Чем отличается филиал от представительства юридического лица в 2020 году

Самое важное в статье: "Чем отличается филиал от представительства юридического лица в 2020 году". Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Представительства и филиалы юридического лица

Виды обособленных подразделений, их права. Порядок назначения руководителя обособленного подразделения, схема внесения изменений в Устав.

Виды обособленных подразделений юридического лица, в соответствии с положениями ГК РФ, и их правовой статус

Действующее законодательство РФ наделяет юридических лиц определенными правами, в список которых входит право создания собственного обособленного подразделения, находящегося в месте, отличном от места нахождения основной организации.

Юридическое лицо вправе наделить обособленные подразделения своим имуществом. При этом деятельность данного подразделения будет основываться на определенных правилах и положениях, ранее созданных и утвержденных юридическим лицом.

Виды обособленных подразделений:

  • представительство. Основная их функция заключается в представлении интересов основной организации и обеспечении их защиты;
  • филиал – представляет собой отдельное подразделение юридического лица, наделенное полноценными правами по выполнению либо всех основных его функций, либо только нескольких.

Дочерние общества к обособленным подразделениям не относятся.

Руководители филиалов и представительств выбираются и назначаются юридическим лицом.

При этом до утверждения той или иной должности, руководитель должен осуществить внесение соответствующих изменений в устав организации.
Действующее гражданское законодательство РФ наделяет филиал более широким правовым статусом, если сравнивать его со статусом представительства.

Например, в список прав филиалов входит возможность осуществления различных юридических действий, направленных на реализацию поставленных главной организацией задач.

В то время как правовой статус представительства предполагает лишь представление интересов организации в конкретном территориальном районе. Но, несмотря на это, ни один из них не имеет статуса юридического лица.

Понятие филиала юридического лица, его права в соответствии с ГК РФ

Понятие «филиалов» определяет их как обособленные подразделения, созданные в соответствии с волеизъявлением юридического лица, в обязанности которых входит представление интересов главной организации.

Так как у филиалов отсутствует собственный правовой статус юридического лица, его наделяет правами основная организация. В список прав филиала может входить достаточно много полномочий, например:

  • заключение контрактов и регистрация договоров с контрагентами, а также внесение изменений и дополнений в содержание документов;
  • прием новых лиц на работу, оформление всех необходимых документов;
  • поиск новых контрагентов.

В понятие «права филиала» может входить и множество иных полномочий. Основной аспект состоит в том, что устав юридического лица, в обязательном порядке должен содержать список прав каждого филиала, а также иную необходимую информацию, например, местонахождение, перечень имущества, правовой статус подразделения, его положение, порядок внесения изменений, ответственность и т.д.

Список основных функций для филиала также устанавливается юридическим лицом самостоятельно. Набор полномочий может полностью совпадать с полномочиями главной организации, а может и значительно отличаться от него.

В любой момент руководство юридического лица может осуществить внесение изменений в устав организации, ограничив полномочия филиалов, либо наоборот – наделить их дополнительными правами.

Представительство юридического лица, понятие и права подразделения

Понятие и правовой статус представительства юридического лица закреплены в действующем ГК РФ. Правовое положение представительства совпадает с положением филиала – оно тоже не является юридическим лицом.

Права и функции представительства практически закреплены в самом названии данного обособленного подразделения. Оно представляет интересы юридического лица и делает все для обеспечения их постоянной защиты.

Все данные о представительстве обязательно вносятся в устав юридического лица, до того момента, как произошла регистрация обособленного подразделения.

Для начала функционирования представительства, оно наделяется необходимым имуществом. В определенных ситуациях, например, когда на юридическое лицо была наложена административная ответственность, это имущество может стать объектом взыскания.

Постоянная деятельность представительства основывается на положениях, созданных и утвержденных юридическим лицом. При необходимости, в данные положения могут быть внесены требующиеся изменения.

Руководитель представительства действует на основании доверенности, составленной и подписанной юридическим лицом. При этом все участники гражданского оборота, которые вступают в правовые отношения с представительством, фактически, сотрудничают с юридическим лицом через физическое – руководителя представительства.

Порядок назначения руководителя обособленного подразделения, схема внесения изменений в Устав

Процедура создания обособленного подразделения требует четкого знания порядка и различных нюансов данной области, так как здесь очень важным является соблюдение действующих правил и нормативно-правовых актов.

Начальным этапом является принятие решение о создании одного, либо нескольких обособленных подразделений руководством общества. Далее следует утверждение и регистрация Положения о создании представительства, либо филиала.
Затем организация должна внести все обязательные изменения в Устав.

В нем должны содержаться сведения абсолютно обо всех обособленных подразделениях. При этом обязательно должна быть пройдена регистрация, иначе записи в уставе не будут иметь никакой юридической силы.

Следующим этапом станет назначение руководителя. Данные о нем также должны быть занесены в устав юридического лица. После чего издается соответствующий приказ о приеме лица на должность, с ним заключается трудовой договор.

Заключительным шагом при назначении руководителя филиала или представительства будет выступать создание доверенности, на основании которой будет вестись его работа.

Дочерние общества создаются по немного иной схеме, так как являются самостоятельными юридическими организациями.

Затем требуется посетить налоговый орган и встать на учет. При этом организация – налогоплательщик должна состоять на учете не только по месту своего нахождения, но и по месту расположения всех обособленных подразделений общества.

Читайте так же:  Установка лежачего полицейского на придомовой территории в 2020 году

После подачи сведений в налоговый орган, регистрация обособленного подразделения будет завершена.

Положение о филиале, представительстве и работа руководителя подразделения по доверенности

Положение о филиале или представительстве является документом, в котором четко определяется сфера деятельности данного подразделения, устанавливаются его права и обязанности, а также схема управления им.

Положение по праву можно назвать главным документом, на основании которого осуществляется вся деятельность организации.

Оно должно содержать следующие сведения: данные о точном местонахождении филиала или представительства, информацию о печати, данные о способе управления, о порядке уведомления и информирования подразделения, о допустимых сроках и т.д. Очень важно подробно описать порядок доведения важной информации до руководства.

Работа руководителя подразделения может осуществляться исключительно на доверенности, которая была выдана ему руководством главной организации.

Оформление документа является важнейшим моментом. На нем обязательно должна стоять печать организации и подпись руководителя, либо иного уполномоченного лица, а также дата, когда документ был выдан.

Основное отличие доверенности от обычного трудового договора заключается в том, что в ней должны быть определены не права и обязанности руководителя, а список его полномочий, которыми он наделяется. Очень часто данные полномочия заключаются в решении вопросов по текущей деятельности подразделения, заключение договоров, в том числе и трудовых, участие в различных сделках, открытие банковских счетов и т.д.

Так как обособленные подразделения не являются юридическими лицами, следовательно, они не обладают правом личного заключения сделок с контрагентом, а это значит, что они выступают лишь посредниками, от имени руководства основной организации.

Как открыть представительство иностранной компании в РФ?

Как открыть представительство иностранной компании в России — зарубежной фирме для решения этого вопроса необходимо пройти набор обязательных процедур. Какие действия подлежит осуществить для получения законного права работать на российской территории — узнайте из нашего материала.

Открытие и регистрация представительства иностранной компании в России

Представительство зарубежной фирмы — это одно из ее подразделений, обладающее следующими отличительными признаками:

  • расположено вне места нахождения иностранного юридического лица (ИЮЛ);
  • предназначено для представления интересов ИЮЛ и осуществления их защиты;
  • не обладает полномочиями на осуществление коммерческой деятельности;
  • не является юридическим лицом на территории РФ.

Процедуру открытия представительства зарубежной фирмы на российской территории регламентирует закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях в РФ. В п. 1 ст. 21 указанного закона определено следующее:

  • для открытия представительства зарубежная фирма должна принять решение;
  • госконтроль за открытием представительства ИЮЛ производится посредством его аккредитации;
  • аккредитацию представительства ИЮЛ (кроме представительств иностранных кредитных организаций) производит Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22.12.2014 № ММВ-7-14/[email protected]);
  • подтверждением факта аккредитации является документ о внесении записи в реестр аккредитованных филиалов и представительств ИЮЛ, ведение которого регламентировано порядком, утв. приказом ФНС от 26.12.2014 № ММВ-7-14/[email protected]

Как налоговики борются за качество и достоверность информации в госреестре юрлиц, расскажут размещенные на нашем сайте сообщения:

Закон № 160-ФЗ (п. 2 ст. 21) уточняет процедуру открытия представительства ИЮЛ по срокам и составу сообщаемых сведений следующим образом:

  • ИЮЛ обязано представить заявление об аккредитации в течение 12 месяцев после принятия решения об открытии представительства;
  • заявление об аккредитации включает в себя:
    • заверенные ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой РФ) сведения о численности иностранных граждан — работников представительства;
    • документы для аккредитации.

К подаваемым для аккредитации иностранным документам предъявляются следующие требования:

  • обязательное наличие на них подлинных отметок о консульской легализации (или заверение их апостилем) — если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями РФ;
  • перевод их на русский язык должен быть заверен нотариально или в консульском загранучреждении и является действительным в течение 1 года с даты заверения.

После того как все необходимые действия по аккредитации представительства ИЮЛ произведены, потребуется осуществить еще ряд процедур:

  • учетного характера (представительства встают на учет в органах госстатистики, налоговых и др.);
  • организационного характера (представительства открывают счет в банке, при необходимости изготавливают печать и осуществляют иные организационные действия).

По завершении всех аккредитационно-организационно-учетных действий представительство ИЮЛ на законных основаниях начинает свою деятельность.

Нюансы открытия филиала иностранной фирмы (правовое положение, руководитель, положение о филиале)

Филиал ИЮЛ — это обособленное подразделение зарубежной компании, обладающее следующими отличительными признаками:

  • расположено вне места нахождения ИЮЛ;
  • осуществляет функции зарубежной фирмы частично или полностью (включая функции представительства);
  • не является юридическим лицом на территории РФ.

Регистрация филиала иностранной компании в России происходит по алгоритму, аналогичному описанному в предыдущем разделе.

Порядок управления филиалом и в целом работа филиала регулируется специальным положением, требования к содержанию которого перечислены в ст. 22 закона № 160-ФЗ. В положении должны быть указаны:

  • наименование ИЮЛ и его филиала;
  • организационно-правовая форма ИЮЛ;
  • местонахождение филиала на территории РФ;
  • адрес места нахождения ИЮЛ в стране регистрации;
  • цели создания, открытия и виды деятельности филиала;
  • порядок управления филиалом.

Помимо указанных сведений в положение о филиале ИЮЛ могут включаться и иные аспекты, которые:

  • отражают нюансы работы филиала;
  • не противоречат российскому законодательству.

Руководство филиалом ИЮЛ осуществляется назначенным уполномоченным органом ИЮЛ руководителем (директором, генеральным директором и др.). Полномочия назначенного руководителя:

  • должны подтверждаться выданной ИЮЛ доверенностью;
  • могут быть передоверены другому лицу при соблюдении норм ст. 187 ГК РФ.

Многообразие применяемых в хозяйственной деятельности доверенностей изучайте с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

Чтобы открыть в РФ представительство, зарубежной фирме необходимо принять решение и пройти аккредитацию, в результате которой сведения об открываемом подразделении попадут в специальный госреестр.

Читайте так же:  Общие условия предоставления жилищных кредитов сбербанка в 2020 году

Кроме того, потребуется встать на налоговый учет, открыть расчетный счет в банке, назначить руководителя представительства и выдать ему доверенность, а также осуществить иные необходимые для начала деятельности представительства действия.

Разграничение понятий постоянного представительства, филиала и представительства иностранной организации

В условиях вовлеченности иностранных игроков в российский рынок на практике у организаций, юристов, работодателей и работников нередко возникают вопросы относительно правового регулирования работы в России иностранных организаций, их постоянных представительств, филиалов и представительств, соотношения данных понятий, их статуса и круга возможностей, а также трудовой деятельности в них иностранных граждан.

По этой причине следует рассмотреть подробнее существующий понятийный аппарат. Итак, под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей главы 25 Налогового кодекса РФ («Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ, далее — НК РФ) понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Это предусмотрено в п. 2 ст. 306 НК РФ.

Таким образом, постоянное представительство – это общее понятие, которое объединяет и филиалы, и представительства. По этой причине нельзя путать понятие постоянного представительства и представительства иностранной организации в России, поскольку представительство – это один из нескольких видов постоянного представительства наряду с филиалом, отделением, бюро, конторой, агентством, любым другим обособленным подразделением или иным местом деятельности такой иностранной организации, через которое организация регулярно ведёт предпринимательскую деятельность в России.

То есть и филиалы, и представительства являются постоянными представительствами.

Иностранное юридическое лицо может открыть своё представительство или филиал, которые в соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ («Гражданский кодекс РФ (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ) не являются самостоятельными юридическими лицами. Это значит, что они не могут быть представлены самостоятельной стороной в договоре, не приобретают имущественные и личные неимущественные права, не могут выступать истцом и ответчиком в суде. Их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Следующее, что необходимо рассмотреть – это отличия филиала от представительства. Иностранная организация для осуществления деятельности в России принимает решение об открытии в России того или иного вида постоянного представительства в зависимости от особенностей целеполагания, то есть набора целей, стоящих перед организацией на российском рынке.

Так, создание представительства иностранной компании в России даёт возможность представительству представлять интересы компании на территории РФ (к примеру, при заключении сделок в РФ, участии в торгах, проведении рекламных акций и многое другое) и официально осуществлять защиту её прав.

Отличие же от филиала у представительства заключается в том, что представительство не осуществляет производственно-хозяйственной деятельности. Филиал создаётся не только для совершения представительских функций, но и для ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, представительство не может заниматься производством, например, строительством или выпуском какой-либо продукции.

Поскольку иностранные организации зачастую направляют в Россию своих сотрудников для руководства находящимися в России их филиалами и представительствами, а также привлекают граждан своих государств для работы на различных должностях в филиалах и представительствах, значительной важностью для правильного соблюдения предписаний российского законодательства обладает вопрос о правовых основаниях трудовой деятельности иностранных граждан в них.

Данный вопрос разрешается в общем порядке.

В соответствии с положениями Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (Приложение к приказу Федеральной миграционной службы от 30 октября 2014 г. N 589, далее – Административный регламент) – заявителем может быть:

При принятии решения о привлечении иностранных сотрудников для работы в филиалы или представительства иностранных юридических лиц следует учесть, что в соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранное юридическое лицо в течение 12 месяцев после принятия решения о создании в РФ филиала или представительства обязано предоставить заявление об аккредитации, включающее заверенные в ТПП сведения о численности иностранных работников в филиале или представительстве.

В данном вопросе иностранные работники по категориям не разделяются, следовательно, в эту численность должны быть включены все иностранные работники без исключения.

Осуществление трудовой деятельности иностранных работников любых категорий (высококвалифицированных специалистов, например) сверх указанной численности запрещено законом.

Ответственность за превышение численности иностранных работников любых категорий (в том числе высококвалифицированных специалистов) предусмотрена ч. 3 ст. 19.8.2 КоАП РФ:

  • штраф для граждан — от 3 до 5 тысяч руб.;
  • для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч руб.;
  • для юридических лиц — от 500 тысяч руб. до 1 миллиона руб.

105082, г. Москва, Спартаковская пл., 14, стр.2, офис 2306 Тел/факс: +7 495 748 7762, бесплатные звонки по РФ: 8 800 222 7762

Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Нормы действующего законодательства РФ позволяют компаниям вести свою деятельность не только по месту своего нахождения, но и на территориальном удалении от него.

В каких случаях при этом необходимо регистрировать филиал, а в каких – иное обособленное подразделение, а также чем отличается филиал от обособленного подразделения, разберемся в данной консультации. А заодно ответим на вопрос: обособленное подразделение – это филиал или нет.

Читайте так же:  Что нужно для оформления загранпаспорта через госуслуги в 2020 году

Филиалы и обособленные подразделения организации

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обособленным подразделением является любое территориально удаленное от местонахождения организации подразделение, в котором созданы стационарные рабочие места (то есть на срок более одного месяца) независимо от того, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (ст. 11 НК РФ).

Обособленным подразделением может являться филиал или представительство. Однако отличие обособленного подразделения от филиала и представительства все же существует (ст. 55 ГК РФ).

Разница между филиалом и обособленным подразделением обусловлена тем, что филиал это обособленное подразделение юридического лица, расположенное удаленно от места его нахождения и осуществляющее функции головной организации (либо их часть), в том числе функции представительства. Представительством, в свою очередь, является обособленное подразделение организации, расположенное удаленно от ее местонахождения и представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Простое же обособленное подразделение (территориально удаленное и имеющее стационарные рабочие места) в отличие от филиала не вправе осуществлять функции головной организации (ст. 55 ГК РФ).

Кроме этого, отличие филиала от обособленного подразделения также заключается в том, что сведения о филиале должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. Сведения же о простом обособленном подразделении, имеющем стационарные рабочие места, вносить в ЕГРЮЛ не нужно (ст. 55 ГК РФ).

Иными словами, обособленное подразделение – это и филиал, и представительство, и обычное обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства.

Филиал или обособленное подразделение: отличия (таблица)

Делая выбор между обособленным подразделением или филиалом, в первую очередь нужно понимать какие именно функции будут возложены на данное подразделение, планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерского учета, будет ли подразделение иметь отдельные расчетные счета. Для удобства приведем основные отличия в виде таблицы.

Филиал, представительство, обособленное подразделение – различия:

Отличие представительства иностранной организации от постоянного представительства

Вопрос: Юридическое лицо — нерезидент Республики Беларусь намерено осуществлять на территории Республики Беларусь проектирование объектов магистральных газопроводов. Эту деятельность в Республике Беларусь можно осуществлять при наличии соответствующей лицензии. Получить ее иностранному юридическому лицу можно только при наличии представительства на территории Республики Беларусь. Если иностранная организация собирается работать на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и не вести вспомогательную деятельность, нужно ли ей открывать представительство в МИД?

Ответ: Да, нужно.

Для отдельных видов работ (услуг) в Республике Беларусь предусматривается лицензирование. Отношения по лицензированию регулируются Положением о лицензировании.

Среди различных субъектов хозяйствования право на получение лицензии, если иное не предусмотрено Положением о лицензировании, имеют иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь .

Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции .

Под обособленным подразделением понимается филиал и (или) иное расположенное вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение юридического лица, статус которого определен законодательством, учредительными либо иными организационно-распорядительными документами этого юридического лица .

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, если они определены Положением о лицензировании.

Получение лицензии требуется на проектирование, монтаж объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления (либо выборка из указанного перечня объектов) . Государственный орган, уполномоченный на выдачу специального разрешения (лицензии), — МЧС.

Для получения лицензии ее соискатель (иностранная организация) либо его уполномоченный представитель представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием в заявлении определенных сведений, среди которых:

— наименование и местонахождение этой организации, а также ее представительства, открытого в установленном порядке на территории Республики Беларусь;

— наименование и адрес налогового органа по месту постановки соискателя лицензии на учет, УНП соискателя лицензии (при его наличии) .

Следовательно, претендовать на получение лицензии может иностранная организация, у которой на территории Республики Беларусь есть обособленное подразделение — представительство, открытое на основании разрешения, выданного МИД.

Отметим, что лицензия выдается по форме согласно приложению 2 Положения о лицензировании и содержит среди иной следующую информацию:

— наименование лицензируемого вида деятельности;

— сведения о лицензиате (наименование и местонахождение иностранной организации, УНП);

— сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях (наименование и местонахождение) с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, если они определены Положением о лицензировании, для каждого обособленного подразделения .

Представительство коммерческой иностранной организации может быть открыто только в целях осуществления представительством от имени и по поручению представляемой им иностранной организации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, если иное не установлено международными договорами, заключенными Республикой Беларусь, или законодательными актами Республики Беларусь .

Если одним из основных видов деятельности иностранной организации является выполнение проектных работ, то выполнение ею таких функций, как подготовка документов для получения лицензии и непосредственно ее получение в уполномоченном органе Республике Беларусь можно рассматривать как вспомогательную деятельность этой организации на территории Беларуси.

Читайте так же:  Перепланировка четырехкомнатной квартиры в панельном доме в 2020 году

Иностранная организация, получившая в МИД разрешение на открытие представительства, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого разрешения подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения представительства по ее заявлению . При этом ей присваивается соответствующий УНП.

Таким образом, если иностранная организация открывает на территории Республики Беларусь в установленном порядке представительство и получает при этом УНП в налоговом органе Республики Беларусь, то ее действия соответствуют требованиям белорусского законодательства о прохождении процедур для получения лицензии на соответствующий вид деятельности.

Следует отметить, что постоянное представительство не является обособленным подразделением иностранной организации на территории Республики Беларусь. Это понятие в республике применяется для налоговых целей.

В частности, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь, место выполнения работ, оказания услуг иностранной организации признается постоянным представительством, при условии что указанная деятельность осуществляется в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде .

Для таких иностранных организаций ч. 1 подп. 2.6 п. 2 ст. 66 НК предусмотрен отдельный порядок постановки на учет в налоговом органе. Он выполняется по их заявлению, подаваемому в налоговый орган по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь до начала деятельности по договору (договорам) с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем. Постановка происходит, если работы выполняются, услуги оказываются в течение периода, превышающего срок, установленный п. 3 ст. 139 НК (свыше 90 дней).

Таким образом, выполнив постановку на учет в белорусском налоговом органе по месту нахождения представительства, у иностранной организации будет УНП, при наличии которого можно обращаться за лицензией. После ее получения следует приступить к заключению договора (договоров) на проектирование. Если сроки выполнения работ по договорам превысят на территории Республики Беларусь 90 дней, то иностранной организации необходимо будет стать на налоговый учет по месту оказания услуг, выполнения работ по проектированию.

Для регистрации в белорусском налоговом органе потребуется представить перечень документов, указанный в ч. 2 подп. 2.6 п. 2 и п. 3 ст. 66 НК.

Разница между филиалом и представительством

Как филиал, так и представительство являются обособленными подразделениями юрлиц, а потому не всегда понятно, в чем отличие между этими двумя понятиями и какое из них лучше выбрать в том или ином случае.

Посмотрим, как закон определяет оба эти термина. Как указано в статье 55 Гражданского кодекса РФ, представительством является обособленное подразделение юридического лица,расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Таким образом, основное отличие филиала от представительства состоит в объеме и характере функций.

Если посмотреть на это отличие более подробно, то филиал вправе осуществлять все функции юридического лица в рамках предоставленных ему головной организацией полномочий. Деятельность филиала осуществляется от имени организации. Чаще всего, филиал имеет отдельный баланс, расчетные счета в банках, свою печать. Представительство не обладает правом заниматься какой-либо финансово-хозяйственной деятельностью, которая приводит к образованию доходов у головной организации (в том числе снабжением, сбытом, производством, оказывать услуги, выполнять работы, совершать операции с ценными бумагами и т.д.) Также представительство не осуществляет взаимодействие между территориально удаленной головной организацией ее контрагентами.

Срок аккредитации представительства — от одного до трех лет, филиалов — от одного до пяти.
Существуют отдельные виды лицензий, получить которые могут только филиалы (например, лицензия на издательскую деятельность)

Каковы различия между филиалом и представительством?

О. Агальцова, генеральный директор ООО «Мир Консалтинга»

Опубликовано в «Финансовой газете «Вопросы и ответы» от 21.06.2012

Основной отличительной особенностью представительств от филиалов является функциональное назначение. Для целей хозяйственных отношений и государственной регистрации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (части 1, 2 ст. 55 ГК РФ). Аналогичное по содержанию определение понятия «филиал» закреплено в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Понятие «представительство» в данном Законе не раскрывается.

Таким образом, представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность. Его задача состоит в рекламировании и продвижении товаров (работ, услуг) иностранной компании, распространении о ней информации, в поиске потенциальных партнеров, заключении контрактов, разрешении конфликтных ситуаций и пр. Филиал выполняет более широкий перечень функций, так как он вправе осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания.

В НК РФ дополнительно раскрывается понятие «постоянное представительство иностранной организации», и его содержание существенно отличается от установленного ГК РФ. В соответствии со ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации для целей применения главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

Читайте так же:  Согласие на проведение психологического тестирования в школе в 2020 году

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.

В перечисленных случаях возникновение представительства НК РФ соотносит с фактом осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности на регулярной основе. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. Понятие «постоянное представительство» определяет не только организационно-правовую форму, но и деятельность иностранной компании, с которой связывается возникновение обязанности по уплате налога на прибыль. Данное определение постоянного представительства иностранной организации используется исключительно для целей налогообложения и налогового контроля (ст. 11 НК РФ).

Представительства и филиалы иностранных компаний не являются юридическими лицами. Следовательно, ответственность за их деятельность несет иностранная компания. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений. Руководители представительств и филиалов назначаются иностранной организацией и действуют на основании ее доверенности (ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы иностранных компаний могут быть открыты на территории Российской Федерации только по разрешению аккредитующего органа (ст. 21 Федерального закона № 160-ФЗ). Выполнение процедур по аккредитации осуществляет Государственная регистрационная палата при Минюсте России (ст. 24 Федерального закона № 160-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. № 1419).

Сроки аккредитации представительств и филиалов различны. Аккредитация представительства осуществляется на срок от года до трех лет, филиала – от года до пяти лет. При необходимости аккредитация может быть продлена.

Для аккредитации представительствами и филиалами представляется установленный пакет документов, требования к перечню и оформлению которых одинаковы. Перечень документов включает в себя:

— письменное заявление с просьбой о проведении аккредитации и внесении в государственный реестр представительств и филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации;

— выписку из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его места нахождения;

— устав (учредительный договор) иностранного юридического лица. Если законодательство государства регистрации иностранного юридического лица не предусматривает наличие устава (учредительного договора), то представляется подтверждающий это законоположение документ, выданный уполномоченным органом в стране регистрации;

— решение иностранного юридического лица о создании представительства или филиала в Российской Федерации;

— оригинал и нотариально заверенная копия положения о представительстве или филиале иностранного юридического лица;

— рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо, с подтверждением его платежеспособности;

— нотариально заверенная копия генеральной доверенности о наделении руководителя представительства или филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации необходимыми полномочиями;

— нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ФГУ ГРП при Минюсте России;

— карточка сведений о филиале иностранного юридического лица.

В ряде случаев для аккредитации представительства требуется предоставление рекомендательных писем российских деловых партнеров (не менее двух писем).

Иностранные документы принимаются регистрирующим органом только с подлинными отметками о консульской легализации, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным нотариально либо в консульском загранучреждении переводом на русский язык. Данные документы в зависимости от их вида действительны от 6 месяцев до одного года с даты выдачи.

По завершении процедуры аккредитации представительству или филиалу выдается разрешение на открытие, которое, как правило, оформляется в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. При необходимости срок оформления разрешения может быть сокращен до 5 рабочих дней.

Только Государственной регистрационной палатой при Минюсте России одновременно с аккредитацией представительство или филиал вносятся в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств (филиалов) иностранных компаний. Внесение в реестр обязательно для всех представительств независимо от того, когда и при какой организации они аккредитованы.

В необходимых случаях при открытии филиала или представительства производится аккредитация работников. При осуществлении филиалом лицензируемой предпринимательской деятельности он должен получить соответствующие лицензии.

Представительства и филиалы иностранных организаций подлежат постановке на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности (ст. 83 НК РФ, приказ Минфина России от 30.09.10 г. № 117н). Требования к процедуре постановки на налоговый учет представительств и филиалов одинаковы. Заявление о постановке на учет в налоговом органе с необходимыми документами, перечисленными в п. 4 приказа Минфина России от 30.09.10 г. № 117н, по установленной форме подается не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории Российской Федерации.

Датой постановки на учет в налоговом органе является дата создания соответствующего представительства и филиала иностранной организации, указанная в заявлении о постановке на учет иностранной организации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Представительства и филиалы иностранных компаний также подлежат постановке на учет во внебюджетных фондах. Для постановки на учет в каждый из фондов предоставляются документы по установленному перечню.

Чем отличается филиал от представительства юридического лица в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here