Чем отличается окончание исполнительного производства от прекращения в 2020 году

Самое важное в статье: "Чем отличается окончание исполнительного производства от прекращения в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Статья 47. Окончание исполнительного производства

Статья 47. Окончание исполнительного производства

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 47 настоящего Федерального закона

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) утратил силу с 1 января 2012 г.;

Информация об изменениях:

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ пункт 7 части 1 статьи 47 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2015 г.

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

О запрете окончания исполнительных производств о взыскании алиментов, по которым имеется задолженность см. письмо ФССП России от 13 марта 2009 г. N 12/01-2961-АП

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ в часть 2 статьи 47 внесены изменения

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ в часть 7 статьи 47 внесены изменения

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ в часть 9 статьи 47 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

Статья 43. Прекращение исполнительного производства

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 43 настоящего Федерального закона

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

Читайте так же:  Что делать если коллекторы угрожают родственникам должника в 2020 году

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ пункт 3 части 2 статьи 43 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 15 сентября 2015 г.

3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 2 статьи 43 дополнена пунктом 7

7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ часть 2 статьи 43 дополнена пунктом 8

8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 9 с 25 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 321-ФЗ

9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 10 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 11 с 7 марта 2018 г. — Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 12 с 17 марта 2019 г. — Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 24-ФЗ

12) прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ статья 43 дополнена частью 3

3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Статья 439. Прекращение исполнительного производства

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

2. При отказе взыскателя от взыскания и при заключении между взыскателем и должником мирового соглашения применяются правила, предусмотренные статьей 173 настоящего Кодекса.

3. В случае прекращения исполнительного производства все назначенные меры по исполнению отменяются судебным приставом-исполнителем. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.

Комментарий к ст. 439 ГПК РФ

1. Примером отказа взыскателя от взыскания является ситуация, когда при исполнении судебного приказа или решения суда о взыскании алиментов ребенок, на которого они были присуждены, перешел на воспитание и содержание к родителю, выплачивающему на него алименты, в связи с чем взыскатель отказался от их получения.

2. Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом. В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные ст. 392 ТК РФ сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.

3. ГПК РФ, который регламентирует процедуру защиты нарушенных или оспоренных прав, не предусматривает возможности пересмотра или прекращения исполнения вступивших в законную силу судебных решений в связи с изменением законодательства.

4. В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи закреплено правило: исполнительное производство прекращается судом в случае, если для данного вида взыскания истек установленный федеральным законом срок давности. Из содержания п. 2 ст. 120 СК РФ следует, что взыскание алиментов в судебном порядке прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Таким образом, при наступлении условий, предусмотренных указанной нормой СК РФ, взыскание алиментов не производится. Вместе с тем исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением исполнительного документа (подп. 1 п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Следовательно, прекращение исполнительного производства по выплате алиментов при наступлении условий, определенных в п. 2 ст. 120 СК РФ, но при наличии задолженности неправомерно.

5. См. также комментарий к ст. ст. 39, 173, 262 ГПК РФ.

Читайте так же:  Росреестр снятие обременения по ипотеке официальный сайт в 2020 году

Проблемы исполнительного производства в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Исполнительное производство 2020

После принятия Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» в исполнительной системе произошли существенные изменения. Это послужило основанием для создания самостоятельной и независимой от суда службы судебных приставов-исполнителей. Появилась возможность обеспечить реальное исполнение актов судебных и иных органов.

Однако со временем в них было выявлено множество недостатков. И это в какой-то мере закономерно, поскольку абсолютно совершенного законодательства в мире не существует и не может существовать. Оно становится таковым по мере осуществления последовательных и целенаправленных усилий по применению и внедрению его в практику.

Существующая в 2020 году в России практика исполнительного производства это подтверждает, так как около трети всех исполнительных документов не исполняются либо исполняются в части по тем или иным причинам, что в свою очередь сказывается на отношении населения к судебной и исполнительной власти в целом. Ведь отсутствие в государстве реально действующего механизма подрывает авторитет органов власти. Поэтому сейчас как никогда необходимо совершенствование исполнительного производства.

Очевидно, что наиболее эффективным является добровольное исполнение судебных актов, но, к сожалению, на практике это происходит не так часто, как хотелось бы. Считаю, что государству следует поощрят граждан, которые в добровольном порядке исполняют судебные решения. Ведь чаще всего граждане отказываются их исполнять. И именно в таких случаях необходим эффективный механизм, реально обеспечивающий их принудительное исполнение.

Стоит сказать, что в европейских государствах успешно функционируют как негосударственная система принудительного исполнения (например, во Франции, Нидерландах, Польше), так и государственная (например, в Австрии, Германии, Швеции). Это показывает, что и государственная система принудительного исполнения может быть эффективной. Однако в условиях, сложившихся в нашей стране, проблематично будет быстро добиться эффективности государственной системы исполнения. Невозможно в ближайшее время создать модернизированную систему государственного исполнения, поскольку в первую очередь для этого необходимо увеличить количественный состав ФССП РФ и повысить квалификацию ее сотрудников, на что требуется длительное время.

В свою очередь ряд ученых полагает, что исполнительное производство — это заключительная стадия гражданского процесса, другие же — самостоятельный правовой институт и предлагают создать отдельную отрасль права.

Так, Ермаков А.В. и Юков М.К. едины во мнении, согласно которому необходимо создание специализированной отрасли исполнительного производства, включающей в себя гражданского-процессуальное и уголовно-процессуальное исполнение. Они считают, что исполнительное производство является самостоятельным правовым образованием в системе российского права.

А такие ученые, как Шакарян М.С., Шишкин А.К., говорят о том, что исполнительное производство является завершающей стадией гражданского процесса.

Это можно объяснить тем, что исполнительное производство, в соответствии с действующему Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, остается предметом правового регулирования гражданского процессуального права.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При принятии Федерального закона «Об исполнительном производстве» государство стремилось не к созданию самостоятельной отрасли права или отдельного от ГПК РФ закона, а такие цели, как:

— увеличение эффективности актов судов и иных органов;
— реальное и своевременное исполнение решений судов и иных органов;
— развитие законодательства действующего законодательства и восполнение пробелов;
— увеличение ответственности граждан и организаций по своим обязательствам.

Кроме того, у исполнительного производства и гражданского (арбитражного) процесса едины конечные цели, так как действуют те же принципы и задачи, что и в гражданском и арбитражном процессе.

Стоит отметить, что на судебные органы возложена законодателем обязанность судебного контроля при исполнении судебных решений. Судом решаются вопросы о восстановлении пропущенного взыскателем срока на предъявление судебного документа, прекращение исполнительного производства и др.

Помимо судебных органов возможность контролировать деятельность судебных приставов возложена и на прокуратуру. Она осуществляет надзор за исполнением законодательства в сфере исполнительного производства. Однако, данный механизм недостаточно эффективен и носит эпизодический характер.

Если говорить об общем порядке обращения взыскания на имущество должника, то он установлен главой IV Закона. Нормы главы V являются специальными и определяют особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. В соответствии с п. 1 ст. 46 Закона обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. Однако специальная норма Закона (ст. 58) предусматривает, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств на принадлежащее ему имущество налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном Законом.

Меры принудительного исполнения определены ст. 45 Закона. К ним относятся:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Анализируя специальные нормы о порядке обращения взыскания на имущество должника-организации, можно сделать вывод, что согласно ст. 18 Закона при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения. Возможность изменения способа и порядка исполнения решения суда предусмотрена и действующим ГПК РФ (ст. 203).Отсутствие денежных средств у должника-организации препятствует исполнению решения суда о взыскании денежной суммы, следовательно, в этом случае есть все основания изменить порядок и способ исполнения решения и передать взыскателю определенное имущество должника.

Таким образом, современное исполнительное производство нуждается в совершенствовании, ведь оно играет важную роль, представляя собой заключительную стадию гражданского процесса. Ведь именно ради реального исполнения судебных актов гражданин обращается в суд.

Депутаты одобрили изменение сроков в исполнительном производстве

Госдума приняла поправки в закон об исполнительном производстве, устанавливающие новые правила предъявления исполнительного листа, который до этого был отозван.

Законом устанавливается, что, если исполнительный лист ранее предъявлялся к исполнению, но затем производство по нему было окончено, то в общую продолжительность срока предъявления данного листа к исполнению не должны включаться периоды, в течение которых производство по нему велось ранее. Отмечается, что, если взыскатель предъявит лист к исполнению после прекращения производства, то сроки будут сокращены, так как не будут учтены периоды, во время которых исполнительное производство по этому листу осуществлялось с его возбуждения и до окончания в связи с возвращением его взыскателю. Изменения вносятся в ст. 356 КАС, а также в ст. 321 АПК.

Читайте так же:  Получение загранпаспорта через госуслуги пошаговая инструкция в 2020 году

В пояснительной записке к документу указано, что закон был разработан в целях реализации постановления Конституционного суда по жалобе Михаила Ростовцева. В 2010 году суд обратил взыскание на пять объектов принадлежащей ему нежилой недвижимости. Взыскатель, ОАО «Сбербанк России», обратился в УФССП, но затем отозвал исполнительный лист. Судебный пристав вынес постановления об окончании исполнительного производства и об отзыве арестованного имущества с реализации. Такая же ситуация возникла в 2013 году, а в 2014 году по заявлению банка опять было возбуждено производство. Ростовцев в суде попытался оспорить постановление пристава, так как полагал, что трехлетний срок для предъявления исполнительного документа пропущен, но суд его в этом не поддержал. Апелляция и кассация поддержали это решение. КС в своем постановлении указал, что до внесения изменений судебные приставы и суды при последующем обращении взыскателя, если предыдущее производство по исполнительному документу было окончено по заявлению последнего, обязаны, исчисляя срок производства, вычитать из его общей продолжительности те периоды, в течение которых производство по данному исполнительному документу уже осуществлялось (см. «КС отказал взыскателю в бессрочном праве на возбуждение исполнительного производства»).

Президент подписал поправки об изменении сроков в исполнительном производстве

Президент Владимир Путин подписал законопроект, предусматривающий внесение поправок в закон об исполнительном производстве. Документ, в частности, устанавливает новые правила предъявления исполнительного листа, который ранее был отозван.

В законе прописано, что, если исполнительный лист ранее предъявлялся к исполнению, а затем производство по нему окончили, то предыдущие периоды производства не будут включаться в общую продолжительность срока предъявления данного листа к исполнению. При этом в документе отмечается, что, если взыскатель предъявит лист к исполнению после прекращения производства, то сроки будут сокращены, так как не будут учтены периоды, во время которых исполнительное производство по этому листу осуществлялось с его возбуждения и до окончания в связи с возвращением его взыскателю. Законопроект вносит изменения в ст. 356 КАС, а также в ст. 321 АПК.

В пояснительной записке говорится, что закон был разработан в целях реализации постановления Конституционного суда, которое было вынесено в марте 2016 года по жалобе Михаила Ростовцева. Тогда судьи указали, что до внесения поправок приставы и суды при повторном обращении взыскателя, если предыдущее производство по исполнительному документу окончили по его заявлению, при исчислении срока производства должны вычитать из его общей продолжительности те периоды, когда производство по исполлисту уже осуществлялось (см. «КС отказал взыскателю в бессрочном праве на возбуждение исполнительного производства»).

Прекращение исполнительного производства в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Исполнительное производство 2020

Данное понятие подразумевает под собой полное и бесповоротное завершение всех существующих исполнительных действий по известному установленному производству при невозможности в дальнейшем их возобновления.

Ситуация не столь приятна, поскольку цель исполнительного производства не была достигнута, а вынесенный документ останется неисполненным. Данный случай ставит взыскателя в неловкое положение, поскольку ситуация не позволяет удовлетворить его законные интересы. Тем не менее, лицо, участвовавшие в деле, имеет право подать в суд или направить судебному приставу заявление о прекращении производства.

Для многих в 2020 году эта сложная юридическая ситуация покажется непреодолимой, но наши адвокаты, раскрывают в данной статье ряд полезных советов, которые Вы можете использовать в реалии.

Перечень обстоятельств, на основании которых исполнительное производство прекращается, установлены в ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

1. Исполнительное производство прекращается в судебном порядке в случаях:

• смерти взыскателя либо должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

• утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

• отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

• принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

• принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

• утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

• отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

• отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

• прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

• внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

Необходимо знать, что прекращение исполнительного производства порождает, установленные законом правовые последствия.

Напоминаем, что судебный пристав в обоснованном постановлении о прекращении исполнительного производства отменяет, установленные им меры принудительного исполнения и иные ограничения для должника.

Также, помимо основного постановления о прекращении производства возбуждается новое исполнительное производство судебным приставом лишь в части не исполненным частично или полностью постановлениям о взыскании с должника тех расходов, которые необходимы на совершение исполнительных действий, а также исполнительского сбора, которые были наложены судебным приставом в процессе исполнения исполнительного документа.

Статья 47. Окончание исполнительного производства

Ст. 47 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 9 июня 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Читайте так же:  Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона в 2020 году

Статья 47. Окончание исполнительного производства

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьёй 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляются:

  • 1) взыскателю и должнику;
  • 2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
  • 3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
  • 4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Возможно ли возобновление исполнительного производства после его окончания?

Отмена постановления об окончании исполнительного производства

Основания для окончания производства приставом-исполнителем приведены в ст. 47 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — закон № 229). Однако в большинстве случаев (за исключением фактического исполнения требования исполнительного документа) окончание производства не означает невозможности его продолжения через некоторое время.

Если же срок предъявления исполнительного документа для взыскания не истек, постановление об окончании производства может быть отменено как на основании заявления взыскателя, так и по решению вышестоящего судебного пристава или его заместителя (ч. 9 ст. 47 закона № 229). Пристав в таких случаях обязан снова возбуждать производство.

В частности, производство оканчивается при возвращении исполнительного документа (далее — ИД) взыскателю. Происходить это может по разным причинам (они перечислены в ст. 46 закона № 229). Самый распространенный случай — невозможность установить местонахождение как самого должника, так и его имущества. Пристав обязан составить при этом акт о наличии обстоятельств, по которым стало невозможно исполнить судебное решение. Вместе с актом взыскатель получает постановление об окончании производства.

На практике часто бывает, что пристав не использует для поиска должника и его имущества все предоставленные ему возможностей, т. е. проще говоря — бездействует, не желая приложить усилия к взысканию долга. Если взыскатель заподозрит халатность со стороны исполнителя, то может подать на его действия/бездействие жалобу вышестоящему должностному лицу или в суд.

Если взыскатель получил обратно свой исполнительный документ без взыскания, он может не добиваться отмены постановления об окончании производства, а просто повторно его предъявить в пределах установленного в ст. 21 закона № 229 срока. По заявлению взыскателя будет произведено повторное возбуждение исполнительного производства после его окончания.

Возобновление производства после его прекращения

Окончание производства следует отличать от его прекращения, т. к. второе не предполагает возможности повторно предъявить ИД к взысканию. Прекращается же производство лишь при наличии веских оснований. Такое решение может принять, согласно ст. 43 закона № 229, суд или судебный пристав.

Среди основных причин прекращения можно назвать:

  • в отношении физлиц — смерть одной из сторон (должника или взыскателя), если право требований (обязательств) не переходит к другому лицу — правопреемнику; в отношении юрлиц — ликвидацию и исключение записи о них из ЕГРЮЛ;
  • утрату возможности совершить взыскание;
  • отказ взыскателя от получения изъятого исполнителями у должника имущества или полный отказ от взыскания;
  • отмену ИД;
  • признание долга по платежам в бюджет безнадежным.
Читайте так же:  Уведомление о приостановлении предварительного следствия в 2020 году

Как возобновить исполнительное производство после его прекращения? Первой возможностью возобновить прекращенное исполнительное производство является отмена постановления пристава о его прекращении (в том числе по жалобе взыскателя).

Производство также возобновляется, если (ч. 3 ст. 43 закона № 229):

  • отменено судебное решение, которое послужило причиной прекращения производства;
  • изменились обстоятельства, которые легли в основу прекращения производства.

Инициатором возобновления в этой ситуации может быть как взыскатель (для этого ему нужно подать в ФССП заявление), так и пристав.

Как возобновить приостановленное производство

В ряде случаев исполнительное производство может быть приостановлено судом или приставом-исполнителем (ст. 39–40 Ззакона № 229). Главное основание для возобновления исполнительного производства — это устранение обстоятельств, из-за которых оно было приостановлено (ч. 2 ст. 42).

Чтобы суд возобновил согласно ч. 1 ст. 438 ГПК РФ приостановленное по его решению производство, требуется:

  1. Подача взыскателем или приставом соответствующего ходатайства.
  2. Фактическое устранение препятствующих ходу исполнительного производства оснований.

Кроме того, согласно ч. 2 указанной выше статьи ГПК, срок, на который изначально приостановлено производство, может быть сокращен судом.

Возобновление судом

Анализ ст. 39 закона № 229 позволяет определить, какие обстоятельства должны быть устранены, чтобы суд возобновил приостановленное производство.

Суд вынесет решение о возобновлении производства, если:

  • получен отказ по иску об освобождении арестованного имущества;
  • имеется результат рассмотрения судом вопросов, связанных с оспариванием результата оценки имущества, находящегося под арестом, или взысканием исполнительного сбора;
  • должник вернулся из длительной командировки;
  • отказано по иску об оспаривании исполнительного документа или завершилась процедура оспаривания судебного акта, по которому был тот выдан.

Решение о возобновлении производства принимается тем же арбитражным судом, который первоначально выдал исполнительный документ и затем приостановил его (ч. 1 ст. 45 закона № 229), либо тем, который ближе находится к месту осуществления деятельности исполнителя.

Возобновление приставом

Пристав может приостановить производство, если ему подаст соответствующее обоснованное заявление одна из сторон (ч. 4 ст. 45 закона № 229). Чтобы возобновить производство, потребуется убедиться, что основания для приостановки производства устранены, либо получить соответствующее заявление от взыскателя (ч. 7).

Основываясь на анализе положений ст. 40 закона № 229, обобщим сведения о том, по каким основаниям исполнитель может возобновить производство:

  • должник либо взыскатель вернулся из зоны боевых действий либо прекратил исполнять задания в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ч. 1);
  • должник закончил лечение в стационаре (п. 1 ч. 2);
  • отменено признание должника безвестно отсутствующим или умершим по причине его появления (п. 1 ч. 1);
  • должник восстановил свою платежеспособность и финсостоятельность путем выхода из процедуры банкротства (пп. 5 и 5.1 ч. 1);
  • завершился срок предоставленной судом отсрочки исполнения обязательства (п. 6 ч. 1);
  • снят арест с имущества организации-должника, непосредственно участвующей в производственном процессе (п. 7 ч. 1);
  • отсутствие имущества у должника — иностранного государства (п. 8 ч. 1);
  • найден разыскиваемый ранее должник (п. 2 ч. 2);
  • должник-призывник вернулся из армии (п. 3 ч. 2).

Производство может быть приостановлено высшими должностными лицами исполнительной службы (ч. 3 ст. 40 закона № 229) или судом (ч. 3 ст. 39 закона № 229) по причине поступления жалобы на действия или бездействие пристава. Для возобновления производства при этом необходимо, чтобы орган, рассматривающий жалобу одной из сторон производства или постановление исполнителя, не нашел оснований для приостановления или получил доказательства урегулирования ситуации.

Порядок подачи жалобы на пристава

Если взыскатель получил не устраивающее его постановление о прекращении/окончании/приостановлении исполнительного производства, он может подать жалобу. Оформленная в письменном виде по стандартному образцу жалоба с необходимыми обоснованиями подается вышестоящему приставу либо направляется в суд.

После этого орган, получивший жалобу, в рамках имеющихся материалов исполнительного производства изучит:

  • выполнял ли пристав свои обязанности в рамках законодательства;
  • направил ли он исполнительные документы во все инстанции для обеспечения проведения взыскания (на работу должнику-физлицу, в банк для ареста счета, в налоговую или регистратору для ареста имущества);
  • выполнены ли действия, необходимые для розыска должника и его активов;
  • надлежащим ли образом составлялись акты о невозможности взыскания.

Если в процессе изучения этих вопросов найдут допущенные нарушения, соответствующее постановление будет отменено. После этого исполнительное производство продолжится в обычном порядке.

Порядок повторной подачи документа

Если взыскателю были возвращены исполнительные документы в связи с окончанием производства, он в пределах срока давности может их повторно подать на исполнение.

Согласно ч. 1 ст. 21 закона № 229, в общих случаях срок предъявления документов для исполнения составляет 3 года с момента вступления в силу судебного акта, на основании которого был выдан ИД. Особенность в том, что этот срок не течет в то время, пока производство открыто (ч. 1 ст. 22 закона № 229).

Если это периодичные платежи (пример — алименты), тогда взыскатель может снова и снова подавать на исполнение и в течение срока, на который был выдан ИД, и в течение трех лет после его завершения (ч. 4 ст. 21 закона № 229).

В том случае, если документы возвратились заявителю в пределах данного срока, он имеет право подать их повторно на исполнение, причем сколько угодно раз. Пристав-исполнитель, получивший соответствующее заявление, должен на общих основаниях открыть новое исполнительное производство. Его отказ может быть обжалован заявителем в суде. В рамках нового исполнительного производства пристав обязан воспользоваться полным комплексом предоставленных ему полномочий для исполнения судебного решения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если исполнительное производство окончено и документы (исполнительный лист, судебный приказ) возвращены взыскателю, это необязательно означает закрытие производства навсегда, т. к. его можно возобновить. При этом важно учесть, сколько осталось времени до истечения срока предъявления документов для исполнения. Если три года с момента вступления в законную силу решения суда или нотариальной надписи еще не истекло, заявитель имеет право повторно подать документы в ФССП. В том же случае, когда пристав нарушил закон и безосновательно окончил (либо прекратил или приостановил) производство, взыскатель может подать на него жалобу.

Чем отличается окончание исполнительного производства от прекращения в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here