, три четверти выпускников университетов нуждаются в переобучении (ежегодно руководители предприятий и организаций тратят порядка 500 млрд рублей на эти цели, что составляет 85% от всего бюджета на образование).

Вместе с тем, как показывают данные социологических опросов, 68% россиян считают безусловно важным получение высшего образования, поскольку оно дает человеку более высокий статус в обществе и определенные социальные навыки. Эту позицию разделяют и работодатели, которые предпочитают принимать дипломированных специалистов даже на должности, не требующие квалификации.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению Ярослава Кузьминова, является создание системы прикладного бакалавриата, когда человек поступает в университет или колледж, а через два года по выбору продолжает свое образование по программам либо академического бакалавриата (еще + 2 года обучения), либо прикладного, нацеленного на освоение конкретных технологий и навыков (+1 год). Таким образом, удастся решить сразу несколько задач, в том числе закрыть вакансии по рабочим специальностям за счет притока квалифицированных исполнителей и поднять престиж НПО и СПО (тем более что, заметим, согласно новому законопроекту «Об образовании в Российской Федерации», два этих уровня будут интегрированы).

Например, в США численность обучающихся по коротким образовательным программам составляет 47,5%, и, как мы видим, экономика этой страны развивается весьма успешно.

Еще одной мерой для улучшения ситуации в высшем образовании, по мнению Кузьминова, должно стать введение ваучерной системы взамен нынешних контрольных цифр приема. Это даст возможность выпускникам, сдавшим ЕГЭ по профильным предметам на 55 баллов и выше, обучаться за счет бюджета, а вузам – получать государственное финансирование, которое «следует за учеником» в виде денежного сертификата.

Слабые студенты с низкими баллами за ЕГЭ будут обучаться на коммерческой основе, может быть, с привлечением образовательных кредитов, а не за счет налогоплательщиков.

Введение такого механизма, по мнению ректора НИУ ВШЭ, позволит, с одной стороны, оптимизировать сеть вузов за счет закрытия неэффективных образовательных учреждений (поскольку ни бюджетные, ни платные студенты туда не пойдут), а с другой – направить основной поток государственного финансирования на поддержку федеральных и национальных исследовательских университетов.

Сегодня доля расходов на научные исследования в российских вузах беспрецедентно мала: в среднем она составляет 5% (в Северном Федеральном университете – 1%), в то время как в ведущих зарубежных вузах эти показатели на порядок больше (34% в Стэнфордском университете, 50% – в Массачусетсском технологическом).

Такая существенная разница обусловила отставание образовательных программ российских вузов от международных аналогов.

Еще одна причина отставания кроется в низких заработках российских преподавателей, уровень оплаты труда которых ниже, чем в Турции и Казахстане, в то время как, по расчетам экспертов, она должна составлять 200–220% от средней по экономике региона.

Работа над стратегией продолжается. Удастся ли воплотить в жизнь ее основные идеи и помогут ли они в лучшую сторону реформировать российскую систему образования, покажет время.

Востребованные профессии 2020-2025: список

Каждый молодой человек сегодня сталкивается с вопросом – на кого пойти учиться, чтобы хорошо зарабатывать в будущем и полностью обеспечивать свою семью. Специалисты тщательно изучили нынешние потребности рынка труда, сгруппировали самые востребованные профессии в 2020-2025 году в отдельный список. Ознакомившись с ним, нынешний школьник или будущий абитуриент сможет выбрать свой жизненный путь в зависимости от способностей и стремлений.

Лучшие профессии для девушек

Современные представительницы слабой половины человечества очень часто нестандартно подходят к решению многих деловых вопросов, они отличаются ответственностью, пунктуальностью, трудолюбием. Многие дамы достигают существенных успехов в карьере, долгие годы трудятся, как в сложных технологических отраслях промышленности, так и в творческой сфере. Список самых востребованных профессий в 2020-2025 году для девушек выглядит так:

  1. Игропедагог.
  2. Логопед-дефектолог.
  3. Менеджер по космотуризму.
  4. Наномедик.
  5. Психолог.
  6. Риелтор.
  7. Технолог пищевой промышленности.
  8. Дизайнер.
  9. Модельер.
  10. Косметолог.
  11. Повар.
  12. Менеджер по рекламе.
Читайте так же:  Посмотреть публичную кадастровую карту по кадастровому номеру в 2020 году

Сюда же можно отнести труд маркетолога, фармацевта, спортивного тренера. Именно в этих профессиях каждая женщина может раскрыть свой потенциал, сохранить при этом активную жизненную позицию и совмещать любимую работу с заботой о семье.

Высокооплачиваемые профессии для мужчин

Экономика России в 2020-2025 году продолжит развиваться и будет требовать все больше опытных специалистов в области энергосбережения, консалтинга, промышленности, поэтому для мужчин существует свой отдельный список высокооплачиваемых и востребованных профессий в сферах:

  1. Военно-промышленного комплекса.
  2. Космической отрасли.
  3. Сити-фермерства (изготовления сельскохозяйственных продуктов в городских условиях).
  4. Киберпротезирования.
  5. Инженерного дела.
  6. Строительства.
  7. Горнодобывающей и металлургической отрасли;
  8. Общественного питания.
  9. Программирования.

В перспективе также будут активно приглашаться на работу шахтеры, ученые, монтажники, сантехники, электрики, летчики, моряки, сварщики. Эти направления подходят именно представителям сильной половины человечества. Волевой и умный руководитель мужского пола всегда требуется для оптимизации и организации любого производственного процесса, планирования и проектирования, а также научных исследований в области фармацевтики, нано- и биотехнологий.

Рынок труда в области промышленности

Без работы в будущем 2020 году не останутся студенты, которые выбрали следующие востребованные профессии:

  1. Пильщики, слесари, токари, лесорубы.
  2. Закройщики, швеи, текстильщики.
  3. Операторы промышленного оборудования (машинисты, бурильщики).
  4. Нефтехимики, химики, биотехнологи.
  5. Инженеры-конструкторы и разработчики.

Специалисты отмечают, что на рынке трудовых ресурсов сегодня ощущается сильный «кадровый голод» на технологов энергетической, газовой, золотодобывающей, угольной промышленности, цветной и черной металлургии, ядерной технологии. Молодым работникам со знаниями в этих областях всегда будут предлагать хорошие рабочие места.

Медицинские профессии

Будущим абитуриентам нужно приглядеться к списку востребованных медицинских профессий на 2020-2025 год:

  1. Молекулярный диетолог (разрабатывает индивидуальные схемы похудения, ориентируясь на химический состав продуктов питания).
  2. Генетик и генетический консультант.
  3. Конструктор (инженер) медоборудования.
  4. Хирург-онколог.
  5. Гинеколог-эндокринолог.
  6. Оператор медицинских роботов.
  7. Специалист функциональной диагностики.

Помимо данных врачебных профессий на рынке труда в будущем будут необходимы опытные фармакологи и фармацевты, челюстно-лицевые хирурги, эндокринологи, кибернетики, пульмонологи, биохимики, биоинженеры, биотехнологи, дерматологи-косметологи. Такие должности требуют постоянного повышения квалификации и непрерывной практики.

Вымирающие профессии

По мнению опытных специалистов-кадровиков через 10-15 лет уже не будут востребованы библиотекари, системные администраторы, нотариусы, статистики, бухгалтера, лифтеры, вахтеры. Их функции будут заменять современные компьютерные программы или роботизированная техника. Нужными останутся должности, в которых требуется исследовательские и творческие способности, где машины и компьютеры не смогут вытеснить человеческое мышление. Падение спроса на рынке труда в ближайшие годы ожидается на должность продавца, дублера, каскадера, офисного работника, юриста, редактора, корректора, журналиста, репортера, почтальона.

Востребованные специалисты в IT-области

Ни для кого не секрет, что компьютерные технологии развиваются буквально семимильными шагами, и уже сейчас существует нехватка узких IT-специалистов:

  • Front-end разработчик, верстальщик — специалист, который верстает мобильные приложения и сайты по готовому макету. Его задача – соблюдать стандарты кроссбраузерной верстки, верстать аккуратно и грамотно, разбираться в библиотеках и фреймворках, хорошо знать JavaScript, составлять SQL-запросы, понимать принципы кросс-платформенности, кросс-браузерности, отзывчивой и адаптивной верстки, UI/UX-проектирования.
  • SMM специалист. Работает с социальными сетями (Instagram, Twitter, Мой Мир, Одноклассники, ВКонтакте, Facebook). Его основная рабочая задача – привлечь как можно большую аудиторию на тот или иной ресурс, чтобы продвигать определенный бренд, услуги или товары.
  • Оптимизатор сайтов или SEO специалист. Должен хорошо развираться в поисковых системах, продвижении сайтов, основах интернет-маркетинга, копирайтинга. Для работы с проектами необходимо знание сервисов и софтов, умение подбирать расширенное семантическое ядро и ключевые слова.
  • UX-дизайнер. Отвечает за удобство пользования сайтами и приложениями. Создает оптимальные и понятные интерфейсы.

Высокооплачиваемой IT-специальности можно научиться самостоятельно. Для этого существует множество видео-обучалок, онлайн-курсов. Опытные специалисты дают советы на многих тематических форумах и ведут свои блоги.

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Доучившись до конца школы (а то и университета), многие так и не понимают, в чем отличие специалитета, бакалавриата и магистратуры. Между ними есть много различий, но есть и кое-что общее: все это показатели высшего образования, со свидетельством о котором можно занимать такие должности, какие без диплома о высшем не стоит и думать.

Если почитать материалы в нашем телеграм-канале, вы поймёте, что все эти ступени обучения различаются между собой одновременно несколькими факторами: насыщенностью программы, количеством теоретических и прикладных дисциплин и длительностью обучения.

И хоть в последнее время в вузах не встречаются дипломы специалистов, все же нужно разбираться, в чем разница бакалавриата, специалитета и магистратуры.

А теперь обо всем по порядку.

О системе образования в целом

В далеком 1999 году в ходе Болонского процесса установили всеобщую двухуровневую систему образования. В ней бакалавриат является первой базовой ступенью высшего образования, а следующей – магистратура.

Страны договорились соблюдать эту систему, чтобы сохранить по всей Европе более менее единый стиль образовательного пространства.

Любая страна, которая хотела попасть в эту систему, должна была подписать договор. Россия вошла в этот союз только в 2003 году, после чего сразу пошли изменения в системе образования.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так, первыми вузами, которые приняли новую европейскую систему, стали МГИМО, РУДН, МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИУ ВШЭ. Позже подтянулись и остальные вузы.

Уровни высшего профессионального образования в России

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Бакалавриат

Диплом бакалавра – показатель успешного завершения второй ступени высшего проф. обучения.

Первая ступень высшего проф. обучения – это неполное высшее, которое учащийся проходил по основным программам университета в течение не менее 2-х лет. Конкретный срок и содержание такой учебы отражаются в приложении к диплому.

Получить неполное высшее студент может, если будет отчислен или самостоятельно решит покинуть вуз в силу ряда причин.
Студент должен быть готовым к тому, что большинство работодателей не рассматривают кандидатов с неполным высшим образованием.

Бакалавр, в свою очередь, должен:

  • изучить общеобразовательные и общепрофессиональные предметы;
  • освоить специальные дисциплины и практику;
  • пройти итоговую аттестацию и получить квалификацию «бакалавр».

Такая квалификация предоставляет кандидату право претендовать на должности, где главное требование — наличие высшего профессионального образования.

Читайте так же:  При отводе земельного участка для строительства высоковольтной в 2020 году

Специалитет

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Базовые различия бакалавра, магистра, специалиста

В чем еще отличия магистра и бакалавра от специалитета, так это в том, что эти две степени относятся к первым научным степеням. Звание магистра открывает перед молодыми учеными дорогу в аспирантуру.

Учащийся получает степень бакалавра до специалиста или магистра. Спустя 4 года учебы студент должен понять, куда двигаться дальше и какие вершины осваивать. Если у него в планах пойти в науку или он планирует остаться в вузе и работать преподавателем, он должен подумать о получении диплома специалиста или магистра.

Обратите внимание, что не все вузы предлагают своим студентам возможность получения диплома магистра. Еще меньше специальностей, по которым можно его получить. Подробную информацию о наличии интересующего направления и диплома получайте на официальном сайте вуза.

На какой бы системе образования вы не остановились, всегда старайтесь получить не сам диплом, а знания. Ведь именно они помогут добиться в жизни тех целей, которые вы перед собой поставите. А если достижению заветного мешают бесполезные предметы, специалисты нашего сервиса помощи студентам готовы избавить вас от этих мук.

Часто задаваемые вопросы (F.A.Q.)

Внимание! Подача документов по электронной почте НЕ предусмотрена!

Бакалавриат, специалитет

Чем отличается бакалавриат от специалитета?

И то, и другое является начальными уровнями высшего образования. Баклавриат рассчитан в первую очередь на формирование и развитие практических навыков студентов в профессиональной области и даёт фундаментальную подготовку широкого профиля; специалитет предполагает более узкопрофильное обучение в конкретной предметной области. Срок обучения по программам бакалавриата, в среднем, на 1 год короче, чем по программам специалитета, что даёт выпускникам возможность раньше начать профессиональную деятельность. Диплом бакалавра понятнее иностранным работодателям, тогда как крупные государственные российские компании лучше «знакомы» c термином «специалист».

Возможна ли подача документов через интернет, по электронной почте?

В соответствии с Правилами приема в НИУ МГСУ заявление о приеме должно быть подписано поступающим (доверенным лицом) лично. Подача документов в электронной форме не предусмотрена!

Как я могу получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ?

НИУ МГСУ начисляет дополнительные баллы за:

— Наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных золотой медалью, или аттестата о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью;

Читайте так же:  Предупреждение работнику за нарушение трудовой дисциплины образец в 2020 году

— Наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

— Наличие диплома победителя или призера олимпиад школьников Минобрнауки, не используемого для получения особых прав и преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приёма по направлениям подготовки (специальностям), из утвержденного НИУ МГСУ перечня олимпиад;

— Успешное прохождение предпрофессионального экзамена в инженерных классах;

— Результативное участие в интеллектуальных конкурсах (очный этап), проводимых НИУ МГСУ;

— Результативное участие в интеллектуальных конкурсах (очный этап), проводимых образовательными организациями:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский» (кроме НИУ МГСУ);
  • федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утвержден указом Президента РФ от 09 сентября 2008 г. №1332.
  • — Наличие у поступающих статуса победителя чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

    Начисляются ли дополнительные баллы за значок ГТО, сочинение, волонтерскую деятельность?

    НИУ МГСУ не учитывает значок ГТО, сочинение, участие в волонтерской деятельности.

    Гражданская инициатива

    За бесплатное образование и медицину

    Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

    Каким будет наше образование в 2020-м году, или Программа в стиле сopy-paste

    11 октября на заседании Правительства будут обсуждать новую госпрограмму “Развития образования на 2013-2020 годы». Оптимистов просим не беспокоиться: в ней решено развивать все те скандальные образовательные реформы, которые критикуются в последние годы.

    Вместо обсуждения – красивая завитушка

    О новой Госпрограмме никто ничего не слышал, она свалилась, как снег на голову. А потому необходимо было срочно создать имитацию ее общественного обсуждения. Как известно, при каждом министерстве с недавнего времени существуют Общественные Советы, которые теперь, по постановлению Правительства, обязаны давать заключения на все законопроекты и постановления. Этим пришлось заняться и членам вновь созданного Общественного Совета при Минобрнауки. 24 сентября они получили указание в двухдневный (!) срок дать заключение на трехсотстраничный (!) проект Госпрограммы “Развитие образования на 2013-2020 годы». Председатель Совета, лауреат Нобелевской премии, Жорес Алферов, дал на программу отрицательное заключение: проект сырой и неготовый, а потому необходимо его публичное обсуждение. Но, похоже, это не повлияло на ситуацию: 11 октября Программа будет рассмотрена на Правительстве, и, скорее всего, принята. Все это говорит о том, что мнение Совета и академика Алферова проигнорировано. Значит, Общественный Совет создан исключительно как красивая завитушка при Открытом правительстве, которое само – не более чем муляж.

    Коллаж из тонны бумаг

    Эксперты, которые успели прочитать документ, считают, что это — не программа, а коллаж, склеенный из тонны бумаг, писавшихся Минобром в разные годы по разным поводам. Одна глава может противоречить другой, или повторять другую дословно. Это наводит на мысль, что чиновники владеют компьютерными функциями сopy-paste куда лучше, чем навыками внимательного чтения.

    Самые частотные слова в Программе – это «эффективность» и «будут». А как добиться этой самой эффективности и, благодаря чему всё «будет» — не объясняется. Ну, например: пять российских вузов «будут» в мировой сотне. И «лучшие выпускники школ и бакалавриата, стремящиеся получить образование самого высокого мирового уровня, смогут сделать это в России».

    Или: все школы «будут» оснащены бассейнами и в школе «будут» работать преподаватели-мужчины. Но ведь там нет ни слова о том, как эти пожелания осуществить. При всей нереалистичности программы, за счет средств федерального бюджета, в нее предполагается вложить пять с половиной триллионов рублей! То есть, намечается очередной распил огромных государственных денег (и денег налогоплательщиков). А сегодня главная цель – распределить, кто чего отхватит от этого пирога. Все остальное – лишь необходимые декларации.

    Но самое ужасное в том, что Минобр собирается продолжать, вплоть до 2020 года, все, самые одиозные свои инициативы. Те самые, которые, по мнению учителей и вузовских преподавателей, и ведут наше образование к краху. Не анализируя весь текст, остановимся на главном.

    ЕГЭ — наше всё

    Среди главных «целевых индикаторов и показателей Госпрограммы» — отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в десяти процентах школ с худшими результатами ЕГЭ. Один этот факт о многом говорит. Мало того, что этот критерий совершенно бессмыслен. По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, если считать, что хороший показатель – это высокий коэффициент, то добиться этого можно так: повышать средний балл ЕГЭ в десяти процентах лучших школ и одновременно понижать его в десяти процентах худших.

    Но кроме бессмысленности, в таком показателе заложен огромный вред. Сегодня (и, как теперь понятно, до 2020 года) по результатам ЕГЭ оценивают труд учителя (от этого зависит его зарплата); оценивают школы, регионы. Этот показатель важен и при «аттестации» губернатора. Нужно ли говорить, что в такой ситуации губернатор сделает все, чтобы ЕГЭ в его регионе был на уровне? А его подчиненные охотно закроют глаза на любые нарушения?

    И еще: если ЕГЭ введен в качестве главного интегративного показателя, значит, он становится центром школьного образования. По мнению заместителя директора физмат Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, ЕГЭ подмял под себя все цели образования. И в результате система натаскивания, которая была и до ЕГЭ, усилена. А все остальное потеряло смысл и отошло на задний план: и общая культура, и социализация, и гражданские ценности. А, поскольку, в новых образовательных стандартах для старшей школы (а они тоже безоговорочно поддержаны в проекте Программы), начисто отсутствует содержание образования, единственное, что его задает – это ЕГЭ. И все ориентируются только на него. А ЕГЭ, между прочим, меняется. Скажем, в этом году решили дать больше логарифмов, в следующем – больше тригонометрии. То есть, с точки зрения содержания, ЕГЭ – нестабильная система. Получается, что школа дезориентирована.

    Все школы должны стать лучшими

    А еще новая программа уверена: все школы должны стать лучшими. Все они будут одинаково финансироваться, а значит – не нужно никаких лицеев, гимназий и спецшкол! И в проекте закона «Об образовании в РФ» тоже предусмотрена ликвидация лицеев, гимназий и центров образования.

    В программе поставлена задача «обеспечения одинаково высокого качества образования, независимо от типа образовательной организации». Но есть только один способ сделать обеспечение всех людей одинаковым – это равенство в нищете, что и было продемонстрировано при раскулачивании крестьян. Между тем, всем понятно, что работа лучших специализированных школ, выращивающих научную элиту страны, не может финансироваться, как работа обычной школы. И потому, что там должны быть современные лаборатории, и потому, что при нормативно-подушевом финансировании учитель получает зарплату в зависимости от числа учеников в классе. Например, в Московском лицее «Вторая школа» по спецматематике и спецфизике класс обычно делится на две группы, и учитель за работу с половинкой класса получает столько же, сколько он получил бы за целый класс. А теперь, когда введены ученикочасы, это становится невыгодным.

    Читайте так же:  Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами в 2020 году

    Таким школам обещают: вы не погибнете, потому что у вас будут гранты (их дают лучшим). Но гранты не предоставляют одной и той же школе каждый год, даже если она демонстрирует превосходные результаты, или дают то больше, то меньше. И как им теперь жить: то нанимать учителей, то их сокращать?

    Самое удивительное, что с недавнего времени у нас появилась государственная Программа работы с одаренными детьми. При администрации президента работала соответствующая комиссия. А параллельно был написан Колмогоровский проект, в котором эксперты предложили простую схему развития сети школ естественнонаучного направления (таких, как СУНЦ при МГУ или интернат при Новосибирском университете). Но, сейчас – все школы уравняли. Они, якобы, все должны стать самыми-самыми.

    Мы победим в PISA

    Среди ожидаемых побед от реализации программы – улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA). Как известно, хорошие результаты в них показывают лишь наши младшие школьники, в средней и старшей школе происходит страшный провал, и мы плетемся в хвосте мировых достижений. За счет чего улучшатся эти результаты? Может быть, за счет слияния (укрупнения) школ (тренда нашей образовательной политики), за счет уничтожения сельских школ (таким же способом), или за счет усугубления бумажной отчетности учителей? А, может быть, за счет вынужденного роста учительской нагрузки?

    Сейчас от директоров требуют повышения средней зарплаты преподавателей, а это достигается благодаря увольнению всех совместителей и мало оплачиваемых работников, а еще – увеличению учительской нагрузки. А все это — в ущерб качеству образования. Если бы Минобр действительно заботился о благосостоянии учителя, то он повышал бы базовую ставку оплаты труда, оставляя учителю время для повышения квалификации, методической работы и т.д. У нас же гордятся повышением средней зарплаты без дополнительных вложений со стороны государства.

    В школу с четырех лет

    А еще в программе предлагается увеличить продолжительность образования до 13,5 лет. То есть, приводить в школу четырех и пятилетних детей. Но зачем это делать, если у нас начальное образование и так на приличном уровне? Узкое место – средняя и старшая школа. К тому же, в наших школах просто нет условий для пребывания в них маленьких детей (они, например, должны спать днем), и вообще им лучше не находиться в одном помещении со старшеклассниками. Нет и педагогических кадров для этого. В итоге получится, что маленькие дети изначально возненавидят школу. И привить им любовь к учебе будет почти невозможно.

    На самом деле, нужно просто расширять сеть детских садов. Есть и альтернативные варианты: депутат Госдумы Николай Левичев, например, предлагает выплачивать семьям, которые не смогли устроить ребенка в детский сад по пять тысяч рублей ежемесячно. Это уж точно лучше, чем мучить малышей в казенной обстановке.

    Палками – в рай?

    Программа «Развития образования» рассчитана до 2020-го года. Будет ли она реализована? Это весьма проблематично. Ведь международный опыт буквально кричит о том, что ни одно начинание не реализуется, если его не поддерживают исполнители — рядовые учителя, директора, преподаватели вузов. Если они плохо понимают, почему это хорошо и зачем это нужно, ничего не получится. И наоборот, самые утопичные идеи, если массы в них верят, могут воплощаться в жизнь.

    Если говорить о школе, то она начинается с учителя. Но как раз фигуру учителя Программа и обходит стороной. Все остальное – пустые слова, каждое третье из которых – «эффективность», за которым просматривается другое слово «экономия»: принцип экономии управляет всей образовательной политикой. Вот и переход на новую систему оплаты труда во многих школах выразился в задержке зарплаты. Вместо обещанного её увеличения.

    Медведев: акцент в школьном образовании до 2020 г сделан на математике

    «Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев на заседании правительства.

    МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

    «Особый акцент будет сделан на развитии математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики. Надо признаться, что это наше конкурентное преимущество. Эта тема у нас развита в отличие от других направлений, и нам ее нужно сохранять», — заявил Медведев в четверг на заседании правительства.

    Глава правительства напомнил, что в настоящее время начальная и средняя школа переходит на новые государственные стандарты. В 2020 году по ним должны будут учиться и старшеклассники, сказал он.

    Кроме того, в рамках программы, по словам Медведева, создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

    «К 2020 году половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня, две трети заниматься в системе дополнительного образования», — сказал премьер.

    Говоря о развитии высшего образования, Медведев напомнил задачу по интеграции российских вузов в международную систему образования. В рамках этой задачи пять российских вузов должны войти в сотню лучших мировых учебных учреждений.

    «Что бы там не писали, я считаю, что эта цель, в принципе, реалистична, если будут трудиться все, а не только министерство, но и сами университеты. Потому что выход в сотню, первую, вторую, любую сотню — это еще и некая самопропаганда, и этим надо заниматься», — отметил Медведев.

    Также глава правительства указал на необходимость создания при вузах кампусов и лагерей, учебных корпусов, лабораторий, которые при этом должны быть приспособлены для инвалидов. По его словам, к 2020 году в вузовских общежитиях должно быть создано более 800 тысяч мест.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Чем отличается высшее образование от высшего профессионального в 2020 году
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here